Критерии оценки письменной работы.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Письменная работа может быть оценена в 5 баллов. 4 балла выставляется, если имеют место незначительные недостатки изложения и оформления.

 

 Письменная работа должна соответствовать следующим требованиям:

1. Тема должна быть раскрыта.

2. Необходимо не только продемонстрированы знания об объекте, но и навыки творческой переработки и переосмысления текстов, умение выделять существенные и второстепенные особенности, устанавливать причинно-следственные связи.

3. Изложение должно соответствовать нормам научного и литературного языка.

4. Текст  должен быть последователен, логичен и доказателен.

Письменная работа считается не действительной и оценивается на 0 баллов если:

1. Если тема выбрана самостоятельно и не согласована с преподавателем.

2. Если продемонстрировано непонимание сути, задач и методов изучаемого предмета.

3. Если источником сведений служит энциклопедическая, художественная, популярная литература, а так же Интернет. Что не распространяется на электронные формы научных изданий.

4. При любых проявлениях плагиата вне зависимости от объема или источника.

 

Для студентов, допущенных к зачету, но не набравших в сумме  50 баллов

Зачет может быть пересдан в дополнительную сессию. Предоставляется не более двух попыток, и итоговая оценка не может превышать 65 баллов. Набранные в семестре баллы – сохраняются.

 Задания для самоконтроля

Тестовые задания из банка тестовых заданий[3]

Тест «Первобытная культура»

 

1. Расставьте в исторической последовательности основные этапы развития первобытной культуры:

а) бронзовый век;

б) мезолит;

в) палеолит;

г) железный век;

д) неолит.

2. Характерной особенностью первобытной культуры был:

а) анимизм;

б) табу;

в) синкретизм;

г) позитивизм.

3. Первый искусственный материал, изобретённый человеком в неолите:

а) кость;

б) камень;

в) дерево;

г) огнеупорная глина.

4. Петроглифы - это:

а) животные;

б) антропологический тип человека;

в) оружие;

г) высеченные, выбитые или процарапанные на скалах, камнях и т.п. различные изображения животных, птиц, сцен охоты и др.

5. Укажите слово, не входящее в данный смысловой ряд:

а) акведук;

б) дольмен;

в) каменная баба;

г) кромлех.

6. Укажите название мегалитических памятников эпохи неолита и бронзового века в виде круглой ограды из огромных каменных плит и столбов, служивших первобытными культовыми сооружениями и древнейшими обсерваториями:

а) дольмены;

б) кромлехи;

в) менгиры;

г) городище.

7.   Укажите название мегалитических памятников,
представляющих собой отдельные, вертикально поставленные продолговатые камни различной высоты, образующие иногда параллельные ряды длиной в несколько километров:

а) дольмены;

б) кромлехи;

в) менгиры;

г) городище.

8. Укажите название мегалитических сооружений бронзового и железного веков, имевших вид каменных глыб и плит, поставленных вертикально (или положенных друг на друга) и покрытых сверху
массивной плитой:

а) дольмены;

б) кромлехи;

в) менгиры;

г) городище.

9. К какому виду мегалитов относится Стоунхендж?

а) к кромлехам;

б) к курганам;

в) к дольменам;

г) к менгирам.

10. Термин «анимизм» был введён английским этнологом, автором фундаментального труда «Первобытная культура»:

а) К. Ясперсом;

б) О. Шпенглером;

в) Э. Тайлором;

г) А. Тойнби.

 11. Известный английский религиовед и этнолог, автор труда «Золотая ветвь», составил классификацию магических приёмов, выводя их из психологических представлений. Магию он подразделял
на подражательную («гомеопатическую») и заразительную («контагиозную»). Имя этого ученого:

а) П. Сорокин;

б) Дж. Фрезэр;

в) Ф. Боас;

г) Ф. Бродель.

12. Фетишизм - это:

а) наделение природных явлений человеческими качествами;

б) ряд символических действий и ритуалов, с заклинаниями и обрядами;

в) поклонение неодушевлённым предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства;

г) вера в кровно-родственные связи между родом и определённым растением или животным (реже -явлениям природы).

13. Анимизм - это:

а) наделение природных явлений человеческими качествами;

б) ряд символических действий и ритуалов, с заклинаниями и обрядами;

в) поклонение неодушевлённым предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства;

 г) вера в кровно­родственные связи между родом и определённым растением или животным (реже - явлениям природы).

14. Магия - это:

а) наделение природных явлений человеческими качествами;

б) ряд символических действий и ритуалов, с заклинаниями и обрядами;

в) поклонение неодушевлённым предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства;

г) вера в кровно­родственные связи между родом и определённым растением или животным (реже - явлениям природы).

15. Тотемизм - это:

а) наделение природных явлений человеческими качествами;

б) ряд символических действий и ритуалов, с заклинаниями и обрядами;

в) поклонение неодушевлённым предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства;

г) вера в кровно­родственные связи между родом и определённым растением или животным (реже - явлениям природы).

16. Приведите научный термин, обозначающий религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и др., нарушение которого карается сверхъестественными силами:

а) инклюзия;

б) санкция;

в) табу;

г) дискриминация.

17. Конкретный предмет, которому приписывалась
сверхъестественная магическая сила, способность охранять его владельца от несчастий и болезней - это:

а) дротик;

б) маска;

в) амулет;

г) татуировка.

18. Коллективная память человечества, в которой даётся эмоционально-образная картина мира - это:

а) эпос;

б) традиция;

в) миф;

г) мораль.

19. Приведите название первобытного обряда посвящения
молодых людей во взрослую жизнь:

а) гоминизация;

б) инкультурация;

в) инициация;

г) диспансеризация.

 

Тест «Культура Древнего Египта»

 

1. Река, вдоль которой располагался Древний Египет, называется:

а) Тигр;

б) Ганг;

в) Енисей;

г) Нил.

2. Кто в Древнем Египте имел двойную природу – божественную и человеческую, назывался «сыном Ра» и после физической смерти обретал бессмертие, сливаясь с Осирисом?

а) бык;

б) фараон;

в) писец;

г) дервиш.

3. Во главе древнеегипетского государства стоял:

а) жрец;

б) император;

в) фараон;

г) царь.

4. Как называется территориально-административная единица в Египте?

а) улус;

б) вилайет;

в) ном;

г) штат.

5. Обожествление ___________  занимало центральное место в

религиозной культуре Египта:

а) пирамиды;

б) жреца;

в) фараона;

г) тростника.

6. Какую функцию исполнял бог Тот:

а) бог Луны и письменности,

б) бог истины и порядка,

в) бог умирающей и воскресающей природы,

г) бог неба, любви и веселья.

7. Каково зооморфное воплощение богини Баст:

а) бегемот;

б) корова;

в) кошка;

г) цапля;

8. Египтяне поклонялись деревьям и растениям, среди которых они особенно выделяли _____. Они считали, что именно из него вышел бог Ра:

а) тюльпан;

б) лотос;

в) дуб;

г) пион.

9. Фараон, попытавшийся провести религиозные реформы с целью установления нового государственного культа бога Атона:

а) Тутанхамон;

б) Аменхотеп;

в) Рамзес;

г) Тутмос.

10. Для определения благочестия умершего, на суде богов на одну чашу весов клали его сердце, а на другую:

а) чешуйку Сета;

б) страусиное перо богини истины и справедливости Маат;

в) соколиное перо Гора;

г) панцирь скарабея.

11. Древнейший символ силы фараона:

а) око Гора;

б) бычий хвост;

в) перо сокола;

г) солнечный зайчик.

12. Универсальный символ древнеегипетской культуры, имеющий облик существа с человеческой головой и телом льва, посредник между царством живых и царством мертвых, олицетворение тайной премудрости - это:

а) грифон;

б) мантикора;

в) химера;

г) сфинкс;

13. Письменность Древнего Египта:

а) клинопись;

б) линейное письмо;

в) иероглифы;

г) петроглифы.

14. Проводником души в царство мёртвых был:

а) крокодил;

б) шакал;

в) скарабей;

г) верблюд.

15. Священный атрибут богов, знак мудрости и власти, так называемый египетский крест с петлей, символизирующий фундаментальную для египетской культуры идею бессмертия - это:

а) око Гора;

б) анкх;

в) уроборос;

г) бурнус.

16. Как символически уничтожали недоброжелателей в Древнем Египте?

а) пергаменте;

б) глиняных табличках;

в) бересте;

г) папирусе.

18. Одно из семи чудес света в эллинистическом Египте - это:

а) Колос Родосский;

б) висячие сады Семирамиды;

в) Александрийский маяк;

г) Стоунхендж.

 

Тест «Культура Древней Греции»

 

 1. Укажите период, в котором происходит формирование античного полиса:

а) классический;

б) архаический;

в) гомеровский;

г) крито-микенский.

2. Назовите основной культ древнегреческой религии:

а) культ предков;

б) культ олимпийских богов;

в) марафонский культ;

г) культ быка Аписа

3. Бог подземного царства:

а) Апполон;

б)     Гефест;

в)     Арес;

 г) Аид

4. Назовите главное оружие Зевса:

а) молот;

б) молния;

в) лук;

г) пламя;

5. Какие игры устраивались в честь бога Апполона:

а) пифийские,

б) истмийские,                 

б) дельфийские,

в) олимпийские,               

6. Одна из важнейших черт древнегреческой культуры - агональность - означает:

а) унифицированность, единообразие;

б) удивление, восхищение;

в) скаредность, зловредность;

г) состязательность, противоборство.

7. Назовите особый жанр греческой литературы, который традиционно связывают с именем легендарного народного мудреца Эзопа:

а) эпос;

б) трудовые песни;

в) лирика;

г) басня.

8. Назовите тип одиночной скульптуры - обнаженного юноши:

а) курос;

б) катарсис;

в) кора;

г) капитель.

10. Назовите тип одиночной скульптуры – задрапированной женщины:

а) катарсис;

б) эллипс;

 в) кора;

г) капитель;

11. Большую роль в развитии интеллектуального образования сыграли именно эти философы, которые считали, что истин может быть столько же, сколько и людей и славились своим умением убеждать и доказывать. Назовите их:

а) софисты;

б) гедонисты;

в) стоики;

г) пифагорейцы.

12. Назовите великого философа - одного из родоначальников диалектики как метода отыскания истины; всё внимание уделявшего человеку - его природе, возможностям, воспитанию. Основой человеческого существования и развития он считал разум:

а) Фалес;

б) Платон;

в) Аристотель;

г) Сократ.

 13. Назовите имя великого греческого врача, основной постулат которого был: «Не навреди»:

а) Гален;

б) Гиппократ;

в) Авиценна;

г) Чорак.

14. Укажите, где греки занимались физическим
совершенствованием:

а) в термах;

б) в гимнасиях;

в) в лицеях;

г) в амфитеатре.

15. Как называлось дружеское застолье греков?

а) раут;

б) симпосион;

в) триклиний;

г) конференций.

16. Приведите один из важнейших терминов античных этики и эстетики, обозначающий гармонию внешнего (телесного сложения) и внутреннего (духовно-нравственного склада), которая является условием красоты человека:

а) мимесис;

б) калокагатия;

в) креационизм;

г) титанизм.

17. Назовите величайшего ученого античности, который создал понятие бесконечно большого числа, ввёл величину пи, открыл гидравлический закон, стал основоположником теоретической механики:

а) Архимед;

б) Никомед;

в) Плиний Старший;

г) Гуттенберг.

 

 Тест «Римская культура»

 

 1. Назовите эмблему доимперского Рима, бронзовое
скульптурное изображение которой украшало римский форум:

а) капитолийская тигрица;

б) капитолийская волчица;

в) капитолийский аист;

г) капитолийский дракон.

2. Укажите, какой была ранняя римская религия:

а) политеистическая;

б) анимистическая, с элементами тотемизма;

в) антропоморфическая;

г) монотеистическая.

3. Назовите имя легендарного первого римского царя:

а) Рем;

б) Ромул;

в) Эней;

г) Ганнибал.

4. Назовите императора, при котором в Риме официально было принято христианство:

а) Диоклетиан;

б) Нерон;

в) Август;

г) Константин.

4. Назовите основную единицу римской армии:

а) батальон;

б) легион;

в) центурия;

г) дивизия;

5. Укажите высшую награду римского полководца:

а) овации;

б) триумф;

в) аплодисменты;

г) сундук с золотом.

6. Римской богине Юноне соответствует греческая:

а) Артемида,

б) Гера

в) Диана

г) Персефона

7. В Римском пантеоне бог Орк был:

а) богом огня;

б) бог покровитель виноделия;

в) бог войны;

г) бог смерти

8. Назовите имя древнеиталийской богини подземного царства. Ее изображения вывешивали над дверьми для сохранения дома:

а) Майя;

б) Мания;

в) Лето;

в) Соль.

9. Назовите одно из почитаемых италийских божеств, изображавшееся с двумя лицами, божество входа и выхода:

а) Пан;

б) Яго;

в) Янус;

г) Цецилий.

10.Приведите ставшее нарицательным имя знатного
аристократа, известного своим влиянием на литературную жизнь Рима времен императора Августа и покровительствующего поэтам «золотого века»:

а) Спонсор;

б) Меценат;

в) Триумвират;

г) Макар.

 11. Приведите широко известное название гигантского амфитеатра, построенного в Риме в 80 г. н.э. Первоначально назывался Амфитеатром Флавиев, долгое время был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения, казни христиан:

а) Парфенон;

б) Эрехтейон;

в) Колизей;

 г) Ватикан.

12. Назовите тип римского зрелищного сооружения,
предназначавшегося для проведения конных состязаний:

а) цирк;

б) театр;

в) ипподром;

г) триклиний.

13. Приведите название подземного сооружения естественного или искусственного происхождения, использовавшееся для погребения христиан и иудеев:

а) каверна;

б) катакомба;

в) канализация;

г) шахта.

 

Тест «Культура средневековой Европы»

 

1. Назовите организацию, которая контролировала практически все сферы деятельности людей средневековья, выступала в качестве международной полиции, так как у неё были длинные руки и хорошая память. Эта организация внушала мистический ужас в силу таинственности её деятельности и её сверхъестественной бдительности:

а) орден иезуитов;

б) орден доминиканцев;

в) инквизиция;

г) орден тамплиеров.

2. Назовите основоположника этой организации:

а) Игнатий Лойола;

б) Торквемада;

в) Кортес;

г) Бафомет;

3. Из перечисленных выберите науку, не входящую в тривиум:

а) грамматика;

б) риторика;

в) диалектика;

г) арифметика.

4. Из перечисленных выберите науку, не входящую в квадривиум:

а) геометрия;

б) астрономия;

в) музыка;

г) история;

5. Приведите название средневековой университетской науки:

а) схоластика;

б) астрология;

в) алхимия;

г) метафизика.

6. Назовите специфический феномен средневековой культуры нечто целостное, включающее в себя такие компоненты, как научные обобщения и фантазии, рациональную логику и мифологию:

а) астрология;

б) алхимия;

в) мистика;

г) магия.

7. Укажите язык, на котором велось преподавание в средневековых университетах:

а) греческий;

б) латинский;

в) аккадский;

г) английский.

8. Укажите первый общеевропейский стиль в архитектуре средневековой Западной Европы:

а) барокко;

б) романский;

в) готический;

 г) рококо;

 9. Приведите название ереси, последователи которой отрицали
учение о двойственной, богочеловеческой природе Христа:

а) григорианство;

б) адопцианство;

в) монофизитство;

г) катары.

10. Приведите название грамоты отпущения грехов, как уже совершенных, так и предполагаемых:

а) хартия;

б) индульгенция;

в) глоссарий;

 г) диплом.

11. Укажите название военного состязания рыцарей в средневековой Западной Европе:

а) аттракцион;

б) турнир;

в) коллизия;

г) дуэль

12. Термин «гуманизм» происходит от лат. Humanus, что означает:

а) божественный;

б) человеческий;

в) природный;

г) милосердный.

13. Термин «реформация» имеет отношение к критике:

а) католической церкви;

б) английской буржуазии;

в) французских рантье;

г) немецкого бюргерства.

14. Наиболее выдающимся представителем немецкого реформационного движения являлся:

а) Виклиф;

б) Ян Гус;

в) Жан Кальвин;

г) Иоанн Креститель.

15. Лютер выступал против идеи о том, что:

 а) человек может напрямую обращаться к богу;

б) церковь - единственный посредник между богом и человеком;

в) священники не могут отпускать мирянам грехи;

г) человек полон чувства вины и греха.

16. Термин «утопия» означает буквально:

а) удаленный остров;

б) идеальное государство;

в) несуществующее место;

г) великая мечта.

 

Тест «Культура эпохи европейского Просвещения»

 

1. Ученые XVIII в. считали необходимым объяснять все явления исключительно:

а) божьей волей;

б) естественными причинами;

в) инопланетным вмешательством;

г) антропогенным воздействием.

2. Из перечисленного выберите ту концепцию, которая была сформулирована именно в эпоху Просвещения:

а) «деньги не пахнут»;

б) «на всё воля божья»;

в) «вера в прогресс через разум»;

г) «пусть ненавидят - лишь бы боялись».

3. Укажите, что стало результатом «века разума»:

а) создание ядерного оружия;

б) Великая Французская революция;

в) первая промышленная революция в Англии;

г) Крымская война 1853 г.

4. Укажите страну, где зародилось Просвещение:

а) Англия;

б) Франция;

в) Германия;

г) Россия.

5. Назовите выдающегося теоретика товарно-денежных отношений, особое внимание уделявшего рынку. Он считал, что именно рынок освободит человека от феодальной зависимости:

а) Д. Юм;

б) А. Смит;

в) Д. Дидро;

г) М. Робеспьер.

 6. Назовите главного редактора и вдохновителя знаменитой 35- томной «Энциклопедии»:

а) Вольтер;

б) Ж.-Ж. Руссо;

в) Ш. Монтескье;

г) Д. Дидро.

7. Назовите стиль, основанный на следовании принципам
античного греческого и римского искусства:

а) барокко;

б) классицизм;

в) рококо;

г) пуризм.

8. Кто из перечисленных персонажей был участником знаменитой итальянской комедии дель арте:

а) Буратино;

б) Арлекин;

в) Мальвина;

г) Джельсомино.

 

Рекомендуемые учебники и литература:

 Справочная литература:

1. Краткий философский словарь. М. РГ-Пресс. 2014.

2. Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997.

3. Культурология XX века. Словарь (под ред. A.A. Радугина). М., 1997.












Рекомендуемые учебники:

1. Багдасарьян, Н.Г. Культурология [Текст] : учебник для бакалавров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 549 с. - (Бакалавр. Углубленный курс).

2. Гуревич, П.С. Культурология [Текст] : учебное пособие. - 3-е изд., стер. - Москва : Омега-Л, 2012. - 427 с. - (Университетский учебник).

3. Золкин, А.Л. Культурология : учебник / А.Л. Золкин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 583 с. - (Cogito ergo sum). - ISBN 978-5-238-01494-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115382 (25.10.2014).

4. Садохин, А.П. Культурология. Теория культуры: учебное пособие [Электронный ресурс] / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 366 с. - (Cogito ergo sum) - ISBN 5-238-00780-9. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115400

Рекомендуемая литература

1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.1992.

2. Белл Д. Америка как массовая культура. М., 1981

3. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости.

4. Бенедикт Р. Хризантема и меч. Модели японской культуры. М., 2013

5. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма.- М.: Наука, 1990.

6. Бодрийяр Ж В тени молчаливого большинства или конец социального. Екатеринбург, 2000

7. Бодрийяр Ж. Системы вещей. М.2001

8. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М.2011

9. Бицилли П. М. Место Ренессанса в истории культуры. С.Пб 1996

10. Бицилли П. М Элементы средневековой культуры. С.Пб 1995

11. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. – М., 2013

12. Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 2014.

13. Гуревич А.Я.Категории средневековой культуры. М.: 1984.

14. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.,2011.

15. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.1996

16. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. М., 1998

17. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. М. 1992

18. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (ХVШ - начало ХIХ века).-СПб.: Искусство, 2008

19. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. М. , 2013.

20. Маркузе Г. Одномерный человек. - М.: 2003.

21. Московичи С. Век толп. М., 2011

22. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 2008

23. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования истории морали. М., 1987

24. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М. 1989

25. Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре. М.2000

26. Тойнби А. Постижение истории. Сборник. М.2010.

27. Хёйзинга Й. Осень средневековья. М.2013

28. Хёйзинга Й. Homo ludens (Человек играющий). М, 2007

29. Шпенглер О. Закат Европы. М., 2009.

Рекомендуемая литература (дополнительная)

1. Антология исследований культуры. СПб., 1997.

2. Античность как тип культуры (Отв. ред. Лосев А.). М.1983.

3. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. - М.: Высшая школа. 1999

4. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург, 1999.

5. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Л.1990

6. Бахтин М.М. Ф.Рабле и народная смеховая культура Средних веков и Ренессанса. М.1990.

7. Бонар А. Греческая цивилизация /Пер. с англ.: В 3 т.- М.: Искусство, 1992.

8. Гиббон Э. История упадка и крушения Римской империи. – М, 2008.

9. Городская культура: Средневековье и начало нового времени. - Л.: Наука, 1986.

10. Древние цивилизации. Под. ред. Бонгард-Левина М.1989.

11. Дюби Ж. Европа в Средние века. Смоленск 1994.

12. Ерасов Б. С. Социальная культурология. М. 1997

13. Ле Гофф. Герои и чудеса средних веков. М. 2012.

14. Каган М.С.Философия культуры. С.-Пб ,1996

15. Касирер Э. Философия символических форм. Введение и постановка проблемы. //Культурология. ХХ век. Антология.М.1995

16. Карсавин Л.П. Монашество в Средние века. - М., 2012.

17. Кнабе Г.С. Быт и история в античности. М., 2012

18. Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного мира. М.1993.

19. Козловский П. Культура постмодерна М.1997

20. Культура Древнего Рима: в 2 т.-М.: Наука, 1985.

21. Культура эпохи Возрождения и Реформации. М.1981.

22. Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима М. 1990

23. Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции. Лениздат, 2013

24. Липинская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта /Пер. с пол.- М.: Искусство, 1983.

25. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. -М., 2013

26. Леви-Брюль. Л. Первобытное мышление. – М,2012.

27. Ле Гофф Ж. Другое средневековье. Екатеринбург, 2000.

28. Ле Гофф Ж., Трюон Н. История тела в средние века (пер. Е.Лебедевой). — М.: Текст, 2008

29. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., 2008.

30. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.1992

31. Лоренц К. Агрессия. М., 2009.

32. Малиновский Б. Магия, наука, религия. М., 1998.

33. Массон В.И. Первые цивилизации. М.1989.

34. Марков А.П. Отечественная культура как предмет культурологии. СПб 1996

35. Марков Б. В. Храм и Рынок: человек в пространстве культуры. СПб 1999

36. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 2012.

37. Мещеряков В. Н. Книга японских символов. Книга японских обыкновений. М. 2007

38. Монтэ П. Египет Рамсесов: Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов / Пер. с фр.- М.: Наука, 1989.

39. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

40. Рак И.В. Мифы Древнего Египта.- СПб.: Петро-Риф, 1993.

41. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси.-М.: Наука, 1987.

42. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. Репр. воспр. 1880 г.-М.: Автор, 1992.

43. Сабуро Иэнага. История японской культуры. М.1972.

44. Самосознание европейской культуры 20-го века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.1991

45. Соколов Э. В. Понятие, сущность и функции культуры Л. 1990

46. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

47. Тернер В. Символ и ритуал. М.”Наука”.1983

48. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М. 2005.

49. Тоффлер А. Шок будущего. М., 2008

50. Удальцова В.В. Византийская культура. М.1988.

51. Фрейд З. Тотем и Табу. СПб, Азбука, 2013.

52. Фрейзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М. 2012

53. Фуко М. Забота о себе. М., 1998.

54. Эко У. Заметки на полях «Имени Розы».М., 2012

Рекомендуемые веб-ресурсы:

При освоении курса студенты могут пользоваться любыми оцифрованными учебниками и учебными пособиями.

Однако, при написании работ допустимы только те электронные первоисточники, в которых сохраняется нумерация страниц, необходимая для ссылок на цитаты. Чаще всего это тексты в форматах pdf и djvu.

Найти их, а так же установить программы для их чтения, можно при помощи поисковых систем, таких как http://www.yandex.ru/ или http://www.google.com

Основные сетевые библиотеки:

9. http://www.gumer.info/ - библиотека Гумер

10. http://yanko.lib.ru/fort-library/culture/index.html - Библиотека Янко, раздел «Культурология»

11. http://studyspace.ru/skachat-uchebnik/skachat-uchebnik-po-kulturologii-uchebnyie-posobiya-po-kulturol.html - собрание оцифрованных учебников и пособий по культурологи

12. http://nashol.com/knigi-po-kulturologii/

13. Портал http://philosophy.ru/

Использование любых материалов с сайта www.ru.wikipedia.org – запрещено.

Краткий понятийный словарь

Знание понятийного аппарата может быть проверенно терминологическими диктантами на семинарских занятиях, или же избранные понятия могут включаться в задания тестов, контрольных работ и рубежных контролей, а так же использоваться в качестве дополнительных вопросов на экзамене.

1. Абстракционизм (лат. abstractio - отвлечение) - направление в искусстве ХХ в., прежде всего живописи, отказавшейся от изображения форм реальной действительности. Эстетическое кредо абстракционизма было изложено В. Кандинским.

2. Авангардизм (фр. avant-garde - передовой отряд) - течение в поэзии и драматургии во 2-й половине ХХ в., выступавшее против реализма, внешнего правдоподобия. Утверждал условность и экпериментализм в области формы.

3. Агон (греч. - борьба, состязание) - отличительная черта древнегреческого быта - неудержимое стремление к любым состязаниям, почти во всех сферах жизни.

4. Аккультурация - процесс взаимовлияния культур, в результате которого культура одного народа полностью или частично воспринимается культурой другого народа, обычно менее развитого: это многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации.

5. Аксиология - (греч. axia - ценность и logos - учение) - учение о природе ценностей, о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

6. Алфавитное письмо – вид письменности, использующий сравнительно небольшой набор письменных знаков (до 50), которые обозначают не слова (как в иероглифике) и не слоги (как в силлабике), а отдельные звуки устной речи.

7. Альтернативные культуры - подсистемы в культуре, так называемые новые культуры, противопоставляемые традиционной, господствующей в обществе в качестве более перспективной, спасительной альтернативы.

8. Альтруизм (лат. alter - другой) - бескорыстная забота о благе других людей. Альтруизм противоположен эгоизму.

9. Анафема (греч. anathema) - церковное проклятие, отлучение от церкви.

10. Антропологический подход - взгляд на культуру как целое, охватывающее человеческую жизнь и отличающее жизнь человеческого сообщества от жизни природы.

11. Антропоморфизм – представление о мире, в котором все образы, процессы и явления уподобляются связанным с человеком.

12. Антропоцентризм – система мировоззрения, согласно которому человек есть центр и конечная цель мироздания.

13. Анимизм (лат. anima - душа) - одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевленность всех предметов и явлений окружающего мира; воззрение, согласно которому люди, животные, растения, предметы, явления природы наряду с чувственно воспринимаемой стороной обладают особым, активным, независимым от телесной природы началом - душой.

14. Античность (лат. anticus - древний) - в широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более употребительном значении - культурно-историческая эпоха Древней Греции и Древнего Рима.

15. Антропогенез (греч. anthropos - человек и genesis - происхождение) - процесс возникновения и развития человека как общественного существа.

16. Антропоморфизм (греч. anthropomorphos - уподобленный человеку) - очеловечивание, наделение человеческими свойствами неодушевленных предметов, явлений природы, животных, представление богов в человеческом образе.

17. Антропоцентризм (греч. anthropos - человек + лат. centrum -мировоззрение) - принцип культурного творчества, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

18. Апокалипсис (греч. apokalypsis - откровение) - одна из книг Нового завета, приписываемая Иоанну Богослову. Содержит пророчества о «конце света», о борьбе между Христом и антихристом, «страшном суде», «тысячелетнем царстве божьем».

19. Апокрифы (греч. apokryphos - тайный, сокровенный) - произведения иудейской и раннехристианской литературы, не включенные церквами в канон.

20. Артефакт (лат. artefactum - искусственно сделанный) - какой-либо искусственно сделанный объект, предмет культуры.

21. Аскетизм (греч. askeo - упражняюсь) - принцип поведения и образ жизни, характеризующийся предельно возможной воздержанностью в удовлетворении потребностей, «умерщвлении плоти», отказом от земных благ в целях достижения морального или религиозного идеала.

22. Атараксия (греч. ataraxia - невозмутимость) - понятие древнегреческой этики о душевном спокойствии, безмятежности как высшей ценности и условие мудрости.

23. Атеизм (фр. atheisme + греч. atheos - безбожие) - система взглядов, отрицающих веру в сверхъестественное (духов, богов, загробную жизнь), а также отрицание всякой религии.

24. Аутодафе - торжественное оглашение приговора инквизиции, процедура исполнения самого приговора.

25. Ашельская культура - культура раннего палеолита в Европе и Азии. Название получила по предместью г. Амьен (Франция) Сент Ашель. Основные орудия - каменные ручные рубила. Хозяйство: охота и собирательство.

26. Ассимиляция – культурное поглощение одним народом другого, в ходе которого происходит полная культурная переориентация "поглощаемого" народа.

27. Барокко (ит. barocco - странный, причудливый) - основное стилевое направление в искусстве Европы и Америки конца XVI - сер. XVIII вв. Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии.

28. Богема (фр. boheme, букв. - цыганщина) - среда главным образом художественной интеллигенции (актеров, музыкантов, художников), для которой характерен беспечный, беспорядочный образ жизни.

29. Вандализм - бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей.

30. Вандалы - группа германских племен. В 429-439 гг. завоевали Северную Африку и основали раннефеодальное королевство. В 455 г. разграбили Рим, уничтожили многие памятники античной культуры. К 534 г. государство вандалов завоевано Византией.

31. Варварство - в культурно-исторической периодизации, установившейся в науке XVIII - XIX вв., средняя из эпох истории человечества: дикость - варварство - цивилизация (схема обоснована Л. Морганом).

32. Варвары (греч. barbaroi) - у древних греков и римлян называли всех чужеземцев, говоривших на непонятных им языках и чуждых их культуре. Перен. - грубые, некультурные люди.

33. Верификация (лат. verus - истинный + fasio - делаю) - проверка, эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом.

34. Вестернизация (англ. western - западный) - заимствование англо-американского или западноевропейского образа жизни в области экономики, политики, образования, культуры и языка.

35. Возрождение (Ренессанс) (фр. Renaissance - возрождение) -период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV - XVI вв., в других странах кон. XV - нач. XVII вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Отличительные черты культуры Возрождения: светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности

36. Генезис (греч. genesis - происхождение) - процесс образования и становление развивающегося явления.

37. Герменевтика (греч. hermeneuo - разъясняю) - искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (значения слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намерение авторов) оснований.

38. Готика (итал. gotico, букв. - готский, от названия германского племени готов) - художественный стиль (между сер. XII и XV - XVI вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе.

39.  Грехопадение, или первородный грех - согласно библейскому мифу - нарушение первыми людьми Адамом и Евой божьего запрета есть плоды с дерева «познания добра и зла», за что Бог изгнал их из рая.

40.  Гугеноты - приверженцы учения Жана Кальвина во Франции XVI - XVIII вв.

41.  Гуманизм (лат. humanus - человеческий, человечный) -   система воззрений, признающая самоценность человеческой личности, право человека на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Система взглядов гуманизма впервые формируется в эпоху Возрождения, выступая как широкое течение общественной мысли, стремившееся к восстановлению античного идеала человечности и красоты.  

42.   Диффузия культурная - взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их культурном контакте.

43. Догматизм (греч. dogma - мнение, учение, решение) - способ мышления, оперирующий неизменными понятиями, формулами без учета новых данных практики и науки, конкретных условий места и времени.

44. Дольмен - сложенное из больших каменных блоков погребальное сооружение в каменном веке и в эпоху бронзы.

45.  Дученто (ит. ducento, букв. - двести) - итальянское название XIII в. Период в истории итальянской культуры, положивший начало искусству Проторенессанса.  

46.   Европоцентризм - мировоззрение, согласно которому развитие подлинных ценностей науки, искусства, философии и т.д. происходит только в Европе. Иные культуры - либо «недоразвитые», либо «варварские».

47. Ереси (греч. hairesis - особое вероучение) - в христианстве течения, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины в области догматики и культа.

48.  Железный век - период в развитии человечества, наступивший с распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий и оружия. Сменил бронзовый век в основном в начале I тыс. до н.э.

49. Западники - представители одного из направлений русской общественной мысли 40-х гг. ХIХ в. Выступали за ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие России по «западному», буржуазному варианту.

50. Знак – материальный чувственно воспринимаемый предмет, событие или действие, которые указывают на другой предмет, событие или действие (дорожный знак).

51. Зооморфизм - представление о мире, в котором все образы, процессы и явления уподобляются или ассоциируются с образами животных.

52.  Идентификация – процесс эмоционального или иного самоотождествления индивида с другим человеком, группой, этносом или культурой.

53. Идол - предмет, изображающий божество в языческих религиях.

54.  Импрессионизм (фр. impression - впечатление) - направление в искусстве последней трети ХIХ - нач. ХХ вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

55.  Инквизиция (лат. inqusitio - розыск) - в католической церкви ХШ - ХIХ вв. судебно-полицейское учреждение для борьбы с ересями.

56. Инкультурация - процесс освоения человеком - членом конкретного общества - основных черт и содержания культуры своего общества, менталитета, культурных образцов и стереотипов в поведении и мышлении.

57. Инновационная культура – культура, ориентированная на освоение и скорейшее внедрение нового знания, умения и опыта, зачастую в ущерб традиционным способам жизни.

58.  Картина мира - обусловленная культурой совокупность знаний, идей и принципов, лежащих в основе мировоззрения.

59. Калокагатия (греч. kalos kai hagatos - красивый и хороший) - этико-эстетический идеал древнегреческой культуры, предполагающий гармонию телесного и душевного совершенств, вызревающую в смене поколений (в отличие от внезапной вспышки красоты, таланта или добродетели, взятых в отдельности); в философии Платона - идеал гармонического сочетания физических и духовных способностей человека, естественно дополняемых его богатством и благородством души.

60. Катарсис (греч. katharsis - очищение) - термин античной эстетики, служащий для обозначения одного из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека - очищение через сострадание и сопереживание.

61. Кватроченто (итал. quattrocento, букв. - четыреста) - итальянское наименование XV в.; эпоха расцвета культуры раннего Возрождения.

62. Классицизм (лат. classicus - образцовый) - стиль и направление в искусстве ХУП - нач. ХК вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу.

63. Клерикал - сторонник политического течения, добивающегося первенствующей роли церкви и духовенства.

64. Клир - в христианской церкви совокупность священнослужителей (священников, епископов) и церковнослужителей (псаломщиков, пономарей и др.); то же, что духовенство.

65. Космогония (греч. κοσμογονία, от греч. κόσμος — мир, Вселенная и греч. γονή — рождение) — учение о происхождении или о сотворении Вселенной.

66. Консерватизм - духовная установка, характеризующаяся нацеленностью на сохранение и восстановление прежних порядков, традиций, образов мысли.

67. Контекст (лат. contextus - соединение, согласование, связь) - общий смысл социально-исторических и культурных условий, которые позволяют уточнить смысловое значение результатов деятельности человека.

68. Конфигуративные культуры - культуры, в которых взрослые и дети учатся у равных, у сверстников. Это культуры ориентированные на настоящее. Термин «кофигуративный» (приставка «ко» обозначает вместе, сообща) отражает факт сотворчества учителя и учеников.

69. Культура (лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, почитание) - многозначное понятие, употребляемое для обозначения исторически определенного уровня развития общества, творческих сил и развития способностей человека, выраженного в типах, формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

70. Культурогенез - процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества, происходящий в тесной связи со становлением и развитием орудий труда и материально-технической деятельности и социальных закономерностей.

71. Культурология (лат. cultura + греч. logos) - область гуманитарного знания, синтезирующая в себе философское, историческое, антропологическое, этнографическое, социологическое и др. исследования культуры, т.е. охватывает всю духовную сферу жизнедеятельности человека, главным содержанием которой является гуманизация самого человека и окружающей его среды. Культурология - система знаний о сущности, принципах, закономерностях существования и развития, способах постижения культуры.

72. Культурная идентификация – определение человеком самого себя как принадлежащего определенной культурной традиции.

73. Культурная константа – событие или явление, отношение к которому с необходимостью будет возникать у любого человека в любую эпоху и в любой культуре

74. Культурная картина мира - мир, представленный в смысловом значении для определенной социальной общности. Ее содержательной основой является система ценностных ориентаций данной социальной общности (понимание ею добра и зла, счастья, справедливости и т.п.), ее представление о времени и пространстве, мироздании и т.д. Ядром культурной картины мира является менталитет.

75. Культурная трансмиссия - передача культуры от предшествующих поколений к последующим через обучение. Благодаря ей осуществляется преемственность культуры.

76. Культурная экспансия - расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные или государственные границы.

77. Культурные заимствования - подражание одной культурой ценностям другой.

78. Культурное истощение - процесс, при котором культурных черт исчезает больше, чем добавляется.

79. Культурные образцы - устойчивые модели культурного поведения людей, связанные с их отношением к тем или иным культурным явлениям, ценностям, идеям.

80. Культурные универсалии - наиболее распространенные и наиболее значимые формы социальной и культурной жизни, присущие всем народам независимо от их этнических, социальных, экономических и др. особенностей - это нормы, ценности, идеи, стереотипы мышления и поведения, верования и т.д.

81. Культурно-исторический архив – вся сумма материальных и духовных достижений человечества за всю его историю.

82. Локальная культура – социальная культура, рассмотренная с точки зрения ее природно-географической, исторической и национально-психологической определенности.

83. Лютеранство - крупнейшее по численности направление протестантизма. Возникло в результате реформационного движения в Европе в XVI в. Основные принципы вероучения сформулированы Мартином Лютером и его сподвижниками и изложены в Аугсбургском исповедании. Лютеранское вероучение отрицает сословие духовенства, спасение видит только в личной вере в Бога. Источник вероучения - Библия. Лютеранство упраздняет монашество, поклонение святым и мощам. Из таинств признает лишь два -крещение и причащение. Богослужение ведется на национальных языках.

84. Магия (греч. - колдовство, волшебство) - обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы. Магия возникла в первобытном обществе и стала элементом всякой религии.

85. Маргинальность - качественное состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу определенных обстоятельств (миграция, межэтнические браки и др.) на грани двух культур; они участвуют во взаимодействии этих культур, но полностью не примыкают ни к одной из них, в результате чего формируется двойственное самосознание, возникает психическое напряжение и т.д.

86. Массовая культура -  культура, опирающаяся на индустрию производства своих продуктов (как материальных, так и духовных), которые потребляются через сеть средств массовой коммуникации,  и оказывают соответствующее воздействие на индивидуальное и общественное сознание. Основные социальные функции массовой культуры: интеграция людей в существующую систему общественных отношений; переключение их внимания с проблемного осмысления реальной жизни на зрелищное восприятие развлекательной массовой продукции, эмоциональную разрядку и игру воображения, уводящих человека в мир грез, иллюзий и создающих видимость причастности его к решению актуальных проблем современности; психологический контроль над умами масс и влияние на них с целью формирования стандартных потребностей, стереотипного мышления и приемлемых форм приспособления и приобщения к новому миропорядку.

87.   Менталитет (лат. mens - ум, образ мыслей, склад ума) - присущая индивиду или определенной социальной общности совокупность специфического склада мышления и чувств, ценностных ориентаций и установок, представлений о мире и о себе, верований, мнений, предрассудков.

88.  Метод – направленная на решение проблемы и исследование предмета упорядоченность шагов познания, эффективность которой доказана.

89. Мимесис (греч. mimesis - подражание) - термин древнегреческой философии, означающий способ художественного творчества (преимущественно в искусстве), выражается в подражании природе, точном воспроизведении внешнего вида людей и предметов.

90. Мировоззрение - система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

91. Миф – образ или утверждение, не подтвержденное научно и аргументированное высшим по отношению к человеку авторитетом, принимаемое на веру.   

92. Мифология (греч. mythos - предание, сказание + logos - слово, учение) - совокупность мифов, рассказов, повествований о богах, героях, демонах и пр., отражавших фантастичность представлений людей о мире, природе, человеческом бытии в доклассовом и раннеклассовых обществах. Мифология являлась господствующей формой мировоззрения в родовой общине. В мифологии имели место зачатки философии, этики, религии, эстетическое отношение человека к действительности.

93.  Модерн (фр. moderne - новейший, современный) - стилевое направление в европейском и американском искусстве конца ХХ - нач. ХХ вв.  

94. Модернизм - понятие, которое используется для обозначения всего комплекса авангардных направлений искусства и литературы конца ХIХ - ХХ вв.  

95. Моногамия (греч. monos - один + gamos - брак) - единобрачие -историческая форма брака и семьи. Возникнув из парного брака в эпоху распада первобытнообщинного строя, моногамия стала господствующей формой брака.

96. Монотеизм (греч. mono - один + theos - бог) - система религиозных верований, основанная на представлении о едином боге (единобожие), в отличие от политеизма - многобожия.

97.  Морфология культуры - раздел культурологии, изучающий структурные элементы культуры как системы, их строение и особенности (национальная культура, городская культура, мировая культура, художественная культура), а также ее структурные подвиды, такие, как материальная и духовная культура.

98. Нанотехнология - технология объектов, размеры которых порядка 10-9 м (атомы, молекулы).

99.  Национальная культура - совокупность обыденных и специализированных областей культуры национальной общности, представляет собой социальную, территориальную, экономическую, лингвистическую общность людей, имеет сложную социальную структуру и государственно-политическую организацию.

100. Наука - сфера человеческой деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства.

101. Неолитическая революция - понятие, введенное английским археологом Г. Чайлдом для обозначения исторического периода в эпоху неолита (XII - X тыс. до н.э.) от присваивающего к добывающему типу хозяйства, что было связано с зарождением земледелия и скотоводства. В ходе неолитической революции зарождаются ремесла, поселения, письменность, рациональные знания.

102. Обычай – исторически сложившаяся и распространенная в обществе или коллективе форма действий, повторяющаяся в определенных ситуациях и лежащая в основе повседневного поведения.

103. Опредмечивание и распредмечивание - понятия, выражающие противоположные начала в содержании человеческой деятельности. Опредмечивание - процесс, в котором человеческие способности, знания и опыт, направленные на преобразование природы и социума, воплощаются в предметах материальной и духовной культуры, становятся «человеческим предметом» (К. Маркс). Человеческая деятельность опредмечивается также в культуре человеческих отношений: изменяя мир природы и социума, человек изменяет и самого себя. Распредмечивание -процесс, в котором свойства и сущность внешнего по отношению к человеку мира становятся его достоянием в процессе восприятия, познания и преобразования природы и социума. Человек (субъект культуры) в своей деятельности распредмечивает не только природные процессы и явления, но и формы прошлой по отношению к нему культуры, сферы ее бытия. Опредмечивание и распредмечивание раскрывают внутренний динамизм культуры, существующий лишь в процессе непрерывного созидания, воспроизведения и освоения действительности человеком.

104.  Отчуждение – осознание субъектом своего отличия от явлений мира и противопоставленности им.

105. Пайдейя (гр. pais - ребенок) - воспитание, культура как способ формирования самостоятельной, развитой личности, способной к осуществлению гражданских обязанностей и сознательному выбору в политической борьбе и при голосовании в народном собрании. Греческий термин «пайдейя» включает как непосредственное воспитание, обучение, так и в более широком смысле - образование, образованность, просвещение, культуру.

106. Палеолит (греч. palaios - древний) - древний каменный век, первый период каменного века, время существования ископаемого человека, который пользовался оббитыми каменными, деревянными, костяными орудиями, занимался охотой и собирательством. Палеолит продолжался с возникновения человека (св. 2 млн лет назад) примерно до X тыс. до н.э.

107. Пантеизм (греч. pan - все + theos - бог) - религиозно-философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению. Пантеизм растворяет природу в боге.

108. Парадигма - (греч. paradeigma - пример, образец) - 1) понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как первообраз, образец, в соответствии с которым бог-демиург создает мир сущего; 2) в современной философии науки - система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества. Термин "П." в философию науки впервые вводится позитивистом Г. Бергманом, однако подлинный приоритет в его использовании и распространении принадлежит Куну

109. Полис (греч. polis) - город-государство, форма социально-экономической и политической организации общества и государства в Древней Греции и Древней Италии. Полис составляли полноправные граждане (члены общины), каждый из которых имел право на земельную собственность и политические права. Часть населения города в полис не входила (метеки, вольноотпущенники, рабы и др.). Государственная организация полиса была различной (олигархия, демократия и др.).

110. Политеизм (поли... + греч. theos - бог) - многобожие, вера во многих богов.

111. Прагматизм – этический принцип, согласно которому этичным является все, что приносит человеку пользу.

112. Префигуративные культуры — такие культуры, в которых взрослые учатся у своих детей. Они возникли с середины XX столетия и объединены электронной коммуникативной сетью, определяют новый тип социальной связи между поколениями, когда образ жизни старшего поколения не тяготеет над младшим. Темп обновления знаний настолько высок, что молодежь оказывается более сведущей, чем старики. Обостряются межпоколенные конфликты, молодежная культура перерастает в контркультуру.

113. Постиндустриальный тип культуры – сложившийся во второй половине ХХ в. способ культурной деятельности, определяющийся научно – технической революцией, то есть развёрнутым переходом от механизации к широкой автоматизации труда. В постиндустриальной цивилизации возникают новые виды производственной деятельности, а производительность труда возрастает настолько. Что постиндустриальное общество становится "обществом изобилия", где главным объектом деятельности людей становится информация.

114. Постфигуративные культуры – культуры, ориентированные на прошлое, для них характерен очень медленный прогресс.

115. Протестантизм (лат. protestans - протестующий, публично доказывающий) - третья, после православия и католицизма, разновидность христианства, возникшая в период Реформации. Объединяет множество течений и сект (лютеранство, кальвинизм, баптисты, методисты и др.); отличается отказом от сложной церковной иерархии, упрощенным культом, отсутствием монашества, целибата (обет безбрачия священников), в протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон; число таинств сведено к двум (крещению и причащению).

116. Проторенессанс - период истории итальянского искусства ХIII -нач. ХIX вв. Период подготовил почву для искусства Возрождения.

117. Рефлексия (лат. reflexio - обращение назад) - 1) размышление, самонаблюдение, самопознание; 2) (филос.) форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

118. Реформация (лат. reformare - преображать, исправлять) - широкое антифеодальное и антикатолическое движение в Европе в первой половине ХVI в., положившее начало протестантизму. Реформация началась в Германии (Мартин Лютер), охватила ряд европейских стран (Англия, Шотландия, Дания, Швеция, Швейцарии и др.). Реформация упростила и демократизировала католическую церковь, поставив личную веру выше внешних проявлений религиозности.

119. Рококо (фр. rococo, от rocaille - декоративный мотив в виде раковины) - стилевое направление в европейском искусстве 1-й половины ХVIII в. Для рококо характерны уход от жизни в мир фантазии, театрализованные игры, мифологические и пасторальные сюжеты, интимные и эротические ситуации.

120. Романский стиль - стиль средневекового западно-европейского искусства Х - XII вв. (в ряде стран также ХIII в.).

121. Ритуал – образцовое действие, которое воспроизводится и передаётся из поколения к поколению, с целью закрепления постоянства приобретаемой от этого действия пользы.

122. Сакральный (лат. sacer - священный) - относящийся к вере, религиозному культу, напр., обряд, запрет, предмет, текст и т.д.

123. Самураи (яп. самурау - служить) - в феодальной Японии в широком смысле - светские феодалы, в узком - военное феодальное сословие мелких дворян. Термин «самураи» применяется также для обозначения японской военщины.

124. Секуляризация (лат. saecularis - мирской, светский) - процесс освобождения культуры от монополии религиозной идеологии. Начиная с эпохи нового времени происходила секуляризация науки, искусства, морали, образования и т.д.

125. Семиотика (греч. semeion - знак) - наука, занимающаяся сравнительным изучением знаковых систем от простейших систем сигнализации до естественных и формализованных языков науки; анализирует функции знаковых систем (передачи сообщения или выражение смысла, а также общения. Семиотика рассматривает культуру с точки зрения ее функционирования как знаковой системы. Выделяют три основных раздела семиотики: 1) синтактика, или изучение внутренней структуры знаковых систем безотносительно к выполняемым ими функциям; 2) семантика, изучающая знаковые системы как средство выражения смысла; 3) прагматика, изучающая отношения знаковых систем с теми, кто их использует.

126. Символ (греч. symbolon - знак, примета) – форма ценности, знак, чье значение зависит от субъективного представления и обусловлено культурной интерпретацией.

127. Синкретизм (греч. synkretismos - соединение) - 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления, напр. искусства на первоначальной стадии развития культуры; 2) смешение, неорганическое слияние разнородных элементов, напр. различных культов и религиозных систем в поздней античности (религиозный синкретизм периода эллинизма).

128. Синтез культур - взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает новое культурное явление, течение, стиль или модель социокультурного устройства, отличающееся от составляющих его компонентов и имеющее собственное качественное определенное содержание или форму.

129. Славянофилы - представители одного из направлений русской общественной мысли середины ХК в.; выступали за принципиально отличный от западно-европейского путь развития России на основе ее самобытности; противостояли западникам.

130. Социализация (лат. sosialis - общественный) - процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте; это непреложная часть социокультурной жизни и универсальный фактор становления и развития личности как субъекта общества и культуры. В процессе и итоге социализации человек приобретает качества, ценности, убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизнедеятельности в обществе, правильного взаимодействия со своим социокультурным окружением.

131. Социокультурный анализ - метод междисциплинарного изучения сложных процессов жизни общества, основанный на историческо-аналитических, социологических, социально-философских подходах. В рамках социокультурного анализа культура исследуется в соотнесении с социальным пространством, которое рассматривается в широком смысле слова как внеприродная, связанная с человеческой деятельностью реальность.

132.  Статическое – не изменяющееся во времени, зафиксированное раз и навсегда.

133. Стереотип – упрощённое, зачастую искажённое представление о каком - либо культурном явлении или подразделении (поведении, способе мышления и восприятия).

134. Структурно-функциональный анализ в культурологии - принцип исследования культурных явлений и процессов как системы, в которой каждый элемент выполняет определенные функции (социальные функции культуры).

135. Сублимация (лат. sublimo - возношу) - термин, использующийся в теории психоанализа, обозначает процесс преобразования и переключения психической энергии аффективных влечений человека на цели социальной деятельности и художественного творчества.

136. Субкультура - культура отдельных сословий, классов, социальных групп, возрастных, профессиональных объединений, обладающих определенной автономностью существования, своим языком (сленгом, жаргоном), единством ценностных установок, мышления, образа жизни.

137.  Табу (полинез. - запрет) - священные запреты, налагаемые на определенные действия и предметы в первобытной культуре.

138. Таинства - в христианстве магические культовые обряды, совершение которых, по церковному вероучению, придает людям некую чудодейственную силу - «божественную благодать». Католическая и православная церковь признают 7 таинств: крещение, миропомазание, причащение, исповедь, церковный брак, елеосвящение, священство (посвящение в священнослужители). Лютеране признают крещение и причащение; англиканская церковь - крещение, причащение, церковный брак.

139. Теизм (греч. theos - бог) - религиозно-философское учение, признающее существование личного бога как сверхъестественного существа, обладающего разумом и волей и таинственным образом воздействующего на все материальные и духовные процессы. Происходящее в мире теизм рассматривает как осуществление божественного промысла.

140. Теогония (греч. theos - бог + goneia - рождение) - система религиозных мифов о происхождении богов; родословная богов.

141. Теодицея (греч. theos - бог + dike - право, справедливость) -«богооправдание», название многих религиозных трактатов, ставящих целью во что бы то ни стало оправдать явное противоречие между верой во всемогущего и благого бога и существованием в мире зла и несправедливости.

142. Теология (греч. theos - бог + logos - учение, слово), или богословие -систематизация вероучения данной религии.

143. Теоцентризм (греч. theos - бог + centrum - центр) - одна из культурных тенденций европейского средневековья, согласно которой бог объявляется центром всего сущего, он творец всех видимых форм.

144. Теургия (греч. theurgia, букв. - божественное действие, чудо) - вид магии, с помощью которой считалось возможным изменить ход событий, подчиняя своей воле действия богов и духов.

145. Технология – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы объектов, осуществляемых в процессе производства определенной продукции.

146. Типология культур (греч. typos - форма, образец + logos - учение, слово) - систематизация периодов (ступеней) в развитии культуры по наиболее общим признакам, свойствам.

147. Толерантность (лат. tolerantia - терпимость) - термин, обозначающий терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

148. Тотемизм - комплекс верований и обрядов родового общества, связанных с представлением о родстве между группами людей и видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленных предметов); каждый род носил имя своего тотема. Тотем нельзя было убивать и употреблять в пищу. Тотемизм был распространен у всех народов мира; пережитки сохранились во многих религиях.

149. Традиция - (лат. tradition - передача) - элементы культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенном обществе в течение длительного времени.

150. Традиционный тип культуры – способ культурной деятельности, опирающийся на ручной труд и технику. Главным местом приложения производственной деятельности людей при таком типе культуры является природа, а в качестве ведущих - выделяются добывающие способы хозяйствования (охота, собирательство, рыболовство, земледелие). Это культура ориентированная на сохранение, поддержание и воспроизведение устоявшегося образа жизни и его особенностей.

151. Треченто (ит. trecento, букв. триста) - итальянское название Х1У в. периода интенсивного развития гуманизма в итальянской культуре.

152.  Троглодит (греч. troglodytes - живущий в пещере или норе) -первобытный пещерный человек. Перен. - некультурный человек, невежда.

153. Утопия (греч. u - нет + topos - место, букв. - место, которого нет) -изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования, а также обозначение всех сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразований. Термин происходит от названия книги Т. Мора (XVI в.).

154. Феномен (греч. phainomenon - являющееся) - 1) необычный, исключительный факт, явление; 2) философское понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании.

155. Фетишизм (фр. fetiche - идол, талисман) - культ неодушевленных предметов - фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Элементы фетишизма сохранились в современных религиях.

156.  Фратрия (греч. phratria - братство) - подразделение племени, совокупность нескольких родов.

157. Футурология (лат. futurum - будущее + logos - учение, слово) - в широком значении - общая концепция будущего Земли и человечества, в узком - область научных знаний, охватывающая перспективы социальных процессов, синоним прогнозирования и прогностики. Употребляется для обозначения современных концепций будущего.

158. Хаос (греч. chaos) - древнегреческое космологическое понятие, обозначающее изначальное, бесформенное состояние мира. Хаосу противостоит упорядоченный космос.

159. Харизма (греч. charisma - милость, божественный дар) -исключительная одаренность; харизматический лидер - человек наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности - мудрости, героизме, «святости».

160. Целибат (лат. caelebs - неженатый) - обязательное безбрачие католического духовенства; узаконено папой Григорием VII в ХI в.

161.  Цехи - объединения городских ремесленников (одной или родственной специальностей) для защиты от посягательств феодалов и обеспечения за членами цехов монополии на производство и сбыт ремесленных изделий. Наибольшее развитие получили в Западной Европе в ХIII - ХIV вв. С зарождением капитализма стали тормозить развитие промышленности и были отменены законодательно в ХVIII - ХIХ вв.

162. Цивилизация (лат. civilis - гражданский, государственный) -1) синоним культуры, в узком смысле - материальной культуры; 2) уровень, ступень развития материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация); 3) этап человеческого развития, следующий за дикостью и варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс). Понятие «цивилизация» появилось в ХУШ в. в тесной связи с понятием «культура». В основе категориального различения цивилизации и культуры заключена дивергенция личностных структур человека и структур рабочей силы человека. Воспроизводство рабочей силы, увеличение свободного времени - это признаки цивилизации, а воспроизводство личностных структур человека посредством воспитания, образования - это уже признак повседневной культуры, ее традиций, норм, ценностей.

163. Чинквеченто (ит. cinquecento, букв. - пятьсот) - итальянское название ХУI в., периода расцвета культуры Высокого Возрождения и распространение маньеризма.

164. Шаманство (эвенк. шаман - возбужденный, исступленный человек) -ранняя форма религии. Основывается на представлениях о сверхъестественном общении служителя культа - шамана - с духами во время камлания (ритуал, приводящий в экстатическое состояние; сопровождается пением и ударами в бубен). Основная функция шаманов - лечение больных.

165. Экзегеза (греч. exegesis - толкование) - толкование неясных мест в древних, особенно религиозных текстах.

166. Эскапизм (англ. escape - бежать, спастись) - стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий, фантазий; культивируется массовой культурой; формирует социальную пассивность и конформизм по отношению к существующему обществу.

167.  Эстетика (греч. aisthetikos - чувствующий, чувственный) -философская наука о закономерностях эстетического освоения мира, о сущности и формах творчества по законам красоты. Эстетика зародилась в эпоху рабовладельческого общества - в Египте, Вавилоне, Индии и Китае. Большое развитие получила в Древних Греции и Риме. Как наука эстетика раскрывает различные стороны природы искусства, его происхождение, сущность и связь с другими формами общественного сознания.

168. Эсхатология (греч. eshatos - последний + logos - учение, слово) -религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и страшном суде. В основе эсхатологии лежат древние представления о наличии в природе скрытых действующих сил, борьбе доброго и злого начал, о загробном наказании грешников и награде праведникам.

169. Этика (греч. ethos - привычка, обычай) – философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность, ее принципы и механизмы действия. Как обозначение особой области исследования термин впервые был употреблен Аристотелем.

170. Этикет (фр. etiquette - ярлык, этикетка) - совокупность правил и норм поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений, составная часть внешней культуры человека и общества. Включает в себя обхождение с окружающими, поведение, манеры. Виды этикета: придворный, дипломатический, воинский, деловой, гражданский.

171. Этногенез (греч. ethnos - племя, народ) - происхождение народов. Этногенез включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.

172. Этноцентризм (греч. ethnos - племя, народ) - склонность человека оценивать все жизненные явления сквозь призму ценностей своей этнической группы, рассматриваемой в качестве эталона; предпочтение собственного образа жизни всем остальным.

Использованная литература:

1. Философия. Краткий тематический словарь. - Ростов-на-Дону, 2001.

2. Культурология. Краткий тематический словарь. - Ростов-на-Дону,2001.

3. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. - М., 2003.

4. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики, 1999.

5. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Н.Г. Багдасарьян, Г.В. Иванченко и др. - М.: Высш. шк., 2002.

6. Понятийный словарь по культурологии. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005.

7. Словарь философских терминов / Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2004.

8. Теория Культуры: Учебное пособие. - СПб: Питер, 2008.


[1] Садохин, А.П. Культурология. Теория культуры: учебное пособие [Электронный ресурс] / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2012.   Стр. 65.

URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115400

 

 

[2] Тойнби А.Д. Постижение истории// Антология культурологической мысли. М., 1996. С. 226.

[3] Для создания тестовых заданий использована база тестовых заданий из учебно-методического пособия рекомендованного министерством образования и науки РФ: М.А. Дедюлина, Е.В. Папченко, Е.В. Поликарпова, И.А. Синявская: Учебно-методическое пособие с квалиметрическим обеспечением. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. Стр. 42-100

 


Дата: 2019-07-24, просмотров: 221.