Третья методика «Опросник депрессии Бека»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Анализ результатов показал:

- отсутствие депрессии – 25%

- легкая депрессия – 37,5%

- умеренная депрессия – 37,5%

Считается, что болезнь самоубийц депрессия – до 70% депрессивных больных обнаруживают суицидальные тенденции и примерно 15% из них совершают самоубийства. Поэтому проблема самоубийств – это проблема депрессий. Следовательно, необходимо работать с этой проблемой.

Четвертая методика.

«Тест смысложизненных ориентаций». Способствовала выявлению у пациентов наличия жизненных целей, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

Шкала «Цели в жизни»:

25% - норма

75% - имеют низкие баллы, что свидетельствует о том, что человек живет сегодняшним или вчерашним днем и не имеет целей на будущее.

Следующий показатель – «Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни»:

37,5%- норма

62,5% - низкие баллы - признак неудовлетворительности своей жизнью в настоящем.

«Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией»:

37,5% - норма

62,5% - низкие баллы, свидетельствуют о недоудовлетворенности прожитой частью жизни.

«Локус контроля – Я (я хозяин жизни)»:

12,5% - норма

87,5% - низкие баллы, говорят о неверии в свои силы контролировать события собственной жизни.

«Локус контроля – жизнь, или управляемость жизни»:

100% пациентов показали низкие баллы, что говорит об их убежденности в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Проанализировав результаты мы видим, что пациенты нуждаются в повышении уровня самооценки, в формировании навыков произвольной регуляции эмоциональных реакций, требуют повышения уровня толерантности, снижению импульсивности (научить произвольному контролю возникающих импульсов), для депрессивных больных обесценить негативные переживания.

Третий этап - изучение методов и форм работы с людьми склонными к суицидальному поведению применяемыми в 11 отделении ГУЗ «ВОПБ»

В настоящее время в ГУЗ «ВОПБ» происходит реорганизация практической помощи больным в направлении большей комплексности, интеграции усилий разных специалистов. Работа осуществляется полипрофессиональными бригадами. В которые входят врач, психолог, социальный работник.

Четвертый этап

Мы использовали в работе с данной категорией программу социально-психологических тренингов, направленную на профилактику и коррекцию аутоагрессивных форм поведения личности. Внедрение данной программы способствует закреплению несуицидальных форм поведения. Тренинг проводили психолог и социальный работник [Приложение 8].

Занятие первое «Знакомство» было направлено на самоопределение членов группы и определение группой целей своей работы. На начальном этапе усилия были направлены на создание атмосферы взаимопонимания, взаимопроникновения и поддержки, определение ожидания каждого участника. Особое внимание уделялось снижению напряженности в группе.

В упражнении «Знакомство» нами были отмечены поведенческие реакции, которые позволили сделать вывод о том, что в данной тренинговой группе, несмотря на внешне проявляющуюся тревожность, недоверие и подозрительность, есть внутреннее желание справиться со своими трудностями [Приложение 8].

Наиболее ярко об этом свидетельствовали высказывания отдельных участников. Например, «…зачем я буду рассказывать о себе? Я не знаю, что рассказывать… Пусть кто-нибудь другой начнет». Проявления поведенческих реакций имели следующий характер: закрытая поза с защитными барьерами при помощи рук и ног, опущенные вниз голова, что внешне свидетельствовало о защитной позиции, а также при развёрнутом положении корпуса тела к двери, окну - о нежелании испытуемого контактировать с окружающими. Приведём примеры высказываний других участников: «Я считаю себя человеком веселым, но люди часто меня не понимают или просто не хотят слушать. Мне это неприятно, и я не считаю, что причина, в основном, кроется в моих недостатках. Это они не хотят видеть во мне интересного собеседника...», «… мне не важно,что думают обо мне другие –это их проблемы!».

Анализируя: высказывания членов группы, можно акцентировать внимание на следующих позициях: «я с удовольствием буду приходить на группу, мы сможем общаться…», «не знаю мне и так хватает общения, не понимаю, зачем мне эти занятия. Лучше бы выписали побыстрее…».

При проведении упражнений «Ужасный секрет» и «Интервью» большинство неохотно рассказывали о себе, что стало основанием для выбора направления следующего занятия: «Доверие».

Было отмечено, что в большинстве своём пациенты не были ориентированы на рефлексию и саморефлексию, что говорит о возможных нарушениях в структуре самосознания личности. Но, несмотря на трудности, в целом вся; группа была настроена на работу. При обсуждении дискуссионных вопросов было отмечено, что не все участники раскрыты и готовы к общению, но в целом чувство тревожности, характерное для первого этапа работы с данной категорией, было снято.

Занятие второе «Доверие» ориентировалось на преодоление скованности, снятие напряжения среди участников с тем, чтобы в процессе дальнейшей работы установилось межличностное доверие [Приложение 8].

Занятие третье «Коммуникация» было направлено непосредственно на установление межличностной обратной связи в персонифицированной форме. Также на формирование навыков эмпатийного и активного слушания, умение устанавливать контакты, что являлось переключением с позиции эгоцентризма. Приобретение навыков эффективного общения удачно сочеталось с формированием осознания себя как личности. Ряд упражнений пробудили творческую активность, работу воображения, что в совокупности с общением расширяет границы жизненных интересов [Приложение 8].

Занятие четвёртое «Невербальное общение» явилось, с одной стороны, благодаря игровой форме проведения, отвлечением от существующих проблем и, в итоге, возможностью посмотреть на мир «новыми глазам и». С другой - «вложением в будущее» с целью формирования навыков спонтанности и гибкости в общении, чувствительности к невербальным средствам общения и фиксации внимания участников на своих психологических особенностях, а также с целью коррекции отрицательных эмоций, развития произвольного контроля за своими действиями, снятия двигательной расторможенности, негативизма.

Занятие пятое «Определение особенностей личности» способствовало выявлению истинного «Я» и позволило разобраться в себе, в своих недостатках, привычках, которыми не довольны, скорректировав их нахождением в себе положительных качеств, что проходило несколько болезненно для участников тренинговой группы и привело к необходимости проведения в конце занятия релаксационного тренинга [Приложение 8].

Занятие шестое «Самоанализ и самопознание» как логичное продолжение предыдущего занятия было направлено на познание собственных сильных и слабых сторон, в том числе во взаимодействии с другими людьми.

Занятие седьмое «Конфликтность и способность работать в коллективе» было изначально направленно на снижение конфликтности участников группы. Упражнения, направленные на осознание своего внутреннего мира, конфликтов, а также демонстрация смены чувства злобы на чувство успокоения, осознание поведения каждого из конфликтующих партнёров привели к получению навыков анализа и разрешения конфликтной ситуации.

На занятии восьмом «Самосознание» акцент делался на повышение самосознания, повышение ответственности за свои мысли, чувства, поведение и, соответственное, принятие себя в новом поведении, интегрирование в «Я» новых структур опыта.

Занятие девятое «Погружение в сказку» аккумулировало в себе три аспекта: диагностический; воздействующий, профилактический; развивающий. Работа шла поэтапно, начиная с поддержки положительных изменений через осмысление жизненного опыта и нахождение ключевых моментов жизни к совершенствованию с тем, чтобы помочь построить созидательную жизненную программу.

Занятие десятое «Собственно коррекционное» было направленно на закрепление несуицидальных форм поведения, что происходило через снятие агрессии, работу с аксиологическим компонентом личности, выработку гибкости в поведении, подготовку к будущим проблемным жизненным ситуациям и внесение коррективов в поведение.

Занятие одиннадцатое «Посмотреть со стороны» оказалось реальной возможностью узнать что-то полезное из впечатлений о себе, получить прямую обратную связь от других участников.

Занятие Двенадцатое «Заключительное» стабилизировало самооценки участников, актуализировало личностные ресурсы. Обсуждение того, что больше всего пригодиться из пройденного на занятиях, способствовало определению и закреплению позитивных моментов в жизни. Активное размышление о настоящих целях и смысле жизни определили перспективы жизненных и профессиональных целей.

В ходе тренинговых занятий применялись дискуссии, ролевые игры, психодрама и ее модификации, способы обратной связи, психогимнастические упражнения, разминки, элементы из телесно-ориентированной терапии, Art терапии (танцетерапия, сказкотерапия), проективные рисуночные методики из области психодиагностики.

Таким образом, реализация психологического сопровождения личности, склонной к суицидальным формам поведения, через деятельностный компонент модели суицидального поведения личности происходит при условии закрепления несуицидальный форм поведения, используя в качестве средства социально-психологические тренинги [Приложение 8].

По окончании занятий мы вновь провели диагностику и получили следующие результаты:

«Шкала психоэмоциональной возбудимости»

Таким образом, отличается положительная динамика. Нам удалось значительно снизить уровень эмоциональной возбудимости у участников тренинга.

Показатели депрессии так же имеют тенденцию к снижению, но есть необходимость в дальнейшей работе по этому показателю с помощью индивидуального консультирования:

«Тест смысложизненных ориентаций» выявил:

Баллы по показателю «Цели в жизни» значительно повысились это свидетельствует о том, что участники тренинга строят планы на будущее следовательно у них есть ради чего жить:

«Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни» баллы по этому показателю стали незначительно выше, это говорит о том, что нам не вполне удалось изменить отношение пациентов к своей жизни:

«Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией».

Основываясь на изменении данных этого показателя, мы можем сделать вывод, что нам удалось изменить в лучшую сторону отношение участников тренинга к прожитому отрезку жизни, акцентировать внимание на позитив.

Пациенты стали более уверены в своих силах контролировать события собственной жизни.

Пациенты стали более уверены в своих силах контролировать свою жизнь, свободно принимать решения, и воплощать их в жизнь.

Следует отметить, что общий показатель увеличился у всех участников.

Таким образом, мы с уверенностью можем сказать, что наши участники стали более оптимистично смотреть на жизнь. Смогли обрести новые жизненные ресурсы, сделать шаг к новому видению себя, людей и поняли, что наша жизнь во многом зависит от того, как мы ее воспринимаем, тренинговые занятия способствовали снижению суицидальных тенденций.

Отметим, что ГУЗ «Вологодская областная психиатрическая больница» не стоит на месте, работа с пациентами не ограничивается стенами отделения. В настоящее время на базе больницы открыто реабилитационное отделение, в котором для пациентов больницы, проводятся развлекательные мероприятия (организация концертов, музыкальных программ, дискотек, спортивных праздников и соревнований), групповая и индивидуальная работа (тренинги коммуникативных и когнитивных навыков, психообразовательные тренинги), Осуществляется вовлечение пациентов в трудовые процессы; действуют кружки: «Мукосолька» (лепка из соленого теста), «Арт-терапия», кружок любителей музыки (набирается ансамбль).

Открыта и освещена молельная комната, таким образом, пациенты имеют возможность общаться со священником, отцом Николаем, в том числе причащаться и исповедоваться. Несомненно это важное событие именно для работы с людьми склонными к суицидальному поведению. Многие пациенты изъявляют желание посещать «Встречи с отцом Николаем».

При выписке из больницы, пациент не остается без внимания, сведения о нем передаются в психоневрологический диспансер, специалисты которого осуществляют амбулаторное обслуживание. При необходимости пациента направляют в психотерапевтический центр, который так же является подразделением ГУЗ «Вологодская областная психиатрическая больница», где прием осуществляют высококвалифицированные специалисты (психотерапевты, психологи, специалисты по социальной работе).

Мы видим, что работа с пациентами не заканчивается после их выписки из стационара. Подобная преемственность является гарантом эффективности и результативности работы.

Таким образом, учитывая результаты исследования, мы можем сделать вывод о том, что наша гипотеза частично подтвердилась, поскольку у пациентов снизились показатели депрессии, появились реальные планы на будущее и это, безусловно, будет способствовать снижению суицидальных наклонностей, следовательно, и снижению числа самоубийств, но мы не можем с уверенностью сказать, что число самоубийств сократиться. Для такого утверждения необходим продолжительный период времени в течение, которого мы могли бы этот результат фиксировать.

Рекомендации родственникам больных

Предотвращение суицида: Практически при всех депрессивных состояниях могут возникать мысли о нежелании жить. Но особенно опасны депрессии, сопровождающиеся бредом (например, виновности, обнищания, неизлечимого соматического заболевания). У этих больных на высоте тяжести состояния практически всегда возникают мысли о самоубийстве и суицидальная готовность.

Дата: 2019-07-30, просмотров: 172.