Проведение исследования в 11 общепсихиатрическом мужском отделении ГУЗ «Вологодская областная психиатрическая больница»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Собранная нами группа людей склонных к суицидальному поведению состоит из 8 мужчин. Возраст от 28 до 48 лет.

Подбор осуществлялся совместно с заведующей отделением и психологом. Были выбраны пациенты, у которых в анамнезе отмечены суицидальные попытки или суицидальные мысли. Реализуя второй этап, мы провели с группой участников диагностику с помощью запланированных методик. На каждого участника была заведена «Индивидуальная карта участника тренинга» [Приложение 3].

Первая методика. «Диагностика ригидности» - с ее помощью мы установили, что у 100% участников средний уровень ригидности. Таким образом пациенты с трудом отказываются от сложившейся у них стратегии поведения, поэтому принимаемые ими решения и формируемый мотив не всегда адекватен ситуации [Приложение 2].

Следующая методика «Шкала психоэмоциональной возбудимости» направлена на выявление уровня эмоциональной возбудимости. Обработка результатов показала:

12,5% - имеют низкий уровень эмоциональной возбудимости

37,5% - средний уровень эмоциональной возбудимости

12,5% - склонны к высокой эмоциональной возбудимости

50% - имеют высокую эмоциональную возбудимость

Данная методика выявила низкий уровень контроля над возникшими импульсами, низкий уровень толерантности участников.

Третья методика «Опросник депрессии Бека» [Приложение 4].

Анализ результатов показал:

- отсутствие депрессии – 25%

- легкая депрессия – 37,5%

- умеренная депрессия – 37,5%

Считается, что болезнь самоубийц депрессия – до 70% депрессивных больных обнаруживают суицидальные тенденции и примерно 15% из них совершают самоубийства. Поэтому проблема самоубийств – это проблема депрессий. Следовательно, необходимо работать с этой проблемой.

Четвертая методика.

«Тест смысложизненных ориентаций». Способствовала выявлению у пациентов наличия жизненных целей, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

Шкала «Цели в жизни»:

25% - норма

75% - имеют низкие баллы, что свидетельствует о том, что человек живет сегодняшним или вчерашним днем и не имеет целей на будущее.

Следующий показатель – «Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни»:

37,5%- норма

62,5% - низкие баллы - признак неудовлетворительности своей жизнью в настоящем.

«Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией»:

37,5% - норма

62,5% - низкие баллы, свидетельствуют о неудовлетворенности прожитой частью жизни.

«Локус контроля – Я (я хозяин жизни)»:

12,5% - норма

87,5% - низкие баллы, говорят о неверии в свои силы контролировать события собственной жизни.

«Локус контроля – жизнь, или управляемость жизни»:

100% пациентов показали низкие баллы, что говорит об их убежденности в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Проанализировав результаты мы видим, что пациенты нуждаются в повышении уровня самооценки, в формировании навыков произвольной регуляции эмоциональных реакций, требуют повышения уровня толерантности, снижению импульсивности (научить произвольному контролю возникающих импульсов), для депрессивных больных обесценить негативные переживания.

Третий этап - изучение методов и форм работы с людьми склонными к суицидальному поведению применяемыми в 11 отделении ГУЗ «ВОПБ»

В настоящее время в ГУЗ «ВОПБ» происходит реорганизация практической помощи больным в направлении большей комплексности, интеграции усилий разных специалистов. Работа осуществляется полипрофессиональными бригадами. В которые входят врач, психолог, социальный работник.

Врач осуществляет (помимо медикоментозного лечения) непосредственно (является лечащим врачом) или участвует (являет консультантом) в ведении пациента, определяет объем и план обследования с учетом возраста пациента, диагностических задач и рациональных методов обследования. Дает клиническую оценку состояния пациента, назначает и проводит клиническую оценку состояния пациента, назначает и проводит необходимое психотерапевтическое вмешательство, при необходимости с привлечением других методов терапии.

Психолог осуществляет прием пациентов в соответствии с индивидуальной программой их ведения, утвержденной лечащим врачам. Проводит необходимые психодинамические, психокоррекционные, реабилитационные и психопрофилактические мероприятия, а так же участвует в проведении психотерапии и мероприятиях по психологическому обеспечению лечебно-диагностического процесса.

При необходимости прибегает к помощи лечащего врача и консультанта по психодиагностической и психокоррекционной (психотерапевтической) работе.

Социальный работник – по назначению врача – специалиста организует индивидуальную и групповую работу с пациентами, направленную на улучшение их социальной адаптации, тренинг коммуникативных навыков, организует социально-правовую защиту пациентов, взаимодействие учреждения с организациями, оказывающими социальную помощь.

Индивидуальные консультации пациентов и их родственников проводят врач и психолог. Социальный работник выступает в роли посредника между пациентом и врачом; пациентом и психологом; пациентом и его родственниками; при необходимости ведет поиск родных пациента и способствует их взаимодействию со специалистами больницы.

Кроме индивидуальных консультаций решающую роль в реализации профилактики самоубийств могут сыграть групповые консультации, основанные на проведении социально-психологических тренингов.

Четвертый этап

Мы использовали в работе с данной категорией программу социально-психологических тренингов, направленную на профилактику и коррекцию аутоагрессивных форм поведения личности. Внедрение данной программы способствует закреплению несуицидальных форм поведения. Тренинг проводили психолог и социальный работник [Приложение 8].

Занятие первое «Знакомство» было направлено на самоопределение членов группы и определение группой целей своей работы. На начальном этапе усилия были направлены на создание атмосферы взаимопонимания, взаимопроникновения и поддержки, определение ожидания каждого участника. Особое внимание уделялось снижению напряженности в группе.

В упражнении «Знакомство» нами были отмечены поведенческие реакции, которые позволили сделать вывод о том, что в данной тренинговой группе, несмотря на внешне проявляющуюся тревожность, недоверие и подозрительность, есть внутреннее желание справиться со своими трудностями [Приложение 8].

Наиболее ярко об этом свидетельствовали высказывания отдельных участников. Например, «…зачем я буду рассказывать о себе? Я не знаю что рассказывать… Пусть кто-нибудь другой начнет.». Проявления поведенческих реакций имели следующий характер: закрытая поза с защитными барьерами при помощи рук и ног, опущенные вниз голова, что внешне свидетельствовало о защитной позиции, а также при развёрнутом положении корпуса тела к двери, окну - о нежелании испытуемого контактировать с окружающими. Приведём примеры высказываний других участников: «Я считаю себя человеком веселым, но люди часто меня не понимают или просто не хотят слушать. Мне это неприятно, и я не считаю, что причина, в основном, кроется в моих недостатках. Это они не хотят видеть во мне интересного собеседника...», «… мне не важно ,что думают обо мне другие –это их проблемы!».

Анализируя: высказывания членов группы, можно акцентировать внимание на следующих позициях: «я с удовольствием буду приходить на группу, мы сможем общаться…», «не знаю мне и так хватает общения, не понимаю, зачем мне эти занятия. Лучше бы выписали побыстрее…».

При проведении упражнений «Ужасный секрет» и «Интервью» большинство неохотно рассказывали о себе, что стало основанием для выбора направления следующего занятия: «Доверие».

Было отмечено, что в большинстве своём пациенты не были ориентированы на рефлексию и саморефлексию, что говорит о возможных нарушениях в структуре самосознания личности. Но, несмотря на трудности, в целом вся; группа была настроена на работу. При обсуждении дискуссионных вопросов было отмечено, что не все участники раскрыты и готовы к общению, но в целом чувство тревожности, характерное для первого этапа работы с данной категорией, было снято.

Занятие второе «Доверие» ориентировалось на преодоление скованности, снятие напряжения среди участников с тем, чтобы в процессе дальнейшей работы установилось межличностное доверие [Приложение 8].

Следует отметить, что на данном этапе работы упражнения, направленные на формирование доверия, были встречены с большим энтузиазмом. С одной стороны, участники тренинговой группы узнали о существующих мышечных зажимах - панцире, пользе нервно-мышечной релаксации и взаимосвязи между психологическим и физиологическим здоровьем. С другой стороны, на своём примере убедились в необходимости выброса негативной, отрицательной энергии, но общественно-приемлемыми способами. Приведем высказывания участников тренинга; «...мне было очень сложно расслабиться, когда мы делали «восковую палочку». Я боялся, что меня уронят», « Я как будто весь деревянный стал. Было неудобно падать, ступни мешали», «Мне очень понравилось упражнение «живые руки» - было так здорово. Я не задумывался, что для меня значит человек, я просто делал то, что мне хотелось сделать с данным человеком».

В результате проведённых упражнений внимание большинства переключилось со своих ощущений на внутреннее состояние других участников, что явилось положительным моментом, не позволяющим «зацикливаться» на собственных отрицательных эмоциях, осознать эмоциональное чувство близости других людей и начинать осваивать адекватную коммуникацию.

Занятие третье «Коммуникация» было направлено непосредственно на установление межличностной обратной связи в персонифицированной форме. Также на формирование навыков эмпатийного и активного слушания, умение устанавливать контакты, что являлось переключением с позиции эгоцентризма. Приобретение навыков эффективного общения удачно сочеталось с формированием осознания себя как личности. Ряд упражнений пробудили творческую активность, работу воображения, что в совокупности с общением расширяет границы жизненных интересов [Приложение 8].

Для большинства пациентов игры, направленные на формирование коммуникативных навыков открыли новые формы взаимодействия с окружающими.

Приведем некоторые высказывания (после упражнения «Коммуникативный тренинг»): «Раньше я часто обижался на людей, когда думал что они не хотят меня понимать, а теперь вижу ,что сам плохо выражал свои мысли и чувства они просто не догадывались (не понимали), что я имею ввиду», «…никогда не думал, что мы придумываем или додумываем не понятую нами информацию. Было очень весело, когда мы разделились на активных к пассивных участников тренинга, но мне стало не по себе от того, что именно так и рождаются какие-нибудь сплетни. Я постараюсь на будущее следить за своей речью и не говорить о том, чего не знаю или не понимаю до конца», «…мне было неприятно, что мне досталась такая роль в упражнении «Включение и исключение партнёра», что меня исключали из процесса общения, так как в повседневном взаимодействии с другими я тоже очень часто был в стороне. Но здесь я понял, что это и моя вина ,что я не проявлял инициативу. Не пытался заинтересовать других, включиться в контакт. Я заметил, что даже не задумывался о том, что мне говорят, а обращал больше внимания на то, как себя держат люди. Они не столько отталкивали меня словами, сколько выражали это своими позами (отворачивались от меня, говорили как будто в сторону, вроде, как и нет меня рядом)».

При проведении рефлексии многие высказывали свое мнение по поводу того, что не всегда акцентируется внимание на содержании речи, а более всего важна эмоциональная окраска коммуникации, которую обеспечивает невербальное общение.

Занятие четвёртое «Невербальное общение» явилось, с одной стороны, благодаря игровой форме проведения, отвлечением от существующих проблем и, в итоге, возможностью посмотреть на мир «новыми глазам и». С другой - «вложением в будущее» с целью формирования навыков спонтанности и гибкости в общении, чувствительности к невербальным средствам общения и фиксации внимания участников на своих психологических особенностях, а также с целью коррекции отрицательных эмоций, развития произвольного контроля за своими действиями, снятия двигательной расторможенности, негативизма [Приложение 8].

Упражнение «психологическая дистанция» позволило выявить собственную дистанцию, осознание важности межличностного пространства: «Я теперь понимаю, почему меня так раздражает, что люди очень близко ко мне подходят и это не проявление моей болезни, а просто личная особенность». Следует отметить, что некоторые из участников испытывали много трудностей с упражнением «карточки», где необходимо было передать информацию, используя только навыки невербального общения. В ходе рефлексии было отмечено, что источником проблемы является ориентация на оценку поведения со стороны окружающих, а не на внутриличностные индивидуальные особенности, что остановило выбор тематики следующего занятия на «определении особенностей личности».

Занятие пятое «Определение особенностей личности» способствовало выявлению истинного «Я» и позволило разобраться в себе, в своих недостатках, привычках, которыми не довольны, скорректировав их нахождением в себе положительных качеств, что проходило несколько болезненно для участников тренинговой группы и привело к необходимости проведения в конце занятия релаксационного тренинга [Приложение 8].

Так как на предыдущих занятиях мы столкнулись с проблемой неумения сконцентрировать внимание на собственных переживаниях и ощущениях, стало наиболее актуальным использование упражнений, направленных па выявление особенностей личности.

В процедуре «Хиппи» многие участники замолкали и не знали, что сказать, как охарактеризовать одним словом или фразой другого человека. Приведем пример из рефлексии по завершению упражнения: «Очень сложно сказать про другого человека что-то, чтобы его не обидеть. Иногда у меня вертелась фраза, но она была немного жесткая». «Я заметил, что обращаю внимания на такие качества у других людей, которые отмечаю у себя самoго», «Не ожидал услышать о себе такое. Может в чем-то они и правы, но я не задумывался о том, что меня видят надменным и заносчивым». Подобные высказывания логично подвели нас к выбору тематики следующего занятия.

Занятие шестое «Самоанализ и самопознание» как логичное продолжение предыдущего занятия было направлено на познание собственных сильных и слабых сторон, в том числе во взаимодействии с другими людьми.

При выполнении упражнения « назови свои сильные стороны» участники группы столкнулись с трудностями, несмотря на то, что не у всех самооценка занижена. Многим было сложно мыслить о себе в позитивном ключе: «Очень сложно оказалось себя хвалить», «…в голове только негативные качества…» , «мне кажется у меня нет сильных сторон» [Приложение 8].

В свою очередь процедура «Разбор» позволила осознать, что проблемы большинства в принципе не уникальны. Каждый из участников тренинга отметил следующую реакцию: «Что вы на меня набросились. Вы меня не знаете и не пытаетесь узнать. Я не считаю, что со мной что-то не так. Мне неприятно, что так на меня набросились».

При определении своего состояния выявилась необходимость работы по индивидуальной программе с отдельными участниками группы в связи с неадекватной самооценкой и состоянием близкому к депрессии. В результате формирования чувства внутренней устойчивости и доверия к самому себе, развития умений думать о себе в позитивном ключе пришли к выводу, что в работе над собой наиболее важно обнаружение в себе «опоры», позитивного (но адекватного), что можно использовать для самосовершенствования. При сопоставлении групповой оценки и самооценки выявлялись причины расхождений, что позволило участникам тренинга соприкоснуться с теми сторонами своей личности, которые никогда не осознавались ими полностью.

Занятие седьмое «Конфликтность и способность работать в коллективе» было изначально направленно на снижение конфликтности участников группы. Упражнения, направленные на осознание своего внутреннего мира, конфликтов, а также демонстрация смены чувства злобы на чувство успокоения, осознание поведения каждого из конфликтующих партнёров привели к получению навыков анализа и разрешения конфликтной ситуации. Об этом свидетельствуют высказывания следующих участников: «Было очень здорово работать в группе, когда решение принимают все вместе», «После проведения упражнений на сплочение появилось ощущение, что я как будто сроднился с этой группой. Как будто я этих людей знаю давно и могу довериться им. Ещё заметил, что стал прислушиваться к мнению другого человека. Я понял, что каждый из нас имеет право считать по-своему, так как у каждого свой жизненный опыт и вместе мы можем решить те задачи, которые ставит перед нами ведущий. А те люди, которые специально напрашиваются на конфликт, не стоят моих нервов», «Я стал лучше общаться и в отделении и с родными , а упражнение «выбор тактики» и «улаживание конфликта» показали мне, что проблему можно решить без проявлений агрессии» [Приложение 8].

На занятии восьмом «Самосознание» акцент делался на повышение самосознания, повышение ответственности за свои мысли, чувства, поведение и, соответственное, принятие себя в новом поведении, интегрирование в «Я» новых структур опыта. Осознание своих качеств, мотивов поведения спровоцировало упражнение «перевертыш», в ходе которого прозвучало два полярных высказывания, свидетельствующих о низком и высоком уровнях самоконтроля и саморефлексии; «...интересно, но я никогда не задумываюсь, что и как я говорю. И если честно, зачем мне это нужно. Кому надо, тот поймёт меня», «я всегда взвешиваю все свои слова, и меня обижает, когда кто-то ненароком меня критикует, не имея на это никаких оснований». Процедура «или-или» также помогла в адекватном развитии самосознания, что, в свою очередь, обеспечивает нормальное поведение [Приложение 8].

Также упор был сделан, в связи с существующей потребностью, на преодоление чувства одиночества и осознание того, что для этого нужно приложить определённые усилия.

Занятие девятое «Погружение в сказку» аккумулировало в себе три аспекта: диагностический; воздействующий, профилактический; развивающий. Работа шла поэтапно, начиная с поддержки положительных изменений через осмысление жизненного опыта и нахождение ключевых моментов жизни к совершенствованию с тем, чтобы помочь построить созидательную жизненную программу. Подобный стиль работы группой был воспринят неоднозначно: «По мне так это как-то не серьёзно. Чему меня могут научить сказки, когда я уже давно вышел из этого возраста…», но в итоге привёл к желаемому результату: «… мне понравилось, я почувствовал себя маленьким, когда у меня не было проблем» [Приложение 8].

Занятие десятое «Собственно коррекционное» было направленно на закрепление несуицидальных форм поведения, что происходило через снятие агрессии, работу с аксиологическим компонентом личности, выработку гибкости в поведении, подготовку к будущим проблемным жизненным ситуациям и внесение коррективов в поведение. Упражнение «разрядка» принесло результат по снятию агрессивности, что является важным компонентом в личностном самочувствии, поскольку при невозможности выплеска агрессии во внешний мир, агрессия принимает внутренний (деструктивный) характер. Приведём пример рефлексии до и после проведённых процедур: «...я так зол, что меня всё раздражает », «...да, я замечал, что после физических нагрузок у меня нет сил злиться я в хорошем настроении и ни к кому не имею претензий. Теперь я понимаю, почему и как это важно не носить в себе отрицательные эмоции и как их не выплёскивать на других» [Приложение 8].

При помощи моделируемой ситуации отрабатывалась модель поведения в экстремальной ситуации. Наиболее эффективным явилось целенаправленное акцентирование внимания на содержании конкретных проблем участников с целью демонстрации методов поиска конструктивных решений. По итогам работы произошло осознание необходимости выброса отрицательной энергии и отработка подобных навыков приемлемыми способами.

Занятие одиннадцатое «Посмотреть со стороны» оказалось реальной возможностью узнать что-то полезное из впечатлений о себе, получить прямую обратную связь от других участников. Например, в процедуре «стул откровений» на вопрос: «Скажи нам, почему ты не даешь другим до конца высказать свое мнение, а перебиваешь?», участник ответил; «…я просто хочу помочь говорящему высказать свои мысли». Таким образом, ряд упражнений спровоцировал участников пойти на риск открытия себя в глазах других и на риск открытия себя для других, что дало информацию для размышлений о том, верно ли воспринимаются наши желания и потребности другими людьми [Приложение 8].

Занятие двенадцатое «Заключительное» стабилизировало самооценки участников, актуализировало личностные ресурсы. Обсуждение того, что больше всего пригодиться из пройденного на занятиях, способствовало определению и закреплению позитивных моментов в жизни. Активное размышление о настоящих целях и смысле жизни определили перспективы жизненных и профессиональных целей. Вот некоторые рефлексивные высказывания на заключительном этапе работы: «Я понял, что очень многое зависит от меня и моего внутреннего настроя», «Не любил обсуждать свои проблемы с другими людьми, относился с подозрением ко многим, но теперь понял, что нет в этом ничего, что бы выставило меня как дурака. Мне стало интересно с другими, я с терпением стал относиться к чужим и своим недостаткам и, как мне кажется, принимать мнение других людей», «… я переборол в себе волнение, так было страшно говорить что-нибудь при всех…», «я стал чувствовать ,что такой же человек ,как и все и мои проблемы можно решить…и что мой диагноз здесь не причем» [Приложение 8].

В ходе тренинговых занятий применялись дискуссии, ролевые игры, психодрама и ее модификации, способы обратной связи, психогимнастические упражнения, разминки, элементы из телесно-ориентированной терапии, Art терапии (танцетерапия, сказкотерапия), проективные рисуночные методики из области психодиагностики.

Таким образом, реализация психологического сопровождения личности, склонной к суицидальным формам поведения, через деятельностный компонент модели суицидального поведения личности происходит при условии закрепления несуицидальный форм поведения, используя в качестве средства социально-психологические тренинги [Приложение 8].

По окончании занятий мы вновь провели диагностику и получили следующие результаты:

«Шкала психоэмоциональной возбудимости»

62,5% - низкий уровень

25% - средний уровень

12,5% - тенденции к высокой эмоциональной возбудимости.

Таким образом, отличается положительная динамика. Нам удалось значительно снизить уровень эмоциональной возбудимости у участников тренинга.

Показатели депрессии так же имеют тенденцию к снижению, но есть необходимость в дальнейшей работе по этому показателю с помощью индивидуального консультирования:

-Отсутствия депрессии – 50%

-Легкая депрессия – 50%

«Тест смысложизненных ориентаций» выявил:

Баллы по показателю «Цели в жизни» значительно повысились это свидетельствует о том, что участники тренинга строят планы на будущее следовательно у них есть ради чего жить:

-норма 50%

-низкий балл 25%

-высокий балл 25%

«Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни» баллы по этому показателю стали незначительно выше, это говорит о том, что нам не вполне удалось изменить отношение пациентов к своей жизни:

-25% норма

-62,5% низкий

-12,5% высокий

«Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией»

-37,5% норма

-25% низкий

-37,5% высокий

Основываясь на изменении данных этого показателя мы можем сделать вывод, что нам удалось изменить в лучшую сторону отношение участников тренинга к прожитому отрезку жизни, акцентировать внимание на позитив.

«Локус контроля – Я ( Я – хозяин жизни)»:

-12,5% норма

-50% низкий

-12,5% высокий

Несмотря на то, что баллы изменились незначительно, тем не менее, мы можем отметить, что пациенты стали более уверены в своих силах контролировать события собственной жизни.

«Локус контроля – жизнь»:

-25% низкий

-75% высокий

Пациенты стали более уверены в своих силах контролировать свою жизнь, свободно принимать решения, и воплощать их в жизнь.

Следует отметить, что общий показатель увеличился у всех участников.

Таким образом, мы с уверенностью можем сказать, что наши участники стали более оптимистично смотреть на жизнь. Смогли обрести новые жизненные ресурсы, сделать шаг к новому видению себя, людей и поняли, что наша жизнь во многом зависит от того, как мы ее воспринимаем, тренинговые занятия способствовали снижению суицидальных тенденций .

Отметим, что ГУЗ «Вологодская областная психиатрическая больница» не стоит на месте, работа с пациентами не ограничивается стенами отделения. В настоящее время на базе больницы открыто реабилитационное отделение, в котором, для пациентов больницы, проводятся развлекательные мероприятия (организация концертов, музыкальных программ, дискотек, спортивных праздников и соревнований), групповая и индивидуальная работа (тренинги коммуникативных и когнитивных навыков, психообразовательные тренинги), осуществляется вовлечение пациентов в трудовые процессы; действуют кружки: «Мукасолька» (лепка из соленого теста), «Арт-терапия», кружок любителей музыки (набирается ансамбль), .

Открыта и освещена молельная комната, таким образом пациенты имеют возможность общаться со священником, отцом Николаем, в том числе причащаться и исповедоваться . Несомненно это важное событие именно для работы с людьми склонными к суицидальному поведению. Многие пациенты изъявляют желание посещать «Встречи с отцом Николаем».

При выписке из больницы, пациент не остается без внимания, сведения о нем передаются в психоневрологический диспансер, специалисты которого осуществляют амбулаторное обслуживание. При необходимости пациента направляют в психотерапевтический центр, который так же является подразделением ГУЗ «Вологодская областная психиатрическая больница», где прием осуществляют высоко квалифицированные специалисты (психотерапевты, психологи, специалисты по социальной работе).

Мы видим, что работа с пациентами не заканчивается после их выписки из стационара. Подобная преемственность является гарантом эффективности и результативности работы.

Таким образом, реализация коррекционной и профилактической работы с людьми, склонными к суицидальному поведению, реализована успешно, гипотеза нашего исследования подтверждена, цель и задачи реализованы.

Рекомендации в работе с суицидальными наклонностями людей

Решение покончить с собой редко бывает мгновенным. Как правило, в предшествующие самоубийству человека дни и часы можно догадаться о том, что с ним происходит, имеются предупредительные признаки.

Самые убедительные и тревожные признаки выражаются в словесной форме: "Я так больше не могу", "Мне теперь всё равно" или даже "Я думаю о том, чтобы покончить со всем этим". Такие замечания следует всегда принимать всерьёз.

Другие типичные признаки суть:

· настроение человека становится подавленным или он замыкается в себе;

· человек ведёт себя безрассудно;

· человек приводит дела в порядок и раздаёт свои ценные вещи;

· поведение человека, его отношение к людям или его внешний вид заметно меняется;

· человек злоупотребляет алкоголем или наркотиками;

· человек перенёс тяжёлую утрату или его жизнь резко изменилась.

Ниже приведены дополнительные примеры. Все они могут быть признаками того, что человек обдумывает самоубийство. Конечно, в большинстве случаев эти ситуации не приводят к самоубийству. Но, в общем, чем больше таких признаков человек обнаруживает, тем выше риск того, что он покончит с собой.

Ситуации:

- Человек подвергся сексуальному или физическому насилию

- Самоубийство или насилие в семейном анамнезе

- Смерть близкого друга или члена семьи

- Развод или разлука с кем-либо, прекращение отношений

- Неуспеваемость, предстоящие экзамены, результаты экзаменов

- Потеря работы, проблемы на работе

- Предстоящий судебный процесс

- Недавнее тюремное заключение или предстоящее освобождение

Особенности поведения:

- плач,

- драка,

- нарушение закона,

-импульсивность,

- самоповреждение,

-описание смерти или самоубийства,

-предыдущее суицидное поведение,

- крайности в поведении,

-изменения в поведении,

- физические изменения,

-слабость, недомогание,

- нарушен сон - человек спит слишком много или слишком мало,

- потеря аппетита,

- внезапная прибавка или потеря в весе,

- учащение лёгких заболеваний,

- изменение полового влечения,

- внезапное изменение внешности,

- отсутствие интереса к своей внешности,

- мысли и эмоции,

- мысли о самоубийстве,

- одиночество - отсутствие поддержки со стороны родных и друзей,

- человек чувствует, что его чуждаются, чувствует себя маргинализованным,

- глубокая печаль или вина,

- человек не способен понимать что-либо, выходящее за пределы очень узкого круга вещей,

- галлюцинации,

- тревога и стресс,

- беспомощность,

- потеря самоуважения,

Если кто-либо чувствует депрессию или близко к самоубийству, наша первая реакция - попытаться помочь. Мы даём советы, делимся своим собственным опытом, пытаемся найти решение.

Мы принесём больше пользы, если будем молча слушать. Люди, которые близки к самоубийству, не хотят ответов или решений. Они хотят найти место, где они будут чувствовать себя в безопасности, чтобы выразить свой страх, свои тревоги, чтобы быть самими собой.

Слушать - слушать по-настоящему - нелегко. Мы должны подавить желание сказать что-нибудь - сделать замечание, прибавить к рассказу или дать совет. Нам нужно слушать не просто факты, о которых человек нам рассказывает, но и чувства, которые стоят за ними. Нам нужно видеть вещи такими, какими он их видит, поставив себя на его место.

Вот некоторые моменты, о которых следует помнить, если вы помогаете человеку, который хочет покончить с собой.

Чего хотят люди, чувствующие, что они близки к самоубийству?

· Чтобы их кто-нибудь выслушал. Чтобы кто-нибудь, не торопясь, их действительно выслушал. Кто-нибудь, кто не будет им судьёй, и не будет давать советов и высказывать своё мнение, но уделит им всё своё внимание.

· Чтобы они могли кому-то доверять. Кому-то, кто будет уважать их и не попытается взять на себя контроль. Кому-то, кто сохранит всё в полной тайне.

· Чтобы кто-то принял в них участие. Кто-то, кто будет в их распоряжении, с кем они будут чувствовать себя свободно, кто будет говорить спокойно. Кто-то, кто обнадёжит, примет и поверит. Кто-то, кто скажет: "Мне не всё равно".

Чего не хотят люди, чувствующие, что они близки к самоубийству?

· Быть в одиночестве. Равнодушие в общении с таким человеком может привести к тому, что проблема покажется в десять раз сложнее. Совсем другое дело, когда есть к кому обратиться.

Слушайте.

· Получать советы. Нотации не помогают. Не помогают и рекомендации типа "не унывай", и заверение, что "всё будет хорошо", которое так легко дать. Не анализируйте, не сравнивайте, не классифицируйте и не критикуйте.

Слушайте.

· Чтобы им задавали вопросы. Не переводите разговор на другую тему, не соболезнуйте и не относитесь снисходительно. Говорить о чувствах нелегко. Люди, чувствующие, что они близки к самоубийству, не хотят, чтобы их торопили или вынуждали защищать свои действия. Знания, который чувствует, что он опускается, - если он без своеволия,

Когда, кажется, что кто-то находится в опасности совершить самоубийство, спасение его возможно следующими способами: При психозах единственное средство - это стеречь его, пока опасность не пройдет. При понятных, конечных жизненных обстоятельствах, задача состоит в том, чтобы разрешить эти обстоятельства. Если ошибочно предполагается неизлечимая болезнь или другая угроза, способ отсрочки - попытаться убедить, что есть возможности более благоприятного исхода. Эти виды помощи подразумевают, что самоубийство - это действие, обусловленное или каузальными, или понятными причинами. Но если действие безусловное, помощь невозможна; решимость, которая сильнее любого аффекта и как таковая уже переходит границы существования, происходит из совершенного безмолвия.

Безусловный самоубийца ни с кем не говорит; свой конец от тех, кто остается жить, он совершенно скрывает. Он находится в абсолютном одиночестве, в котором никто помочь не может.

Если тот, кто может покончить с собой, говорит о самоубийстве, возможно, он ищет помощь. Не следует это смешивать с другим случаем, хотя объективно их различить нельзя: когда говорят о намерении покончить с собой, чтобы воздействовать, таким образом, на других и увеличить собственную значимость. Душевные движения, такие как отчаяние и ненависть, ослепляют. Несмотря на это, слова о самоубийстве могут быть неясным выражением определенной правды, то есть инстинктивной надеждой найти, таким образом, помощь и вернуться к самому себе.

Самоубийство - это результат социально-психологических дезадаптации личности в условиях современного общества. Психологические кризисы возникают в результате интимных, семейно-личных, социальных и творческих конфликтов. Доминирует, как правило, одна причина, но ее подкармливают целый комплекс обстоятельств, во время которых и созревает мысль о самоубийстве. И, прежде всего человека толкает на это безысходность. Он больше не может конструировать свое будущее. И неважно сильный, волевой этот человек или эмоционально неустойчивый. Самоубийства встречаются среди людей разных типов. В первом случае неуравновешенный человек с большими перепадами настроения может совершить импульсивное самоубийство, а бескомпромиссный и волевой - реализовать хорошо подготовленное, продуманное спокойно и холодно решение. Но существуют общие закономерности, объясняющие страшное решение расстаться с жизнью у совершенно разных людей и, прежде всего, это значимость ситуации для данной личности. Именно из-за различной значимости одни и те же типы личности, в сходных ситуациях дают совершенно различную реакцию. Самые распространенные из них это реакции демобилизации, дезорганизации и пессимистического направления.

Реакция демобилизации, самая часто встречающаяся в повседневном общении с людьми. У человека резко изменяется сфера контактов, он замыкается, мучительно переживает свое одиночество, испытывает безнадежность, какую-то психическую травму перерабатывает в сознании в еще большую. Видит трагический тупик без выхода. Тем не менее, он продолжает жить и работать или учиться, ни на что не жалуется, но мрачнеет с каждым днем, уединяется, перестает быть активным и думает о самоубийстве. В данном случае за суицидальными намерениями в половине случаев могут последовать реальные действия. Высоким риском самоубийства отличается реакция дезорганизации. В ее основе лежит какой-то тревожный компонент, нарушен сон, бывают кризы. При этом заметно снижается интеллектуальный контроль. Человека что-то очень мучает, не дает покоя; он становиться раздражительным. Происходит то, что обычно называют потерей “точки опоры”. Благодаря этому может произойти реализация острого намерения уйти из жизни.

Хронически пониженное настроение, такое на первый взгляд невинное явление, относиться к реакциям пессимистического направления. Пессимистическая реакция - одна из самых тяжелых и опасных. У человека происходит изменение мироощущения, появляется мрачное мировоззрение и оценка суждений, представлений. Меняется вся личная шкала ценностей. При этой реакции встречаются как неожиданные, сиюминутные способы самоубийства, так и хорошо заранее продуманные.

Неконструктивность таких эмоций заключается в их обращенности вспять, на то, что уже произошло, и отрицательные эмоции порождаются одними и теми же неприятными воспоминаниями. Отсюда ни в коем случае не следует, что нельзя вспоминать и анализировать то, что уже произошло, даже если это нерадостные воспоминания. Но обращаться к неприятным событиям прошлого целесообразно именно с целью их анализа. Такой анализ при попадании человека в замкнутый круг отрицательных эмоций позволяет уменьшить возможность возникновения подобных ситуаций в дальнейшем, а сам строй мыслей вместо пассивно-унылого состояния обретает динамичность, целенаправленность. Именно целенаправленная активность по достижению реальной и актуальной в настоящее время цели позволяет преодолевать такие состояния, как растерянность, уныние, разочарованность, тоска.

Если систематизировать некоторые способы борьбы с отрицательными эмоциями неконструктивно-застойного характера, которые (способы) могут помочь в избавлении от таких малоприятных, а для некоторых и смертельно опасных, состояний уныния, растерянности, депрессии, то это следующие:

n ВЫГОВОРИТЕСЬ! Этот прием возможен, когда есть рядом кто-то обязательно доброжелательный и расположенный выслушать вас, пускай даже молча. В социальной психологии такого человека условно именуют “жилеткой”. Обычно это люди немолодые, душевные, умеющие хранить чужие тайны. Нередки случаи, когда облегчение приносит беседа со случайным попутчиком. Здесь работает фактор анонимности. Одинокие люди, имеющие домашних животных, часто выговаривают все, что накипело, им (с полной гарантией сохранения тайны исповеди!).

n НАПИШИТЕ ПИСЬМО! Если подходящего слушателя нет или вы не хотите прибегать к первому приему, напишите все ваши огорчения и переживания в форме письма. Адресат не важен. Причем это письмо не обязательно отправлять, а если вы его сохраните, то спустя некоторое время вам будет очень интересно, а, скорее всего и полезно, перечитать его, проанализировать и сделать кое-какие выводы.

n СДЕЛАЙТЕ СЕБЕ ПОДАРОК! Эту рекомендацию можно выполнить как буквально, так и в переносном смысле - “подарив” себе несколько часов или целый день приятного времяпрепровождения. При этом помните, что такого рода “подарки” нельзя делать слишком часто, иначе радость от них заметно потускнеет. Всегда есть человек, нуждающийся в чьей-то помощи, хотя бы в том, чтобы его выслушали. Переключив свою энергию на помощь “ближнему”, вы не только сделаете доброе дело.

n РАСТВОРИТЕ ПЕЧАЛЬ ВО СНЕ! Если вы сможете заснуть, то это один из наиболее простых и во все века используемых способов расставаться с унынием и плохим настроением. Отдохнувший мозг направит мысли в русло более конструктивных решений и оптимистического отношения к жизни и проблемам, которые неизбежно возникают. Не случайно почти у всех народов есть пословица соответствующая известной русской “Утро вечера мудренее!”. Не забывайте только, перед тем как заснуть, настроить себя на то, чтобы, проснувшись, вы посмотрели на мир без прежних горьких мыслей, от которых опускаются руки и ничего не изменяется в лучшую сторону.

n “НЕТ ХУДА БЕЗ ДОБРА!” Эта известная поговорка может служить девизом направленности ваших мыслей и действий. Составьте список всего хорошего, что присутствует в вашем положении, бесстрастно проанализировав то событие, которое повергло вас в уныние и тоску. Составив его, направьте все силы на воплощение в жизнь того, что написано - пускай хорошее постепенно начинает перетягивать плохое!

Таким образом, учитывая результаты исследования, мы можем сделать вывод о том, что наша гипотеза частично подтвердилась, поскольку у пациентов снизились показатели депрессии, появились реальные планы на будущее и это, безусловно, будет способствовать снижению суицидальных наклонностей, следовательно, и снижению числа самоубийств, но мы не можем с уверенностью сказать, что число самоубийств сократиться. Для такого утверждения необходим продолжительный период времени в течение, которого мы могли бы этот результат фиксировать.

Загадка смерти всегда будет волновать человечество: вряд ли возможно и однозначное мнение относительно самоубийства. Наверное, и в самом гуманном обществе обстоятельства будут приводить людей к опасной черте. Но, опираясь на неповторимую ценность каждой человеческой жизни, общество может помочь любому выработать жизнеутверждающее мировоззрение, проникнуться верой в великое предназначение человека.



Заключение

Самоубийство – это результат социально-психологической дезадаптации личности в условиях современного общества. Психологические кризисы возникают в результате интимных, семейно-личных, социальных и творческих конфликтов.

Доминирует, как правило, одна причина. Но ее подкармливает целый комплекс обстоятельств, во время которых и созревает столь страшная мысль. Толкает на самоубийство, прежде всего безысходность.

Исследования показывают. Что большинство предсмертных записок не отражает истиной причины самоубийства. Как правило, человек указывает последнее звено своего психологического состояния. Часто сообщаются последние события, конфликты, мелочные обиды, последние слова. За всем этим кроется истинная, глубокая причина, которая не сообщается, и восстановить которую бывает очень сложно.

Статистика свидетельствует, что самоубийства среди подростков тоже имеют тенденцию к увеличению. Это тревожно. Вообще, переход из мира детства во взрослый мир – сложнейший этап. Подростку его новый социальный статус еще не понятен. И здесь, как никогда, могут помочь родители. Статистика говорит, что в регионах, где традиционно прочны связи между родителями и детьми, где почитается родительский дом, очаг – количество самоубийств значительно ниже. Но там, где родительский канал прерывается, передача социальных навыков между поколениями затруднена, главенствующая роль родителей потеряна, там часто проявляются различные социальные отклонения. Парень выходит из дому – для него любой приятель становится авторитетнее папы-профессора. Потому что мальчик считает, что тот не может, не понимает новое поколение, не мыслит его категориями, и плюс ко всему плохо относится к неформалам. Вот такая искаженная психология. Начинаются частые уходы из дому, побеги и даже бродяжничество. А под всем этим нередко скрывается не что иное, как замаскированная депрессия. Конфликт разрастается, а у подростков очень своеобразная форма на все реагировать протест и агрессия. Все эти явления составляют целый букет социальных отклонений. Сюда же включается и грубость и непослушание. А кульминацией может стать и самоубийство.

Таким образом, подводя итог анализа самоубийства, можно выделить следующие факторы риска:

- Врожденная и / или возникшая после сильного стресса склонность к самоубийству.

- Проблемы в личной жизни.

- Сильная травма, в том числе и психическая.

- Социальное неблагополучие: бедность, безработица и т.д.

- Рецидив древней болезни.

- Потеря близких, одиночество, острые конфликты.

- Экономические проблемы, шантаж, сексуальные домогательства, череда драматических событий.

- Нарцистическая травма.

- Психическая болезнь.

- Алкоголь и наркотики.

- Соматические заболевания, сильные боли.

А также сдерживающие факторы:

- Неприятие суицида, обусловленное наследственностью, воспитанием и опытом.

- Персональные качества: глубокое осознание ценности жизни, уверенность в собственных силах, жизненные достижения, способность обратиться за помощью в трудный момент, способность принять чужой совет в ситуации жесткого выбора, открытость опыту и чувствам других людей, готовность усваивать новые знания, коммуникативность.

- Модель родительской семьи: эмоциональная родительская любовь, теплые и доверительные отношения между родственниками, взаимная поддержка.

- Социокультурные факторы: принятие специфических национальных традиций и ценностей, хорошие отношения с друзьями, работодателями и соседями, поддержка окружающих, отсутствие друзей-наркоманов, социальная интеграция через работу, спорт, религию, различные непрофессиональные организации, осознание цели собственной жизни.

- Качество жизни: хорошая еда, хороший сон, много света, физические нагрузки, нет наркотикам и курению.

Суицидогенные факторы современного социума столь многочисленны и разнообразны, что их невозможно преодолеть лишь усилиями кризисных и превентивных служб, деятельностью только специалистов по социальной работе. Следовательно, задача заключается в том, чтобы ограничить распространение самоубийств, научиться предупреждать их. Задача эта сложная, требующая разработки масштабных социальных программ, так как для ее решения нужно добиться кардинальных позиций сдвигов в общественных сдвигов в общественных отношениях – и на микро- , и на макросоциальных уровнях.

Высшие образовательные учреждения, занимающиеся подготовкой специалистов по социально-психологической работе, должны ввести не просто специализации “Социально-психологическая работа с группами риска”, но и “Социально-психологическая работа с суицидентами и их окружением”. Это связано с тем, что, во-первых, не все самоубийцы являются “лицами с патологией”, во-вторых, тех знаний, которые даются по работе в экстремальной ситуации или с группами риска, не хватает для адекватной помощи суицидентами, в-третьих, в связи с ростом уровня самоубийств.

Наиболее актуальным направлением является организация социально-психологической работы по профилактике самоубийств, так как это сохранит человеческую жизнь, не принесет страданий близким и окружающим и , наконец, сэкономит средства, “высвободив” их на другие нужды. Любовь к жизни, умение преодолевать возникающие трудности необходимо нормировать уже с детских лет, например, через мультфильмы, сказки, детскую художественную литературу и др. Специфика организации социально-психологической работы с лицами, склонными к суициду, заключается в проведении мероприятий, способствующих изменению их социальной изоляции и уменьшению суицидальных тенденций.

Во-первых, это устранение отрицательных факторов внутрисемейных отношений. Во-вторых, это оптимизация межличностных отношений, подключение к оказанию помощи суицидентам различных учреждений, “обществ по интересам”, соседей. Но главные усилия должны быть направлены на выяснение и ликвидацию конфликтной ситуации, которая привела к суициду. Кроме этих мероприятий, необходимо оказать суициденту необходимой социальной помощи (материальной, социально-бытовой, социально-психологической). Также необходимо оказать социально-психологическую помощь близким и родственникам суицидента.

Таким образом, организация социально - психологической работы по борьбе с самоубийством идет по двум основным направлениям:

- профилактика самоубийств;

- реабилитация и адаптация суицидентов и их окружения.

По результатам нашего исследования, мы можем сделать вывод о том, что наша гипотеза частично подтвердилась, поскольку у пациентов снизились показатели депрессии, появились реальные планы на будущее и это, безусловно, будет способствовать снижению суицидальных наклонностей, следовательно, и снижению числа самоубийств, но мы не можем с уверенностью сказать, что число самоубийств сократиться. Для такого утверждения необходим продолжительный период времени в течение, которого мы могли бы этот результат фиксировать.



Список литературы

 

1. Акопян К.З. Самоубийство: проблемы мотивации // психологический журнал, 1996 №2. С. 16-23.

2. Актуальные проблемы суицидологи. // Под ред. Портнова А.А. М., 1978.

3. Белоглазов Г. Социологический анализ самоубийств в России, (www вариант).

4. Бердяев “О самоубийстве”.М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. – 24 с.

5. Бурханов Р. А. Трансцендентальная антропология И. Канта и Ф.В. Шеллинга – Екатеринбург, Изд-во Уральского государственного университета.

6. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н. и др. Социология: курс лекций: Учебное пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 1999.

7. Вест. Моск. ун-та. сер. 12., Политические науки. 1998 №6.

8. Ворошилов С., Гилинский Я. Военная девиантология // РЖ,1995,№3.

9. Гуревич П. С. О жизни и смерти // Жизнь земная и последующая. Сборник.- М., Политиздат,1991.

10. Дюркгейм Э. Самоубийство (социологический этюд). М., Мысль, 1994.

11. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. – 1995. - № 2.

12. Камю А. Бунтующий человек. М., Политиздат., 1990

13. Красненкова И. П. Качество веры, как решающий аргумент в решении проблемы преодоления сознательного суицида. // “Идея смерти в российском менталитете”. – СПб: Издательство “Русский гуманитарный христианский институт”, 1999г.

14. Лазарев С.Н. Диагностика кармы. СПб: Кн.изд «Любовь», 1999.

15. Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. – 1993. - № 4.

16. Медико-социальные основы здоровья: Учебная программа базовой подготовки по социальной работе /Коллектив авторов под рук. А.В. Мартыненко. - М.: Институт молодежи, ММА им. И.М. Сеченова, 1993. -116с.

17. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. – 1998. - № 9.

18. Основы социальной медицины: Учебно-методическое пособие. /Под ред. А.В. Мартыненко. - М.: Социум, 1998. - 87 с.

19. Пелипа В. Е. Депрессия и суицид в практике общесоматических лечебных учреждений // Лечащий врач №06/98

20. Плотников Н. Самоубийства в России // СОЦИС – 1999 №5 с.82-83

21. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. - М.: Центр, 1997

22. Римашевская Н.М. Русский крест (О численности населения) // Природа – 1999. – №6 – С.3-10.

23. Смедович С.Г. Самоубийство в зеркале статистики //Социс., 1990, № 4.

24. Социальная работа: Учебное пособие. /Под ред. А.М.Панова, Е.И. Холостовой. - М.: Социально-технологический институт, 1997. - 234 с.
Основы социально-медицинской работы. - М.: Рарог, 1998. - 256 с.

25. Смирнов Н. Познай себя М.: Прогресс, 1991-79 с.

26. Сладков Л. С. Плюс Минус жизнь. – М.: Мол. Гвардия, 1990 – 98 с.

27. Философия Достоевского в систематическом изложении М: Республика, 1996.

28. Фролов С.С. Социология. - М.: Логос, 1996

29. Фромм Э. Бегство от реальности // Тайны порока. Харьков: ИКФ «Гриф», 1995. С 146-204.




Приложение 1

Дата: 2019-07-30, просмотров: 1359.