После смерти Соломона в 931 г. до Р. Х. закончилась эпоха единой израильской монархии, длившаяся около 100 лет. Теперь на месте Израильского царства появляются два самостоятельных государства: Иудея и Израиль. Северное царство, Израиль, также упоминается в Библии под названием Ефрем (по наименованию важнейшего колена), Иосиф (отец Ефрема), Самария (по названию столицы, построенной в 1-й половине IX века). Территории Израиля и Иудеи в своей совокупности не достигали границ единого Израиля времен Давида, так как окрестные государства (Моав, Эдом, Аммон, филистимляне) быстро обрели независимость, и слабые израильские правители не в силах были удержать власть над этими бывшими провинциями. Вскоре сами цари Израиля и Иудеи стали марионетками в руках правителей Египта и Ассирии.
Следует обратить особое внимание, что автор книги Царств сдержанно рассказывает о распаде единого и относительно могущественного государства Давида на две части, он не видит в этом трагедии. Скорее всего, он не воспринимал этот распад как окончательное разделение, а лишь как обособление двух частей в государственной сфере. При этом две части Израиля имели общий язык, веру, культуру и считали себя единым этносом. Поэтому наименование «Израиль» автор относит не только к Северному царству и его населению, но так же обозначает жителей Южного царства, которых автор называет «сынами Израилевыми, жившими в городах Иудиных» (3 Цар. XII, 17). Также в пользу того, что автор считал Израиль и Иудею двумя частями единого государства, говорит его манера изложения древнееврейской истории: автор в одинаковой степени освящает события в обоих царствах, причем часто Израилю уделяется даже большее внимание (деятельность пророков Илии и Елисея происходила в Северном Царстве), хотя несомненно, что сам автор книги Царств был иудеем.
Хронология и списки царей.
С одной стороны, может показаться, что датировать правление всех израильских и иудейских царей несложно: достаточно для Иудеи взять за исходную точку 586 г. (для Израиля – 722 г.) и вести отсчет в обратном порядке. Но если просто суммировать библейские данные о правлении иудейских царей, то получим 393 года, а для израильских – 241. В итоге получаем противоречие: 722 + 241= 963, а 586 + 393 = 979, причем ни одна из этих дат не является годом разделения израильской монархии (931 г.).
Трудность хронологии связана с тем, что зачастую цари уже при жизни ставили себе соправителей (старшие сыновья или дети любимых жен), чтобы обеспечить твердую преемственность правления и обезопасить государство от борьбы за власть. Потому, когда автор книги Царств начинал отсчет времени правления царя, то он мог за точку отсчета взять дату соправления данного царя своему отцу, а не дату начала единодержавного правления.
Кроме того, в Израиле и Иудее по-разному определяли количество лет правления царя. В Иудее пользовались месопотамской системой отсчета, принятой в Ассирии и Вавилоне, где считались только полные годы царствования, начиная с первого дня Нового года (т. е. год вступления на престол не учитывался). В Израиле же Иеровоам I ввел египетскую систему отсчета: год вступления на престол считался 1-ым годом правления, даже если коронация пришлась на конец года. Именно поэтому правление Иеровоама I датируется 931 – 910 гг. (т. е. 21 год), тогда как в Библии говорится, что он правил 22 года.
В силу этих причин (традиции назначения соправителя и различные системы отсчета) библеисты в своей датировке правления израильских и иудейских царей разнятся друг от друга, однако эти отличия несущественны (±5лет).
Израильское царство. | Иудейское царство |
*Иеровоам I (931 – 910) Нават (910 – 909) *Вааса (909 – 886) Ила (886 – 885) *Замврий (885) *Амврий (885 – 874) Ахав (874 – 853) Охозия (853 – 852) Иорам (852 – 841) *Ииуй (841 – 814) Иоахаз (814 – 798) Иоас (798 – 782) Иеровоам II (793 – 753) Захария (753 – 752) *Селлум (752) *Менаим (752 – 742) Факия (742 – 740) *Факей (740 – 732) *Осия (732 – 722) | – Ровоам (931 – 913) – Авия (913 – 911) ± Аса (911 – 869) ± Иосафат (872 – 848) – Иорам (854 – 841) – Охозия (841) – Гофолия (841 – 835) ± Иоас (835 – 796) ± Амасия (796 – 767) ± Азария (Озия) (790 – 739) ± Иоафам (750 – 731) – Ахаз (735 – 715) + Езекия (729 – 686) – Манассия (696 – 642) – Аммон (642 – 640) + Иосия (640 – 609) – Иоахаз (609) – Иоаким (609 – 597) – Иехония (597) – Седекия (597 – 586) |
Примечания к спискам царей.
1.В списке израильских царей звездочками (*) отмечены имена представителей (родоначальников) новых династий.
2.Значки перед именами иудейских царей означают оценку, которую дает им автор книги Царств: знак «–» означает осуждение, знак «±» означает умеренное одобрение, а «+» – высшую похвалу.
3.Для Иеровоама II и некоторых иудейских царей первая дата означает начало периода соправления своему отцу-предшественнику.
4.Годы, выделенные жирным шрифтом, необходимо выучить наизусть.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 207.