В любом постсоциалистическом государстве, ставшем на путь перехода к рынку, существуют свои концепции и программы решения главных задач трансформационной эк-ки, формирования рыночных отношений. Можно выделить несколько общих направлений:
1. Либерализация экономики
2. Реформирование отношений собственности
3. Стабилизация экономики
4. Реструктуризация (структурная перестройка) экономики
5. Интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных связей, становление эк-ки открытого типа.
Либерализация означает отказ от госуд-го регулирования цен, переход к свободному ценообразованию и прекращение контроля над торговлей со стороны государства. Роль либерализации заключается в возможности ликвидации двух фундаментальных недостатков централиз-й эк-ки: искаженной системы стимулов и ограниченности информации. Либерализация позволяет выявить реальное соотношение спроса и предложения, определить нерентабельные виды производства и наметить первоочередные направления структурной перестройки народного хозяйства. Последующие шаги- освобождение от государственного диктата финансовых отношений, а также либерализация внутренней и внешней торговли.
Однако, после освобождения цен наблюдались высокий уровень инфляции. Поэтому правительства вынуждены проводить политику макроэкономической стабилизации народного хозяйства, которая призвана устранить резкие колебания освобожденных цен и сформировать устойчивые финансовые отношения.
Реформирование отношений собственности, которая выступает основой не только эконом-х, но и всех общественных отношений. Поэтому от этих преобразований зависит ход всей рыночной трансформации народного хозяйства. Необходимость реформирования обусловлена коренными различиями, так как рыночная экономика предполагает множество субъектов и форм собственности, в командной же только один – государство и только одна форма собственности – государ-я. Отношения, возникающие между многими независимыми собственниками в рыночной экономике, требуют наличия четких имущественных прав. В госуд-й экон-ке такой конкретности нет. Из этого следует, что переход от сложившейся в социалист-х странах командно-администр. эконом-й системы к рыночной может быть осуществлен только на базе перестройки отношений собственности. Для этого необходимо провести разгосударствление экономики и приватизацию гасуд-х предприятий. Главными целями преобразований собственности являются рост эффективности производства, формирование конкурентной среды, привлечение инвестиций.
Структурная перестройка народного хозяйства. Она предусматривает переоснащение отраслей и предприятий современной техникой, ликвидацию устаревших производств и их переориентирование на выпуск современной наукоемкой продукции, пользующейся спросом как на внутреннем, так и на внешним рынках. Необходимость подобной перестройки обычно обусловлена несоответствием структуры производства структуре потребления, проявляющимся в изготовлении не находящей спроса продукции, недостаточной ориентации на выпуск товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения внутренних потребностей народного хозяйства и населения, низкой конкурентоспособностью отечественной продукции на мировом рынке.
Интеграция национальной экономики в мировое хозяйство. Ключевая проблема здесь заключается в перестройке внешней торговли в соответствии с требованиями рыночной экономики. Переориентация внешней торговли на другие страны, успешная интеграция народного хозяйства Беларуси в мировую экономику обеспечат ей значительные экономические преимущества. Важную роль в преодолении трудностей переходного периода играет экономическая интеграция в рамках СНГ. Наиболее тесные экономические отношения у республики возникли с Российской Федерацией, Украиной, Казахстаном. Процесс белорусско-российской эконом-й интеграции начался в 1994 году подписанием Договора об объединении денежных систем Беларуси и России.
58. Основные направления рыночных преобразований.
Необходимость вмешательства государства в экономику переходного периода (в частности, в Беларуси) обусловлена рядом причин. Во-первых, прежний сверх централизованный механизм государственного управления, присущий командно-административной системе, исчезает вследствие ее развала. Возникает необходимость в формировании новой системы государственного управления. Во-вторых, в нашей стране существует многовековая традиция сильной государственной власти.
В-третьих, для белорусской экономики характерен высокий удельный вес государственного сектора, доставшийся в наследство от КАС. В-четвертых, переход от планового хозяйства к рыночной экономике не может происходить стихийно: он нуждается в государственном регулировании. В-пятых, становление рыночной экономики требует длительного периода времени. В этих условиях государственное управление, особенно на начальном этапе, должно компенсировать неразвитость рыночного механизма регулирования и его институтов. В-шестых, макроэкономические реформы, инициатором которых является само государство, не могут быть осуществлены без его активного участия. В-седьмых, государство, несмотря на недостатки КАС, накопило огромный опыт макроэкономического регулирования и только оно способно обеспечить социальную защиту населения и др. Таким образом, основная проблема переходной экономики — это не вопрос о необходимости вмешательства государства, а определение границ государственного регулирования, его способов и методов, роли в экономике. В переходной экономике роль государства принципиально отличается от его роли и в командной, и в рыночной экономике.
Это обусловлено, во-первых, тем, что процесс разгосударствления значительно сокращает размеры государственного сектора, отвергает всеобъемлющий характер государственного регулирования, присущий командной экономике. Во-вторых, в переходный период рынок находится в стадии становления и, следовательно, его регулирующие возможности невелики. Поэтому, с одной стороны, степень государственного вмешательства в экономику здесь меньше, чем в КАС, с другой — оно должно быть более весомым, чем в развитой рыночной экономике.
Государство в трансформирующейся постсоциалистической экономике выступает одновременно инициатором и субъектом экономических реформ: преобразования отношений собственности, смена методов поддержки малого бизнеса, реорганизация финансовой и кредитно-денежной систем и др. Кроме того, государство в связи с неразвитостью рыночных отношений берет на себя функции, которые в развитой экономике выполняют другие рыночные субъекты, например в финансовой, валютной, инвестиционной и других сферах.
Государство влияет на экономику через механизм регулирования — систему организации целенаправленного воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов. Механизм включает:
• цели государственного регулирования (стратегические и текущие);
• методы регулирования (административные, правовые, организационно-экономические, бюджетно-финансовые, кредитно-банковские, налоговые, ценовые);
• формы реализации (индикативное планирование, специальные программы развития отдельных отраслей, программы прогнозы);
• субъекты регулирования (банки, предприятия, домашние хозяйства);
• объекты регулирования (сферы воспроизводства, производственные и хозяйственные непроизводственные отношения и др.).
Государство в трансформационной экономике выполняет те же функции, что и в любой другой экономической системе: осуществляет производство общественных благ, защищает общество от «внешних эффектов» (охрана природной среды); регулирует естественные монополии (энергетику, транспорт, связь), сглаживает неравенство в доходах, занимается стабилизацией экономики и поддержанием экономического роста. Вместе с тем одной из основных его функций становится целенаправленное создание правовых, экономических, социальных и других условий и стимулов для формирования рыночных отношений.
Эта задача очень сложная и решается белорусским государством впервые. В странах с развитой рыночной экономикой ее реализация происходила путем эволюционного совершенствования складывающихся товарно-денежных отношений. В постсоциалистических государствах данный процесс идет параллельно с разрушением К АС. Отсутствие опыта подобных преобразований в мировой практике, чрезвычайно сложная обстановка,
усугубляющаяся в ряде стран глубоким экономическим кризисом, скудость государственных финансов создают значительные трудности для эффективного государственного регулирования экономики.
Государство в переходном периоде использует прямые и косвенные методы регулирования. На начальном этапе преобладают первые из них, что обусловлено следующими причинами: во-первых, значительную долю национальной экономики составляет государственный сектор как объект преимущественно прямого воздействия; во-вторых, рыночная среда, управляемая в основном косвенными методами, в полной мере еще не создана; в-третьих, глубокий кризис, характерный для начального этапа переходного периода, может быть преодолен только при прямом воздействии государства.
Государственный сектор в переходной экономике претерпевает коренные изменения. Уходят в прошлое директивные плановые задания, их заменяют государственные заказы. Отсутствуют централизованное прикрепление к предприятию поставщиков ресурсов и комплектующих, гарантированный сбыт продукции. Поэтому субъекты хозяйствования самостоятельно изучают спрос, находят партнеров по изготовлению продукции и покупателей. Разрыв сложившихся связей, недостаток оборотных средств, взаимные неплатежи — эти и другие трудности переходного этапа предприятиям предстоит преодолевать самостоятельно, постигая одновременно искусство выживания в рыночных условиях.
В переходной экономике можно выделить три основных направления деятельности государства:
• создание правовых и организационных институтов, необходимых для функционирования рыночной экономики (формирование частной собственности, правового государства, обеспечение свободы предпринимательства, проведение эффективной антимонопольной политики);
• переориентация государственной структуры управления на принципы демократии и удовлетворения потребностей рыночного хозяйства, что требует коренного преобразования аппарата исполнительной власти, использования новых методов управления экономикой. Это длительный, болезненный и противоречивый процесс. Простое разрушение прежнего механизма управления не обеспечит автоматически рождения новой системы, адекватной рыночной экономике. Оно лишь ведет к полной потере управляемости хозяйственными процессами, порождает анархию, предоставляет относительную свободу криминальным элементам, усугубляет экономический кризис. Поэтому огромное значение приобретает работа по реформированию государственной власти на демократических началах, сокращению численности государственного аппарата. Необходимо также уйти от системы отраслевых министерств к органам функционального управления;
• переход к новым формам регулирования, реализации социальной и экономической политики, призванной найти оптимальный путь для решения триединой задачи: обеспечение структурной перестройки и экономического роста, остановка инфляции (стабилизация экономики), сохранение устойчивости и порядка в обществе, в котором усиливается социальное расслоение и может появиться социальная напряженность.
К важнейшим направлениям деятельности государства следует отнести и выбор приоритетов развития, от которого зависят социально-экономическое развитие и темпы экономического роста.
Определение приоритетов — многофакторный процесс, в котором учитываются масштабы страны, ее геополитическое положение, сохранение экономической безопасности, экономическая эффективность национального производства, сбалансированность внешней торговли и др. Четко определенные цели и приоритеты должны соответствовать национальным интересам страны.
К национальным интересам следует отнести, прежде всего, задачи, решение которых обеспечивает самосохранение нации, ее выживание: охрана окружающей среды, защита от внешней экспансии, поддержание стабильного уровня жизни, сохранение численности и здоровья, интеллектуального потенциала и трудовых навыков населения. В зависимости от периода развития задачи конкретизируются в определенные цели экономической политики, которые должны быть взаимоувязаны как между собой, так и с необходимыми для их реализации ресурсами, а также с выбором форм и методов использования этих ресурсов для получения максимального эффекта при существующих ограничениях.
Особое внимание в переходный период государство должно уделить выработке экономической политики, стратегии и тактики реформирования экономики, т.е. направлений воздействия на хозяйственные процессы для достижения целей устойчивого развития общества. Основные положения такой политики отражены в важнейших государственных социально-экономических документах: Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2015 года; Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 года. В них зафиксированы направления и механизмы реализации выработанной стратегии реформирования и создания перспективной модели социально экономического развития, которая определена как социально ориентированная рыночная экономика. Кроме того, разработан ряд отраслевых программ: Национальная программа развития экспорта на 2000—2005 годы; Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь до 2015 года; Программа возрождения и развития села до 2010 года и др.
Длительность периода, необходимого для достижения конечных целей реформ, требует выделения следующих этапов социально-экономического развития Беларуси.
Первый этап (2001—2005 гг.) — создание макроэкономических условий для стабильного социально-экономического и экологического развития, повышения уровня жизни народа на основе роста эффективности реального сектора экономики. На этом этапе предусматривалось завершить создание необходимой законодательно-правовой базы для формирования социально ориентированной рыночной экономики и эффективного функционирования субъектов хозяйствования.
Второй этап (2006—2015 гг.) — активная структурная перестройка и модернизация экономики с формированием основных блоков социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики. Приоритетными направлениями являются технологическое перевооружение производства на базе внедрения новейших технологий; стимулирование внутренних и внешних инвестиций и фундаментальных разработок, в том числе в области ресурсосбережения; обеспечение динамичного развития инвестиционных процессов.
Третий этап (после 2015 г.) — создание основ постиндустриального информационного общества, приближение к уровню жизни населения экономически развитых государств в рамках социального рыночного хозяйства. В этот период начнет формироваться новый технологический базис, обеспечивающий переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие будет обеспечено за счет активизации процессов структурных преобразований частного бизнеса, внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Социальное развитие должно базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.
Исходя из определенных критериев, экономическую политику можно разделить на виды. Так, в зависимости от методов воздействия выделяют административную, фискальную, кредитно-денежную, институциональную, инвестиционную политику; от сфер приложения — внешнеэкономическую, научно-техническую, структурную, аграрную, промышленную, социальную и т.д. Разработку экономической политики осуществляют органы государственного управления. Реализуют ее различные институты государства (парламент, правительство, министерства и ведомства; местные органы власти и управления; центральный банк страны), а также различные союзы и ассоциации — промышленные, торговые, аграрные, предпринимателей; страховые общества; фонды имущества; пенсионные кассы и др.
В 1989 г. влиятельные финансовые и политические организации, высококвалифицированные экономисты различных стран утвердили главные направления реформы экономической политики — соглашение, названное Вашингтонским Консенсусом. Предполагалось, что передача прав собственности от государства в частные руки, а также механизма распределения от государства к свободному рынку могли бы быстро увеличить объемы капиталов, а также повысить эффективность распределения, что должно было способствовать стабильному росту. Однако этого не произошло. Во многих государствах на стадии перехода, прежде чем начинался экономический рост (а в некоторых странах его вообще не наблюдалось), имело место его резкое снижение: от 20 % и выше в течение трех лет в Польше и до более чем 60 % в течение девяти лет в Украине. Эти неблагоприятные результаты стали следствием экономической политики, базирующейся на принципах Вашингтонского Консенсуса, который подчеркивал важность либерализации, приватизации и открытости постсоциалистической экономики, а также необходимость поддержки финансовой дисциплины.
Вместе с тем первоначально данный подход, разрабатываемый для других условий, не учел ряда важных элементов, необходимых для системной перестройки, стабилизации и роста, а именно: формирование рыночных институтов, совершенствование общего управления государственным сектором, включая приватизацию и пересмотр роли государства в экономике, но не его полное отстранение. Неверное предположение о том, что возникающие рыночные силы способны в короткие сроки заменить правительство в сфере институционального становления, инвестиций в человеческий капитал, а также развития инфраструктуры, стало причиной резкого спада в экономике и роста социального напряжения практически на всем постсоветском пространстве, включая Беларусь.
Важнейшей функцией государства в переходный период является законотворческая деятельность, приобретающая в трансформационной экономике особую значимость. Она необходима для предотвращения анархии при перестройке экономическихи социальных отношений; правовой поддержки формирующихся рыночных отношений — защиты прав собственности, конкуренции; проведения демонополизации экономики; правовой защиты населения от инфляции, других негативных проявлений рынка; регулирования взаимоотношений работодателей и наемных работников; законодательного обеспечения национальной безопасности, в том числе экономической.
В Республике Беларусь принят пакет нормативно-правовых документов, устанавливающих «правила игры» на рынке: Гражданский кодекс, законы «О предпринимательстве в Республике Беларусь», «О собственности в Республике Беларусь», «О занятости населения в Республике Беларусь», «Об аренде», «Об основах государственного социального страхования» и ряд других. Предстоит дальнейшая напряженная законотворческая работа по принятию нормативных актов, регламентирующих права и обязанности государственных органов в сфере управления народным хозяйством и их взаимоотношений с субъектами хозяйствования с учетом формирования рыночных отношений и защиты участников рынка.
В переходный период важная роль отводится регулированию процессов разгосударствления и приватизации. Хотя эти процессы существенно сокращают долю государственного сектора, они должны быть управляемы, иметь законодательную основу, обладать утвержденными инструментами и методами разгосударствления. С этой целью разрабатывается законодательная база приватизации и программа ее осуществления.
Государство выступает наиболее крупным инвестором, обеспечивающим структурную перестройку народного хозяйства. Только оно способно переоснастить отдельные отрасли в соответствии с современными требованиями НТР. Государство также активно содействует созданию экономических условий для инвестиционной деятельности и привлечения иностранных инвестиций. На него возлагаются прямые государственные расходы и государственные заказы инвестиционного характера. Оно предоставляет экономические гарантии, льготные кредиты и другие виды финансовой помощи.
Существенную роль играет государство и в борьбе с инфляцией. Цены растут тогда, когда денег в стране больше, чем товаров. В переходный период, как правило, осуществляется либерализация цен. Однако опыт показал, что поспешная всеобщая либерализация может значительно усилить кризисные явления в экономике. Поэтому государство стремится регулировать цены на отдельные товары первой необходимости, чтобы не допустить обнищания населения, устанавливает «потолки» цен для производителей-монополистов.
В переходный период государство проводит гибкую внешнеэкономическую политику, направленную на создание условий для ее либерализации, освобождения от государственного монополизма путем предоставления лицензирования и права внешней торговли отдельным хозяйствующим субъектам. Вместе с тем государство вынуждено принимать протекционистские меры для защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции при наплыве более дешевых зарубежных товаров на внутренний рынок. С этой целью вводятся ввозные пошлины, тарифы, нетарифные барьеры, создаются условия для увеличения экспорта.
Важнейшим направлением государственного управления в переходной экономике является природоохранная деятельность, направленная на защиту окружающей среды, предотвращение экологического кризиса. В нашей стране приоритет всегда отдавался производству, а природоохранные проблемы отступали на второй план. В настоящее время государству предстоит практически заново, в условиях формирующихся рыночных отношений организовать рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов и создать комплекс мероприятий по охране и защите окружающей среды. При этом перед Беларусью стоит важная задача — достижение большей сырьевой независимости и проведение политики ресурсосбережения. Предстоит поистине огромная работа по минимизации последствий катастрофы на ЧАЭС и социально-экономической реабилитации территорий, загрязненных радионуклидами.
В переходный период могут возникнуть объективные условия для усиления социальной напряженности в обществе: резкий рост дифференциации доходов, высокие темпы инфляции, отрицательно сказывающиеся на реальном размере заработной платы, быстро прогрессирующая безработица, резкое снижение жизненного уровня основной массы населения. Поэтому государство осуществляет регулирование социальных отношений путем разработки системы социальной защиты населения, его наиболее уязвимых слоев (инвалидов, престарелых, многодетных семей, студенчества), проводит политику регулирования доходов населения, чтобы не допустить значительного разрыва в уровнях жизни и предотвратить социальную напряженность в обществе.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 221.