Цели, инструменты и виды бюджетно-налоговой политики. Фискальная экспансия и фискальная рестрикция.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В экономической литературе для определения бюджетно-налоговой политики часто используется несколько понятий: «фискальная политика», «бюджетно-налоговая политика», «налогово-бюджетная политика» и др.

 «fiscal» (фис­кальный, финансовый). (от лат. fiscus — корзина).

Впервые термин «фискальная политика» применил Дж.М. Кейнс.

Под фискальной политикой подразумевается политика бюджетно-налоговая, которая «реализуется путем изменения налоговых ставок или пра­вил, определяющих налоговую ответственность, либо изменения государ­ственных расходов на приобретение реальных товаров и услуг или трансферт­ных платежей. Такая политика может проводиться как в целях оказания воз­действия на уровень совокупного спроса, так и для стимулирования фирм и людей заниматься или, напротив, не заниматься теми или иными конкретными видами деятельности».

 Наиболее правильным является определение фискальной по­литики как мер, предпринимаемых правительственными орга­нами, по изменению государственных расходов, налогообложе­ния, предоставления льгот, субсидий, трансфертных платежей с целью регулирования деловой активности, поддержания высо­кого уровня занятости и предотвращения роста уровня цен.

Фискальная политика может как благотворно, так и нега­тивно воздействовать на стабильность национальной экономи­ки. В случае если правительство применяет инструменты фис­кальной политики для сглаживания колебаний выпуска про­дукции в ходе экономического цикла, поддержания занятости и стабильности цен, используется политика стабилизации. Главной задачей в данном случае является приближение объе­ма совокупного дохода к его потенциальному уровню. Увеличение фактических объемов совокупного дохода служит целью 1юлитики экономического роста, а уменьшение реального совокупного дохода по сравнению с его потенциальным уров­нем — целью политики ограничения деловой активности.

Основными инструментами бюджетно-налоговой полити­ки являются налоги и государственные расходы.

Рассмотрим, каким образом при помощи изменения нало­гов можно воздействовать на совокупный спрос. Например, при снижении личного подоходного налога увеличиваются на­ходящиеся в распоряжении населения доходы. Это приводит к расширению потребительского спроса (однако на меньшую ве­личину, чем возросший доход, пропорциональную предельной склонности к потреблению), стимулируя более полное исполь­зование производственных мощностей и, при определенных условиях, дополнительные капиталовложения. Если умень­шается налог на прибыль корпораций (или имеют место сопос­тавимые инвестиционные и амортизационные льготы), то пред­приниматели часть прироста дохода используют для расшире­ния инвестиций. Это вызывает приращение совокупного спро­са, а следовательно, и рост реального ВВП (предполагается, что следствием увеличения спроса станет не только рост уровня цен).

Осуществление дополнительных капиталовложений означа­ет покупку предпринимателями капитальных благ (включая сырье и полуфабрикаты), наем большего числа рабочих. В ре­зультате происходит вторичное прирастание спроса на предме­ты потребления и средства производства, стимулирующее рост экономики.

Аналогичное влияние на состояние потребительского и ин­вестиционного спроса могут оказывать государственные расхо­ды. Часто их условно делят на государственные закупки това­ров и услуг (расходы на образование, здравоохранение, оборо­ну, строительство дорог и другие общественные нужды) и транс­ферты (социальные выплаты, которые осуществляются без со­ответствующего обратного предоставления их получателями каких-либо товаров или услуг).

В зависимости от воздействия на совокуп­ный спрос в экономике, фискальную политику можно подраз­делить на стимулирующую и сдерживающую.

Если экономическая система находится в состоянии спада, то возникает необходимость в стимулирующей фискальной политике, прибегнув к которой правительство поощряет расхо­ды и повышает реальный объем выпуска (ВВП).

Сдерживающая фискальная политика направлена на борь­бу с инфляцией спроса. В этом случае требуется устранить чрез­мерный спрос на товары и услуги, который толкает уровень цен вверх. Рис. 4.3 демонстрирует смещение совокупного спроса из состояния AD 3 в AD 4 вследствие применения следующих мер: сокращение государственных расходов, повышение налогов или их сочетание.

Стимулирующая фискальная политика обычно приводит к возникновению дефицита бюджета, а сдерживающая — к бюд­жетному излишку, или профициту.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 238.