Для проведения родительских собраний с родителями обучающихся среднего и старшего звена по вопросам полового воспитания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для проведения родительских собраний с родителями обучающихся среднего и старшего звена по вопросам полового воспитания

 

Курган

 2018

 

Методические рекомендации для проведения родительских собраний с родителями обучающихся среднего и старшего звена по вопросам полового воспитания :  рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей общеобразовательных организаций / Сост. М.А. Мягкова; ГБУ «Центр помощи детям». - Курган, 2018.- 52 с.

Составитель:

Мягкова М.А., педагог-психолог ГБУ «Центр помощи детям»

 

 

Рецензент:

Истомина С.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

 

 

Сборник содержит методические материалы для педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей и учителей общеобразовательных организаций для сопровождения родителей по вопросу полового воспитания подростков.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4-5
1. Понятие «Половое воспитание» 6-7
2. Цель, задачи и содержание полового воспитания 7-11
3. Влияние стиля семейного воспитания на полоролевую идентификацию ребенка 12-17
4. Сценарный план проведения родительской конференции «Деликатный разговор» 18-41  
Заключение 42
Список литературы 43-44
Приложение 45-52

Введение

За последние годы в России отмечается рост таких негативных социальных явлений в подростковой среде как употребление алкоголя и наркотиков, курение, раннее начало половой жизни, заболевания подростков болезнями, передаваемыми половым путем, а также беременности и аборты. При этом у молодых людей происходит снижение значимости семейных ценностей, недостаточно сформированы позитивные установки на сохранение общего и репродуктивного здоровья.

Подростки в силу своей психосоциальной уязвимости не в состоянии адаптироваться к постоянно меняющейся социальной ситуации в стране и легко становятся жертвами своей безграмотности в вопросах ответственного поведения и безопасного секса. Столь тревожная ситуация угрожает репродуктивному здоровью будущего поколения.

Широкая пропаганда здорового образа жизни, обучение навыкам ответственного поведения за свое здоровье, предоставление грамотной и доступной информации детям и подросткам по вопросам пола могут помочь решению данной проблемы. Чтобы помочь юношам и девушкам сформировать правильные семейно-брачные отношения и сексуальные ориентации, необходимо как можно раньше начинать половое воспитание.

Многие считают, что вопросы, касающиеся полового воспитания не только бесполезны, но даже вредны, поскольку они излишне привлекают внимание детей и подростков к проблеме пола, оказывая тем самым на них отрицательное воздействие. Однако, есть и другая точка зрения, ведь пол является фундаментальной характеристикой любого человека, независимо от уровня его развития. Каждому ребенку в будущем предстоит стать мужчиной или женщиной, выполнять социальные роли мужа и жены, отца и матери, поэтому воспитание должно сформировать в нем полноценного представителя своего пола. Понимание различий женского и мужского поведения, особенностей их взаимоотношений друг с другом, происходит у детей через наблюдение за родителями и родственниками. Поэтому половое воспитание начинается практически с первых лет жизни ребенка и является залогом формирования правильного отношения к собственной жизни и здоровью в подростковом возрасте.

Половое воспитание никак не стимулирует раннее начало половой жизни, как утверждают в последнее время многие авторы (В.В. Абраменкова, Р. Гальцева, И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова и др.). Наоборот, половое воспитание полезно и эффективно, так как дети становятся более осведомленными, получают достоверные знания, которые облегчают понимание и терпимость к чужим взглядам и поведению.

Ошибочно связывать половое воспитание лишь с освещением вопросов контрацепции и защиты от болезней, передаваемых половым путем. Прежде всего, в его задачу входит формирование у молодых людей ответственного отношения к здоровью, половой жизни, включая воздержание, умение принимать осознанные решения и умение сказать «нет».

Многие родители осознают важность и необходимость полового воспитания ребят, правильно понимают его суть. Однако, несмотря на это, ошибочно полагают, что вопросы, связанные с половым влечением и взаимоотношениями полов, дети разрешат когда-нибудь сами без их родительского участия. Конечно, для многих родителей половое воспитание кажется очень трудной педагогической задачей из-за слабой подготовленности к разговору на такую деликатную тему и хотели бы отнести его на более позднее время, надеясь, что вопросы полового воспитания возьмут на себя в школе учителя и врачи.

Однако, отодвинуть беседу «на потом» не удастся, так как подростки часто не скрывают интереса к вопросам пола. Половое воспитание надо начинать с раннего возраста, когда ребенок начинает понимать окружающие его явления, тогда правильное понимание половых отношений останется у него на всю жизнь.

Именно поэтому педагогам очень важно правильно организовать работу по половому воспитанию не только с детьми, но и с их родителями: направить их воспитательный потенциал в нужное направление, в соответствии с возрастными особенностями детей.

С целью просвещения родителей по вопросу полового воспитания были разработаны методические рекомендации для проведения родительского собрания.

Они включают в себя:

- теоретическую информацию, раскрывающую сущность понятия, цели и задачи полового воспитания, влияние стиля семейного воспитания на полоролевую идентификацию ребенка;

- практическую часть, представленную разработкой родительского собрания в виде конференции с приглашением специалистов из разных областей: юриста, медицинского работника, психолога.

Данное собрание можно проводить как для родителей среднего, так и старшего звена, изменяя в выступлении психолога особенности полового воспитания той или иной возрастной категории.

 

Ход собрания

Приветствие.

Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас на конференции, посвященной вопросу воспитания наших детей. Вопрос воспитания как Вы понимаете очень обширный, поэтому сегодня мы остановимся на одном его аспекте - половом воспитании подростков. Половое воспитание кажется родителям очень трудной педагогической задачей. Конечно, это не просто, но порой мы, взрослые, сами усложняем эту задачу, выделяя ее из общей системы воспитательных мероприятий. Вопрос должен рассматриваться в общем плане гармонического развития личности подростка. Половое воспитание надо проводить постоянно, повседневно, наряду с другими воспитательными сторонами.

Сегодня на нашу конференцию мы пригласили специалистов, которые постараются рассказать нам как, когда и в какой форме говорить на эту тему с ребенком.

Первым мы приглашаем выступить представителя родительского комитета, который поделиться своим опытом воспитания, расскажет о волнующих его вопросах, на которые бы он сегодня хотел получить ответ от наших специалистов.

Выступление родителя.

Ведущий: Спасибо нашему первому выступающему. Есть ли у кого вопросы? Возможно, кто-то из присутствующих родителей хочет что-то дополнить?

Мы приглашаем нашего второго выступающего – классного руководителя.

Классный руководитель : В своем вопросе я бы хотела освятить результаты проведенного нами анонимного анкетирования среди обучающихся (Приложение 1). Цель данного анкетирования - получить информацию о знаниях и представлениях обучающихся в области половых отношений. (Классный руководитель представляет в виде диаграмм, схем результаты анкетирования и делает выводы о степени осведомленности обучающихся по данному вопросу).

Ведущий: Сейчас мы передаем слово нашему следующему гостю – юристу.

Юрист: Уважаемые родители! В своем выступлении мне бы хотелось осветить правовой аспект полового воспитания подростков. На данный момент, юные граждане, не достигшие совершеннолетия, являются одной из самых незащищенных социальных групп общества, которая еще не в силах полноценно отстаивать свои права.

Согласно общероссийским статистическим данным за период 2012-2015 годов следователями признаны потерпевшими свыше 65 тысяч несовершеннолетних, из них свыше 34 тысяч, то есть более половины, - малолетние. Еще большую тревогу, по словам Александра Бастрыкина, председателя Следственного комитета России, вызывает тот факт, что за 4 года почти в два раза увеличилось количество возбужденных уголовных дел о преступлениях, совершенных против половой неприкосновенности детей и подростков. По данным криминальной статистики, в 2012 году было совершено 6 499 таких преступлений, а в 2015 году - уже 10 942. Согласитесь, цифры ужасающие.

Несмотря на развитость современных информационных технологий, сегодня остается актуальной проблема слабой правовой информированности и правовой безграмотности населения. Несмотря на деликатность данного вопроса, и взрослый, и ребенок должны знать свои права, обязанности, меры наказания за совершенные деяния.

Сегодня мне бы хотелось, во-первых, предложить вам проверить уровень своей грамотности, а во-вторых, восполнить пробелы знаний в данной области, если такие имеются.

Прежде чем начать, хотелось бы предложить вам анкету на знание нормативно – правовой базы по данному вопросу. Прочитайте вопросы и выберите 1 правильный ответ.

Изнасилование.

Под насилием следует понимать физическое принуждение, применяемое как средство подавления сопротивления потерпевшей. Оно может состоять в удержании, связывании; причинении побоев, легкого или средней тяжести вреда здоровью.

Потерпевшей при совершении преступления может быть только лицо женского пола независимо от ее отношений с виновным (муж, сожитель и т.д.).

Изнасилование потерпевшей, находящейся в состоянии алкогольного опьянения, можно признать совершенным с использованием беспомощного состояния лишь при наличии такой его степени, которая лишала потерпевшую возможности оказать сопротивление виновному. Не имеет значения, привел ли сам виновный потерпевшую в такое состояние (например, напоил спиртными напитками, предложил наркотики) или воспользовался тем, что она находилась в таком состоянии независимо от его действий.

Преступление признается оконченным с момента начала полового акта. Если насилие было применено, а само половое сношение не было начато по не зависящим от виновного причинам, то деяние следует рассматривать как покушение на изнасилование.

Развратные действия.

Преступление состоит в совершении развратных действий без применения насилия в отношении лица, не достигшего 16-летнего возраста и половой зрелости. Речь идет о совершении таких действий, которые, с одной стороны, направлены на удовлетворение половой похоти виновного, а с другой - могут вызвать половое возбуждение у подростка, пробудить нездоровый сексуальный интерес, оказать развращающее влияние, что отрицательно сказывается на нравственном и физическом воспитании.

Выделяют два вида развратных действий: физический и интеллектуальный.

Физические развратные действия могут выражаться в обнажении половых органов потерпевшего, самого виновного лица, прикосновения к ним и т.д.

Развратные действия интеллектуального характера направлены на формирование у лиц, не достигших 16-летнего возраста, стандартов безнравственного, непристойного поведения. Они выражаются в демонстрации порнографических предметов и изданий, в воспроизведении аудио- и видеозаписей аналогичного характера, ведении сексуально циничных разговоров и т.д.

Преступление считается оконченным с момента совершения указанных в законе действий. Согласие потерпевшего правового значения не имеет.

Федеральным законом от 29.02.2012 N 14-ФЗ исключено указание на заведомое знание возраста потерпевшего. В этом случае необязательно точно знать возраст потерпевшего; для привлечения к уголовной ответственности достаточно, если виновный осознавал, что потерпевший не достиг 16 или 14 лет соответственно.

Предусмотрено наказание:

1. Совершение преступлений против половой неприкосновенности без применения насилия лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, наказывается обязательными работами на срок до 440 часов, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное в отношении лица, достигшего двенадцатилетнего возраста, но не достигшего четырнадцатилетнего возраста, наказывается лишением свободы на срок от 3 до 8 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 15  лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в отношении двух или более лиц, наказываются лишением свободы на срок от 5 до 12 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 20 лет либо без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются лишением свободы на срок от 7 до 15 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 20 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет либо без такового.

5. Деяние, предусмотренное частью второй настоящей статьи, совершенное лицом, имеющим судимость за ранее совершенное преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, наказывается лишением свободы на срок от 10 до 15 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 20 лет.

С целью ужесточения уголовных наказаний за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних в Уголовный кодекс РФ внесены изменения, вступившие в силу 02 марта 2012 года.

Так, лицам, совершившим преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего в возрасте до 14 лет, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, судом могут быть назначены принудительные меры медицинского характера.

При назначении данной меры лицо, которому назначена принудительная мера медицинского характера, подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в шесть месяцев для решения вопроса о наличии оснований для внесения представления в суд о прекращении применения или об изменении такой меры.

Спасибо за внимание! Будьте бдительны и аккуратны!

Сейчас я представлю Вам ситуацию, а вы на основании действующего законодательства постараетесь определить меру наказания.

В начале июля 2017 года, Иванов Иван Иванович в районе ресторана «Волна» расположенного на пляже по ул. Троицкая, 75 встретился с Петровой Анной Ивановной и в автомашине ВАЗ-2199 за гос. 4538 РУС, по его предложению занимались с ним сексом. Эти ее действия Иванов И.И. снял на видеокамеру мобильного телефона. В последующем Иванов И.И. вопреки желанию Петровой А.И по мобильному телефону стал требовать, чтобы она вновь встречалась с ним, угрожая в противном случае опозорить ее и распространить сделанную им видеосъемку среди ее родственников и знакомых. Боясь распространения позорящих ее видеосъемок, Петрова А.И. вынужденно согласилась выполнить требования Иванова И.И. и 12.07.2017 встретилась с ним на новом автовокзале по ул. Гоголя, 35 и поехала с ним и на берег озера в район базы отдыха «Глобус». Здесь в салоне автомашины без применения насилия вступил с Петровой А.И. в половую связь. После 21 часов 30 мин. Иванов И.И. отвез Петрову А.И. в квартиру по адресу ул. Красина 45, кв. 51 остался с ней до утра и без применения насилия вступил с ней в половую связь. При этом снял моменты совершения сексуальных действий и на видеокамеру мобильного телефона. Однако, последний в дальнейшем в период с 14.06.2017 по 17.06.2017 года неоднократно звонил по мобильному телефону Петровой А.И. и посылал на ее мобильный телефон смс сообщения и требовал вновь встретиться и вступить с ним в половую связь, угрожая в противном случае распространить видеозаписи, сделанные в моменты совершения сексуальных действий среди ее родственников и знакомых.

Юрист:

Итак, этими своими умышленными действиями Иванов И.И. совершил преступление, предусмотренное ст. 133 УК РФ, т.е. путем шантажа (угрожая распространением порочащей ее информации) понуждал лицо к половому сношению.

Подсудимый Иванов И.И. при ознакомлении с материалами уголовного дела заявил ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, в связи с согласием с предъявленным обвинением.

В судебном заседании подсудимый Иванов И.И. заявил о своём согласии с предъявленным обвинением и поддержал своё ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства. Данное ходатайство заявлено им добровольно и после консультации с защитником. Подсудимому понятно существо обвинения, он согласен с ним в полном объёме и осознаёт характер и последствия заявленного им ходатайства.

Иванов И.И. обвиняется в совершении преступления, наказание за которое не превышает 10 лет лишения свободы.

Помимо признания подсудимого своей вины, виновность его в совершении преступления, предусмотренного ст. 133 УК РФ подтверждается и другими собранными по делу доказательствами. Основания для прекращения уголовного дела отсутствуют.

Таким образом, по данному уголовному делу имеются все необходимые условия, предусмотренные ст. 314 УПК РФ, для постановления приговора без проведения судебного разбирательства в общем порядке.

При назначении наказания подсудимому, суд учитывая степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности подсудимого Иванов И.И. ранее не судим, совершил преступление небольшой тяжести, в совершении преступления признался, раскаялся, женат имеет четверых детей, имеет постоянное место жительства, положительно характеризуется с места жительства. Суд учитывает отсутствие отягчающих наказания обстоятельств, а также влияние назначенного наказания на исправление подсудимого и на условия жизни его.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 316 УПК РФ, мировой судья ПРИГОВОРИЛ:

Признать Иванова И.И виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 133 УК РФ и назначить ему наказание в виде 1 (одного года) исправительных работ с удержанием в доход государства заработной платы осужденного в размере 15 % ежемесячно.

Обязать в период исправительных работ: не менять место жительства без разрешения уголовно-исполнительной инспекции; не выезжать за пределы населенного пункта без разрешения уголовно-исполнительной инспекции; не избирать работу, связанную с выездом за пределы населенного пункта; уведомлять уголовно-исполнительную инспекцию о месте работы или учебы; являться на регистрацию в уголовно-исполнительную инспекцию один раз в неделю.

 

Ведущий: Наш четвертый гость – психолог. Дадим ему слово.

Психолог: Уважаемые родители! Мы поговорим с вами о психологическом аспекте полового воспитания.

Мнения родителей о половом воспитании и подходы к его осуществлению могут существенно отличаться, так же как и стиль общения с собственными детьми. Однако мало кто сегодня будет отрицать необходимость подготовки детей к взрослой жизни, в которой сексуальные отношения занимают важное место. Ведь сексуальность и ее проявления – это та сфера жизни, где цена ошибки очень велика. Незнание, неумение выстраивать отношения, безответственность, склонность к импульсивным, рискованным поступкам могут нанести непоправимый вред здоровью подростка, спутать его жизненные планы, привести к разочарованию и подорвать веру в себя. Но, даже понимая, насколько важен диалог с детьми на столь серьезные и деликатные темы, не все родители уделяют должное внимание этому аспекту воспитания.

Проведенный Благотворительным Фондом «Здоровье женщины и планирование семьи» опрос показал, что хотя большинство родителей осознают важность полового воспитания и свою ведущую роль в этом процессе, общаются с детьми на эти темы лишь около половины опрошенных, еще меньше делают это целенаправленно и последовательно на каждом этапе взросления своего ребенка. При этом большинство родителей, участвовавших в опросе, признались, что нередко испытывают при этом трудности или психологический дискомфорт.

Подобная картина складывается и по данным опроса обучающихся молодежи: более 40% подростков, обучающихся в профессионально-технических училищах, никогда не обсуждали с родителями вопросы, связанные с половым созреванием и интимными отношениями между мужчинами и женщинами.

Благодаря Интернету и социальным сетям дети сегодня имеют неограниченный доступ к информации, при этом они беззащитны перед неконтролируемым информационным потоком нежелательного содержания, в том числе и сексуального характера. Если родители или другие близкие взрослые игнорируют естественный интерес подростков к вопросам, связанным с сексуальными отношениями, то подростки рискуют сформировать свои взгляды на такие отношения под влиянием сведений, поступающих извне, зачастую недостоверных. А ведь эти взгляды определяют установки и навыки поведения. Поэтому очень важно, чтобы наши дети получали информацию из достоверных источников, обращались с этими вопросами к самым близким людям – родителям. Сегодня мы с Вами постараемся разобраться, как лучше ответить на вопросы детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.

Прежде чем поговорить об этом, обратимся к информации о психосексуальном развитии детей, которая является очень важной в понимании сущности данного вопроса.

Российские сексологи Г.С. Васильченко, В.М. Маслов и И.Л. Ботнева выделяют три этапа психосексуального развития:

Ведущий: Чтобы подробно узнать об этих стадиях развития, предлагаю выполнить упражнение «Активное чтение» Для этого нам нужно будет разделиться на три группы.

Упражнение «Активное чтение»  сформированные 3 подгруппы работают индивидуально с раздаточными материалами. Каждая подгруппа читают тексты на определенную тему, обсуждают и готовят публичное выступление по данной теме (работа с раздаточными материалами в течение 5 мин.).

1 группа (I этап). Формирование полового самосознания, то есть осознание собственной принадлежности к тому или иному полу (1-4 года) происходит под влиянием социальной среды, но в значительной мере определяется половой дифференцировкой мозга во внутриутробном периоде. На этом этапе формируются сознание половой принадлежности себя и других людей, уверенность в ее необратимости, после чего любые попытки изменить половое самосознание оказываются безуспешными.

С первых месяцев жизни ребенок постоянно получает подтверждения от родителей, кто он - мальчик или девочка. Половые различия в игровом поведении детей обнаруживаются примерно с 12-13 месяцев. Девочки чаще просятся на руки к матери, прикасаются к ней, склонны к пассивным играм на одном месте. Мальчики - более активны, непоседливы, избегают длительных родительских ласк. Дети видят членов семьи и одетыми и неодетыми, поэтому к 1-1,5 годам они уже знают (хотя и неосознанно): так выглядит мама, так папа, а так - брат или сестра. В этом же возрасте дети начинают обнажаться и демонстрировать себя окружающим, осматривают и ощупывают свое тело, нередко играют с гениталиями, что обусловлено любознательностью, а не сексуальностью. Именно так они постигают половые различия людей. Если ребенок в возрасте 1-4 лет не имел возможности хорошо рассмотреть отличия в строении тела мужчины и женщины, в дальнейшем он постарается восполнить этот пробел, причем, чем позже это произойдет (например, в пубертате), тем выше вероятность возникновения отклонений в половом поведении.

В норме о завершении этого этапа свидетельствует тот факт, что при определении ребенком пола окружающих он в равной мере учитывает все признаки половой принадлежности (внешний вид, одежда, строение тела и половых органов) и осознание, что он навсегда мальчик или девочка, а когда вырастет, будет мужчиной или женщиной. Возникает половая идентичность - чувство собственного постоянства, тождественности самому себе душевно и телесно.

Известно, что дети уже в 1-1,5 года начинают подражать родителю одного с ними пола и в играх демонстрируют соответствующее поведение (мальчики пытаются завинчивать шурупы отверткой, стучать молотком; девочки - пользоваться губной помадой, пудрой, надевать на голову платок и т. п.).

2 группа (II этап). Формирование стереотипа полоролевого поведения (обычно этот этап длится до 9 лет). Он характеризуется интенсивной социализацией ребенка. В этот период происходит обучение общению со сверстниками, совершенствуются и дифференцируются эмоциональные реакции, формируется характер. Родители и их взаимоотношения становятся объектом повышенного внимания и подражания. Они воспринимаются ребенком как модель мужественности и женственности, как образец взаимоотношения полов.

Правильное полоролевое поведение родителей во многом определяет формирование адекватной половой роли у ребенка.

3 группа (III этап). Формирование псисихосексуальных  ориентаций. Начинается в 7-10 лет, завершаясь к 20-25 годам. Если первые два этапа психосексуального развития протекают на относительно «спокойном» гормональном фоне, то на третьем этапе постепенно начинается и достигает максимума функционирование эндокринной системы, и в частности половых желез. Формируются личность, социальное сознание, адекватная оценка своих способностей. Происходит эмансипация от семьи, вырабатывается собственное мировоззрение, развиваются высшие эмоции. При отсутствии взаимопонимания в семье подросток только в неформальной группе сверстников может получить интересующую его информацию, обсудить волнующие его вопросы. Увеличение роли стихийных средовых факторов в сочетании со скрытностью подростков представляет благодатную почву для различного рода нарушений становления сексуальности, чему также способствует отсутствие адекватного полового воспитания.

Специфика этапа - формирование психосексуальной ориентации, которая обусловливает в последующем выбор объекта влечения с его индивидуальными особенностями (половая принадлежность, внешний вид, телосложение, поведение и так далее), необходимость для реализации влечения определенной ситуации и ряда последовательных действий, иногда составляющих целый ритуал.

Третий этап можно условно разделить на стадии:

- «детская» влюбленность, желание духовного общения, демонстрация знаков внимания к объекту платонического увлечения в ходе совместного приготовления уроков, учебы за одной партой. Вторая фаза очень значима, поскольку в ходе ее прохождения формируется умение обращать на себя внимание понравившихся сверстников, знакомиться и общаться с ними. Если на этой фазе не происходит реализации потребности, то романтическая любовь остается не только безответной, но и незамеченной, а трудности, сомнения и неуверенность в себе перенесутся на более поздние стадии, создавая серьезные проблемы при попытках сближения с потенциальным партнером;

- платоническая влюбленность включает сначала отдельные элементы эротического фантазирования (желание остаться наедине, стремление к прикосновениям и ласкам), которые постепенно нарастают, расширяется их диапазон, и они занимают все большую часть свободного времени подростка;

- эротическая влюбленность – стадия, в ходе которой подростки начинают проявлять возрастающий интерес к интимной стороне взаимоотношений полов, эротической литературе и фильмам, содержащим сцены свиданий, объяснений в любви. Даже при самых ярких эротических фантазиях переход ко второй фазе этой стадии можно считать состоявшимся только после их практического воплощения в интимных ласках с партнером. Чем меньше временной разрыв между началом фантазирования и реализацией, тем гармоничнее стадия формирования того или иного компонента влечения; напротив, чем дольше откладывается реализация фантазий и мечтаний, тем более вычурными и труднее выполнимыми они становятся, все больше отрываясь от нормативных половых контактов. В результате повышенной склонности к фантазированию, женщины более подвержены отклонениям в психосексуальном развитии.

Этапу формирования психосексуальной ориентации в норме свойственны, воспринимаемые взрослыми как ветреность и легкомыслие, смена влюбленностей и идеалов, порой наличие сразу нескольких увлечений. Однако, это ни что иное, как нормальные проявления отбора методом проб и ошибок тех признаков, особенностей и нюансов платонических увлечений, эротических предпочтений и сексуальных ориентаций, которые в последующем будут включать механизм «неподвластного разуму» полового влечения. Многообразие такого рода признаков в периоде становления сексуальности в последующем облегчает выбор супруга и достижение с ним гармоничных интимных отношений. Напротив, «любовь с первого класса», либо длящаяся годами безответная любовь чаще является показателем трудностей сексуальной адаптации, что проявляется очень узким, ограниченным индивидуальным выбором, затрудняющим формирование зрелой сексуальности.

Психолог: таким образом, на каждом возрастном этапе развития ребенка проходит развитие того или иного компонента полового самосознания, огромную роль на каждом из которых играет семья, особенности поведения и воспитания родителей.

Содержание полового воспитания на разных возрастных этапах

Если рассматривать половое воспитание в широком смысле, как процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, установок личности, определяющих отношение человека к представителям другого пола, то можно выделить две основные части, которые половое воспитание включает:

1.Анатомо-физиологическую и гигиеническую часть:

- половое созревание,

- личная гигиена,

- информация о заболеваниях, передающихся половым путем (ЗППП).

2.Социально-психологическая часть:

- понятие мужественности и женственности,

- психология межличностных отношений,

- культура общения,

- нравственные основы отношений юношей и девушек,

- любовь как высшее человеческое чувство,

- брак и семья,

- понятие готовности к браку.

То есть половое воспитание составляет все то, что воспитывает целостную личность женщины и мужчины, способных адекватно осознавать и переживать свои физиологические и психологически особенности, устанавливать оптимальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни (общественная жизнь, супружество, родительство, досуг и т.д.),

Главным его результатом должно стать умение решать возникающие в жизни реальные проблемы, связанные с отношением полов.

На разных возрастных этапах половое воспитание имеет свои задачи и, соответственно, содержание.

Содержание полового воспитания детей младшего подросткового возраста.

В задачи полового воспитания на этом этапе входит правильное реагирование на особенности поведения, связанные с полом, подготовка мальчиков к поллюциям, а девочек – к менструациям.

При выборе темы беседы с подростками надо различать два периода развития ребенка. Первый период – до начала полового созревания и второй – совпадающий с периодом полового созревания. В первом периоде у детей имеется большая любознательность, но она лишена внутренних половых побуждений. При беседе с подростками на эти трудные темы следует помнить следующее: отвечать на интересующие подростков вопросы, но не развивать их. Второй период развития ребенка надо считать от появления первой поллюции у мальчиков и первой менструации у девочек. В этом периоде все разъяснения должны соответствовать действительности. При ответе необходимо учитывать интересы подростков, которые могут быть различны. Гарантией против ранних и случайных половых связей выступает не запрет, а формирование социальной ответственности, которая предусматривает предвидение человеком последствий своих поступков и восприятие взаимоотношений полов, прежде всего, как личностных.

Задача родителей и педагогов в период полового созревания ребенка состоит в том, чтобы сообщить необходимые сведения о физиологических особенностях растущего организма и обучить его соответствующим специальным правилам гигиены. Прежде всего, нужно подготовить девочку к появлению менструаций, мальчика - к поллюциям. Необходимо научить девочек правилам специального туалета, ведения менструального дневника, рассказать об одежде, питании, режиме в эти периоды и т. д. Мальчики также должны были быть ориентированы, что поллюции — естественное явление и что они требуют соблюдения элементарной гигиены.

Если в отношении физиологической перестройки организма и мер личной гигиены в этом возрасте родителям и педагогам еще удастся найти общий язык с подростком, то относительно оценки некоторых форм сексуальности подросткового возраста взрослые нередко допускают серьезные ошибки.

Прежде всего, это касается одного из самых трудных вопросов, с которыми приходится сталкиваться родителям и многим педагогам, -  вопроса о половом самоудовлетворении. Чрезмерная сексуальность в этом возрасте обусловлена выработкой очень большого количества половых гормонов. В таком состоянии многие предметы и явления начинают рассматриваться подростком через своеобразную призму сексуальности, что вызывает определенное психическое напряжение. Освобождение от этого напряжения многие подростки и находят в онанизме. Как правило, первые акты онанизма совершаются под влиянием неясных, неосознанных побуждений, однако в дальнейшем подросток начинает четко осознавать свои желания. Большое значение в возникновении полового желания имеет половая сексуальная фантазия, которая у юношей развита больше, чем у девушек. У некоторых юношей сила психического напряжения настолько велика, что половое желание начинает играть превалирующую роль над прочими чувствами, что ведет к постоянной фиксации внимания на сексуальной сфере. Онанизм же снимет половую возбудимость на более или менее продолжительное время. Как правило, занятия онанизмом прекращаются с началом регулярной половой жизни.

Обнаружив, что подросток занимается онанизмом, взрослые ни в коем случае не должны прибегать к карательным мерам, а тем более требовать обещаний или клятв, что он больше этого делать не станет, запугивать страшными последствиями. Скорее всего, желание окажется сильнее его воли, но при этом каждый акт онанизма будет сопровождаться еще большим раскаянием и страхом расплаты. Онанизм - явление не патологичное.

Правильным поведением взрослых в данной ситуации будет организация досуга для подростка, привлечение к выполнению посильной физической работы, регулярным занятиям спортом, что в конечном итоге будет способствовать гармоничному развитию организма, снизит силу сексуального влечения и если не приводит к полному прекращению занятий онанизмом, то значительно уменьшает частоту мастурбационных актов. Чрезмерного интереса к вопросам пола не возникает, когда жизнь подростка организована в правильном режиме и заполнена увлекательными делами.

Важно суметь разумно переключить сексуальные интересы в область трудовых и культурных, разумно включая задачи полового воспитания в систему общего трудового и нравственного воспитания.

Важной задачей полового воспитания является выработка правил поведения с представителями противоположного пола. Дифференцированное, индивидуальное воспитание мальчиков и девочек в соответствии с идеалами мужественности и женственности основывается на разделении семейных ролей между матерью и отцом.

Девушка в отношениях со всеми лицами мужского пола обязана помнить о своем исключительном положении в природе. Она должна оставаться (или становиться) женственной, красивой, слабой (и тем сильной). Она должна знать и помнить, что высшее предначертание в жизни рождение себе подобного, продолжение рода, а не сиюминутная радость и наслаждение. Важно также воспитание целомудренности помыслов, отношений, встреч. Чтобы ни у друга, ни у приятеля, ни тем более у первого встречного не возникло и мысли о том, что с данной девушкой ему будет легко добиться интимной близости. Часто неправильное поведение девушек приводит к серьезным психическим травмам, изнасилованиям, неисчислимым бедам надломленной личности. Бесспорно также, что приучение девочки к опрятности, утренней гимнастике, уходу за волосами и т. д. относится к половому воспитанию и может иметь не менее важное значение для установления гармоничных отношений в семье, чем все остальные моменты, непосредственно связанные с половой жизнью.

У юношей правильное отношение к девочкам, девушкам, женщинам должно закладываться с детства, поддерживаться и формироваться всю жизнь. Если юноша не приучен с детства относиться с уважением к женщинам, если он может позволить в их присутствии нецензурные выражения, если не чувствует себя виноватым, вступая с ними в разговор, будучи даже не пьяным, а только «навеселе», он не воспитан.

В воспитании правильного отношения к женщинам самую большую роль играет личный пример. Надо, безусловно, говорить сыну правильные речи, но грош им цена, если, кончив наставление, муж набросится на жену с грубостями. При половом воспитании мальчиков и юношей надо не забывать о необходимости поддерживать мужской авторитет.

Крайне недопустимо, чтобы жена, пусть даже заслуженно, критиковала при детях действия отца, унижая его мужское достоинство. Пример отца в семье всегда оказывает влияние на формирование у детей обоего пола образца Мужчины-мужа и отца. Сын усваивает свою линию поведения, в том числе и с лицами противоположного пола; дочь - возможный идеал будущего супруга.

Правильное половое воспитание должно привить подросткам отрицательное отношение к циничным надписям и рисункам, непристойным шуткам и пошлым анекдотам, развязному поведению в обществе и на улице. И тут пример взрослых, их высоконравственное поведение помогают ребенку избежать грязи и пошлости в вопросах пола.

Правильное половое воспитание основывается на подчеркивании позитивных и компенсации негативных черт мужской или женской психофизиологической конституции, природного темперамента. При этом абсолютно недопустимо противопоставление полов, выпячивание кажущихся преимуществ.

В.В. Марков считает, что в процессе полового просвещения желательно стремиться к тому, чтобы у подростков были сформулированы следующие представления:

В 7-11 лет:

были осведомлены о начавшемся половом созревании и ожидаемых изменениях в организме;

• о биологической стороне репродуктивной функции, имели представление о деторождении;

• знали об изменении в эмоциональной сфере (колебаниях настроения, возможном усилении конфликтности в отношениях с окружающими, о первых влюбленностях и т. п.) и социальной сфере (в связи с наступлением половой зрелости меняется статус ребенка, к нему предъявляются требования выше, нежели к детям младшего возраста, объективно возрастает самостоятельность, ответственность за свое поведение, некоторая автономия от взрослых и др.);

• знали, что дружба – это многогранное проявление отношений;

• понимали, как можно строить отношения внутри семьи на принципах взаимного уважения и равенства.

Подростки 11-14 лет:

• умели обсуждать моральные ценности, знали их изменчивость, неодинаковость в разных культурах, обществах, просто у разных людей;

• знали о существовании разнообразных форм сексуальности;

• знали о биологических и сексуальных факторах, влияющих на сексуальность;

• знали о болезнях, передающихся половым путем, включая СПИД, потому что именно подростки этого возраста принадлежат к поколению, которому придется жить, испытывая в полной мере последствия этих болезней;

• знали о сексуальном насилии, чтобы проводить линию безопасного поведения (средства массовой информации значительно облегчают детям и подросткам доступ к картинам и фактам деструктивной сексуальности и насилия, именно поэтому необходимы конструктивное просвещение и правдивые знания об отношениях между полами);

• знали о безопасном сексе (поэтому о презервативах и половой зрелости важно говорить прямо и открыто, объяснять ошибочность распространенного представления о том, что прерванное половое сношение может предотвратить беременность и др.);

• умели сказать «нет», если осознают, что не готовы начать сексуально активную жизнь;

• имели терпимость к чужому мнению, выбору, форме реализации сексуального поведения;

• осознавали ответственность за свой выбор (начинать - не начинать сексуально активную жизнь, использовать - не использовать контрацепцию и т. п.).

Подростки 14-16 лет должны знать:

биологические аспекты репродукции;

• о сексуальных отношениях, о семейных парах, о разводе, разлуке, смерти;

• знать преимущества и недостатки методов планирования семьи и иметь представление о том, как выглядят средства контрацепции и как их использовать;

• знать о девиантном поведении, которое может быть направлено на них самих;

• уметь обсуждать спорные вопросы в паре;

• знать основы брачного законодательства;

• знать службы, где они могут получить помощь, консультации.

По мнению ученых, в иерархии основных потребностей индивида всегда есть главенствующая (доминирующая), которая выступает «ядром» его личности, то есть самой существенной личностной чертой человека. Отсюда следует, что половое воспитание подростков должно быть связано, прежде всего, с удовлетворением их потребностей в самопознании и смыслотворчестве, актуализирующихся у них в данный возрастной период развития. В противном случае может происходить ущербная трансформация побудительной сферы их полового поведения со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

Содержание полового воспитания детей старшего подросткового возраста

Основная задача полового воспитания юношей и девушек, оканчивающих школу, состоит в освещении вопросов взаимоотношения полов как комплексной нравственной, социальной и гигиенической проблемы, в изложении основ гигиены половой жизни, в профилактике заболеваний, передающихся половым путем, незапланированных беременностей и абортов, в морально-этических вопросах и гигиене брака.

Молодые люди стремятся подавить в себе неясные желания, но не знают, как это сделать, не умеют найти себя в обществе сверстников противоположного пола, часто ищут помощи и поддержки со стороны взрослых, но только при условии их тактичности. Советы родителей и педагогов относительно поведения принимаются юношами и девушками с благодарностью, если они не носят характера императива (требования, приказ, закон) или запрета (в этом случае запрет явно или тайно нарушается). Умение взрослого видеть прекрасное (в природе, искусстве, труде, человеке), сделать себя приятным для других, уважительно, бережно относиться к окружающим привлекает внимание молодого человека и оказывает на него влияние.

Содержание полового воспитания старшеклассников.

Юношеский возраст — это возраст зарождения любви, когда на первый план выдвигается интимность, эмоциональное тепло. Старшеклассники становятся более рассудительными, серьезнее относятся к жизни, уравновешивается их психика, шире проявляется свобода действий, возрастает интерес к собственной личности, своим мыслям, переживаниям, к сверстникам противоположного пола.

Юноши и девушки не прощают окружающим неуважения к себе, требуют взрослого отношения, не любят мелочной опеки. В то же время они нуждаются в разумном совете, помощи и контроле со стороны родителей, учителей, старших товарищей, так как не имеют еще жизненного опыта, не всегда могут правильно оценить поступки, поведение людей.

Когда ребенок маленький, мы его постоянно оберегаем, чтобы не упал да не ушибся. Уделяем ему все свободное время. Он постоянно чувствует поддержку старших. Голос (в пору его ломки) одаренного подростка-певца, физиологические системы спортсмена, подающего надежды на большой успех, бдительно охраняются и педагогами, и тренерами, и врачами, ибо в это время можно «сорвать» голос, «перетренировать» организм. А вот юных в период пробуждения у них чувства любви, чувства пола мы оберегаем не всегда. Почему-то остаемся в стороне, забывая о том, что здесь может быть непоправимо «сорвана» вся жизнь.

Вот история женщины, с дочерью которой случилась беда: «Я хочу рассказать о душевной травме, нанесенной всей нашей семье, а особенно моей младшей дочери Ларисе. Ей 17 лет, она здесь родилась и выросла, пошла в школу и училась только на четверки и пятерки. Она отличного поведения, активная общественница, отзывчивый товарищ - помогала своим подругам и товарищам в учебе. Все ее знали как хорошую, скромную девочку, ставили в пример другим. И вот к ней прикрепили отстающего ученика Виктора, который не хотел учиться, а больше всего увлекался спортом и курением. Его отца неоднократно вызывали в школу и говорили о плохом поведении сына. На протяжении четырех лет Виктор ходил в наш дом заниматься. Лариса добросовестно помогала ему в учебе и переживала за него, чтобы он не остался на второй год. Мы считали их еще детьми и ничего не подозревали. Все шло хорошо.

И вдруг для всех нас нежданно-негаданно случилась беда. Вместо благодарности Виктор обесчестил Ларису, и она родила ребенка. Мы не знали о ее положении до момента вызова «скорой помощи», и она сама не понимала, что с ней происходит. Никто ни в школе, ни дома, ни окружающие не заметили и не подозревали, что она ждет ребенка».

Далее мать Ларисы печально сообщает, что родители Виктора отказались заботиться о новорожденной. Его отец цинично заявил: «Виктор разлюбил Ларису». А сам Виктор ни разу не зашел взглянуть на своего ребенка... «Врачи посоветовали нам ни в чем Ларису не упрекать, ни о чем не допытываться. Лариса стала очень нервная, раздражительная. Она не знала жизни и людей, всем верила и доверяла. Как она мужественно все перенесла! Она могла себя погубить. У Ларисы хватило силы воли не признаваться даже самой задушевной подруге Лиле. Лиля нам сказала после, когда Лариса уже родила, что как-то Лариса ей говорила: «У меня был один случай с Виктором, о  котором я никому никогда не расскажу». Лиля, зная ее поведение, не придала этим словам значения, не допытывалась, что за случай, в общем, отнеслась к этому равнодушно и тоже никому не сказала. Лариса, скрыв от всех этот случай, думала, что все пройдет... Я, как мать, конечно, заметила в ней перемену, но у меня даже мысли не было в голове,

чтобы Лариса могла допустить такое...»

Ларисе нанесена моральная травма. Мать не смогла почувствовать тревоги дочери, не увидела ее переживаний. Дочь же не поделилась с самым близким человеком, не обратилась к матери за советом и помощью.

Родители должны проявлять особую чуткость к взрослеющим детям. Упреки, поддразнивания взрослых заставляют юных скрывать свои чувства, иногда обманывать. «Мои родители не верят в чистоту отношений, дружбу юношей и девушек, во всем этом видят только плохое и не разрешают мне дружить с парнем. Будто бы я стану от этого хуже. Приходится обманывать, встречаться тайком», - пишет ученица 10 класса.

Неразумно поступают те родители, которые, прибегая к оскорблениям и угрозам, устраивают скандал девушке или юноше за то, что они начинают дружить: «Я тебе покажу, как влюбляться, молокосос», «Зелен еще», «Только и думает про мальчишек... А уроки не сделала, наверное?» За этим, как правило, следуют различные меры наказания: запреты на встречи, высмеивания, а то и меры физического насилия. Большинство отцов и матерей считают, что в школьные годы «надо учиться, а не о чем-то другом

думать».

Родители подчас допускают бестактность по отношению к своим детям, разрушая их первую любовь. Например, отец заявляет дочери:

—Эльвира, смотри - под окном жених твой разгуливает. А мать добавляет:

—Догуляешься со своим Кириллом...

Родители должны вести задушевные интимные беседы с дочерью, сыном о том, что такое любовь, женская гордость, мужская честь и др. Практика показывает, что чаще всего эти темы юноши и девушки обсуждают со сверстниками, подругами, друзьями и меньше  - с родителями.

Нашу молодежь больше всего интересует вопрос, что такое любовь. Можно ли передать содержание того огромнейшего счастья, которое овладевает человеком, нашедшим друга жизни! Вот почему взрослые не должны глушить у своих детей это огромное чувство, особенно чувство первой любви. Его нужно беречь, воспоминание о нем остается на всю жизнь. Но любовь должна быть разумной, и этому следует учить молодежь.

Настоящая любовь требует самоотверженности, готовности пожертвовать всем для любимого человека. Любовь - это высокое чувство взаимопонимания, доверия, уважения, товарищества, умная уступчивость, забота о другом. Это чистота отношений, тактичность, скромность.

Под влиянием чистой любви и дружбы юноши и девушки стремятся избавиться от своих слабостей и недостатков, у них возрастает требовательность к себе и окружающим. Любовь пробуждает и мобилизует дремлющие силы человека. «Познакомился я с Татьяной, интересной, содержательной девушкой. Она много читала, интересовалась новинками литературы. Мне было неловко, что мои знания оказались мизерными перед знаниями Тани. И вот я поставил перед собой цель: подготовиться и поступить в институт. Кроме того, начал усиленно читать (перечитал все книги, о которых говорила Татьяна), посещать театр, выставочный зал, заниматься спортом. На многие «жертвы» пошел: порвал с легкомысленными дружками, бросил выпивать, курить. Хорошо сдал вступительные экзамены в институт и осенью стал его студентом» (Николай К., студент).

Родители должны научить детей любить умно, красиво. Это так же закономерно, как учить их сначала ходить, говорить, потом самостоятельно есть, читать, трудиться. Важно показать юношам и девушкам на хороших примерах величие и красоту любви, научить ценить и беречь это чувство. Детям надо знать, что подобные чувства должны быть интимными и проявляться наедине. Не стоит раскрывать самое сокровенное перед всеми. Если друг, желая поделиться радостью, доверил ее другу «по секрету», а тот передал приятелям и знакомым, то эта неуместная гласность приносит лишь тяжелые переживания.

Все будет у юных: и радости и разочарования. Разочарование в любви - торжество правды. Подобное состояние каждый переживает по-своему, независимости от индивидуальных психологических качеств.

Алексей Р., хороший студент-общественник, стал рассеян, неряшлив, снизил успеваемость. После беседы с Алексеем по душам выяснилось, что он полюбил девушку, жениться хотел после того, как окончит институт. А девушка поставила условие: «Или женись сейчас, или ты меня не любишь». Студенту посоветовали не спешить: если девушка любит по-настоящему – то подождет. Прошло немного времени, и оказалось, что любимая вышла замуж за другого. «Значит, меня она не любила,- сделал вывод Алексей. - Обидно и больно... Но постараюсь справиться с собой».

Часто родителей беспокоит ранняя любовь детей. Очевидно, взрослые опасаются, что это может привести к половым связям и повлечь за собой тяжелые последствия. Ранняя половая жизнь вредна и девушкам и юношам, она не формирует прочного чувства любви. На девушек в таких случаях смотрят как на объект полового удовлетворения. Первая любовь детей волнует родителей еще и потому, что таит в себе угрозу раннего брака. А ранний брак, семейные обязанности, уход за детьми, как известно, отрывают молодых родителей от занятий, не позволяют им получить образование, приобрести профессию.

Если в отношениях между двумя любящими людьми не возникли или исчезли девичья гордость, мужское достоинство, честность, доброта, искренность, то это можно рассматривать как первый сигнал тревоги. Пусть мать внушит дочери, что поведение юноши во многом зависит от девушки, которая должна быть серьезной, скромной, беречь девичью честь до замужества, не терпеть в своем присутствии грубости, пошлости. Юноша обязан с уважением относиться к девушке, ценить ее, беречь ее честь.

В пору отрочества и юности девушку постоянно волнует проблема личной красоты. Поэтому она с благодарностью готова принять похвалу в свой адрес или советы о том, как в соответствии со своими особенностями и возрастом одеваться, причесываться, чтобы быть изящной в привлекательной.

Ваш родительский долг - привить детям привычку к аккуратности и опрятности, причем не только на людях, но и дома. Здесь большую роль играет ваш личный пример.

А ведь бывает, что дома вы ходите лишь бы как: непричесанными, в испачканной старой одежде, в стоптанных шлепанцах: «Подумаешь, кто меня видит? Ведь я дома...» В такой семье сын и дочь усвоят, что дома якобы можно не следить за собой. Вот почему случается, что на танцах и в кино девушка одета тщательно, красиво, а дома у нее разбросаны по креслам одежда, белье и т. п.

Мы мало говорим молодежи о культуре чувств и поведения. Юноши не всегда стремятся пропустить женщину вперед, открыть перед ней дверь, помочь перенести тяжелую вещь, прикрывая свое поведение равноправием. Действительно, мужчина и женщина в нашей стране равноправны во всех областях жизни. Сегодня женщина успешно выступает в роли ученого, художника, политического деятеля и т. п.

Но есть и другая сторона вопроса: женщина физически слабее мужчины, у нее более тонкое строение костей, сложнее биологическая нагрузка, предусматривающая функции продолжения человеческого рода. И в то же время физическая выносливость у женщин выше, чем у мужчин.

Существуют также психологические качества, которые в большей мере присущи мужчине или женщине. Поэтому мужчина и женщина дополняют друг друга. Известна красивая легенда. Каждый человек от рождения обладает лишь половиной души, а другую половину ему предстоит отыскать в любимом человеке, в том одном-единственном, избранном из множества, с кем ему будет хорошо, с кем он полностью станет самим собой, обретет свое настоящее, лучшее «я». И хотя это легенда, в ней содержится умный совет: к такому дополнению мы должны стремиться. Женственность для женщины также естественна, как мужественность для мужчины. Природа многие сотни тысяч лет потратила на то, чтобы отдифференцировать оба пола друг от друга, а сегодня мы стремимся их сблизить. Некоторые девушки считают, что если они во всем равны с юношами, то можно, например, курить: мы, дескать, такие же, как вы - «свои парни». Внушите дочкам, что курящая девушка - не очень красивое зрелище; девушки с сигаретой в зубах теряют свою привлекательность, женственность.

Никогда не исчезнут женские черты поведения: мягкость, сдержанность, скромность, составляющие обаяние женственности, и такие мужские качества, как сила, решительность, воля, характеризующие подлинную мужественность.

Сегодня женщина равна с мужчиной в трудовой, экономической и политической жизни. Но в быту пока еще нет: у мужчин на домашнее хозяйство уходит в день в среднем 1 час 15 минут, а у женщины - 4 часа 20 минут. В процессе воспитания детей вы, родители, должны настойчиво бороться против устоявшегося предрассудка, будто домашние хлопоты - дело женское. Очень неверно, что в семьях обычно мальчики меньше загружаются домашними делами, чем девочки. У взаимоотношений полов есть и так называемая сексуальная сущность. Хорошо, если девушка в возрасте 16 -17 лет узнает об этом от матери. В такой беседе с дочерью нужно подчеркнуть, что чувственность и физическая близость без истинной любви аморальны и могут принести девушке много вреда. Уже 14-16 летние девушки в состоянии понять, что опошление любви недопустимо. Чувство девичьей гордости и чести должно предостерегать от легкомысленного отношения к жизни, от необдуманных поступков. Девушка не может не учитывать, что последствия за неумение держать себя всегда обращены против нее; юноша перестает ее уважать. И матери должны объяснить дочерям, что по-настоящему глубокое чувство возникает в зрелом возрасте, что раннее вступление в половую связь неизбежно влечет за собой ряд тяжелых осложнений: беременность, рождение и воспитание ребенка без отца, а порой венерическое заболевание. За легкомысленное поведение девушку перестанут уважать окружающие. Интимные отношения с представителем противоположного пола допустимы лишь тогда, когда женщина готова не только рожать детей, стать матерью, но и воспитывать их.

Познакомьте, отцы и матери, своих дочерей с так называемыми стандартными тактиками, цель которых - добиться физической близости с девушкой. Часто бывает, что девушка не испытывает полового влечения, но все же уступает настойчивому желанию юноши. Ей кажется, что этим она удержит любимого. Вот некоторые из тактик.

Тактика вымогательства. Юноша угрожает девушке бросить ее и найти другую, не такую «недотрогу». Боясь потерять юношу, девушка уступает ему. Дружба, которую нужно доказывать половой близостью, это - оскорбление.

Тактика настойчивости. Иногда юноша, который нравится девушке, начинает упорно настаивать на близости. Чрезмерная его настойчивость, назойливость должны насторожить девушку. Не следует при первом знакомстве сообщать домашний адрес. Достаточно ограничиться номером телефона или договориться о встрече в людном месте.

Тактика сочувствия. Мужчина говорит девушке о том, что нуждается в половой близости, ибо без этого его жизнь становится невыносимой. Женатый мужчина старается изобразить девушке безотрадную картину своей супружеской жизни. И дескать, только девушка, его «спасительница», может понять мужчину, только она одна считается с его потребностями.

Требования доказательства любви. Юноша как бы сомневается в любви девушки и в доказательство требует половой близости. Девушка должна знать, что любовь выражается, прежде всего, в стремлении к духовной близости, к общности взглядов и интересов. Если юношей движет мысль о половом сближении, если он настаивает на доказательствах хорошего отношения к нему девушки, это говорит о том, что он не любит по-настоящему: такое отношение к девушке оскорбительно для нее. Надо всегда помнить о девичьей чести, женской гордости.

Тактика обещаний. Юноша доказывает девушке, что он хочет с ней иметь «простые» отношения, что у него серьезные намерения и есть опыт: ничего, не случится.

Тактика подкупа. Девушке преподносят дорогие подарки, устраивают поездки, угощают в ресторане так, чтобы она почувствовала себя должницей. Долг должен оплачиваться половой близостью.

Тактика воздействия алкоголем. Алкоголь снижает самоконтроль, ослабляет моральные тормоза, сопротивляемость. Все это знает юноша и старается сознательно споить девушку, чтобы вступить с ней в интимную связь.

Юноши тоже должны быть предупреждены об опасности, которая им угрожает. Например, опытные женщины, шантажируя, используют неопытность 16—18-летних юношей и их интерес к половым отношениям, сознательно возбуждают их, а затем представляют дело как попытку изнасилования. Этим женщина запугивает юношу и заставляет его выполнять все ее приказания, вплоть до уголовного преступления.

Случается, что девушки имитируют изнасилование с целью получения определенной платы. Если не будет уплачена установленная сумма денег, юноша будет иметь дело со следственными органами.

Некоторые девушки решаются на вступление в брак до регистрации как на средство удержания чувства любви у любимого человека, а бывает и для того, чтобы принудить его потом к вступлению в брак, прибегнув к воздействию общественного мнения.

Каждый юноша и каждая девушка, оканчивающие школу и вступившие в самостоятельную жизнь, должны хорошо представлять себе, что такое взаимоотношения между полами. Это ваша задача, отцы и матери, но делать

такие разъяснения вам следует в деликатной форме. Однако чтобы устоять, не поддаться соблазну, одной только осведомленности об отношениях между полами мало. Необходимо иметь еще и сильную волю, уметь правильно оценивать людей и управлять своими поступками. Воля нужна не только в учебе, труде, борьбе против трудностей, но и в любви. Молодые люди со слабой волей не всегда смогут подчинить здравому рассудку побуждения,

не всегда в состоянии обуздать инстинктивные желания.

Поэтому важнейшая задача взрослых - воспитание у детей воли, умения владеть своими желаниями. Мы должны готовить наших детей к будущей семейной жизни, к близкому общению с человеком другого пола. В последнее время иногда пишут о конфликтах между молодыми людьми, вступившими в брак, и, как следствие этого, - недолговечности семей и росте числа разводов. «Ну что ж, не сошлись характерами, не повезло», - часто оправдываются супруги, которые разводятся.

Одной из главных причин распада молодых семей является неподготовленность юношей и девушек к будущей семейной жизни, неумение уступить друг другу, вовремя почувствовать настроение друг друга и др. Многие женщины мотивируют свой развод нечуткостью, эгоистичностью мужей, их нежеланием помочь в домашнем труде, увлечением спиртным. Мужья, в свою очередь, жалуются на невнимание жен, неумение вести домашнее хозяйство, правильно распределять семейный бюджет. Мы мало учим молодежь культуре общения в семье.

Готовя юношей и девушек к созданию самостоятельной будущей семьи, надо советовать им, чтобы особенно в первое время они чего-то «не замечали», где-то уступали, в чем-то не перечили, к чему-то отнеслись с юмором, что-то сразу простили, против чего-то мягко возразили.

Гармония же в половых взаимоотношениях в основном зависит от осведомленности молодежи о физиологических основах брака. Девушка должна знать, что для своего избранника она является не только верным другом, спутником жизни, но и желанной возлюбленной. Молодой человек, вступая в брак, должен быть знаком с особенностями женского организма, с факторами, которые обеспечивают пробуждение в женщине чувственности, а такое пробуждение наступает в ней не сразу, а постепенно.

 

Заключение

Реалиями нашей жизни стало игнорирование молодежью норм морали, стремление подражать новым кумирам, проповедующим вседозволенность, подверженность влиянию СМИ, где зачастую почти открыто проповедуется половая распущенность. Эти и многие другие факторы  привели к тому, что в стране резко возросло количество подростков, вступающих в половые связи еще в средней школе, увеличилось число ранних беременностей, обострилась ситуация с распространением СПИДа и венерических заболеваний. Все это актуализировало проблему полового воспитания молодежи. Данная проблема всегда являлась одной из самых трудных в педагогике, так как касалась интимных сфер жизни человека.

Именно поэтому задача полового воспитания должна стать одной из приоритетных в системе образования, так как представляет собой проблему не только индивидуальную, затрагивающую интимные стороны личности, но и социальную, касающуюся здоровья подрастающего поколения, влияющую на представления мальчиков и девочек о значимости института семьи, качество воспроизводства населения в целом и другие аспекты.

Специфика процесса социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка, особенно в подростковом возрасте.

Подростковый возраст является важным этапом в жизни человека, так как именно в этот период возникает чувство взрослости, развитие рефлексии, формирование самосознания и самооценки, развитие «Я - концепции», появление интимно – личностного общения. Необходимо показать ребенку, как важно быть информированным в области нравственно-половых отношений, в вопросах пола и брака.

Организация полового воспитания должна осуществляться родителями, педагогами, медицинскими работниками в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого-либо из ее компонентов. При  этом необходимо учитывать индивидуальные особенности и уровень воспитанности детей.

К сожалению, многие родители стесняются освящать данные темы в процессе воспитания, поэтому очень важно организовывать просветительскую работу не только с детьми, но и их родителями, поскольку именно родители являются самыми первыми воспитателями в жизни ребенка. От их знаний и умений, передаваемых детям, будет зависеть эффективность дальнейшей работы образовательной организации в вопросах полового воспитания.

 

Список литературы

1.Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека [Текст] /В.К.Вилюнас. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 288 с.

2.Дерюгина, М.Ю. Педагогические условия формирования здорового образа жизни учащихся [Текст]: автореф. дис. … канд-та педагог. наук /М.Ю.Дерюгина. – Москва, 2007. – 15 с.

3.Для педагогов, родителей и студентов педагогических вузов. Ушинский К. Д. о воспитании [Текст] / под ред. Н.М.Матвеева. – М.: Школьная пресса, 2003. - 192 с.

4.Добрович, А.Б. Беседы о половом воспитании [Текст] /А.Б.Добрович. - М.: Знание, 2009. – 95 с.

5.Исаев, Д.Н. Половое воспитание детей: Медико-психологические аспекты [Текст] / Д.Н.Исаев, В.Е.Каган.— Л.: Медицина, 1988.—160 с.

6.Исагалиева, А.С. Правовая грамотность подросткового населения [Текст] / А.С.Исагалиева, Л.И.Зулькорнеева, Ю.Г.Миронова // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 609-615.

7.Каган, В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей [Текст] / В.Е. Каган, Д.Н Исаев. - Л.: Медицина, 2009. – 156 с.

8.Колесов, Д.В. Биология и психология пола [Текст] /Д.В.Колесов. - М.: Флинта, 2000. –176 с.

9.Кон, И.С. Психология старшеклассника. Пособие для учителя [Текст] / И.С. Кон. – М.: Просвещение. 1982. – 192 с.

10.Кон, И.С. Введение в сексологию [Текст] /И.С.Кон. – М.: Медицина, 1989. -336 с.

11.Кругляк, Л. Половое воспитание детей. Что и как мы должны объяснять своему ребенку [Текст] /Л.Кругляк. – СПб.: Весь, 2014. -143 с.

12. Макаренко, А.С. Книга для родителей [Текст] /А.С.Макаренко. – М.:Лениздат, 1987. – 336 с.

13.Малахов, Б.Б. Половое воспитание подростка. Пособие для учителя. [Текст] / Б.Б.Малахов.- Л.: Знание, 2009. –36 с.

14.Мишель, К. Психология подростка. Психосексуальное развитие [Текст] / К.Мишель. – М.: Педагогика, 1991. – 171 с.

15.Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства [Текст] / Р.В.Овчарова. - М.: Институт Психотерапии, 2003. – 319 с.

16.Орлов, Ю.М. Половое развитие и воспитание [Текст] / Ю.М.Орлов. - М.: Просвещение, 2008. - 239 с.

17.Петрище, И.П. О половом воспитании детей и подростков [Текст] /И.П.Петрище. - Минск.: Народная Асвета, 2007. – 160 с.

18.Санюкевич, Л.Ю. Половое воспитание детей и подростков [Текст] / Л.Ю.Санюкевич. - М.: Книга по требованию, 2012. – 48 с.

19.Скорбун, И. Родителям подростков. Откровенный разговор о половом воспитании и репродуктивном здоровье  [Текст] / И.Скорбун, Т.Елоян. – Киев, 2013 - 60 с.

20.Стенникова, И.А. Половое воспитание несовершеннолетних. Методические рекомендации для педагогов [Текст] /И.А.Стенникова. - Полевской, 2015. - 37 с.

21. Хрипкова, А.Г. В семье растут сын и дочь: Книга для учителя [Текст] / А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов. - М.:Просвещение, 1985.-240 с.

Электронные ресурсы:

1. Онлайн-тесты «Уголовное право» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://oltest.ru/tests/gosudarstvo_i_pravo/ugolovnoe_pravo/

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 31.12.2017) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/

Приложение 1

Примерный вариант анкеты для обучающихся 8 – 11 классов

Инструкция: Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы, выбирая один из вариантов ответов, или предложите свой.

1. Хотели бы Вы в будущем создать свою семью?

а) да;

б) нет;

в) ещё не думал(а) об этом.

2. Считаете ли Вы себя готовыми к семейной жизни?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

3. Какой возраст Вы считаете наиболее подходящим для создания семьи?

а) до 20 лет;

б) 20-25 лет;

в) 25-30 лет;

г) 30-35 лет;

д) после 35 лет.

4. Хотели бы Вы иметь в своей семье детей?

а) да;

б) нет;

в) ещё не думала об этом.

5. Как вы относитесь к гражданскому браку?

а) положительно;

б) отрицательно;

в) нейтрально.

6. Считаете ли Вы нормальным вступление в интимные отношения вне брака?

а) да;

б) нет.

7.Как Вы думаете, каков должен быть мотив вступления в интимную связь?

а) взаимная любовь;

б) вступление в брак;

в) самоутверждение, чувство зрелости;

г) стремление к получению удовольствия;

д) модно, престижно;

е) любопытство;

ж) другое _________________________________________________________

8. Как Вы считаете, с какого возраста следует начинать половую жизнь?

а) 12 – 13 лет;

б) 14 – 15 лет;

в) 16 – 17 лет;

г) 18 лет;

д) ваше мнение _____________________________________________________

9. Считаете ли Вы, что ранняя половая жизнь может причинить вред и почему?

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

10. Как Вы относитесь к проблеме ранней беременности?
а) отношусь с осуждением;
б) считаю это личным делом каждого;
в) считаю, что, чем раньше, тем лучше;
г) эта проблема меня не волнует;
д) другое __________________________________________________________________

11.Был ли у Вас сексуальный опыт?

а) да;

б) нет;

12. Откуда Вы получаете информацию о взаимоотношениях мужчин и женщин?

а) из телепередач, интернета;

б) из чтения специальной литературы;

в) из разговора со сверстниками;

г) от родителей, родственников;

д) от учителей;

е) укажите другие источники _________________________________________

13. Как Вы считаете, нужен ли в школе специальный курс по этой теме?

а) да, нужен;

б) не нужен;

в) затрудняюсь ответить.

 








Приложение 2

Памятка «Советы родителям»

НАЧИНАЙТЕ КАК МОЖНО РАНЬШЕ

Если ребенок с детства получает соответствующую его возрасту и развитию информацию о взаимоотношениях, знает правильные названия всех частей тела и чувствует, что родители являются надежными советчиками, вероятнее всего, общение с ним в старшем возрасте на более откровенные темы не вызовет трудностей. Если же родители никогда ранее не говорили с ребенком на сексуальные темы, то подросток, стоящий на пороге половой зрелости, может воспринять попытки «профилактической беседы» с удивлением и опаской. Ведь в этом возрасте он уже имеет определенные представления о сексуальности, а иногда – и определенный личный опыт. В любом случае, начать общаться на эти темы позже все равно лучше, чем никогда.

 

ПРОЯВЛЯЙТЕ УВАЖЕНИЕ

Всегда внимательно выслушивайте ребенка и никогда не смейтесь над его вопросами. То, что вам, с вашим опытом взрослой жизни, может показаться незначительным и недостойным внимания, может быть очень важным для вашего ребенка. Не обсуждайте в его присутствии то, что его волнует или интересует, с другими взрослыми.

Общаясь на равных с ребенком, вы остаетесь родителем. Важно не только высказать свое мнение, но и узнать мнение ребенка, дать ему возможность поделиться своими чувствами, выговориться. Общение лучше строить на позициях партнерства: воспитательный тон и нотации только осложняют взаимопонимание.

 

53

ПООЩРЯЙТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Каждый подросток хочет почувствовать себя взрослым. Обсудите ситуацию и предложите подростку самому принять решение, исходя из полученной информации. Подчеркивайте, что забота о своем здоровье и самостоятельность характерны именно для взрослого человека, что взросление неразрывно связано с личной ответственностью за последствия своих поступков и умением отстаивать свои убеждения, не поддаваться давлению со стороны сверстников. Постарайтесь выработать у ребенка навыки самостоятельного принятия решений и умение сказать «нет».

НЕ ТОЛЬКО РИСКИ

Помните, что половое воспитание должно охватывать различные темы, а именно вопросы ценностей, отношений, заботы, эмоциональной близости,

любви, ответственности, семьи, материнства и отцовства, а не ограничиваться информацией о физиологических аспектах половых отношений и сопровождающих их рисках. Подчеркните, что у репродуктивной системы особая миссия – дать новую жизнь, продолжить род. От того, как молодые люди будут относиться к своему телу, будет зависеть не только их здоровье, но и здоровье их будущих детей. Объясните, что сексуальные отношения – это целый пласт взаимоотношений между мужчиной и женщиной, скрытый от всеобщего обозрения, но очень существенный для их настроения и удовлетворенности жизнью.

ЕСЛИ РЕБЕНОК ВЛЮБИЛСЯ

Не говорите об объекте увлечения подростка пренебрежительно. Пригласите друга или подругу ребенка к себе в гости познакомиться, это позволит Вам получить объективное представление о том, с кем встречается Ваш ребенок. Если Вам не нравится друг (подруга), не разрывайте отношения резко и категорично. Расскажите ребенку историю своей первой любви, это поможет наладить взаимоотношения и получить возможность бережно влиять на поступки и отношения, вовремя спасти от беды.

 

ЕСЛИ ДОЧЬ БЕРЕМЕННА

В большинстве случаев подростковая беременность бывает незапланированной, случайной и наступает из-за того, что подростки не используют средства контрацепции. Беременность также может быть следствием сексуального насилия.

Девушки, как правило, испытывают шок, когда обнаруживают, что беременны. Они боятся признаться родителям, скрывают факт беременности до поздних сроков. Узнав о беременности дочери, не поддавайтесь гневу и панике, не осуждайте ее и не грозите от нее отказаться, не обзывайте обидными словами. Часто от первой реакции родителей зависит, какое решение примет девушка, как сложится ее дальнейшая жизнь. Не понятая и отвергнутая родителями девушка в состоянии отчаяния может натворить еще больше ошибок – сделать аборт, уйти из дома или даже покончить с собой. А с моральной поддержкой родителей, чувствуя любовь и заботу семьи, она справится с этим непростым положением.

Как бы родителям ни хотелось разрешить сложившуюся ситуацию по-своему, им надо помнить, что окончательное решение по поводу беременности принимает сама дочь. В принятии решения нужно руководствоваться, прежде всего, соображениями сохранения здоровья и жизни девушки, ее социального и психологического благополучия, и только опытный врач может помочь оценить риски вынашивания и рождения ребенка и сопоставить их с последствиями прерывания беременности.

Нередко родители девушки не признают молодого человека, видят в нем только виновника случившегося. Не нужно препятствовать молодым, если они любят друг друга и хотят вместе растить ребенка. Отец имеет такие же родительские права, как и мать, и должен, несмотря на свой юный возраст, разделить все заботы о ребенке и семье. Если же он «умыл руки», нужно помочь дочери пережить разочарование в молодом человеке, сосредоточиться на малыше, радоваться материнству и понять, что ребенок не станет препятствием для устройства личной жизни, что еще встретится

молодой человек, который полюбит и ее, и ребенка.

 

ЕСЛИ СЫН СТАЛ ОТЦОМ

Известие о беременности подруги, как правило, является для юноши не менее шокирующей новостью, чем для девушки. Нередко молодой человек

обвиняет девушку в происшедшем, оставляет ее один на один со сложившейся ситуацией или же предлагает деньги для прерывания беременности.

Очень часто подростки принимают такое решение самостоятельно, и родители даже не догадываются о жизненной драме, происходящей с их детьми.

Если вам стало известно о беременности подруги сына, не спешите его ругать, а поговорите с ним спокойно и откровенно, чтобы понять ситуацию и предложить поддержку. Обсудите последствия и трудности раннего отцовства: рождение ребенка и уход за ним, отказ от привычного образа жизни, возможный перерыв в образовании, связанный с необходимостью зарабатывать на содержание своей семьи, жилищный вопрос. Если сын хочет бросить учебу, чтобы пойти работать, предложите свою помощь, объясните, что лучше некоторое время пожить скромно, но зато получить хорошее образование ради семейного благополучия в будущем. Познакомьтесь с родителями девушки, узнайте, как они относятся к вашему сыну, возлагают ли на него вину за ситуацию, хотят ли они, чтобы молодые родители жили вместе и впоследствии заключили брак; ожидают ли материальной поддержки и участия отца в воспитании ребенка. С учетом всего этого помогите сыну принять взрослое, ответственное решение.

для проведения родительских собраний с родителями обучающихся среднего и старшего звена по вопросам полового воспитания

 

Курган

 2018

 

Методические рекомендации для проведения родительских собраний с родителями обучающихся среднего и старшего звена по вопросам полового воспитания :  рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей общеобразовательных организаций / Сост. М.А. Мягкова; ГБУ «Центр помощи детям». - Курган, 2018.- 52 с.

Составитель:

Мягкова М.А., педагог-психолог ГБУ «Центр помощи детям»

 

 

Рецензент:

Истомина С.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

 

 

Сборник содержит методические материалы для педагогов-психологов, социальных педагогов, классных руководителей и учителей общеобразовательных организаций для сопровождения родителей по вопросу полового воспитания подростков.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4-5
1. Понятие «Половое воспитание» 6-7
2. Цель, задачи и содержание полового воспитания 7-11
3. Влияние стиля семейного воспитания на полоролевую идентификацию ребенка 12-17
4. Сценарный план проведения родительской конференции «Деликатный разговор» 18-41  
Заключение 42
Список литературы 43-44
Приложение 45-52

Введение

За последние годы в России отмечается рост таких негативных социальных явлений в подростковой среде как употребление алкоголя и наркотиков, курение, раннее начало половой жизни, заболевания подростков болезнями, передаваемыми половым путем, а также беременности и аборты. При этом у молодых людей происходит снижение значимости семейных ценностей, недостаточно сформированы позитивные установки на сохранение общего и репродуктивного здоровья.

Подростки в силу своей психосоциальной уязвимости не в состоянии адаптироваться к постоянно меняющейся социальной ситуации в стране и легко становятся жертвами своей безграмотности в вопросах ответственного поведения и безопасного секса. Столь тревожная ситуация угрожает репродуктивному здоровью будущего поколения.

Широкая пропаганда здорового образа жизни, обучение навыкам ответственного поведения за свое здоровье, предоставление грамотной и доступной информации детям и подросткам по вопросам пола могут помочь решению данной проблемы. Чтобы помочь юношам и девушкам сформировать правильные семейно-брачные отношения и сексуальные ориентации, необходимо как можно раньше начинать половое воспитание.

Многие считают, что вопросы, касающиеся полового воспитания не только бесполезны, но даже вредны, поскольку они излишне привлекают внимание детей и подростков к проблеме пола, оказывая тем самым на них отрицательное воздействие. Однако, есть и другая точка зрения, ведь пол является фундаментальной характеристикой любого человека, независимо от уровня его развития. Каждому ребенку в будущем предстоит стать мужчиной или женщиной, выполнять социальные роли мужа и жены, отца и матери, поэтому воспитание должно сформировать в нем полноценного представителя своего пола. Понимание различий женского и мужского поведения, особенностей их взаимоотношений друг с другом, происходит у детей через наблюдение за родителями и родственниками. Поэтому половое воспитание начинается практически с первых лет жизни ребенка и является залогом формирования правильного отношения к собственной жизни и здоровью в подростковом возрасте.

Половое воспитание никак не стимулирует раннее начало половой жизни, как утверждают в последнее время многие авторы (В.В. Абраменкова, Р. Гальцева, И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова и др.). Наоборот, половое воспитание полезно и эффективно, так как дети становятся более осведомленными, получают достоверные знания, которые облегчают понимание и терпимость к чужим взглядам и поведению.

Ошибочно связывать половое воспитание лишь с освещением вопросов контрацепции и защиты от болезней, передаваемых половым путем. Прежде всего, в его задачу входит формирование у молодых людей ответственного отношения к здоровью, половой жизни, включая воздержание, умение принимать осознанные решения и умение сказать «нет».

Многие родители осознают важность и необходимость полового воспитания ребят, правильно понимают его суть. Однако, несмотря на это, ошибочно полагают, что вопросы, связанные с половым влечением и взаимоотношениями полов, дети разрешат когда-нибудь сами без их родительского участия. Конечно, для многих родителей половое воспитание кажется очень трудной педагогической задачей из-за слабой подготовленности к разговору на такую деликатную тему и хотели бы отнести его на более позднее время, надеясь, что вопросы полового воспитания возьмут на себя в школе учителя и врачи.

Однако, отодвинуть беседу «на потом» не удастся, так как подростки часто не скрывают интереса к вопросам пола. Половое воспитание надо начинать с раннего возраста, когда ребенок начинает понимать окружающие его явления, тогда правильное понимание половых отношений останется у него на всю жизнь.

Именно поэтому педагогам очень важно правильно организовать работу по половому воспитанию не только с детьми, но и с их родителями: направить их воспитательный потенциал в нужное направление, в соответствии с возрастными особенностями детей.

С целью просвещения родителей по вопросу полового воспитания были разработаны методические рекомендации для проведения родительского собрания.

Они включают в себя:

- теоретическую информацию, раскрывающую сущность понятия, цели и задачи полового воспитания, влияние стиля семейного воспитания на полоролевую идентификацию ребенка;

- практическую часть, представленную разработкой родительского собрания в виде конференции с приглашением специалистов из разных областей: юриста, медицинского работника, психолога.

Данное собрание можно проводить как для родителей среднего, так и старшего звена, изменяя в выступлении психолога особенности полового воспитания той или иной возрастной категории.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 249.