Содержание
Введение
Глава 1. Анализ производственно – хозяйственной деятельности предприятия
1.1. Краткая характеристика предприятия
1.2 Обзор основных технико–экономических показателей
Глава 2. Анализ и диагностика финансового состояния предприятия
2.1 Аналитическая группировка и анализ статей актива баланса
2.2 Аналитическая группировка статей пассива баланса
2.3 Оценка типа финансовой ситуации
2.4 Расчет коэффициентов устойчивости
2.5 Анализ ликвидности активов
2.6 Анализ ликвидности баланса
2.7 Индекс кредитоспособности
Глава 3. Сущность маркетинговых исследований в рыночных условиях
3.1 Проблемы маркетинговых исследований
3.2 Цели маркетинговых исследований
Глава 4. Анализ маркетинговой деятельности предприятия
Глава 5. Разработка мероприятий по увеличению рынка сбыта продукции
5.1 Товарная политика
5.2 Ценовая политика и ценовая стратегия
5.3 Выбор базовой стратегии
5.4 Оценка экономической эффективности
Глава 6. БЖД на ОАО "НЛМК"
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Актуальность исследования. В современных условиях развивающаяся рыночная экономика требует новых методов организации производства и сбыта товаров.
При плановой экономике предприятия, производя продукцию, игнорировали рынок. Это давало им возможность существовать, выпуская неконкурентоспособную продукцию. В настоящее время ситуация изменилась в корне: потребности рынка поставлены на первое место, а производство подчинено ему. Поэтому в условиях рыночной экономики от того, насколько эффективно осуществляется деятельность предприятия, зависит состояние не только самого предприятия, но состояние экономики государства и уровень благосостояния народа.
Предприятие является производителем продукции, необходимой для нормальной жизнедеятельности общества, выступает связующим звеном для всех субъектов рыночных отношений: именно предприятие является источником формирования бюджетов всех уровней.
В настоящее время российские промышленные предприятия поставлены в условия жесточайшей рыночной конкуренции не только с иностранными производителями, но и между собой.
В условиях рынка удовлетворить спрос на свою произведенную продукцию очень сложно: она должна быть конкурентоспособной. Конкурентоспособность определяется комплексом потребительских характеристик, позволяющих удовлетворить особые условия рынка. Для организаций этих условий необходим маркетинг, являющейся рыночной концепцией системного управления производственно – сбытовой деятельностью предприятия, ориентированной на максимальное удовлетворение требований существующих и потенциальных потребителей.
Маркетинг сегодня прочно вошел в сферу деятельности предприятий и организаций. Вот уже больше десяти лет в нашей стране популярность изучения рыночных законов и механизмов заслужено высока. Маркетинг и большой отечественный опыт товаропроизводителей позволяют предприятиям органично вписываться в рыночные отношения.
Первоначально под маркетингом понималась продажа товаров, для которых имелся достаточный рынок сбыта, так что усилия по сбыту в основном ограничивались работой в области распределения. По мере насыщения рынка предприятия были вынуждены проводить более систематическую работу по сбыту. Сегодня понимание маркетинга изменилось: прежде всего, это принцип поведения самого предприятия который заключается в последовательном направлении всех касающихся рынка решений на требования и нужды потребителей. С помощью затраченных усилий предприятие может при помощи комплекса специальных рыночных мероприятий получить преимущество по сравнению с конкурентами. Маркетинг и система управления понимаются в настоящее время как выражение ориентированного на рынок управленческого стиля мышления, для которого характерны творческие систематические и не редко агрессивные подходы.
Рамки маркетинга и менеджмента сегодня значительно расширились. Думаю, что недостаточно просто реагировать на развитие сложившейся вокруг предприятия обстановки, регистрировать параметры окружающей среды: предприятию необходимо изменять все свои параметры с известной долей риска на рынке в товарной продукции. Необходимо серьезно изучать потребительский спрос, разрабатывать и предлагать то, что хочет потребитель.
Управляя спросом, надо привлекательно оформлять свой продукт, интенсивно рекламировать его, используя всевозможные рекламные средства. Необходимо регулировать спрос, чтобы сделать его более равномерным в течение года или осуществить "демаркетинг товара" (т.е. уменьшить его общий уровень).
Проблема управления маркетинговой деятельностью на предприятии является сегодня очень актуальной: маркетинг – неотъемлемая категория рынка, он конкретизирует реальную деятельность предприятия по управлению спросом на результаты своей деятельности. Маркетинг как особые системы управления производства и сбыта продукции должен стать неотъемлемой частью производственной деятельности тех, кто производит и потребляет товар, кто покупает и продает его, участвуя в многогранном рыночном процессе обмена.
Несмотря на достаточно большой опыт в маркетинговой деятельности за рубежом и в нашей стране, на многих предприятиях этот механизм управления рыночным производством еще недостаточно эффективно используется, что приводит к негативным последствиям.
В развитой рыночной экономике существует множество типов предприятий, но не на одном из них нельзя обойтись без маркетинговой службы. Хотя экономисты выделяют различные пути повышения эффективности деятельности фирмы, концентрируется внимание именно на службе маркетинга, на том как специалисты этого отдела помогают предприятию повысить эффективность, а следовательно, и прибыльность фирмы. Поэтому в настоящее время в России наблюдается все больший интерес к такой дисциплине как маркетинг.
Важной функцией маркетинга является планирование, основное содержание которого состоит в разработке и реализации планов маркетинговой деятельности. Выбор целей маркетинговой деятельности, стратегий их достижения, рациональное распределение ресурсов — это те вопросы, на которые должны искать ответы предприятия и организации, работающие в условиях рынка.
Выделим следующие основные принципы маркетинга:
1. Тщательный учет потребностей, состояния и динамики спроса, рыночной конъюнктуры при принятии хозяйственных решений.
2. Создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, к структуре спроса исходя не из сиюминутной выгоды, а из долгосрочной перспективы.
3. Воздействие на рынок, на покупателя с помощью всех доступных средств, прежде всего рекламы.
Поэтому можно сформулировать четыре альтернативные цели маркетинга: максимизация потребления, максимизация степени удовлетворения потребителей, максимизация выбора потребителей, максимизация качества жизни. При этом можно выделить, что основная задача службы маркетинга заключается в том, чтобы держать курс на потребителя, постоянно следить за тем, что ему нужно, а также следить за деятельностью конкурентов, определять слабые и сильные их стороны, исходя из этого определять направление совершенствования своей деятельности, доводить эту информацию до всех других подразделений предприятия.
Это все подтверждает актуальность работы.
Целью выпускной работы является изучение организации маркетинговой деятельности Отрытого акционерного общества "НЛМК"
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать роль маркетинга и его необходимость в функционировании предприятия;
2. Проанализировать маркетинговую деятельность ОАО "НЛМК"
3. Определить пути и перспективы развития маркетинговой службы на современном этапе.
Дипломная работа состоит из введения, шести глав, выводов и предложений, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Сырьевые активы
ОАО "Стойленский ГОК", третий по величине производитель руды в России, ОАО "НЛМК" владеет 100% акций этой компании. В 2006 году НЛМК приобрел около 94% акций производителя кокса ОАО "Алтай-кокс", ведущего коксохимического предприятия России.
В составе НЛМК действуют ОАО "Доломит", предприятие, производящее флюсовый и конвертерный доломит, и ОАО "Стагдок", добывающее и перерабатывающее флюсовый и технологический известняк.
Прокатные мощности
В начале 2006 года компания приобрела 100% акций датского сталепрокатного предприятия DanSteel A/S. В августе 2006 года приобретена 100% доля сталепрокатного предприятия ВИЗ-Сталь в Екатеринбурге, специализирующегося на производстве электротехнической стали. Доля НЛМК и ВИЗ-Сталь на мировом рынке электротехнических сталей в 2007 году составила 9%, на внутреннем рынке - 75%.
Инфраструктура
В структуру НЛМК входит ООО "Независимая транспортная компания", которая оказывает экспедиторские услуги в части транспортировки сырья и готовой продукции НЛМК.
На собственных мощностях НЛМК вырабатывается около 43% электроэнергии потребляемой на основной производственной площадке в Липецке, и Компания стремится к увеличению этого показателя.
В число основных видов продукции Новолипецкого металлургического комбината входят передельный чугун, слябы, горячекатаная сталь, а также различные виды продукции с высокой долей добавленной стоимости, такие как холоднокатаный прокат, электротехническая сталь и другие специальные виды листового проката. НЛМК является одним из крупнейших производителей электротехнических сталей в мире, занимает лидирующие позиции в России по производству холоднокатаного, оцинкованного проката, а также стали с полимерным покрытием.
Направление деятельности
Основное предприятие полного металлургического цикла находится в Липецке, примерно в 500 км к югу от Москвы в центре Европейской части России. В его состав входит:
· Агломерационное производство с четырьмя агломашинами;
· Коксохимическое производство с четырьмя батареями (две батареи были выведены из эксплуатации в 2008 г., еще две - в феврале 2009 г.);
· Два доменных цеха с пятью доменными печами общим объемом 11.400 м3;
· Два конвертерных цеха, в состав которых входят два конвертера емкостью по 300 тонн каждый, три конвертера емкостью 160 тонн каждый, и девять УНРС: шесть криволинейного типа, одна радиального типа и две вертикального типа;
· Производство горячего проката с непрерывным широкополосным станом горячей прокатки 2000;
· Три цеха холодной прокатки, в состав которых входят два двадцати валковых стана, реверсивный стан, один непрерывный стан, полностью непрерывный стан "бесконечной прокатки".
Структура управления Новолипецким комбинатом, обеспечивает четкое разделение функций Совета директоров и Правления по стратегическому и оперативному управлению Компанией.
Рынки сбыта
В 2008 году Группа НЛМК поставляла металлопродукцию в более чем 70 стран мира. НЛМК поставляет свою продукцию всем промышленным секторам российской экономики - в строительстве, производстве машин и оборудования, транспортном, энергетическом и сельскохозяйственном машиностроении, производстве труб.
Сбыт осуществляется по двум каналам:
· на экспорт зарубежным потребителям через трейдинговые компании, принадлежащие компании;
· напрямую отечественным заказчикам и оптовикам.
Служба вице-президента по продажам НЛМК отвечает за разработку и внедрение политики ценообразования, а также сбыт продукции. В её состав входят также два сервисных центра в г.г. Липецке и Уссурийске.
Сбытовая политика Компании основана на развитии долгосрочных взаимоотношений с заказчиками, включая конечных потребителей, которые закупают продукцию через наших партнеров-оптовиков посредством обеспечения стабильного качества, конкурентных цен и своевременных поставок.
Рис.1.1. Продажи по регионам в 2008 г. (данные на основании физических объемов поставок продукции)
Рассмотрим в процентном отношении выручку по регионам и по видам продукции.
Выручка по регионам в 2008 г.
Выручка по видам продукции в 2008 году
Таблица 1.1 Основные технико-экономические показатели предприятия
№ п/п | Показатели | Ед. изм. | 2007год | 2008год | Абсолютное отклонение | Темп прироста, % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Выручка от реализации продукции | млн. руб. | 154880,5 | 202102,7 | +47222,2 | +30,5 |
2 | Валовая прибыль | млн. руб. | 61831 | 86995,5 | +25165 | +40,7 |
3 | Себестоимость общая | млн. Руб. | 93 050 | 115 107 | +22 057 | +23,7 |
4 | Чистая прибыль, (П) | млн. руб. | 40423,9 | 71675,9 | +31252 | +44 |
5 | Основные производственные фонды. (ОПФ) | млн. руб. | 27796,2 | 34033,2 | +6237 | +22,4 |
6 | Численность ППП | Чел | 34,9 | 34,2 | -0,7 | -2 |
7 | Общий ФЗП с начислениями | тыс. руб. | 8794,8 | 10670,4 | +1875,6 | +21,3 |
8 | Средняя зарплата одного работника | руб./чел | 21000 | 26000 | +5000 | +23,8 |
9 | Фондоотдача | руб./руб. | 7,3 | 4,6 | -2,7 | -37 |
10 | Фондоемкость | руб./руб. | 0,14 | 0,22 | +8 | +60 |
11 | Рентабельность продукции | % | 35 | 26 | -9 | -26 |
12 | Рентабельность производства | % | 43 | 40 | -3 | -9 |
13 | фондовооружённость | тыс.руб/ чел. | 795 | 995 | +200 | +25 |
Выручка от реализации увеличилась примерно на 30%, валовая прибыль – на 41%, общая себестоимость и основные производственные фонды увеличились соответственно на 59 и 22%.
Общий фонда заработной платы, средняя заработная плата увеличились на 23,8%.
Фондоёмкость увеличилась на 60%, а рентабельность и производства и продукции уменьшились соответственно на 26 и 9 %.
Чистая прибыль увеличилась на 44%.
Численность персонала уменьшилась на 2%.
Фондоотдача также уменьшилась на 37% по сравнению с прошлым годом.
Анализ ликвидности активов
Платежеспособность предприятия анализируется в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Оценка способности погашать краткосрочные обязательства (платежеспособность в краткосрочной перспективе) проводится на основе анализа ликвидности активов. Оценка способности расплачиваться по всем видам обязательств (платежеспособность в долгосрочной перспективе) проводится на основе анализа ликвидности баланса.
Анализ ликвидности активов позволяет оценить способность предприятия своевременно погашать краткосрочные обязательства. Для такой оценки рассчитываются следующие показатели.
1. Коэффициент абсолютной ликвидности, (Ка). Позволяет оценить способность предприятия погашать краткосрочную задолженность за счет денежных средств и краткосрочных финансовых вложений. Рассчитывается как отношение величины наиболее ликвидных активов к сумме наиболее срочных и краткосрочных обязательств (кредиторская задолженность, краткосрочные кредиты и прочие краткосрочные пассивы):
Предельное значение Ка – не менее 0,2-0,25.
2. Критический коэффициент ликвидности (промежуточный коэффициент покрытия), ККЛ. Отражает платежные возможности предприятия при условии полного использования денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и своевременного погашения дебиторской задолженности. При расчете данного коэффициента в числитель добавляется (по сравнению с методикой расчета Ка) дебиторская задолженность:
Предельное значение ККЛ – не менее 0,7 - 0,8.
3. Общий коэффициент покрытия (или коэффициент текущей ликвидности), КТЛ.
Коэффициент текущей ликвидности показывает платежные возможности предприятия при условии полного использования денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, своевременного проведения расчетов с дебиторами и благоприятной реализации готовой продукции, а также продажи в случае необходимости части элементов материальных оборотных средств.
Коэффициент текущей ликвидности равен отношению суммы всех оборотных средств предприятия к величине его краткосрочных обязательств:
Минимальное значение КТЛ – не меньше 1, оптимальное – не меньше 2- 2,5.
Таблица 2.6 – Анализ ликвидности активов
Показатели | Значение показателя | Изменение , +,-, тыс.руб. | ||
Рекомендуемое | Фактическое, тыс.руб. | |||
2007 г. | 2008 г. | |||
1. Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения (наиболее ликвидные активы, А1) | - | 21479,806 | 71713,473 | 50233,667 |
2. Дебиторская задолженность (быстро реализуемые активы, А2) | - | 22619,052 | 31855,658 | 9236,606 |
3. Производственные запасы и другие медленно реализуемые активы, А3 | - | 25187,031 | 31355,250 | 6168,219 |
4. Краткосрочная задолженность (наиболее срочные и краткосрочные обязательства, П1+ П2) | - | 26280,752 | 45308,524 | 19027,772 |
5. Коэффициент абсолютной ликвидности | не менее 0,2-0,25 | 0.8 | 1,6 | 0,8 |
6. Критический коэффициент ликвидности | не менее 0,7 - 0,8 | 1,7 | 2,3 | 0,6 |
7. Коэффициент текущей ликвидности | не меньше 1 | 2,6 | 3 | 0,4 |
На основании данных таблицы можно сформулировать вывод о способности анализируемого предприятия погашать краткосрочную задолженность, а и происходящие в течение года изменения в ликвидности активов и платежных возможностях предприятия также говорят о достаточной ликвидности активов НЛМК в 2009 году, коэффициенты абсолютной и критической ликвидности имеют положительную тенденцию к увеличению.
Т.е. предприятие имеет возможности своим силами погашать краткосрочные обязательства.
Анализ ликвидности баланса
Анализ ликвидности баланса позволяет оценить платежные возможности предприятия в долгосрочной перспективе – способность погашать не только краткосрочные, но и долгосрочные обязательства, а также обеспеченность собственными оборотными средствами.
Анализ ликвидности баланса оформляется в виде таблицы 2.7.
Платежный излишек (недостаток) рассчитывается как разность между суммой активов и суммой пассивов соответствующей группы. На основании расчета формулируется вывод о степени соответствия баланса абсолютной ликвидности, проводится оценка выполнения минимально достаточной ликвидности баланса, характеризуются изменения, произошедшие в течение анализируемого года.
Таблица 2.7 – Анализ ликвидности баланса
Актив | 2007 г. | 2008 г. | Пассив | 2007 г. | 2008 г. | Платежный излишек (+), недостаток (-) | |
2007 г. | 2008 г. | ||||||
1. Наиболее ликвидные активы, тыс.руб. | 21479,806 | 71713,473 | 1. Наиболее срочные обязательства | 21205,848 | 26314,252 | 273,958 | 45399,221 |
2. Быстро реализуемые активы, тыс.руб. | 22619,052 | 31855,658 | 2. Краткосрочные пассивы | 5074,904 | 18994,272 | 17544,148 | 12861,386 |
3. Медленно реализуемые активы, тыс.руб. | 25187,031 | 31355,250 | 3. Долгосрочные пассивы | 163440.04 | 50216,986 | 8842,985 | -18861,736 |
4. Трудно реализуемые активы, тыс.руб. | 155063,363 | 193025,70 | 4. Постоянные пассивы | 181724,45 | 232424,04 | -26661,091 | -39398,871 |
Баланс, тыс.руб. | 224349,252 | 327949.55 | Баланс | 224349,25 | 327949,55 | х | х |
Излишек в собственных оборотных средствах объясняется достаточностью прибыли от инвестирования в основные средства, которые вышли на полную производственную мощность, и предприятие не нуждается в дополнительных источниках финансирования, отсюда и значение показателя быстрой ликвидности более 1.
Коэффициент быстрой ликвидности показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счёт средств на различных счетах, а также поступлений по счетам.
Анализ коэффициента текущей ликвидности показывает, что коэффициент К имеет положительную динамику.
1. баланс является ликвидным, так как из необходимых 4 неравенств выполняются все. Обеспеченность собственными оборотными средствами высокая.
2. ликвидность баланса можно оценить как достаточную, поскольку выполняется последнее неравенство. В этом случае предприятие может финансировать текущую деятельность за счет собственного капитала и имеет платежеспособность.
3. Динамика изменений активов и пассивов баланса на отчётный период свидетельствует о положительных тенденциях в ликвидности баланса. Баланс предприятия ликвиден и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективе и достаточно обеспечено собственными оборотными средствами.
Индекс кредитоспособности
Рассчитаем далее индекс кредитоспособности (или, иначе, индекс Альтманеа). Индекс кредитоспособности построен с помощью аппарата мультипликативного дискриминантного анализа (Multiple-discriminant analysis - MDA) и позволяет в первом приближении разделить хозяйствующие субъекты на потенциальных банкротов и небанкротов.
K =8.38 K1+ K 2+0.054 K 3+0.63 K 4
(здесь К4 – балансовая, а не рыночная стоимость акций.)
Рассчитаем модифицированный индекс Альтмана для предприятия на 2007 год и на 2008 года.
Для 2007 года:
К1 – оборотный капитал/сумма активов = 69285889/224349252=0,3
К2 – нераспределенная прибыль/сумма активов = 171156978/224349252=0,8
К3 – операционная прибыль/сумма активов = 72438229/224349252=0,3
К4 – балансовая стоимость акций/задолженность = 0
K =8.38 K1+ K 2+0.054 K 3+0.63 K 4
К = 8,38*0,3+0,8+0,054*0,4=3,3
Для 2008 года:
К1 – оборотный капитал/сумма активов =193025170/327949551=0,59
К2 – нераспределенная прибыль/сумма активов = 221874895/327949551=0,68
К3 – операционная прибыль/сумма активов = 49759429/327949551=0,15
К4 – балансовая стоимость акций/задолженность = 0
K =8.38 K1+ K 2+0.054 K 3+0.63 K 4
К = 8,38 * 0,68 + 0,06 + 0,054 * 0,03 = 5,76
Таким образом видим, что и в 2007, и в 2008 году коэффициент Альтмана больше 2,99 , следовательно предприятие можно считать финансово устойчивым. Причём, в 2009 году коэффициент Альтмана увеличился, что говорит о повышении финансовой устойчивости предприятия и о малой вероятности банкротства.
Перспективы
Исторически, развитие стальной отрасли, как и глобальной экономики, носит цикличный характер. Конъюнктура на рынках стали определяется спросом на металлопродукцию и инвестициями в основной капитал.
В настоящее время мировая экономика вступила в период рецессии, наблюдается замедление темпов промышленного роста во всех отраслях.
Восстановление глобальной экономической ситуации будет зависеть от эффективности мер по оздоровлению финансовых рынков и мировой экономики в целом, принятых правительствами ведущих стран мира. Антикризисные программы должны оказать эффективную поддержку инвестициям в основной капитал и стимулировать промышленный рост.
Однако о сроках восстановления благоприятной конъюнктуры на рынке стали говорить рано. Мы понимаем, что действия по оздоровлению экономической ситуации, предпринимаемые в настоящий момент, не могут иметь незамедлительного эффекта, и потребуется время для преодоления кризиса в реальном секторе экономики.
Продажи
В 2008г. консолидированный объем продаж металлопродукции Группы НЛМК составил 10,3 млн.тонн, что на 11% превышает уровень предыдущего года. Рост объемов реализации произошел в связи с вхождением в структуру Группы новых активов – крупного российского производителя сортовой продукции Макси-Групп и американской компании Beta Steel.
Продажи Материнской компании группы снизились на 8%. Спад продаж ОАО "НЛМК" произошел из-за существенного падения объемов реализации в 4 квартале, вызванного резким снижением спроса на металлопродукцию на фоне развития мирового финансового кризиса.
В 2008 году можно отметить дальнейшее развитие диверсификации продаж по продуктовому ряду, который дополнился сортовой продукцией. Около 37% (+6 п.п. относительно 2007 года) продукции было реализовано российским потребителям.
В 2008 году около 63% металлопродукции Группы НЛМК было реализовано за пределами России. Продукция экспортировалась более чем в 70 стран мира.
Приоритетными направлениями поставок компаний Группы НЛМК стали страны Евросоюза и Ближнего Востока, которые в 2008 году были наиболее привлекательными регионами мирового рынка. Значительные объемы также отгружались в страны Юго-Восточной Азии.
Рост поставок в Северную Америку частично связан с приобретением американского производителя горячекатаного проката Beta Steel и учета его поставок на американский рынок.
Развитие финансового кризиса во 2-й половине года повлекло за собой значительное сокращение Группой НЛМК продаж на экспорт. Отгрузка продукции в Турцию сократилась с уровня 200 тыс.тонн в месяц в начале года, до 12 тыс.тонн в месяц в конце.
Высокий уровень продаж в 1 половине года в Мексику сменился крайне незначительным объемом поставок во 2-й половине. В 4 квартале значительно снизились поставки в Германию и Данию.
Поставки в США на протяжении года отличались нестабильностью и, имевший место всплеск продаж в октябре, сменился резким падением к концу года. Высокий уровень продаж в Тайвань в 3 квартале сменился резким снижением в последней четверти года. Спад продаж был частично компенсирован перераспределением экспорта на другие направления. К примеру, в ноябре-декабре была увеличена отгрузка слябов на предприятия SIF (СП с Дюферко), а последний месяц года – в Индию, Иран и Пакистан.
Основная доля экспортных поставок (56%) приходится на полуфабрикаты – слябы и сортовую заготовку, увеличение поставок которых в 2008 году связано с учетом продаж сортовой продукции Макси-Групп в течение всего 2008 года. По этой же причине доля экспортных продаж сортового проката и метизов увеличилась до 2%.
В 2008 году отмечалось снижение объемов экспорта чугуна и горячекатаного проката, что в основном связано с резким падением спроса на данный вид продукции в 4 квартале.
В 2008 году Группа НЛМК существенно укрепила свои позиции на внутреннем рынке России в основном за счет значительного увеличения поставок сортовой продукции отечественным потребителям. На российский рынок было поставлено 3,8 млн. тонн металлопродукции, что на 32% больше прошлогоднего уровня.
Структура продаж по регионам России на 2008 год
Структура продаж по отраслям промышленности на 2008 год
Основное изменение в продуктовой структуре реализации на внутренний рынок – значительный рост поставок сортовой продукции, который пришелся в основном на российские строительные организации и компании по торговле металлопродукцией.
Снижение объемов поставок по остальным видам объясняется резким снижением спроса на металлопрокат в 4 квартале на фоне развития кризисной ситуации в российской экономике.
В региональной структуре отгрузки металлопродукции на внутренний рынок в 2008 году существенных изменений не произошло. На основные потребляющие регионы приходятся наибольшие объемы строительства, в них сосредоточены основные предприятия металлообработки и машиностроительного комплекса. Крупнейший регион-потребитель - Центральный (43%). Крупными регионами-потребителями являются – Поволжский (15%), Северо-Кавказский (10%) и Уральский (11%). Важную роль играют также Волго-Вятский и Центрально-Черноземный регион, на которые приходятся 7% и 6% отгрузки, соответственно.
В отраслевой структуре продаж на внутренний рынок главными потребителями являются металлоторговые и металлоперерабатывающие компании (54%) и строительство (20%). Следует отметить, что значительная доля продукции металлоперерабатывающих компаний ориентирована на строительную индустрию. В число других важных отраслей потребителей входят – автомобилестроение (8%) и производство труб (5%). Небольшие объемы отгружаются машиностроению (3%), электротехнической отрасли (3%) и производителям бытовой техники (2%).
ИНФОРМАЦИЯ ПО СЕГМЕНТАМ
У Группы имеется четыре сегмента, отдельно раскрываемых в отчетности: стальной, сортовой прокат, горнодобывающий и коксохимический. Данные сегменты включают различные дочерние компании, имеющие самостоятельное руководство и реализующие различные продукты и услуги. Четыре вышеуказанных сегмента удовлетворяют критериям сегментов, отдельно раскрываемых в отчетности.
Дочерние компании включаются в сегмент, к которому они относятся по виду производимой ими продукции и в рамках которого осуществляется управление их деятельностью.
Выручка сегментов, количественные показатели которых не превышают установленных пороговых значений, в основном относится к трем операционным сегментам Группы. Эти сегменты включают услуги торгового морского порта, страховые и прочие услуги. Ни один из данных сегментов не превысил установленных пороговых значений по количественным показателям для того, чтобы быть выделенным как отдельно раскрываемый сегмент.
Руководство Группы определяет реализацию и передачу активов между сегментами, как если бы данная реализация или передача производилась третьим сторонам. Руководство Группы оценивает результаты деятельности сегмента на основании показателей выручки от реализации, валовой прибыли, операционной прибыли и прибыли от продолжающихся операций за вычетом налога на прибыль.
Российская Федерация
Экономике Российской Федерации по-прежнему присущи некоторые черты развивающегося рынка. В частности, фактическая неконвертируемость российского рубля в большинстве стран, а также сравнительно высокая инфляция. Несмотря на стабильный экономический рост в последние годы, в 2008 г. Финансовая ситуация на рынке Российской Федерации значительно ухудшилась, особенно в четвертом квартале.
Вследствие нестабильности на мировом финансовом рынке и рынке сырьевых товаров, среди прочего, на российском фондовом рынке с середины 2008 г. наблюдался значительный спад, который сменился частичным восстановлением. В 2009 г. экономика Российской Федерации испытывает существенное воздействие мирового финансового кризиса, включая сокращение экспортной выручки и внутреннего спроса, а также возрастание стоимости финансовых ресурсов.
Экономические перспективы Российской Федерации во многом зависят от эффективности экономических мер, финансовых механизмов и денежной политики, предпринимаемых Правительством, а также от развития фискальной, правовой и политической систем.
Товарная политика
Проведение товарной политики предприятия призвано решать следующие крупные проблемы:
· Рациональная организация работы в рамках имеющейся номенклатуры товаров;
· Осуществление разработок новых товаров для замены товаров, подлежащих снятию с производства и выводу с рынка.
Любой товар проходит определенные жизненные стадии (этапы) и решение о принадлежности его к определенной стадии принимается на основе анализа уровня и темпов роста объемов реализации и прибыли. В связи с этим, задача службы маркетинга на каждой стадии жизненного цикла товара должна быть направлена на приспособление своей деятельности к изменениям рыночной ситуации.
Новый товар – это товар, нацеленный на абсолютно новые потребности, новая модификация, новая модель. Это и так называемые квазиинновации, то есть незначительные изменения физических свойств, дизайна, сервиса и имиджа товара, которые позволяют воспринимать его как новый.
Уточнение финансовых целей.
Связано с интересами владельцев предприятия. Ориентировано ли в данный момент предприятие на:
а) максимизацию прибыли,
б) получение прибыли как можно скорее с целью погашения задолженностей по ранее привлеченным заемным средствам.
На данный момент финансовой целью предприятия является максимизация прибыли.
Определение потенциальных покупателей (систематизация клиентской базы).
Составление полного и подробного перечня клиентов. Цель – анализ продаж по регионам, "портрет" регионального покупателя, выявление особенностей и предпочтений, чувствительности к ценам. Перечень клиентов постоянно меняется.
Стратегический анализ.
На этом этапе вся собранная информация анализируется с целью получения отправных посылок для окончательного варианта ценовой стратегии.
Финансовый анализ.
Исходными данными являются:
· варианты цен на товары;
· затраты на производство товара;
· прогнозируемый объем продаж по каждому товару.
При этом финансовый анализ должен дать ответ на следующие вопросы:
· Удельный и общий выигрыш предприятия от производства и продаж конкретного товара при заданной цене;
· Насколько должен возрасти объем продаж в случае снижения цены по конкретному товару, чтобы общая величина выигрыша предприятия не уменьшилась;
На текущий момент финансовый анализ выполнен при измененных в соответствии с рыночной ситуацией ценах и прогнозируемых при этих ценах объемах продаж.
Анализ конкуренции.
Целью такого анализа является прогнозирование возможного отношения конкурентов к намечаемым изменениям цен и тех ответных шагов, которые они могут предпринять. На этой основе попытаться определить, как ответные шаги конкурентов могут повлиять на прибыльность предприятия. Реализация данной задачи осуществляется на основе ежедневного мониторинга рынка и возлагается на отдел маркетинга и продаж.
Появление новых конкурентов на рынке, как правило, характеризуется предложением товара по низкой цене. При этом товар не всегда "хуже" аналогов, имеющих хождение на рынке. Решение подобных проблем в свете стратегии ценообразования нашего предприятия будет направлено на исключение перспективы ценовых войн.
Выбор ценовой стратегии.
В коммерческой практике выделяют несколько типовых стратегий ценообразования. Основными из них являются следующие:
· Стратегия премиального ценообразования ("снятия сливок");
· Стратегия нейтрального ценообразования;
· Стратегия ценового прорыва (пониженных цен);
· Стратегия скорейшего возврата средств.
Наше предприятие реализует одновременно несколько стратегий, что связано с выпускаемым ассортиментом продукции и позиционированием отдельных товаров на рынке.
Стратегия премиального ценообразования, или "снятия сливок", - это установление цен на уровне более высоком, чем, по мнению большинства покупателей, должен стоить товар с данной экономической ценностью, и получение выгоды от высокой рентабельности продаж в узком сегменте рынка.
Нейтральная стратегия ценообразования – это установление цен исходя из того соотношения "цена/ценность", которое соответствует большинству других продаваемых на рынке аналогичных товаров.
Стратегия ценового прорыва – установление цен на уровне более низком, чем, по мнению покупателей, заслуживает товар с данной экономической ценностью, и получение большой массы прибыли за счет увеличения объема продаж и захваченной доли рынка.
Нейтральное ценообразование является стратегией нашего предприятия по большинству выпускаемых товаров, так как покупатели весьма чувствительны к уровню цены, что не благоприятствует премиальному ценообразованию, а конкуренты жестко отвечают на любую попытку изменить сложившиеся пропорции продаж, что делает опасной стратегию ценового прорыва.
По некоторым позициям наше предприятие вынуждено вести ценовую конкуренцию.
Однако, следование стратегии нейтрального ценообразования не означает, что наше предприятие копирует цены своих конкурентов или придерживается среднего уровня, сложившегося на рынке. Применительно к нашему предприятию этой стратегии соответствует и высокая (в ощущениях покупателей) и низкая цена. Важно, что в обоих случаях такая цена соответствует восприятию основной массой покупателей экономической ценности товара.
На данный момент предприятие должно придерживаться нейтральной ценовой стратегии, искать выход из ценовой борьбы с конкурентами, тщательно отслеживать ситуацию на рынке по конкурентным товарам и не вступать в ценовую конкуренцию по другим своим товарам.
Ценообразование и реклама.
Повышение осведомленности покупателей с помощью рекламы об уровнях цен повышает их чувствительность к уровню этих цен. Именно на этом обстоятельстве строится рекламная деятельность тех фирм, которые избрали для себя стратегию ценового прорыва. Такая реклама концентрируется на убеждении покупателей в том, что именно данная фирма предлагает товар стандартного качества по самой низкой из существующих на рынке цен. Тем самым подрывается возможность для других фирм использовать в качестве опоры своей ценовой стратегии эффект уникальности, так как анализ предпочтительности покупок переводится в плоскость сопоставления "дороже-дешевле".
Таким образом, если фирма выбирает в качестве основы своего конкурентного преимущества низкие затраты и достигает в этой сфере реального превосходства над соперниками, то ей становится выгодно с помощью рекламы повышать чувствительность покупателей к ценам.
В сложившейся ситуации наше предприятие должно с помощью рекламы убеждать покупателей в качественности своей продукции, использовании лучших по сравнению с конкурентом материалов при производстве, большем сроке службы, удобстве использования и т.п.
Выбор базовой стратегии
Необходимо отметить, что существуют все мыслимые и немыслимые проработанные способы завоевания рыночного преимущества, но, отбрасывая все нюансы, можно выделить три основных стратегических подхода к ведению конкурентной борьбы:
2) Стремление иметь самые низкие в отрасли издержки производства (стратегия руководящей роли в области издержек производства).
3) Поиск путей дифференциации производимой продукции от продукции конкурентов (стратегия дифференциации).
4) Фокусирование на узкой части, а не на всем рынке (стратегия фокуса, или ниши).
На данном этапе, который характеризуется как крайне неблагоприятный по факторам платежеспособности, высокому уровню конкуренции и большому количеству предложений на товары-аналоги со стороны конкурентов-производителей, конкурентная стратегия нашего предприятия должна состоять в следующем:
· целенаправленная работа по снижению затрат и увеличению эффективности производства;
· полный пересмотр структуры затрат и отказ от наиболее дорогостоящих и наименее эффективных технологических операций;
· расширение ассортимента продукции, в идеале - до уровня: "сделал заказ и приобрел все необходимое в одном месте по разумной цене";
· внедрение в практику продаж гибкой системы различных скидок, бонусов, краткосрочных акций распродаж;
· поиски выхода на смежные рынки сбыта;
· ежедневное отслеживание действий конкурентов на рынке и оперативная реакция на их любые агрессивные акции, связанные с демпингом цен;
· обеспечение патентной защиты выпускаемой продукции для проведения полномасштабной борьбы с недобросовестными конкурентами
· более активная рекламная деятельность и PR-акции, максимально приближенные к конечному потребителю.
Стратегические цели
Для воплощения в жизнь нашей миссии мы осуществляем развитие Компании по следующим стратегическим направлениям:
Сохранение и укрепление лидирующих позиций по рентабельности среди сталелитейных компаний. Стратегическим приоритетом НЛМК является не только наращивание объемов производства, но и достижение при этом высоких финансовых показателей;
Поддержание и укрепление лидирующих позиций на наших основных рынках, а также дальнейшее развитие спектра продукции с высокой добавленной стоимостью;
Достижение лидирующей позиции в сегменте стальной продукции для строительного сектора в России посредством использования бизнес-модели мини-заводов;
Использование основного конкурентного преимущества компании, заключающегося в низкозатратном производстве стали, с целью увеличения объемов производства готовой продукции на собственных прокатных мощностях во всем мире;
Поиск возможностей дальнейшего развития Компании за счет оптимизации портфеля активов и стратегических приобретений;
Соответствие высоким стандартам в области корпоративного управления, социальной ответственности и охраны окружающей среды.
Реализация стратегии развития Компании осуществляется по следующим основным направлениям:
Реализация? Программы технического перевооружения. Основными целями Программы технического перевооружения являются:
- Рост объемов производства стали на основной производственной площадке в г. Липецке;
- Увеличение объемов производства стали за счет развития предприятий Макси-Групп на основе ЭДП для удовлетворения внутреннего спроса на сортовой прокат в строительном сегменте;
- Рост объемов производства продукции с высокой добавленной стоимостью для развивающегося российского рынка;
- Сохранение мировой лидирующей позиции в сегменте электротехнической стали.
Сохранение? высокого уровня вертикальной интеграции с целью:
- Обеспечения бесперебойных поставок качественного низкозатратного сырья в рамках стратегии вертикальной интеграции;
- Снижения уровня рисков, связанных с волатильностью цен на основные виды сырья и возможным дефицитом основных сырьевых ресурсов;
- Поиска возможностей для дальнейшего повышения эффективности производства за счет роста самообеспеченности электроэнергией и использования современных технологий.
Развитие компании как влиятельного участника мирового рынка за счет развития существующих и приобретения новых активов на международном рынке, а также увеличения доли готовой продукции с высокой добавленной стоимостью в общем объеме производства на российских и зарубежных площадках.
Наша политика в области слияний и поглощений основывается на трех основных критериях:
- Приоритет сделок, имеющих значительный синергетический эффект;
- Ориентация на основные рынки Компании;
- Индивидуальная оценка каждой конкретной сделки в контексте долгосрочной стратегии развития Компании.
Создание? эффективной системы управления:
- Повышение прозрачности и эффективности системы принятия решений;
- Расширение возможностей акционеров в области контроля за действиями менеджмента Компании.
Повышение? стандартов в области кадровой, социальной и экологической политики:
- Повышение стандартов промышленной безопасности и охраны труда;
- Социально ответственное поведение компании во всех регионах присутствия Группы НЛМК;
- Сокращение негативного воздействия производства на окружающую среду.
Планировка помещения и размещение оборудования
Говоря об эргономике в решения и организации рабочего места, необходимо отметить, что это молодая сфера. Бурное развитие она приобрела за последние десять лет. И по мере компьютеризации рабочих мест управленческого аппарата она становится все более актуальной: пользователи проводят за компьютерами намного больше времени, чем когда-либо. А незнание и невыполнение правил работы с ним часто оборачивается не только плохим самочувствием, но и потерей здоровья.
Как показали научные исследования, однообразные движения, совершаемые в течение длительного времени, в сочетании с плохой организацией труда и рабочего места вызывают физические неудобства и наносят вред здоровью. Чаще всего возникают воспалительные заболевания сухожилий. Неправильная организация рабочего места может вызвать ненужную нагрузку на мышцы. Исследования показали, что примерно 20% нарушений, связанных с работой за компьютером, вызваны неправильной организацией рабочего места. Хорошая организация рабочего пространства очень важна для сохранения здоровья, поэтому необходимо ответить на несколько вопросов, ответы на которые должны помочь организовать его.
Эргономическими аспектами проектирования видеотерминальных рабочих мест, в частности, являются: высота рабочей поверхности, размеры пространства для ног, требования к расположению документов на рабочем месте (наличие и размеры подставки для документов, возможность различного размещения документов, расстояние от глаз пользователя до экрана, документа, клавиатуры и т.д.), характеристики рабочего кресла, требования к поверхности рабочего стола, регулируемость элементов рабочего места.
Производственная деятельность работника управленческого аппарата заставляет его продолжительное время находиться в сидячем положении, которое является вынужденной позой, поэтому организм постоянно испытывает недостаток в подвижности и активной физической деятельности. При выполнении работы сидя большую роль играет плечевой пояс. Перемещение рук в пространстве влияет не только на работу мышц плечевого пояса и спины, но и на положение позвоночника, таза и даже ног.
Чтобы исключить возникновение заболеваний необходимо иметь возможность свободной перемены поз. Необходимо соблюдать режим труда и отдыха с перерывами, заполняемыми "отвлекающими" мышечными нагрузками на те звенья опорно-двигательного аппарата, которые не включены в поддержание основной рабочей позы.
Антропологические характеристики человека определяют габаритные и компоновочные параметры его рабочего места, а также свободные параметры отдельных его элементов. По условиям работы рабочее место работника маркетинга относится к индивидуальному рабочему месту для работы сидя.
Рабочее место работника маркетингового отдела должно занимать площадь не менее 6 м² , высота помещения должна быть не менее 4 м, а объем - не менее 20 м3 на одного человека. После проведения анализа рабочего места программиста в лаборатории было выяснено, что площадь данного рабочего места составляет 4 м2, а объем 12 м3, что не соответствует приведенным требованиям. Также в результате анализа были выявлены нарушения в организации непосредственно самого рабочего места программиста. В связи с этим необходимо организовать рабочее место пользователя компьютером следующим образом. Высота над уровнем пола рабочей поверхности, за которой работает оператор, должна составлять 720 мм. Желательно, чтобы рабочий стол оператора при необходимости можно было регулировать по высоте в пределах 680 - 780 мм. Оптимальные размеры поверхности стола 1600 х 1000 кв. мм. Под столом должно иметься пространство для ног с размерами по глубине 650 мм. Рабочий стол оператора должен также иметь подставку для ног, расположенную под углом 15° к поверхности стола. Длина подставки 400 мм, ширина - 350 мм. Удаленность клавиатуры от края стола должна быть не более 300 мм, что обеспечит оператору удобную опору для предплечий. Расстояние между глазами оператора и экраном видеодисплея должно составлять 40 - 80 см.
Рабочий стул работника маркетингового отдела должен быть снабжен подъемно-поворотным механизмом. Высота сиденья должна регулироваться в пределах 400 - 500 мм. Глубина сиденья должна составлять не менее 380 мм, а ширина - не менее 400 мм. Высота опорной поверхности спинки не менее 300 мм, ширина - не менее 380 мм. Угол наклона спинки стула к плоскости сиденья должен изменяться в пределах 90 - 110 °.
Для сохранения работоспособности и предупреждения развития заболеваний опорно-двигательного аппарата пользователей ПЭВМ необходимо организовать рабочие места , отвечающие требованиям ГОСТа 12.2.032-78.
Требования к организации рабочего места оператора ПЭВМ следующие:
- высота стола с клавиатурой должна составлять 62-88 см над уровнем пола, а высота экрана (над полом) – 90-128 см;
- расстояние от экрана да края стола – 40-115 см;
- наклон экрана – от 15 до 20° по отношению к нормальному его положению;
- положение спинки кресла оператора должно обеспечивать наклон тела от 97 до 121°;
Клавиатуру следует делать отдельно от экрана и подвижной. Усилием нажима клавиши должны лежать в пределах 0,25-1,5 Н, а ход клавишей – 1-5 мм. При работе на клавиатуре руки оператора должны быть согнуты в локтевом суставе под углом 90°.
Ноги работающего на ПЭВМ при правильном их положении должны быть согнуты в коленном суставе также на 90°.и находиться на специальной подставке. Высота сидень стула должна составлять 42-53 см в зависимости от роста оператора.
Существенное значение для производительной и качественной работы на компьютере имеют размеры знаков, плотность их размещения, контраст и соотношение ярких символов и фона экрана. Если расстояние от глаз оператора до экрана составляет 60-80 см, то высота знака должна быть не менее 3 мм, оптимальное соотношение ширины и высоты знака 3:4, а расстояние между знаками – 15-20% их высоты. Соотношение яркости фона экрана и символов – от 1:2-1:5 до 1:10-1:15.
Для выполнения данных требований рассмотрим конструктивные особенности установленных столов и стульев, обеспечивающих возможность индивидуальной регулировки соответственно росту работающих и создания для них удобной позы.
Установленные в отделе маркетинга и продаж рабочие кресла снабжены винтами для регулировки высоты и наклона сиденья в пределах 11см (от 42 до 53 см). Высота и ширина опорной поверхности спинки кресла – 70 и 50 см. Предельный угол наклона к плоскости сиденья - 115°.
Подлокотники сконструированы таким образом, что обеспечивают положение рук оператора при работе с клавиатурой под углом 90° по отношению к рабочей поверхности стола.
Столы, установленные в помещении не снабжены механизмом регулирования высоты рабочей поверхности. Высота стола над уровнем пола – 76 см, что соответствует нормативной величине. Рабочая поверхность стола – 60х100 см.
Расстояние от экрана до края стола – 40 см, наклон экрана по отношению к его нормальному положению - 15°.Клавиатура расположена на специальной подвижной подставке стола. Пространство для ног достаточное для обеспечения их правильного положения (под углом 90°)..
Цветовое оформление помещений
Цветовое оформление помещений должно соответствовать СН 181-70. Стены в помещении отдела маркетинга окрашены в светло-зеленый цвет, потолок побелен в белый цвет, пол покрыт линолеумом светло-зеленого цвета.
Учитывая, что окна комнаты ориентированы на запад, то стены в данной комнате должны быть выкрашены в голубовато-зеленый цвет. Пол необходимо застелить линолеумом зеленого цвета. Потолок оставить белым. Мы видим, что в данном случае цветовые нормы в помещении отдела соблюдены. Мебель в помещении службы светло-коричневого цвета. В данном случае соблюдены все нормативы, учитывающие отражающие способность цвета.
Таблица 6.3 - Нормативная отражающая способность цвета
цвет | Степень отражения света | цвет | Степень отражения света | ||||
светлого | Средне го | Темно го | Свет лого | Сред него | Тем- ного | ||
коричневый | 0,7 | 0,5 | 0,3 | зеленый | 0,6 | 0,3 | 0,12 |
желтый | 0,65 | 0,45 | 0,25 | синий | 0,5 | 0,2 | 0,05 |
бежевый | 0,5 | 0,25 | 0,06 | серый | 0,6 | 0,35 | 0,2 |
красный | 0,35 | 0.2 | 0,1 | Белый | 0,8 | 0.6 | - |
черный | - | 0,4 | - |
Таблица 6.4 – Гармонирующие цвета
Преобладающий цвет | Гармонирующие с основным цветом цвета и оттенки |
Салатный | Желтый, светло-бежевый, красный |
Желтый | Зеленый, голубой, фиолетовый |
Слоновой кости | Светло-бежевый, песочный, коричневый |
Темно-зеленый | Бежевый, коричневый |
Лимонный | Светло-зеленый, оранжевый, темно-желтый |
Синий | Желтый, песочный, оранжевый |
Красный | Серый, синий, зеленый |
Оранжевый | Бледно-голубой, фиолетовый, ярко-синий |
Защита от шума
Основным источником шума в помещениях, где осуществляется работа с применением ПЭВМ, могут быть звуки, проникающие извне, разговаривающие люди, печатающая техника и сами машины.
Несмотря на то, что общий уровень шума, который они производят, относительно невелик, высокие требования, предъявляемые к обеспечению комфортной обстановки для выполнения рассматриваемого вида труда, относятся к необходимости максимального ограничения уровня шума, являющегося исключительно вредным фактором. Фактические и нормируемые СН 2.2.4/2.1.8.562056 уровни шума для помещений, где осуществляется работа с ПЭВМ представлены в таблице 6.9:
Таблица 6.9 – Допустимые уровни звукового давления в октавных полосах част, уровни звука, эквивалентные уровни для широкополостного шума и фактическое значение уровня шума
Тип помещения | Уровни звука в дБ в октавных полосах со среднегеометрическими частотами , Гц | Уровни Звука и эквивалентные Уровни, дБА | Факт. Уровень звука, дБА | |||||||
63 | 125 | 250 | 500 | 1000 | 2000 | 4000 | 8000 | |||
1. Помещения констр.бюро, расчетчиков, программистов ПЭВМ, лаборатории для теоретических работ и обработки экспериментальных данных, | 71 | 61 | 54 | 49 | 45 | 42 | 40 | 38 | 50 | 60 |
Заключение
На современном этапе развития экономики в России большое значения для эффективного функционирования предприятий играют маркетинговые отделы, которые осуществляют важные функции по отслеживанию рынка сбыта и конкурентов. Поэтому на каждом предприятии необходимо организовать сильные маркетинговые отделы, поскольку мало только выпустить продукцию, необходимо её продать, и продать так, чтобы предприятие получило прибыль. Необходимо найти состоятельных, платёжеспособных клиентов, необходимо минимизировать затраты на сбыт продукции, необходимо расширять ассортимент продукции, для этого также необходимы маркетинговые исследования.
Таким образом, мы видим, что без профессионалов в области маркетинга предприятие не сможет составить здоровую конкуренцию на рынке и в конце концов будет работать себе в убыток.
В нашей работе мы рассмотрели роль и функцию маркетингового отдела на ОАО "НЛМК".
Помимо этого в аналитической части работы мы рассмотрели основные технико-экономические показатели работы данного предприятия за 2007-2008 год, сделан комплексные анализ на их основании.
Во втором разделе рассмотрено финансовое состояние рассматриваемого предприятия.
В третьем, четвёртом и пятом разделах непосредственно анализируется маркетинговая политика предприятия, даётся её оценка и предлагается мероприятие по её совершенствованию.
Кроме этого рассмотрен вопрос экологичности данных проектных решений и предложены мероприятия по улучшению экологической обстановки в маркетинговом отделе данного предприятия.
Приложение
Социальная ответственность
Приоритетом НЛМК является снижение уровня воздействия производства на окружающую среду. Экологическая политика Компании основана на принципах постоянного развития и тесно связана с технологиями и материалами, которые используется в производственном процессе.
Повышенное внимание к технике безопасности позволило Компании добиться значительного сокращения несчастных случаев на производстве.
НЛМК являемся основным налогоплательщиком в регионе и развиваем корпоративную культуру, осуществляя социальную поддержку наших сотрудников.
Защита окружающей среды является одним из важнейших приоритетов деятельности НЛМК. Компания последовательно добивается сокращения воздействия производственной деятельности на окружающую среду, а также стремится обеспечить благоприятную среду проживания для населения всех городов и регионов своей производственной деятельности.
Компания последовательно добивается сокращения воздействия производственной деятельности на окружающую среду, а также стремится обеспечить благоприятную среду проживания для населения всех городов и регионов своей производственной деятельности.
НЛМК осуществляет свою деятельность в природоохранной сфере в соответствии со следующими принципами:
· ответственность перед обществом за состояние окружающей среды;
· ориентация на наилучшие доступные технологии;
· предотвращение загрязнения окружающей среды;
· бережное отношение к природным ресурсам (вода, почва, лес);
· сокращение объемов образования и накопления отходов производства и потребления.
С 2000 по 2008 год НЛМК увеличил производство стали на 3,6%, чугуна на 9,2%, агломерата на 6%., но несмотря на это, комплексный индекс загрязнения атмосферы постоянно уменьшался.
Рис.1.2. Показатели производства стали и комплексный индекс загрязнения среды.
Региональная политика
НЛМК является основным налогоплательщиком в области: налоговые и другие обязательные отчисления Компании в 2008 году в консолидированный бюджет Липецкой области составили 14,6 млрд руб. (около 588 млн долл. США), т.е. около 37 % от налоговых поступлений в городской бюджет и около 48 % - в консолидированный бюджет Липецкой области.
Общий объем финансирования социальных программ по НЛМК в 2008 году составил 1,7 млрд руб.
Ежегодно НЛМК строит около 30 000 кв. м жилья для своих работников в Липецке. Всего с 1997 по 2008 г.г. комбинатом построено около 432 тыс. кв. метров жилья.
За последние 4 года заработная плата работников НЛМК повышалась на 20-30% ежегодно. Созданный Компанией НПФ "Социальное Развитие" входит в число 20 наиболее успешно развивающихся негосударственных пенсионных фондов России. Ежемесячно на счета участников Фонда НЛМК перечисляет сумму, равную взносам самих работников.
Рис. 1.3. Численность рабочих и средняя заработная плата.
НЛМК проводит активную кадровую политику. Одной из важнейших целей руководства Компании является обеспечение материального благополучия ее работников путем планомерного роста заработной платы и различных видов поощрений.
Компания стремится к постоянному улучшению своих показателей по охране труда и повышению безопасности производственных процессов. Все работы по профилактике производственного травматизма на НЛМК ведутся в соответствии с Положением о системе управления охраной труда и промышленной безопасностью и нормативными актами Российской Федерации.
Затраты на мероприятия по охране труда в расчете на одного работника увеличились с 2000 года в 5,5 раз .
Повышенное внимание, уделяемое руководством Компании вопросам безопасности труда, дало свои результаты: за последние годы количество несчастных случаев на производстве значительно снизилось.
Содержание
Введение
Глава 1. Анализ производственно – хозяйственной деятельности предприятия
1.1. Краткая характеристика предприятия
1.2 Обзор основных технико–экономических показателей
Глава 2. Анализ и диагностика финансового состояния предприятия
2.1 Аналитическая группировка и анализ статей актива баланса
2.2 Аналитическая группировка статей пассива баланса
2.3 Оценка типа финансовой ситуации
2.4 Расчет коэффициентов устойчивости
2.5 Анализ ликвидности активов
2.6 Анализ ликвидности баланса
2.7 Индекс кредитоспособности
Глава 3. Сущность маркетинговых исследований в рыночных условиях
3.1 Проблемы маркетинговых исследований
3.2 Цели маркетинговых исследований
Глава 4. Анализ маркетинговой деятельности предприятия
Глава 5. Разработка мероприятий по увеличению рынка сбыта продукции
5.1 Товарная политика
5.2 Ценовая политика и ценовая стратегия
5.3 Выбор базовой стратегии
5.4 Оценка экономической эффективности
Глава 6. БЖД на ОАО "НЛМК"
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Актуальность исследования. В современных условиях развивающаяся рыночная экономика требует новых методов организации производства и сбыта товаров.
При плановой экономике предприятия, производя продукцию, игнорировали рынок. Это давало им возможность существовать, выпуская неконкурентоспособную продукцию. В настоящее время ситуация изменилась в корне: потребности рынка поставлены на первое место, а производство подчинено ему. Поэтому в условиях рыночной экономики от того, насколько эффективно осуществляется деятельность предприятия, зависит состояние не только самого предприятия, но состояние экономики государства и уровень благосостояния народа.
Предприятие является производителем продукции, необходимой для нормальной жизнедеятельности общества, выступает связующим звеном для всех субъектов рыночных отношений: именно предприятие является источником формирования бюджетов всех уровней.
В настоящее время российские промышленные предприятия поставлены в условия жесточайшей рыночной конкуренции не только с иностранными производителями, но и между собой.
В условиях рынка удовлетворить спрос на свою произведенную продукцию очень сложно: она должна быть конкурентоспособной. Конкурентоспособность определяется комплексом потребительских характеристик, позволяющих удовлетворить особые условия рынка. Для организаций этих условий необходим маркетинг, являющейся рыночной концепцией системного управления производственно – сбытовой деятельностью предприятия, ориентированной на максимальное удовлетворение требований существующих и потенциальных потребителей.
Маркетинг сегодня прочно вошел в сферу деятельности предприятий и организаций. Вот уже больше десяти лет в нашей стране популярность изучения рыночных законов и механизмов заслужено высока. Маркетинг и большой отечественный опыт товаропроизводителей позволяют предприятиям органично вписываться в рыночные отношения.
Первоначально под маркетингом понималась продажа товаров, для которых имелся достаточный рынок сбыта, так что усилия по сбыту в основном ограничивались работой в области распределения. По мере насыщения рынка предприятия были вынуждены проводить более систематическую работу по сбыту. Сегодня понимание маркетинга изменилось: прежде всего, это принцип поведения самого предприятия который заключается в последовательном направлении всех касающихся рынка решений на требования и нужды потребителей. С помощью затраченных усилий предприятие может при помощи комплекса специальных рыночных мероприятий получить преимущество по сравнению с конкурентами. Маркетинг и система управления понимаются в настоящее время как выражение ориентированного на рынок управленческого стиля мышления, для которого характерны творческие систематические и не редко агрессивные подходы.
Рамки маркетинга и менеджмента сегодня значительно расширились. Думаю, что недостаточно просто реагировать на развитие сложившейся вокруг предприятия обстановки, регистрировать параметры окружающей среды: предприятию необходимо изменять все свои параметры с известной долей риска на рынке в товарной продукции. Необходимо серьезно изучать потребительский спрос, разрабатывать и предлагать то, что хочет потребитель.
Управляя спросом, надо привлекательно оформлять свой продукт, интенсивно рекламировать его, используя всевозможные рекламные средства. Необходимо регулировать спрос, чтобы сделать его более равномерным в течение года или осуществить "демаркетинг товара" (т.е. уменьшить его общий уровень).
Проблема управления маркетинговой деятельностью на предприятии является сегодня очень актуальной: маркетинг – неотъемлемая категория рынка, он конкретизирует реальную деятельность предприятия по управлению спросом на результаты своей деятельности. Маркетинг как особые системы управления производства и сбыта продукции должен стать неотъемлемой частью производственной деятельности тех, кто производит и потребляет товар, кто покупает и продает его, участвуя в многогранном рыночном процессе обмена.
Несмотря на достаточно большой опыт в маркетинговой деятельности за рубежом и в нашей стране, на многих предприятиях этот механизм управления рыночным производством еще недостаточно эффективно используется, что приводит к негативным последствиям.
В развитой рыночной экономике существует множество типов предприятий, но не на одном из них нельзя обойтись без маркетинговой службы. Хотя экономисты выделяют различные пути повышения эффективности деятельности фирмы, концентрируется внимание именно на службе маркетинга, на том как специалисты этого отдела помогают предприятию повысить эффективность, а следовательно, и прибыльность фирмы. Поэтому в настоящее время в России наблюдается все больший интерес к такой дисциплине как маркетинг.
Важной функцией маркетинга является планирование, основное содержание которого состоит в разработке и реализации планов маркетинговой деятельности. Выбор целей маркетинговой деятельности, стратегий их достижения, рациональное распределение ресурсов — это те вопросы, на которые должны искать ответы предприятия и организации, работающие в условиях рынка.
Выделим следующие основные принципы маркетинга:
1. Тщательный учет потребностей, состояния и динамики спроса, рыночной конъюнктуры при принятии хозяйственных решений.
2. Создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, к структуре спроса исходя не из сиюминутной выгоды, а из долгосрочной перспективы.
3. Воздействие на рынок, на покупателя с помощью всех доступных средств, прежде всего рекламы.
Поэтому можно сформулировать четыре альтернативные цели маркетинга: максимизация потребления, максимизация степени удовлетворения потребителей, максимизация выбора потребителей, максимизация качества жизни. При этом можно выделить, что основная задача службы маркетинга заключается в том, чтобы держать курс на потребителя, постоянно следить за тем, что ему нужно, а также следить за деятельностью конкурентов, определять слабые и сильные их стороны, исходя из этого определять направление совершенствования своей деятельности, доводить эту информацию до всех других подразделений предприятия.
Это все подтверждает актуальность работы.
Целью выпускной работы является изучение организации маркетинговой деятельности Отрытого акционерного общества "НЛМК"
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать роль маркетинга и его необходимость в функционировании предприятия;
2. Проанализировать маркетинговую деятельность ОАО "НЛМК"
3. Определить пути и перспективы развития маркетинговой службы на современном этапе.
Дипломная работа состоит из введения, шести глав, выводов и предложений, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Анализ производственно – хозяйственной деятельности предприятия
Дата: 2019-07-30, просмотров: 251.