Понятие «Половое воспитание»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Половое воспитание является одним из разделов воспитания, имеющим свой предмет, цели, принципы и содержание.

В медицинском аспекте «половое воспитание» - целенаправленное и систематическое воздействие на развивающийся организм человека, начиная с внутриутробного периода и заканчивая формированием физически и психически здоровой, гармонично развитой личности.

Под половым воспитанием в педагогическом смысле следует подразумевать процесс систематического, сознательно планируемого и осуществляемого, предполагающего определенный конечный результат направленного воздействия на психическое и физическое развитие мальчика (мужчины) и девочки (женщины) с целью оптимизации их личностного развития и деятельности во всех, связанных с отношениями полов, сферах жизни [7].

Понятие полового воспитания у разных исследователей имеет различную трактовку.

Так, А.Г. Хрипкова и Д.В. Колесов определяют половое воспитание как процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека с представителями другого пола [8].

Л. П. Бочкарева трактует половое воспитание как формирование уважения, дружбы между мальчиками и девочками, привитие им соответствующих норм и представлений, воспитание доброжелательных и положительных взаимоотношений, дифференцированный подход с учетом специфики пола во всех видах деятельности, в организации жизни [20].

По мнению З.Г. Костяшкина, половое воспитание есть особая часть нравственного воспитания. Его специфический предмет - воспитание отношений человека одного пола к другому и связанных с этим сложных и тончайших навыков поведения и самоконтроля [20].

Обобщив различные трактовки, половое воспитание можно рассматривать как комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола.

Как система, половое воспитание представляет собой совокупность медико-психологических, гражданских и педагогических мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола.

По мнению И.С. Кона задача полового воспитания - способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, полноценному формированию полового поведения и детородной функции, содействовать укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи [9,10]. Проблемы полового воспитания было бы неправильно сводить только к сфере сексуальных отношений. И.С. Кон считает, что задачи полового воспитания охватывают весь круг проблем пола, половых различий и полового поведения.

Несмотря на разные формулировки понятия «половое воспитание», большинством исследователей подчеркивается нравственная основа полового воспитания, именно она должна определять его содержание [20].

2. Цель, задачи и содержание полового воспитания

 Половое воспитание включает психолого-педагогическую, медико-биологическую и социально-гигиеническую работу с детьми и подростками, призванную обеспечить нормальное функционирование физиологических систем организма, правильное половое развитие ребенка с физической, нравственной и эстетической точек зрения. Оно обязано научить молодежь подчинять пробуждающиеся половые чувства и переживания высшим интересам, интеллекту, воле и эстетическим чувствам. Суть полового воспитания сводится к тому, чтобы подготовить к взрослой жизни здоровых мужчин и женщин, способных адекватно осознавать свои физические и психологические особенности, устанавливать нормальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни, реализовывать свои потребности в соответствии с существующими в обществе нравственными и этическими нормами. В конечном счете, это означает воспитание эмоционально зрелой личности.

Основная цель полового воспитания - формирование будущего семьянина, обладающего высокими моральными качествами, такими как высокая гражданственность, честность, трудолюбие, сдержанность, дружелюбие, серьезное отношение к любви, умение находить прекрасное в природе и в людях, уважительное отношение к партнеру.

Основными задачами полового воспитания являются:

1. Формирование маскулинности (мужественности) и феминности (женственности) в поведении детей.

2. Сохранение репродуктивного здоровья подрастающего поколения.

3. Воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, формирование убеждения о вреде ранних половых связей и недопустимости безответственности и легкомыслия в сфере отношений с представителями другого пола

4. Формирование адекватных установок на семейную жизнь.

Половое воспитание направлено на профилактику негативизма мальчиков и девочек или его преодоление, привитие им умения совместной деятельности. Несовершеннолетним, в зависимости от возрастного этапа, необходимо давать сведения о природе и особенностях течения полового созревания, о половых различиях, о роли семьи в личной и общественной жизни. Большая ответственность при изложении вопросов полового воспитания лежит не столько на педагогах, сколько, прежде всего, на родителях. Неточная передача научной истины может привести к произвольным толкованиям и ложным выводам. Непонимание природы и значения специфических половых особенностей представителей мужского и женского пола приводит к неверным педагогическим решениям, что подрывает авторитет взрослых. Таким образом, родители и педагоги должны владеть полными знаниями о содержании полового воспитания.

Содержанием полового воспитания является жизнь, окружающая ребенка, взаимоотношения между людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений, личная жизнь людей в семье, сферы их деятельности.

Содержание полового воспитания представляет собой систему знаний и специфических умений педагога, позволяющих ему решать поставленные задачи. К этим знаниям можно отнести:

а) знание принципов полового воспитания;

б) знание специфики возрастного развития детей и полоролевой социализации мальчиков и девочек;

в) знание тех аспектов и сфер человеческой деятельности, которые могут быть доступны ребенку. Ими являются труд людей, функции родителей в семье, роль и место родителей в процессе происхождения человека, предпочтения в интересах, досуге;

г) знания сущности, специфики педагогической системы полового воспитания.

Сущность педагогической системы полового воспитания заключается в установлении взаимосвязи всех ее компонентов, в сочетании использования методов и форм, которое проявляется в своеобразном соотношении функционирования фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм организации детей. Специфика педагогической системы полового воспитания проявляется в доминирующей функции ее определенных компонентов. Таковыми являются цели и формы организации. Рассмотрим подробнее данные составляющие содержания педагогической системы полового воспитания.

Принципы полового воспитания.

Теоретические основы современной стратегии полового воспитания наиболее полно сформулированы Д.В. Колесовым и Н.В. Сильверовой. По их мнению, система полового воспитания должна строиться с учетом следующих принципов [8].

1. Половая принадлежность является важнейшим стержнем формирования личности. Следовательно, формирование в детях эталонов настоящего мужчины и женщины и потребности следовать этим эталонам необходимо не только в плане гармонии сексуального развития, но и для нормальной и эффективной социализации личности.

2. Половое влечение должно не подавляться, а, наоборот, поощряться, но именно в плане привития педагогически приемлемых способов его удовлетворения в межличностном общении с лицами противоположного пола.

3. Необходимо предупреждать преждевременное осознание ребенком некоторых проявлений сексуального развития, что, однако, должно проявляться не в отказе от обсуждения с детьми и подростками этих вопросов, а в своевременном, но не чрезмерном их сексуальном просвещении.

В работе Ю.М. Орлова в качестве основных принципов полового воспитания приведены следующие [16]:

1. Принцип единого подхода к половому воспитанию со стороны родителей, педагогов и медицинских работников, проявляющийся в общности взглядов на необходимость полового воспитания, его цели, средства, методы и содержание методов в зависимости от возраста воспитуемых.

2. Принцип целеустремленности (соотнесение целей полового воспитания с фазами психосексуального развития детей).

3. Самовоспитание (половое воспитание во многом зависит от стремления ребенка к самовоспитанию, для этого ребенку, подростку надо ясно представлять себе цели и хотеть достичь их).

4. Принцип опоры на положительное, в том числе на положительные примеры поведения авторитетных для ребенка взрослых. Психологическая основа этого принципа - положительное эмоциональное подкрепление, которое создает положительную мотивацию любому поведению, деятельности. «Не навреди» и «не стыди».

5. Принцип невозбуждения полового влечения (в основе этого принципа лежит тезис, утверждающий, что половую жизнь не следует начинать до полного физического созревания). В пользу этого тезиса свидетельствуют аргументы как педагогического, так и медицинского характера. Чем меньше энергии, сосредоточенной на объекте полового влечения, будет израсходовано на половую жизнь, тем большая ее часть пойдет на развитие и укрепление организма в целом - скелета, мышц, мозга и связанных с ним функций высшей нервной деятельности.

6. Принцип системности, последовательности, комплексности, т.е. дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания, предполагающего учет пола детей, их возраста, степени психологической и моральной подготовленности как детей, так и родителей, их интеллектуального уровня.

7. Принцип правдивости, заключающийся в достоверности информации, которую получают дети (этот и следующий принцип тесно взаимосвязаны и в большей степени касаются сексуального просвещения детей).

8. Принцип индивидуального подхода, проявляющийся в «адресном характере информации», которая должна быть адаптирована для конкретного ребенка с учетом принципа дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания.

9. Принцип сочетания нравственной атмосферы и гигиенических условий (невозможно воспитать в ребенке качества мужественности или женственности, если условия, в которых живет ребенок и окружающая его обстановка не соответствует им).

10. Главным принципом полового воспитания должна выступать тактичность и соответствие традиционным ценностям.

Краеугольным понятием системы полового воспитания Д.В. Колесов и Н.В. Сильверова считают понятие о социальной сущности человека, усвоение которого выступает важнейшей из педагогических задач. Оно предполагает наличие у ребенка соответствующего его уровню понимания, но верного представления о социальной природе человека в единстве биологического и социального, принципиальной несводимости любых проявлений жизнедеятельности людей к биологическим актам и в то же время неразрывной связи человека со всем органическим миром.

Другим основным понятием является понятие о сущности половых различий и значении половой принадлежности, предполагающее привитие ребенку осознанного понимания значения своего пола, уважения к противоположному полу и понимания его отличий от собственного.

Все воспитательные меры должны соответствовать уровню развития детей, для чего необходимо знать общий ход развития и индивидуальные особенности несовершеннолетних, в том числе учитывать этапы их психосексуального развития.

Как утверждает психолог В.К. Вилюнас, содержание системы полового воспитания является важным компонентом, без детального изучения которого невозможно успешно решить задачи полоролевой социализации детей [1]. Всю психолого-педагогическую работу и методы по половому воспитанию можно разделить на следующие направления:

1) работа по диагностике когнитивного компонента полоролевой социализации;

2) работа по формированию полоролевого поведения;

3) работа, направленная на ознакомление детей с процессом деторождения;

4) работа по формированию представлений о связях людей в семье и их социальных и семейных ролях.

Работа по диагностике когнитивного компонента полоролевой социализации направлена на выявление знаний и умений подростков определять свою половую принадлежность, ее признаки, эмоциональные предпочтения, предпочтения в играх и игрушках, восприятии литературных героев. Работа по формированию полоролевого поведения нацелена на ознакомление подростков с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, ролями мужчины и женщины в семье, на формирование навыков поведения, а также выработку отношения подростков к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками в обществе.

К. Д. Ушинский подчеркивал, что половое воспитание должно быть составной частью учебно-воспитательных мер, осуществляемых в семье, школе, и проводиться с учетом пола, возраста, степени подготовленности детей, а также с соблюдением преемственности в процессе воспитания [3]. Обязательное условие его эффективности - единый подход родителей, медработников, педагогов. При всей сложности и деликатности сексологических проблем родители, психологи-педагоги и медработники должны своевременно и правильно отвечать на вопросы, волнующие подрастающее поколение. Очень важно обеспечить здоровую атмосферу в семье, проникнутую взаимным уважением и любовью.

Большая ответственность при изложении вопросов полового воспитания лежит на психологах и педагогах. Неточная передача научной истины может привести к произвольным толкованиям и ложным выводам. Беседы и консультации полезны и эффективны, когда они проводятся индивидуально с подростками.

Как отмечают психологи Д.Н. Исаев и В.Е. Каган, в половом воспитании подростка большую роль играет школа [7]. При выборе темы беседы с подростками надо различать два периода развития ребенка. Первый период - до начала полового созревания и второй - совпадающий с периодом полового созревания.

В первом периоде у детей имеется большая любознательность, но она лишена внутренних половых побуждений. При беседе с подростками, на эти трудные для психолога или педагога темы, следует помнить следующее: отвечать на интересующие подростков вопросы, но не развивать их.

Во втором периоде развития ребенка все разъяснения должны соответствовать действительности. При ответе необходимо учитывать интересы подростков, которые могут быть различны.

Возникающие половые стремления должны быть в самом начале взяты под контроль высшей нервной системы. Надо стремиться воспитывать такие навыки, чтобы течение половой жизни с самого начала вошло в нормальное, полезное для общества русло. Половое воспитание тесно связано с воспитанием чувства любви. Родители, педагоги и психологи должны помнить положение А.С. Макаренко о том, что подросток, не научившийся любить родителей, братьев и сестер, свою школу, свою родину и превратившийся в грубого эгоиста, скорее будет склонен к половой распущенности и не способен к хорошей семейной жизни [12].

Таким образом, половое воспитание подростков должно быть составной частью учебно-воспитательных мер, осуществляемых в семье, школе, и проводиться с учетом пола, возраста, степени подготовленности детей, а также с соблюдением преемственности в процессе воспитания.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 179.