Основные педагогические условия учебно-воспитательного процесса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Личность учителя

На формирование у детей интереса к знаниям и к процессу их приобретения по предмету химии влияют такие факторы, как содержание учебного материала, умелое сочетание различных методов, приемов и средств обучения, эрудиция учителя, использование различной наглядности, экспериментов, технических средств обучения и т.п. Широкое привлечение учащихся к активной познавательной деятельности на уроке является одним из важнейших путей формирования у детей интереса к учению [38].

Влияние мастерства учителя на познавательный интерес учащихся – неоспоримый факт, подтверждаемый всей многовековой историей школы, современными исследованиями и повседневной практикой учителей, которая обнажает единство и взаимообусловленность высокого качества обучения и систематического укрепления познавательных интересов [20].

Основная цель учителя – добиваться, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся и приобретению ими навыков самостоятельного пополнения знаний, готовить к труду и продолжению образования в специальной школе [39].

Мастерство учителя выражается, прежде всего, в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся. Настоящий учитель сумеет по-особому подойти к ученику, зажечь мысль, взволновать его.

Искусство учителя особенно проявляется в умении учить на уроках. Опытный педагог добивается от учеников усвоения программного материала именно на уроке. Еще одним важным показателем мастерства является умение активизировать обучаемых, развивать их способности, самостоятельность, пытливость. Учитель-мастер должен обладать даром заставлять думать на уроке, используя разнообразные методы для активизации процесса обучения. Немаловажная роль отводится умению эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения, формировать у школьника высокую нравственность, чувство патриотизма, трудолюбие, самостоятельность.

Задача учителя – найти путь к выработке положительных эмоций в самом процессе учения. Это простые приемы: смена методов работы, эмоциональность, активность учителя, интересные приемы, остроумные замечания и т.п. Нельзя повторяться, нужно находить новые оригинальные способы. Эти приемы дают не только временный успех, они способствуют симпатии к учителю, решают главную задачу – вырабатывают устойчивый, постоянный интерес к предмету [22].

По окончании девятилетней или средней школы учащиеся должны достичь перспективной цели. Хорошо налаженная профессиональная работа помогает им правильно выбрать свой жизненный путь. Преподаватель каждого учебного предмета, зная склонности, способности, интересы детей, проявляющиеся как на уроке, так и во внеклассной работе, направляет, ориентирует их на выбор профессии. Но при этом очень важно, чтобы учащиеся осознали: каждая профессия, которой они намереваются овладеть в будущем, требует прочных, глубоких и сознательных знаний, навыков и умений по основам наук в объеме средней школы, умственного развития и высокой культуры [38].

 

Средства обучения

Средства обучения – это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний [40].

Среди многочисленных средств обучения, используемых в учебно-воспитательном процессе, центральное место занимает учебник, которым учащиеся пользуются самостоятельно. В учебнике содержится полный объем материала, необходимого для усвоения программы, а также некоторые методы и средства обучения. На этом основании учебник называют обучающей системой, выполняющей образовательную, воспитательную, развивающую функции.

В сложной системе обучения химии учебник занимает важное место. Большинство методистов и дидактов относят его к средствам обучения, но его роль гораздо более значительна, чем роль таблиц, экранных пособий, приборов и т.д. В учебнике отражено содержание химических знаний в объеме школьного образования. Учебник формирует мировоззрение учащихся, сообщая им определенные методические знания и философские идеи, обеспечивает развитие умственной деятельности учащихся, формирование химических и учебных умений и навыков. В учебнике последовательно реализуются все требования комплексного подхода, которые предъявляются к обучению. В нем присутствуют все структурные элементы, которые присущи обучению химии в целом: содержание предмета химии, методы и средства обучения и элементы организации учебной деятельности учащегося.

В учебнике используются такие методические подходы, как проблемный, объяснительно-иллюстративный и пр. Использование в учебниках рассказов и объяснений, рисунков, изображений, например, шаростержневых и масштабных моделей молекул веществ, чертежей приборов, таблиц, графиков свидетельствует о том, что многие методы и средства обучения нашли свое отражение в учебниках [4].

Очень большое значение для учащихся имеет оформление учебника. Оно оказывает эмоциональное воздействие, что очень существенно. В последнее время оно в значительной степени улучшилось. Примером может служить оформление учебника авторов Е.Е. Минченкова, Т.В. Смирновой, Л.С. Зазнобиной [41].

Рисунки в учебнике несут не только функциональную нагрузку, обеспечивая лучшее усвоение материала, они еще и «работают» на формирование эстетических чувств школьников и составляют около 15% объема учебников.

Несмотря на особую роль в обучении, учебник, несомненно, является средством обучения и как таковое представляет собой материальный объект [4].

К методическим средствам формирования и развития внутренней мотивации изучения химии можно отнести и дидактические игры. Их роль, в первую очередь, заключается в создании комфортной атмосферы учебно-воспитательного процесса.

Целесообразное использование всего комплекса методических средств позволяет добиваться положительных результатов в планомерном развитии внутренней мотивации изучения химии и учащихся учреждений системы начального профессионального образования [42].

 

Социализация

Социализация имеет некоторые общие характеристики с развивающим воспитанием. Эффективно осваиваются социальные нормы поведения и культурные ценности под влиянием авторитетного взрослого. Социальное взаимодействие с ним ведет к присвоению социального опыта путем воспроизведения культурных потребностей, желаний, сопровождаемых соображениями престижа, выгоды, необходимости повиновения [40].

Есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Естественно, человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.

Огромное влияние на развитие человека оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые и решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Нравственные и социальные качества личности закладываются в семье [22].

Родители, особенно у подростка, возбуждают положительную мотивацию, ориентированную на будущую профессию. Родители могут в этом помочь, посоветовать [40].

Семья является своеобразным микроколлективом, играющую существенную роль в воспитании личности [18].

Выбор профессии в значительной мере обусловлен общественным мнением в отношении тех или иных видов труда. Роль радио, телевидения, печати, очевидно, должна заключаться в первую очередь в том, чтобы формировать правильное общественное мнение в отношении более нужных для народного хозяйства профессий, популяризировать их среди населения, заинтересовать в них молодежь.

Профориентация теснейшим образом связана с вопросами трудоустройства и планами набора в профессиональные учебные заведения. Между учреждениями народного образования и органами трудоустройства следует установить то сотрудничество, которое может дать школе четкую перспективу для воспитательной работы с целью подготовки учащихся к выбору профессий, нужных данному региону (городу, области, республике) [3].



Дата: 2019-07-30, просмотров: 193.