Врачебный долг, совесть, милосердие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Врачебный долг предусматривает квалифицированное и беззаветное выполнение каждым врачом своих профессиональных обязанностей, предусмотренных нормами морально- этического и правового регулирования медицинской деятельности.

Долг- обязанность перед кем –либо, чем- либо. Человек долга- человек, честно, выполняющий свои обязанности ( Словарь русского языка, С.И. Ожегова,1988).Слово “долг” в энциклопедическом словаре определяется “как категория этики - нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести”. У В.И. Даля: “Все должное, что должно исполнить - обязанность. Общий долг человека вмещает долг его к Богу, долг гражданина и долг семьянина. Исполнением этих обязанностей он в долгу , они составляют долг его , как взятые у кого-либо деньги или вещи или все то, чем он обязан по обещанию или какому – либо условию”.

 Долг- это основа нравственных принципов поведения, формирующихся как сознание своих обязанностей перед людьми и обществом. С одной стороны, долг предусматривает формальное выполнение медицинскими работниками своих профессиональных, функциональных обязанностей, а с другой стороны (и это особенно важно) – подчинение в своей деятельности личных интересов интересам общества. Все эти понятия, широко исповедавшиеся отечественной интеллигенцией, сейчас возрождаются, им возвращается их истинный смысл и значение. Вместе с ними возрождаются такие качества, как честность, добросовестность, порядочность, благотворительность. В российской медицине деятельность врача всегда трактовалась как долг, как дело всей жизни, в ней постоянно присутствовал элемент самопожертвования. Известные слова: “Светя другим – сгораю сам”, провозглашенные знаменитым голландским анатомом Николаем Ван Тульпом (Тульпиусом) еще в 17 веке, как нельзя лучше отражают категории долга и совести в медицинской профессии. Они применимы не только к великим ученым, но и к рядовым врачам, самоотверженно служащим своему долгу.

Слово “долг” часто стоит рядом со словом “честь”, В.И.Даль говорил о чести так: “Честь – это внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть”. Но представления о чести могут быть ложными, например, когда речь идет о чести мундира. По образному выражению академика Д.С.Лихачева, “Честь истинная всегда в соответствии с совестью. Честь ложная - мираж в пустыне человеческой души ”.

    Выполнение лучшими представителями медицины своего долга перед человечеством, наиболее ярко выражены в их опытах на себе с целью изучения клиники тяжелых заболеваний и разработки методов борьбы с ними. Известный эпидемиолог Д.С.Самойлович, самоотверженный врач и ученый, героически боролся со страшными эпидемиями “черной смерти”, как раньше называли чуму. Он предложил делать прививки против чумы, и сделал их прежде всего себе.

Достойным преемником и продолжателем идей Данилы Самойловича был замечательный врач- эпидемиолог С.С. Андриевский, который путем самозаражения доказал инфекционную и зоонозную природу сибирской язвы. Известен подвиг профессора Г.Н. Минха, разрешивший научную дискуссию о механизме передачи сыпного и возвратного тифов экспериментами на себе. Опыты Г.Н. Минха повторили на себе заведовавший заразным отделением Одесской городской больницы О.О.Мочутковский (ввел себе кровь сыпнотифозной больной, отчего через 18 дней заболел тяжелой формой тифа, и едва не погиб), в 1881г. выдающийся естествоиспытатель И.И. Мечников повторил на себе опыт Г.Н. Минха: он дважды вводил себе кровь больного возвратным тифов тифом, через несколько дней у него стало развиваться заболевание, угрожающее жизни. Благодаря этим опытам, была доказана роль насекомых в передаче паразитарных тифов.

Профессиональный и гражданский долг с честью выполнялся советскими медиками

в годы ВОВ. 47 врачей удостоены звания –Герой Советского Союза.

В условиях мирного времени проблема долга в медицине столь же ответственна, как и во время эпидемии войн. Ф.М.Достоевский различал 2 вида героизма: мгновенный, внезапный, когда подвиг совершается быстро, стремительно, под влиянием порыва, в состоянии сильного эмоционального напряжения, и медленный, постоянный, незаметный, когда ежедневная будничная деятельность человека приносит такие результаты, которые по своей общественной значимости не уступают подвигу.

 Особенно свойственен этот постоянный героизм деятельности врачей хирургического профиля. Вот как передает свои впечатления о хирургической клинике профессор И.А.Кассирский, который сам не раз находился на положении больного: “Весь мир спит, а вот здесь в полусвете, в полутишине, в которой едва слышны шаги дежурных врачей и медицинских сестер, в палатах и реанимационной идет борьба, борьба за жизнь, борьба, которая должна закончиться победой над смертью… но вот произошло что-то неожиданное; должно быть у больного сильное кровотечение или коллапс. Все забегало, задвигалось… Надвинулся рассвет… А врачи продолжают свою, полную тревоги, драматическую борьбу за жизнь людей. Она будет продолжаться и весь день и опять ночь, круглые сутки и много-много суток. Бесконечный поток суток… этот бесконечный поток дней и суток – и есть жизнь врача, сердце которого без остатка отдано человеку”.

Совесть – это чувство сознания моральной ответственности за свое поведение и поведение перед самим собой, перед окружающими людьми, обществом; это самосознание человека “внутренний судья”, его отношение в моральным требованиям общества, характеризует нерасторжимую связь морали и человеческой личности, способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Это субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом. Совесть свидетельствует от укорененности морали в личности, ее духовной глубине. “Упреки совести”, “Голос совести”, “Совесть мучает”, “Совесть не чиста”, “Потерять совесть” - из словаря русского языка С.Ожегова.

Еще Гиппократ требовал, чтобы врач сохранял руки чистыми, а совесть незапятнанной. Хороший врач всегда сомневается в том, все ли необходимое он сделал для больного, всегда сопереживает ему. Крупнейший украинский терапевт, академик Ф.Г.Яновский, часто напоминал студентам и молодым врачам поговорку: “Доктор, не забывайте сомневаться!” Это предостережение врачу не спешить в суждениях о диагнозе, если для этого нет достаточных оснований. Сомнение никогда не должно покидать врача. Общеизвестно изречение о том, что человек может быть плохим художником или плохим писателем, но не имеет права быть плохим врачом.

В дореволлюционной России большой популярностью пользовался выдающийся отечественный деятель. Основатель и редактор популярного в России журнала “Врач” В.А.Манассеин. Его называли “врачебной совестью”, “рыцарем врачебной этики”. Он был нетерпим ко всем ее нарушителям и считал, что хороший врач всегда должен быть исследователем у постели больного.

Медицинскую общественность в 1886 г. взволновало самоубийство талантливого профессора-хирурга С.П.Коломнина, который первым в России осуществил переливание крови на поле боя. Он был известен не только, как новатор в хирургии, но и как большой гуманист. Однажды, готовя больную к операции, он велел ввести ей в качестве обезболивающего средства раствор кокаина в дозе, указанной во Французском медицинском журнале. Доза оказалась ошибочной, и больная скончалась на операционном столе еще до операции. Мучимый совестью профессор не мог простить себе ошибки и покончил жизнь самоубийством.

Еще одним примером верности долгу настоящего врача является подвижничество доктора Ф.П.Гааза, одного их наиболее известных московских врачей первой половины Х!Х века. Однажды он посетил московскую пересыльную тюрьму в день отправки каторжан в Сибирь. То, что он там увидел, настолько взволновало его, что он оставил частную практику и поступил на службу врачом в эту тюрьму. Решение доктора вызвало удивление у его богатых пациентов и преуспевающих коллег. Они просили его отказаться от принятого решения, но Гааз был не преклонен: “Совесть не велит”, - неизменно отвечал он. В течение четверти века, до самой смерти он был главным врачом московской пересыльной тюрьмы, упорно боролся за улучшение элементарных условий существования каторжан, за создание небольшого приемного покоя, замену невыносимо тяжелого металлического прута, к которому приковывались каторжане во время пути на более облегченные кандалы. Его называли “святой доктор”. Когда Гааз умер, во всех тюрьмах России от Петербурга до Сибири, на гроши, собранные каторжанами были зажжены лампады. В 1911 году в Москве ему открыли памятник. На открытии которого присутствовали каторжане московской пересыльной тюрьмы. На надгробной плите Федору Петровичу Гаазу выгравированы слова, которые были девизом его жизни: “Спешите делать добро”.

Известный Харьковский профессор- офтальмолог Л.Л.Гиршман крупный ученый и клиницист, за свою жизнь принял бесплатно свыше миллиона больных. Когда на его юбилее студенты-медики спросили у него, как мог один человек принять столько больных, профессор ответил фразой, ставшей, впоследствии крылатой: “У меня нет последнего часа работы, у меня есть лишь последний больной”.

Имя киевского терапевта, академика Феофила Гавриловича Яновского, всегда вызывало восхищение, его также называли “врачебной совестью”, в народе уважительно называли только по имени и отчеству. Яновский не только безвозмездно лечил больных, но нередко и сам повторно без вызова посещал их на дому, бедным оставлял вместе с рецептом деньги. Смерть профессора повергла в траур весь Киев, движение в центральной части города было остановлено, заводы и фабрики прощались с ним протяжными гудками, а все прилегающие к дому улицы были заполнены народом, пришедшим проводить в последний путь своего любимого доктора.

Андре Моруа на международном конгрессе, посвященном вопросам морали врача (Париж, 1967 г), говорил, что каждый день жизни врача омрачает тревога и безысходная жалость. Он знает, что лечить людей не ремесло, а тяжкий крест, что стать врачом – значит вступать в некий орден, в большой мере пожертвовать привязанностями семьи и дружбы, отказаться от свободы.

Милосердие, сострадание, утешение – эти замечательные и неповторимые слова имеют огромное нравственное значение. В них заключены лучшие психологические качества человека: доброта, стремление помочь, разделить горе или беду человека. “Сестра милосердия”, “брат милосердия”, к сожалению эти слова ушли в прошлое, даже словарь дает их, как устаревшие понятия. В Санкт-Петербурге, в районе Аптекарского острова была некогда улица Милосердия. Это название сочли отжившим и переименовали ее в улицу Текстиля (Д. Гранин).

 Утрата милосердия – это лишение человека одного из важнейших проявлений нравственности. С давних времен уход за больными считался одним из самых богоугодных дел.

По инициативе Н.И.Пирогова во время Крымской войны впервые была организована планомерная помощь раненым и больным. Когда в октябре 1854 года Пирогов прибыл в Севастополь для ближайшего наблюдения за успешным лечением раненых, ему было вверено руководство сестрами милосердия Крестовоздвиженской общины. Никогда до того женщин не посылали на поле битвы для оказания помощи раненым. Именно сестры милосердия были первыми не только в России, но и в Европе, это были простые русские женщины – жительницы Севастополя, Симферополя, других городов и сел. Среди них легендарная Дарья Лаврентьевна Михайлова – Даша Севастопольская, впоследствии награждена золотой медалью “За усердие” на Владимирской ленте и крупной денежной премией.

Сестры милосердия участвовали в спасении жизни раненых во время русско-турецкой войны в 1877-1878 гг. Известны также аналогичные примеры деятельности в Европе: мисс Найтингейл и др., помогавшие в госпиталях. Милосердие многогранно, в дореволюционной России существовали ряд благотворительных обществ “Капля молока” - бесплатно выдавалось обеззараженное коровье молоко больным детям из бедных семей. Ясли – специальные приюты для бедных детей. “Белая ромашка” – для помощи инвалидам, сиротам, вдовам, больным туберкулезом.

 В наши дни примеры милосердия хорошо известны: землятресение в Армении, Чернобыльская трагедия, вызвали отклик во всем мире. Последовала гуманитарная помощь, известен факт, что семилетняя австралийская девочка Майред и ее десятилетний брат Саша, играя на скрипке на улицах Сиднея, собрали 4 тыс. долларов для армянских сирот. Вместе с братом Майред нарисовала марку, на которой изобразила Земной шар, опоясанный радугой с надписью: “Бог! Благослови нашу планету! Мир и счастье!”

Трагедия в Чернобыле всколыхнула весь наш народ – 530 млн. рублей добровольно пожертвовано в фонд помощи пострадавшим от трагедии.

 В Италии (Флоренция) большой и разнообразной благотворительной деятельностью занимается итальянское общество “Милосердие” – “Мизерикордия”. В его работе широкое участие принимает молодежь, прежде всего студенты и школьники. Они занимаются доставкой больных к месту лечения на транспорте, приобретенном на пожертвования итальянцев, оказывают также амбулаторную помощь, другие разнообразные виды помощи, в том числе отдых в горах и на побережье для пенсионеров-инвалидов.

В США особенно много фондов милосердия, около 48 тысяч. Объем их финансовых возможностей для благотворительных целей очень высок. По статистике ООН каждый 10-й человек в мире – инвалид.

Большую роль в помощи инвалидам должны сыграть фонды Милосердия и Здоровья, Красного Креста, Детский фонд, фонд Культуры и профсоюзы. Большую роль в области милосердия может оказать церковь. Известно, что монахини всегда считались непревзойденными сиделками.

В Европейских странах в последние годы, в России и в нашей стране получает развитие новая гуманная и милосердная деятельность – создание Хосписов – специальных больниц, для безнадежных, умирающих больных, прежде всего - онкологических. В создании первого хосписа большую помощь оказали английский публицист Виктор Зорза и английские медики. Выполняя последнюю волю дочери Джейн, заболевшую раком и умершую в хосписе, Виктор Зорзе стал инициатором распространения хосписов в мире.

Хоспис – это не просто место, куда собирают безнадежных больных, это мировоззрение, взгляд на последние месяцы и дни жизни, как на полноценное и даже исключительно важное время бытия человека, осмысливающего свой путь. Каждый носит в себе свою смерть, но душа созревает порой лишь к последнему сроку. И для многих больных, находящихся в хосписе, может быть впервые открывается смысл жизни. Один удел больных сближает их и успокаивает. Безусловно очень важно оказать необходимую медицинскую помощь, купировать болевой синдром. Типичный английский хоспис – это стационар на 25-30 коек, и еще 150 больных на дому, которым помогают добровольцы. Кроме того, хоспис – это нечто вроде маленького клуба для своих. В идее хосписа есть и забота о близких больного. Он дает им возможность немного отдохнуть от бремени круглосуточного ухода. Люди приходят в хоспис не умирать, а жить до конца.

Символом современного милосердия являлась хорошо известная во всем мире Мать Тереза, лауреат Нобелевской премии Мира, монахиня Римской католической церкви, настоятельница Ордена Милосердия. Этот орден ведет свою работу в 80 странах мира.

В России Санкт-петербургское общество милосердия “Ленинград” в течении многих лет возглавлял писатель-гуманист Д.Гранин. “Уверен, говорил писатель, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Это чувство врожденное, дано нам вместе с инстинктами, в душой. Если это чувство не употребляется, не упражняется оно слабеет и атрофируется. Разумеется, чувство милосердия нравственный человек проявляет не только в отношении людей, но и животных.

В известном стихотворении “Памятник” А.С.Пушкин писал: “И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал”.

Милость к падшим, милосердие к больным, обреченным, одиноким, несчастным, чувство сострадания – это лучшие качества человечества, всех культурных и нравственных людей в мире.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 233.