Тема 4. Культура Древнего мира.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Следующий этап развития культуры предоставляет для изучения гораздо больше материала, в том числе – появляются письменные источники, по которым можно гораздо достовернее восстанавливать не только повседневные обыденные практики, но представления об окружающем мире, свойственные людям в то время.

Через изучение сходства и различия между культурами Древних Царств можно представить себе в общих чертах, насколько похожими на нынешних людей были люди тех времен, и чем отличалось их восприятие мира от современных представлений о нем.

Древний Египет.

Египетская религия и ее потаенные, сакральные мистерии и знания продолжает вызывать интерес у исследователей, поскольку до сих пор остается куда больше вопросов, чем находится ответов. Однако, культурное влияние Древнего Египта на Грецию и Рим неоспоримо, и признается одним из пра-источников формирования европейской цивилизации.

Культ умирающего и воскресающего бога Осириса, культ фараона – как Ра или Осириса, особое отношение к собственной смерти, как моменту не только духовного, но и телесного перехода в загробную жизнь – оказывают непосредственное влияние на то, что большинство дошедших до нас материальных свидетельств, в том числе и письменных, связаны с представлениями о загробной жизни. Из чего можно сделать  вывод о том, что египтяне уделяли ей большее внимание, сопоставимое, или даже превосходящее по значимости с жизнью земной.

Для загробного существования сохранность тела становилась ключевым моментом, поскольку египтяне верили, что воскресают в потустороннем мире и телесно. Этим  можно объяснить специфику и исключительный консерватизм египетского искусства. В этом же можно найти и еще одно важное, помимо сопротивления жречества, объяснение провалу реформ Аменхотепа IV - вошедшего в историю под именем Эхнатона (Сын Атона).

Древняя Греция.

Культура Древней Греции открывает для человечества особое отношение к самому человеку. Ее часто называют «антропоцентрической». Даже восприятие космоса как упорядоченного мироздания, с определенного момента связываться с телесностью человека, которая будет считаться микрокосмом, подчиняющимся тем же законам, что и макрокосм.

Отсюда стремление гармоническому развитию личности, к «калокагатии» - равновесию материального, физического и духовного, нравственного. В медицине водится понятие меры – диетика во всех областях человеческой деятельности: от еды до сексуальности.

Греческая цивилизация создает не только основу европейского искусства, но так же и научного мышления, открывает основные разделы как гуманитарных, связанных с человеком (философия, история, психология), так естественных (физика, химия, биология, астрономия, география, геология)  и точных наук (математика, геометрия). Именно в это время человечество переходит от мифологического, к рациональному объяснению мира. 

Возникает особое устройство общины – город-государство Полис, как единство близлежащих домохозяйств, а позднее и торгово-ремесленных поселений, управляемое совместным волеизъявлением свободных граждан, который определяет светский характер культуры в целом.

Античная демократия воплощает такую черту греческой культуры, как агонистичность – соревновательность, которая будет проявляться как в политике, так и в диалектике, и в Олимпийских играх.

Древний Рим

 Древний Рим можно рассматривать как особую цивилизацию, а можно – как заключительный этап Античности, потому что, несмотря на долгую, весьма насыщенную политическую и военную историю, Рим по большей части заимствует у греков духовную культуру: мифологию, искусство, науку, литературу.

Всего за несколько столетий политическая жизнь Рима проходит путь от городов-полисов до Империи.

Римское гражданское право, архитектура (дороги, акведуки, термы), литература и философия, христианство и сама латынь составляют то наследие, «романское начало», которое составить основу культуры  европейского средневековья.

Основные понятия: атоновское возрождение, полис, калокагатия, антропоцентризм, антропоморфизм, зооморфизм, гармония, мера, агон, индивидуализм, базилика, акведук, амфитеатр, термы, софистика, стоицизм, эпикурейство,

Дата: 2019-07-24, просмотров: 208.