Экономика Казахстана развивается в условиях большого притока иностранной валюты, роста объема внешнего заимствования реального и банковского секторов, а также иностранных инвестиций. Все это оказывает инфляционное давление на экономику и обменный курс тенге в сторону укрепления. Создается угроза для финансовой стабильности экономики. Расширение кредитного портфеля за счет иностранного капитала может негативно отразиться на качестве активов банков и хозяйствующих субъектов в случае замедления роста экономики и ухудшения конъюнктуры мировых рынков.
Существует проблема концентрации кредитования по отраслям, так как основная доля выданных кредитов приходится на торговлю, строительство, непроизводственную сферу и индивидуальную деятельность, что может способствовать «перегреву» отдельных отраслей экономики.
Сырьевая направленность экономики по-прежнему доминирует. Наибольший поток инвестиций направляется в добывающий сектор. Несырьевой экспорт остается на низком уровне. Потенциал диверсификации и модернизации экономики не реализован.
Приоритеты развития науки не определены. Формирование национальной инновационной системы не завершено. Отсутствуют конкретные результаты по крупным системообразующим инвестиционным проектам, направленным на диверсификацию экономики страны.
Отечественный крупный бизнес не в полной мере вовлечен в процесс диверсификации экономики. Банки второго уровня не стремятся финансировать проекты обрабатывающей промышленности.
Качество инфраструктуры и услуг не соответствует уровню экономического развития страны. Это касается и качества оказываемых государственных услуг, в том числе медицинских и образовательных.
Продолжает оставаться низкой средняя продолжительность жизни. Сохраняются высокими показатели материнской и младенческой смертности.
Сохраняются проблемы, связанные с недостаточно высоким уровнем качества жизни населения страны, демографией, высокой ресурсо- и энергоемкостью экономики и загрязнением окружающей среды.
Работа по проведению административной реформы в системе государственного управления затянулась.
Все это требует конкретных мер по устойчивому развитию страны на основе обеспечения баланса экономических, социальных и экологических факторов.
Казахстан станет реально конкурентоспособным только при усилении эффективности структурных изменений в экономике.
Стратегической целью деятельности Правительства в среднесрочном периоде является повышение конкурентоспособности страны на основе принципов устойчивого развития.
Максимальные усилия Правительство направит на создание благоприятных институциональных и экономических условий для повышения международной конкурентоспособности Казахстана и качества жизни его граждан. Это позволит обеспечить решение стратегической задачи по вхождению Казахстана в ближайшие десять лет в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.
Для достижения этой цели определены следующие приоритетные направления Программы Правительства Республики Казахстан на 2007-2009 годы.
В части повышения эффективности проведения экономической политики предстоит решить ряд задач путем реформирования системы государственного планирования, бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, развития финансового сектора, регулирования деятельности естественных монополий, развития конкуренции и предпринимательства, а также внедрения принципов корпоративного управления.
Повышение эффективности экономической политики будет осуществляться через внедрение системы управления, ориентированной на результаты.
Правительство разработает и внедрит целевые индикаторы результативности и эффективности государственных, отраслевых (секторальных), региональных и бюджетных программ, а также каждого государственного органа. На это будет направлена система планирования, координации и контроля.
Будут приняты нормативные правовые акты, которые позволят эффективно функционировать системе государственного планирования в условиях рыночных отношений, повысить качество государственных услуг, ориентировать деятельность государственных органов на достижение стратегических целей.
Правительство обеспечит условия создания благоприятного налогового и инвестиционного климата, развития бизнеса, активизирует работу по снижению административных барьеров, повышению производительности экономики.
Будут совершенствоваться методы государственного регулирования экономики с акцентом на уменьшение бюрократического вмешательства в вопросы развития бизнеса. Отношения с предпринимательством будут выстроены на принципах партнерства, честности и прозрачности. Наряду с этим, планируется принять меры по укреплению института частной собственности как основы гарантий прав и свобод граждан.
Государственное планирование будет направлено на сопровождение и управление процессами по обеспечению роста конкурентоспособности страны.
В связи с этим будут разработаны Стратегия устойчивого роста конкурентоспособности Республики Казахстан, а также ряд нормативных правовых актов по государственному планированию, регламентирующих вопросы стратегического, среднесрочного и бюджетного планирования, мониторинга, контроля и ответственности всех субъектов планирования, направления деятельности органов государственного управления на конечные результаты.
Будут изменены требования к содержанию, процедурам разработки и утверждения, реализации государственных, отраслевых (секторальных), региональных и бюджетных программ.
Будут приняты нормативные правовые акты по:
- внедрению стратегического планирования в государственных органах;
- оценке деятельности государственных органов на предмет достижения конечных результатов;
- совершенствованию системы государственной статистики, позволяющей осуществлять мониторинг эффективности выполнения государственных, отраслевых (секторальных), региональных, бюджетных программ и прогресс в достижении стратегических целей государства, исключению дублирования государственной статистической отчетности.
Правительством будет продолжена работа по совершенствованию бюджетного планирования.
Главной целью этой работы станет внедрение системы бюджетного планирования, ориентированной на результаты.
Такая система позволит оценивать качество предоставления государственных услуг, степень достижения стратегических целей и задач, а также будет использована как инструмент повышения производительности работы государственных органов.
Фискальной политикой предусмотрено эффективное применение налогово-бюджетных инструментов в условиях повышения конкурентоспособности экономики страны, прежде всего, для решения приоритетных задач социально-экономического развития.
Правительство продолжит работу по совершенствованию налогового администрирования.
Налоговая политика будет направлена на стимулирование индустриально-инновационного развития страны, повышение конкурентоспособности, сокращение доли теневой экономики и создание рационального баланса налоговой нагрузки в экономике. Предстоит провести глубокий анализ по налоговым льготам, оценить степень их влияния на эффективность экономики.
Поэтапно будет решаться задача перераспределения налогового бремени с доходов юридических лиц на доходы физических лиц, а также изучен вопрос внедрения всеобщего декларирования доходов и расходов населения.
В области денежно-кредитной политики и развития финансового сектора основные усилия Правительства, Национального Банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций будут направлены на повышение эффективности регулирования инфляционных процессов и обеспечение стабильности развития финансового сектора.
Денежно-кредитная политика сориентирована на решение таких задач, как повышение эффективности мер денежно-кредитной политики для поддержания прогнозируемого уровня инфляции, обеспечение валютного регулирования и контроля, функционирование платежных систем на высоком технологическом уровне, содействие обеспечению стабильности финансовой системы в целом.
В условиях полной конвертируемости тенге по текущим и капитальным операциям будет значительно расширен мониторинг ситуации на валютном и финансовом рынках, а также продолжены работы по совершенствованию информационной базы по внешнеэкономическим операциям.
С целью поддержания эффективного функционирования платежных систем особое внимание будет уделено развитию Национальной системы платежных карточек и созданию нового Резервного центра для платежных систем.
Продолжится работа по реализации Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан на 2007-2011 годы. При этом, Правительством будут предприняты все усилия для становления Казахстана как основного финансового центра региона, обеспечивающего эффективное перераспределение финансовых потоков в СНГ и Центральной Азии.
Дальнейшее развитие финансового сектора республики связано с повышением качества услуг и их доступностью, а также стандартов регулирования финансового сектора, формированием ликвидного фондового рынка и его составляющих, либерализацией финансового сектора в целях повышения конкуренции на рынке финансовых услуг.
В целях обеспечения качественного роста экономики Правительство будет уделять повышенное внимание вопросам развития конкурентной среды и предотвращения монополизации рынка.
В этой связи Правительство намерено проводить работу по определению отраслей экономики с недостаточно развитым уровнем конкуренции, снижению степени монополизации рынка, устранению барьеров, препятствующих вхождению на рынок новых компаний, проведению институционального преобразования антимонопольного органа, а также развитию биржевой торговли в Республике Казахстан.
Правительство предусматривает регулярное проведение анализа внутренних рынков товаров и услуг с целью определения отраслей и секторов экономики, где присутствуют необоснованная (искусственная) монополизация рынка и высокая степень рыночной концентрации в «одних руках».
Совершенствование тарифной политики будет основано на создании системы комплексного сбалансированного регулирования деятельности субъектов естественных монополий посредством пересмотра роли и функций регулирующих органов. В целях обеспечения предсказуемости уровней тарифов, роста объемов инвестиций в обновление и модернизацию активов регулируемых субъектов, повышения эффективности их функционирования Правительством будет усовершенствована нормативно-правовая и методологическая база.
Реализация этих целей Правительством будет осуществляться путем разработки Закона Республики Казахстан «О естественных монополиях» в новой редакции и повышения роли регулирующего органа с приданием ему функций экономического многоотраслевого регулятора в соответствии с международной практикой.
Развитие бизнес-среды и поддержка предпринимательства предполагают решение задач по упорядочению разрешительной системы, устранению дублирования и сокращению разрешительных процедур, таких как лицензирование, сертификация, стандартизация, аккредитация, а также создание предпосылок для перехода на более высокий уровень развития малого и среднего бизнеса.
В этой связи для развития предпринимательства будет предусматриваться дальнейшее сокращение административных барьеров, в том числе путем оптимизации различных видов отчетности. Планируется полностью завершить процесс перехода всех субъектов предпринимательства на международные стандарты финансовой отчетности.
Внедрение принципов корпоративного управления направлено на повышение эффективности управления и транспарентной деятельности в государственном и частном секторах.
Правительством будут предприняты последовательные меры, направленные, в первую очередь, на консолидацию усилий всех заинтересованных сторон по дальнейшему развитию системы корпоративного управления в Казахстане.
Во главу деятельности Правительства будут поставлены вопросы повышения качества жизни населения страны, которое складывается из экономического благосостояния, эффективной системы образования, здравоохранения, активной социальной политики, демографической стабильности и состояния окружающей среды.
В целях перехода к устойчивому развитию будет обеспечена практическая реализация положений Экологического кодекса, разработан и принят комплекс мер по эффективному и рациональному использованию возобновляемых ресурсов и источников энергии. Будут выработаны единые подходы к управлению отходами производства и потребления. Правительство обеспечит внедрение целевых показателей и индикаторов, характеризующих различные аспекты устойчивого развития в разрезе каждого региона и по отраслям.
Правительство примет конкретные меры по улучшению состояния здоровья населения, в том числе репродуктивного, а также по стимулированию рождаемости, укреплению института семьи.
Будут приняты меры по более полному обеспечению населения качественной питьевой водой, совершенствованию стандартов питания, внедрению культуры безопасности на производстве и в быту.
Основной целью деятельности Правительства в области образования является построение конкурентоспособной системы образования, подготовки и переподготовки кадров, адекватной реальным экономическим условиям.
Правительство сконцентрирует свои усилия на формировании новой модели управления системой образования, которая будет создавать мотивацию для оказания качественных услуг населению при эффективном распределении финансовых ресурсов государства. При этом будут внедрены эффективные механизмы контроля за качеством предоставляемых услуг и усилена координация по проведению единой политики в сфере образования.
Основными целями и задачами Правительства в сфере науки являются становление национальной инновационной системы, обеспечивающей эффективное создание, поддержку и использование новых научных знаний за счет формирования условий по повышению качества подготовки научных кадров, интеграции образования с наукой, а также интеграции казахстанской науки в мировую науку.
Основным программным документом, определяющим развитие отрасли, станет Государственная программа развития науки на 2007-2012 годы.
Фундаментальные и прикладные исследования по приоритетным направлениям станут основой для создания будущей инновационной экономики.
Основными целями и задачами в сфере здравоохранения являются создание конкурентоспособной системы современного здравоохранения за счет формирования условий, обеспечивающих повышение доступности и качества медицинской помощи с приближением ее к мировым стандартам, проведения модернизации системы здравоохранения.
Правительством будут приняты меры по реформированию системы управления в здравоохранении, которая должна предоставлять качественные медицинские услуги населению при эффективном распределении финансовых ресурсов государства.
Повышение качества медицинской помощи с поэтапным достижением мировых стандартов будет обеспечено за счет внедрения современных технологий профилактики и лечения заболеваний, в том числе посредством использования передовых зарубежных методов. В этой связи, начиная с 2007 года, будут внедрены такие механизмы и инструменты, как аккредитация субъектов здравоохранения, независимая экспертиза и внутрибольничный менеджмент.
Завершится строительство шести новых медицинских центров в рамках создания медицинского кластера в городе Астане с дальнейшим привлечением ведущих иностранных компаний для их управления.
В целях совершенствования структуры отрасли будет разработана методика определения потребности в объектах здравоохранения. Это обеспечит эффективное использование существующих и вновь вводимых объектов здравоохранения, повысит качество и доступность предоставляемых ими медицинских услуг.
Кроме того, будут разработаны и внедрены индикаторы эффективности, способствующие открытости, подотчетности и совершенствованию медицинской деятельности.
Предстоит разработать комплекс мер по снижению смертности от болезней системы кровообращения, туберкулеза, заболеваемости ВИЧ/СПИД и других социально значимых заболеваний, а также снижению материнской и младенческой смертности.
Будет усовершенствована система льготного лекарственного обеспечения, улучшена система закупок лекарственных средств, контроля качества лекарственного обеспечения, а также внедрены современные методы мониторинга фармацевтического сектора.
Ключевой проблемой здравоохранения остается качество медицинского образования. Продолжится реализация Концепции реформирования медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан на 2006-2010 годы, будут созданы условия для внедрения новой системы подготовки квалифицированных медицинских и фармацевтических кадров на основе международных стандартов.
Основными целями и задачами в сфере социальной поддержки населения являются формирование эффективной системы социального обеспечения, занятости, миграции населения и создание условий для реализации равных прав и возможностей мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности общества за счет формирования эффективной многоуровневой системы социальной защиты населения, дальнейшего развития системы социальной поддержки семей, имеющих детей, совершенствования подходов оказания адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам, повышения уровня занятости населения и мобильности рынка труда, повышения квалификации и производительности труда, перехода к более эффективной политике в сфере миграции.
В целях создания условий для реализации равных прав и возможностей мужчин и женщин будут созданы законодательные и институциональные механизмы государственной поддержки гендерной политики.
Правительство продолжит работу по дальнейшему укреплению и развитию социального диалога как механизма регулирования социальных и трудовых отношений, достижения согласия между сторонами социального партнерства.
С учетом возможностей государства и необходимости следования международным принципам солидарной системы пенсионного обеспечения будут предприняты меры по повышению уровня пенсионных выплат.
Будет активизирована работа по расширению охвата населения накопительной пенсионной системой и обязательным социальным страхованием путем совершенствования законодательства.
Правительство намерено совершенствовать систему пенсионных выплат из накопительных пенсионных фондов и развивать пенсионное аннуитетное страхование.
Продолжится работа по стимулированию роста доходности накопительных пенсионных фондов за счет расширения перечня финансовых инструментов и других мер.
С целью повышения социальной ответственности бизнеса предстоит повысить роль социального диалога и активнее использовать договорной потенциал для осуществления работодателями добровольных, профессиональных отчислений в пользу работников.
В целях дальнейшего развития системы социальной поддержки семей, имеющих детей, Правительство планирует увеличить размеры выплачиваемых им пособий, а также принять меры по дальнейшему совершенствованию социальной защиты семей с детьми.
Особое внимание будет уделено инвалидам посредством развития системы оказания качественных социальных услуг, создания действенных мер для интеграции их в общество.
В 2008 году будут созданы Центры адаптации и интеграции оралманов, рассмотрена возможность предоставления оралманам жилья на условиях социальной аренды, сочетание мер государственной помощи с развитием индивидуального строительства самими оралманами.
Будет осуществлён переход к новой модели регулирования трудовых отношений на основе нового Трудового кодекса Республики Казахстан.
Предполагается пересмотреть и принять новые нормативные правовые акты в сфере безопасности и охраны труда.
Правительство сконцентрирует свои усилия на создании условий по повышению конкурентоспособности молодежи, решении вопросов занятости и жилищных проблем, формировании у молодежи чувства гражданской солидарности и сопричастности.
Для этого будут разработаны и внедрены стандарты социальных услуг в сфере молодежной политики.
Правительством будет уделяться внимание производственным взаимоотношениям между молодежью и работодателями, развитию молодежного предпринимательства.
Также будут приняты меры по стимулированию молодежи к получению специальностей технического и обслуживающего труда.
Основными целями и задачами Правительства в сфере культуры станут обеспечение роста культурного богатства, развития духовного потенциала нации, повышения роли государственного языка в качестве важнейшего фактора укрепления казахстанской государственности.
Будут расширены сети учреждений обучения государственному языку, создана система объективной оценки уровня овладения государственным языком, которая станет действенным инструментом для продвижения языка в различные сферы.
В рамках реализации Государственной программы функционирования и развития языков на 2001-2010 годы будут приняты меры по:
- повышению эффективности обучения государственному языку с использованием передовых методических разработок;
- поднятию престижа государственного языка;
- дальнейшему совершенствованию законодательства о языках.
Наряду с развитием государственного языка будет обеспечено свободное функционирование русского языка. Будут также созданы условия для изучения иностранных языков и, прежде всего, английского.
Правительство продолжит работу по популяризации отечественной культуры и искусства, сохранению и эффективному использованию историко-культурного наследия страны и совершенствованию законодательной базы в этой области.
Будет продолжена работа по формированию позитивного туристского имиджа Казахстана. С этой целью будет детально проработан вопрос открытия совместно с частным сектором информационных центров, как в Казахстане, так и за его пределами.
Для достижения поставленных задач особое внимание будет уделено формированию благоприятной среды, внедрению соответствующего международным стандартам уровня туристских услуг и сервиса, а также визовой поддержке и безопасности.
Основной задачей Правительства в развитии спорта станет создание эффективного механизма государственного регулирования и поддержки физической культуры и спорта с целью обеспечения соответствия казахстанского спорта самым высоким международным стандартам.
Продолжится работа по развитию инфраструктуры спорта, отвечающей международным требованиям, в том числе создание инфраструктуры согласно требованиям международных спортивных организаций для проведения Зимних Азиатских игр 2011 года.
Правительство выступит координатором действий правоохранительных и других государственных органов по совершенствованию организационных и законодательных мер, формированию стратегии и тактики противодействия преступности, укреплению правопорядка и обеспечению общественной безопасности.
Будет активизирована профилактическая деятельность правоохранительных органов, обеспечено создание и функционирование в стране общегосударственной системы профилактики правонарушений, с широким привлечением к этой работе институтов гражданского общества и населения.
С целью более эффективного использования сил и средств правоохранительной системы будут приняты меры по перераспределению функций документирования и регистрации граждан, реализации государственной миграционной политики, временной изоляции несовершеннолетних и лиц в состоянии алкогольного опьянения между уполномоченными государственными органами.
В рамках решения задач по модернизации и диверсификации экономики будет активизирован процесс перехода к инвестиционному этапу реализации Стратегии индустриально-инновационного развития. Правительство уделит особое внимание реализации «прорывных» инвестиционных проектов в приоритетных несырьевых секторах экономики.
Стимулирование инвестиционной активности будет осуществляться в области развития смежных и сопутствующих производств минерально-сырьевого комплекса, нефтехимической отрасли, машиностроения и других приоритетных отраслей. В среднесрочной перспективе основной задачей будет являться создание первого интегрированного нефтехимического комплекса мирового класса.
В рамках реализации этой задачи будет создана специальная экономическая зона «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» в западном регионе Казахстана. Также будут проработаны предложения по формированию нефтехимического технопарка в Мангистауской области.
Ускорение процессов диверсификации будет осуществляться посредством стимулирования развития новых технологичных и системообразующих производств с большим мультипликативным эффектом.
Фондом устойчивого развития «Казына» планируется осуществить покупку нескольких высокотехнологичных компаний за рубежом, часть производства которых может быть размещена на территории республики. Будет проводиться целенаправленная работа по привлечению транснациональных и крупных иностранных компаний в несырьевые сектора экономики.
Для реализации инновационных проектов по развитию информационных технологий, биотехнологий, нанотехнологий, новых материалов, космической индустрии и других секторов экономики будет проведена работа по стимулированию трансферта и импорта готовых технологий, повышению патентной активности, укреплению технопарков, университетов и бизнес-инкубаторов, а также повышению инновационно-предпринимательской активности казахстанского бизнеса в целом.
Помимо привлечения иностранных и отечественных инвестиций особый акцент будет сделан на активном освоении рынков зарубежных стран, экспортной экспансии казахстанских товаров. В этой связи Правительством разрабатывается и будет утверждена Национальная экспортная программа, в рамках которой будет сформирован перечень перспективных экспортных товаров и услуг, стратегии выхода на мировые рынки, а также система институциональной поддержки отечественных экспортеров.
К решению проблем диверсификации и модернизации экономики Правительство намерено активно привлекать крупный отечественный бизнес для реализации масштабных инвестиционных проектов. Важно привлечь крупные компании к созданию и развитию 5-6 кластеров на территории страны, стимулировать их взаимодействие с малым и средним бизнесом, создавая при этом более совершенные цепочки добавленных стоимостей.
Правительство акцентирует свое внимание на реализации социально-ориентированной политики жилищного строительства и развитии жилищно-коммунального хозяйства. Будут совершенствоваться системы ипотечного кредитования и жилищных строительных сбережений.
Для этого предстоит усовершенствовать законодательство в жилищно-коммунальной сфере, принять ряд мер по развитию рынка строительной индустрии, строительству комплексов доступного арендного жилья, прозрачности процедур выделения земельных участков, стимулированию развития индивидуального жилищного строительства. Постоянное внимание будет уделяться и качеству предоставляемых коммунальных услуг.
В области аграрной политики Правительство считает главной задачей обеспечение устойчивого развития агропромышленного комплекса на основе роста производительности, доходности его отраслей и развития национальных конкурентных преимуществ отечественной продукции. Будут выработаны действенные механизмы для решения задач по индустриализации и диверсификации сельскохозяйственного производства, стимулированию создания крупных агрохолдингов.
Немаловажную роль в реализации аграрной политики призван сыграть национальный холдинг «КазАгро», целью создания которого является стимулирование эффективного развития агропромышленного сектора и повышения его конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.
Будут сформированы условия, необходимые для притока крупных инвестиций и новых технологий в сельское хозяйство, развития инфраструктуры сельской местности.
Развитие агропромышленного комплекса будет направлено на формирование кластеров в пищевой промышленности, в частности, зерноперерабатывающего, плодоовощного, мясного и молочного кластера. Отдельное внимание Правительства будет уделено стимулированию развития производства биотоплива.
Минерально-сырьевой комплекс, являясь основой для развития и диверсификации экономики, также нуждается в повышенном внимании со стороны Правительства. Необходимо усиление геологоразведочных работ за счет государственного бюджета с целью обеспечения надежной минерально-сырьевой базы. Будет продолжена работа по повышению прозрачности деятельности компаний горнодобывающего сектора и выработаны действенные меры по увеличению доли участия отечественных производителей в контрактах на недропользование. Помимо увеличения местного содержания в контрактах на недропользование, усилится работа по выполнению обязательств недропользователей по обучению казахстанских специалистов.
Развитие казахстанского сервисного рынка в недропользовании станет одним из самых важных направлений в индустриально-инновационной политике страны.
Проблема совершенствования нормативной правовой базы в нефтегазовой отрасли остается актуальной для Правительства. Будет завершена разработка подзаконных актов по реализации законов Республики Казахстан «О соглашениях о разделе продукции» и «О недрах и недропользовании».
Будет осуществляться жесткий контроль за выполнением контрактных обязательств по рациональному и комплексному использованию недр. Здесь на первый план выдвигаются вопросы обеспечения комплексного мониторинга недропользования со стороны компетентного органа в тесном взаимодействии с центральными и местными исполнительными органами, в том числе исполнение обязательств недропользователей по выделению средств на социальные и инфраструктурные проекты.
Будут приняты действенные меры по развитию транзитно-транспортного потенциала. В частности, будут реализованы проекты по строительству автотранспортного коридора в направлении Западная Европа – Россия – Казахстан – Китай, автомобильных и железнодорожных коридоров в широтном направлении, связывающих казахстанские морские порты Каспийского моря с восточными воротами страны.
Завершится процесс реструктуризации железнодорожной отрасли, будут приняты меры по совершенствованию тарифной и ценовой политики, устранению административных барьеров, препятствующих развитию добросовестной конкуренции. Действующие правила перевозки на железнодорожном транспорте будут приведены в соответствие с международной практикой.
Продолжатся развитие мультимодальной системы транспортировки углеводородов, предусматривающей расширение системы нефтепроводов Каспийского трубопроводного консорциума, и работы по второму этапу проекта строительства трубопровода Западный Казахстан-Китай.
Будет активизирована работа по созданию транспортно-логистических центров, в том числе на узловых станциях Достык, морской порт Актау, переходах Хоргос и Таскала-Озинки, городов Астана и Алматы.
Будут приняты меры по привлечению транзитных потоков, в том числе через развитие контейнерных перевозок. Это привлечет дополнительные инвестиции в экономику страны, снизит транспортную составляющую в стоимости товаров и услуг, как на внутреннем, так и внешнем рынках, создаст новые рабочие места.
Будет проведена работа по развитию пяти узловых аэропортов в городах Астане, Алматы, Атырау, Павлодаре и Шымкенте, а также созданию благоприятных условий для привлечения транзитных воздушных грузо- и пассажиропотоков через территорию страны.
Развитие электроэнергетики будет осуществляться с учетом покрытия регионального дефицита электроэнергии, обеспечения международного транзита и экспорта электроэнергии.
Для обеспечения Северного Казахстана необходимыми объемами производства электрической энергии предусматривается реализация ряда проектов по реконструкции существующих и строительству новых электростанций. К таким проектам относятся модернизация энергоблоков на Аксуской ГРЭС, реабилитация неработающих энергоблоков на Экибастузской ГРЭС-1 и строительство новых мощностей на Экибастузкой ГРЭС-2, расширение Акмолинской ТЭЦ-2.
Будут продолжены работы по строительству и вводу второй линии ВЛ-500 кВ транзита «Север-Юг», что позволит увеличить пропускную способность транзита более чем в два раза. Будет проработан вопрос строительства Кербулакской ГЭС (контррегулятор Капчагайской ГЭС), которая позволит увеличить пиковую мощность Капчагайской ГЭС.
Проблемы энергодефицита Актюбинской области будут решаться посредством строительства ВЛ-500кВ «Северный Казахстан – Актюбинская область» и Кандыагашской ГТЭС.
В целях решения проблемы электроснабжения юга Казахстана, холдингом «Самрук» будут рассмотрены различные варианты строительства новой крупной тепловой электростанции.
Будет разработан комплекс конкретных мер вовлечения в энергобаланс республики возобновляемых энергетических ресурсов, в первую очередь, гидроресурсов рек, ветрового энергопотенциала, утилизации попутного газа на нефтепромыслах, энергии солнца и др.
Предстоит совершенствование нормативной правовой базы по развитию тепловой энергетики.
Продолжится становление отечественной атомной электроэнергетики, будут завершены технико-экономические исследования строительства атомной электростанции в Казахстане.
Государственные холдинги «Самрук», «Казына» будут активно привлекаться к реализации проектов по строительству объектов инфраструктуры на концессионной основе, вовлекая в этот процесс крупные отечественные и зарубежные компании, накопительные пенсионные фонды.
Будет проведен анализ потенциала регионов и установлены четкие критерии определения центров экономического роста. Правительство с местными исполнительными органами разработают механизмы стимулирования развития региональных «точек роста».
Дальнейшее развитие социальной инфраструктуры, где акцент будет сделан на дошкольное, среднее и профессионально-техническое образование, получит отражение в планируемых к разработке комплексных схемах градостроительного развития регионов и Генеральной схеме организации территории Республики Казахстан.
Для эффективного обеспечения управления территориальным развитием Правительство определит уполномоченный орган по развитию территорий.
После принятия закона «О местном самоуправлении в Республике Казахстан» будет разработана и принята Государственная программа поддержки развития местного самоуправления.
В целях выработки новой политики территориального развития, направленной на активизацию экономической деятельности, в региональных центрах будут созданы Советы по конкурентоспособности в качестве консультативно-совещательных органов при акиматах регионов с участием представителей государственных органов, частных предприятий, бизнес-ассоциаций, научно-исследовательских институтов и других заинтересованных структур.
В координации рациональной инвестиционной политики будут задействованы Фонд устойчивого развития «Казына», государственный холдинг «Самрук».
Проведение комплексных презентаций инвестиционных возможностей регионов и поиск инвесторов, в том числе зарубежных партнеров, получит отражение в планах работ задействованных в территориальном развитии органов и государственных холдингов.
Продолжится реализация мер, направленных на решение проблем экологически неблагополучных, сельских территорий и обеспечение их эффективного развития.
Для решения задач вхождения в число тридцати самых конкурентоспособных городов мира будет продолжена реализация Стратегического плана устойчивого развития города Астаны до 2030 года.
В качестве пилотного проекта по развитию в регионах социально-предпринимательских корпораций начата деятельность АО «Социально-предпринимательская корпорация «СарыАрка». На основе пилотного проекта будет осуществлена подготовка к созданию новых СПК.
Успешное развитие таких корпораций будет способствовать развитию малого и среднего бизнеса, созданию крупных региональных центров, концентрирующих в себе экономическую активность межрегионального характера.
Важным направлением деятельности Правительства является формирование внешних и внутренних предпосылок для эффективной интеграции в мировую экономику.
Одним из ключевых механизмов этого процесса будет вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию.
Действия Правительства будут направлены на либерализацию внешнеторгового режима, снятие барьеров во взаимной торговле, создание оптимальных условий для доступа казахстанских экспортеров на зарубежные рынки, завершение процесса вступления в ВТО на приемлемых для Казахстана условиях.
В этой связи усилится работа по защите сельского хозяйства и отраслей экономики, обладающих потенциалом международной конкурентоспособности в рамках планов по развитию индустрии и инноваций.
Правительство завершит создание современной системы технического регулирования, контроля качества и оценки рисков безопасности продукции на территории республики. Получит активное продолжение работа по реализации мер, направленных на приведение законодательства в соответствие с требованиями ВТО.
Важным направлением станет активизация информационной и консультационной поддержки отечественных компаний по вопросам вступления в ВТО.
Параллельно со вступлением в ВТО продолжится работа по углублению экономической интеграции в рамках существующих региональных объединений (ЕврАзЭС, ЕЭП и др.), приграничного торгово-экономического сотрудничества.
Другим важным направлением работы Правительства станет поэтапный фактический выход предприятий Казахстана на внешние рынки, в том числе дальнейшее укрепление позиций на региональном уровне. В свете этого будет проводиться работа по переходу на качественно новый уровень интеграционных отношений за счет реализации инвестиционных, инфраструктурных проектов.
Ключевым моментом в работе Правительства будет формирование государственного аппарата, способного наиболее эффективно действовать в современных экономических условиях.
С 2007 года начнется работа по построению новой модели государственного управления, в которой во главу угла будут поставлены интересы потребителей государственных услуг и качество их оказания.
Будет начата комплексная модернизация системы государственного управления, обеспечен рост профессионализма, эффективности работы государственных служащих и усилена координация деятельности государственных органов.
В рамках проводимой административной реформы несвойственные государственным органам функции будут переданы в конкурентную среду.
Планируется упорядочить компетенцию Правительства по принятию нормативных правовых актов, передав значительную часть полномочий на уровень центральных и местных исполнительных органов. Роль, задачи и функции каждого государственного органа будут четко определены с разработкой административных регламентов взаимодействия между государственными органами и организациями, регламентов их внутренней деятельности, а их ответственность за проводимую политику в соответствующей сфере усилена.
В рамках совершенствования структуры государственного управления будет осуществлено четкое разделение стратегических и реализационных функций, упорядочены контрольные и надзорные функции, исключено дублирование.
В целях повышения устойчивости организационной структуры государственных органов и стабилизации их кадрового состава будет введен институт генеральных директоров центральных государственных органов, занимающихся внутренними процессами деятельности государственных органов. Это позволит первым руководителям сконцентрироваться на вопросах разработки государственной политики. Будут внедрены механизмы стабильности работы аппарата государственных органов, независимо от смены Правительства.
С текущего года начнется целенаправленная разработка и поэтапное внедрение стандартов предоставления государственных услуг в государственных органах и организациях, предоставляющих услуги юридическим и физическим лицам. При этом основным показателем качества предоставляемых государственных услуг станут результаты социологических опросов населения.
Приоритетными в деятельности Правительства будут дальнейшие системные меры по совершенствованию организации деятельности центров обслуживания населения. Усилия государственных органов направятся на совершенствование бизнес-процессов не только в координационной деятельности центров обслуживания населения, но и в самих регламентах государственных органов, сотрудничающих с центрами.
Особое внимание Правительство уделит обеспечению прозрачности и открытости деятельности государственных органов, государственных предприятий, холдингов, национальных компаний, а также реального сектора в целом.
Каждый государственный орган разработает стратегический план своего развития.
Предусматривается поэтапное введение ежегодной оценки и аудита эффективности деятельности центральных и местных государственных органов на основе рейтинговой системы.
Будет разработан Стратегический план управления персоналом и повышения квалификации государственных служащих.
В целом для аналитического сопровождения процессов модернизации системы государственного управления планируется создать Центр по изучению актуальных вопросов государственного управления.
Серьезно усовершенствуется система оплаты труда работников государственных органов и организаций с учетом оценки результатов их работы. Заработная плата государственного служащего будет зависеть от профессионализма и эффективности выполняемой им работы, и поэтапно повышена до уровня частного сектора. Поэтому планируется внедрить систему оценки качества работы каждого сотрудника.
Другой своей задачей Правительство ставит вопрос формирования позитивного имиджа государственной службы. Правительство уделит особое внимание вопросам повышения профессионального уровня кадров государственной службы – патриотов своего дела и достойнейших граждан страны.
Для системного проведения данной работы будут усилены акценты в борьбе с коррупцией. Правительством продолжится работа по реализации программы по формированию «электронного правительства».
Будут приняты практические меры по повышению эффективности координации деятельности государственных органов и институтов гражданского общества, усилена результативность работы правоохранительных органов в сфере борьбы с коррупцией. В частности, будет обеспечено фактическое привлечение институтов гражданского общества к работе по противодействию коррупции, участию средств массовой информации в формировании антикоррупционного мировоззрения у населения и активизации антикоррупционной деятельности в государственных органах и общественных институтах.
В ближайшие три года Правительство ставит перед собой задачу достижения следующих ключевых индикаторов выполнения Программы.
Реальный среднегодовой прирост валового внутреннего продукта Казахстана в 2007–2009 гг. составит 7,5–8%, что позволит решить стратегическую задачу по удвоению ВВП в 2008 году по отношению к 2000 году.
К концу 2009 года общая численность населения Казахстана возрастет в сравнении с 2006 годом, по оценке, на 2,9% и составит 15,8 млн. человек. Численность занятых в экономике за этот период увеличится на 4% и достигнет 7,7 млн. человек.
Темпы ежегодного прироста производства промышленной продукции в среднем за 2007–2009 годы прогнозируются на уровне 7,2–8,8%.
Прирост валовой продукции сельского хозяйства в планируемом периоде в среднегодовом исчислении составит около 3%.
В 2007–2009 годах ожидается, что услуги транспорта возрастут в среднем на 6–6,7 % за год, объем предоставляемых услуг связи на 24–25 % ежегодно. В сфере торговли рост услуг произойдет в среднем на 9–9,2 % в год. Увеличение объемов строительных работ за этот период прогнозируется на уровне 20–24% в год.
Темпы прироста объема инвестиций в основной капитал прогнозируются в среднем в 14–15% ежегодно. При этом расширение инвестиционного спроса будет осуществляться, в основном, за счет собственных средств предприятий.
В целях обеспечения стабильных макроэкономических условий, среднегодовой уровень инфляции будет удерживаться в 2007–2009 годах в коридоре 5-7%.
К 2009 году прогнозный уровень ВВП на душу населения составит более 8900 долларов США.
Среднегодовые темпы прироста реальной заработной платы за 2007–2009 годы составят 9,2–9,6%, а пенсии – 6,5–7,0%.
Средняя продолжительность жизни населения к 2009 году прогнозируется на уровне 67,3 года, что на 1,3 года больше, чем в 2006 году.
При существующей методике расчетов показатель младенческой смертности будет снижен до 13 случаев на 1000 родившихся к 2009 году, общей смертности – до 9 на 1000 человек населения.
К 2009 году снизится заболеваемость туберкулезом со 133,7 случаев в 2006 году до 120,0 - в расчете на 100 тысяч человек населения.
Объем валового выброса в атмосферу будет снижен в 2,8 раза от уровня 2006 года до 0,15 тонн на миллион тенге валового внутреннего продукта.
Доля использования альтернативных источников энергии возрастет за 3 года на 40%.
Таким образом, Правительство решило не останавливаться на достигнутых положительных результатах социально-экономического развития и продолжить политику оптимальной и грамотной модернизации всех сфер деятельностиреспублики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под экономическим ростом подразумевается такое развитие национальной экономики, при котором темпы увеличения реального национального дохода превышают темпы роста населения.
В условиях научно-технического прогресса между наукой и производством устанавливается прямая кооперация. На этой основе наука превращается в непосредственную производительную силу общества. Влиянию науки подвергаются все отрасли материального производства и непроизводственной сферы.
Отрасли материального производства под влиянием науки меняют свою отраслевую и технологическую структуру:
- изменяются источники и методы получения сырья, материалов, энергетических ресурсов, ускоряются темпы обновления промышленной продукции,
- меняется география размещения производственных комплексов.
Развитие производства приобретает черты, ранее характерные в основном только для развития науки и техники:
- появляется многовариантность направлений развития,
- формируется возможность достижения одинаковых результатов разными методами и с различными затратами трудовых и материальных ресурсов,
- появляются элементы неопределенности, ранее присущие только науке и связанные с риском в принятии решений по отдельным хозяйственным вопросам.
- изменяется характер развития науки;
- благодаря непосредственному контакту с производством становится правилом конкретная целенаправленность исследований,
- появляется комплексная увязка выполняемых разработок как по линии их внутренних связей, так и в соответствии с требованиями производства,
- сфера науки и техники превращается в объект непосредственных хозяйственных интересов,
- на науку распространяется механизм хозяйственного управления.
С приобретением полного политического и экономического суверенитета перед Казахстаном стоит сложная задача разработки самостоятельного пути экономического развития с учетом мирового опыта и специфики республики.
Республика Казахстан отличается огромной территорией, исключительно богатыми природными ресурсами, разнообразием природно-экономических условий. Экономической основой суверенитета Казахстана является исключительная собственность республики на эти богатства.
В процессе написания дипломной работы нами был проведен анализ современного состояния макроэкономических и внешнеэкономических показателей экономики Казахстан. По результатам анализа можно судить об экстенсивности экономики Республики Казахстан, так как наблюдается значительное увеличение этих показателей за последнее время.
Суммарный рост показателей социально-экономического роста республики выводит ее на первые места рейтингов государств со стабильной и быстрорастущей экономикой.
Также нами было выяснено, что правительство не собирается останавливаться на достигнутом, и продолжает разрабатывать и внедрять новые программы развития социально-экономической сферы. Грамотный подход к подготовке новых программ обеспечит Казахстану в будущем уважение со стороны стран с развитой экономикой, повысить конкурентоспособность нашей страны и откроет пути к вступлению в ВТО.
В условиях перехода к цивилизованному рынку важнейшей задачей является экономическая оценка производственного потенциала республики, разработка программ и «технологии» наиболее полного и рационального использования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борисов Е.Ф., «Экономическая теория», учебник, Москва: Юристъ, 1999
2. Долан Э.Дж, Линдсей Д. Макроэкономика (пер. с анг.В.Лукашевич и др.) Под общ.ред. Б.Лисовика и др. С-Петербург, 1994г.
3. Курс экономической теории / под ред. Чепурина М.Н. и Киселевой Е.А.– Киров, 1999
4. Луссе А. Макроэкономика. – С-Пб., 1999
5. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Т-1 – М.: Республика, 1992г.
6. Мамедов О.Ю. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов-на Дону, изд.-во «Феникс», 1996.
7. Райзберг Б.А. Рыночная экономика. Учебное пособие – М.: 1995.
8. Рузавин. Г.И. Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ, 1996.
9. Рябушкин Б.Т., Хоменко Т.А. Система национальных счетов. -М.: Финансы и статистика, 1993
10. Система национальных счетов - инструмент макроэкономического анализа. Под ред. Иванова Ю.Н. - М.: Финстатинформ, 1996.
11. Современная экономика. Общедоступный курс. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1997
12. Хейлбронер Р. Туроу Л. Экономика для всех.. Новосибирск., 1994
13. Шишкин А.Ф. Экономическая теория: учебн. пособ. для вузов. 2-е изд.: в 2 кн. Кн. 1 – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОСЮ 1996
14. Экономическая теория: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений /Под ред. В.Д. Камаева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999
15. Каратай Турысов Казахстан: Становление рыночной экономики, Астана, 2003 г.
16. Современная экономика. Общедоступный курс. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1997
17. Казаков А.П. Экономика. Курс лекций по экономической теории и предприниматьельству; М.: 1997 с. 12-19;
18. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. «Экономикс»; М.: Издательство «Республика» 1993, с.62-87;
19. Курс экономической теории: учебник – 4-е издание доп. и перераб. – Киров: «АЕА», 1999
20. Рузавин. Г.И. Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ, 1996.
21. Самуэльсон П. Экономика т.1 М.: НПО «Алгон» ВИИСИ «Машиностроение» 1994; с.51-55;
22. Шишкин А.Ф. Экономическая теория: учебн. пособ. для вузов. 2-е изд.: в 2 кн. Кн. 1 – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОСЮ 1996
23. Шумпетер И. Теория экономического развития. М., 1982.
24. Экономическая теория /Под. ред. А.И. Добрынина, Л.С. Таралевича: Учебник для вузов. 3-е изд. СПб: Изд СПбТУЭФ, изд. «Питер», 2000
25. Экономическая теория: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений /Под ред. В.Д. Камаева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999 г.
26. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы. Опубликовано: 09.11.2004 г. Источник: САПП Республики Казахстан, 2003 г., N 23-24, ст. 217
27. Сайт www.mfa.kz
28. Сайт www.afn.kz
29. Борисов Е.Ф., «Экономическая теория», учебник, Москва: Юристъ, 1999 год, 568 стр. /глава 9, стр 234-258.
30. Долан Э. Дж. Макроэкономика.- СПб., 1994
31. Елемесов Р. Переходная экономика: проблемы методологии и теории. Алматы, 1998.
32. Елемесов Р., Жатканбаев Е.Б. Государство и рынок. Алматы, 1997.
33. Каратай Турысов Казахстан: Становление рыночной экономики, Астана, 2003
34. Келимбетов К.Н. Стратегия экономического роста. Проблемы и перспективы. Астана: Елорда, 2000
35. Кураланова Н. Инвестиционная ситуация в Казахстане и перспектива сдвигов// ЕС, 3
36. Курс переходной экономики /Под редакцией академика Л.М.Абалкина. Москва, 1991
37. Павлов С., Финансово-бюджетная политика Казахстана в условиях трансформации экономики / Вестник КазГУ. Серия экономическая. Алматы, 2000, № 7
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Дата: 2019-07-30, просмотров: 225.