Средний школьный возраст характеризуется объективными изменениями условий жизни ребенка: увеличивается число учебных предметов, появляется несколько учителей, усложняется материал школьных программ.
Выделим особенности подростка, способствующие становлению мотивации учения и препятствующие этому. Благоприятными особенностями мотивации в этом возрасте являются:
· нежелание считать себя ребенком, стремление занимать новую жизненную позицию по отношению к миру, другому человеку, к себе;
· общая активность подростка, его готовность включаться в разные виды деятельности со взрослыми и сверстниками;
· стремление подростка на основе мнения другого человека (сверстника, учителя) осознать себя как личность, потребность в самовыражении и самоутверждении;
· стремление подростка в самостоятельности;
· увеличение широты и разнообразия интересов (расширение кругозора), сочетающееся с появлением большей их избирательности, дифференцированности;
· возрастание определенности и устойчивости интересов;
· развитие на основе этих качеств специальных способностей подростков.
Психологи отмечают, что в среднем школьном возрасте умственная активность сочетается с возрастающей самостоятельностью и ярко обнаруживается в широте склонностей. У детей и подростков общая умственная активность заметно опережает развитие специальных интересов и способностей.
Особенности негативной мотивации к учению у подростка вызваны рядом причин:
· отсутствие понимания связи учебных предметов, изучаемых в школе, с возможностью использования их в будущем снижает положительное отношение к учению;
· избирательный интерес к одним учебным предметам может препятствовать интересу к другим предметам;
· широта интересов может приводить к их поверхностности и разбросанности;
· неустойчивость интересов приводит к их смене, чередованию;
· мотивы положительного отношения осознаются лучше, чем мотивы отрицательного отношения.
Прежде всего, у подростка укрепляются широкие познавательные мотивы, интерес к новым знаниям. Причем в этом возрасте у большинства школьников интерес к фактам сменяется интересом к закономерностям. Психологи подчеркивают, что подростковый возраст сензитивен, то есть очень благоприятен для развития познавательных интересов, которые возникают в той или иной мере у всех детей, а не только у детей, обладающих исключительными способностями. Развитию широких познавательных мотивов способствуют в этом возрасте многие виды внеклассных и внешкольных увлечений (кружки, секции и др.).
В подростковом возрасте продолжают развиваться и мотивы самообразования. Задачи самообразования становятся более конкретными, причем нередко на первый план выходят близкие цели – сдать экзамены или зачеты, поступить в кружок с перспективными целями выбора профессии и развитие личности в целом. Способами осуществления самообразования здесь являются выборочное и довольно систематическое чтение новых источников, усвоение новой информации и одновременно максимальное использование материала школьной программы.
Процесс развития самосознания, характерный для подросткового возраста, захватывает и собственно мотивационную сферу. Подросток вплотную подходит к задаче осознания своей мотивации. Причем вначале осознание своих мотивов и целей осуществляется через их сопоставление с мотивами и целями своих товарищей, поэтому так плодотворны коллективные и групповые формы работы в этом возрасте.
К концу подросткового возраста складывается умение ставить перспективные цели, связанные с будущим. Все это свидетельствует о том, что подросток в значительной степени становится субъектом своей учебной деятельности и своих волевых процессов.
Резервами становления мотивации в среднем школьном возрасте является устойчивый интерес к выявлению обобщенных закономерностей в учебном предмете и к способам добывания знаний, интерес к совместным коллективным формам учебной работы и интерес школьников к использованию результатов учебной работы в социально значимых видах деятельности. Это является основой зрелых форм познавательных и социальных мотивов в этом возрасте.
Мобилизация резервов мотивации учения в подростковом возрасте является важным условием подготовки школьников к дальнейшему осуществлению среднего образования – в старших классах школы, в средних специальных заведениях. Трудно переоценить значение этой работы для успешного осуществления всеобщего среднего образования в нашей стране. Уровень сформированности мотивов социальной отдаче имеет большое значение для готовности подростков к поступлению в ПТУ, техникумы, для наиболее эффективного включения в общественную практику, в различные отрасли народного хозяйства страны.
1.2.5 Мотивация учения в старшем школьном возрасте
Старший школьный возраст характеризуется следующими объективными изменениями в жизни школьника: близким завершением среднего образования; необходимостью выбора профессии; исходящими от взрослых требованиями отдачи обществу всего того, что получили ученики в школе; объективными свидетельствами взрослости; столкновением с новыми формами обучения (семинары, зачеты, …) и т.д.
Столкновению мотивации учения в этом возрасте содействует ряд особенностей старшеклассника:
· потребность в жизненном самоопределении и обращенность планов в будущем, осмысление с этих позиций настоящего;
· тенденция к осознанию школьником своего мировоззрения как сплава социальных и познавательных мотивов, ориентаций;
· потребность самосознания себя как целостной личности, оценке своих возможностей в выборе профессии, в самосознании своей жизненной позиции;
· необходимость самоограничения как обратной стороны самоопределения;
· интерес ко всем формам самообразования;
· четко выраженный избирательный характер мотивов и целей под углом зрения выбора профессии;
· устойчивость интересов, их относительная независимость от мнения окружающих.
Становление мотивации учения в старшем школьном возрасте затрудняет:
· устойчивый интерес к одним предметам в ущерб усвоения других предметов;
· неудовлетворенность однообразием форм учебных занятий, отсутствием творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности;
· отрицательное отношение к формам жесткого контроля со стороны учителя;
· сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути (например, по аналогии с товарищем);
· недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями на пути их реализации.
Все исследователи интересов в этом возрасте отмечают большую избирательность познавательных мотивов, причем она продиктована интересом к учебному предмету, как у подростков, и выбором профессии.
Существенно развиваются мотивы и способы самообразовательной деятельности. На этом этапе самообразования доминируют далекие цели, связанные с жизненными перспективами, выбором профессии и самовоспитанием.
Если проследить в целом качественное изменение социальных и познавательных мотивов в старшем школьном возрасте, то можно выделить следующие принципиальные сдвиги в их развитии. К концу старшего школьного возраста осуществляется взаимовлияние и взаимопроникновение социальных и познавательных мотивов, уменьшение или отсутствие конфликта между ними, что объясняется все большей соотнесенностью школьниками личных познавательных установок с требованиями общества.
Мотивы самообразования сливаются с мотивами самовоспитания свойств личности и отдачи обществу. В целом это способствует гармоническому развитию личности старшеклассника.
Самоопределение в ходе выбора профессии и построения планов своей жизни требует и самоограничения, а это значит, что школьник должен уметь наложить внутренний запрет на некоторые цели, их постановку и реализацию.
Как и все возрасты, старший школьный возраст имеет резервы воспитание мотивации. Актуальным для современной школы является воспитание следующих мотивов:
· продолжение образования независимо от формы, в которой оно будет осуществляться (образование в очном, заочном, вечернем обучении, самообразование в ходе профессиональной деятельности);
· достижение компетентности – соответствия своей осведомленности, общих профессиональных качеств личности требованиям профессиональной деятельности.
Наличие таких мотивов обеспечит перспективу полноценного и гармоничного развития выпускников школы, их готовность к будущей профессиональной и социальной жизни.
Старший школьный возраст – это возраст, когда школьник получает путевку в жизнь, когда подводится итог результатам обучения и воспитания в школе за все десять лет, происходит проверка возможностей молодого человека, его трудовой и гражданской зрелости. Главное содержание мотивации в этом возрасте – овладеть приемами учения и самообразования, формами взаимодействия с другим человеком для подготовки к будущей профессии.
К концу старшего школьного возраста развитие мотивационной сферы, конечно, не заканчивается. Исследования свидетельствуют об изменении мотивов учения в студенческом возрасте. Безусловно, мотивы самообразования совершенствуются в ходе профессиональной деятельности человека в течение всей его жизни. У взрослого человека формирование мотивационной сферы во многом становится задачей самовоспитания [21].
Дата: 2019-07-30, просмотров: 322.