В результате привлечения государством заемных денежных средств образуется государственный долг.
Государственным долгом РФ являются долговые обязательства России перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
В России действует единая система учета и регистрации государственных заимствований в долговой книге, которую ведет Минфин России .
Государственный долг необходимо отличать от субфедерального долга, которым является государственный долг субъекта РФ, представляющий собой совокупность долговых обязательств соответствующего региона.
Государственный долг является прямым следствием кредитной политики государства, и его состав зависит от форм государственного кредита, используемых для привлечения временно свободных денежных средств в распоряжение публичной власти. В этой связи ст. 98 БК РФ обоснованно включает в объем государственного долга Российской Федерации только суммы основного долга по кредитам, номинальную сумму долга по государственным ценным бумагам и объем обязательств по выданным Россией гарантиям. Не образует состава государственного долга выплата процентов и непроцентных доходов по государственным заимствованиям, поскольку согласно ст. 69 БК РФ они являются самостоятельной формой расходов федерального бюджета.
Форма государственного долга — это юридически оформленные экономические отношения, образующие долговые обязательства Российской Федерации.
Согласно ст. 98 БК РФ структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по видам долговых обязательств. Государственный долг представляет собой комплексное экономико-правовое образование, особый механизм финансовых отношений, требующий регулирования системой различных методов.
Управление государственным долгом — это совокупность финансовых операций государства по обеспечению единства планирования и учета всех операций по привлечению, погашению и обслуживанию внешних и внутренних государственных заимствований, а также относительно предоставления государственных гарантий.
Управление государственным внутренним и внешним долгом относится к компетенции Правительства РФ.
Непосредственно функции по управлению государственным долгом осуществляет Министерство финансов РФ, основными задачами которого является разработка программ государствен-ных заимствований и их реализация от имени Российской Федерации, а также управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации. В соответствии с возложенными на него задачами Минфин России совместно с Центральным банком РФ проводит операции по обслуживанию государственного долга, осуществляет необходимые меры по совершенствованию его структуры и оптимизации расходов по его обслуживанию.
Управление государственным долгом отнесено федеральным законодательством и к обязанностям Центрального банка РФ, который консультирует Минфин России по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы России и приоритетов единой денежно-кредитной политики. Операции по обслуживанию государственного долга Центральный банк РФ осуществляет без взимания комиссионного вознаграждения.
Основными методами регулирования государственного долга являются: реструктуризация, конверсия, новация, пролонгация и уступка права требования.
11. Фискальная политика государства, механизм и инструменты ее реализации (Лена)
Циклическое развитие экономики вызывает колебания основных макроэкономических показателей — национального дохода, занятости, инфляции и др. Для того чтобы смягчить негативные последствия и сгладить циклические колебания государство проводит стабилизационную политику.
Основными инструментами стабилизационной программы являются:
1. денежно-кредитная (или монетарная)
2. бюджетно-налоговая (или фискальная) политика
Фискальная политика - формирование государственного бюджета через систему налогообложения и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей. То есть фискальная политика предполагает воздействие на фазы экономического цикла с помощью изменения государственных расходов и налогов.
Понятие фискальной политики как реального инструмента государственного регулирования связано с именем Дж.М. Кейнса и кейнсианцами (А. Пигу, Р. Харрод, Э. Хансен).
Фискальная политика бывает дискреционной и недискреционной.
Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное манипулирование налогами и правительственными (государственными) расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
В дискреционной фискальной политике мы сталкиваемся с понятием “мультипликатор сбалансированного бюджета”: равные увеличения государственных расходов и налогообложения ведут к росту равновесного национального продукта на ту же величину (т.е. мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1).
Фискальная политика используется для регулирования стабилизации экономики в двух основных направлениях: преодоление спада и сдерживание подъема.
В фазе подъема следует проводить сдерживающую политику — сокращать государственные расходы и увеличивать налоги, а в фазе спада стимулирующую — увеличивать госрасходы и снижать налоги.
Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое изменение чистых налоговых поступлений в государственных бюджет в периоды изменений объемов национального производства. В некоторой степени изменения государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Сюда относятся прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (страхование по безработице), система участия в прибылях.
По мере роста объема национального продукта идут пропорциональные приросты налоговых поступлений. Так, увеличиваются поступления (при прогрессивных ставках) от налогов на доходы корпораций, налогов с оборота, налогов с акциза. В случае падения национального производства эти налоговые поступления сокращаются. Трансфертные платежи имеют обратное воздействие: во время экономического подъема сокращаются, во время спада возрастают.
Встроенные стабилизаторы, как правило, смягчают тяжесть экономических колебаний, но не устраняют нежелательные изменения в объеме национального производства, что необходимо учитывать при построении фискальной политики.
Налоги и их функции.(АНЯ з)
Налоги (сборы, пошлины) – это обязательные платежи в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды, осуществляемые физическими и юридическими лицами в порядке и на условиях, установленных законодательными актами.
Социально-экономическая сущность, назначение налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре основные функции:
1. Обеспечение финансирование государственных расходов (фискальная функция);
2. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция);
3. Поддержание социального согласия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);
4. Стимулирующая функция.
Фискальная функция означает то, что за счет налогов формируется доходная часть бюджетов всех уровней. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства.
Регулирующая функция налогов состоит в использовании налогов со стороны государства в качестве инструмента воздействия на рыночную экономику. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса. Через механизм рыночного спроса они могут содействовать производству или тормозить его. Маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей производства, и способствует решению актуальных для общества задач.
Социальная, или перераспределительная функция налогов позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, сгладить дифференциацию в доходах между отдельными социальными группами, возникающую в результате первичного распределения национального дохода по факторам производства. Это достигается путем установления прогрессивных налогов, направления значительной части бюджетных средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
Последняя функция налогов – стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение количества рабочих мест, инвестиции в производство. Стимулирование научно-технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства освобождается от налогов. Во многих развитых странах освобождаются от налогов затраты на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки).Рассмотренное разграничение функций налогов носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
13. Кривая А. Лаффера. Дискреционная фискальная политика и политика встроенных стабилизаторов.(Карина)
КРИВАЯ ЛАФФЕРА — кривая, характеризующая в графическом виде
зависимость объема государственных доходов от среднего уровня налоговых
ставок в стране. Кривая иллюстрирует наличие оптимального уровня
налогообложения, при котором государственные доходы достигают своего
максимума.
Повышение налоговых ставок до определенного момента будет вести к
увеличению собранных налогов. Дальнейший рост налогов подрывает стимулы
к производственной деятельности (так как большая часть дохода должна быть
перечислена в государственный бюджет), тормозит рост научно-технического
прогресса, замедляет экономический рост и ведет к уменьшению поступлений
налогов в бюджет.
На уровне размер налоговых ставок оптимален и обеспечивает
наибольшее поступление денежных средств в бюджет.
Налоговые поступления возрастают в периоды экономического подъема
сокращаются в периоды спада.
Трансфертные платежи сокращаются в периоды экономического
роста и увеличиваются в периоды спада.
Дискреционная фискальная политика — целенаправленное изменение величин
государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в
результате специальных решений правительства, направленных на изменение
уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния
платежного баланса.
При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного
спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета
вследствие увеличения госрасходов (например, на финансирование программ
по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно, в
период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.
Дискреционная политика правительства связана со значительными
внутренними временными лагами, так как изменение структуры
государственных расходов или ставок налогообложения предполагает
длительное обсуждение этих мер в парламенте.
"Встроенный" стабилизатор — экономический механизм,
позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и
выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики
правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах
обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система
государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и
система участия в прибылях.
Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от
величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют
функции автоматических "амортизаторов" колебаний совокупного спроса.
Циклический дефицит (излишек) — дефицит (излишек) государственного
бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых
поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на
фоне спада (подъема) деловой активности.
В фазе циклического подъема Y2>Y0, и поэтому налоговые отчисления
автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются.
В результате возрастает бюджетный излишек и инфляционный бум
сдерживается (см. рис. 3).
В фазе циклического спада Y1<Y0, и поэтому налоги автоматически падают, а
трансферты растут. В итоге увеличивается бюджетный дефицит на фоне
относительного роста совокупного спроса и объема производства, что
ограничивает глубину спада.
Величины циклических дефицитов и излишков определяются степенью
"крутизны" графиков налоговой и бюджетной функций. Угол наклона налоговой
функции Т определяется величиной предельной налоговой ставки t, а угол
наклона функции государственных расходов G — величиной γ, которая
характеризует соотношение между изменением суммы получаемого
трансферта и изменением величины дохода. Соответственно, чем выше
уровень дохода, тем выше вносимый налог и ниже трансферт, получаемый от
государства.
Даже в том случае, когда все государственные расходы G упрощенно
представлены как неизменная величина, независящая от динамики текущего
дохода, степень встроенной стабильности экономики оказывается тем выше,
чем выше уровень налоговых ставок t и чем, соответственно, круче линия Т. В
положении Т' величины циклических бюджетных дефицитов и излишков больше, чем в положении Т, и поэтому встроенные стабилизаторы оказывают более сильное воздействие на рост или снижение совокупного спроса.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 311.