Коммерческий банк — кредитное учреждение, операции которого направлены на аккумуляцию денежных средств, на последующее их размещение на денежном рынке, а также выполнение поручений клиентов.
Коммерческие банки — среднее звено кредитно-финансовой пирамиды. Они представляют собой своеобразные супермаркеты по торговле кредитами. Чтобы торговать кредитами нужно сначала собрать временно свободные денежные средства.
Финансовые ресурсы коммерческого банка состоят из:
§ уставного капитала;
§ нераспределенной прибыли;
§ привлеченных средств (депозиты до востребования или текущие; срочные; сберегательные);
Коммерческий банк аккумулирует денежные средства физических и юридических лиц и размещает их на финансовом рынке. Финансовые ресурсы коммерческого банка в основном (до 80%) состоят из привлеченных средств (вкладов или депозитов).
К основными функциям коммерческих банков относятся:
§ мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал;
§ кредитование предприятий, государства и населения;
§ выпуск кредитных денег;
§ осуществление расчетов и платежей в хозяйстве;
§ эмиссионно-учредительская функция;
§ консультирование, предоставление экономической и финансовой информации.
Денежная эмиссия в условиях развитого рынка и кредитно-банковской системы подвержена эффекту денежного мультипликатора, т. е. увеличению денег в ритме действия определенного коэффициента.
При банковской эмиссии могут возникнуть ситуации большого роста денежной массы по сравнению с ее первоначальным увеличением (первичной эмиссией). Возможны и последующие этапы перемещения денег и их соответствующего увеличения. Такой эффект получил название денежного мультипликатора
Центральный банк регулирует величину денежного мультипликатора через механизм обязательных резервов коммерческих банков в центральном.
Величина денежного мультипликатора колеблется во времени и в пространстве (она различна в различных странах). В развитых странах величина денежного мультипликатора может превышать в 2-3 раза величину первоначальной эмиссии. В процессе регулирования центральным банком размера денежного мультипликатора (k) возникает понятие денежной базы, в основе которой лежат наличные деньги как самые ликвидные и депозиты коммерческих банков (обязательные) в центральном банке.
18. Сущность доходов и его причины. (Алина)
Доход - это выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат.
Доход населения - сумма денежных средств и материальных благ, полученные или произведенные за определенный промежуток времени.
Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.
Операционные доходы предприятия — это доходы от отдельных операций, не относящихся к его основной деятельности, за вычетом налогов и отчислений, подлежащих перечислению в бюджет; суммы, поступившие в качестве предоплаты и др.).
Они включают:
• доходы, связанные с предоставлением за плату прав на объекты интеллектуальной собственности (когда это не является предметом основной деятельности организации);
• доходы (проценты) от участия в уставных фондах других организаций;
• доходы (проценты) от операций с ценными бумагами
(когда это не является предметом деятельности организации);
• доходы (проценты) за предоставление в пользование денежных средств предприятия, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счетах предприятия;
• доходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации (когда это не является предметом её деятельности);
• доходы, связанные с продажей, принадлежащих предприятию основных средств, нематериальных активов, производственных запасов, валютных ценностей, ценных бумаг и
иных активов.
Распределение доходов между факторами производства называют функциональным, а образуемые при этом доходы (рента, прибыль, заработная плата, предпринимательский доход) - первичными(факториальными).
В результате включения механизмов перераспределения этих доходов формируются вторичные доходы, и при этом появляется новый вид доходов - социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии).
В соответствии с теорией факторов основными производственными факторами являются:
● o природные ресурсы (земля и все естественные ресурсы);
● o капитал, а также инвестиционные ресурсы;
● o труд;
● o предпринимательская деятельность.
Доход на каждый из перечисленных факторов приобретает первичную форму - ренты, части прибыли, заработной платы, предпринимательского дохода. Причем доход на каждый фактор в соответствии с теорией равен предельному вкладу этого фактора в полученный предприятием доход после реализации продукта.
Доходы населения от собственности включают:
● o доходы по акциям, проценты, выплаты по долевым паям от участия работников в собственности предприятия, учреждения, организации;
● o проценты по вкладам, причитающиеся вкладчикам банковско-кредитных организаций, Сбербанка России и Внешэкономбанка (выплачиваемые в течение года и начисленные на остаток вклада в конце года);
● o выплаты доходов по государственным и другим ценным бумагам Сбербанком России и кредитными организациями;
● o предварительную компенсацию по вкладам граждан;
● o доходы населения от продажи недвижимости на вторичном рынке жилья.
19. Кривая Лоренца и коэффициент Джини. Социальная политика государства и ее основные направления ( Амина)
Для измерения фактического распределения доходов используют «кривую Лоренца» и «коэффициент Джини», показывающие, какая доля совокупного дохода приходится на каждую группу населения «Кривая Лоренца» - это метод графического изображения уровня концентрации явления. Для ее построения на обе оси координат наносят процентную масштабную шкалу (от 0 до 100 %). Для точек кривой абсциссами служат единицы совокупности, а ординатами — значения признака. Равномерное распределение признака будет представлено в таком случае диагональю, называемой «линией равномерного распределения», а неравномерное — «линией Лоренца», отклонение которой от диагонали и характеризует степень неравномерности.
Для расчета конкретного уровня неравенства в распределении доходов поступают следующим образом. Площадь, образованную линиями равномерного и неравномерного распределения доходов (она на графике заштрихована), относят к площади треугольника ОАВ. Полученный результат и есть «коэффициент Джини».
Понятно, что при коэффициенте, близком к нулю, общество находится в состоянии абсолютной «уравниловки», а при коэффициенте, равном единице, — в ситуации «нищего большинства и сверхбогатого меньшинства». Цивилизованная рыночная экономика исключает подобные крайности благодаря целенаправленному перераспределению доходов.
Экономическая статистика обнаружила, что распределение доходов, если оно выше определенного уровня, характеризуется значительной устойчивостью. Эта зависимость между величиной дохода и числом получающих его лиц получила в экономической теории название «закона Парето». Закон Парето означает, что если распределение низких доходов подвержено резким и подчас непредсказуемым колебаниям, то при достижении более высокого уровня оно приобретает стабильность. Закон подтверждает, что социальная стабильность есть следствие высокого уровня благосостояния населения
Социальная политика осуществляется на разных уровнях. Так, можно говорить о социальной политике на микроуровне, т.е. социальной политике фирм, корпораций, различных организаций, в том числе и благотворительных. На макроуровне осуществляется региональная и общегосударственная социальная политика. На интеруровне реализуется межгосударственная социальная политика -- решение глобальных экологических проблем, преодоление социально-экономической отсталости отдельных групп стран. Основные функции социальной политики заключаются в содействии развитию отношений справедливости в обществе, создании системы социальной защиты, условий для роста благосостояния, проведении соответствующей политики доходов. В зависимости от выполняемых функций решаются следующие задачи: реализация программ занятости, помощь социально уязвимым слоям населения, обеспечение доступности и развитие сфер образования, медицины, социального страхования и культуры.Социальная политика осуществляется на разных уровнях. Так, можно говорить о социальной политике на микроуровне, т.е. социальной политике фирм, корпораций, различных организаций, в том числе и благотворительных. На макроуровне осуществляется региональная и общегосударственная социальная политика. На интеруровне реализуется межгосударственная социальная политика -- решение глобальных экологических проблем, преодоление социально-экономической отсталости отдельных групп стран. Основные функции социальной политики заключаются в содействии развитию отношений справедливости в обществе, создании системы социальной защиты, условий для роста благосостояния, проведении соответствующей политики доходов. В зависимости от выполняемых функций решаются следующие задачи: реализация программ занятости, помощь социально уязвимым слоям населения, обеспечение доступности и развитие сфер образования, медицины, социального страхования и культуры.
Социальная политика в переходный период реализуется по трем основным направлениям. Это политика доходов, политика занятости и политика социального партнерства.
Политика доходов предполагает осуществление мер по смягчению их неравенства;политика занятости состоит в обеспечении условий эффективности трудовой деятельности;политика социального партнерства направлена на регулирование взаимоотношений между работодателями и работополучателями.
В решении многих социально-экономических вопросов велика роль самого рынка. Он справедливо распределяет доходы по конечным результатам; повышая эффективность экономики, создает материальную базу для роста благосостояния населения. Рынок заставляет производителей работать на максимальное удовлетворение разнообразных запросов людей, но в то же время не может обеспечить социальных гарантий для всех членов общества.
Меры по осуществлению социальной политики финансируются государством. В настоящее время происходит переход от государственного финансирования к социальному партнерству. Это означает, что ряд социальных программ по созданию рынка жилья, использованию возможностей страховой медицины, переход ряда социальных услуг на платную основу осуществляется за счет средств не только бюджета, но и предприятий.
Основные направления социальной политики:
1) обеспечение всем трудоспособным благоприятных возможностей и стимулов для предпринимательства и труда, для зарабатывания максимально высоких доходов путем любой законной деятельности;
2) обеспечение определенных социальных гарантий для нетрудоспособных, малоимущих и безработных.
Первое направление включает в себякомплекс таких государственных мер, как:
• либерализация бизнеса — освобождение его от бюрократических преград, предоставление людям свободы предпринимательства в рамках закона и ответственности;
• поддержание высокой занятости — увеличение рабочих мест, содействие профессиональному обучению, переквалификации, трудоустройству;
• регулирование трудовых отношений — минимальная заработная плата, продолжительность рабочего дня, отпусков, охрана труда и т.д.
Второе направлениепредусматривает меры, направленные на перераспределение доходов, обеспечение пенсиями и пособиями нетрудоспособных, малообеспеченных и безработных, повышение образовательного уровня и усиление медицинской помощи всем нуждающимся.
Социальное партнерство — согласование действий правительства, предпринимателей и наемных работников по вопросам динамики оплаты труда и социальных трансфертов. Политика социального партнерства нацелена на реализацию принципов равенства и социальной справедливости на рынке труда. Она предполагает:
• создание нормальных условий на рынке труда (продолжительность рабочей недели, отпусков, охрана труда, оплата труда, права и обязанности наемного работника);
• обеспечение условий предпринимательства (неприкосновенность собственности, свобода предпринимательства и распоряжения доходами).
20. Структура национальной экономики. Цели и результаты её функционирования. (Лена)
Под национальной экономикой принято считать народное хозяйство страны.
Сущность национальной экономики состоит в том, что она представляет собой сложившуюся систему национального и общественного воспроизводства государства, в которой между собой взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны. Влияние на особенности национальной экономики оказывают исторические, культурные традиции, географическое положение государства, его роль в международном разделении труда и т. д.
Признаки национальной экономики:
1. Общее экономическое пространство с единым законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.
2. Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с общим воспроизводственным контуром.
3. Территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль.
Структура национальной экономики — это совокупность исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных взаимосвязей между различными единицами национальной экономики.
Структура национальной экономики:
● домашнее хозяйство, подразумевающие рассмотрение структуры национальной экономики как взаимосвязи между домашними хозяйствами.
● социальная структура, исходящая из деления национальной экономики на определенные сектора, которые находятся между собой в органичной взаимосвязи. Обычно выделяют государственный и частный сектора экономики.
● отраслевая структура, предполагающая выделение отраслей экономики и определение характера и сущности взаимосвязи между ними. Этот вид структурирования национальной экономики имеет большое значение, так как позволяет реализовать качественное прогнозирование экономического развития.
● территориальная структура, предполагающая анализ географического распределения производительных сил в рамках национальной экономики — разделение национальной экономики на различные экономические районы
● инфраструктура национальной экономики, исходящая из определения рода и характера взаимодействия сфер экономики.
● структура внешней торговли, предполагающая анализ характера соотношений различных товарных групп, их импорта и экспорта.
Структура конкретной национальной экономики формируется под влиянием множества факторов — географических, культурных, социальных, психологических и т. д. Она специфична применительно к каждой определенной стране и не может быть искусственно внедрена. Со стороны государства может быть осуществлено только опосредованное влияние на нее.
Цели национальной экономики:
Инструменты достижения целей национальной экономики:
1. Фискальная политика (оперирование государственным бюджетом через налоговую систему и расходы государства);
2. Денежно-кредитная политика (контроль за денежным предложением через ставку процента, резервную норму и другие инструменты);
3. Политика регулирования доходов (от свободного установления заработной платы и цен до декретного контроля);
4. Внешнеэкономическая политика (торговая политика, регулирование обменного курса).
Общие и конечные результаты функционирования национальной экономики: приращение национального богатства, объемов прибыльных и нужных обществу товаров и услуг, наиболее эффективное использование ограниченных людских и материальных ресурсов.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 417.