Для того чтобы правильно рассчитать ВНП необходимо, чтобы все товары и услуги, произведенные в данном году, были учтены один раз.
Это позволит избежать проблемы двойного счёта и завышение стоимости ВНП т.к. многие продукты проходят несколько стадий переработки много раз, пока не выйдут в конечный продукт.
Под конечным продуктом понимают товары и услуги, которые покупаются для конечного использования, а не для дальнейшей переработки и перепродажи.
Если товар покупается с целью переработки и дальнейшей продажи он является промежуточным продуктом.
В ВНП включаются конечные товары, т.к. в их стоимость уже входят все имевшие место промежуточные сделки.
Чтобы избежать двойного счёта используется показатель добавленной стоимости.
Добавленная стоимость – это рыночная цена продукции фирмы за вычетом потреблённого сырья и материала, купленных у поставщиков. Суммируя добавленные стоимости, произведённые всеми предприятиями можно определить ВНП, который представляет собой рыночную стоимость всех выпущенных товаров и услуг.
В ВНП не учитываются непроизводственные сделки. Они бывают двух типов:
1) Финансовые сделки – к ним относят государственные трансфертные платежи (выплаты по социальному страхованию, пособии безработным, пенсии); сделки с ценными бумагами.
2) Продажа подержанных вещей.Подобные продажи не отражают текущего производства и включают двойной счёт, поскольку уже были учтены в ВНП того года, когда товары были проданы.
6. Макроэкономическое равновесие в модели «совокупный спрос — совокупное предложение». (Яна)
Модель AD-AS определяет взаимодействие между совокупным спросом и совокупным предложением, что является базой для анализа макроэкономического равновесия.
Роль. С её помощью можно не только изучать проблемы общего объема производства, инфляции, экономического роста, но и выявить влияние экономической политики на ситуацию в национальной экономике.
Равновесие. Как и на уровне отдельных рынков, на макроуровне пересечение с.с. и с.п. показывает равновесный объем производства и равновесный уровень цен. То есть экономика находится в равновесии при таких значениях реального национального продукта и таком уровне цен, при которых объем с.п. равен объему с.с.
Система координат. Если рынки отдельных товаров анализируются в таких параметрах, как цена и количество, то данная модель строится в иных координатах:
Количество = объем выпуска, т.е. реальный ВВП, или совокупный доход
Цена = единая совокупная цена или, точнее, показатель среднего уровня цен всей совокупности товаров и услуг, выраженный в форме ценового индекса.
Неравновесие. Спрос и предложение на макроэкономическом уровне подвержены колебаниям и могут находиться в равновесном или неравновесном состоянии.
2 типа неравновесия:
1) Дефицит, т.е. избыточный спрос при недостатке предложения, больше характерен для централизованно управляемой экономики
2) Перепроизводство, т.е. избыточное предложение при недостаточном спросе – для рыночной экономики
При всей важности исследования локальных рынков существуют вопросы, на которые подобный подход не проясняет суть дела, но способна ответить совокупная модель. Среди таких вопросов – что определяет общий уровень цен в стране, под влиянием каких факторов происходят колебания национального дохода и чем определяется его общий объем.
7. Как определяется равновесие между инвестициями и сбережениями в модели I—S? Кейнсианский и классический подходы. (Саша)
Если объем инвестиций I будет равен объему сбережений (S), то соблюдается одно из исходных условий макроэкономического равновесия: I = S .Соблюдение данного тождества означает, что равновесие между совокупным спросом и предложением не нарушается.
Модель «сбережения-инвестиции» - макроэкономическая модель, используемая для определения равновесного объёма производства. Показывает, что для поддержания нормального функционирования экономики необходимо иметь механизм, который аккумулировал бы сбережения и направлял их на инвестиционные цели, способствуя тем самым достижению одного из важнейших условий макроэкономического равновесия – равенства между ключевыми экономическими параметрами: инвестициями и сбережениями (I=S).
На денежном рынке, по мнению классиков, существует механизм, который способствует достижению равновесия между сбережениями и инвестициями. Он основан на колебаниях ставки процента. С установлением равновесной ставки процента устанавливается равенство между объемом сбережений и объемом инвестиций.Наряду с моделью «доходы-расходы» для определения равновесного объема производства можно использовать модель «сбережения – инвестиции». Если не принимать во внимание вмешательство государства и внешнюю торговлю, то и инвестиции (I) и сбережения (S) можно рассматривать как разницу между национальным доходом (Y) и потреблением (C).Поскольку I = Y – C и S = Y – C, то I = S.
При любом объеме производства больше равновесного (Y1) превышение уровня сбережений, который ожидают производители означает сокращение потребления и как следствие, снижение фирмами производства и выпуска. Аналогично, нестабильной будет и противоположная ситуация – сокращение сбережений ведет к увеличению объема выпуска.На практике это означает, что для поддержания нормального функционирования экономики необходимо иметь механизм который бы аккумулировал сбережения и направлял их на инвестиционные цени, способствуя тем самым достижению одного из важнейших условий макроэкономического равновесия – равенства между ключевыми экономическими параметрами инвестициями и сбережениями.I=S. Эту задачу призваны выполнять финансовые структуры (институциональные инвесторы), входящие в денежно-кредитную систему общества
Классическая модель
Кейнсианский подход – сбережения являются функцией дохода, а инвестиции – функцией процентной ставки. В кейнсианской концепции инвестиции, так же, как и у классиков, есть функция нормы процента, а вот сбережения, по Дж.М. Кейнсу, это функция дохода: S = S (Y).
Различия моделей:
8. В чем особенность подхода к анализу макроэкономического равновесия в модели совокупных расходов и доходов (Кейнсианский крест)? (Амина)
Кейнс обосновал положение, согласно которому сбережения являются функцией дохода. Цены (включая З/П) фиксированы; точку равновесия AD и AS характеризует эффективный спрос. Рынок товаров становится ключевым. Уравновешивание спроса и предложения происходит не в результате повышения или понижения цен, а вследствие изменения запасов.
Кейнсианская модель AD - AS — базовая для анализа процессов выпуска товаров и услуг и уровня цен в экономике. Она позволяет выявить факторы (причины) колебаний и последствия.
Кривая совокупного спроса AD — количество товаров и услуг, которое способны приобрести потребители при сложившемся уровне цен. Точки на кривой представляют собой комбинации выпуска (Y) и общего уровня цен (Р), при которых рынки товаров и денег находятся в равновесии.
Совокупный спрос (AD) изменяется под влиянием динамики цен. Чем выше уровень цен, тем меньше запасы денег у потребителей и соответственно меньше количество товаров и услуг, на которое предъявляется платежеспособный спрос.
Между размерами совокупного спроса и уровнем цен существует и обратная зависимость: рост спроса на деньги влечет за собой повышение процентной ставки.
Кривая совокупного предложения (AS) демонстрирует, какое количество товаров и услуг может быть произведено и выброшено на рынок производителями при разных уровнях средних цен.
В краткосрочном периоде (два-три года) кривая совокупного предложения согласно кейнсианской модели будет иметь положительный наклон, близкий к горизонтальной кривой (AS1).
В долгосрочном периоде при полной загрузке мощностей и занятости рабочей силы кривая совокупного предложения может быть представлена в виде вертикальной прямой (AS2). Выпуск примерно одинаков при различном уровне цен. Изменения размеров производства и совокупного предложения будут происходить под влиянием сдвигов производственных факторов, прогресса технологии.
Пересечение кривых AD и AS в точке N отражает соответствие равновесной цены и равновесного объема производства. При нарушении равновесия рыночный механизм будет выравнивать совокупный спрос и совокупное предложение; сработает, прежде всего, ценовой механизм.
9. Какие факторы определяют величину спроса на деньги? (Саша)
Спрос на деньги — желание экономических субъектов иметь в своем распоряжении определенное количество платежных средств, которое фирмы и население намерены держать у себя в данный момент; общая потребность рынка в денежных средствах.
Факторы, определяющие спрос на деньги:
а) Объем производства (или объемов национального дохода) ключевым фактором воздействия на спрос обуславливается транзакционные мотивом накопления денег - чем больше объем производства валового национального продукта, а следовательно и национального дохода, тем больше может быть объем операций по его реализации и тем больше должен быть запас денег для выполнения этих операций. Эту зависимость можно формализовать как МД = f (Q), где Q - номинальный объем ВНП, МД - объем спроса на деньги.
б) Изменение объема валового национального продукта определяется двумя самостоятельными факторами - динамикой уровня цен и уровня реального объема производства, каждый из которых может действовать независимо друг от друга. Поэтому изменение абсолютного уровня цен и реального объема производства можно рассматривать как самостоятельные факторы влияния на спрос на деньги. Влияние каждого из этих факторов является прямо пропорциональным - по мере роста цен и / или увеличения физического объема производства соответственно будет расти спрос на деньги, а при их снижении спрос будет сокращаться. Зависимость МД от указанных двух факторов можно формализовать как МД = F(i, P), где i- Физический объем ВНП, Р - уровень цен.
в) Скорость обращения денег. Чем выше скорость обращения денег, тем меньше будет спрос на деньги, и наоборот. То есть влияние этого показателя на спрос обратно пропорционален. Поскольку скорость обращения денег формируется под влиянием многих факторов, то все они косвенно тоже влияют на спрос на деньги. Однако сторонники такого подхода к анализу спроса на деньги считают, что скорость обращения денег является относительно стабильной, поэтому ее влияние на спрос мало ощутим.
10. Сущность инвестиций и их виды. Инвестиции и динамика ВВП. Теория мультипликатора инвестиций (Яна)
Инвестиционные расходы – это денежные вложения, увеличивающие объем инвестиционных (производительных) товаров.
Инвестиции предназначены для удовлетворения будущих потребностей. Они включают в себя:
- Ресурсы, которые направляются на возмещение и увеличение реального капитала общества, т.е. расходы на строительство зданий, сооружений, производство машин, оборудования и т.д.
- Потребительские блага, которые не используются в текущем периоде и откладываются в запас (инвестиции на увеличения запасов).
Составляют 20% от общего объема совокупного спроса, т.е. значительно меньше расходов на потребление. Но, поскольку от их размера зависят колебания деловой активности не только в текущем периоде, но и темпы экономического роста в будущем, значение инвестиций трудно переоценить.
Виды.
1) По значению:
a) Чистые инвестиции (инвестиции нетто) равны увеличению объема капитала, обеспечивающему прирост производства
b) Валовые инвестиции (инвестиции брутто) равны чистым инвестициям + расходы на замещение старого капитала (амортизация)
2) По направленности вложений:
a) Производственные инвестиции (оборудования, здания, сооружения)
b) Инвестиции в товарно-материальные запасы (незавершенное производство, сырье, материалы, готовые изделия)
c) Инвестиции в жилищное строительство
3) Зависимость:
a) Автономные (определяемые внешними факторами, их величина не зависит от национального дохода)
b) Стимулируемые (= производные, индуцированные; величина зависит от колебания совокупного дохода)
Инвестиции и ВВП. Современные финансисты твердо убеждены, что инвестиции и ВВП тесно связаны между собой. Между ними существует ярко выраженная прямо пропорциональная зависимость. Так, рост объема инвестиций незамедлительно сказывается на положительной динамике и повышении валового внутреннего продукта. В то же самое время когда растет ВВП, то вместе с ним увеличиваются темпы и объемы вложений.
Экономическая кейнсианская теория говорит о существовании эффекта мультипликатора инвестиций. Смысл данного явления состоит в том, что даже незначительный инвестиционный подъем способен обеспечить существенное увеличение валового внутреннего продукта.
Такой подход имеет достаточно простое объяснение, согласно которому финансовые вложения представляют собой мощный импульс для развития промышленности страны. Вслед за этим происходит увеличение рабочих мест и рост доходов населения. Следовательно, растет и потребление выпускаемых товаров, что, в свою очередь, снова стимулирует производство к дальнейшему развитию.
Теория мультипликатора инвестиций.
Мультипликатор инвестиций – это коэффициент, который показывает взаимосвязь между изменением инвестиций и величиной получаемых доходов. Данный показатель значительно усиливает уровень спроса, как результат действия вложений на повышение дохода.
Суть концепции мультипликатора состоит в том, что между изменением автономных инвестиций и валового национального продукта (национального дохода) существует устойчивая зависимость.
Эффект мультипликатора в рыночной экономике состоит в том, что увеличение автономных инвестиций приводит к увеличению национального дохода, причем на величину значительно большую, чем первоначальный прирост инвестиций.
Мультипликатор инвестиций показывает положительное воздействие инвестиций на все другие отрасли. Кейнс предлагал регулировать не только инвестиции, но и национальный доход. Средством для этого он считал налоги, требуя их повышения в целях изъятия сбережений для увеличения государственных инвестиций.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 926.