В гармоничной семье, где удовлетворяются взаимные ожидания родителей, где господствуют отношения партнерства и взаимного уважения мужского и женского престижа, развитие личности детей, в том числе, мужественности и женственности, происходит наиболее успешно.
Современная психология и социология все чаще обращает внимание на то, что многие погрешности в воспитании детей восходят к недостаточному или неадекватному половому воспитанию самих родителей, отсутствию у них должных установок мужественности и женственности. Связанные с этим односторонние ожидания и претензии супругов друг к другу обостряют отношения в семье, которая либо распадается, либо сохраняется за счет установления авторитарной власти одного (чаще матери) и отказом другого (чаще отца) от установок на влияние. Отец тогда либо принимает роль матери и сам выступает по отношению к ребенку как вторая мать, либо передоверяет свою мужскую роль жене, отстраняется от воспитания и оказывается в роли второго ребенка, либо обязанности строго разделяются и ему отводится только функция наказания. Иногда в такой семье наличие двух детей приводит к тому, что каждый из родителей имеет «своего» ребенка, и семья распадается на два нейтральных или враждебных лагеря.
При эмоционально сдержанном, требовательно-властном отношении матери и ласковом, разрешающем - отца девочки часто обнаруживают маскулинное поведение. Мальчики, воспитанные в таких условиях, впоследствии склонны к фемининному поведению.
Нередко родители, желавшие иметь мальчика, воспитывают родившуюся девочку как мальчика (или наоборот - мальчика как девочку). В результате ребенок может принять навязываемый, не свойственный его полу, стиль поведения, нарушающий жизненную и семейную адаптацию. Имея желанного мальчика, родители могут предъявлять к нему "сверхмужские" требования, постоянное несоответствие которым приводит ребенка к чувству несостоятельности, неуверенности, пассивности, зависимости
Ни в одной области воспитания воздействие семьи не имеет такого решающего влияния, как в сфере нравственности. Взаимные отношения родителей являются той моделью, на основе которой мальчики и девочки формируют установки мужественности и женственности и взаимоотношений полов. Пример родителей демонстрирует детям не только права, но и обязанности. Поступки и разговоры взрослых, свидетельствующие о великодушии или эгоизме, деликатности или грубости, широте или узости интересов, преломляются в соответствующем отношении детей к жизни. Беседы, рассказы, сказки родителей открывают большие возможности для закладки основ морального сознания.
Так, ученица 2 класса, написала одинаковые письма шести своим одноклассникам, с той лишь разницей, что время свиданий назначалось с получасовым интервалом. Содержание писем следующее: «Дорогой Саша (Толя, Эдик, Сережа, Витя, Вова)! Приходи сегодня к нам в 5 часов (5,30;6,00; 6,30; 7,00; 7,30). Будем целоваться. Марина». Когда учительница спросила у девочки, как это ей пришло в голову, Марина взглянула на учительницу большими синими глазами и ответила: «А что тут плохого? Каждый раз, когда папа уезжает в командировку, мама вначале звонит дяде Андрею, и они договариваются о встрече в парке, затем дяде Антону, чтобы сходить с ним в кино. А когда папы нет дома, к нам приходит дядя Федя, и после ужина они с мамой целуются. Я хотела тоже сделать, как мама». Чистые и красивые взаимоотношения между родителями вызывают у детей стремление подражать им. Авторитет родительской нравственности - самый нужный.
Лживость у детей свидетельствует, как правило, о недостаточно доверительных отношениях в семье, о страхе, который руководит поведением ребенка. Дошкольники нередко кажутся жестокими, несочувствующими. Это ошибочное впечатление связано с тем, что им трудно понять отрицательные чувства других людей, а в связи с этим и отзываться на них. Именно в семье, в отношениях с родителями ребенок впервые учится узнавать и понимать эмоции окружающих, получает образцы сопереживания, отзывчивости, взаимопомощи.
Холодность родителей и в несколько меньшей мере их занятость собой, своими делами, другими детьми и отсутствие возможности понять ребенка приводят к тому, что он чувствует себя лишним, ненужным, отверженным, особенно в подростковом возрасте. У «отверженных» сына или дочери блокируется потребность в подражании хорошим сторонам образа отца или матери, они хуже других детей усваивают образцы половых ролей и оказываются менее подготовленными к жизни. Но, перенимая особенности ролевого поведения отца или матери, такие дети усваивают и их отношение к воспитанию, воспроизводя его впоследствии при воспитании своих собственных детей.
Роль отца имеет свои специфические особенности. Миссия отцовства приобретает все большую социальную важность по мере того, как в современной семье муж превращается из ее главы в партнера жены и берет на себя часть забот по воспитанию детей. Отец во все возрастающей мере может обеспечить своим детям то, чего они не найдут вне семьи. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление уже своих детей. Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают «женский» тип поведения, либо создают искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому и не воспринимают всего того, что пытается привить им мать. В обоих случаях складывается вульгаризованное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком, о мужественности в сугубо кулачном смысле. У воспитанных без отцов мальчиков труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением, у них больше возможностей стать психопатами, лишенными угрызений совести. Такие мальчики часто менее зрелы и целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, менее инициативны и уравновешены, более робки. Воспитанные без отцов девочки менее успешно формируют представления о мужественности, у них меньше шансов правильно понимать своих мужей и сыновей, то есть исполнять роль жены и матери.
Нередко еще взгляд на роль отца определяется патриархальными представлениями о суровом и жестком главе семьи, распределяющем награды и наказания. В практической жизни отцу иногда отводится роль «палача», приводящего в исполнение приговор матери. Прогрессивная тенденция заключается в том, что роль отца как главы семьи все более сменяется ролью старшего, более опытного и мудрого товарища и друга детей. Он не строже матери, но в большей, чем она, степени уравновешен. Его роль может быть оценена как стабилизирующая. В повседневной жизни это выражается в справедливой и беспристрастной оценке положительных и отрицательных событий, большей сдержанности в проявлении чувств. Именно в этой психической уравновешенности скрыты важнейшие пути воздействия на формирование психики и личности детей. Поведение отца представляет ребенку мужскую позицию, в которой главное внимание уделяется поступкам. Можно сказать, что если мать с раннего возраста обучает ребенка тому «как», то отец - тому «что»; отец учит ребенка быть «кем-то», мать – «кем-то для кого-то».
Пример отца в семье всегда оказывает влияние (другой разговор — положительное или отрицательное) на формирование у детей обоего пола образа «Мужчины» — «мужа» и «отца». Сын в зависимости от этого образа усваивает свою линию поведения, в том числе и с лицами противоположного пола; дочь видит в нём возможный идеал будущего супруга или зарекается вообще когда бы то ни было выходить замуж. И поэтому отец в ответе за счастливое (или несчастливое) семейное будущее собственных детей.
Крайне неблагоприятное влияние оказывает искажение нормальных образцов поведения родителей. Отец - пьяница и дебошир, поднимающий руку на жену и пугающий детей, часто приносит больше вреда, чем ушедший из семьи. Дело не только в невротизации детей, но и в формировании отрицательного отношения ко всему мужскому либо в усвоении деформированных представлений о мужественности. Мальчики при этом часто отвергают вместе с отрицательными поступками отца и положительные проявления его мужественности либо, наоборот, стремятся походить на отца во всем без исключения. Одни девочки, воспитанные в таких условиях, долгие годы потом неспособны установить нормальные, без страха и ненависти, отношения с мужским полом. Другие в последующей жизни считают непременными атрибутами мужественности алкоголизацию и грубость. Деликатный, тактичный, непьющий и некурящий мужчина в их представлении просто «баба». И те, и другие часто несчастливы в семейной жизни. Сходные процессы в психике детей и становлении половой роли происходят при аморальном поведении матери.
Появление в семье отчима или мачехи нередко вызывает дополнительное эмоциональное напряжение у ребенка, уже переживающего распад семьи. Если с ними почему-либо не устанавливаются хорошие отношения, это чревато сопротивлением любым воспитательным воздействиям, отверганием наблюдаемых образцов поведения и ускоряет уход детей из семьи к любым лицам, проявляющим искреннюю или показную расположенность.
Необычный психологический климат создается в тех семьях, где есть больные с психическими расстройствами. Неправильная оценка реальности, нелепые суждения таких взрослых резко затрудняют воспитание детей. Болезненные мысли родителей, касающиеся сексуальной тематики, не позволяют правильно ориентировать ребенка и могут приводить его на грань совращения или болезни.
Немалую роль в половом воспитании играют организованные и стихийно складывающиеся коллективы детей.
Неблагоприятный семейный климат часто сопровождается материально-бытовыми трудностями (скученность, недостаток игрового материала), неправильным режимом (отсутствие организованных занятий, существование детских групп в постоянном соприкосновении с бытом взрослых). Поэтому первыми, а иногда единственными, просветителями в вопросах пола оказываются дворовые приятели и подружки. Предоставленные сами себе и не связанные влиянием авторитета взрослых такие детские компании обсуждают многие, и, в первую очередь, «запретные» вопросы. Обнаружив в своей среде более осведомленных, готовых поучать и демонстрировать, дети легко воспринимают малодостоверную, поверхностную и искаженную информацию, подражают любым непристойностям. Обстановку осложняет совместное пребывание в таких компаниях старших и совсем маленьких детей. Малыши - самый благодатный материал для уличного «просвещения», если в их семьях еще не задумываются о половом воспитании.
Родители должны проявлять особую чуткость к взрослеющим детям. Упреки, поддразнивания взрослых заставляют юных скрывать свои чувства, иногда обманывать.
«Мои родители не верят в чистоту отношений, дружбу юношей и девушек, во всем этом видят только плохое и не разрешают мне дружить с парнем. Будто бы я стану от этого хуже. Приходится обманывать, встречаться тайком»,— пишет Нина В., ученица X класса.
Неразумно поступают те родители, которые, прибегая к оскорблениям и угрозам, устраивают скандал девушке или юноше за то, что они начинают дружить: «Я тебе покажу, как влюбляться, молокосос», «Зелен еще», «Только и думает про мальчишек... А уроки не сделала, наверное?». За этим, как правило, следуют различные меры наказания: запреты на встречи, высмеивания, а то и меры физического насилия. Большинство отцов и матерей считают, что в школьные годы «надо учиться, а не о чем-то другом думать».
Родители подчас допускают бестактность по отношению к своим детям, разрушая их первую любовь. Например, отец заявляет дочери: — Эльвира, смотри — под окном жених твой разгуливает. А мать добавляет:
— Догуляешься со своим Кириллом...
Родители должны вести задушевные интимные беседы с дочерью, сыном о том, что такое любовь, женская гордость, мужская честь и др.
Практика показывает, что чаще всего эти темы юноши и девушки обсуждают со сверстниками, подругами, друзьями и меньше — с родителями.
Нашу молодежь больше всего интересует вопрос, что такое любовь. Можно ли передать содержание того огромнейшего счастья, которое овладевает человеком, нашедшим друга жизни! Вот почему взрослые не должны глушить у своих детей это огромное чувство, особенно чувство первой любви. Его нужно беречь, воспоминание о нем остается на всю жизнь. Но любовь должна быть разумной, и этому следует учить молодежь.
Настоящая любовь требует самоотверженности, готовности пожертвовать всем для любимого человека. Любовь — это высокое чувство взаимопонимания, доверия, уважения, товарищества, умная уступчивость, забота о другом. Это чистота отношений, тактичность, скромность. Под влиянием чистой любви и дружбы юноши и девушки стремятся избавиться от своих слабостей и недостатков, у них возрастает требовательность к себе и окружающим.
Таким образом, если рассматривать половое воспитание в широком смысле, как процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, установок личности, определяющих отношение человека к представителям другого пола, то можно выделить две основные части, которые половое воспитание включает:
1.Анатомо-физиологическую и гигиеническую часть:
- половое созревание,
- личная гигиена,
- информация о заболеваниях, передающихся половым путем.
2.Социально-психологическая часть:
- понятие мужественности и женственности,
- психология межличностных отношений,
- культура общения,
- нравственные основы отношений юношей и девушек,
- любовь как высшее человеческое чувство,
- брак и семья,
- понятие готовности к браку.
То есть половое воспитание составляет все то, что воспитывает целостную личность женщины и мужчины, способных адекватно осознавать и переживать свои физиологические и психологически особенности, устанавливать оптимальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни (общественная жизнь, супружество, родительство, досуг и т.д.),
Главным его результатом должно стать умение решать возникающие в жизни реальные проблемы, связанные с отношением полов.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 216.