В отличие от такой дисциплины как «Мировая художественная культура», культурология имеет дело не только с искусством, но и с повседневной жизнью людей во всех ее проявлениях, которые не относятся к природному, чисто биологическому аспекту его существования. Таким образом, культурология имеет дело с культурно- историческим архивом – как всей суммой достижений человечества за всю его историю, включающий в себя как духовные, так материальные и бытовые аспекты бытия.
Культуру можно исследовать как динамическое, развивающееся и изменяющееся явление, и как неподвижное, застывшее в определенный момент, статическое явление.
Методы анализа на основе вычленения культурных констант или культурных универсалий - позволяют не только исследовать статическое состояние культуры за фиксированный период времени, но и динамическое: то есть проследить и оценить происходящие в ней со временем изменения, обнаружить в них закономерности и, значит, создать предпосылки для достоверного прогнозирования будущего.
Культурная универсалия, категория или константа – это событие или явление, отношение к которому будет с необходимостью возникать у человека в любую эпоху в любой культуре. К культурным константам можно отнести такие категории как пространство, время, тело, смерть и т. д. Отслеживая изменения отношения к ним за определенный период, или сравнивая имеющиеся отношения в разных культурах или в разные времена, можно делать выводы об изменениях, происходящих в конкретной культуре или о сходстве и различии разных культур.
Пример динамического анализа культурной константы через восприятие времени:
1. Циклическое время мифологического сознания – бесконечно повторяет свои циклы.
2. Эсхатологическое время христианского мира, имеющее начало и конец. Оно началось с грехопадения и закончится Вторым Пришествием и Страшным Судом.
3. Векторная временность Нового Времени. Возникший естественным образом и развивавшийся эволюционно мир переходит от биологической эволюции, к бесконечному научному прогрессу.
4. Фрагментированная, распадающаяся временность ХХ века. Новые технологии исчисления времени с одной стороны повышают значимость даже доли секунды, но с другой обесценивают настоящее, в пользу иллюзорного будущего, в котором сосредоточены ожидания человека.
Пример анализа культурной категории, через отношение к телесности:
1. Телесность в культуре Древнего Египта: тело воскресающее.
2. Телесность в Античной культуре: тело как микрокосм. Гармония и диетика.
3. Телесность как плоть умерщвляемая.
4. Новое время: тело как механизм.
5. ХХ век: тело конструируемое.
Пример сравнительного анализа культурной константы:
1. Самоубийство, считающееся тяжким грехом в культурах, опирающихся на христианскую религию.
2. Сеппуку - как очищающий или искупительный ритуал, при котором самурай доказывает силу духа, характеризующий специфическое отношение к смерти в культуре Японии.
Тема 3. Европоцентризм и концепции локальных цивилизаций.
Европоцентризм – мировоззренческая установка, в соответствии с которой культура Европы, принятые в ней ценности и духовный уклад являются мерилом мировой культуры и цивилизации. Еще в Древней Греции эллины противопоставляли себя «варварам», не говорившим по-гречески и придерживавшимся иных обычаев. В Средние века христианская религиозная картина мира закрепляет это разделение на верующих и не верующих, язычников, которых необходимо обращать в истинную веру и обучать правильному, европейскому образу жизни и взглядам на мир. Великие географические открытия к Новому времени закрепляют в сознании европейцев представления о том, что Европа является передовой страной с точки зрения развития культуры и науки, а остальные страны – «недоразвиты», «отстают» и нуждаются в помощи европейской цивилизации.
В XIX веке в рамках европоцентризма формируются «линейные» концепции развития культуры, которые предполагают, что человечество имеет одну, общечеловеческую культуру и движется в одном направлении по пути прогресса. В этом движении Европа исполняет роль лидера, а остальные страны, отставая, но проходя те же стадии развития, раньше или позже догонят ее. И в итоге будет существовать одна единая, общечеловеческая культура, созданная на базе европейски обычаев и ценностей. Эту точку зрения на культуру разделял Гегель, предполагавший, что история движется однонаправлено от начала истории к её концу
Дата: 2019-07-24, просмотров: 207.