В своем основном труде "Закат Европы" Шпенглер рассматривает жизнь человечества как бесконечный процесс рождения и умирания различных культур, представляющих собой замкнутые, неспособные к контакту между собой, неповторимые «организмы», от чего ни одна из которых не занимает и не может занять доминирующего положения.
Проводя аналогию между культурой и растением, Шпенглер говорит о том, что каждая культура рождается, развивается в собственном ландшафте, принося плоды, и умирает. Культура обладает внутренним единством, душой, которую можно опосредованно наблюдать во всех достижения этой культуры и выразить в «прасимволе». Именно через прасимвол может быть выражена специфика культуры, ее душа. «Таким образом, прасимвол – это часть окружающего мира, или элемент ландшафта, типичный для данной культуры. Так, для греков прасимволом было отдельное тело, для арабов – пещера или арка, для египтянина узкий, заранее предначертанный путь, для европейца – бесконечное пространство, а для русского – бесконечная однообразная равнина»[1].
Под Цивилизацией Шпенглер подразумевает последний этап жизни культуры, специфическую форму ее одряхления и умирания, при которой уже не будет «плодов», творческих достижений, только повторение ранее созданного, переход в мертвую механистичность.
Проблема межкультурной коммуникации: возможен ли диалог? Изолированность культурных миров. Россия как новая, зарождающаяся цивилизация.
Основные понятия: душа пра-символы культуры, ландшафт, соотношение понятий "культура" и "цивилизация".
А. Тойнби и теория преемственности культур. Вызов и Ответ.
Цивилизации Тойнби, в отличие от замкнутых в себе культур Шпенглера, способны на коммуникацию. Более того, они создают цепочки преемственности (Египет – Византия - Россия).
Развитие и продолжительность жизни Цивилизации обуславливается ее способностью преодолевать разнообразные кризисы, которые Тойнби называет Вызовами.
Оказываясь перед лицом проблемы, которая влечет за собой резкое ухудшение качества жизни, Цивилизация может рассчитывать только на появление группы людей, интеллектуальной элиты – творческого меньшинства, способной предложить эффективное решение, ответить на Вызов. Если общество поддерживает предложенное решение, элита становится правящей, если нет - рассеивается, и выдвигается другая, с иным решением проблемы. Если цивилизация, ее творческая элита, не способна дать адекватный Ответ на Вызов, то она распадается и исчезает.
В первую очередь цивилизации сталкиваются с вызовами природы. «Вызов побуждает к росту. Ответом на вызов общество решает вставшую перед ним задачу, чем приводит себя в более высокое и более совершенное с точки зрения усложнения структуры состояние»[2]. И на один и тот же Вызов возможно дать разные ответы, то есть культура может пойти разными путями в своем развитии, что обеспечивает историческое многообразие цивилизаций.
Второй тип вызовов: Вызовы человеческой среды, которые Тойнби называет стимулами и выделяет три основных: 1) Стимул удара - внезапное нападение врагов, например, когда греческие города отразили нападение персидского царя Ксеркса, за чем последовал расцвет культуры в Афинах и других греческих полисах. 2) Стимул давления - постоянно существующая внешняя угроза, например, агрессивность степняков-кочевников стимулировало процесс объединения Руси. 3) Стимул социального ущемления – это рабство, бедность, неравенство малых групп, национальная или религиозная дискриминация.
Ответ всегда предполагает отказ от привычного стиля жизни, поиск нового, решающего проблему Вызова.
Тойнби выделает четыре типа возможных ответов. Насильственный путь при пассивной реакции - архаизм, при активной - футуризм. Путь добра - пассивная реакция, выраженная в отделении или отшельничестве, активная реакция - в преображении.
1. Архаизм – уход от подражания современникам к образу жизни предков.
2. Футуризм – полное отрицание подражания вообще
Архаизм и футуризм являются формами отказа от реальности в пользу Утопии, попытки перенесения жизни в иное время, которое чаще всего невозможно воплотить в данный момент из-за имеющегося Вызова.
3. Аскетизм (или отделение) – уход от мира, отказ от решения его проблем в попытке обрести убежище.
4. Преображение - изменение духовного климата, образа жизни.
Основные понятия: "культура" и "цивилизация", элита, Вызовы природы и социальной среды, стимулы (удара, давления, социального ущемления), ответы (архаизм, футуризм, аскетизм, духовное преображение).
Дата: 2019-07-24, просмотров: 235.