В-третьих, равновесие может быть идеальным (теоретически желаемым) и реальным. Предпосылки достижения идеального равновесия — это наличие совершенной конкуренции и отсутствие побочных эффектов. Оно может быть достигнуто при условии, что все участники хозяйственной деятельности находят на рынке предметы потребления, все предприниматели — факторы производства, весь годовой продукт полностью реализован. На практике эти условия нарушаются.
Равновесие может также быть устойчивым и неустойчивым. Равновесие называется устойчивым, если в ответ на внешний импульс, вызывающий отклонение от равновесия, экономика самостоятельно возвращается в устойчивое состояние. Если после внешнего воздействия экономика не может саморегулироваться, то равновесие называют неустойчивым.
6. Совокупный спрос и совокупное предложение в модели AD-AS. (Яна)
Совокупный спрос – это реальный объем ВВП, который потребители готовы приобрести при каждом данном уровне цен, или общая сумма расходов на конечные товары и услуги, произведенные в стране.
Включает в себя:
• Потребительский спрос
• Инвестиционный спрос
• Спрос со стороны государства
• Чистый экспорт
Кривая совокупного спроса отражает следующую зависимость: по мере роста цен (Р) уменьшается величина реального объёма выпуска, на который предъявляется спрос (Y), т.е. действует закон убывающего спроса.
ЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ
1) Эффект процентной ставки (эффект Кейнса): повышение уровня цен увеличивает спрос на деньги, в результате чего растет процентная ставка и уменьшается совокупный спрос (более низкая процентная ставка поощряет к заимствованиям как население, так и фирмы, что ведет к увеличению расходов на потребительские и инвестиционные товары)
2) Эффект богатства (эффект Пигу): повышение уровня цен ведет к уменьшению реальной стоимости финансовых активов, а, следовательно, к уменьшению потребления и уменьшению совокупного спроса (это касается как самих денег, так и накопленных финансовых активов. Падение же уровня цен ведет к увеличению реальной стоимости денег, т.е. потребители могут за те же суммы приобрести большее количество товаров и услуг. Рост покупательной способности создает ощущение увеличения богатства)
3) Эффект импортных закупок (эффект обменного курса): в результате снижения курса национальной валюты товары, произведенные в данной стране, становятся относительно более дешевыми. Подобное изменение относительных цен ведет к уменьшению импорта и увеличению экспорта, т.е. увеличивается чистый экспорт, а следовательно, растет совокупный спрос.
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ
1) Уровень благосостояния, адаптивные ожидания, налоги и трансфертные платежи
2) Процентные ставки, субсидии и льготные кредиты, налоги, новые технологии, инновации
3) Изменения государственных расходов
4) Колебания валютных курсов, важнейшие события в мировой политике
Факторы сгруппированы в соответствие с их воздействием на составные части совокупного спроса – потребительские, инвестиционные и государственные расходы, а также чистый экспорт.
Совокупное предложение – все конечные товары и услуги, которые производятся в стране, или реальный объем производства при каждом уровне цен.
Графическая модель совокупного предложения – кривая совокупного предложения, которая отражает прямую или положительную зависимость, т.е. такую зависимость, когда более высокому уровню цен соответствует и больший объем производства.
Вертикальный отрезок (классический) – имеет место тогда, когда экономика работает на полную мощность и достичь дальнейшего роста объема производства в короткий срок уже невозможно. Увеличение совокупного спроса в этих условиях приведет к повышению общего уровня цен.
Горизонтальный отрезок (кейнсианский) – соответствует экономике спада, высокому уровню безработицы и недоиспользованию производственных мощностей. В этих условиях любое повышение AD — желательно, так как оно ведет к росту объема производства и занятости, не увеличивая при этом общий уровень цен.
Промежуточный отрезок – предполагает такую воспроизводственную ситуацию, когда увеличение реального объема производства сопровождается некоторым ростом цен, что связано с неравномерным развитием отраслей и применением менее производительных ресурсов, поскольку более эффективные ресурсы уже задействованы.
ЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ
1. Действующие на микроуровне и вызывающие изменение предложения на рынке отдельного товара;
2. Функционирующие на макроуровне факторы, их качество и количество.
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ
1) изменения технологий
2) колебания цен на ресурсы
3) изменения в налоговой политике
4) изменения в структуре рынка
5) изменения в производительности труда
6) изменения в правовых нормах и т.д.
7. Сущность инвестиций и их виды. Инвестиции и динамика ВВП. Теория мультипликатора инвестиций (Ангелина)
Дата: 2019-07-24, просмотров: 315.