УТВЕРЖДАЮ
директор Института истории, гуманитарного и социального образования
_________ _____________
(О. Н. Катионов)
__ _________ 2016 г.
МП
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
наименование дисциплины
Направление подготовки:
44.03.01 Педагогическое образование
Профиль:
«Историческая имагология»
Уровень высшего образования:
Бакалавриат
Форма обучения:
|
Программа подготовки:
академический бакалавриат
|
СОСТАВИТЕЛЬ: д-р. ист. наук, профессор кафедры отечественной и всеобщей истории Родигина Наталия Николаевна _______________
РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
на заседании кафедры отечественной и всеобщей истории
(протокол № __ от ____ января 2016 г.)
Заведующий кафедрой _______________ Хлытина О. М.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата), утвержденным приказом Минобрнауки России от 04 декабря 2015 г. № 1426, профессиональным стандартом «Педагог», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н.
Дисциплина Б1.В.ДВ.7.2 является дисциплиной по выбору базовой/вариативной части блока 1 «Дисциплины» учебного плана образовательной программы, на очном отделении изучается в 7 семестре. Трудоемкость дисциплины: 2 ЗЕ / 72 часа, в том числе 28 часов – контактная работа с преподавателем, 44 часа – самостоятельная работа (таблица 2а). На заочном отделении изучается в 8 семестре. Трудоемкость дисциплины: 2 ЗЕ / 72 часа, в том числе 10 часов – контактная работа с преподавателем, 58 часов – самостоятельная работа, 4 часа – зачет (таблица 2б).
Цели освоения дисциплины: – сформировать комплексное представление о типах, сущности, закономерностях формирования образов реальности, выявить факторы, детерминирующие их структуру, содержание и эволюцию.
Планируемые результаты обучения
Дисциплина направлена на формирование компетенции и планируемых результатов обучения, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Перечень планируемых результатов обучения
Планируемые результаты освоения образовательной программы | Планируемые результаты обучения по дисциплине (дескрипторы) |
ПрК.1 Способен применять различные периодизации исторического процесса, описывать и интерпретировать исторические факты и явления в рамках определенной концепции исторического процесса
| Знать: – типы образов реальности; – общие закономерности формирования коллективных представлений о ценностно-значимых объектах реальности; – содержание основных понятий и терминов, применяемых в современных имагологических исследованиях. |
Уметь: – типологизировать образы реальности; – работать с биографической и биобиблиографической литературой, самостоятельно составлять библиографические подборки и описания; – выявлять факторы, влияющие на содержание и эволюцию исторических образов; – давать характеристику этнических, культурно-географических образов, образов исторических событий, явлений, личностей, социальных групп. | |
Владеть: – навыками реконструкции образов прошлого на основе компаративного анализа разноплановых исторических источников; – способами ориентирования в профессиональных источниках информации (СМИ, сайты, образовательные порталы и т.д.); – навыками презентации результатов своей исследовательской деятельности. |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Культурно-географические образы, специфика и закономерности формирования.
Тема 1. Подходы имагологии и культурной географии к изучению культурно-географических образов. Образы стран. Факторы, оказывающие влияние на их становление и эволюцию. Образы регионов. Зависимость, структуры и содержание образов культурно-географических образов от типов дискурсов. Дискурсный анализ культурно-географических образов.
Тема 2. Образ России в европейской культуре нового и новейшего времени. Изучение образа России в контексте новой имперской истории. Факторы, детерминировавшие структуру и содержание образа России в новое и новейшее время. Метафорическая составляющая образа России в европейской культуре.
Тема 3. Образ Сибири в русской культуре XIX столетия. Репрезентации региона в русском фольклоре. Тема Сибири в русской литературе. Образ Сибири в периодической печати. Образ Сибири в геополитических стратегиях власти.
Раздел 2. Образы этнических сообществ в русской культуре нового и новейшего времени. Репрезентации народов России. Образы народов Европы. Образ американцев в русской культуре. Образы японцев и китайцев в массовом сознании россиян.
Раздел 3. Образы социальных групп в общественном мнении России XIX – ХХ вв.
Тема 1. Образы сословий в российском социуме.
Тема 2. Образы поколений в социокультурной истории нового и новейшего времени.
Тема 3. Образы профессиональных и мировоззренческих сообществ.
Раздел 4. Образы исторических личностей. Способы формирования представлений о героях истории. Роль идеологии и политика коммеморации. Формирование представлений о роли личности и героях российской истории в образовательной практике. Проблема роли личности в истории и оценки исторических деятелей в современном историческом образовании. Художественная литература и кинематограф как средства формирования образов исторических личностей.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Для успешного освоения дисциплины следует ознакомиться с содержанием разделов и тем по дисциплине (см. п. 2), следовать технологической карте при выполнении самостоятельной работы (табл. 3), использовать рекомендованные ресурсы (п. 4) и выполнять требования внутренних стандартов университета. 4 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
4.1 Основная учебная литература
1. Историческая наука сегодня: теория, методы, перспективы / [под ред. Л. П. Репиной]; Гос. акад. ун-т гуманитарных наук; Ин-т всеобщей истории РАН, Об-во интеллектуальной истории. - Москва: ЛКИ, 2012. - 608 с.
2. Кирьянов, О. В. Наблюдая за корейцами [Электронный ресурс]: страна утренней свежести / О. В. Кирьянов. - Москва : РИПОЛ классик, 2010. - 352 с. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/57106/
3. Маслов, А. А. Наблюдая за китайцами [Электронный ресурс]: скрытые правила поведения / А. А. Маслов. - Москва: РИПОЛ классик, 2010. - 288 с. - (Наблюдая за.). - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/58235/
4. Родигина, Наталия Николаевна. История средств массовой информации в России (вторая половина XIX - XX в.) : учебное пособие / Н. Н. Родигина, Т. А. Кузнецова ; [под науч. ред. В. А. Зверева] ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2012. - 148 с. : ил., табл. - Библиогр.: с. 114-118.
5. Родигина, Наталия Николаевна. "Другая Россия": образ Сибири в русской журнальной прессе второй половины XIX-начала XX века / Н. Н. Родигина; науч. ред. В. А. Зверев; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: НГПУ, 2006. - 343 с.: табл.
6. Троицкая, Т. Н. Этнография малочисленных народов севера Сибири : учебное пособие / Т. Н. Троицкая, А. В. Новиков ; отв. ред. А. В. Бауло ; Ин-т археологии и этнографии СОРАН ; Новосиб. гос. ун-т ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2010. - 334 с.
4.2 Дополнительная учебная литература, в том числе из фондов библиотеки НГПУ
7. Ананьич, Б. В. Сергей Юльевич Витте и его время / Б. В. Ананьич. – СПб.: Дмитрий Буланин, 1999.
8. Анисимов, Е. В. Императорская Россия: историческая литература / Е. В. Анисимов. – СПб.: Питер, 2008.
9. Баранов, А. С. Образ террориста в русской культуре конца XIX – начала ХХ в. / А. С. Баранов // Общественные науки и современность. – 1998. – № 2. – С. 181–191.
10. Бассин, М. Россия между Европой и Азией : идеологическое конструирование географического пространства / Марк Бассин // Российская империя в зарубежной историографии. Работы последних лет: Антология / сост. П. Верт, П.С. Кабытов, А.И. Миллер. – М. : Новое изд-во, 2005. – С. 277–310.
11. Боханов, А. Н. Распутин: Быль и небыль. А. Н. Боханов. – М.: Вече, 2006. – 400 с.
12. Боханов, А. Н. Царь Иоанн IV Грозный / А. Н. Боханов. – М.: Вече, 2008. – 352 с.
13. Брикнер, А. История Екатерины Второй / А. Брикнер. – М.: Сварог и К`, 1998.
14. Валишевский, К. Ф. Роман императрицы. Екатерина Вторая императрица Всероссийская / К. Ф. Валишевский. – М., 1989.
15. Виртшафтер, Э. Социальные структуры : разночинцы в Российской империи / Эллис К. Виртшафтер ; пер. с англ. Т.П. Вечериной; под ред. А.Б. Каменского. – М. : Логос, 2002. – 272 с.
16. Вихавайнен, Т. Внутренний враг: борьба с мещанством как моральная миссия русской интеллигенции / Тимо Вихавайнен. – СПб.: Коло, 2004.
17. Волков, Ф. Д. Взлет и падение Сталина / Ф. Д. Волков. – М.: Спектр, 1992.
18. Волкогонов, Д. А. Ленин / Д. А. Волкогонов. – М., 1998.
19. Вульф, Л. Изобретая Восточную Европу : карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения / Л. Вульф. – М. : Новое литературное обозрение, 2003.
20. Горизонтов, Л.Е. Внутренняя Россия и ее символические воплощения / Л. Е. Горизонтов // Российская империя : стратегии стабилизации и опыты обновления / под ред. М.Д. Карпачева, М.Д. Долбилова, А.Ю. Минакова. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2004. – С. 61–88.
21. Давидсон, А. Б. В поисках Туманного Альбиона и Туманного Петербурга // Россия и Британия. М., 2000. Вып. 2.
22. Давидсон, А.Б. Образ Британии в России XIX и XX столетий/ А. Б. Давидсон // Новая и новейшая история. – 2005. – № 5. – С. 44–67.
23. Данилевский, И. Н. Александр Невский: парадоксы исторической памяти / И. Н. Данилевский // Цепь времен: проблемы исторического сознания. – М., 2005.
24. Ерофеев, Н. А. Туманный Альбион: Англия и англичане глазами русских / Н. А. Ерофеев. М.: Наука, 1982.
25. Исторические источники в исследовательской и образовательной практике: коллективная монография / под ред. О. М. Хлытиной, В. А. Зверева. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. – 288 с.
26. История и память = History and memory: historical culture of Europe before the modern age : историческая культура Европы до начала нового времени / под ред. Л. П. Репиной. – М.: Кругъ, 2006. – 768 с.
27. Каррер, Д. Анкосс Николай Второй: расстрелянная преемственность / Д. Каррер. – М., 2006.
28. Ламин, В.А. Сибирь: от «страны тьмы» к геополитическому освоению // Сибирское общество в контексте модернизации. XVIII–ХХ вв. / В. А. Ламин. – Новосибирск : Ин-т истории СО РАН, 2003. – С. 3–14.
29. Любавский, М. К. История царствования Екатерины II: курс лекций / М. К. Любавский. – СПб., 2001.
30. Любош, С. Последние Романовы: Александр I. Николай I. Александр II. Николай II / С. Любош. – М.: Петроград, 1990.
31. Меднис, Н.Е. Сибирские рассказы В.Г. Короленко в контексте русской литературы и культуры XIX в. / Н.Е. Меднис // Сибирские страницы жизни и творчества В.Г. Короленко. – Новосибирск : Наука, 1987. – С. 54–63.
32. Миллер, А.И. Империя и нация в воображении русского национализма. Заметки на полях одной статьи А. Н. Пыпина / А.И. Миллер // Российская империя в сравнительной перспективе / под ред. А.И. Миллера. – М : Новое изд-во, 2004. – С. 263–285.
33. Миллер, А.И. Империя Романовых и национализм : эссе по методологии исторического исследования / А.И. Миллер. – М. : Новое литературное обозрение, 2006.
34. Николай II в воспоминаниях и свидетельствах / [гл. ред. С. Н. Дмитриев; ред. М. К. Залесская ; отв. за вып. В. П. Еленский]. – М.: Вече, 2008. – 352 с.
35. Оболенская, С. В. Германия и немцы глазами русских / С. В. Оболенская. М. Издательство: РАН. Ин-т всеобщ. истории, 2000.
36. Павленко, Н. И. Екатерина Великая / Н. И. Павленко. – М., 2003.
37. Пейн, Р. Ленин: жизнь и смерть / Р. Пейн. – М., 2002.
38. Печерская, Т.И. Разночинцы шестидесятых годов XIX века : феномен самосознания в аспекте филологической герменевтики / отв. ред. Н.Е. Меднис – Новосибирск : Ин-т филологии СО РАН, 1999.
39. Пирумова, Н. М. А. Герцен – революционер, мыслитель, человек / Н. М. Пирумова. – М., 1989.
40. Платонов, С. Ф. Борис Годунов / С. Ф. Платонов. – М., 1999.
41. Ремнев, А.В. Колония или окраина? Сибирь в имперском дискурсе ХIХ века / А.В. Ремнев // Российская империя : стратегии стабилизации и опыты обновления / под ред. М.Д. Карпачева, М.Д. Долбилова, А.Ю. Минакова. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2004. – С. 43–58.
42. Ремнев, А.В. Региональные параметры имперской «географии власти» (Сибирь и Дальний Восток) / А.В. Ремнев // Ab Imperio. – 2000. – № 3–4. – С. 343–358.
43. Ремнев, А.В. Россия и Сибирь в меняющемся пространстве империи, XIX –начало ХХ вв. // Российская империя в сравнительной перспективе / под ред. А.И. Миллера. – М. : Новое изд-во, 2004. – С. 286–319.
44. Репина, Л. П. История исторического знания: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "История" / Л. П. Репина, В. В. Зверева, М. Ю. Парамонова. – М.: Дрофа, 2004. – 288 с.
45. Родигина Н. Н., Сабурова Т. А. Поколенческое измерение социокультурной истории России XIX в.: преемственность и разрывы // Диалог со временем. 2011. Вып. 35. С. 138–157.
46. Родигина, Н. Н. Мать или мачеха: образ Сибири у политических ссыльных второй половины XIX в./ Н. Н. Родигина // Социальные конфликты в истории России: Материалы Второй Всероссийской научной конференции. Омск, 30 ноября 2006 г. Омск, 2006. С. 235–245.
47. Романовский, А. Императорская Россия = Imperial Russia / Романовский, Андрей ; А. Романовский ; пер. на англ. И. Маневич. - Москва : Белый город, 2005. – 383 с.
48. Сверкунова, Н.В. Региональная сибирская идентичность : опыт социологического исследования / Н.В. Сверкунова. – СПб.: НИИ Химии СПбГУ, 2002.
49. Сидоровнин, Г. П. П. А. Столыпин. Жизнь за отечество / Г. П. Сидоровнин. – М., 2002.
50. Сироткин, В. Г. Великие реформаторы России / В. Г. Сироткин. – М., 1991.
51. Скрынников, Р. Г. Борис Годунов / Р. Г. Скрынников. – М., 2002.
52. Соловьев, С. М. История России с древнейших времен: в 15 кн. / С. М. Соловьев. – М.: АСТ, Фолио, 2005. (или любое издание).
53. Тюпа, В.И. Мифологема Сибири: к вопросу о «сибирском тексте» русской литературы / В.И. Тюпа // Сибирский филологический журнал. – 2002. – № 1. – С. 27–35.
54. Шенк, Ф. Б. Александр Невский в русской культурной памяти: святой, правитель, национальный герой / Ф. Б. Шенк. – М.: НЛО, 2007.
55. Эткинд, А.М. Русская литература. XIX век : роман внутренней колонизации / А.М. Эткинд // Новое литературное обозрение. – 2003. – № 1 (59). – С. 103–124.
4.3 Ресурсы сети "Интернет"
Ресурсы НГПУ
4.3.2 Ресурсы открытого доступа:
59. Электронная энциклопедия и библиотека «Руниверс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.runivers.ru/
60. Научная электронная библиотека «eLIBRARY.RU» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp
61. Электронная библиотека Государственной публичной исторической библиотеки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/9347-elektronnaya-biblioteka-gpib
62. Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.prlib.ru/Pages/default.aspx
63. «Постнаука»: интернет-журнал о науке [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://postnauka.ru/
64. Электронный журнал «Arzamas» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://arzamas.academy/mag/lectures
4.4 Технологическая карта самостоятельной работы студента
Технологическая карта самостоятельной работы студента [очное отделение]
Таблица 3а
№ | Раздел дисциплины | Задания для самостоятельной работы | Трудоемкость задания, часы | Перечень учебно-методического обеспечения (номера источников из п.п. 4.1 – 4.3) |
1 | Раздел 1. Культурно-географические образы, специфика и закономерности формирования. | Коллоквиум ориентирован на выявление репродуктивного уровня освоения основного содержания курса.
Коллоквиум «Культурно-географические образы, специфика и закономерности формирования»
| 6 | 4,5, |
2 | Раздел 2. Образы этнических сообществ в русской культуре нового и новейшего времени. | Конспектирование монографии по теме раздела (из списка литературы по курсу) | 8 | |
3 | Раздел 3. Образы социальных групп в общественном мнении России XIX – ХХ вв. | Написание творческой работы. Методические рекомендации к написанию творческой работы 1) По библиографическим указателям составь список литературы по теме. 2) Изучив труды исследователей, определи задачи и примерную структуру своей работы. 3) Подбери и обоснуй источниковую базу работы, ее хронологические и территориальные рамки. 4) Приступай к написанию работы, по необходимости консультируясь с преподавателем. 5) Оформи работу по правилам подготовки рукописей к изданию, обращая особое внимание на правильность оформления сносок и списка литературы. 6) Помни об обязательных компонентах исследовательской работы: Введение · Актуальность темы · Историография темы (с выводом о степени изученности темы) · Цели и задачи работы · Методология и методы исследования · Источниковая база · Территориальные и хронологические границы Основная часть (структурированная в соответствии с задачами работы) Заключение Список использованных источников и литератур | 18 | |
4 | Раздел 4. Образы исторических личностей. | Выявление методов анализа исторической личности путем создания текста ридера к практическому занятию «Образ героя в русской культуре второй половины XIX в.» (историческая личность выбирается студентом). | 4 | |
Подготовка к зачету | ||||
Итого | 44 |
Технологическая карта самостоятельной работы студента [заочное отделение]
Таблица 3б
№ | Раздел дисциплины | Задания для самостоятельной работы | Трудоемкость задания, часы | Перечень учебно-методического обеспечения (номера источников из п.п. 4.1 – 4.3) |
1 | Раздел 1. Культурно-географические образы, специфика и закономерности формирования. | Коллоквиум ориентирован на выявление репродуктивного уровня освоения основного содержания курса.
Коллоквиум «Культурно-географические образы, специфика и закономерности формирования»
| 20 | 4,5, |
2 | Раздел 2. Образы этнических сообществ в русской культуре нового и новейшего времени. | Конспектирование монографии по теме раздела (из списка литературы по курсу) | 10 | |
3 | Раздел 3. Образы социальных групп в общественном мнении России XIX – ХХ вв. | Написание творческой работы. Методические рекомендации к написанию творческой работы 1) По библиографическим указателям составь список литературы по теме. 2) Изучив труды исследователей, определи задачи и примерную структуру своей работы. 3) Подбери и обоснуй источниковую базу работы, ее хронологические и территориальные рамки. 4) Приступай к написанию работы, по необходимости консультируясь с преподавателем. 5) Оформи работу по правилам подготовки рукописей к изданию, обращая особое внимание на правильность оформления сносок и списка литературы. 6) Помни об обязательных компонентах исследовательской работы: Введение · Актуальность темы · Историография темы (с выводом о степени изученности темы) · Цели и задачи работы · Методология и методы исследования · Источниковая база · Территориальные и хронологические границы Основная часть (структурированная в соответствии с задачами работы) Заключение Список использованных источников и литератур | 26 | |
4 | Раздел 4. Образы исторических личностей. | Выявление методов анализа исторической личности путем создания текста ридера к практическому занятию «Образ героя в русской культуре второй половины XIX в.» (историческая личность выбирается студентом). | 6 | |
Подготовка к зачету | 4 | |||
Итого | 58 |
4.5 Выполнение курсовой работы (проекта) курсовая работа по данной дисциплине не предусмотрена
5 РЕСУРСЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Информационные технологии
Образовательный процесс осуществляется с применением локальных и распределенных информационных технологий (таблица 4, 5).
Таблица 4
Группа программных средств | Наименование программного продукта |
Операционные системы | MicrosoftWindows |
Офисные программы | MicrosoftOffice |
Распознавание текста и речи | ABBYY FineReader |
Таблица 5
УТВЕРЖДАЮ
директор Института истории, гуманитарного и социального образования
_________ _____________
(О. Н. Катионов)
__ _________ 2016 г.
МП
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
наименование дисциплины
Направление подготовки:
44.03.01 Педагогическое образование
Профиль:
«Историческая имагология»
Уровень высшего образования:
Бакалавриат
Форма обучения:
|
Программа подготовки:
академический бакалавриат
|
СОСТАВИТЕЛЬ: д-р. ист. наук, профессор кафедры отечественной и всеобщей истории Родигина Наталия Николаевна _______________
РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
на заседании кафедры отечественной и всеобщей истории
(протокол № __ от ____ января 2016 г.)
Заведующий кафедрой _______________ Хлытина О. М.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата), утвержденным приказом Минобрнауки России от 04 декабря 2015 г. № 1426, профессиональным стандартом «Педагог», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н.
Дисциплина Б1.В.ДВ.7.2 является дисциплиной по выбору базовой/вариативной части блока 1 «Дисциплины» учебного плана образовательной программы, на очном отделении изучается в 7 семестре. Трудоемкость дисциплины: 2 ЗЕ / 72 часа, в том числе 28 часов – контактная работа с преподавателем, 44 часа – самостоятельная работа (таблица 2а). На заочном отделении изучается в 8 семестре. Трудоемкость дисциплины: 2 ЗЕ / 72 часа, в том числе 10 часов – контактная работа с преподавателем, 58 часов – самостоятельная работа, 4 часа – зачет (таблица 2б).
Цели освоения дисциплины: – сформировать комплексное представление о типах, сущности, закономерностях формирования образов реальности, выявить факторы, детерминирующие их структуру, содержание и эволюцию.
Планируемые результаты обучения
Дисциплина направлена на формирование компетенции и планируемых результатов обучения, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Перечень планируемых результатов обучения
Планируемые результаты освоения образовательной программы | Планируемые результаты обучения по дисциплине (дескрипторы) |
ПрК.1 Способен применять различные периодизации исторического процесса, описывать и интерпретировать исторические факты и явления в рамках определенной концепции исторического процесса
| Знать: – типы образов реальности; – общие закономерности формирования коллективных представлений о ценностно-значимых объектах реальности; – содержание основных понятий и терминов, применяемых в современных имагологических исследованиях. |
Уметь: – типологизировать образы реальности; – работать с биографической и биобиблиографической литературой, самостоятельно составлять библиографические подборки и описания; – выявлять факторы, влияющие на содержание и эволюцию исторических образов; – давать характеристику этнических, культурно-географических образов, образов исторических событий, явлений, личностей, социальных групп. | |
Владеть: – навыками реконструкции образов прошлого на основе компаративного анализа разноплановых исторических источников; – способами ориентирования в профессиональных источниках информации (СМИ, сайты, образовательные порталы и т.д.); – навыками презентации результатов своей исследовательской деятельности. |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Культурно-географические образы, специфика и закономерности формирования.
Тема 1. Подходы имагологии и культурной географии к изучению культурно-географических образов. Образы стран. Факторы, оказывающие влияние на их становление и эволюцию. Образы регионов. Зависимость, структуры и содержание образов культурно-географических образов от типов дискурсов. Дискурсный анализ культурно-географических образов.
Тема 2. Образ России в европейской культуре нового и новейшего времени. Изучение образа России в контексте новой имперской истории. Факторы, детерминировавшие структуру и содержание образа России в новое и новейшее время. Метафорическая составляющая образа России в европейской культуре.
Тема 3. Образ Сибири в русской культуре XIX столетия. Репрезентации региона в русском фольклоре. Тема Сибири в русской литературе. Образ Сибири в периодической печати. Образ Сибири в геополитических стратегиях власти.
Раздел 2. Образы этнических сообществ в русской культуре нового и новейшего времени. Репрезентации народов России. Образы народов Европы. Образ американцев в русской культуре. Образы японцев и китайцев в массовом сознании россиян.
Раздел 3. Образы социальных групп в общественном мнении России XIX – ХХ вв.
Тема 1. Образы сословий в российском социуме.
Тема 2. Образы поколений в социокультурной истории нового и новейшего времени.
Тема 3. Образы профессиональных и мировоззренческих сообществ.
Раздел 4. Образы исторических личностей. Способы формирования представлений о героях истории. Роль идеологии и политика коммеморации. Формирование представлений о роли личности и героях российской истории в образовательной практике. Проблема роли личности в истории и оценки исторических деятелей в современном историческом образовании. Художественная литература и кинематограф как средства формирования образов исторических личностей.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 203.