К настоящему времени сложилось несколько концепций трансформации командной экономики. Первая, получившая название «шоковая терапия», предполагает радикальные системные преобразования экономики и общества, основными направлениями которых являются либерализация цен, переход на свободное рыночное ценообразование, жесткое регулирование денежной массы, государственных кредитов и субсидий.
Другие меры включают переход к конвертируемости отечественной валюты, приватизацию государственных и создание условий для появления новых негосударственных предприятий, демонополизацию промышленности, проведение реформы системы налогообложения, финансового сектора и государственной службы. При таком варианте трансформации государство прямо не вмешивается в хозяйственную деятельность экономических субъектов, а лишь создает условия для эффективного функционирования рыночной экономики.
Шоковая терапия применяется для того, чтобы достичь критической массы быстрых реформ и, закрепив их результаты, (•делать процесс рыночной трансформации необратимым. Этот вариант особенно эффективен, когда стране необходимо в короткие сроки преодолеть тяжелое финансовое положение и острый товарный дефицит. Шоковая терапия предусматривает либерализацию цен, ведущую к инфляционному взрыву, что на начальных этапах обычно вызывает резкое ухудшение уровня жизни населения и поэтому требует национального согласия, доверия к правительству и курсу проводимых им реформ. Классический пример в этом случае — Польша, в разной степени — страны Восточной Европы, Россия. Стержнем экономической политики при шоковой терапии является борьба с инфляцией путем проведения жесткой денежно-кредитной политики.
Сущность второго направления — постепенное создание рыночных отношений. Данная концепция предусматривает длительное, эволюционное формирование рыночной экономики с сохранением многих старых структур. Авторов подобного варианта часто называют «градуалистами» (от англ. Gradual - постепенный). По их мнению, быстрый переход от командной экономики к рыночной просто невозможен, поскольку необходимо смягчить негативные последствия рыночных реформ, избежать массовой безработицы и резкого падения жизненного уровня населения. Главная роль в рыночных преобразованиях, согласно этой концепции, отводится государству.
Основные различия между данными вариантами заключаются, во-первых, в сроках проведения основных преобразований в экономике, во-вторых, в степени охвата рыночными отношениями народного хозяйства.
Опыт Польши, России и других стран, применявших шоковую терапию, показал, что некоторые изменения можно осуществить действительно быстро. К ним относятся либерализация рынка, отмена валютного контроля, создание условий для развития предпринимательства, стабилизация экономики. Вместе с тем большинство других реформ благодаря своей природе проводятся медленнее. Так, программу приватизации можно завершить за один-два года, но становление новых негосударственных предприятий и системы управления ими неизбежно занимает больше времени. Формирование финансовой системы рыночного типа и правовых институтов требует десятилетий, поскольку необходимы коренные изменения в макроэкономической структуре, подготовке профессиональных кадров и психологии людей.
Наиболее ярким примером проведения поэтапного преобразования экономики является Китай, успешно реализующий экономические реформы и одновременно поддерживающий высокие темпы экономического роста. КНР быстро превращается в ведущую индустриальную страну с относительно низкими темпами инфляции. К наиболее значительным результатам китайской реформы относятся сохраняющаяся политическая экономическая стабильность, существенный рост жизненного уровня населения, решение продовольственной проблемы.
При наличии общих черт в постсоциалистическом развитии стран СНГ белорусский вариант формирования рыночной экономики имеет свои особенности, что позволяет говорить о белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики. К ее основным чертам относятся:
• значительная регулирующая роль государства;
• принцип постепенности, эволюционности преобразований;
• сильная и эффективно действующая вертикаль государственной власти;
• четкая система законодательства, обеспечивающая общность интересов государства и каждого его гражданина в отдельности;
• социальная направленность производимых реформ;
• активная интеграция со странами СНГ, в первую очередь с Россией.
Реформы в Беларуси, как и в других странах с переходной экономикой, имеют целью повышение благосостояния народа на базе замены административно-командной системы управления рыночными механизмами. Переход к новому экономическому порядку в нашей стране осуществляется на основе взвешенного подхода, ориентированного на стабильность социально-экономических условий. Отказавшись от варианта шоковой терапии, республика проводит эволюционное реформирование экономики с активным участием государства в формировании рыночной инфраструктуры.
Следует отметить, что до распада СССР в 1991 г. Беларусь была одной из наиболее развитых в экономическом отношении республик. Крупные узкоспециализированные промышленные предприятия выпускали в основном конечную продукцию, многие из них имели тесные кооперационные связи с партнерами из других союзных республик, прежде всего из России. Распад единого союзного экономического пространства и совпавшее с ним по времени начало процесса системной трансформации привели к резкому ухудшению экономической ситуации в нашей стране. Произошло падение производства, огромных масштабов достигла инфляция, заметно снизился жизненный уровень населения.
В первые годы реформ в экономике Беларуси большой удельный вес имела промышленность (около 70 %) , поскольку при централизованном социалистическом планировании торговля, финансовые и потребительские услуги развивались слабо. Для нашей страны была также характерна высокая торговая зависимость в рамках бывшего Совета экономической взаимопомощи и СССР. В отличие от многих бывших республик
Советского Союза (Азербайджан, Казахстан, Россия, Туркменистан) Беларусь менее обеспечена собственными природными ресурсами, особенно энергетическими, что затрудняло быстрое развитие экспортного потенциала и понижало ее конкурентоспособность.
В мае 1992 г. были приняты Основные направления политики правительства Республики Беларусь по предотвращению спада производства и формированию условий выхода из кризиса. Однако рыночные преобразования, прежде всего приватизация госсобственности, шли медленно. Денежно-кредитная политика в первые годы реформ была мягкой, «щадящей», задача финансовой стабилизации отодвинулась на второй план. Главное внимание уделялось сохранению устойчивости экономики, недопущению чрезмерного спада производства и роста безработицы. Однако принятые меры не дали на начальном этапе реформ ожидаемого эффекта, экономическое положение страны ухудшалось. Дефицит госбюджета возрос с 1,6 % ВВП в 1992 г. до 8,3 % в 1993 г. Потребительские цены увеличились в 1992 г. в 10,7, а в 1997 г. — в 12,9 раза. Республика оказалась перед лицом реальной угрозы гиперинфляции.
Одновременно углублялся экономический спад: ВВП Беларуси в 1992 г. снизился на 9,6, а в 1993 г. — еще на 7,6 %; промышленное производство — соответственно на 9,4 и 10 % ; капитальные вложения — на 29 и 15 % . Ухудшалось положение ; и в социальной сфере: повышался уровень безработицы, уменьшались реальные доходы населения. Нарастание кризисных явлений в белорусской экономике продолжилось и в 1994 г.
В этих условиях была разработана Программа неотложных мер по выходу экономики из кризиса, рассчитанная на два года и получившая одобрение МВФ. Во главу угла экономической политики были поставлены достижения финансовой стабилизации и укрепление белорусского рубля.
В конце 1995 г. 63 % основных фондов в нашей стране были изношены на 75 % и более; необходимо было ежегодно обновлять 700—800 тыс. рабочих мест, что требовало, по некоторым данным, не менее 10 млрд. дол. США в год. Однако объем капиталовложений до 1997 г. неуклонно сокращался и составил в 1996 г. лишь 2 млрд. дол. С переходом к жесткой финансовой политике упал жизненный уровень населения. Реальные денежные доходы, в 1993 г. практически не изменившиеся, в 1994 г. снизились на 21 %, в 1995 — еще на 13 %. Характерной чертой национальной экономической политики в середине 1990-х гг. было сочетание жесткого стабилизационного курса в денежно-кредитной сфере с медленными темпами рыночных преобразований в других областях. В Беларуси, в отличие от
России и ряда других стран СНГ, не ставилась задача создания большого числа собственников (в промышленности предполагалась эволюционная структурная перестройка), поэтому изменение отношений собственности отошло на второй план.
Важной вехой белорусской экономики стало принятие осенью 1996 г. Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996—2000 годы. Главной целью этого среднесрочного документа было преодоление спада производства, имевшего место в 1992—1995 гг., и выход на положительную динамику основных макроэкономических показателей.
Предусматривались три приоритета в развитии экономики: рост объемов экспорта, расширение жилищного строительства и увеличение производства продовольствия. В результате реализации Программы удалось не только преодолеть спад производства, но и достигнуть, начиная с 1996 г., ежегодного прироста ВВП, производства промышленной продукции и других показателей. Так, прирост ВВП в 1996—2003 гг. составил в среднем 8 % в год, и этот процесс продолжается. В 2005 г. ВВП увеличился на 9,2 % к уровню 2004 г., прирост продукции промышленности составил 10,4, рост инвестиций в основной капитал — 23,2, розничного товарооборота — 19,4 %.
Отказ от масштабной приватизации при жестком централизованном управлении экономикой позволил Беларуси минимизировать катастрофическое падение совокупного производства, характерное для большинства бывших советских республик, и в значительной степени восстановить его к концу первого десятилетия существования суверенного государства.
Совокупный спад производства в нашей стране оказался намного меньше, чем у основной части бывших союзных республик. Продолжительность этого периода также значительно меньше и лишь на 2,2 года превышает аналогичный показатель для стран Центральной Европы. Таким образом можно констатировать, что в период постсоциалистического реформирования нашей национальной экономики удалось обеспечить минимальное снижение совокупного спада производства, не допустить массовой безработицы и социального расслоения населения. Предоставляя субсидии и кредиты крупным государственным предприятиям, белорусское правительство предотвратило снижение выпуска продукции на начальной стадии переходного периода. Это позволило отечественным производителям частично захватить рынки сбыта основных конкурентов, поскольку в это время в соседних странах наблюдался спад производства. Не идя на приватизацию крупных предприятий, государство сохранило контроль над ними, предотвратив тем самым посредством механизмов разницы в ценах вывоз активов из республики. Жесткий контроль над экономикой позволил государству избежать значительного снижения поступления налогов, обеспечить их высокую собираемость и гарантировать финансирование важнейших бюджетных расходов, в том числе в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения. Таким образом можно утверждать, что во второй половине 90-х гг. прошлого столетия Беларусь решила проблемы восстановления экономики. Активизация имеющихся производственных мощностей была проведена преимущественно за счет государственного регулирования.
Нынешний этап реформирования и развития национальной экономики связан с изменениями в экономической политике государства, и прежде всего в отношении постепенной либерализации экономических отношений, приватизации, развития негосударственного сектора, малого и среднего бизнеса, дальнейшей либерализации всех сегментов рынка. В 2005 г. завершилась реализация Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы.
Одной из важнейших особенностей белорусской модели является тот факт, что в ее основу положена национальная стратегия устойчивого развития (НСУР), базирующаяся на принципах, выработанных на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и подтвержденных на Всемирном саммите по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 г.). Она призвана обеспечить сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения окружающей среды и природно-ресурсного потенциала. Впервые такая стратегия была разработана в 1997 г. (НСУР—97), сейчас завершается работа над НСУР—2020.
Основной целью устойчивого развития Республики Беларусь является динамичное повышение уровня благосостояния народа на основе сбалансированного расширенного воспроизводства экономической и социальной сфер с учетом сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений.
Обеспечение устойчивого развития Беларуси основывается на общесистемных преобразованиях экономики и общества, целями которых являются:
• в области совершенствования государственности — формирование сильного, эффективного правового государства, которое способно создать необходимые условия и активизировать поддержку крупномасштабных мер по достижению долгосрочных ориентиров социально-экономического развития;
• в области общественного развития — постепенный переход к новому постиндустриальному обществу, с преимущественно V и VI технологическими укладами, экологически чистым производством, высоким уровнем демократии и гражданского общества, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей; с развивающейся системой формирования физически здорового, духовно богатого, восприимчивого к научно-техническим нововведениям человека;
• в области экономики — построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики, которая предполагает наличие развитых институтов предпринимательства и рыночной инфраструктуры; действенного механизма государственного и рыночного регулирования, заинтересовывающего предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, рациональном природопользовании и охране окружающей среды, а наемных работников — в высокопроизводительном труде; высокого уровня благосостояния добросовестно работающих членов общества с обеспечением конституционных прав и свобод граждан, равенства всех форм собственности, гарантий ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, с эффективной системой социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых групп населения.
Реформирование экономики Беларуси идет в нескольких направлениях, включающих реорганизацию управления государственными предприятиями, разгосударствление и приватизацию объектов государственной собственности, создание единых и равных условий для функционирования предприятий и организаций различных форм собственности, поэтапную либерализацию экономической деятельности и обеспечение свободы предпринимательства в сочетании с применением механизмов государственного регулирования, а также создание благоприятных, соответствующих мировой практике условий для привлечения в республику иностранных инвестиций.
Нельзя оставить вне поля зрения тот факт, что у определенной части общественности, в том числе у отдельных представителей студенческой молодежи, существует мнение, что Беларуси следовало избрать вариант шоковой терапии, а путь постепенного перехода к рынку является причиной отставания страны по ряду социально-экономических показателей. Но так ли это? Отметим, что точка зрения о преимуществе шоковой терапии преобладала на начальном этапе формирования теории переходного периода. Однако с течением времени многие экономисты, среди которых и стоящие у истоков данной концепции, опираясь на практику рыночных реформ, пришли к выводу о том, что постепенный переход к рынку является более перспективным и эффективным. Кроме того, факты, приведенные авторитетными международными организациями, свидетельствуют, что по многим социально-экономическим показателям Республика Беларусь уже сейчас выгодно отличается от других стран СНГ и стран с переходной экономикой в целом.
По данным Европейского экономического обзора (Economic Survey of Europe. 2004. № 1), подготовленного Европейской экономической комиссией ООН, в 2002 г. Беларусь превзошла все государства СНГ и многие страны с переходной экономикой (Румыния, Болгария, Хорватия, Латвия) по объему ВВП на душу населения и имела самый низкий (после Словении и Хорватии) процент населения, живущего в бедности и крайней бедности, среди стран СНГ, Центральной и Восточной Европы.
Республика Беларусь лидирует среди государств Содружества по объему жилищного строительства в расчете на 1000 человек: в 2004 г. введено в эксплуатацию 356 м2 общей площади жилья, что является самым высоким объемом за последние три года.
По оценке ВОЗ, Беларусь по общим показателям в области здравоохранения находится на 53-м месте в мире из 191 государства, опережая при этом все страны СНГ (для сравнения, Россия — на 100-м, Украина — на 60-м, Латвия — на 67-м месте).
По данным Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН, в Беларуси в условиях абсолютной нищеты (менее чем 1 дол. США в сутки на человека) проживает менее 2 % населения. В России этот показатель составляет 6 %, Украине — 3, Молдове — 22, Узбекистане — 19, Туркменистане — 12, в Болгарии — 5 %.
В Докладе о мировом социальном положении за 2003 год, подготовленном Департаментом по экономическим и социальным вопросам ООН, отмечено, что в 2002 г. Республика Беларусь имела один из наиболее низких в мире показателей безработицы трудоспособного населения — всего 2 % (в России — 11 %, Украине — 12, Казахстане — 14, Литве — 17, Латвии — 8, в Польше — 17 %) . Заметим, что на начало 2006 г. безработица в стране была ниже 2 %.
В подготовленном Европейским банком реконструкции и развития Докладе о переходе: 2003 (EBRD. Transition Report : 2003) отмечается, что Беларусь имеет самый низкий среди стран СНГ уровень коррумпированности и внешнего долга, который в 2002 г. составил 5,7 % ВВП. Согласно данным Межгосударственного статистического комитета СНГ, по итогам 2004 г. Беларусь:
• лидирует среди стран СНГ по степени открытости экономики, имея самый высокий показатель соотношения экспорта и объема ВВП (чуть меньше 60 %) . В России он составляет 30,8 % , Казахстане — 43, Украине — 46, а в среднем по Содружеству — 33,8 %;
• занимая 1 % территории СНГ и имея 3,5 % численности его населения, по объему внешней торговли уступает только России и Украине;
• удерживает лидирующую позицию среди государств Содружества по производству промышленной продукции на душу населения и делит с Россией 1—2-е места по этому показателю;
• занимает первое место среди стран СНГ по производству на душу населения основных продуктов питания, в том числе мяса, молока, молочной продукции, масла животного, картофеля, овощей, яиц, сахара-песка. Беларусь, даже по европейским меркам средняя по территории и населению страна, сегодня дает 30 % мирового производства большегрузных автомобилей, 15 % минеральных удобрений, 6 % тракторов, заметную долю микропроцессоров и других изделий.
Официально провозглашенная политической властью цель реформирования народного хозяйства Беларуси — это построение социально ориентированной рыночной экономики. В ее основу положены такие общепризнанные подходы, как: создание правовых гарантий личных прав и свобод граждан, системы мощной социальной защиты; обеспечение свобод предпринимательства и либерализация всех сфер экономической деятельности в рамках, не противоречащих устойчивому развитию; формирование конкурентной среды и противодействие недобросовестной деятельности на рынке; равное и единое отношение ко всем формам собственности; развитие финансовой и кредитно-денежной системы в направлении максимального обеспечения ею роста социально-экономической эффективности народного хозяйства; создание механизмов ускоренного научно-технического развития страны и привлечения внешних и внутренних инвестиций; проведение глубокой коммерциализации и реструктуризации предприятий; обеспечение экономической безопасности государства путем последовательного создания системы защиты национальных экономических интересов.
В настоящее время Республика Беларусь находится на начальном этапе перехода к постиндустриальному обществу и трансформации хозяйства страны в социально ориентированную рыночную экономику. Формирование реальных рыночных отношений осложняется не только наследием централизованно управляемой экономики, но и сохранением в белорусском обществе коллективистских начал, отсутствием развитой частной земельной собственности, эффективной системы местного самоуправления, преобладанием вертикальных связей (государство—индивид) над горизонтальными (индивид—индивид).
Большой процент белорусского народа психологически ориентирован на первостепенную ценность государства и надеется на проявление заботы о своем благосостоянии с его стороны.
Преодолеть эти убеждения в короткие сроки вряд ли представляется возможным. Поэтому требуется длительный период для создания полноценной рыночной экономики, результатом которой должны быть новая производственная и социально-экономическая структура общества, новая система мотивации и высокая эффективность производства как одна из основ роста всеобщего благосостояния.
Главной стратегической целью социально-экономических преобразований в Республике Беларусь является повышение жизненного уровня народа с постепенным его приближением к уровню высокоразвитых европейских государств на основе сбалансированного и устойчивого экономического развития.
В период до 2010 г. предусматривается заложить основы создания нового постиндустриального общества и сформировать механизм действия социально ориентированной рыночной экономики.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 212.