(К доске выходят два ученика. Учитель выдает им символические монеты на покупку тетрадей: первому ученику — 21 руб., второму- 15 руб.)
— Посчитайте, сколько тетрадей сможет купить каждый из вас, если тетрадь стоит 3 руб. (7тетрадей и 5тетрадей.)
— Как узнать, у кого из ребят больше тетрадей и на сколько? (Из большего числа вычесть меньшее: 7—5 = 2 (т.).)
— Как узнать, на сколько больше на тетради потратил второй ученик? (21 -15 = 6 (руб.).)
— Сделаем схематический чертеж к задаче.
6 руб.
— Почему второй ученик потратил на 6 руб. больше? (Он купил на 2 тетради больше. Одна тетрадь стоит 3руб., 3-2 = = (6 руб.).)
— А как, зная разницу в стоимости и в количестве товара, узнать цену? (Разницу в стоимости разделить на разницу в количестве.)
— Как вы думаете, это правило можно применять только при решении задач с понятиями «цена», «количество», «стоимость» или и при решении других задач тоже? (Ответы детей.)
— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться со способом решения задач нового вида.)
IV . Работа по теме урока
Работа по учебнику
№169 (с. 46).
— Прочитайте задачу 1.
— Сделайте схематический чертеж к задаче. (Один ученик работает у доски.)
— Что следует из того, что в одном куске было на 4 м ткани больше и из него сшили на 2 плаща больше? (Значит, на 2 плаща пошло 4м ткани.)
— Что мы теперь можем найти? (Сколько метров ткани пошло на один плащ.)
— Решите задачу.
(Один ученик работает у доски.)
Решение
1) 4 : 2 = 2 (м) - ткани израсходовали на один плащ;
2) 2 • 6 = 12 (м) - ткани израсходовали на 6 плащей.
Ответ: на один плащ израсходовали 2 м ткани, а на 6 плащей — 12 м ткани.
— Прочитайте задачу 2.
— Чем похожи эти задачи? (Условием.)
— Чем отличаются? (Есть дополнительные данные — длина кусков.)
— Как узнать разность в длине кусков?
— Что можно узнать потом?
— Запишите решение задачи. (Один ученик работает у доски.)
Решение
1) (10 — 6): 2 = 2 (м) — ткани израсходовали на один плащ;
2)2-8= 16 (м).
Ответ: на 8 плащей израсходовали 16 м ткани.
— Сравните решения этих задач. (Во второй задаче на одно действие больше, которым находим, на сколько метров в первом куске ткани больше, чем во втором.)
(Самооценка.)
№170 (с. 46).
— Прочитайте задачу. Как удобнее составить краткую запись? (С помощью схематического чертежа.)
— Выполните чертеж и решите задачу самостоятельно. (Один ученик работает на откидной доске. Проверка.)
V . Физкультминутка
Тренируй получше плечи. ( Обе прямые руки подняты вверх, рывком опустить руки и
завести за спину, потом рывком поднять вверх.)
Корпус вправо, корпус влево —
Надо спинку нам размять.
Повороты будем делать
И руками помогать.( Повороты туловища вправо и влево.)
На одной ноге стою,
А другую подогну.
И теперь попеременно
Буду поднимать колени.( По очереди поднимать согнутые в коленях ноги как можно
выше.)
Отдохнули, посвежели
И на место снова сели.( Сесть за парту.)
VI . Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№172 (с. 46). (Устное выполнение.)
№171 (с. 46).(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка. Два ученика работают у доски. Самопроверка по образцу, самооценка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях (с. 46 - ребус).)
VII . Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 46). Один ученик работает на откидной доске. Проверка.)
Решение
1) 314 • 21 - 6594 (ц) - собрали с одного участка;
2) 345 • 24 = 8280 (ц) - собрали со второго участка;
3) 6594 + 8280 = 14 874 (ц).
Ответ: с двух участков собрали 14 874 ц пшеницы.
- Оцените свою работу на уроке.
VIII . Подведение итогов урока
- Какие задачи вы научились решать сегодня на уроке?
- Как они называются?
- Какие вычислительные приемы мы закрепили?
- Какое задание вам больше всего запомнилось?
Домашнее задание Учебник: № 173 (с. 46).
_________________________________
Тема: Решение задач
Цели: развивать умение решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям, геометрические задачи; совершенствовать вычислительные навыки.
Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать с помощью схематических чертежей и решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям; выполнять преобразования единиц измерения, используя соотношения между ними; читать равенства, используя математическую терминологию; работать в парах и группах; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
I . Организационный момент
II . Актуализация знаний
Работа над задачами
• Стол имеет прямоугольную форму. Ширина стола 1 м, а длина в 2 раза больше. Найдите периметр стола. ((1 + 1-2)-2 = 6(м).)
• Длина лап кенгуру составляет одну третью часть его роста. Найдите рост кенгуру, длина лап которого составляет 60 см. (60-3 = 180(см).)
• Автобус проехал 180 км за 4 ч. За какое время проедет это расстояние автомобиль, скорость которого в 2 раза больше? (180:4-2)=2 (ч).)
III . Работа по теме урока
Работа по учебнику
№174 (с. 47).
— Прочитайте задачу 1.
— Составим таблицу. Что известно в задаче? Что нужно узнать?
Длина | Ширина | Площадь | |
Зал | ? (одинаковая) | 10 м | 300 м2 |
Коридор | ? | 120 м2 |
— Посмотрите на первую строку таблицы. Что можно узнать? (Длину зала: 300:10 = 30 (м).)
— Как связаны между собой строки? (У зала и коридора длина одинаковая.)
— Найдите ширину коридора. (120:30 = 4 (м).)
— Прочитайте задачу 2. Используя ответ первой задачи и чертеж в учебнике, решите вторую задачу.
(Проверка, самооценка.)
IV . Физкультминутка
Крутим мельницу вперед,
А потом наоборот.( Вращение прямыми руками вперед и назад.)
Наклоняться будем все,
Будто прыгаем в бассейн.( Наклоны вперед.)
А потом назад прогнемся,
Хорошенько разомнемся.( Наклоны назад.)
И попрыгать нам пора,
Мы не прыгали с утра.( Прыжки на месте.)
Шаг на месте в заключенье.
Это тоже упражненье.( Шаги на месте.)
Поскакали, потянулись —
Вот и славно отдохнули.( Сесть за парту.)
Дата: 2019-07-24, просмотров: 580.