Константин Петрович Победоносцев как мировоззренческий проект русской художественной культуры начала ХХ в.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Гипотеза: Образ К.П. Победоносцева в русской живописи и литературе можно рассматривать как проявления конфликта ценностей на разных этапах истории ХХ столетия и мировоззренческий проект, создатели которого наполняли этот образ новыми смыслами, в зависимости от своих идейных пристрастий и политических задач.

Образ Константина Петровича был актуализирован в художественной культуре именно в годы первой русской революции.

Литература

1. Зайончковский, П.А. Кризис самодержавия на рубеже 1870–80-х гг. / П. А. Зайончковский. М.: Наука, 1964.

2.  Пайпс, Р. Россия при старом режиме / Ричард Пайпс. – М. : Независимая газета, 1993.

  1. Полунов, А.Ю. Под властью обер-прокурора. Государство и церковь в эпоху Александра III / А. Ю. Полунов. – М.: АИРО-XX, 1996.

4. Репников, А.В. Консервативная концепция российской государственности / А. В. Репников. М., 1999.

5. Твардовская, В.А. Идеология пореформенного самодержавия (М. Н. Катков и его издания) / В.А. Твардовская. – М. : Наука, 1978.

 

Оборудование: видеофильм Л. Парфенова «Антилиберализм при Александре» из цикла «Российская империя», фотографии М.Н. Каткова и К.П. Победоносцева, титульного листа одного из номеров журнала «Русский вестник».

 

 

Герои литературных произведений, прототипом которых называют К.П. Победоносцева

 

· Каренин (из романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»).

· Топоров (из романа Л.Н. Толстого «Воскресение»)

· Великий инквизитор (Ф.М. Достоевский «Великий инквизитор»)

· Сенатор Аблеухов (из романа А. Белого «Петербург»)

Позиция историков

Эвенчик С. Л., советский историк[15]: «Мировоззрение К. П. Победоносцева малооригинально и эклектично... Он теолог и метафизик... Его исторические взгляды не оригинальны… Победоносцев больше политик и практик, чем идеолог. Вера у Победоносцева подменена ханжеством, а разглагольствования о народности являлись пустым лицемерием. За этой маской все более активно выступает лицо запуганного крепостника, теряющего свои позиции, ненавидящего все проявления прогресса... Сохранить абсолютизм, укрепить его позиции с помощью церкви, силой искоренить, уничтожить, предупредить выступление врагов самодержавия таковы идеи, пронизывающие все мировоззрение К. П. Победоносцева».

 

Н. А. Рабкина, историк конца ХХ в.[16]: «После 1861 г., когда в России происходила поляризация политической мысли и формировалось крыло идеологов консервативного толка, Победоносцев одним из первых оказался именно в этом лагере, к чему он подготовлен был изначально: и происхождением, и воспитанием, и духом, и устоями родительского очага. К консерватизму склонял и весь психологический строй его личности. Умеренная дань, отданная политическому либерализму на рубеже 5060-х гг. XIX в., была связана с общей модой на вольномыслие и негативной реакцией общества на мрачный финал внешней и внутренней политики Николая I. И юный Победоносцев, тяжело переживавший поражение России и ее внутренний кризис, не мог избежать влияния этого поветрия. Однако, стоило ему приобрести научный авторитет, прослыть знатоком английского парламентаризма, истории Англии и ее литературы, которую он читал в подлинниках, а отечественным реформам слегка захлебнуться в непросчитанных издержках, крайностях и волнениях от крестьянских до студенческих, как Победоносцев изменил свои взгляды на судьбы России. Врожденный и воспитываемый в нем с младых ногтей русский “византизм” взял верх и в его лице приобрел постепенно своего выдающегося идеолога и практика. <…>

Великий инквизитор, созданный гением Достоевского, презирал людей, с высокомерием, цинично, недоверчиво относился к разуму человека. Эти черты были свойственны и обер-прокурору, они отразились и в мировосприятии, и в политической практике. Победоносцев свысока смотрел на своих современников, весьма скептически оценивал ординарный ум и слабоволие воспитанника-государя, приверженного к тому же тайному пороку алкоголизму. Константин Петрович третировал в лучшие свои годы министров, иронизировал над многими писателями, не уважал собственный народ. Достойным соперником себе он ощущал, пожалуй, лишь Льва Толстого, боялся его широкой известности, влияния его свободной проповеди на общество. И, начав с восстановления против Льва Николаевича императорской семьи, с запрета публикации его сочинений, он кончил инсценировкой отлучения его от церкви, но именно тогда же и потерял магическое влияние на венценосных властителей России».

 

Мнения современников

А. А. Блок, поэт[17]:

 «В те годы дальние, глухие,  

В сердцах царили сон и мгла:

Победоносцев над Россией

Простёр совиные крыла,

И не было ни дня, ни ночи

А только – тень огромных крыл».

 

А. В. Амфитеатров, журналист[18]: «...читая Победоносцева, вы часто опускаете книгу в изумлении: где пишет этот человек? в каком веке он пишет? для кого он пишет?.. Ни одной непосредственной мысли, ни одной искры живого пылкого чувства, – все мертвые схемы, облеченные в риторику мертвого карамзинского слова... Какой это автор? Какой литератор? Это – просто экспроприатор заплесневелых библиотек... Ну, – вот Бэкон, вот Эмерсон, вот Карлейль… вот – ах, скажите, пожалуйста! – даже Герберт Спенсер. Но Победоносцев-то, Победоносцев-то где же? Где его мысль? Где его личность? Довольно гробокопательства, довольно глубокомыслия, заимствованного у покойников... Себя покажите – живого себя!»

 

П. Н. Милюков, историк, либеральный общественный деятель[19]: «Сухой, упрямый фанатик, получивший недаром прозвище Торквемады, принципиальный враг всего, что напоминало свободу и демократию».

           

М. Палеолог, посол Франции в России[20]: «Русский Торквемада».

 

С. Ю. Витте, министр финансов[21]: «Это был человек, несомненно, высокодаровитый, высококультурный и в полном смысле слова человек ученый. Как человек он был недурной, был наполнен критикой разумной и талантливой, но страдал полным отсутствием положительного жизненного творчества; он ко всему относился критически, а сам ничего создать не мог. Замечательно, что этот человек не в состоянии был ничего воспроизводить ни физически, ни умственно, ни морально. Тем не менее, я должен сказать, что из всех государственных деятелей России, с которыми мне пришлось иметь дело во время моей государственной деятельности, К. П. Победоносцев был человек, наиболее выдающийся по своему таланту или, вернее, не столько по таланту, как по своему уму и образованию; мне было приятнее всего беседовать с Победоносцевым, гораздо приятнее, нежели со всеми остальными моими коллегами и другими государственными деятелями России, с которыми мне приходилось встречаться».

 

Н. А. Бердяев, философ[22]: «Умер К. П. Победоносцев. С ним так много связано, срослась с ним целая эпоха русской истории, даже более чем эпоха: в его личности и в его деле ярко воплотилась связь православия с государственным абсолютизмом. Победоносцев – знаменательный тип: искренний идеолог нашего исторического нигилизма, нигилистического отношения русской официальной Церкви и государства к жизни. Победоносцев – мыслитель неглубокий и не индивидуальный, идеи его сверхличны, слишком типичны, он разделяет их с теми историческими силами, которым служил, которые идеологически подпирал. Победоносцев вызывал к себе жгучую ненависть, он был надеждой темных сил, долгие, тяжкие годы был кошмаром русской жизни. Но, когда читаешь его, ненависть слабеет: звучат у него такие искренние ноты, искреннее смирение перед высшим, любовь к народному, романтическая привязанность к старому быту. В России немного было идейных и искренних защитников теократического самодержавия, особенно среди тех, которые стояли у власти и направляли государственный механизм. Победоносцев был из числа этих немногих».

 

В. П. Мещерский, князь, консервативный публицист[23]: «Как государственный человек, Победоносцев представлял весьма интересное сочетание сильного светом и логикой критического ума с беспомощностью этого большого ума в области ответов на вопросы: что делать, что предпринять в пути. Он неопровержимо ясно и верно доказывал и говорил: “Вы заблудились, сбились с пути”, но никогда не мог сказать, как же выйти на настоящий путь».

 

 

Таблица 2а

Содержание работ по дисциплине [очное отделение]

Содержание работы

Виды и формы работы, час

Всего, час

Контактная работа

Самостоятельная работа

Лекции Лабораторные Практические
Раздел 1. Культурно-географические образы, специфика и закономерности формирования.
Тема 1. Подходы имагологии и культурной географии к изучению культурно-географических образов.   4   6 10
Тема 2. Образ России в европейской культуре нового и новейшего времени.   4   4 8
Тема 3. Образ Сибири в русской культуре XIX столетия.   4   4 8
Раздел 2. Образы этнических сообществ в русской культуре нового и новейшего времени. 4 8 12
Раздел 3. Образы социальных групп в общественном мнении России XIX – ХХ вв.          
Тема 1. Образы сословий в российском социуме.   2   6 8
Тема 2. Образы поколений в социокультурной истории нового и новейшего времени.   2   4 6
Тема 3. Образы профессиональных и мировоззренческих сообществ.   4   8 12
Раздел 4. Образы исторических личностей.   4   4 8
Выполнение курсовой работы /проекта          
Контроль: зачет / зачет с оценкой / экзамен          
Итого по дисциплине   28   44 72
В том числе с применением дистанционных образовательных технологий          

 

Таблица 2б

Содержание работ по дисциплине [заочное отделение]

Содержание работы

Виды и формы работы, час

Всего, час

Контактная работа

Самостоятельная работа

Лекции Лабораторные Практические
Раздел 1. Культурно-географические образы, специфика и закономерности формирования.
Тема 1. Подходы имагологии и культурной географии к изучению культурно-географических образов.   2   8 10
Тема 2. Образ России в европейской культуре нового и новейшего времени.   2   6 8
Тема 3. Образ Сибири в русской культуре XIX столетия.   2   6 8
Раздел 2. Образы этнических сообществ в русской культуре нового и новейшего времени. 2 10 12
Раздел 3. Образы социальных групп в общественном мнении России XIX – ХХ вв.          
Тема 1. Образы сословий в российском социуме.       8 8
Тема 2. Образы поколений в социокультурной истории нового и новейшего времени.       6 6
Тема 3. Образы профессиональных и мировоззренческих сообществ.       12 12
Раздел 4. Образы исторических личностей.   2   6 8
Выполнение курсовой работы /проекта          
Контроль: зачет / зачет с оценкой / экзамен         4
Итого по дисциплине   10   58 72
В том числе с применением дистанционных образовательных технологий          

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Для успешного освоения дисциплины следует ознакомиться с содержанием разделов и тем по дисциплине (см. п. 2), следовать технологической карте при выполнении самостоятельной работы (табл. 3), использовать рекомендованные ресурсы (п. 4) и выполнять требования внутренних стандартов университета. 4 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

4.1 Основная учебная литература

 

1. Историческая наука сегодня: теория, методы, перспективы / [под ред. Л. П. Репиной]; Гос. акад. ун-т гуманитарных наук; Ин-т всеобщей истории РАН, Об-во интеллектуальной истории. - Москва: ЛКИ, 2012. - 608 с.

2. Кирьянов, О. В. Наблюдая за корейцами [Электронный ресурс]: страна утренней свежести / О. В. Кирьянов. - Москва : РИПОЛ классик, 2010. - 352 с. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/57106/

3. Маслов, А. А. Наблюдая за китайцами [Электронный ресурс]: скрытые правила поведения / А. А. Маслов. - Москва: РИПОЛ классик, 2010. - 288 с. - (Наблюдая за.). - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/58235/

4. Родигина, Наталия Николаевна. История средств массовой информации в России (вторая половина XIX - XX в.) : учебное пособие / Н. Н. Родигина, Т. А. Кузнецова ; [под науч. ред. В. А. Зверева] ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2012. - 148 с. : ил., табл. - Библиогр.: с. 114-118.

5. Родигина, Наталия Николаевна. "Другая Россия": образ Сибири в русской журнальной прессе второй половины XIX-начала XX века / Н. Н. Родигина; науч. ред. В. А. Зверев; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: НГПУ, 2006. - 343 с.: табл.

6. Троицкая, Т. Н. Этнография малочисленных народов севера Сибири : учебное пособие / Т. Н. Троицкая, А. В. Новиков ; отв. ред. А. В. Бауло ; Ин-т археологии и этнографии СОРАН ; Новосиб. гос. ун-т ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2010. - 334 с.

4.2 Дополнительная учебная литература, в том числе из фондов библиотеки НГПУ

7. Ананьич, Б. В. Сергей Юльевич Витте и его время / Б. В. Ананьич. – СПб.: Дмитрий Буланин, 1999.

8. Анисимов, Е. В. Императорская Россия: историческая литература / Е. В. Анисимов. – СПб.: Питер, 2008.

9. Баранов, А. С. Образ террориста в русской культуре конца XIX – начала ХХ в. / А. С. Баранов // Общественные науки и современность. – 1998. – № 2. – С. 181–191.

10. Бассин, М. Россия между Европой и Азией : идеологическое конструирование географического пространства / Марк Бассин // Российская империя в зарубежной историографии. Работы последних лет: Антология / сост. П. Верт, П.С. Кабытов, А.И. Миллер. – М. : Новое изд-во, 2005. – С. 277–310.

11. Боханов, А. Н. Распутин: Быль и небыль. А. Н. Боханов. – М.: Вече, 2006. – 400 с.

12. Боханов, А. Н. Царь Иоанн IV Грозный / А. Н. Боханов. – М.:  Вече, 2008. – 352 с.

13. Брикнер, А. История Екатерины Второй / А. Брикнер. – М.: Сварог и К`, 1998.

14. Валишевский, К. Ф. Роман императрицы. Екатерина Вторая императрица Всероссийская / К. Ф. Валишевский. – М., 1989.

15. Виртшафтер, Э. Социальные структуры : разночинцы в Российской империи / Эллис К. Виртшафтер ; пер. с англ. Т.П. Вечериной; под ред. А.Б. Каменского. – М. : Логос, 2002. – 272 с.

16. Вихавайнен, Т. Внутренний враг: борьба с мещанством как моральная миссия русской интеллигенции / Тимо Вихавайнен. – СПб.: Коло, 2004. 

17. Волков, Ф. Д. Взлет и падение Сталина / Ф. Д. Волков. – М.: Спектр, 1992.

18. Волкогонов, Д. А. Ленин / Д. А. Волкогонов. – М., 1998.

19. Вульф, Л. Изобретая Восточную Европу : карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения / Л. Вульф. – М. : Новое литературное обозрение, 2003.

20. Горизонтов, Л.Е. Внутренняя Россия и ее символические воплощения / Л. Е. Горизонтов // Российская империя : стратегии стабилизации и опыты обновления / под ред. М.Д. Карпачева, М.Д. Долбилова, А.Ю. Минакова. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2004. – С. 61–88.

21. Давидсон, А. Б. В поисках Туманного Альбиона и Туманного Петербурга // Россия и Британия. М., 2000. Вып. 2.

22. Давидсон, А.Б. Образ Британии в России XIX и XX столетий/ А. Б. Давидсон // Новая и новейшая история. – 2005. – № 5. – С. 44–67.

23. Данилевский, И. Н. Александр Невский: парадоксы исторической памяти / И. Н. Данилевский // Цепь времен: проблемы исторического сознания. – М., 2005.

24. Ерофеев, Н. А. Туманный Альбион: Англия и англичане глазами русских / Н. А. Ерофеев. М.: Наука, 1982.

25. Исторические источники в исследовательской и образовательной практике: коллективная монография / под ред. О. М. Хлытиной, В. А. Зверева. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. – 288 с.

26. История и память = History and memory: historical culture of Europe before the modern age : историческая культура Европы до начала нового времени / под ред. Л. П. Репиной. – М.: Кругъ, 2006. – 768 с.

27. Каррер, Д. Анкосс Николай Второй: расстрелянная преемственность / Д. Каррер. – М., 2006.

28. Ламин, В.А. Сибирь: от «страны тьмы» к геополитическому освоению // Сибирское общество в контексте модернизации. XVIII–ХХ вв. / В. А. Ламин. – Новосибирск : Ин-т истории СО РАН, 2003. – С. 3–14.

29. Любавский, М. К. История царствования Екатерины II: курс лекций / М. К. Любавский. – СПб., 2001.

30. Любош, С. Последние Романовы: Александр I. Николай I. Александр II. Николай II / С. Любош. – М.: Петроград, 1990.

31. Меднис, Н.Е. Сибирские рассказы В.Г. Короленко в контексте русской литературы и культуры XIX в. / Н.Е. Меднис // Сибирские страницы жизни и творчества В.Г. Короленко. – Новосибирск : Наука, 1987. – С. 54–63.

32. Миллер, А.И. Империя и нация в воображении русского национализма. Заметки на полях одной статьи А. Н. Пыпина / А.И. Миллер // Российская империя в сравнительной перспективе / под ред. А.И. Миллера. – М : Новое изд-во, 2004. – С. 263–285.

33. Миллер, А.И. Империя Романовых и национализм : эссе по методологии исторического исследования / А.И. Миллер. – М. : Новое литературное обозрение, 2006.

34. Николай II в воспоминаниях и свидетельствах / [гл. ред. С. Н. Дмитриев; ред. М. К. Залесская ; отв. за вып. В. П. Еленский]. – М.: Вече, 2008. – 352 с.

35. Оболенская, С. В. Германия и немцы глазами русских / С. В. Оболенская. М. Издательство: РАН. Ин-т всеобщ. истории, 2000.

36. Павленко, Н. И. Екатерина Великая / Н. И. Павленко. – М., 2003.

37. Пейн, Р. Ленин: жизнь и смерть / Р. Пейн. – М., 2002.

38. Печерская, Т.И. Разночинцы шестидесятых годов XIX века : феномен самосознания в аспекте филологической герменевтики / отв. ред. Н.Е. Меднис – Новосибирск : Ин-т филологии СО РАН, 1999.

39. Пирумова, Н. М. А. Герцен – революционер, мыслитель, человек / Н. М. Пирумова. – М., 1989.

40. Платонов, С. Ф. Борис Годунов / С. Ф. Платонов. – М., 1999.

41. Ремнев, А.В. Колония или окраина? Сибирь в имперском дискурсе ХIХ века / А.В. Ремнев // Российская империя : стратегии стабилизации и опыты обновления / под ред. М.Д. Карпачева, М.Д. Долбилова, А.Ю. Минакова. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2004. – С. 43–58.

42. Ремнев, А.В. Региональные параметры имперской «географии власти» (Сибирь и Дальний Восток) / А.В. Ремнев // Ab Imperio. – 2000. – № 3–4. – С. 343–358.

43. Ремнев, А.В. Россия и Сибирь в меняющемся пространстве империи, XIX –начало ХХ вв. // Российская империя в сравнительной перспективе / под ред. А.И. Миллера. – М. : Новое изд-во, 2004. – С. 286–319.

44. Репина, Л. П. История исторического знания: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "История" / Л. П. Репина, В. В. Зверева, М. Ю. Парамонова. – М.: Дрофа, 2004. – 288 с.

45. Родигина Н. Н., Сабурова Т. А.  Поколенческое измерение социокультурной истории России XIX в.: преемственность и разрывы // Диалог со временем. 2011. Вып. 35. С. 138–157.

46. Родигина, Н. Н. Мать или мачеха: образ Сибири у политических ссыльных второй половины XIX в./ Н. Н. Родигина // Социальные конфликты в истории России: Материалы Второй Всероссийской научной конференции. Омск, 30 ноября 2006 г. Омск, 2006. С. 235–245.

47. Романовский, А. Императорская Россия = Imperial Russia / Романовский, Андрей ; А. Романовский ; пер. на англ. И. Маневич. - Москва : Белый город, 2005. – 383 с.

48. Сверкунова, Н.В. Региональная сибирская идентичность : опыт социологического исследования / Н.В. Сверкунова. – СПб.: НИИ Химии СПбГУ, 2002. 

49. Сидоровнин, Г. П. П. А. Столыпин. Жизнь за отечество / Г. П. Сидоровнин. – М., 2002.

50. Сироткин, В. Г. Великие реформаторы России / В. Г. Сироткин. – М., 1991.

51. Скрынников, Р. Г. Борис Годунов / Р. Г. Скрынников. – М., 2002.

52. Соловьев, С. М. История России с древнейших времен: в 15 кн. / С. М. Соловьев. – М.: АСТ, Фолио, 2005. (или любое издание).

53.  Тюпа, В.И. Мифологема Сибири: к вопросу о «сибирском тексте» русской литературы / В.И. Тюпа // Сибирский филологический журнал. – 2002. – № 1. – С. 27–35.

54. Шенк, Ф. Б. Александр Невский в русской культурной памяти: святой, правитель, национальный герой / Ф. Б. Шенк. – М.: НЛО, 2007.

55. Эткинд, А.М. Русская литература. XIX век : роман внутренней колонизации / А.М. Эткинд // Новое литературное обозрение. – 2003. – № 1 (59). – С. 103–124. 

4.3 Ресурсы сети "Интернет"

Ресурсы НГПУ

  1. Кирьянов, О. В. Наблюдая за корейцами [Электронный ресурс] : страна утренней свежести / О. В. Кирьянов. - Москва : РИПОЛ классик, 2010. - 352 с. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/57106/
  2. Противоречие и дискурс [Электронный ресурс] = Contradiction and Discourse / [под ред. И. А. Герасимова] ; Ин-т философии РАН. - Москва : ИФ РАН, 2005. - 185 с. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/44997/
  3. Маслов, А. А. Наблюдая за китайцами [Электронный ресурс] : скрытые правила поведения / А. А. Маслов. - Москва : РИПОЛ классик, 2010. - 288 с. - (Наблюдая за...). - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/58235/

 

4.3.2 Ресурсы открытого доступа:

59. Электронная энциклопедия и библиотека «Руниверс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.runivers.ru/

60. Научная электронная библиотека «eLIBRARY.RU» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp

61. Электронная библиотека Государственной публичной исторической библиотеки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/9347-elektronnaya-biblioteka-gpib

62. Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.prlib.ru/Pages/default.aspx

63. «Постнаука»: интернет-журнал о науке [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://postnauka.ru/

64. Электронный журнал «Arzamas» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://arzamas.academy/mag/lectures

4.4 Технологическая карта самостоятельной работы студента

Технологическая карта самостоятельной работы студента [очное отделение]

Таблица 3а

Раздел дисциплины Задания для самостоятельной работы Трудоемкость задания, часы Перечень учебно-методического обеспечения  (номера источников из п.п. 4.1 – 4.3)
1 Раздел 1. Культурно-географические образы, специфика и закономерности формирования. Коллоквиум ориентирован на выявление репродуктивного уровня освоения основного содержания курса.    Коллоквиум «Культурно-географические образы, специфика и закономерности формирования»
  1. Подходы имагологии и культурной географии к изучению культурно-географических образов.
  2. Образы стран. Факторы, оказывающие влияние на их становление и эволюцию.
  3. Образы регионов. Зависимость, структуры и содержание образов культурно-географических образов от типов дискурсов.
  4. Дискурсный анализ культурно-географических образов.
Эссе ориентировано на выявление частично-продуктивного уровня освоения учебного материала. Темы эссе (по выбору) Образ Сибири в мемуарах политических ссыльных XIX – начала ХХ в. Образ Сибири в путевых записках иностранных путешественников второй половины XIX – начала ХХ в. Образ Азиатской России в детской литературе второй половины XIX – начала ХХ в
6 4,5,
2 Раздел 2. Образы этнических сообществ в русской культуре нового и новейшего времени. Конспектирование монографии по теме раздела (из списка литературы по курсу) 8  
3 Раздел 3. Образы социальных групп в общественном мнении России XIX – ХХ вв. Написание творческой работы. Методические рекомендации к написанию творческой работы        1) По библиографическим указателям составь список литературы по теме.        2) Изучив труды исследователей, определи задачи и примерную структуру своей работы.        3) Подбери и обоснуй источниковую базу работы, ее хронологические и территориальные рамки.        4) Приступай к написанию работы, по необходимости консультируясь с преподавателем.        5) Оформи работу по правилам подготовки рукописей к изданию, обращая особое внимание на правильность оформления сносок и списка литературы.        6) Помни об обязательных компонентах исследовательской работы:        Введение · Актуальность темы · Историография темы (с выводом о степени изученности темы) · Цели и задачи работы · Методология и методы исследования · Источниковая база · Территориальные и хронологические границы Основная часть (структурированная в соответствии с задачами работы) Заключение Список использованных источников и литератур 18  
4 Раздел 4. Образы исторических личностей. Выявление методов анализа исторической личности путем создания текста ридера к практическому занятию «Образ героя в русской культуре второй половины XIX в.» (историческая личность выбирается студентом). 4  
    Подготовка к зачету    
         

Итого

44

Технологическая карта самостоятельной работы студента [заочное отделение]

Таблица 3б

Раздел дисциплины Задания для самостоятельной работы Трудоемкость задания, часы Перечень учебно-методического обеспечения  (номера источников из п.п. 4.1 – 4.3)
1 Раздел 1. Культурно-географические образы, специфика и закономерности формирования. Коллоквиум ориентирован на выявление репродуктивного уровня освоения основного содержания курса.    Коллоквиум «Культурно-географические образы, специфика и закономерности формирования»
  1. Подходы имагологии и культурной географии к изучению культурно-географических образов.
  2. Образы стран. Факторы, оказывающие влияние на их становление и эволюцию.
  3. Образы регионов. Зависимость, структуры и содержание образов культурно-географических образов от типов дискурсов.
  4. Дискурсный анализ культурно-географических образов.
Эссе ориентировано на выявление частично-продуктивного уровня освоения учебного материала. Темы эссе (по выбору) Образ Сибири в мемуарах политических ссыльных XIX – начала ХХ в. Образ Сибири в путевых записках иностранных путешественников второй половины XIX – начала ХХ в. Образ Азиатской России в детской литературе второй половины XIX – начала ХХ в
20 4,5,
2 Раздел 2. Образы этнических сообществ в русской культуре нового и новейшего времени. Конспектирование монографии по теме раздела (из списка литературы по курсу) 10  
3 Раздел 3. Образы социальных групп в общественном мнении России XIX – ХХ вв. Написание творческой работы. Методические рекомендации к написанию творческой работы        1) По библиографическим указателям составь список литературы по теме.        2) Изучив труды исследователей, определи задачи и примерную структуру своей работы.        3) Подбери и обоснуй источниковую базу работы, ее хронологические и территориальные рамки.        4) Приступай к написанию работы, по необходимости консультируясь с преподавателем.        5) Оформи работу по правилам подготовки рукописей к изданию, обращая особое внимание на правильность оформления сносок и списка литературы.        6) Помни об обязательных компонентах исследовательской работы:        Введение · Актуальность темы · Историография темы (с выводом о степени изученности темы) · Цели и задачи работы · Методология и методы исследования · Источниковая база · Территориальные и хронологические границы Основная часть (структурированная в соответствии с задачами работы) Заключение Список использованных источников и литератур 26  
4 Раздел 4. Образы исторических личностей. Выявление методов анализа исторической личности путем создания текста ридера к практическому занятию «Образ героя в русской культуре второй половины XIX в.» (историческая личность выбирается студентом). 6  
    Подготовка к зачету 4  
         

Итого

58

 

4.5 Выполнение курсовой работы (проекта) курсовая работа по данной дисциплине не предусмотрена

5 РЕСУРСЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ


Информационные технологии

Образовательный процесс осуществляется с применением локальных и распределенных информационных технологий (таблица 4, 5).

Таблица  4

Группа программных средств Наименование программного продукта
Операционные системы MicrosoftWindows
Офисные программы MicrosoftOffice
Распознавание текста и речи ABBYY FineReader

 

Таблица 5

Дата: 2019-07-24, просмотров: 210.