Развитие мотивации школьников при изучении химии в условиях перехода к профильному обучению
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кафедра Химии и биохимии

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Развитие мотивации школьников при изучении химии в условиях перехода к профильному обучению

 

Студент _________________________________________С.В. Жигалева

 

Руководители ____________________________________Э.Ю. Керимов

_________________________________________С.С. Качалина

 

К защите допустить. Протокол №____ от «_____»__________________2005 г.

 

Зав. кафедрой химии и биохимии ______________________М.Т. Генгин

 

 

Пенза, 2005 г.



Содержание

 

Введение

Глава 1. Обзор литературы

1.1 Профильное обучение

1.1.1. Этапы профильного обучения

1.1.2. История возникновения профильного обучения

1.1.3. Развитие профильного обучения в дидактике

1.1.4. Развитие профильного обучения при преподавании химии

1.1.5. Реформа профильного обучения

1.2. Особенности формирования мотивация к изучению предмета

1.2.1. Понятие мотивации в психологии

1.2.2. Мотивация как фактор, влияющий на учебную активность школьника

1.2.3. Возрастные особенности школьников при развитии мотивации

1.2.4. Мотивация учения в среднем школьном возрасте

1.2.5. Мотивация учения в старшем школьном возрасте

1.3. Основные педагогические условия учебно-воспитательного  процесса

1.3.1. Личность учителя

1.3.2. Средства обучения

1.3.3. Социализация

Глава 2. Методы исследования

2.1. Неэксперементальные методы

2.1.1. Наблюдение

2.2. Эмпирические методы

2.2.1. Анкетирование

2.2.2. Беседа с учителем

2.3. Анализ успеваемости, качества знаний и степени обученности учащихся

2.4. Теоретические методы

Глава 3. Изучение влияния педагогических условий на степень сформированности мотивации у школьников предпрофильных классов

3.1. Оценка степени сформированности мотивации к изучению химии у учащихся предпрофильных классов

3.2. Анализ влияния педагогических условий на формирование мотивации к изучению химии в предпрофильных классах

Глава 4. Практические рекомендации по развитию мотивации к изучению химии

Выводы

Литература

Приложение 1. Вопросы к беседе с учителем

Приложение 2. Вопросы анкеты учащихся

Приложение 3. Внеклассное мероприятие по химии в 7 классе



Введение

 

В условиях реформирования школьной системы образования, то есть в условиях перехода её на профильное обучение, школьникам уже в 9 классе приходится решать вопрос о выборе соответствующего профиля и, в конечном счете, о выборе будущей профессии.

Поэтому проблема формирования у школьников мотивации к изучению того или иного предмета в период предпрофильного обучения становится актуальной и важной задачей.

Своевременно сформированная мотивация снимает с учащихся напряжение, связанное с необходимостью выбора того или иного профиля, и сделает этот выбор осмысленным и оптимальным. Известно, что на формирование мотивации оказывают значительное влияние педагогические условия (профессиональные и личностные качества учителя, использование различных средств обучения, родители, социальная востребованность профессии и др.).

Исходя из вышеперечисленного, целью настоящей работы является выявление зависимости сформированности мотивации учащихся к изучению химии от педагогических условий организации педагогического процесса.

Для реализации цели дипломной работы были поставлены следующие задачи:

1. Выявить наиболее значимые педагогические условия, определяющие мотивацию к изучению химии у учащихся девятых предпрофильных классов.

2. Раскрыть составляющие фактора наиболее значимых педагогических условий.

Исследование осуществлялось в несколько этапов:

1. Теоретический этап: анализ психолого-педагогической литературы, разработка анкеты как основы исследования.

2. Экспериментальный этап: организация и проведение педагогического исследования с целью выявления сформированности мотивации у школьников при изучении химии в условиях перехода к профильному обучению.

3. Заключительный этап: сбор, обработка, анализ, интерпретация и обобщение результатов педагогического эксперимента, формулирование выводов.

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе впервые выявлены особенности влияния педагогических факторов на формирование мотивации в условиях перехода на профильное обучение.

Практическая значимость: результаты работы могут быть полезны в системе среднего образования для повышения эффективности организации учебного процесса.

Апробация работы. Работа была апробирована на научной студенческой конференции (19 апреля 2005 года) ПГПУ им. В.Г. Белинского.

 



Глава 1. Обзор литературы

 

Профильное обучение

 

Этапы профильного обучения

Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, то есть, ставится задача создания системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом потребностей рынка труда. Для реализации этой задачи необходимо отработать и ввести глубокую систему профилей обучения в старшей школе, в том числе путем кооперации старшей ступени школы с учреждением начального, среднего и высшего профессионального образования [1].

Переход к профильному обучению преследует следующие цели:

· обеспечить углубленное изучение отдельных общеобразовательных предметов;

· создать условия для дифференциации и индивидуализации обучения, выбор учащимися разных категорий индивидуальных общеобразовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;

· расширить возможности социализации учащихся;

· обеспечить преемственность общего и профессионального образования, устранить недостатки довузовской подготовки [7].

В новой системе школьного образования выделяют следующие этапы:

· пропедевтический;

· предпрофильный;

· профильный.

 

Личность учителя

На формирование у детей интереса к знаниям и к процессу их приобретения по предмету химии влияют такие факторы, как содержание учебного материала, умелое сочетание различных методов, приемов и средств обучения, эрудиция учителя, использование различной наглядности, экспериментов, технических средств обучения и т.п. Широкое привлечение учащихся к активной познавательной деятельности на уроке является одним из важнейших путей формирования у детей интереса к учению [38].

Влияние мастерства учителя на познавательный интерес учащихся – неоспоримый факт, подтверждаемый всей многовековой историей школы, современными исследованиями и повседневной практикой учителей, которая обнажает единство и взаимообусловленность высокого качества обучения и систематического укрепления познавательных интересов [20].

Основная цель учителя – добиваться, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся и приобретению ими навыков самостоятельного пополнения знаний, готовить к труду и продолжению образования в специальной школе [39].

Мастерство учителя выражается, прежде всего, в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся. Настоящий учитель сумеет по-особому подойти к ученику, зажечь мысль, взволновать его.

Искусство учителя особенно проявляется в умении учить на уроках. Опытный педагог добивается от учеников усвоения программного материала именно на уроке. Еще одним важным показателем мастерства является умение активизировать обучаемых, развивать их способности, самостоятельность, пытливость. Учитель-мастер должен обладать даром заставлять думать на уроке, используя разнообразные методы для активизации процесса обучения. Немаловажная роль отводится умению эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения, формировать у школьника высокую нравственность, чувство патриотизма, трудолюбие, самостоятельность.

Задача учителя – найти путь к выработке положительных эмоций в самом процессе учения. Это простые приемы: смена методов работы, эмоциональность, активность учителя, интересные приемы, остроумные замечания и т.п. Нельзя повторяться, нужно находить новые оригинальные способы. Эти приемы дают не только временный успех, они способствуют симпатии к учителю, решают главную задачу – вырабатывают устойчивый, постоянный интерес к предмету [22].

По окончании девятилетней или средней школы учащиеся должны достичь перспективной цели. Хорошо налаженная профессиональная работа помогает им правильно выбрать свой жизненный путь. Преподаватель каждого учебного предмета, зная склонности, способности, интересы детей, проявляющиеся как на уроке, так и во внеклассной работе, направляет, ориентирует их на выбор профессии. Но при этом очень важно, чтобы учащиеся осознали: каждая профессия, которой они намереваются овладеть в будущем, требует прочных, глубоких и сознательных знаний, навыков и умений по основам наук в объеме средней школы, умственного развития и высокой культуры [38].

 

Средства обучения

Средства обучения – это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний [40].

Среди многочисленных средств обучения, используемых в учебно-воспитательном процессе, центральное место занимает учебник, которым учащиеся пользуются самостоятельно. В учебнике содержится полный объем материала, необходимого для усвоения программы, а также некоторые методы и средства обучения. На этом основании учебник называют обучающей системой, выполняющей образовательную, воспитательную, развивающую функции.

В сложной системе обучения химии учебник занимает важное место. Большинство методистов и дидактов относят его к средствам обучения, но его роль гораздо более значительна, чем роль таблиц, экранных пособий, приборов и т.д. В учебнике отражено содержание химических знаний в объеме школьного образования. Учебник формирует мировоззрение учащихся, сообщая им определенные методические знания и философские идеи, обеспечивает развитие умственной деятельности учащихся, формирование химических и учебных умений и навыков. В учебнике последовательно реализуются все требования комплексного подхода, которые предъявляются к обучению. В нем присутствуют все структурные элементы, которые присущи обучению химии в целом: содержание предмета химии, методы и средства обучения и элементы организации учебной деятельности учащегося.

В учебнике используются такие методические подходы, как проблемный, объяснительно-иллюстративный и пр. Использование в учебниках рассказов и объяснений, рисунков, изображений, например, шаростержневых и масштабных моделей молекул веществ, чертежей приборов, таблиц, графиков свидетельствует о том, что многие методы и средства обучения нашли свое отражение в учебниках [4].

Очень большое значение для учащихся имеет оформление учебника. Оно оказывает эмоциональное воздействие, что очень существенно. В последнее время оно в значительной степени улучшилось. Примером может служить оформление учебника авторов Е.Е. Минченкова, Т.В. Смирновой, Л.С. Зазнобиной [41].

Рисунки в учебнике несут не только функциональную нагрузку, обеспечивая лучшее усвоение материала, они еще и «работают» на формирование эстетических чувств школьников и составляют около 15% объема учебников.

Несмотря на особую роль в обучении, учебник, несомненно, является средством обучения и как таковое представляет собой материальный объект [4].

К методическим средствам формирования и развития внутренней мотивации изучения химии можно отнести и дидактические игры. Их роль, в первую очередь, заключается в создании комфортной атмосферы учебно-воспитательного процесса.

Целесообразное использование всего комплекса методических средств позволяет добиваться положительных результатов в планомерном развитии внутренней мотивации изучения химии и учащихся учреждений системы начального профессионального образования [42].

 

Социализация

Социализация имеет некоторые общие характеристики с развивающим воспитанием. Эффективно осваиваются социальные нормы поведения и культурные ценности под влиянием авторитетного взрослого. Социальное взаимодействие с ним ведет к присвоению социального опыта путем воспроизведения культурных потребностей, желаний, сопровождаемых соображениями престижа, выгоды, необходимости повиновения [40].

Есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Естественно, человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.

Огромное влияние на развитие человека оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые и решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Нравственные и социальные качества личности закладываются в семье [22].

Родители, особенно у подростка, возбуждают положительную мотивацию, ориентированную на будущую профессию. Родители могут в этом помочь, посоветовать [40].

Семья является своеобразным микроколлективом, играющую существенную роль в воспитании личности [18].

Выбор профессии в значительной мере обусловлен общественным мнением в отношении тех или иных видов труда. Роль радио, телевидения, печати, очевидно, должна заключаться в первую очередь в том, чтобы формировать правильное общественное мнение в отношении более нужных для народного хозяйства профессий, популяризировать их среди населения, заинтересовать в них молодежь.

Профориентация теснейшим образом связана с вопросами трудоустройства и планами набора в профессиональные учебные заведения. Между учреждениями народного образования и органами трудоустройства следует установить то сотрудничество, которое может дать школе четкую перспективу для воспитательной работы с целью подготовки учащихся к выбору профессий, нужных данному региону (городу, области, республике) [3].



Неэксперементальные методы

 

Наблюдение

Наблюдение – один из наиболее часто используемых методов изучения мотивации учения. Цель наблюдения определяется общими задачами и гипотезами исследования. Цель наблюдения конкретизируется также регистрируемыми учителем показателями мотивации учения. В качестве таких показателей могут выступать, например, различные признаки активности учащихся на уроках: особенности учебной деятельности; характер вопросов к учителю, характер ответов учащихся (по собственному желанию или инициативе учителя, содержательные или только формальные и т.д.); общий уровень и избирательность познавательной активности на разных уроках [21].

Наблюдение как метод исследования мотивации может использоваться не только на уроке, но и во внеклассной работе. Объектом наблюдения в этом случае могут стать избирательность круга чтения: любимые увлечения и занятия во время досуга; участие по собственному желанию в различных кружках, секциях, факультативных занятиях; особенности поведения учащихся на экскурсиях, при посещении различных выставок, музеев и т.д. [20].

Этот метод использовался учителем для изучения мотивации к предмету химия. Наблюдение проводилось в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 66» г. Пензы (9 класс).

 



Эмпирические методы

 

2.2.1 Анкетирование

Анкетирование относится к опросным методам, которые проникли в педагогику из социологии и называются еще социологическими.

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами [22].

Анкетирование – также один из наиболее распространенных методов изучения мотивации учения. Обычно применяют три типа анкет: во-первых, анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление мотивировок и осознанных мотивов учащихся; во-вторых, анкеты селективного типа, где учащимся на каждый вопрос анкеты предлагают несколько готовых ответов, из которых учащиеся выбирают наиболее подходящий; в-третьих, анкеты-шкалы, в которых при ответе на вопросы учащиеся должны не просто выбирать наиболее правильный из готовых ответов, а прошкалировать, оценить в баллах правильность каждого из предлагаемых ответов. Между этими тремя типами анкет не существует принципиальных отличий, все они являются лишь различными модификациями метода анкетирования [21].

Анкетирование – это средство первой ориентировки в мотивах учения, средство предварительной разведки. Чтобы в какой-то мере компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, этот метод следует сочетать с использованием более содержательных непрямых методов, проводить повторные анкетирования, маскировать от учащихся подлинные цели опросов [23].

Таким образом, анкетирование – это наиболее часто применяемые методы изучения процессов обучения [22].

Этот метод использовался для выявления степени сформированности мотивации на изучение химии и для оценки влияния педагогических условий на формирование мотивации. Анкетирование проводилось по специально подготовленной анкете (см. Приложение 2). Анкетирование учащихся проводилось в 9-х классах МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 66» г. Пензы.

 

Беседа с учителем

Беседа относится к традиционным методам педагогических исследований. В беседах выявляются намерения, позиции, оценки людей. Исследователи всех времен в беседах получали такую информацию, какую никакими другими методами получить невозможно.

Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками проникнуть во внутренний мир собеседника. Беседы – очень сложный и не всегда надежный метод. Поэтому он применяется чаще всего как дополнительный для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании иных методов.

Чтобы повысить надежность результатов беседы и снять неизбежный оттенок субъективизма используют специальные меры. К ним относятся:

· обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных курсах и связях;

· варьирование вопросов, постановка их в удобной для собеседника форме;

· умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах [22].

Таким образом, планируя беседу, определяя ее цель, нужно построить ее так, чтобы возможно более полно использовать и непосредственные и опосредованные данные.

Беседа с учителем основывалась на заранее подготовленных вопросах (Приложение 1). Целью беседы являлось выяснение взгляда учителя на степень сформированности мотивации к изучению химии, выявить наиболее важные, с точки зрения учителя, педагогические факторы, обуславливающие успешное формирование мотивации.

Беседа проводилась с учителем химии МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 66» г. Пензы Махониной Верой Ивановной.

 

2.3 Анализ успеваемости, качества знаний и степени обученности учащихся

 

Как известно, наиболее общей характеристикой изменения успеваемости обучения до сих пор является так называемый процентный показатель успеваемости учащихся, который в последнее время часто используется в формулировке «процент обученности учащихся». Данный показатель учитывает процентное отношение учащихся, успевающих по определенной дисциплине на «4» и «5», к общему количеству учащихся, который рассчитывается по формуле:

 

,

 

где n5 – количество учащихся, занимающихся на оценку «5», n4 – количество учащихся, занимающихся на оценку «4», N – общее количество учащихся.

Для оценки успеваемости класса или группы школьников рассчитывается также процент успеваемости:

 

,


где n5 – количество учащихся, занимающихся на оценку «5», n4 – количество учащихся, занимающихся на оценку «4», n3 – количество учащихся, занимающихся на оценку «3», N – общее количество учащихся.

Таким образом, традиционным в школе становится отслеживание состояния успеваемости при помощи двух показателей: выполнение стандарта (процент успеваемости), качество знаний (процент качества знаний). Эти два показателя отражают степень обученности учащихся по одному предмету [33].

 


Теоретические методы

 

К теоретическим методам относятся анализ учебной деятельности и методической литературы. Нами была проанализирована педагогическая и психологическая литература, в том числе, литература периодической печати и материалы конференции по данной проблеме, а также методическая литература.



Выводы

 

1. Проведено комплексное психолого-педагогическое исследование, результатом которого стала оценка уровня сформированности мотивации школьников 9-х предпрофильных классов к изучению химии.

2. Разработана методика анкетирования и анкета для школьников 9-х предпрофильных классов, позволяющая оценить уровень сформированности мотивации к изучению химии, а также выявить степень значимости влияния педагогических условий на формирование мотивации.

3. Разработана инструкция беседы с учителем, позволяющая оценить составляющие компоненты одного из важнейших педагогических факторов – роли личностных и профессиональных качеств учителя.

4. Показано, что большинство учащихся имеют средний уровень мотивации к изучению химии и имеют, в основном, оценку по химии «5» или «4»; несколько меньшее число учащихся имеют низкий уровень развития мотивации к изучению химии и имеют оценку «4» или «3»; учащихся с высоким уровнем развития мотивации довольно мало.

5. Выявлено, что учащиеся предпрофильных классов всех трех уровней мотивации в качестве наиболее значимого фактора выделяют роль личностных и профессиональных качеств учителя.

6. Показано, что при рассмотрении влияния педагогических факторов на формирование мотивации у учащихся каждой из трех выделенных групп выявили некоторые отличия от общей картины.

7. Предложены рекомендации по повышению уровня развития мотивации к изучению химии.



Литература

 

1. Андреева Н.Д., Левченко А.Л. Профильное обучение: вчера, сегодня, завтра.// Биология в школе, 2004, №5. – С. 21-24.

2. Болотов В.А. Перспективы перехода школы на профильное обучение. //Воспитание школьников, 2004, №1. – С. 2-7.

3. Булкин А.П. Социокультурная динамика образования [Исторический опыт России] Дубна, 2001. – 198 с.

4. Ваулина Н.М. О мотивации изучения химии. //Химия, 2004, №2 – С. 53-59.

5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования, 2002, №4. – С. 5-22.

6. Гребенюк О.С. Общие основы педагогики: Учебник для вузов (О.С. Гребенюк, М.И. Рожков). – М.: Владос, 2003. – 160 с.

7. Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учебное пособие для вузов (Л.А. Григорович, Т.Д. Мэрцинковская). – М.: Гардэреки, 2003. – 432 с.

8. Джуринский А.А. История педагогики: Учебник для вузов. – М.: Владос, 2000. – 432 с.

9. Днепров Э.Д. современная школьная реформа в России. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.

10. Дьякович С.В., Кнозова Р.Н. Профориентация учащихся при обучении химии: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982. – 159 с.

11. Евстафьева Е.И. Развитие внутренней мотивации изучения химии. // Химия в школе, 2003, №2. – С. 33-40.

12. Ермаков Д. Профильное обучение: проблемы и перспективы. // Народное образование, 2004, №7. – С. 101-107.

13. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: Учебное пособие для студентов и слушателей фак. обществ. профессий. – М.: Просвещение, 1988. – 272 с.: ил.

14. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. – 2-е изд., доп. и дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.: ил.

15. Концепция профильного обучения. // Биология в школе, 2003, №7. – С. 27-31.

16. Кузнецова Н.Е., Гаркунов В.П. и др. Методика преподавания химии: Учебное пособие для студентов пед. институтов по хим. и биол. спец. – М.: Просвещение, 1984. – 415 с., ил.

17. Кузнецов А.И. Педагогический мониторинг как функциональный инструмент управления учебно-воспитательным процессом. // Завуч, 2000, №8. – С. 13-17.

18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982 (1975). (Мотивы, эмоции и личность: 189-206).

19. Малиновская Н. Развитие мотивации к профильному обучению с использованием элементов профессиональной ориентации. // Учитель, 2004, №2. – С. 13-17.

20. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.

21. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для чтения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.

22. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук. СССР. – М.: Педагогика, 1983. – 64 с.

23. Минченков Е.Е., Зазнобина Л.С., Смирнова Т.В. Химия -8. – М.: Школа-пресс, 1998. – 365 с., ил.

24. Мишина Л.Г. Химический вечер в школе как средство повышения интереса учащихся к предмету. // Химия, 2004, №2. – С. 71-78.

25. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов 7-ое издание, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 456 с.

26. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3-х книгах. – 4-ое издание. – М.: Гуманист. Издательский центр Владос, 2003 – кн. 2: Психология образования. – 608 с.

27. Общая психология: Учебник для студентов педагогических институтов. А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зимченко и др.; под ред. А.В. Петровского – 3-е изд.: пер. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 464 с., ил.

28. Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 191 с.

29. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.

30. Педагогический словарь в 3-х томах. Т: 1 А – Н. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1960. – 774 с.

31. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений, – 3-е издание, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 512 с.

32. Пинский А.А. Концепция профильного обучения: все идет по плану. // Народное образование, 2004, №1. – С. 55-58.

33. Подласый И.П. Педагогика: новый курс: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 2-х книгах. – М.: Гуманист. изд. Центр Владос, 2003. – кн. 1: Общие основы. Пресс обучение. – 576 с.

34. Ручкова Н.А., Мухамеджанова В.Ф. Практикум по курсу «Основы общей психологии». – Пенза.: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2004. – 108 с.

35. Чернобельская Г.М. Основы методики обучения химии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2122 «Химия». – М.: Просвещение, 1987. – 256 с., ил.

36. Чистякова С.Н. Проблемы и риски самоопределения старшеклассника в выборе профиля обучения // Профильная школа, 2004, №5. – С. 5-10.

37. Школа и выбор профессии. Под ред. А.Е. Голомштока и др. – М.: Просвещение, 1970. – 239 с.

38. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике – М.: Педагогика, 1971. – 352 с., ил.

39. Ярошевский М.Г. Психология в 20 столетии: Теоретические проблемы развития психологической науки. – 2-е изд. – М., 1974 (Фрейдизм и категория мотивации: 219 - 252).

 



Приложение 1

 

Вопросы к беседе с учителем

Инструкция по организации беседы.

Время проведения: 8 февраля 2005 года

Место проведения: г. Пенза, ул. Медицинская, 1а, шк. №66

Постановка проблемы:

Основные вопросы беседы:

1. Ф.И.О., стаж работы.

2. Имеются ли в школе предпрофильные и профильные курсы по различным направлениям?

3. Какие направления в работе предпрофильных курсов?

4. Как организована работа предпрофильных курсов в школе. Существует распределение профилей по

· классам,

· желанию,

· возрасту?

5. Каковы результаты Вашей деятельности по повышению мотивации учащихся?

6. Используете ли вы дополнительную литературу для развития мотивации учащихся?

7. С помощью, каких средств методов Вы добиваетесь развития мотивации ребенка в процессе обучения при работе с учебником?

8. Какие виды деятельности на уроке способствуют развитию мотивации учащихся?

9. Какие учебно-методические комплексы, на Ваш взгляд в лучшей степени влияют на развитие мотивации. Почему?

10. Какие методические пособия (если они есть) способствуют повышению мотивации?

11. Используете ли Вы авторские (адоптированные) разработки (программы и т.д.) для повышения мотивации?

12. Какие формы организации деятельности учащихся на уроке способствуют повышению мотивации?

13. Как часто и с какой целью проводится эксперимент?

14. Как часто и с какой целью проводится экскурсия?

15. Обмениваетесь ли вы опытом своей работы по повышению мотивации с другими учителями?

16. Какую роль отводите работе с родителями с точки зрения данной проблемы?

17. Используете ли Вы в своей работе компьютер с целью увеличения мотивации учащихся?



Приложение 2

 

Вопросы анкеты учащихся

Дорогой друг! Ответив на вопросы этой анкеты, ты сможешь облегчить свое изучение химии в дальнейшем. Отвечай на вопросы только «да» или «нет». Укажи фамилию, имя полностью.

Блок А

1. Я хочу связать свою жизнь с химией.

2. При изучении химии я не испытываю никаких трудностей.

3. Я с большим интересом решаю усложненные задачи по химии из сборника для поступающих в вузы.

4.  Я выберу профессию, не связанную с химией.

5. Я постоянно посещаю факультативы по химии.

6. Я принимаю участие в городских олимпиадах школы по химии.

7. Я хочу, чтобы моя будущая профессия была связана с химией.

8. Обычно я ленюсь делать домашние задания по химии.

9. При выполнении домашней работы мне не понятно заданий больше половины.

10. Я регулярно участвую в химических олимпиадах в школе.

11. Я участвую в научных конференциях по химии в школе.

12. Я выполняю домашнее задание по химии (устные и письменные) регулярно.

13. Я редко хожу на факультативные занятия по химии.

14. Мне нравится самому «химичить» и я делаю это в школе, дома, на даче и т.д.

15. Я участвую в областных олимпиадах по химии и более высокого уровня.

16. Дома у меня есть своя химическая лаборатория.

17. Я посещаю факультативные занятия по другим предметам.

18. Мне скучно на уроках химии.

19. Я занимаюсь научно-исследовательской работой по химии под руководством преподавателя.

20. Дома у меня есть хорошая химическая библиотека.

21. При поступлении в вуз мне нужно будет сдавать химию.

22. Я хочу поступить в химический вуз на химический факультет

23.  Я хочу поступить в нехимический вуз, где мне придется сдавать химию.

24. Дома у меня есть книги по химии в основном по школьной программе.

25. При изучении некоторых тем по химии я использую вузовские учебники, химические энциклопедии и другую специальную литературу.

26. У меня дома есть несколько вузовских учебников по химии.

27. Я с удовольствием читаю химическую литературу.

28. Решение задание по химии и чтение химической литературы доставляет мне удовольствие.

29. Я хочу поступить в вуз, не связанный с химией.

30. Я выписываю издания периодической печати по химии.

Блок Б

31. Интерес к химии мне привил учитель.

32. Химией мне посоветовали заняться родители.

33. Меня полностью устраивает учебник химии.

34. Мне все понятно при объяснении нового материала учителем.

35. Я считаю, что в нашем городе можно устроиться работать по химической специальности.

36. В учебнике химии есть темы, которые я не могу разобрать самостоятельно.

37. Я не могу разобраться с учебным материалом без помощи учителя.

38. Я хотел бы в дальнейшем учиться в другом городе (вузе, техникуме, в том числе и в химическом)

39. Учебник химии плохо проиллюстрирован.

40. Мы всегда можем подойти к учителю после урока за разъяснением непонятных моментов.

41. В Пензе, Пензенской области хорошо развита химическая промышленность.

42. Весь материал в учебнике химии, по которому я занимаюсь, изложен понятно.

43. Учитель (в том числе и по химии) должен быть требовательным.

44. Я считаю, что в нашем городе можно устроиться по химической специальности.

45. Мне нравится проводить лабораторные работы на уроке.

46. Оценку «5» заработать по химии очень сложно.

47. Я в семье один ребенок.

48. Учебник химии хорошо проиллюстрирован.

49. Я хожу на дополнительные занятия (в том числе на факультатив, кружки и др.) к моему учителю химии.

50. Я живу с одним из родителей.

51. Мне не нравится как изложен материал в учебнике химии.

52. Мне нравится предмет, так как нравится учитель.

53. Мне кажется, что тяжело устроиться на высокооплачиваемую работу по специальности химии.

54. Мне нравится химия, так как показывают демонстрационные опыты.

55. Учитель по химии всегда проверит выполнение домашней работы.

56. Я информирован, какие есть вузы в г. Пензе и по каким специальностям они готовят специалистов.

57. Мне нравится, когда на уроке нам показывают различные модели строения элементов, атомов….

58. Учитель разбирает с классом непонятные задания.

59. Родители равнодушны к моим школьным успехам.

60. Я не могу самостоятельно разобраться с новым материалом по химии.

61. Мне нравится как учитель ведет уроки химии.

62. Мнение родителей и мое по поводу дальнейшей профессии совпадают.

63. Я могу самостоятельно разобраться с новым материалом по химии.

64. Учитель организует свою работу так, что мы работаем только на уроке.

65. Родители высказывают свой совет по поводу будущей профессии.

66. Мне интересны иллюстрации в учебнике химии.

67. Наш учитель химии не ставит оценку «2».

68. Мои родители имеют химическое образование (высшее, техническое, педагогическое, медицинское) (или один из родителей).

69. Мне на уроке химии нравится только смотреть различные опыты.

70. Учитель по химии очень скуп на оценки.

71. Родители не советуют заниматься мне химией.

72. Мне не нравятся лабораторные занятия на уроке химии.

73. На уроке у нас идеальная дисциплина.

74. Родители всегда поддерживают мои увлечения по школьным предметам (в частности химии)

75. Меня не устраивает учебник по химии.

76. На уроке у нас царит творческая атмосфера.

77. Мне безразлично по какой специальности работать, лишь была бы высокооплачиваемая работа.

78. При подготовке домашнего задания я использую дополнительную литературу.

 

Вид опросного листа

№ вопроса Да Нет
1. +  
2. +  
  -
77. +  

 

Ключ к анкете

Блок А

 

«Да»

1 (2б) 11 (2б) 19 (2б) 26 (1б)
2 (1б) 12 (1б) 20 (2б) 27 (2б)
5 (1б) 13б (1б) 21 (1б) 28 (2б)
6 (2б) 14 (3б) 22 (2б) 29 (2б)
7 (2б) 15 (2б) 23 (1б) 30 (2б)
10 (2б) 16 (3б) 25 (2б)  

 

«Нет»

4 (1б) 9 (1б) 17 (2б) 24 (2б)
8 (1б) 13а (1б) 18 (2б)  

 

Критерии оценки уровня сформированности мотивации по результатам анкетирования (Блок А)

Низкая мотивация Средняя мотивация Высокая мотивация
0-14 баллов 15-29 баллов 32-48 баллов

 

Блок Б

Если ответ учащихся совпадает с номером ответа «да» или «нет», то ставится 1 балл.

 

«Да»

31 42 52 62 73
32 43 53 63 74
33 45 54 65 76
34 46 55 66 77
35 47 56 68 78
37 48 57 69  
38 49 58 71  
40 50 61 72  

 

«Нет»

36 41 59 64 70
39 51 60 67 75

 



Приложение 3

Приложение 4

 

Вопросы анкеты учащихся (9 класс)

Дорогой друг!

Ответив на вопросы этой анкеты, ты в значительной степени поможешь учителям школы сделать обучение химии более эффективным и интересным.

Пожалуйста, укажи свой возраст и пол.

_________ лет. муж \ жен

I. Ты выбрал предмет химия в качестве профильного обучения потому что: (выбери 5 ответов по убыванию их значимости).

1.  Мне очень интересен, нравится этот предмет.

2. У нас самый замечательный, профессиональный учитель химии.

3. Родители посоветовали (заставили).

4. Его выбрали мои друзья, а я как они.

5. Химию мне придется сдавать при поступлении в ВУЗ.

6. Хочу, чтобы моя будущая профессия была связана с химией.

7. Мечтаю стать учителем химии.

8. У меня есть хорошие способности к изучению химии.

9. Свой вариант ответа.

II. Что тебе нравится на уроке химии больше всего? (выбери 3 по убыванию их значимости)

1. Объяснение материала учителем.

2. Самостоятельная работа.

3. Хорошая эмоциональная обстановка в классе

4. Другие формы (указать какие).

III. Проводятся ли для Вас на уроке химии лабораторные работы?

1. Да.

2. Нет.

3. Редко.

IV. Показывает ли Вам учитель демонстрационный опыт?

1. Да, всегда.

2. Нет, очень редко.

3. Иногда.

V. Проводит ли учитель занятия по химии в нетрадиционной форме (игра, пресс-конференция)?

1. Да.

2. Нет.

3. Затрудняюсь ответить.

VI.Ваш учитель по химии чаще всего работает:

1. сразу со всем классом,

· устно,

· письменно.

2. с группой учащихся

· хорошо успевающими,

· неуспевающими.

3. с кем-то одним?

VII. Какой метод на уроке использует учитель для объяснения материала на уроке химии.

1. объяснительно-иллюстративный

2. частично-поисковый

3. исследовательского характера

4. проблемный

VIII. Участвуете ли вы в научных конференциях, олимпиадах по химии?

1. Да

2.  Нет

IX. Участвуете ли вы в химических олимпиадах школы по химии?

1. Да

2.  Нет

Кафедра Химии и биохимии

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Развитие мотивации школьников при изучении химии в условиях перехода к профильному обучению

 

Студент _________________________________________С.В. Жигалева

 

Руководители ____________________________________Э.Ю. Керимов

_________________________________________С.С. Качалина

 

К защите допустить. Протокол №____ от «_____»__________________2005 г.

 

Зав. кафедрой химии и биохимии ______________________М.Т. Генгин

 

 

Пенза, 2005 г.



Содержание

 

Введение

Глава 1. Обзор литературы

1.1 Профильное обучение

1.1.1. Этапы профильного обучения

1.1.2. История возникновения профильного обучения

1.1.3. Развитие профильного обучения в дидактике

1.1.4. Развитие профильного обучения при преподавании химии

1.1.5. Реформа профильного обучения

1.2. Особенности формирования мотивация к изучению предмета

1.2.1. Понятие мотивации в психологии

1.2.2. Мотивация как фактор, влияющий на учебную активность школьника

1.2.3. Возрастные особенности школьников при развитии мотивации

1.2.4. Мотивация учения в среднем школьном возрасте

1.2.5. Мотивация учения в старшем школьном возрасте

1.3. Основные педагогические условия учебно-воспитательного  процесса

1.3.1. Личность учителя

1.3.2. Средства обучения

1.3.3. Социализация

Глава 2. Методы исследования

2.1. Неэксперементальные методы

2.1.1. Наблюдение

2.2. Эмпирические методы

2.2.1. Анкетирование

2.2.2. Беседа с учителем

2.3. Анализ успеваемости, качества знаний и степени обученности учащихся

2.4. Теоретические методы

Глава 3. Изучение влияния педагогических условий на степень сформированности мотивации у школьников предпрофильных классов

3.1. Оценка степени сформированности мотивации к изучению химии у учащихся предпрофильных классов

3.2. Анализ влияния педагогических условий на формирование мотивации к изучению химии в предпрофильных классах

Глава 4. Практические рекомендации по развитию мотивации к изучению химии

Выводы

Литература

Приложение 1. Вопросы к беседе с учителем

Приложение 2. Вопросы анкеты учащихся

Приложение 3. Внеклассное мероприятие по химии в 7 классе



Введение

 

В условиях реформирования школьной системы образования, то есть в условиях перехода её на профильное обучение, школьникам уже в 9 классе приходится решать вопрос о выборе соответствующего профиля и, в конечном счете, о выборе будущей профессии.

Поэтому проблема формирования у школьников мотивации к изучению того или иного предмета в период предпрофильного обучения становится актуальной и важной задачей.

Своевременно сформированная мотивация снимает с учащихся напряжение, связанное с необходимостью выбора того или иного профиля, и сделает этот выбор осмысленным и оптимальным. Известно, что на формирование мотивации оказывают значительное влияние педагогические условия (профессиональные и личностные качества учителя, использование различных средств обучения, родители, социальная востребованность профессии и др.).

Исходя из вышеперечисленного, целью настоящей работы является выявление зависимости сформированности мотивации учащихся к изучению химии от педагогических условий организации педагогического процесса.

Для реализации цели дипломной работы были поставлены следующие задачи:

1. Выявить наиболее значимые педагогические условия, определяющие мотивацию к изучению химии у учащихся девятых предпрофильных классов.

2. Раскрыть составляющие фактора наиболее значимых педагогических условий.

Исследование осуществлялось в несколько этапов:

1. Теоретический этап: анализ психолого-педагогической литературы, разработка анкеты как основы исследования.

2. Экспериментальный этап: организация и проведение педагогического исследования с целью выявления сформированности мотивации у школьников при изучении химии в условиях перехода к профильному обучению.

3. Заключительный этап: сбор, обработка, анализ, интерпретация и обобщение результатов педагогического эксперимента, формулирование выводов.

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе впервые выявлены особенности влияния педагогических факторов на формирование мотивации в условиях перехода на профильное обучение.

Практическая значимость: результаты работы могут быть полезны в системе среднего образования для повышения эффективности организации учебного процесса.

Апробация работы. Работа была апробирована на научной студенческой конференции (19 апреля 2005 года) ПГПУ им. В.Г. Белинского.

 



Глава 1. Обзор литературы

 

Профильное обучение

 

Этапы профильного обучения

Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, то есть, ставится задача создания системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом потребностей рынка труда. Для реализации этой задачи необходимо отработать и ввести глубокую систему профилей обучения в старшей школе, в том числе путем кооперации старшей ступени школы с учреждением начального, среднего и высшего профессионального образования [1].

Переход к профильному обучению преследует следующие цели:

· обеспечить углубленное изучение отдельных общеобразовательных предметов;

· создать условия для дифференциации и индивидуализации обучения, выбор учащимися разных категорий индивидуальных общеобразовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;

· расширить возможности социализации учащихся;

· обеспечить преемственность общего и профессионального образования, устранить недостатки довузовской подготовки [7].

В новой системе школьного образования выделяют следующие этапы:

· пропедевтический;

· предпрофильный;

· профильный.

 

Дата: 2019-07-30, просмотров: 208.