Снабженческая деятельность предприятия предполагает разработку политики, предусматривающей решение вопросов по следующим направлениям:
n обеспечение бесперебойного функционирования предприятия, связь с поставщиками ресурсов;
n обеспечение организации производственного процесса на принципах гибкости производства, минимизации запасов, исполнения графиков производственных процессов;
n обеспечение необходимого финансирования всех видов деятельности (научно-технической, производственной, сбытовой);
n обеспечение производственного процесса необходимым количеством персонала соответствующего уровня квалификации.
Снабжение производства тесно связано с планированием, учётом, контролем, регулированием производства и сбытом продукции. Поставка материально-технических средств осуществляется на основании заключаемых договоров и заказов о поставках продукции производственного назначения, товаров народного потребления.
В процессе своей деятельности «ОАО Оршасырзавод» потребляет следующие виды ресурсов: тепло, электроэнергия, вода, тара и упаковочные материалы. Снабженческая деятельность завода направлена на обеспечение непрерывности процесса производства, исполнения договорных обязательств, обеспечение необходимого финансирования всех видов деятельности предприятия.
По упаковочным материалам существует выбор среди поставщиков. При выборе поставщика каждого вида упаковочных материалов и этикеток завод руководствуется соображениями экономической выгоды, качества, экологичности, надёжности. Внешний вид не является основным критерием отбора поставщика, но следует отметить, что его роль постоянно возрастает и возможно вскоре внешний вид этикетки или упаковки станет одним из главных критериев отбора.
Поставщиками упаковок являются: ЗАО ПКК "Омега" г. Орша (фотопечать), УП Ананьев г. Орша (этикетка), ООО "Интерпак" г. Минск (упаковка мороженого), ООО "ИмпероПлюс" (упаковочная лента).
Главным сырьём для предприятия является сыр твердый сычужный. Влияние сезонности в поставках сказывается на количестве выпускаемой продукции на заводе. Основными поставщиками сырья являются:ОАО "Калинковическая маслосырбаза", ОАО "Быховмолоко", УТП Могилевская межрайбаза, Оршанское Райпо и другие.
Потребность в сырье для производства плавленых сыров, мороженого, кондитерских изделий планируется исходя из запланированного объема производства и рецептуры. Но в процессе производства эта потребность в сырье изменяется, и вносятся корректировки.
Закупки сырья производятся на основании качества продукции по договорам. В данном документе указывается поставщик и покупатель сырья, условия поставки, условия оплаты, предмет контракта, условия приёмки сырья, а также указывают юридические адреса сторон.
В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения одной из сторон обязательств, предусмотренных контрактом, эта сторона возмещает другой стороне причинённые убытки и несёт ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь и заключённым контрактом.
Расчёты осуществляются посредством платёжных поручений, направляемых покупателями в банк с одновременным начислением полагающихся сумм пени и штрафов - если нарушены сроки оплаты.
Каждое предприятие имеет свои особенности сбыта продукции, определяющие характер деятельности по планированию, организации и контролю за физическим перемещением товаров от мест производства к местам пользования.
При реализации продукции ОАО «Оршасырзавод» использует следующие каналы товародвижения:
1) нулевого уровня
2) одноуровневый;
3) двухуровневый.
При использовании нулевого канала товародвижения ОАО «Оршасырзавод» реализует продукции через собственный фирменный магазин «Оршаночка», который находится около самого предприятия. Наличие собственного фирменного магазина позволяет заводу расширить рынок сбыта своей продукции и увеличить объем продаж товаров. Кроме того, это позволяет сократить звенность товародвижения до минимума: производитель - фирменная торговля – потребитель, способствует ускорению товарооборачиваемости и, как следствие, ускоряет воспроизводственный цикл, что в свою очередь приводит к повышению деятельности предприятия. Фирменная торговля ведет к укреплению положения предприятий-производителей. Для ОАО «Оршасырзавод» данный канал товародвижения является оптимальным, при этом обеспечиваются сохранность товаров, их потребительские свойства и наиболее полно реализуются потребности потребителей. Наличие фирменного магазина, который является структурным подразделением предприятия, не имеет своего расчетного счета и поэтому вся выручка, получаемая им, инкассируется на расчетный счет предприятия.
Фирменный магазин «Оршаночка» осуществляет розничную торговлю, как продукцией производимой ОАО «Оршасырзавод», так и другими товарами.
Информация по фирменной торговле ОАО «Оршансырзавод» за 2003 года представлена в таблице 3.1.
Из таблицы 3.1 видно, что розничный товарооборот за 2007 год составил 627 миллионов рублей, издержки обращения составили 55 миллионов рублей.
Общая площадь фирменного магазина ОАО «Оршасырзавод» «Оршаночка» составляет 133 м3, в котором работают 17 человек,
Реализация продукции по одноуровневому каналу товародвижения через посредника (розничного торговца) представляет собой реализацию продукции через магазины, занимающиеся розничной торговлей. В основном это магазины Оршанского района и индивидуальные предприниматели.
Двухуровневый канал товародвижения подразумевает прохождение продукции через двух посредников – оптового и розничного торговцев. Этот вид канала реализации продукции используется для реализации продукции в отдаленные регионы республики. Роль оптовых торговцев играют маслосырбазы, Райпо.
Таблица 3.1 – Информация по фирменной торговле ОАО «Оршасырзавод» за 2007 год
Показатели | |
Розничный товарооборот, млн. руб | 627 |
Реализация продуктов собственного производства, млн. руб. | 157 |
Удельный вес в товарообороте, млн. руб | 25 |
Издержки обращения, млн. руб. | 55 |
Рентабельность, % | -2 |
Среднесписочная численность, чел | 17 |
в т.ч. зав. магазином, чел | 1 |
Администратор, чел | 1 |
Уборщица, чел | 2 |
Грузчик, чел | 1 |
Продавцы мелкорозничные, чел | 1 |
Продавцы в магазине, чел | 8 |
Прибыль, млн.руб | -13 |
Реализация производится по заявкам, спецификациям к договорам с торгующими организациями. Поставка производится по предварительной оплате. На продукцию, выпускаемую заводом, применяются свободные отпускные цены, утвержденные нанимателем и помещенные в прейскуранте цен.
Основными причинами снижения темпов реализации продукции является организация небольших производств сыра плавленого и мороженого при молочных комбинатах области и Республики. В настоящее время возможность реализации за пределы государства ограничена большой разницей в цене на энергоносители, сырье и вспомогательные материалы.
На ОАО «Орашсырзавод» создана эффективная товаропроводящая сеть, которая включает в себя комиссионеров:
§ Коммунальное торгово-производственное унитарное предприятие «Витебский хладокомбинат»;
§ ЧТПУП «Главмолснаб» г. Могилев;
§ ЧТПУП «Беркси» г. Брест;
§ УП «Агрокомсервис» г. Минск (торговая сеть 120 организаций);
§ ЧТПУП «Центр Румянцевский» г. Гомель;
§ ЧТПУП «Витвестонт»;
§ ОАО «Белбакалея»;
§ ООО «Бизнесплюс» г. Витебск;
§ ООО «Могилев Беллактторг»;
§ Областное УП «Гродненские мясомолочные продукты» (торговая сеть 150 организаций);
§ ОДО «Готовый продукт»;
§ Гродненское ТУП «Мясомолпром» (торговая сеть 250 организаций);
§ ГКОРУП «Облторгсоюз»;
§ ОАО «Витебскмясомолпром».
Кроме вышеперечисленных предприятий в качестве участников товаропроводящей сети являются более 600 розничных и оптовых организаций. Доля реализованной продукции через комиссионеров в 2007 году составляет более 30 % от общего объема.
Информация о реализации продукции в разрезе областей и покупателей за 2007 год представлена в таблице 3.2.
Таблица 3.2 – Реализация продукции в разрезе областей и покупателей за 2007 год, тонн
Покупатели
Продукция
Гомельская область
Минская область
Витебская область
Гродненская область
Брестская область
Россия
Рисунок 3.1– Реализация сыра по областям республики в 2007 году
Реализация сыра по Витебской области составляет 51%, в Могилевскую- 18%, в Минскую – 16%. (см. рис. 3.1.)
Необходимо отметить, что 86% сыра реализуется на внутреннем рынке Республики Беларусь, а 14% - на внешнем рынке (Россия).
Рисунок 3.2 – Реализация сыра на внутреннем и внешнем рынках в 2007 году.
Мороженое реализуется в основном по Витебской области (93%), 5% мороженого реализуется в Могилевскую область, 3% - в Гродненскую, Минскую и Брестскую области (рисунок 3.3).
ОАО “Оршасырзавод” хранит свою продукцию на складах, которые оборудованы холодильными установками. Для продукции создаются те температурные режимы, которые необходимы, для того чтобы продукция не испортилась.
Мороженое хранят при температуре не выше –200С в холодильных камерах без колебаний температуры до трех месяцев. Сыры плавленые хранят в сухом, хорошо вентилируемом помещении при температуре от -40С до 00С и относительной влажности 85%.
В состав складского оборудования входят стеллажи, на которых хранятся созревшие и упакованные в ящики сыры. Мороженое хранится на поддонах.
Отгрузка товарной продукции осуществляется на основании доверенности на получение продукции и в соответствии с заключенными договорами
На отгруженную продукцию райэпидемстанцией выдается санитарный паспорт. Также продукция должна соответствовать качеству продукции данного типа в пределах Республики Беларусь, а по сырам стандартам страны в которую реализуется данная продукция.
Поэтому каждая партия мороженого, плавленых сыров, пряников проходит проверку на качество.
Для проверки качества продукции ОАО "Оршасырзавод" имеет собственную производственную лабораторию, которая для обеспечения показателей безопасности продукции проводит микробиологические и радиологические исследования.
Продукция на поддонах загружается автопогрузчиком в транспортные средства. Отгрузка продукции со складов осуществляется согласно товаротранспортным накладным.
Транспортировка продукции осуществляется транспортом завода или транспортом заказчика.
В Национальном центре интеллектуальной собственности зарегистрирована торговая марка предприятия ОАО «Оршасырзавод» на сыр жирный «Сырный двор» (словесное изображение 23.12.2004 и графическое изображение 09.06.2005).
Рисунок 3.4 – Графическое изображение торговой марки ОАО «Оршасырзавод»
Плавленые сыры в Беларуси производят шесть основных предприятий: Минский гормолзавод № 2 (торговая марка «Молочный гостинец»), Барановичский молочный комбинат (торговая марка «Раница»), Берёзовский сыродельный комбинат (торговая марка «Берёзка»), Слуцкий сыродельный комбинат, Кобринский МСЗ (торговая марка «Кобринские сыры»).
Данные предприятия выпускают сыр плавленый и полутвёрдый по утверждённым рецептурам (сырки «Дружба», «Оршанский», «Городской», «Минский» и др., сыр колбасный копчёный, сыр полутвёрдый «Раница», «Сулугуни»).
При наличии большой концентрации своих сыроделов импорт незначителен. Однако, успешное продвижение продукции Московского предприятия «Карат» (занимает значительную долю рынка в г.Минск) представляет серьёзную угрозу для отечественных производителей, в том числе ОАО «Оршасырзавод».
На рынке мороженого присутствуют основные конкуренты:
- ИП «Морозпродукт» (торговая марка «Гоша»). Занимает 1/3 внутреннего рынка. Производство оснащено итальянским оборудованием, имеет 3,5 тыс. холодильных ларей в торговой сети РБ , 50 автомобилей по доставке продукции. Ассортимент – около 75 наименований. Торговые представительства практически во всех регионах РБ.
- СП «Санта Бремор» (торговая марка «Юкки»): активная рекламная поддержка продукта на телевидении и реклама в местах продаж обеспечивает повышенный спрос покупателей.
- УП «Мороженое» г.Брест (торговая марка «Тимоша»). Имеют серьёзное представительство в Минске «Айскинг», которое продвигает продукции по всей Беларуси.
- Минский хладокомбинат № 2. Занимает сильные позиции в г.Минске и Минской области. Проведена серьёзная модернизация производства.
- «Олвитранс» (торговая марка «Корона»). Широкий ассортимент. Обеспечение торговли холдильным оборудованием.
По количеству ассортимента продукции и географии присутствия на рынке РБ основными конкурентами являются предприятия, представленные в таблице 3.3.
В данной ситуации наиболее успешна для предприятия стратегия – лидерство в области контроля затрат. Стратегия базируется на снижении собственных затрат по сравнению с затратами конкурентов путём обязательного контролирования всех статей затрат. При более низких затратах предприятие в состоянии достичь приемлемого уровня прибылей. Низкие цены могут быть своего рода барьером для появления новых конкурентов.
Таблица 3.3 – Основные конкуренты ОАО «Оршасырзавод»
Наименование конкурирую-щего предприятия | Место её располо-жения | Доля рынка, которым она владеет | Сильные стороны | Слабые стороны | Ожидаемые угрозы для предприятия |
ПЛАВЛЕНЫЕ СЫРЫ | |||||
ОАО «Берёзовский сыродельный комбинат» | г.Берёза Брестская обл. | 0,23 | -собственная сырьевая база -качество, упаковка, конкуренто-способные цены | - узкий ассортимент | -захват значительной доли рынка |
ОАО «Гормолзавод № 2» | г.Минск | 0,11 | -поддержка местных властей в регионе Минска и Минской обл. -конкуренто-способные цены | -качество продукции -ограничен-ность рынка; -отсутствие сырьевой базы | -ограничение рынка сбыта из-за административной поддержки |
ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат» | г.Слуцк Минская обл. | 0,2 | -низкие цены -собственная сырьевая база | -узкий ассортимент | -захват рынка за счёт низкой цены -перспективы производства мелкофасован-ных сыров |
ОАО «Гродненский молочный комбинат» | г.Гродно | 0,05 | -сильные позиции в Гродненской области -эффективная реклама | -не производят колбасный сыр | -увеличение объёмов производства |
ОАО «Барановичский молочный комбинат» | г.Барановичи Брестская обл. | 0,04 | -конкурентоспо-собные цены | -узкий ассортимент | -расширение ассортимента |
ОАО «Кобринский МСЗ» | г.Кобрин Брестская обл. | 0,05 | -широкий ассорти-мент продукции в полистероловой упаковке-собственная сырьевая база | -не производят колбасный сыр | -расширение ассортимента |
ОАО «Оршасырзавод» | г.Орша Витебская обл. | 0,29 | -широкий ассортимент -качество продукции -широкий охват рынка | -сырьевая база -неконку-рентоспо-собные цены -реклама | |
Другие производители | г.Воложин, Будо-Кошелёво, Поставы | 0,03 | |||
МОРОЖЕНОЕ | |||||
ИП «Морозпродукт» | г.п. Марьина горка Минская обл. | 0,4 | -ассортимент -реклама -региональные представительства -доставка во все регионы -обеспечение холодильным оборудованием -модернизирован-ное производство | -лоббирование интересов местных производи-телей в регионах -значитель-ное использо-вание ненату-ральных ком-понентов в производстве | -невозможность увеличения доли рынка без модернизации производства |
СП «Санта Импекс» | г.Брест | 0,3 | -ассортимент -реклама -региональные представительства -доставка во все регионы -обеспечение холодильным оборудованием -модернизиро-ванное производство | -лоббирование интересов местных производите-лей в регионах -значитель-ное использо-вание ненату-ральных ком-понентов в производстве | -невозможность увеличения доли рынка без модернизации производства |
УП «Мороженое» | г.Брест | 0,11 | -тенденция роста доли рынка за счет ассортимента, модернизации производства -региональные представительства | -лоббирование интересов местных производи-телей в регионах | -захват значительной доли рынка |
«Олвитранс» | г.Минск | 0,11 | -качество и широкий ассортимент -обеспечение холодильным оборудованием | -высокие цены | -захват значительной доли рынка |
«Хладокомбинат №2» | г.Минск | 0,04 | -модернизация производства -расширение ассортимента | -доставка за пределы Минской области | -захват значительной доли рынка за счёт доставки в регионы |
Другие производители | г. Витебск, Волковыск, Гомель, Могилёв, Орша | 0,04 | -защита интересов местных производителей -натуральность продукции | -устаревшие технологии -невозмож-ность обеспе-чения холо-дильным обо-рудованием |
Дата: 2019-07-30, просмотров: 218.