Основные факторы вредного и опасного влияния компьютера и другой офисной техники на организм человека являются рассмотрены в таблице 6.1.
Таблица 6.1 – Опасные и вредные факторы при работе на ПЭВМ
Факторы | Действие на организм человека |
1.Электромагнитные поля (радиочастот ВЧ, УВЧ, СВЧ) | Лейкоцитоз, повышение эритроцитов в крови и гемоглобина. Напряжение зрительного анализатора, изменение функций ЦНС, сердечнососудистой системы, нарушение обменных процессов, раздражительность, нарушение сна, головные боли |
2.Инфракрасное и неионизирующее излучение | Нарушение работы зрительного анализатора |
3.Статистическое электричество | Раздражение ЦНС, головная боль, нарушение сна |
4. Шум | Раздражение и угнетение ЦНС, сердечнососудистой системы, нарушение обменных процессов, понижение остроты слуха, утомляемость, нарушение внимания, снижение работоспособности |
5.Недостаточно удовлетворительные метеорологические условия | Нарушение терморегуляции, нарушение водно-солевого обмена |
6.Недостаточная освещенность | Нарушение работы зрительного анализатора (близорукость, спазм, зрительное утомление), утомляемость, снижение работоспособности |
7.Вынужденная рабочая поза и малый объем движений | Заболевания опорно-двигательного аппарата, напряжение мышц, утомление, снижение работоспособности |
Таким образом, мы видим, что в течение рабочего дня организм человека, работающего на компьютере, подвергается серьезной опасности.
На основании СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 проанализируем анализ труда работников службы маркетинга.
Маркетинговый отдел оснащен современными ПЭВМ с жидкокристаллическими мониторами ("LCL", РDР). Современные компьютеры имеют дополнительный металлический внутренний контур, замкнутый на встроенный защитный экран. Такие мониторами не излучают статическое электричество и не имеют источников относительно мощного электромагнитного излучения, что соответствует уровню электромагнитных излучений по требованиям СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Максимальная напряженность электрической составляющей электромагнитных излучений достигается на кожухе дисплея. В таблице 4. определены Допустимые значения параметров неионизирующих электромагнитных излучений
Таблица 6.2 – Допустимые значения параметров неионизирующих электромагнитных излучений
Наименование параметров | Допустимые значения |
Напряженность электромагнитного поля по электрической составляющей на расстоянии 50 см.от поверхности видеомонитора | 10 в/м |
Напряженность электромагнитного поля по магнитной составляющей на расстоянии 50 см от поверхности видеомонитора. | 0,3 А/м |
Напряженность электрического поля не должна превышать Для взрослых пользователей | 20 кВ/м |
Максимальный уровень рентгеновского излучения на рабочем месте оператора ПЭВМ не превышает 10 мкбэр/ч, а интенсивность ультрафиолетового и инфракрасного излучения от экрана монитора лежит в пределах 1—100 мВт/м².
Все ПЭВМ работников управления ОАО "НЛМК" обладают достаточно подвижным корпусом, монитор сделан таким образом, чтобы не отражать блики, клавиатура соответствует нормативным параметрам, что обеспечивает удобство ввода и считывания информации. Уменьшению зрительного напряжения способствуют и визуальные особенности дизайна компьютера: окраска корпуса в зеленоватый цвет.
В связи с тем, что установленные в отделе маркетинга и в других отделах управления ОАО "НЛМК"" компьютеры соответствуют требованиям СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 по уровню электромагнитного, инфракрасного и неионизирующего излучений, а также требованиям эргономики, то проведение мероприятий по защите от электромагнитных излучений (радиочастот), инфракрасного и неионизирующего излучений не требуется.
Планировка помещения и размещение оборудования
Говоря об эргономике в решения и организации рабочего места, необходимо отметить, что это молодая сфера. Бурное развитие она приобрела за последние десять лет. И по мере компьютеризации рабочих мест управленческого аппарата она становится все более актуальной: пользователи проводят за компьютерами намного больше времени, чем когда-либо. А незнание и невыполнение правил работы с ним часто оборачивается не только плохим самочувствием, но и потерей здоровья.
Как показали научные исследования, однообразные движения, совершаемые в течение длительного времени, в сочетании с плохой организацией труда и рабочего места вызывают физические неудобства и наносят вред здоровью. Чаще всего возникают воспалительные заболевания сухожилий. Неправильная организация рабочего места может вызвать ненужную нагрузку на мышцы. Исследования показали, что примерно 20% нарушений, связанных с работой за компьютером, вызваны неправильной организацией рабочего места. Хорошая организация рабочего пространства очень важна для сохранения здоровья, поэтому необходимо ответить на несколько вопросов, ответы на которые должны помочь организовать его.
Эргономическими аспектами проектирования видеотерминальных рабочих мест, в частности, являются: высота рабочей поверхности, размеры пространства для ног, требования к расположению документов на рабочем месте (наличие и размеры подставки для документов, возможность различного размещения документов, расстояние от глаз пользователя до экрана, документа, клавиатуры и т.д.), характеристики рабочего кресла, требования к поверхности рабочего стола, регулируемость элементов рабочего места.
Производственная деятельность работника управленческого аппарата заставляет его продолжительное время находиться в сидячем положении, которое является вынужденной позой, поэтому организм постоянно испытывает недостаток в подвижности и активной физической деятельности. При выполнении работы сидя большую роль играет плечевой пояс. Перемещение рук в пространстве влияет не только на работу мышц плечевого пояса и спины, но и на положение позвоночника, таза и даже ног.
Чтобы исключить возникновение заболеваний необходимо иметь возможность свободной перемены поз. Необходимо соблюдать режим труда и отдыха с перерывами, заполняемыми "отвлекающими" мышечными нагрузками на те звенья опорно-двигательного аппарата, которые не включены в поддержание основной рабочей позы.
Антропологические характеристики человека определяют габаритные и компоновочные параметры его рабочего места, а также свободные параметры отдельных его элементов. По условиям работы рабочее место работника маркетинга относится к индивидуальному рабочему месту для работы сидя.
Рабочее место работника маркетингового отдела должно занимать площадь не менее 6 м² , высота помещения должна быть не менее 4 м, а объем - не менее 20 м3 на одного человека. После проведения анализа рабочего места программиста в лаборатории было выяснено, что площадь данного рабочего места составляет 4 м2, а объем 12 м3, что не соответствует приведенным требованиям. Также в результате анализа были выявлены нарушения в организации непосредственно самого рабочего места программиста. В связи с этим необходимо организовать рабочее место пользователя компьютером следующим образом. Высота над уровнем пола рабочей поверхности, за которой работает оператор, должна составлять 720 мм. Желательно, чтобы рабочий стол оператора при необходимости можно было регулировать по высоте в пределах 680 - 780 мм. Оптимальные размеры поверхности стола 1600 х 1000 кв. мм. Под столом должно иметься пространство для ног с размерами по глубине 650 мм. Рабочий стол оператора должен также иметь подставку для ног, расположенную под углом 15° к поверхности стола. Длина подставки 400 мм, ширина - 350 мм. Удаленность клавиатуры от края стола должна быть не более 300 мм, что обеспечит оператору удобную опору для предплечий. Расстояние между глазами оператора и экраном видеодисплея должно составлять 40 - 80 см.
Рабочий стул работника маркетингового отдела должен быть снабжен подъемно-поворотным механизмом. Высота сиденья должна регулироваться в пределах 400 - 500 мм. Глубина сиденья должна составлять не менее 380 мм, а ширина - не менее 400 мм. Высота опорной поверхности спинки не менее 300 мм, ширина - не менее 380 мм. Угол наклона спинки стула к плоскости сиденья должен изменяться в пределах 90 - 110 °.
Для сохранения работоспособности и предупреждения развития заболеваний опорно-двигательного аппарата пользователей ПЭВМ необходимо организовать рабочие места , отвечающие требованиям ГОСТа 12.2.032-78.
Требования к организации рабочего места оператора ПЭВМ следующие:
- высота стола с клавиатурой должна составлять 62-88 см над уровнем пола, а высота экрана (над полом) – 90-128 см;
- расстояние от экрана да края стола – 40-115 см;
- наклон экрана – от 15 до 20° по отношению к нормальному его положению;
- положение спинки кресла оператора должно обеспечивать наклон тела от 97 до 121°;
Клавиатуру следует делать отдельно от экрана и подвижной. Усилием нажима клавиши должны лежать в пределах 0,25-1,5 Н, а ход клавишей – 1-5 мм. При работе на клавиатуре руки оператора должны быть согнуты в локтевом суставе под углом 90°.
Ноги работающего на ПЭВМ при правильном их положении должны быть согнуты в коленном суставе также на 90°.и находиться на специальной подставке. Высота сидень стула должна составлять 42-53 см в зависимости от роста оператора.
Существенное значение для производительной и качественной работы на компьютере имеют размеры знаков, плотность их размещения, контраст и соотношение ярких символов и фона экрана. Если расстояние от глаз оператора до экрана составляет 60-80 см, то высота знака должна быть не менее 3 мм, оптимальное соотношение ширины и высоты знака 3:4, а расстояние между знаками – 15-20% их высоты. Соотношение яркости фона экрана и символов – от 1:2-1:5 до 1:10-1:15.
Для выполнения данных требований рассмотрим конструктивные особенности установленных столов и стульев, обеспечивающих возможность индивидуальной регулировки соответственно росту работающих и создания для них удобной позы.
Установленные в отделе маркетинга и продаж рабочие кресла снабжены винтами для регулировки высоты и наклона сиденья в пределах 11см (от 42 до 53 см). Высота и ширина опорной поверхности спинки кресла – 70 и 50 см. Предельный угол наклона к плоскости сиденья - 115°.
Подлокотники сконструированы таким образом, что обеспечивают положение рук оператора при работе с клавиатурой под углом 90° по отношению к рабочей поверхности стола.
Столы, установленные в помещении не снабжены механизмом регулирования высоты рабочей поверхности. Высота стола над уровнем пола – 76 см, что соответствует нормативной величине. Рабочая поверхность стола – 60х100 см.
Расстояние от экрана до края стола – 40 см, наклон экрана по отношению к его нормальному положению - 15°.Клавиатура расположена на специальной подвижной подставке стола. Пространство для ног достаточное для обеспечения их правильного положения (под углом 90°)..
Цветовое оформление помещений
Цветовое оформление помещений должно соответствовать СН 181-70. Стены в помещении отдела маркетинга окрашены в светло-зеленый цвет, потолок побелен в белый цвет, пол покрыт линолеумом светло-зеленого цвета.
Учитывая, что окна комнаты ориентированы на запад, то стены в данной комнате должны быть выкрашены в голубовато-зеленый цвет. Пол необходимо застелить линолеумом зеленого цвета. Потолок оставить белым. Мы видим, что в данном случае цветовые нормы в помещении отдела соблюдены. Мебель в помещении службы светло-коричневого цвета. В данном случае соблюдены все нормативы, учитывающие отражающие способность цвета.
Таблица 6.3 - Нормативная отражающая способность цвета
цвет | Степень отражения света | цвет | Степень отражения света | ||||
светлого | Средне го | Темно го | Свет лого | Сред него | Тем- ного | ||
коричневый | 0,7 | 0,5 | 0,3 | зеленый | 0,6 | 0,3 | 0,12 |
желтый | 0,65 | 0,45 | 0,25 | синий | 0,5 | 0,2 | 0,05 |
бежевый | 0,5 | 0,25 | 0,06 | серый | 0,6 | 0,35 | 0,2 |
красный | 0,35 | 0.2 | 0,1 | Белый | 0,8 | 0.6 | - |
черный | - | 0,4 | - |
Таблица 6.4 – Гармонирующие цвета
Преобладающий цвет | Гармонирующие с основным цветом цвета и оттенки |
Салатный | Желтый, светло-бежевый, красный |
Желтый | Зеленый, голубой, фиолетовый |
Слоновой кости | Светло-бежевый, песочный, коричневый |
Темно-зеленый | Бежевый, коричневый |
Лимонный | Светло-зеленый, оранжевый, темно-желтый |
Синий | Желтый, песочный, оранжевый |
Красный | Серый, синий, зеленый |
Оранжевый | Бледно-голубой, фиолетовый, ярко-синий |
Дата: 2019-07-30, просмотров: 213.