Библия мало рассказывает о 6-м израильском царе Амврии. Автор книги Царств считал его еще более безбожным и дурным человеком, чем его предшественники (3 Цар. XVI, 25). Его политические достижения упоминаются мимоходом, а всем, желающим узнать больше об этой стороне его деятельности, автор предлагает обратиться к летописи. Такая оценка отражает общую историческую концепцию автора. Между тем Амврий был одним из выдающихся царей в истории Израиля. Он возродил политическую мощь Израиля и престиж нации, при нем и при его сыне Ахаве Израиль стал державой, с которой приходилось считаться другим. Он стал одним из немногих царей, имя которого упоминается в ассирийских источниках (даже имена Давида и Соломона там отсутствуют), и долгое время после него израильских царей ассирийцы называли «сынами Амврия», хотя на самом деле правила уже другая династия.
Внешняя политика. Амврий и его сын Ахав укрепили положение государства с помощью ряда новых союзов и завоеваний. Во-первых, был положен конец длительной и бессмысленной борьбе с Иудеей, после чего наступил период мира и процветания и в южном царстве. Политический союз Израиля и Иудеи был скреплен впоследствии браком Иорама, сына иудейского царя Иосафата, и дочери Ахава Гофолии. Также были возобновлены дружеские отношения с Финикией, которые начались при Давиде и Соломоне. Этот союз был скреплен браком Ахава и Иезавели, дочери финикийского царя Ефваала (обратим внимание на наличие имени божества в имени царя). Этот договор представлял взаимную выгоду, так как между государствами были установлены торговые контакты. Кроме того, Израиль мог рассчитывать на военную поддержку Финикии. Однако женитьба на язычнице уже сама по себе была нарушением закона, и этот же союз в итоге оказался вредным для Израиля, так как в стране развилось широкомасштабное поклонение Ваалу.
Наконец, Амврий сумел подчинить себе Моав. Об этом Ветхий Завет умалчивает, однако археологами найдена стела (камень) Меши, моавитского царя, который был современником Иорама и при нем добился независимости от Израиля. Но в этой надписи говорится, что именно Амврий подчинил Моав.
Сын Амврия, Ахав, два раза успешно отразил нападения сирийского царя Венадада II, в результате чего вернул северные израильские города, ранее захваченные Сирией, а также захватил богатые трофеи и получил возможность торговать в столице Сирии Дамаске.
В середине IX века резко возросла мощь Ассирии, которая начала наступление на Запад. Под угрозой оказались и Сирия, и Израиль, потому была образована антиассирийская коалиция, которая в 853 г. до Р. Х. при Каркаре (город в северной Сирии) разбила ассирийские войска. При этом из ассирийских источников известно, что Израиль выставил 2000 колесниц, что превышало количество колесниц, выставленных другими союзниками Израиля вместе. Это свидетельствует о военной и экономической мощи Израиля.
Вскоре после этой победы Ахав вместе с Иосафатом Иудейским решили отвоевать у Сирии Рамоф Галаадский (3 Цар. XXII). Перед походом Иосафат потребовал вопросить Господа. Многочисленные ложные пророки предсказали победу Ахаву, но истинный пророк Михей (не путать с пророком-писателем VIII века!) возвестил, что Ахав будет убит. Ахав не захотел верить Михею, но ради предосторожности одел доспехи простого воина, а царскую одежду надел Иосафат. Однако Господь устроил так, что Иосафат остался жив, а Ахав был случайно убит. В гибели Ахава проявилось возмездие Бога и наказание как за нечестие в целом, так и за убийство Навуфея в частности. Однако, несмотря на гибель Ахава, все же и эта его последняя война закончилась победой Израиля, который овладел Рамофом, что видно из 4 Цар. IX.
Внутренняя политика. Главное деяние Амврия – построение новой столицы, Самарии, которая находилась в центре Северного царства. Амврий выбрал совершенно неосвоенное место, гору Семерон, которую купил за два таланта серебра (≈ 15 млн долларов в пересчете на современный эквивалент). Здесь он построил красивый и хорошо укрепленный город, который находился вблизи важнейших торговых путей. Самария, подобно Иерусалиму, стала «царским городом», т. е. владением правящей династии.
Впоследствии Ахав укрепил еще город Изреель, так что в Израиле стало 2 столицы. При этом Самария стала языческой столицей, так как там был построен храм Ваала, а Изреель стал центром яхвизма. Сам Ахав и его преемники попеременно жили то в Самарии, то в Изрееле, что было отражением их двойственной религиозной политики. Что касается Изрееля, то после падения династии Амврия этот город утратил свое значение.
В принципе, сам Ахав был сторонником объединения ваализма и истинной религии, причем тем самым он пытался угодить как тем израильтянам, которые оставались верными Господу, так и тем, которые поклонялись Ваалу (особенно в сельской местности культ Ваала был широко распространен, так как Ваал – бог плодородия). Однако все-таки в государственной политике Израиля наблюдается резкий уклон в сторону ваализма. Это прежде всего было вызвано влиянием Иезавели, жены Ахава, которая была ревностной проводницей культа Ваала. В Самарии строится капище в честь Ваала, служители Ваала получают государственную поддержку, а истинные пророки и почитатели Господа преследуются (3 Цар. XVIII, 4). Это были чуть ли не первые в истории гонения по религиозному признаку на государственном уровне. В Израиле широко распространяется культовая проституция, а также возникает практика человеческих жертвоприношений: при восстановлении Иерихона приносятся человеческие жертвы. Хотя, как сообщает 3 книга Царств, в Израиле оставалось 7000 человек, преданных Господу (XIX, 18), все же с течением времени настойчивое внедрение и поддержка ваализма ставили под угрозу сохранение истинной религии в Северном царстве.
Иосафат Иудейский (3 Цар. XXII, 41-50; 2 Пар. XVII – XX).
Автор книги Царств очень мало говорит об этом иудейском царе; основные сведения мы черпаем из книг Паралипоменон.
Иосафат воцарился, когда ему было 35 лет, и управлял Иудеей 25 лет. Он продолжил религиозные реформы, начатые Асой: уничтожил в Иудее все священные деревья (2 Пар. XVII, 6) и языческие высоты, а также истребил блудников, т. е. окончательно уничтожил культовую проституцию.
Иосафат провел судебную реформу: спорные дела из местных судов передавались в верховный суд в Иерусалиме, где заседали священники и левиты, а также главы родов (2 Пар. XIX). В делах религиозных всем судопроизводством руководил первосвященник, а в делах царских (светских) – «князь дома Иудина», т. е. вельможа.
Очень важное деяние царя – учение народа закону: по указанию Иосафата левиты обходили иудейские города с книгой Закона (2 Пар. XVII, 7-9). Что это за книга? Определенно ответить трудно; но так как описание судебной реформы Иосафата очень похоже на предписания книги Второзаконие (XVI, 8-12, 18-20), то можно полагать, что левиты учили народ по этой книге или по одной из ее ранних версий.
Во внешней политике Иосафат также отличился определенными достижениями: заключил союз с Израилем и укрепил границы Иудеи. Также подчинил Эдом и разгромил коалицию из моавитян и аммонитян.
Священные авторы в целом одобряют его правление, осуждая только оставление яхвистских высот и союз с Ахавом (2 Пар XIX, 2), последствия которого оказались губительными для Иудеи.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 212.