Сегодня существует Международная ассоциация по предотвращению самоубийств, по рекомендации которой во многих городах мира и нашей стране были созданы службы предупреждения самоубийств. Это новая форма организации медицинской и социально-психологической помощи людям, нуждающимся в квалифицированном совете или медикаментозном лечении. Службы ориентированы на широкие круги населения и, в первую очередь, на лиц, испытывающих состояние психологического кризиса, людей, подверженных влиянию стрессогенных факторов и являющихся потенциально суицидоопасными.
Одним из главных принципов деятельности служб является их анонимность. Сознание, что личные, мучительные для человека вопросы не получат огласку, делает пациента более раскованным, облегчает установление с ним контакта. Неукоснительно соблюдается еще один принцип, рекомендуемый международными суицидологическими организациями, - подразделение службы не должно располагаться на территории психиатрических учреждений. Это устраняет барьер, мешающий человеку обратиться к психотерапевту. Ведь нередко такому шагу препятствует страх прослыть психически больным, быть поставленным на психиатрический учет [24, с.59].
Службы могут быть укомплектованы как добровольцами, так и специалистами-психотерапевтами. Главное преимущество службы состоит в том, что ее основные звенья действуют не автономно, а объединены в систему. Структурные подразделения - “телефон доверия”, кабинеты социально-психологической помощи, кризисные стационары - имеют преемственную связь и координируются центром.
Основным звеном в деле предотвращения самоубийств является анонимная телефонная служба (“телефон доверия”), которая была основана в 1953 г. в Лондоне священником Чад Вара и стала быстро распространяться во всех государствах Европы и Америки. Цель телефонной службы - стремление предложить любому человеку, находящемуся в кризисной ситуации и помышляющему о самоубийстве, телефонный контакт с сотрудником, готовым выслушать его как друг, способным помочь абоненту преодолеть кризисную ситуацию, с которой он столкнулся. Среди принципов службы особое место занимает доверительность, абсолютная секретность, запрет требовать вознаграждения за услуги и запрет оказания любого давления. Принципы работников служб - “не судить, не критиковать и даже не удивляться”, а помочь абоненту самостоятельно прийти к правильному решению. Население широко информируется о наличии “телефонов доверия”, но самоубийства при этом не упоминаются, сообщается только, что оказывается “помощь в беде, безнадежности и депрессии”.
Тем не менее, острые медико-социальные проблемы не решаются сами собой. Многолетний опыт суицидологической работы свидетельствует о том, что оснований для самоуспокоения в этом вопросе чрезвычайно мало. Поэтому необходимо продолжать работу в этом направлении, как научную, так и практическую [6, с.136].
Прежде всего, необходимы грамотные социальные работники, способные помочь в проблемах.
В последние годы проблема технологизации социального пространства становится все актуальнее. Исследованием и разработкой инновационных методов занимается инноватика, значительное место среди проблем которой, ставших предметом и объектом ее исследований, занимает относительно самостоятельная область знаний - социальная инновация. Это новые средства регулирования и развития социальных процессов, способных соответствовать сложности общественной ситуации, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества в условиях высокой неопределенности обстоятельств.
Инновационные социальные технологии определяются основным средством выхода из кризисного состояния по следующим причинам:
Во-первых, отсутствие инновационных социальных технологий модернизации общественных отношений неизбежно ведет к социальным бедствиям.
Во-вторых, социальная поддержка, социальная помощь приобретает не только массовый характер, но и становится объективной необходимостью. В связи с этим появилась необходимость стандартизировать и унифицировать социальные услуги, отдельные методики, формы, приемы и способы социального действия.
В-третьих, разработка теоретических основ и практических механизмов общественно-государственного регулирования, новых средств и методов решения социальных проблем в условиях отчужденности, дезинтегрированности людей становятся приоритетными направлениями социальной политики всякого государства. Как и любая социальная деятельность, социальные технологии многообразны по целевым функциям, характеру деятельности, конкретному воплощению и результату. Как правило, любая социальная технология является ответом на некоторую назревшую потребность [6, с.70].
Любая технология социальной работы не может быть внедрена без учета особенностей, как объектов, так и субъектов деятельности, их состояния, ресурсов и мотивов. Так для решения задач социальной защиты людей пожилого возраста необходимы определенные объективные и субъективные условия и предпосылки, что обуславливает различие технологии социальной работы с ними. В одном случае, например, применяется семейная психотерапия, в другом посещение специализированных центров, в третьем оказывается материальная помощь.
Устранение деструкции может обеспечить комплексная социальная терапия, синтезирующая все три основных уровня общения:
- межличностный, личностно-групповой и личностно-социальный. Для этого необходимо чтобы психика человека перешла в режим рефлексивного функционирования.
Переход в такой режим обеспечивается:
- интенсификацией усилий (что позволяет мобилизовать резервные возможности человека);
- заменой средств достижения цели (переоценкой и выбором более приемлемых);
- заменой самих целей;
- переоценкой всей ситуации (интенсификация усилий, использование новых средств достижения целей формируют и новый взгляд на ситуацию, на свое личное отношение к ней, что приводит к переоценке).
Если исходить из обобщенной системы принципиальных положений о содержании деятельности социального работника, то оказывается возможным и определение круга основных задач, возлагаемых на работников социальной сферы, в процессе непосредственного общения с людьми. Это, прежде всего:
- оказывать помощь индивидам и группам, осознавать и устранять затруднения личного, социального, экологического и духовного характера, неблагоприятно влияющие на них;
- помогать людям, справляться с этими затруднениями путем поддерживающего, реабилитирующего, защитного или корректирующего воздействия;
- защищать беспомощных в соответствии с законом, прибегая к использованию власти;
- способствовать более широкому использованию каждым клиентом собственных возможностей для социальной самозащиты;
- использовать все средства и источники для социальной защиты нуждающихся в этом людей и др.
Рассматриваемый круг задач со всей определенностью показывает, что они включают в себя широчайший диапазон тех навыков и умений, которые потребуются социальным работникам для их выполнения.
Если рассмотреть в контексте с задачами социальной работы, круг основных обязанностей, которые должен выполнять социальный работник как профессионал, то в основном это выглядит следующим образом:
- создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу;
- выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого;
- опознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность;
- наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми;
- общаться вербально и письменно;
- организовывать и вести беседу в различных обстоятельствах;
- вести переговоры, выступать по радио и т.д.
Поле деятельности социального работника очень широко:
- в микрорайонах и на предприятиях он выявляет лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психологической, материальной помощи;
- содействует интеграции деятельности различных государственных организаций и учреждений по оказанию социально-экономической помощи населению;
- помогает в семейном воспитании;
- проводит работу с пенсионерами, инвалидами, детьми;
- участвует в работе по созданию центров социальной помощи, социальной реабилитации;
- работает с несовершеннолетними правонарушителями и людьми, вернувшимися из заключения и т.д. [13, с.167].
Социальный работник сегодня не только человек, оказывающий помощь определенным неблагополучным людям и семьям, но и в определенной степени — политик и общественный деятель, участвующий в реформировании социальной политики и законов, направленных на достижение благосостоянии всего общества. Для выполнения этой многоплановой деятельности социальный работник должен быть готов выступать в разных качествах, играть множество ролей.
Социальная работа в системе социальной защиты населения, здравоохранения, образования, молодежной политики, милиции и других ведомств имеет специфику, определяемую, прежде всего целями, задачами, средствами, формами работы.
Социальный работник в медицинском учреждении – пока редкое явление в условиях России, хотя в социальной помощи нуждаются сегодня различные группы больных.
Практика и исследовательская работа социального работника в учреждениях здравоохранения опирается не только на диагнозы врачей, показания лабораторных экспертиз, но и на психолого-социологические исследования, соответствующую экспертизу социального положения и психологического состояния больного и его близких, ситуаций в их семьях. С помощью бесед выясняется общественное мнение и отношение к болезни клиента со стороны его близких и родных, выясняется, кто может наилучшим образом оказать больному материальную и психологическую, моральную поддержку.
В работе с больными используются данные о специфике поведения в различных ситуациях, а также сведения о социальном статусе, образе жизни, профессии клиента, его семье. Учитывается и комплекс возможностей медицинского учреждения, его профессионально-квалификационная техническая и технологическая оснащенность.
Социальный работник свободен в выборе теоретических оснований своей деятельности, в сборе дополнительных данных о больном, его состоянии, семье, близких, а также в привлечении дополнительных социологических и психологический сведений. Однако в главном они сводятся к информационному обеспечению тех задач, что стоят перед социальным работником сферы здравоохранения:
1) обеспечить оптимальную связь больного с его социальным окружением;
2) оптимизировать самопомощь и поддержку близких больному в кризисной ситуации;
3) обеспечить связь работников медицинского учреждения с семьей и близкими больного;
4) оказать поддержку родным и близким в ситуациях трагического исхода болезни клиента;
5)медико-социально-психологическое просвещение населения.
Таким образом, рассматриваемые задачи социальной работы, роли, функции и обязанности социального работника не исчерпывают всей его деятельности, но они позволяют проследить и выявить главную, стержневую идею, как бы объединяющую все остальные слагаемые трудной и крайне необходимой ныне профессии социального работника, а именно умение, желание идти к людям, находить формы общения с ними, чтобы помочь им.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 348.