Формирование экономического суверенитета, преодоление кризисной ситуации и вывод казахстанской экономического роста, связаны с совершенствованием управления экономикой.
Потенциальные возможности создания эффективной национальной экономики ещё не полностью использованы. По этой причине важным является принятие своевременных мер по повышению эффективности использования потенциала экономики.
Казахстан расположен огромным национальным богатством, около 85% которого приходится на природно-ресурсный потенциал, который может послужить базой для восстановления казахстанской экономики.
По объему разведенных запасов нефти и газа Казахстан занимает тринадцатое место в мире. Разведанные извлекаемые запасы нефти и конденсата на сегодня составляет 2,76 млрд. тонн. По запасам горючего газа 12,5 трлн. куб. м., на долю Казахстан приходится 1,6 % мировых запасов этого вида топлива. Эффективное использование этих потенциальных возможностей является предпосылкой для успешного развития предпосылкой казахстанской экономики.
Нет более важного для Республики Казахстан, чем задача обеспечения устойчивого экономического роста. Итоги макроэкономической динамики за последние 3-4 года позволяют утверждать, что Республика Казахстан добилась за этот период прекращения спада производства и обеспечила рост своего ВВП.
Наметившийся в последние годы в Казахстане экономический рост достигнут за счет сырьевых отраслей и импортозамещения.
Опыт экономических реформ в Республике Казахстан показывает, что особенности перехода к качественно новой стратегии развития экономики и проводимых преобразований заключались в следующем:
- переход от командно-административной к рыночной экономике;
- налаживание прямых экономико-политических отношений со санами мира;
- выход из союзной системы подчинения и создания самостоятельной структуры управления экономикой;
- стабилизация экономической ситуации;
- установление собственной денежной системы;
- разработка национальной экспорто-ориентированной стратегии.
Общая идеология начального этапа характеризовалась активной либерализацией экономики. Освобождение основных механизмов распределения, обмена и производства от административного контроля должно было способствовать ведению и функционированию рыночных механизмов в экономике.
Главными инструментами трансформации являлась инструкциональные рычаги. Основные принципы, соответствующие начальному этапу управления и стимулирования хозяйственной деятельности, ориентировались больше на методы экономического регулирования. Государство достаточно активно участвовало при контроле над экономикой, фискальная и денежная политика были мягкими.
В экономике республики были реализованы мероприятия по обеспечению макроэкономической и производственной стабилизации. Был существенно снижен уровень инфляции, стабилизировался обменный курс национальной валюты. Созданы условия для притока иностранных инвестиций в экономику Казахстана. Проведены меры по санации и банкротству финансово несостоятельных предприятий и финансовых учреждений. В стране началась селективная поддержка восстановления производственного потенциала, приняты меры по развитию сельского хозяйства, совершенствование транспортно-коммуникационного комплекса.
Опыт десяти лет реформ дает нам возможность с большей доле уверенности утверждать, что успех в реформировании экономики и реализации поставленных целей и задач в социально-экономической политике государства зависит в основном от качества программ, планов реализуемых мероприятий.
В тоже время необходимо отметить, что, несмотря на непростые условия мировой нестабильности, Республика Казахстан также смогла преодолеть долговременный и масштабный экономический спад и сегодня формирует условия для экономического роста, полноценной интеграции в мирохозяйственные процессы.
Долгосрочная задача экономической политики состоит в полноценном достижении зависимости республики от ввода продукции обрабатывающих отраслей путем проведения активной политики импортозамещения перехода от капиталоемких производств к наукоемким производствам. Развитие импортозамещающих производств является одним из приоритетных направлений подъема экономки страны. В настоящее время в регионах Казахстана осуществляется активная работа в области развития программы импортозамещения и оживления деловой активности предприятий. Развитие и поддержка программы импортозамещения осуществляется местными органами власти за счет средств местного бюджета и целевых внебюджетных фондов, хотя в условиях финансовых ограничений постоянно приходится изыскивать дополнительные средства для стимулирования хозяйственной деятельности.
В настоящее время экономика республики вступила в качественно новый этап развития, характеризующийся переходам к этапу развития импортозамещающего продукта.
В 2003 году рост реального ВВП по сравнению с 2002 годом составил 9,5%, что свидетельствует о стабилизации производства и росте экономики страны. Позитивные сдвиги в экономике за последние три года связаны со значительным увеличением объемов экспорта, высокими темпами роста объемов инвестиций и промышленного производства.
В 2003 году при росте ВВП на 9,5 % инвестиции в основной капитал выросли на 19,1%.
В структуре производства ВВП произошли значительные изменения. Удельный вес промышленного производства в ВВП вырос в 2003 году до 34,1% против 27,1% в 1991 году. Вместе с тем, доля сельского хозяйства сократилась за этот период в 3,6 раза, строительства – 1,8 раза. В целом удельный вес производства товаров в структуре ВВП за последние пять лет снизился с 52,8% - до 46,2%.
В то же время доля услуг в структуре ВВП начиная с 1991 года постепенно росла, достигнув максимального значения в 1997 году – 57,5%. В 2003 году доля услуг составляла 53,6%. Увеличение доли отраслей, производящих услуги в ВВП объясняется, главным образом, опережающим ростом цен на товары, а также быстрым развитие финансовых и других посреднических услуг, характерных для рыночной экономики.
В 2003 году предприятиями и организациями всех форм собственности было инвестировано в основной капитал более чем 1193 млрд. тенге или 119,1% к уровню 2002 года.
Растущие объемы инвестиционных вложений были характерны для современных экспортоориентированных производств. В этом плане основными вопросами экспортоориентированной стратегии является выявление перспективных экспортных отраслей, поиск наиболее рациональных путей использования промышленного потенциала для интенсификации структурных преобразований в экономике. Ослабление конкурентоспособности отрабатывающих производств, замедление темпов экономического роста может произойти в результате чрезмерного присутствия сырьевого экспорта в структуре экспортируемой продукции.
Расширение и развитие экспортных производств должны стимулироваться посредством налоговых льгот экспортером и долгосрочных льготных кредитов на развитие экспортного сектора экономики, путем использования доходов от экспортируемой пошлины и соответствующего механизма распределения иностранных кредитов в качестве источника финансирования экспортных производств и государственных инвестиций на создание современной производственной и экономической инфраструктуры внешнеэкономической деятельности.
Одной из основных целей экспортоориентированной стратегии государства является выявление лидеров национального производства на внутреннем рынке и ориентация или преобразование в лидеров на внешнем международном рынке.
Эффективность инвестиционных вложений характеризует приращение доходов бюджета и населения, увеличение занятости и другие факторы.
Поскольку динамика инвестиций эластична к потреблению, рост экспорта определенных ресурсов как результат относительно высокого спроса на мировых рынках приводит к росту инвестиций, в том числе прямых иностранных.
Опыт экономического регулирования последних лет показал, что иностранные частные инвестиции не пойдут на создание конкурентоспособных производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью. Иностранному капиталу нет смысла создавать конкурентов собственному производству. Иностранный капитал не обеспечивает и крупномасштабных долгосрочных инвестиций в реальный сектор экономики. В результате происходит отделение финансового каптала от производственного сектора, что ставит под угрозу национальные интересы республики.
На этом этапе формирования рыночных отношений важнейшей стратегической задачей развития казахстанской экономики является ее структурная перестройка, направленная на развитие сфер отраслей и секторов экономики, обеспечивающих повышение ее эффективности и увеличение производства конкурентоспособной продукции. Хозяйствующие субъекты каждый из сфер народного хозяйства, осуществляя свои уставные виды деятельности, соединяются как в производственном процессе, так и в процессе оказания различных видов услуг.
Значительным по составу отраслей и объемам производства продукции в рамках производственной сферы народного хозяйства Республики Казахстан является промышленный комплекс. По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, общий объем промышленного производства имеет тенденцию к росту. Абсолютные стоимостные величины выпуска промышленной продукции в 2002-2003 годах соответственно, в действующих ценах составили 2000,2 и 2292,02 млрд. тенге, а их индексы физического были 113,8% и 109,8%.
Перспективные направления отраслей инфраструктурного комплекса Республики Казахстан будут определяться состоянием национальной экономики, темпами роста валового внутреннего продукта, степенью инвестиционной привлекательности, а также развитием приоритетных отраслей производственной сферы, обеспечивающей повышение конкурентоспособности продукции на внутреннем и международном рынках.
Дата: 2019-07-30, просмотров: 201.