Богослужебное употребление книг Царств в Православной Церкви.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1 книга Царств – песнь Анны (II, 1-10) используется по уставу при пении 3-й песни канона на утрени.

2 книга Царств не используется вовсе.

3 книга Царств – наиболее часто употребляемая из 4-х книг:

VIII, 22, 23, 27-30 (молитва Соломона) – 13 сентября, 21 мая, 15 июля, 16 августа;

VII, 51, VIII, 1, 3-7, 9-11 (о славе Господней, наполнившей храм) – 21 ноября (Вход Богородицы);

XVIII, 30-39 (жертвоприношение пророка Илии) – Богоявление;

XVII, XVIII, XIX (выборочно) – 20 июля (пророка Илии);

XIX (частично) – 6 августа;

XVII, 8-23 (воскрешение сына вдовы) – Великая Суббота, 8-я паремия.

4 книга Царств также нередко используется:

II и V главы – три паремии на Богоявление;

II, 1, 6-14 – часть 3-й паремии праздника Илии пророка (20 июля);

IV, 8-37 – Великая Суббота, 12-я паремия.

Структура и разделение книг Царств.

1 Цар.: I – VII – правление Илия и Самуила;

VIII – XV – Самуил и Саул;

XVI – XXXI – Саул и Давид;

2 Цар. I – VIII – первые годы правления Давида;

IX – XX – царь Давид и его двор;

XXI – XXIV – последние годы царствования Давида;

3 Цар. I – XI – Соломон;

3 Цар. XII – 4 Цар. XVII – два царства:

3 Цар. XII, 1 – XVI, 28 – от смерти Соломона до воцарения Амврия;

3 Цар. XVI, 29 – 4 Цар. X, 36 – династия Амврия в Северном Царстве;

4 Цар. XI – XVII – от Ииуя до падения Самарии;

4 Цар. XVIII – XXV – иудейское царство до вавилонского плена.

Содержание книг Царств.

Историческая ситуация в Палестине в конце периода судей.

В XI – X вв. до Р. Х. Израиль основал одну из самых могучих монархий за свою историю. Ни до, ни после этот народ не имел такой большой территории и политического влияния. Это стало возможным благодаря отсутствию давления со стороны великих держав Востока, которые в то время переживали кризис. После того как последний могущественный фараон древнего Египта был убит заговорщиками (Рамсес III, сер. XII до н. э.), в Египте началась борьба за власть между фараонами и жречеством Амона. Часто меняющиеся фараоны не в силах были затормозить процесс развала государства, которое вскоре лишилось своих иноземных владений, а затем и вовсе разделилось на две части: Нижний Египет подчинялся фараону, а в Верхнем вся власть принадлежала жрецам. Сохранилась египетская повесть, действие которой происходит в XI в. до н. э.. В ней рассказывается о путешествии в Финикию египетского посланника за кедром для храма Амона, испытавшего многочисленные унижения от местных правителей.

Ассирия переживает краткий подъем при царе Тиглатпаласаре I (1115 – 1077), который распространяет свое влияние на Сирию и Финикию. Однако в конце его правления происходит вторжение арамейских племен, которые вытесняют ассирийцев с захваченных территорий. Ассирийцам пришлось закрепиться на своих исконных землях (в верховьях Тигра) и долгое время отражать натиски кочевников. Только в IX веке ассирийцам удалось вернуть свои позиции и бросить вызов другим державам Востока.

На этом фоне в Палестине обостряется борьба между филистимлянами и Израилем. По словам пророка Амоса, филистимляне пришли с острова Крит (IX, 7). Согласно современным научным данным, они принадлежали к конфедерации так называемых народов моря, которые в ХIII веке обрушились на страны Ближнего Востока. Теснимые греками, филистимляне и другие эгейские племена высадились в Малой Азии, разрушили Хеттское царство, двинулись на юг по Сирии и, наконец, вторглись в Египет. Фараоны Мернептах и Рамсес III с большим трудом остановили нашествие. Филистимлянам пришлось закрепиться на южном побережье Ханаана, которому они дали свое имя (Палестина от слова «пелесет» – филистимляне). Там они основали союз пяти городов (Газа, Азот, Аскалон, Геф и Екрон), откуда в ХII веке начали походы вглубь страны.

Преимущества филистимлян заключались в том, что они имели опыт боевых действий и были хорошо вооружены, имея боевые колесницы и морской флот. Также этот народ уже владел секретом выплавления железа, что давало ему преимущество перед хананеями и израильтянами, у которых было только бронзовое оружие.

Постепенно превращая местное население в своих вассалов, филистимляне строго сохраняли свою «железную монополию», опасаясь, как бы те «не сделали меча или копья» (1 Цар. XIII, 19-22). Они медленно двигались на восток и в середине ХI века над всей страной нависла угроза порабощения.

Битва при Афеке (около 1050 г. до н. э.) положила начало господству филистимлян. Мы видим, что победители не стали выгонять израильтян и захватывать их землю. Они только превратили их в своих вассалов и собирали дань. Однако Израиль не желал мириться с таким положением вещей, и потому назрела насущная необходимость в реорганизации израильского общества, которая в конечном итоге выразилась в установлении монархии.

КНИГА ЦАРСТВ.

Правление Илия и Самуила (I – VII).

В начальных главах 1 книги Царств центральными фигурами являются Илий и Самуил. Поскольку в самой книге их родословие не приводится, необходимо выяснить, кто были эти люди.

Илий был первосвященником и являлся потомком Ифамара, 4-го сына Аарона. Это видно из сопоставления 1 Пар. 24, 3 (Ахимелех, современник Давида – потомок Ифамара) и 3 Цар. 2, 27 (сын Ахимелеха Авиафар –потомок Илия).

Самуил, хотя его отец жил на территории колена Ефремова, был левитом, причем потомком Корея, поднявшего бунт против Моисея (1 Пар. 6, 33-38). И хотя он не был потомком Аарона, но исполнял впоследствии обязанности первосвященника. Возможно, в то время правило о том, что первосвященник непременно должен быть из рода Аарона, не действовало так строго.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 171.