Мультипликатор ы гос.расходов, трансфертов, налогов и сбалансированного бюджета
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мультипликатор государственных рас­ходов (закупок) MG показывает изменение совокупного дохода (выпуска) в результате изменения расходов государства. Его можно рассчитать по формуле

 

Формула мультипликатора государственных расходов ана­логична формуле мультипликатора инвестиций, так как дан­ные компоненты совокупных расходов оказывают на экономи­ку аналогичный эффект. Рост государственных закупок (как и инвестиций) создает дополнительный спрос на товары и услуги, который вызывает первичное приращение до­хода, равное росту государственных расходов. Часть этого дохо­да, определенная предельной склонностью к потреблению, бу­дет использована на потребление, что приведет к дальнейшему возрастанию совокупного спроса и дохода, и т.д. Следователь­но, изменение государственных закупок приводит в движение такой же процесс мультипликации совокупного дохода, как и изменение частных инвестиций.

Чтобы определить изменение реального совокупного дохода (ВВП), вызванное ростом государственных закупок, необходимо умножить мультипликатор MG на прирост государственных расходов AG.

Аналогично изменению государственных закупок на объем дохода (выпуска) влияют изменения трансфертных платежей, которые являются составляющей государственных расходов. Однако эффективность их воздействия на совокупные расходы, а значит и на объем дохода, несколько меньше. Это объясняется тем, что трансфертные выплаты населению приводят к росту его доходов, но только часть их, определяемую предельной склонностью к потреблению трс, население использует на пот­ребление, увеличивая на ту же величину совокупные расходы. Механизм влияния изменения трансфертных выплат на дохо­ды и выпуск аналогичен механизму, действующему при изме­нении налогов.

Для того, чтобы государственные расходы имели стимули­рующий эффект, они не должны финансироваться за счет нало­говых поступлений. Рост налоговых ставок снизит стимулы к деловой активности, что приведет к сокращению объема вы­пуска, совокупного дохода. Реализация стимулирующей фис­кальной политики путем увеличения государственных расхо­дов сопровождается ростом бюджетного дефицита.

Таким образом, увеличивая расходы в период спада про­изводства и сокращая их во время экономических подъемов, го­сударство смягчает колебания совокупных расходов, совокуп­ного спроса и экономические кризисы, добиваясь более устой­чивого роста объема национального производства.

Мультипликатор налогов МТ будет равен

Знак «минус» объясняется тем, что увеличение налогов при­водит к сокращению совокупного дохода (выпуска), и наоборот.

По приведенным выше формулам можно рассчитать и муль­типликатор трансфертных выплат. Однако если увеличе­ние налогов приводит к сокращению совокупного дохода (вы­пуска), то рост трансфертных платежей способствует их возрас­танию.

Налоги обладают эффектом мультипликатора.

На практике автономные налоги встречаются довольно ред­ко. Как правило, с увеличением объема выпуска, доходов нало­ги растут.

Одновременное уве­личение государственных закупок и налогов обусловило рост совокупного дохода т.е. мультипликатор равен 1. Он называется мультипликатором сбалансированного бюд­жета и не зависит от предельной склонности к потреблению. Последнее можно доказать арифметически, если вычесть из прироста совокупного дохода, полученного за счет увеличения государственных расходов, величину его сокращения, обуслов­ленного введением автономного налога.

 

22.ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНЫЙ ИЗЛИШЕК. ВИДЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА. ФИНАНСИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА. Сбаланстрованность бюджета-это достижение равенства его доходной и расходной частей.Идеальное исполнение гос.бюджета предпол.полн.покрытие расходов доходами и образование остатка средств,т.е.превышение доходов над расх.Обратная ситуация ведет к образованию бюджетного дефицита.По междунар.стандартам он не должен превышать 5% ВВП.Причины:меры по осущ.крупных гос.программ развития экономики,милитаризация страны,войны и стихийные бедствия,экон.кризисы и т.д.Различают:циклический дефицит(излишек)-это дефицит бюджета,явл.результатом циклического падения производства,автоматического сокращения налоговых поступлений и увеличения гос.трансфертов на фоне экон.спада.Он свидет.о недоиспользовании производственных возможностей общества;структурный дефицит-это разность между расходной и доходной частями бюджета в условиях достаточно равновесного функционирования экон.системы.Возникает в результ.осознанно принимаемых правительством мер по увелич.гос.расходорв и сниж.налогов с целью предотвращения спада.Основн.причиной дефицита в странах с рыноч.экономикой явл.спад производства,с одной стороны,отраж.сокращением доходов предпринимателей и населения,что уменьшает налог.поступления в казну,а с др.-ростом выплат по безработице и др.соц.программам,что увел.раходы гос-ва.Методы покрытия бюджетоного дефицита:увеличение налогов,в результ.которого возраст.гос.доходы(испоьз.редко,т.к.при этом сниж.деловая активность и сокращ.объем выпуска);денежное финансирование,в наст.время осуществляемое в основн.через монетизацию дефицита госбюджета.Последняя не обязат.сопровожд.эмиссией наличности,она может производиться в виде:а)расширения кредитов,предоставл.центральным банкомгос.предприятиям по льготным ставкам процента;б)отсроченных платежей(правительство покупает товары и услуги,не оплачивая их в срок);долговое финансирование посредством выпуска и продажи гос.ценных бумаг.При внутреннем долговом фин.гос-во продает цен.бумаги субъектам хозяйствования и населению страны,выплачивая процент.Деньги получ.от продажи нов.гос.ценных бум.,напрвл.на погаш.обязательств,срок погашения кот.истек,т.е.происходит рефинансирование.При внешнем долг.финансировании гос.цен.бумаги продаются правительствам,субъектам хозяйствования и населению других стран.Это возможно,если доход от цен.бумаг данной выше,чем от обязательств др.гос-в;использование средств от приватизации гос.собственности.Подходы к регулированию бюджетного дефицита:1)бюджет должен баланстироваться ежегодно,т.е кажд.финанс.год должен обеспечивать равенство между дох.и расх.2)бюджет должен балансироваться в ходе экономического цикла, а не ежегодно.В периоды спадов производства правительство увели.расходы,что ведет к росту дефицита,а в период экон.подъема-сокращ.расх.,что увелич.излишек доходов.В результ.по оконч.пром.цикла излишек доходов должен покрыть дефицит.Но продлж.и глубина спада и подъема бывают разными,и если спад длительный,а подъем короткий,то бюджетный дефицит останется.3)Концепция функциональных финансов.Глав.целью гос.финансов явл.обеспеч.макроэкон.равновесия,пусть даже и влекущ.дефицит госбюджета:во-первых следствием макроэкон.равновес.явл.экон.рост,благод.кот.увелич.национ.доход,а знач.и раст.налог.поступл.в бюджет;во-вторых,правительство всегда может повыс.налоги,выпустить дополн.колич.денег и,следовательно,устранить дефицит;в-третьих,бюдж.дефицит не сказывается негативно на развитии экономики.

 

23.ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОЛГ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОС.ДОЛГА. Гос.долг-сумма задлженности страны другим странам,своим или иностранным юр.или физ.лицам.Если гос.долг более чем в 2,5 раза превыш.ВВП,под угрозой оказ.стабильность экономики,наруш.устойчивость денежного обращения.Различают:внутренний долг-долг гос-ва населению,предприятиям,организациям своей страны,имеющ.форму кредитов,гос.займов,др.долговых обязательств,гарантируемых правительством.Важн.значение имеет не столько абсолют.размер внутр.долга,сколько его доля в совокуп.доходе(«бремя гос.долга»),и,чтобы она не возрастала,разница между темпами роста долга и дохода должна быть равна нулю;внешний долг-задолженность гос-ва иностран.гос-вам,организациям и отдел.лицам др.стран.Чтобы оплатить проценты по внеш.долгу и погасить долг,нация вынуждена отдавать кредиторам ценные товары и услуги,что негативно сказывается на развитии экономики.Чтобы предупредить негативные последствия внеш.долга,в развит.странах принято законодательно устанавливать его лимит.Поскольку абсолют.сумма долга малопоказательна для экономического анализа,внеш.долг оценивают по таким переменным,как доля внеш.долга в ВВП и отношение гос.объема выплат по внеш.долгу к объему валют.поступлений за год(не должен превыш.25%).Пути погаш.внеш.долга:выплата за счет золотовалют.резервов;консолидация внеш.долга-измен.условий заимствования,связ.с изменением сроков погашения,когда краткосроч.обязательства(облигации)превращ.в долго- и среднесрочные;конверсия внеш.долга-сокращ.общей велечины внеш.задолженности гос-ва посредством изменения условий предоставления кредита,форм и сроков его возвращения,процентных ставок,т.е.условий,касающихся доходности;обращение к междунар.банкам(региональному,всемирному и т.д.).Принято считать,что при внутр.долге не происходит «утечки» товаров и услуг за границу,однако и данный вид заимствовнаия связ.с серьезн.проблемами:1)выплата процентов по долгу увелич.неравенство в доходах, ибо гос.цен.бумаги покупают наиболее обеспеч.слои населения,а налоги,за счет которых финансируются проценты,платят все.2)чтобы погашать долг и выплачивать проценты,правительство вынуждено поднимать ставки налогов,что снижает стимулы к инвестициям,а значит,замедляет развитие экономики.3)выпуск в обращение нов.гос.бумаг отражается повышением ставки ссудного процента,что осложняет процесс инвестирования капиталов.4)больш.внутр.долг отпугивает иностр.инвесторов и порождает у насел.сраны неуверен.в будущем.

 

 

24.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ IS-LM ДЛЯ АНАЛИЗА ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ.ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИСК.ПОЛИТИКИ И БЮДЖ.-НАЛОГ.ПОЛИТИКА РБ.(кривая IS -кривая, описывающая все комбинации процентной ставки и совокуп.дохода(выпуска),соответствующие равновесному состоянию товар.рынка; кривая LM -кривая,описывающая все комб.уроней реал.дохода и прцентных ставок,при которых денежный рынок наход.в равновесии.)Предположим,что первоначальное общее равновесие на рынках товаров и денег достигалось в точке Е при процентной ставке   и дохода  .

 

Экономическая ситуация в стране потребовала проведения стимулирующей фискальной политики.Правительство приняло реш.увелич.гос.расходы,и в результ.его реализации совокупные расходы С + I + G увеличелись,что отмечено сдвигом кривой IS в положение .Если бы процентная ставка  осталась прежней,то нов.положение равновесия было бы достигнуто в точке ,а доход возрос на величину .Однако ставка процента повысится,поскольку рост дохода отражается увеличением спроса на деньги,а их предложение остается прежним.Рост совокуп.расходов на товар.рынке побужд.предприним.увелич.инвестиции.Однако повышение ставки процента сдерж.этот процесс,и прирост инвестиций отстает от запланированного при процентоной ставке  уровня.Уменьш.и спрос потребителей на товары длительного пользования,покупаемые в кредит.Ставка процента продолж.расти до уровня ,при котором на рынке товаров и денег достигают равновесия.Нов.точкой равнов.будет ,а равновесным уровнем дохода- .Следовательно,фактич.увеличение дохода составило .Модель IS-LM позказ.,что рост гос.расходов вызывает как повыш.процентной ставки,так и увел.дохода(выпуска),причем он возрастает меньше,чем следовало ожидать,так как при таком изменении процентной ставки происходит частичное вытеснение планируемых частных инвестиций и потреб.расходов,т.е.действует эффект вытеснения,измеряемый отрезком .Масштабы эффекта вытеснения определяют относительную

эффективность бюджетно-налог.политики: На первом рис.кривая IS

имеет крут.наклон,а крив.LM-пологий.В результ.стимулирующей фискальной политики доход увеличился на величину  ,которая превышает эффект вытеснения( ).Следовательно,фискальная политика относительно эффективна.На втором рис.наклон кр.IS пологий,а криврй LM-крутой,соответсвенно эффект вытеснения намного больше прироста дохода ,т.е.стимул.фиск.политика неэффективна.Наклон IS обусловлен чувствительностью инвестиций к изменениям процентной ставки и величиной предельной склонности к потреблению,а наклон кр.LM-чувствительностью спроса на деньги к изменениям процентной ставки и дохода.

Отечественная бюдж.-налог.система пережив.период становления.Отлич.особенностью явл.сохранение дефицита бюджета на достат.низк.уровне-в пределах 2%ВВП.Внутр.и внеш.долг в стране наход.на относ.постоян.уровне и не обременителен для гос-ва.Напрвления бюдж.-налог.политики явл.созд.макроэкон.условий для стимул.экон.роста и структур.перестройки экономики,сниж.налог.нагрузки и повыш.жизн.уровня населения.В Программе соц.-экон.развит.РБ предусм.мероприятия:улучш.налог.структуры,сниж.нагрузки на фонд з/п,оптимизация ставок и совершенств.механизма уплаты страх.взносов,повыш.стимул.роли налог.политики,выравнивание условий налогообложения,совершенствов.системы налогового администрирования,оптимизация соотнош.республиканских и местных налогов и сборов.Создание эффективной системы управления гос.финансами предусм.след.меры:совершенств.межбюджет.отнош.и организации бюджетного процесса,расширение охвата системой гос.казначейства финанс.операций гос.сектора,оптимизацию состава распорядителей бюдж.средств исходя из выполнения ими гос.ф-ций,реализацию принципа общего(совокупного)покрытия расходов.

 

 

25. Под денежно-кредитной (монетарной) политикой подразумевают совокупность мероприятий, осуществляемых в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Объектами регулирования являются денежная масса и связанные с ней параметры. Основными субъектами денежно-кредитной политики выступают центральный банк, коммерческие банки и другие кредитно-финансовые учреждения. Конечные цели: устойчивые темпы экономического роста; высокий уровень занятости; стабильный уровень цен; равновесие платежного баланса страны. Особенность денежно-кредитного регулирования состоит в том, что центральный банк не в состоянии напрямую влиять на объем выпуска, уровень занятости, но может способствовать достижению конечных целей, воздействуя на определенные параметры денежно-кредитной сферы, которые непосредственно связаны с реальным сектором экономики. Основными промежуточными целями являются денежная масса (предложение денег) и процентная ставка. В качестве других возможных целей могут выступать: обменный курс национальной валюты, разница между долгосрочными и краткосрочными ставками процента, объем кредита, индексы товарных цен. Перед тем как приступить к достижению промежуточных целей, центральный банк устанавливает набор тактических (операционных) целей. Ими могут быть денежная база, денежные агрегаты, межбанковская процентная ставка или ставка процента по государственным ценным бумагам. центральный банк ставит перед денежно-кредитной политикой комплекс целей, контроль за которыми позволяет ему оперативно отслеживать правильность выбранной политики, корректировать ее в нужном направлении, определяемом планируемыми конечными результатами. Центральный банк не придерживается единожды выбранных целей, он может изменять их в зависимости от состояния экономики и задач, стоящих перед обществом.

 

26 Центральный банк наделен правом эмиссии денег . Однако независимо от его эмиссионной деятельности количество денег, находящихся в обращении, время от времени возрастает, поскольку коммерческие банки предоставляют кредиты, тем самым стимулирующе воздействуя на объем денежной массы, и создают до­полнительные (новые) деньги в обращении. И наобо­рот, общая денежная масса сокращается, когда клиен­ты возвращают банкам взятые ранее ссуды.

Для анализа процесса создания банковской систе­мой денег необходимо усвоить ряд новых понятий. По требованию центрального банка коммерческие банки сохраняют определенную часть своих депозитов в виде обязательных резервов, которые должны храниться либо как обязательные беспроцентные вклады в цен­тральном банке, либо как кассовая наличность в ком­мерческом банке. Процент, определяющий величину обязательных резервов, устанавливается центральным банком и называется резервной нормой, или нормой обя­зательного резервирования . Величина обязатель­ных резервов равна произведению объема депозитов на резервную норму.

Разница между фактическими денежными сред­ствами банка и обязательными резервами составляет избыточные резервы. Именно их банк может использо­вать для выдачи ссуд. Созданные одним банком деньги превращаются в депозиты других банков, которые так­же (за исключением суммы обязательных резервов) мо­гут направляться для выдачи ссуд либо проведения других активных операций. Таким образом, система коммерческих банков обладает способностью созда­вать массу денег, в несколько раз большую, чем объем их избыточных резервов.

Банковский мультипликатор  есть величина, обратная норме обязательных резервов, и выражает максимальное количество кредитных денег,' которое может быть создано одной денежной единицей избы­точных резервов, отданной в ссуду, при данной норме обязательных резервов .

   Чем большую норму обязательных резервов уста­навливает центральный банк, тем меньше денежных средств могут использовать коммерческие банки для кредитных операций, а значит, уменьшается величина банковского мультипликатора и сокращается денеж­ная масса.

 

27. Эффективность монетарной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Существуют различные их классификации: 1)общие, влияющие на рынок ссудного капитала в целом, 2)селективные, предназначенные для регулирования определенных форм кредита, кредитования отдельных отраслей, 3)косвенные (экономические) методы регулирования, 4)прямые (административные). Изменение учетной ставки — старейший метод денежно-кредитного регулирования, с пом. кот. центральный банк влияет на денежную базу и ликвидность банков (способность банков погашать свои обязательства в денежной форме). Она зависит от объема имеющихся ресурсов, структуры депозитов, возможности получить заем, экон. конъюнктуры и т.д. Один из путей повышения ликвидности состоит в получении банком кредита. За предоставленную ссуду центральный банк взимает учетный процент. Политику предоставления центральным банком кредитов коммерческим называют политикой учетного (дисконтного) окна, или учетной политикой. Изменение норм обязательных резервов. Резервирование возникло в связи с необходимостью гарантирования вкладчикам выплаты денег в случае банкротства банка. В настоящее время резервирование обязательно как для ком. банков, так и для других депозитных институтов. Центральные банки обычно устанавливают ряд норм обязательных резервов. В качестве критерия их дифференциации может быть выбран состав банковских резервов. Изменение норм обязательных резервов позволяет центральному банку регулировать предложение денег, ставку процента. В период инфляции центральный банк может повысить резервную норму. В ответ на это коммерческие банки или оставляют сумму обязательных резервов прежней и, соответственно, уменьшают выдачу ссуд, что приводит к сокращению денежной массы, или увеличивают ее согласно требованиям центрального банка. Для этого им необходимы свободные денежные средства. При использовании данного инструмента денежно-кредитной политики следует учитывать, что даже небольшие изменения норм обязательных резервов вызывают серьезные сдвиги в объеме денежной массы, масштабе и структуре кредитных операций, а частые и значительные изменения могут даже привести к нарушению денежного обращения. Поэтому они осуществляются в период инфляции, спада производства, когда необходимы сильнодействующие средства. операции на открытом рынке, которые центральный банк использует в качестве оперативного средства регулирования. Сущность операций на открытом рынке заключается в покупке-продаже государственных ценных бумаг коммерческим банкам или населению. При этом объектом могут быть все виды ценных бумаг, но главную роль играют краткосрочные государственные бумаги. В процессе проведения операций на открытом рынке центральный банк воздействует, прежде всего, на величину денежной базы. Центральный банк может купить у коммерческих банков ценные бумаги в форме соглашения об обратном выкупе (операция РЕПО). Интервенциями на валютном рынке, влияют прежде всего на величину денежной базы. Покупая иностранную валюту, центральный банк увеличивает свои валютные резервы и денежную базу. Продажа иностранной валюты, наоборот, ведет к их уменьшению. Наряду с рассмотренными выше косвенными инструментами денежно-кредитного регулирования центральный банк может использовать и прямые методы. В основном это лимиты, устанавливаемые на процентные ставки, и прямое лимитирование кредитов (установление верхнего предела кредитной эмиссии (кредитного потолка). В некоторых случаях кредит ограничивается только для определенных секторов экономики. Такой выборочный кредитный контроль наз. селективным. К селективным методам относят установление предельных лимитов по учету векселей для отдельных банков, ограничение потребительского кредита, контроль над ипотечным.

 

28. Передаточный механизм денежно-кредитной политики. Жесткая, мягкая и эластичная денежно-кредитная политика. Политика «дешевых» и «дорогих» денег.Процесс поэтапного влияния изменений в денежно-кредитной политике на параметры ее промежуточных целей и в конечном итоге — на реальный сектор экономики описывает передаточный механизм.

Существуют разные точки зрения по поводу того, каким именно образом денежно-кредитная политика воздействует на состояние экономики. Представители кейнсианского направления считают передаточный механизм достаточно сложным и многоэтапным. Предположим, центральный банк решил изменить проводимую денежно-кредитную политику. С помощью ее инструментов (прежде всего, операций на открытом рынке) он изменяет объем совокупных банковских резервов, воздействуя на денежное предложение. Изменения последнего вызывают повышение или понижение процентной ставки, что в свою очередь влияет на инвестиционный климат, а значит — на уровень планируемых инвестиций. Наконец, изменение объема инвестиций, согласно эффекту мультипликации, ведет к увеличению или снижению уровня совокупного дохода. Таков, по мнению сторонников Дж.М. Кейнса, механизм воздействия денежно-кредитной политики на национальный доход и уровень занятости .

Например, центральный банк путем покупки ценных бумаг на открытом рынке решил увеличить денежную массу. Ее рост приводит к появлению «свободных» денег и, соответственно, к увеличению спроса экономических субъектов на ценные бумаги и другие доходные активы. Согласно законам денежного рынка, эти процессы обусловливают повышение рыночной цены ценных бумаг и снижение процентной ставки по ним, что оказывает воздействие на функционирование рынка ссудного капитала в целом и уровень ссудного процента, понижая его.

Снижение ставки ссудного процента сопровождается ростом объема планируемых инвестиций и совокупного дохода (выпуска). Но при этом увеличивается и трансакционный спрос на деньги, предотвращая тем самым значительное падение процентной ставки. При сокращении денежной массы наблюдается обратный эффект. Таким образом, мы видим, что главным объектом денежно-кредитного регулирования Кейнс считал процентную ставку.

Если сторонники кейнсианской теории полагают, что динамика совокупного дохода и занятости в большей степени определяется уровнем инвестиций, а не денежными факторами, то монетаристы утверждают, что изменения денежной массы оказывают непосредственное влияние на колебания деловой активности. Согласно монетаристской концепции, передаточный механизм денежно-кредитной политики проще и состоит из меньшего числа ступеней. Допустим, центральный банк решил изменить предложение денег. Это вызовет расширение или сокращение совокупного спроса, что в свою очередь приведет к увеличению или уменьшению объема совокупного дохода. Следовательно, монетаристы доказывали, что центральный банк должен регулировать предложение денег.

В зависимости от выбора центральным банком промежуточной цели различают гибкую, жесткую и эластичную денежно-кредитную политику. Предположим, центральный банк избирает фиксацию процентной ставки (гибкая денежно-кредитная политика). Первоначально спрос на деньги представлен MD1, реальные денежные остатки – М1/Р, денежный рынок находился в равновесии в точке Е1. Равновесная ставка процента – i1. Центральный банк стремится удержать ее, изменяя предложение денег. Такому положению будет соответствовать горизонтальная кривая предложения денег MS.

Теперь предположим, что центральный банк избрал в качестве объекта регулирования денежную массу (жесткая денежно-кредитная политика). Оценив состояние денежного рынка, он фиксирует предложение денег на уровне М1/Р. Тогда кривая предложения денег MS будет иметь вид вертикальной прямой.

Как правило, банк проводит эластичную денежно-кредитную политику. Она заключается в том, что центральный банк допускает определенное расширение денежной массы, контролируя темпы ее роста, и при этом следит за уровнем процентной ставки на краткосрочных временных интервалах, корректируя его по мере надобности .

Кривая предложения денег MS является наклонной. Рост спроса на деньги с MD1 до MD2  приводит к увеличению количества денег с М1/Р до М2/Р и повышению ставки процента с i1 до i2.

Влияние изменения денежного спроса на уровень ставки процента и количество денег различно в зависимости от положения кривой MS. Если она достаточно крутая, то изменение процентной ставки будет более значительным по сравнению с изменением количества денег, что означает проведение относительно жесткой монетарной политики. Если же кривая MS будет иметь сравнительно пологий вид, то, наоборот, рост спроса на деньги приведет к более значительному изменению их количества по сравнению с изменением ставки процента. Такая политика называется относительно гибкой.

Виды денежно-кредитной политики различают в зависимости от ее конечных целей. В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции). Она направлена на сокращение предложения денег путем ужесточения условий выдачи кредитов и ограничения объема кредитных операций коммерческих банков. Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, увеличивает норму обязательных резервов, повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности осуществляется политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. С этой целью центральный банк покупает государственные ценные бумаги, снижает резервную норму и учетную ставку, создавая тем самым более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.

 

29. Использование модели IS – LM для анализа последствий денежно-кредитной политики. Эффективность денежно-кредитной политики и ДКП Республики Беларусь.

Рассмотрим действие денежно-кредитной политики в модели IS—LM. Предположим, что первоначально равновесие на товарном и денежном рынках наблюдалось в точке Е. Равновесный доход при этом был YE, а равновесная ставка процента —rЕ .

Допустим, центральный банк проводит операцию на открытом рынке, которая ведет к росту номинальной денежной массы, а при данном уровне цен — и к повышению предложения реальных денежных остатков. Кривая LM сдвигается вправо, в положение LM1. На рынке денег при прежней процентной ставке re предложение денег превышает спрос. Это приводит к снижению процентной ставки, которое в свою очередь вызывает рост инвестиций и совокупных расходов, что обусловливает увеличение дохода (выпуска). Избыточное предложение денег исчезнет, когда равновесие установится в точке Е1, так как и снижение ставки процента, и рост объема выпуска приводят к увеличению спроса на деньги. Следовательно, стимулирующая денежно-кредитная политика (политика «дешевых денег») обусловливает увеличение дохода с YE до Y1  и снижение процентной ставки с rЕ до r1. В результате проведения политики «дорогих денег», наоборот, кривая LM сдвинется влево, ставка процента возрастет, а доход сократится.

Относительная эффективность стимулирующей денежно-кредитной политики определяется тем, насколько значителен прирост дохода (выпуска), вызванный увеличением реальных денежных остатков.

Проанализировав разные варианты наклонов кривых IS и LM, можно прийти к выводу: чем более пологой является кривая IS и более крутой LM, тем выше прирост дохода (Y1- YE), обусловленный одинаковым увеличением номинальной денежной массы. Следовательно, более эффективной будет и стимулирующая фискальная политика.

Большинство экономистов считают, что денежно-кредитная политика в краткосрочном периоде способна воздействовать на уровень совокупного дохода и занятости, т.е. она эффективна. Однако по поводу степени ее влияния на экономику до сих пор существуют разные точки зрения. Общепризнано, что денежно-кредитная политика обладает определенными достоинствами и, прежде всего, сравнительно коротким временным внутренним лагом — период времени между изменением экономической ситуации (моментом экономического шока) и принятием ответных мер денежно-кредитной политики. Решения принимает центральный банк страны, что не требует длительных согласований; необходимые шаги осуществляются практически немедленно путем проведения операций на открытом рынке.

Самостоятельную денежно-кредитную политику Республика Беларусь начала проводить с момента обретения независимости. В 1992 г. были приняты законы «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь», «О Национальном банке Республики Беларусь», которые определили экономические и правовые основы деятельности Национального банка как органа, разрабатывающего и реализующего денежно-кредитную политику. В настоящее время основным документом, регламентирующим правовые отношения в области денежно-кредитного регулирования, является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие в 2001 г. Ежегодно разрабатываются и утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, в которых определяются цели, показатели, инструменты денежно-кредитного регулирования.

Национальный банк Республики Беларусь в период с 1992 г. и по настоящее время в зависимости от состояния экономики и задач, стоящих перед ней, проводил различную денежно-кредитную политику. В последние годы ее основными целями были: снижение темпов инфляции и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы; развитие и укрепление банковской системы; обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы страны. В соответствии с данными целями Национальный банк, начиная с 2000 г., проводит умеренно жесткую денежно-кредитную политику. Ее реализация способствует финансовой стабилизации экономики, созданию условий для длительного экономического роста, снижению инфляции, укреплению банковской системы.

 

30. Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Совокупное предложение — это общее количество конечных благ (товаров и услуг) в денежном выражении, произведенных в экономике за определенный период. Кривая совокупного предложения (AS) отражает функциональную зависимость величины выпуска (Y) от уровня цен в экономике (Р). Изменение совокупного предложения под воздействием неценовых факторов показывается смещением самой кривой AS влево—вверх (уменьшение предложения, из положения AS1 в положение AS3) или вправо—вниз (рост предложения, AS1—AS2).

К неценовым факторам совокупного предложения относятся изменения в технологиях производства товаров и услуг, ценах производственных ресурсов, налогах.

Кривая совокупного предложения

 

Вид кривой совокупного предложения в различных теоретических концепциях полагается разным. Прежде всего он зависит от рассматриваемого периода времени. Классическая модель макроэкономического равновесия, по существу, описывала экономику с характеристиками, присущими длительному периоду. Кривая совокупного предложения в данной модели выглядит в виде вертикальной линии LRAS. Классическая модель предполагает, что номинальные экономические показатели — заработная плата, ставка банковского процента, уровень цен — являются гибкими и тем самым содействуют достижению макроэкономического равновесия. Реальные же показатели — уровень занятости, объем дохода (выпуска), реальный уровень заработной платы — зависят от неких постоянных характеристик (технологий производства, предложения труда и др.)- Экономика функционирует в условиях полной занятости, фактический реальный объем национального производства соответствует потенциально возможному. Рост совокупного спроса, вызванный, например, выпуском в обращение дополнительных денег, не приведет к увеличению реального ВВП, а лишь повысит цены и номинальные заработные платы работников, т.е. вызовет инфляцию. Кривая долгосрочного совокупного предложения иллюстрирует независимость величины совокупного предложения от уровня цен (его абсолютную неэластичность по уровню цен).

Кривые совокупного предложения в краткосрочном и долгосрочном периодах

     В кейнсианской теории, напротив, кривая совокупного предложения представляется в виде либо горизонтальной линии SRAS , либо кривой с положительным наклоном. Такое поведение присуще совокупному предложению в краткосрочном периоде, в котором номинальные величины являются негибкими, относительно жесткими (поскольку цены и номинальные заработные платы не могут меняться каждый день и кроме того, они не всегда изменяются одновременно и пропорционально). В случае экономических колебаний при стабильности номинальных показателей изменяются реальные показатели — если уровень цен вырос, а номинальная заработная плата осталась прежней, товаропроизводители склонны увеличивать количество нанятых работников и расширять производство. В краткосрочном периоде совокупное предложение является эластичным по уровню цен на товары.

Существует несколько причин относительной жесткости цен и номинальных зарплат в краткосрочном периоде по сравнению с долгосрочным.

  Во-первых, стабильность заработных плат и цен можно объяснить «ступенчатостью» их изменения, которая вызвана тем, что изменение цен «стоит денег». Для его осуществления фирмам приходится высылать клиентам новые каталоги, распространять среди своих торговых представителей списки новых цен или (если речь идет о ресторанах) печатать новые меню. Данные издержки, названные Н. Мэнкью издержками меню, заставляют фирмы корректировать свои цены не постоянно, а от случая к случаю. Аналогично, если пересмотр зарплаты производится два раза в год, то в целом за год она изменится, но в промежутках времени между пересмотрами останется постоянной. Соответственно, если анализировать достаточно короткий период и при этом не брать в расчет момент изменения заработной платы, то ее можно считать постоянной.

Во-вторых, медленное изменение цен связано с нескоординированностью, асинхронностью действий фирм. Инфляция повышает все цены в экономике. Однако каждая отдельная фирма, даже зная об инфляции, предпочтет не повышать цены на свои товары первой и тем более не станет делать этого резко, опасаясь, что конкуренты не предпримут аналогичные меры и смогут резко увеличить свою долю в общем объеме продаж. Таким образом, если фирмы прямо не координируют свои действия, они будут обновлять цены на свою продукцию постепенно, оглядываясь на конкурентов, а возможно, предпочтут краткосрочные изменения объемов производства (или величины складских запасов). Асинхронность действий фирм может привести к медленной корректировке общего уровня цен даже при быстром повышении отдельных из них.

В-третьих, жесткость цен в краткосрочном периоде также объясняется ошибочными ожиданиями экономических субъектов. Проблема в том, что отклонение величины совокупного предложения от его потенциального уровня зависит от разницы между фактическим и ожидаемым уровнями цен. Если эти уровни цен совпадают, то объем выпуска в экономике будет равен потенциальному объему при полной занятости. Однако субъекты (как фирмы, производящие товары и нанимающие работников, так и сами работники) могут ошибаться в своих ожиданиях, в результате чего объем выпуска отклонится от потенциального, а соответственно, уровень занятости — от уровня полной занятости.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 315.