Пояснительная записка
К курсовой работе
по дисциплине «Основы конструирования и автоматизации проектирования»
Тема: «Проектирование привода к шнеку»
Руководитель
___________ ____________ __________
(оценка) (подпись) (дата)
Студент
___________ __________
(подпись) (дата)
Караганда 2009
Содержание
1 Выбор электродвигателя. Кинематический и силовой расчёт привода
1.1 Определение общего КПД привода
1.2 Определение требуемой мощности электродвигателя
1.3 Определение общего передаточного числа привода и разбивка его по ступеням
1.4 Кинематический и силовой расчёт привода
2 Расчет зубчатых колес редуктора
3 Предварительный расчет валов редуктора
3.1 Быстроходный вал
3.2 Тихоходный вал
4 Конструктивные размеры шестерни и колеса
5 Конструктивные размеры корпуса и крышки редуктора
6 Расчет цепной передачи
7 Первый этап эскизной компоновки редуктора
8 Проверка прочности шпоночных соединений
8.1 Быстроходный вал
8.2 Тихоходный вал
9 Выбор муфты
10 Второй этап компоновки редуктора
11 Вычерчивание редуктора
12 Выбор основных посадок деталей
13 Выбор сорта масла
14 Описание сборки редуктора
15 Список используемой литературы
Выбор электродвигателя. Кинематический и силовой расчёт привода
Определение общего КПД привода
Общий КПД привода равен произведению КПД отдельных передач и их элементов.
ηобщ. = ηц.п.·ηз.п.·(ηп.к.)3·ηм. =
Определение требуемой мощности электродвигателя
Мощность на валу рабочего органа Рвых = 5 кВт
Требуемая мощность электродвигателя
Ртр = = кВт
По Ртр электродвигателя выбираем электродвигатель согласно условию:
Рдв ≥ Ртр
Рдв = 7,5 кВт
Определение общего передаточного числа привода и разбивка его по ступеням
Частота вращения рабочего органа
nвых = 120
Принимаем синхронную частоту вращения двигателя nс = 1000 , тогда асинхронная частота вращения вала электродвигателя
nдв = nс·(1- ) =
Общее передаточное число привода равно произведению передаточных чисел отдельных передач
uобщ = uред ·uц.п. = =
Принимаем для цепной передачи uц.п= 3
Находим:
uред = =
Принимаем ближайшее стандартное значение uред.ст. = 2,5
Тогда фактическое значение передаточного числа цепной передачи будет равно
Uц.п.ф. = =
Все полученные данные заносим в таблицу:
Таблица 1
Рдв, кВт | 7,5 |
Ртр, кВт | 5,81 |
nc, | 1000 |
s % | 3,2 |
Типоразмер | 132М6 |
nдв | 968 |
nвых | 120 |
uобщ | 8,06 |
uред.ст. | 2,5 |
uц.п.ф. | 3,22 |
Кинематический и силовой расчёт привода
Вал электродвигателя
Ртр = 5,81 кВт
nдв = 968
Угловая скорость:
ωдв = =
Вращающий момент:
Тдв = = Нм
Вал I – быстроходный
n1 =nдв = 968
ω1 =ωдв = 101,32
Т1 = Тдв· ηм.· ηп.к. = Нм
Вал II – тихоходный
n2 = =
ω2 = =
Т2 = Т1· uред.ст.·ηп.к.·ηз.п. = Нм
Вал III – рабочего органа
n3 =
ω3 =
Т3 = Т2·uц.п.ф.∙ ηц.п..·ηп.к. = Нм
Предварительный расчет валов редуктора
Предварительный расчет проведем на кручение по пониженным допускаемым напряжениям.
Быстроходный вал
диаметр выходного конца при допускаемом напряжении [τк]=25 МПа
Так как вал редуктора соединен муфтой с валом электродвигателя, то необходимо согласовать диаметры ротора dдв и вала dв1.
dв1= (0,75…1,15) dдв =(0,75…1,15) *38 =(28,5…43,7)мм
У подобранного электродвигателя диаметр вала dдв =38мм.
Выбираем МУВП по ГОСТ 21424-75 с расточками полумуфт под dдв =38мм, и dв1 =35мм. Примем под подшипниками
dп1 = dв1 +5=35+5=40мм ,
dпер = мм, df1 =60,88мм, d1=64мм, dа1=66,5 мм.
Рисунок 3.1– Конструкция ведущего вала
Тихоходный вал
Учитывая влияние изгиба вала от натяжения цепи, принимаем [τк]=20 МПа.
Диаметр выходного конца вала
Принимаем ближайшее большее значение dв2 =35 мм. Диаметр вала под подшипниками принимаем dп2 = dв2 +5=35+5=40мм, под зубчатым колесом
dк2 = dп2 +5=40+5=45мм, dпер = dк2 +5=50мм.
Рисунок 3.2 – Конструкция ведомого вала
Расчет цепной передачи
Выбираем приводную роликовую однорядную цепь.
Вращающий момент на ведущей звездочке Т2 = 133,55·103Н∙мм.
Передаточное число было принято ранее uц =3,22
Число зубьев: ведущей звездочки z3=31-2uц =31-2·3,22=24,56;
ведомой звездочки z4= z3uц =25·3,22=80,5.
Принимаем z3=25 и z4 =81
Тогда фактическое
uц =
Отклонение
% = -0,621%, что допустимо.
Расчетный коэффициент нагрузки
Kэ=kдkаkнkрkсмkп=1·1·1·1,25·1·1=1,25,
где kд =1- динамический коэффициент при спокойной нагрузке; kа =1 учитывает влияние межосевого расстояния; kн =1- учитывает влияния угла наклона линии центров; kр учитывает способ регулирования натяжения цепи; kр=1,25 при периодическом регулировании натяжения цепи; kсм=1 при непрерывной смазке; kп учитывает продолжительность работы в сутки, kп=1
Для определения шага цепи надо знать допускаемое давление [p] в шарнирах цепи. Ведущая звездочка имеет частоту вращения
n2 =387,2об/мин. Среднее значение допускаемого давления при n ≈ 400об/мин [p] =19 МПа.
Шаг однородной цепи (m = 1)
Подбираем по ГОСТ 13568-75, t =19,05 мм; разрушающая нагрузка Q ≈ 31,8кН; масса q =1,9кг/м; Аоп =105,8 мм2.
Скорость цепи
м/с.
Окружная сила
Давление в шарнире проверяем по формуле
Уточняем допускаемое давление [p]=20 [1+0,01(z3-17)]= 20[1+0,01(25-17)]=21,6 МПа. Условие p < [p] выполнено.
Определяем число зубьев цепи:
где ;
Тогда
.
Округляем до четного числа 154.
Уточняем межосевое расстояние цепной передачи
Определяем диаметры делительных окружностей звездочек
;
.
Определяем диаметры наружных окружностей звездочек
где d1=11,91 мм – диаметр ролика цепи;
Силы, действующие на цепь:
окружная Ftц= ;
от центробежных сил Fv=qv2=1,9·3,072 =18 H;
от провисания Ff =9,81kfqaц= 9,81·1,5·1,9·946,29·10-3 =26,46Н, где kf = 1,5 при угле наклона передачи .
Расчетная нагрузка на валы
Fв=Ftц + 2Ff = Н.
Проверяем коэффициент запаса прочности
Это больше, чем нормативный коэффициент запаса [s] ≈ 8,9; следовательно, условие s > [s] выполнено.
Размеры ведущей звездочки: ступица звездочки dст= 1,6·35=56мм; lcт = (1,2÷1,6) ·35=42÷56 мм; принимаем lcт = 50 мм;
толщина диска звездочки 0,93Ввн = 0,93·12,7=11,81мм, где Ввн – расстояние между пластинками внутреннего звена.
Быстроходный вал
Тихоходный вал
Выбор муфты
Для соединения быстроходного вала редуктора с валом электродвигателя выбираем муфту по величине расчетного крутящего момента:
,
где - расчетный крутящий момент,
- номинальный момент,
К- коэффициент режима работы привода,
[T] – допускаемый крутящий момент.
При постоянной нагрузке принимаем К =1,5
Номинальный момент Т1 = 55,63Нм =1,5·55,63=83,45 Нм
Выбираем полумуфту упругую втулочно-пальцевую по ГОСТ 21424-75 для диаметра выходного конца быстроходного вала dв1 =35 мм и с крутящим моментом [T] =250 Hм.
=83,45 < [T] =250 Hм.
Вычерчивание редуктора
Редуктор вычерчивают в двух проекциях на листе формата А1(594*841 мм) в масштабе 1:1 с основной надписью и спецификацией.
Выбор сорта масла
Смазывание зубчатого зацепления производится окунанием зубчатого колеса в масло, заливаемое внутрь корпуса до уровня, обеспечивающего погружение колеса примерно на 10 мм. Объем масляной ванны V определяем из расчета 0,25 дм3 масла на 1 кВт передаваемой мощности: V =0,25дм3·5,81=1,45дм3
Устанавливаем вязкость масла. При контактных напряжениях и скорости v = 3,24м/с рекомендуемая вязкость масла должна быть примерно равна 28∙10-6 м2/с. Принимаем масло индустриальное И-30А (по ГОСТ 20799-75).
Камеры подшипников заполняем пластичным смазочным материалом УТ-1.
Описание сборки редуктора
Перед сборкой внутреннюю полость корпуса редуктора тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской.
Сборку производят в соответствии со сборочным чертежом редуктора, начиная с узлов валов:
на быстроходный вал насаживают шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле до 80-100ºС;
в тихоходный вал закладывают шпонку и напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала; затем надевают распорную втулку и устанавливают шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле.
Собранные валы укладывают в основание корпуса редуктора и надевают крышку корпуса, покрывая предварительно поверхности стыка крышки и корпуса спиртовым лаком. Для центровки устанавливают крышку на корпус с помощью двух конических штифтов; затягивают болты, крепят крышку к корпусу.
После этого на тихоходный вал надевают распорное кольцо, в подшипниковые камеры закладывают пластичную смазку, ставят крышки подшипников с комплектом металлических прокладок для регулировки.
Перед постановкой сквозных крышек в проточки закладывают манжетные уплотнения. Проверяют проворачиванием валов отсутствие заклинивания подшипников (валы должны проворачиваться от руки) и закрепляют крышки винтами.
Далее на конец тихоходного вала в шпоночную канавку закладывают шпонку, устанавливают звездочку и закрепляют ее торцовым креплением; винт торцового крепления стопорят специальной планкой.
Затем ввертывают пробку маслоспускного отверстия с прокладкой и жезловый маслоуказатель.
Заливают в корпус масло и закрепляют смотровое отверстие крышкой с прокладкой из технического картона; закрепляют крышку болтами.
Собранный редуктор обкатывают и подвергают испытанию на стенде по программе, устанавливаемой техническими условиями.
Список используемой литературы
1. Чернавский С.А., Боков К.Н. Курсовое проектирование деталей машин: Учебное пособие. М.: Машиностроение, 1987г.
2. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1985г.
Пояснительная записка
К курсовой работе
по дисциплине «Основы конструирования и автоматизации проектирования»
Тема: «Проектирование привода к шнеку»
Руководитель
___________ ____________ __________
(оценка) (подпись) (дата)
Студент
___________ __________
(подпись) (дата)
Караганда 2009
Содержание
1 Выбор электродвигателя. Кинематический и силовой расчёт привода
1.1 Определение общего КПД привода
1.2 Определение требуемой мощности электродвигателя
1.3 Определение общего передаточного числа привода и разбивка его по ступеням
1.4 Кинематический и силовой расчёт привода
2 Расчет зубчатых колес редуктора
3 Предварительный расчет валов редуктора
3.1 Быстроходный вал
3.2 Тихоходный вал
4 Конструктивные размеры шестерни и колеса
5 Конструктивные размеры корпуса и крышки редуктора
6 Расчет цепной передачи
7 Первый этап эскизной компоновки редуктора
8 Проверка прочности шпоночных соединений
8.1 Быстроходный вал
8.2 Тихоходный вал
9 Выбор муфты
10 Второй этап компоновки редуктора
11 Вычерчивание редуктора
12 Выбор основных посадок деталей
13 Выбор сорта масла
14 Описание сборки редуктора
15 Список используемой литературы
Выбор электродвигателя. Кинематический и силовой расчёт привода
Дата: 2019-07-24, просмотров: 202.