Этика и деонтолог и я взаимоотношений в медицинском коллективе.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как уже было указано ранее «Медицинская деонтология» — наука о нравственном долге медицинского работника перед больным и здоровым человеком. Точкой приложения ее требований являются психическая сфера больного, его внутренний душевный мир. А хорошо известно, и что психика больного, чем бы он ни болел, не остается безучастной. Изменяются ощущения, н обостряется восприятие своих болезненных симптомов, возникает тревога за возможные последствия, страдают настроение, сон и др. Деонтологическая задача медицинской сестры — установить психологический контакт с больным, успокоить его, выровнять настроение, вселить уверенность в благоприятный исход не только диагностической процедуры, но и заболевания в целом.

Для врача медицинская сестра является первым помощником. Деонтологически важными являются четкость и слаженность работы бригады всех мед. работгиков, их высокий профессионализм, умение понимать друг друга с полуслова. Во время манипуляции больной внимательно прислушивается к разговору врача с медицинской сестрой, фиксирует свое внимание на произносимых словах, особенно непонятных ему. Он следит за мимикой, жестами, настроением и другими формами поведения персонала. Это требует от всех участников процедуры согласованности действий, высокой организованности и дисциплинированности, предельного самоконтроля, особого такта в профессиональном общении.

Взаимоотношения в трудовом коллективе. Сплоченность, дружеское взаимопонимание, нормальные взаимоотношения всех членов коллектива, соблюдение известной субординации, уважение труда каждого человека, дух честной, открытой критики создают определенный “психологический климат”, благоприятно влияют на качество работы. Часто внутренней причиной конфликта является карьеризм или какие-либо узкокорыстные устремления отдельных работников, которые могут дискредитировать других членов коллектива и коллектив в целом.

Условия работы во внебольничных лечебных учреждениях и стационарах имеют свои особенности и определенным образом влияют на характер взаимоотношений мед. работников между собой.

Условия работы в стационаре достаточно стабильны. В каждом отделении находится определенное количество больных с определенными сроками продолжительности лечения, т.е. контакт медработников с больными многодневный и стабильный. Это обязывает к тому, чтобы и отношения между персоналом отвечали этико-деонтологическим требованиям, чтобы внешняя и внутренняя культура поведения была на высоком уровне.

Стационар – это образец качества медицинского обслуживания прикрепленного района. Высокая этика взаимоотношений во всех звеньях медицинской структуры отделения: няня (младшая медицинская сестра) – палатная сестра – сестра-хозяйка – старшая сестра – ординаторы – заведующий отделением, при четком выполнении каждым своих профессиональных обязанностей благоприятно влияет на лечебный процесс. В этих условиях больной начинает чувствовать, что он на пути к выздоровлению.

Однако нередки случаи, когда младший медицинский работник грубо отвечает больному, долго не реагирует на его просьбу помочь ему, а медсестра как бы не замечает этих фактов, не хочет портить взаимоотношений. Замечание делать необходимо, но делать это тактично, объяснять, что помочь больному – долг каждого медработника. Не следует это делать демонстративно при больном, а необходимо попросить младшего медработника зайти для разговора в процедурный или другой кабинет.

Средний медперсонал, который постоянно находится среди больных, непосредственно общается с ними и на которого ложится основная нагрузка по выхаживанию больного, должен учитывать психические особенности, чувства, переживания и суждения пациентов, их психосоматическое состояние. Лечебный процесс – это не только лекарственное воздействие, но и в неменьшей степени и психотерапия, проявляющаяся в специфике взаимоотношений между больным и медработником.

При беседе с больным нельзя забывать слова М.Я. Мудрова о том, что во время обследования больной сам исследует медицинского работника. Беседа с больным дает определенное представление о его культурном уровне, интеллекте, образованности, личных особенностях. Эти знания помогают установить контакт и найти индивидуальный подход к больному. Поверхностный расспрос, непродуманные ответы, фамильярность при обращении обижают больного, снижают авторитет медработника. Правильная тактика общения среднего медперсонала с родственниками больного создает должное психологическое равновесие в таких важных звеньях лечебного процесса, как больной – родственник – медицинский персонал.

В поликлинике или диспансере основное участковое звено (врач, медицинская сестра) осуществляют постоянную медицинскую помощь населению прикрепленного участка. Кадровая структура поликлиник обычная. Несколько участков объединяются в специализированные отделения (терапевтическое, отд. функциональной диагностики, хирургическое и т.д.), в результате чего формируются коллективы отделений. Кроме того, в штате поликлиник имеются узкие специалисты-консультанты. Такое структурное подразделение формирует самые различные взаимоотношения. Основная задача руководства – добиться, чтобы коллектив был дружным, сплоченным, ориентированным на выполнение единой задачи – охрану здоровья населения. Эта работа, осложняется различным графиком работы каждого члена коллектива и проведением значительной части рабочего времени вне поликлиники на прикрепленном участке. Задача поликлинической службы состоит в том, чтобы каждый житель знал своего врача и медицинскую сестру, доверял им, видел в них избавителей от страданий.

Больной очень тонко чувствует взаимоотношения между врачом и медицинской сестрой. Хорошие взаимоотношения укрепляют веру пациентов в них, а их способность оказать своевременную необходимую квалифицированную помощь укрепляет авторитет отделения и поликлиники. Напротив, частые ошибки в работе, невыполнение обещаний, опоздания на вызов не способствуют росту авторитета участковых медработников у населения и наносят моральный ущерб больным.

В некоторых случаях грубость и нетактичность медсестры могут быть вызваны неправильным поведением врача, однако всегда необходимо соблюдать этику отношений. Больной не должен видеть каких-либо осложнений в их взаимоотношениях.

Большую роль в укреплении сплоченности коллектива медсестер играет старшая медицинская сестра отделения. От ее умения установить должный контакт с участковыми сестрами, завоевать у них авторитет зависит очень многое. Такая же роль среди врачей отводится заведующему отделением. Отношение старших по должности к младшим должно быть тактичным, основанным на уважении к труду и личности подчиненного.

Взаимоотношения между медицинскими работниками должны характеризоваться доброжелательностью, чувством товарищества, коллективизма и взаимопомощью. Совершенно недопустимыми являются такие заявления больному: «И зачем вас только оперировали» или: «А вас не так лечили». Высококультурный медицинский работник никогда не позволит себе подобных выражений, ибо такие разговоры приносят огромный вред больному, не говоря уже об их неэтичности

Медицина не относится к разряду точных наук. На один и тот же вопрос могут существовать несколько различных взглядов и теорий, поэтому медицинский работник должен проявлять должное терпение по отношению к мнению своего коллеги, при необходимости разъяснять и больному причины расхождения в назначениях и методах лечения. Высокомерие медицинского работника, излишнее самолюбие и самомнение, а также попытка создать себе авторитет путем принижения своего коллеги его не украшают и никогда не увенчаются успехом.

Медицинский работник, борясь за жизнь больного, имеет возможность применить не только свои лучшие качества, свой талант, но и воспользоваться советом, опытом и даже помощью своих коллег. От таких взаимоотношений медицина только выигрывает.

Однако дружба, взаимопомощь в коллективе не должны являться стеной для критики ошибок, недостатков в работе. Не менее важно требовательное, но в то же время товарищеское отношение к вспомогательному медицинскому персоналу, так как все службы в медицине взаимосвязаны и от качества работы каждого сотрудника зависит общий успех. Поэтому грубое слово, повышение голоса в присутствии больных и членов коллектива является недопустимым.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 204.