УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА
для всех специальностей
Караганда 2017
Составители:
Жумашев Р.М. - д.и.н., профессор
Джумабеков Д.А. - к.и.н., доцент
Алимбаев Т.А. - д.и.н., профессор
Козина В.В. - д.и.н., профессор
Елеуханова С.В. - к.и.н., доцент
Карсыбаева Ж.А. - к.и.н., доцент
Кентбек С.К. - к.и.н., доцент
Жуманова А.З. - PHD, доцент
Утебаева А.Д. - м.г.н., ст.преподаватель
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современная история Казахстана» предназначен для обучения студентов 1 курса неисторических специальностей по кредитной технологии, содержит программу, тезисы лекций, планы всех видов занятий с необходимыми методическими рекомендациями и литературой в соответствии с типовой программой курса от 7 июля 2016 года №14-4/1134.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современная история Казахстана» по кредитной системе обучения для студентов 1 курса /Сост. Жумашев Р.М., Джумабеков Д.А., Алимбаев Т.А., Козина В.В., Елеуханова С.В., Карсыбаева Ж.А., Кентбек С.К., Жуманова А.З., Утебаева А.Д.- Караганды: Изд-во КарГУ, 2017. - 103 c.
©Карагандинский государственный университет, 2017
Учебная программа очной формы обучения
Срок обучения | Курс | Семестр | Кредиты | Лекции | Семинары | Лабора-торные | СРСП | СРС | Всего | Форма контроля |
4 года | 1 | 1 | 3 | 30 | 15 | - | 15 | 75 | 135 | ГЭК |
3 года | 1 | 1 | 3 | 15 | - | - | 15 | 15 | 45 | ГЭК |
Очное
№ |
Наименование темы
Количество часов
Очное сокращённое
№ |
Наименование темы |
Количество часов | |||
Лек. | Сем. | СРСП | СРС | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Введение. Предмет «Современная история Казахстана» | 1 | 1 | 3 | |
2 | Исторические истоки формирования Советского Казахстана | 1 | 1 | 3 | |
3 | Формирование советского тоталитарного Казахстана: характер, методы, последствия | 1 | 1 | 3 | |
4 | Подвиги казахстанцев в борьбе с фашисткой агрессией. Казахстан в послевоенные годы (1946-1953 гг.). | 1 | 1 | 3 | |
5 | Осмысление «культа личности» и реформы Н. С. Хрущева | 1 | 1 | 3 | |
6 | Казахстан в 60-70-е гг. ХХ века | 1 | 1 | 3 | |
7 | Политика «перестройки» в Казахстане в 1985-1991 гг. | 1 | 1 | 3 | |
8 | Становление суверенного и Независимого Казахстана | 1 | 1 | 3 | |
9 | Государственное устройство Независимого Казахстана | 1 | 1 | 3 | |
10 | Казахстанская модель экономического развития | 1 | 1 | 3 | |
11 | Этнодемографические процессы и укрепление межнационального согласия | 1 | 1 | 3 | |
12 | Общественно-политические движения и партии | 1 | 1 | 3 | |
13 | Внешняя политика Республики Казахстан | 1 | 1 | 3 | |
14 | Сотрудничество Республики Казахстан с международными организациями | 1 | 1 | 3 | |
15 | «Мәңгілік ел» - национальная идея Казахстана в ХХІ веке | 1 | 1 | 3 | |
Всего: | 15 | 15 | 15 | 45 |
Учебная программа заочной формы обучения
Срок обучения | Курс | Семестр | Кредиты | Лекции | Семинары | Лабора-торные | СРСП | СРС | Всего | Форма контроля |
3 года | 1 | 1 | 3 | 6 | 3 | - | 18 | 18 | 45 | ГЭК |
№ |
Наименование темы
Количество часов
2. Данные о преподавателях:
Жумашев Рымбек Муратович - первый проректор КарГУ Е. А. Букетова, д.и.н., профессор;
Джумабеков Джамбул Азмуханович – к.и.н., доцент кафедры истории Казахстана и АНК;
Алимбаев Тургай Амерханович – д.и.н., профессор кафедры истории Казахстана и АНК;
Козина Валерия Викторовна - д.и.н., профессор кафедры истории Казахстана и АНК;
Елеуханова Светлана Викторовна - к.и.н., доцент кафедры истории Казахстана и АНК;
Карсыбаева Жулдыз Алпысовна - к.и.н., доцент кафедры истории Казахстана и АНК;
Кентбек Салават Камшыбайулы - к.и.н., доцент кафедры истории Казахстана и АНК;
Жуманова Айман Зейнелгабденовна - PHD, доцент кафедры истории Казахстана и АНК;
Утебаева Айгерим Дауленовна – м.г.н., ст.преподаватель кафедры истории Казахстана и АНК.
3. Пререквизиты:
Студент должен обладать начальными знаниями в объеме общеобразовательной школы по следующим дисциплинам:
- История Казахстана
- Всемирная история
- Правоведение
- Обществознание
4. Постреквизиты:
Знания, полученные при изучении курса «История Казахстана» могут быть использованы и полезны в работе над следующими дисциплинами:
- Основы права
- Основы экономической теории
- Социология
- Культурология
- Политология
- Философия
- Педагогика
5. К ратко е описани е дисциплины :
Современная история Казахстана – историческая память казахского и других народов, проживающих на территории суверенного и независимого государства – Республики Казахстан. Современная история Казахстана является частью истории всего человечества, которая органично вплетается в контексте всемирной истории, истории Евразии и стран Центральной Азии. Современная история Казахстана – дисциплина, изучающая в целостном виде исторические события, явления, факты, процессы, выявляющие исторические законы и закономерности, имевшие место на территории Казахстана с ХХ века до наших дней.
Основной целью учебной дисциплины «Современная история Казахстана» является изучение объективных исторических знаний об основных этапах истории современного Казахстана, проблем становления и развития независимой государственности в Казахстане, духовной культуры непрерывности и преемственности этногенеза, сущности фундаментальных проблем истории, обучение научным методам исторического познания, формирования научного мировоззрения и гражданской позиции.
Задачи при изучении курса:
- овладение знаниями объективной картины современного периода истории нашей Родины;
- изучение истории этносов, населяющих Казахстан;
- познание путей формирования и становления государственности Республики Казахстан;
- изучение особенностей современного этапа общественно-политического, экономического и культурного развития Республики Казахстан;
- осознание исторической роли Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А. Назарбаева в становлении и укреплении независимого государства, в обретении Казахстаном достойного места в международном сообществе;
- изучение процесса вхождения страны в мировое и региональное сообщество государств как субъекта международных отношений;
- формирование казахстанского патриотизма и гражданской позиции;
- формирование умений анализировать источниковедческий материал;
- развитие способностей критически осмысливать основные события и процессы, происходящие в Республике Казахстан;
- развитие умений оперировать историческими понятиями;
- овладение методикой составления конспектов, приобретение навыков самостоятельной работы;
- формирование умений работы с исторической картой при изучении дисциплины «Современная история Казахстана».
6. График выполнения и сдачи заданий по дисциплине
№ | Виды работ | Цель и содержание задания | Ссылка на список рекомендованөной литературы | Форма контроля (согласно рейтинг-шкале) | Баллы (согласно рейтинг-шкале) | Форма отчетности | Сроки сдачи |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Коллок виум | Развитие позна- вательной аналитичес кой способнос тей | Основная:1-25 Дополнительная: 26-46 | ТК 1 | 50-100 | Устно | 4 неделя |
2 | Реферат | Система- тизация зна- ний | Основная:1-25 Дополнительная: 26-46 | ТК 2 | 50-100 | Письмен- но, Устно | 6 неделя |
3 | Блиц- опрос | Умения ана-лизировать и система-тизировать материалы; | Основная:1-25 Дополнительная: 26-46 | ТК 3 | 50-100 | Устно | 8 неделя |
4 | Подго--товка презен-таций | Исполь- зование иннова- ционных технологий в изучении предмета. | Основная:1-25 Дополнительная: 26-46 | ТК 4 | 50-100 | Устно | 12 неделя |
5 | За актив- ность | Проверка и выпол- нение зада- ний семинар ских занятий и самостоятельной работы. | Основная:1-25 Дополнительная: 26-46 | ТК 5 | 100 | Устно | 15 неделя |
7. Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины
№№ п/п | Наименование, учебников, пособий, используемые по курсу | Кол-во учебников, пособий в Научной библиотеке КарГУ |
1. Основная литература | ||
1. | Аяған Б., Ауанасова Ә., Сүлейменов А.Қазақстанның қазіргі заман тарихы (1991-2014) [Мєтін]: ғылыми-танымдық басылым /. - Алматы: Атамұра, 2014. - 334 б. | 20 |
2. | Аяган Б., Ауанасова А. Нурсултан Назарбаев: человек у власти [Текст]: научное издание /. - Алматы: Литера-М, 2015. - 373 с. | 20 |
История Казахстана [Текст]: training book: учебно-методическое пособие / Междунар. Центр Образования "EDTECH-KZ"; сост.: Л. Н. Коробова, Ю. П. Гребенюк, Н. С. Липинская. - Алматы: Б.и., 2014. - 207 с. | 10 | |
3. | История Казахстана (военный аспект): учеб. пособие / Р. С. Альжанова. - Алматы : Эпиграф, 2016. - 219 с. | 25 |
4. | Историография истории Казахстана [Текст] : учебник / С. К. Игибаев. - Алматы : Эпиграф, 2016. - 286 с. | 25 |
5. | История Казахстана с древнейших времен до наших дней : в 5 т./ ред. кол. Ж. Б. Абылхожин. - Алматы: Атамұра. - ISBN 5-7667-2984-7 Т. 5: Казахстан в современный период. - 2010. - 669 с. | 32 |
6. | Экономика независимого Казахстана: достижения и пути развития [Текст]: научное издание / Р. А. Алшанов. - Астана: [PRINT-S], 2012. - 446 с. | 15 |
7. | Конституция Республики Казахстан. Конституция принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года. [Текст]: научное издание. - Алматы: Юрист, 2015. - 32 с. | 6 |
8. | Идеи Нурсултана Назарбаева - идеология независимого Казахстана [Текст]: научное издание / Садилбек Усенов; Научно-образоват. фонд "Парасат-Инфо". - Алматы: [Полиграфкомбинат], 2014. - 278 с. | 15 |
9. | Қазақстан Республикасының Президенті Н.Ә.Назарбаевтың Қазақстан халқына жолдауы "Болашақтың іргесін бірге қалаймыз!" Жолдауын жүзеге асыру бойынша академик Е.А.Бөкетов атындағы Қарағанды Мемлекеттік университетінің іс-шаралар жоспары [Текст]: ғылыми басылым / Қарағанды мемлекеттік ун-ті . - Қарағанды: ҚарМУ баспасы, 2011. - 38 б. | 2 |
10. | Қазақстан Республикасы Президенті-Елбасы Н.Ә.Назарбаевтың Қазақстан халқына "Қазақстан-2050" Стратегиясы қалыптасқан мемлекеттің жаңа саяси бағыты "атты Жолдауын жүзеге асыру бойынша академик Е.А. Бөкетов атындағы Қарағанды мемлекеттік университетінің іс-шаралар жоспары [Текст]: ғылыми басылым. - Қарағанды: ҚарМУ баспасы, 2013. - 95 б. | 2 |
11. | Қазіргі Қазақстан тарихы: хрестоматия/ ҚР Білім және ғылым мин-гі, Мемлекет тарихы ин-ты; құраст.: Т. С. Каленова, А. Т. Серубаева, Ж. С. Абдраманов. - Алматы: Раритет, 2010 - 559 б.: сур.. | 230 |
12. | The Basics of Constitutional law of the Republic of Kazakhstan [Текст]: methodical study guide in schemes / F. A. Yerzhanova ; E.A. Buketov Karaganda State University. - Karaganda : KSU publishing house, 2015. - 107 p. | 10 |
13. | Мусин Ч. Қазақстан тарихы: Жоғары және арнаулы орта оқу орындарына арналған оқулық (көне дәуірден 2003 жылдың басына дейін)/ Ч. Мусин. - 2-ші бас.. - Алматы, 2008 - 463 б. | 191 |
14. | Независимый Казахстан: День за днем. Хроника событий: сб. документов/ Ин-т истории государства, МОН РК; сост.: Б. Г. Аяган, А. М. Амуанасова, Н. С. Лапин; под ред. Б. Г. Аягана. - Алматы: Раритет. -ISBN 978-601-250-125-4 Т.1: 1990-1995 гг.. - 2011. - 316 с. | 60 |
15. | Независимый Казахстан: День за днем. Хроника событий: сб. документов/ Ин-т истории государства, МОН РК; сост.: Б. Г. Аяган, А. М. Амуанасова, Н. С. Лапин; под ред. Б. Г. Аягана. - Алматы: Раритет. Т.2: 1996-2000 гг.. - 2011. - 318 с. | 60 |
16. | Независимый Казахстан: День за днем. Хроника событий: сб. документов/ Ин-т истории государства, МОН РК; сост.: Б. Г. Аяган, А. М. Ауанасова, Н. С. Лапин; под ред. Б. Г. Аягана. - Алматы: Раритет. - (Қазақстан тәуелсіздігіне 20 жыл). - Т.3: 2001-2005 гг.. - 2011. - 322 с. | 60 |
17. | Независимый Казахстан: День за днем. Хроника событий: сб. документов/ Ин-т истории государства, МОН РК; сост.: Б. Г. Аяган, А. М. Ауанасова, Н. С. Лапин; под ред. Б. Г. Аягана. - Алматы: Раритет. - (Қазақстан тәуелсіздігіне 20 жыл). - Т.4: 2006-2011 гг.. - 318 с. | 60 |
18. | О ходе реализации поручений главы государства, председателя партии Н.А. Назарбаева, данных на Бюро Политического совета партии 8 августа 2015 года (30 нормативных документов партии) [Текст]: научное издание. - Астана : Б.и., 2015. - 201 с. | 2 |
19. | Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана "Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана": материалы научно-практической конференции (г.Алматы, 10 февраля 2010 г.) [Текст]: научное издание / отв. ред. Б. К. Султанов. - Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2010. - 160 с. | 2 |
20. | Послание Президента РК Н. А. Назарбаева народу Казахстана "Социально-экономическая модернизация-главный вектор развития Казахстана" [Текст]: материалы круглого стола (31 января 2012 г., Алматы ) / ред. С. Т. Сейдуманов. - Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2012. - 163 с. | 2 |
21. | Послание Президента Республики Казахстан-Лидера нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана "Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоящегося государства" [Текст]: материалы мероприятий, посвященных обсуждению Послания Главы государства / отв. ред. Б. К. Султанов. - Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2013. - 226 с. | 2 |
22. | План мероприятий Карагандинского государственного университета им.академика Е.А.Букетова по реализации Послания Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана "Нұрлы жол - путь в будущее" [Текст]: научное издание / Карагандинский гос. ун-т. - Караганда: Изд-во КарГУ, 2014. - 28 с. | 3 |
23. | Послание Главы государства народу Казахстана «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие» // Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана. 30.11.2015 г. | 10 |
24. | Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» от 31 января 2017 г. | 20 |
25. | Статья Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания" // Казахстанская правда от 12 апреля 2017 г. | 20 |
26. | Сыздықов С. "Мәңгілік ел" идеясы: қалыптасуы, үш негізі, тарихи сабақтастық / С. Сыздықов , С. Қанаев, Ж. Жеңіс. - Астана: ФОЛИАНТ, 2013. - 317 б. | 10 |
2. Дополнительная литература | ||
27. | Алаш қозғалысы: құжаттар мен материалдар жинағы = Движение Алаш : сб. документов и материалов . - Алматы: Ел-шежіре. 4-ші т.: 1918-2007 ж.ж./ құраст. Е. М. Грибанова. - 2008. - 468 б | 2 |
28. | Берденова, К. Ә. Қазақстанның экономикалық тарихы [Текст]: оқу құралы / К. Ә. Берденова, Б. Ә. Есіркемесова, Ж. Ж. Жұмабекова. - Алматы: Экономика баспасы, 2010. - 285 б. | 15 |
29. | Казахстан сегодня: научное издание. - Алматы: КИСИ при Президенте РК. -2009. - 413 с. | 2 |
30. | Кан Г. В. История Казахстана: учебник/ Г. В. Кан. - 3-е изд., перераб. и доп. - Алматы: Алматыкітап баспасы.-2007 - 223 с. | 25 |
31. | Козина В. В. Демографическая история Казахстана: конец XIX-начало XXI вв.: учеб. пособие/ В. В. Козина; Карагандинский гос. ун-т. - Караганда: Изд-во КарГУ. -2007- 129 с. | 98 |
32. | Нұрсұлтан Әбішұлы Назарбаев - тәуелсіз мемлекеттің негізін қалаушы [Текст]: ғылыми басылым / бас. ред. Б. Ө. Жақып. - Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2010. - 224 б. | 2 |
33. | Kazakhstan 2050 [Текст]: toward a modern society for all / Nazarbayev university; ed. A. Aitzhanova [et al.]. - Oxford: Oxford University Press, 2014. - 385 p. | 2 |
34. | Президент және жастар [Текст] : фотоальбом. - Астана: Шаңырақ - Медиа, 2010. - 50 л. | 25 |
35. | Русско-казахско-английский словарь-справочник по истории Казахстана = Қазақстан тарихы бойынша орысша-қазақша-ағылшынша анықтамалық сөздік = Russian-kazakh-english dictionary-directory on the history of Kazakhstan: словарь/ сост. В. В. Козина [и др.]. - Караганда: Изд-во КарГУ , 2011.- 219 с. | 94 |
36. | Тарихи тұлғалар [Текст]: танымдық - көпшілік басылым / құраст.: Б. Тоғысбаев, А. Сужикова. - 4-ші басылым. - Алматы : Алматыкітап , 2009. - 375 б. | 2 |
37. | Тәуелсіздіктің нұрлы таңы [Текст]: азаттық поэзиясы: оқу-әдістемелік құрал / Мемлекет тарихы институты; құраст.: Д. Махат, З. Кәрімхан, Б. Сегізбаев; жалпы ред. Б. Аяған. - Алматы : Раритет, 2010. - 239 б. | 243 |
38. | Түркі әлемінің көшбасшылары [Текст]: ұлжымдық монография. 1-ші кітап / Х. Әбжанов [ж.б.]. - Астана : Сарыарқа, 2011. - 455 б. | 3 |
2.1 Список периодических изданий | ||
39. | Журналы «Отан тарихы», «Мысль», «Акикат», «Вестник КазНУ», «Вестник КарГУ». | |
40. | Газеты «Егемен Қазақстан», «Казахстанская правда», «Индустриальная Караганда», «Наука Казахстана» и др. | |
Интернет источники | ||
45. | Портал истории Казахстана // www.e-history.kz | |
46. | Официальный сайт Президента Республики Казахстан // www.akorda.kz | |
47. | История Казахстана[Электронный ресурс].обзорный сайт.-Режим доступа: http//ww.kazakhstan.awd.kz. | |
48. | История Великой степи [Электронный ресурс].-Режим доступа: http//ww.neonomad.kz/history/. | |
49. | Архивы Казахстана [Электронный ресурс].-Режим доступа: http//www.kazarchires.kz. | |
50. | Мемориал. [Электронный ресурс].-Режим доступа: http//ww.memorial.ru./first.html. | |
51. | Победа 1941-1945. [Электронный ресурс].-архивные фотодокументы. - Режим доступа: http//ww victory.rusarchives.ru. | |
52. | Сайт об | |
53. | Казахстанская Интернет Энциклопедия, Биографии Казахстана. - Режим доступа: http//www.encyclopedia.kz. | |
54. | Асылмура. Музыкальное наследие Казахстана // http://www.asylmura.kz/ | |
55. | Мәдени мұра. Ұлттық жоба. //http://www.madenimura.kz/ | |
56. | Ш.Ш.Уәлиханов атындағы Тарих және этнология институты. //http://www.iie.kz/ | |
57. | Мемлекеттік тарих институты. //http://www.memti.kz/ | |
58. | Қазақстан тарихы. // Қазақстан тарихы - www.kazakhstan.awd.kz | |
59. | Қазақстан Республикасының Ұлттық кітапханасы // http://www.nlrk.kz/page.php?lang=2 | |
60. | Қазақстан – Ресей «Шекарадағы кездесулер» бірлескен мегажобасының электрондық кітапханасы // http://www.nlrk.kz/data11/ | |
61. | Қазақстанның стратегиялық зерттеулер институты // http://www.kisi.kz/ | |
62. | Официальный сайт Президента Республики Казахстан // http://www.akorda.kz/ru/ | |
63. | Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова // http://www.hist.msu.ru/ER/index.html | |
64. | Электронная библиотека Российской государственной библиотеки (РГБ) // http://www.rsl.ru/ru/s2/s101/ | |
65. | Мировая цифровая библиотека // http://www.wdl.org/ru/ |
Н.С. Хрущева
Хрущевская “оттепель” или “хрущевская декада”- так называют период 1953-1964 гг., когда первым секретарем ЦК ВКП(б) являлся Никита Сергеевич Хрущев. Этот период в истории называют “оттепелью”, так как в общественно-политической жизни СССР начались процессы демократизации, амнистий, реабилитаций. В 1955 г. по инициативе Н.С.Хрущева и под его личным контролем был ликвидирован ГУЛАГ.
23 февраля – 2 марта 1954 года состоялся Пленум ЦК КПСС. Он рассмотрел вопрос «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и освоении целинных и залежных земель. Пленум определил конкретные задачи для Казахстана, Сибири, Урала, Поволжья, Северного Кавказа: расширить посевы зерновых культур в 1954-1955 гг. за счет освоения целинных и залежных земель не менее чем на 13 млн. га и получить в 1955 году с этих земель 1100 -1200 млн. пудов зерна, в том числе 800-900 млн. пудов товарного зерна. Всего на освоение целины в 1954 – 1959 гг. было выделено более 20 млрд. рублей.
Целинная эпопея изменила облик Казахстана, привела к крупным как позитивным, так и негативным последствиям. Из позитивных моментов следует отметить следующее: Казахстан превратился в крупную зерновую базу, вышел на мировой рынок в качестве страны-экспортера высокотехнологичного зерна, была создана обширная социальная и производственная инфраструктуры (МТС, дороги, линии электропередач, связи и др.). Среди негативных результатов и последствий целины необходимо отметить экологические, экономические, социально-демографические последствия.
Более интенсивно, чем сельское хозяйство, развивалась промышленность Казахстана, однако вследствие ряда непродуманных реформ и самой организации производства весь потенциал республики не был реализован.
Промышленность в республике носила ярко выраженный сырьевой характер, преимущественное развитие получили отрасли добывающей промышленности, причем темпы роста валовой продукции предприятий группы “А” (производство средств производства или тяжелая промышленность) опережали предприятия группы “Б” (производство предметов потребления - легкая, пищевая и другие отрасли). В течение 1954-1958 гг. были построены и введены в эксплуатацию 730 промышленных предприятий и цехов. В 1958 г. Казахстан вышел на третье место по выпуску промышленной продукции среди союзных республик (после РСФСР и Украины).
В 1957 г. была осуществлена реформа в области управления промышленностью: перестройка управления отраслями по территориальному принципу, создавалась новая система управления через совнархозы. Вместо расширения хозяйственной самостоятельности предприятий был выбран путь децентрализации управления экономикой. В результате несколько улучшилось положение производством, однако в то же время осложнилось проведение единой технической политики, упали качественные показатели. Реформы потерпели крах и после 1964 года были свернуты. Территориальный принцип управления экономикой вновь был заменен отраслевым.
В 50-е годы в Казахстане было начато строительство ряда крупных промышленных предприятий, в том числе Карагандинского металлургического и Соколовско-Сарыбайского горно-обогатительного комбинатов. Всего в 50-е годы вступило в строй почти 700 новых предприятий. В 1958 году была создана Казахская железная дорога, объединившая магистрали, проходящие по территории республики.
В 1961 году руководителем Казахстана стал Д.А.Кунаев, работающий до этого Председателем Совета Министров республики и бессменно руководивший Казахстаном четверть века. В 1962 году Хрущев предложил партийную реформу, изменявшую структуру партии и делящую ее на две организации – промышленную и сельскохозяйственную. Роль партии сводилось только к управлению экономикой, что вызвало недовольство верхушки партии и региональных функционеров. В обстановке секретности был подготовлен государственный переворот и в 1964 году Н. Хрущев отстранен от власти. Первым секретарем ЦК стал Л. Брежнев, а главой правительства – А.Косыгин, который проработав министром финансов СССР, председателем Госплана СССР, руководил проведением реформ 1965 г.
Основная литература: [1,5-11; дополнительная литература:6-10,40,42,53-55,62-65,68-70,76,81-83,86,89]
В ХХ І веке
Вся история казахов, история независимого Казахстана – это история сплочения, согласия и единения, взаимопонимания с соседними странами. Прошлое своего народа не забывает тот, кто ратует за мир и равенство, кто признает силу мудрости своего народа и с надеждой смотрит в будущее своей страны.
Фундаментальными основами самоопределения нации и страны были и остаются: 1) путь к независимости, возрождению традиций «Великого шелкового пути»; 2) всеобщий труд, единство народа, уникальность истории, культуры и государственного языка при уважении языков всех этносов; 3) национальная культура казахского народа.
24 августа 2014 года у подножия священной горы Улытау, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сказал: «Моя мечта и мысли о том, чтобы Казахстан существовал вечно. Поэтому я предложил идею «Мәңгілік Ел». Мы делаем все, чтобы стать таковой. Мы - многонациональная страна. Так сложилось исторически. Наша задача - сохранить единство общества. Единство Казахстана - это единство нашего многонационального народа… Не будь глубоки корни у старого дуба, не устоять ему в бурю». Огромную значимость cегодня приобрели слова, сказанные в «Обращении Ассамблеи народа Казахстана к гражданам страны» (Астана, 17 января 2014 г.): «Провозглашена национальная идея «Мәңгілік Ел», рожденная всем тысячелетним историческим опытом казахского народа, казахстанским путем, пройденным за годы независимости. Единая цель - это укрепление Независимости нашей Родины – Казахстан! Единые интересы - это наши общие ценности, стремление жить в свободной и процветающей стране! Единое будущее - это расцвет нашего общего дома - Республики Казахстан.
Сегодня в нашем государстве идут активные процессы глобализации и интеграции в мировое образовательное пространство. А это все более обостряет проблему воспитания нового поколения специалистов, социально активных членов общества с высоким уровнем интеллектуального потенциала, ответственных за развитие и сохранение духовных ценностей национальной культуры, обладающих высокой культурой межнационального общения, способных преодолевать стереотипы национального самосознания и строить конструктивный диалог с представителями других культур;
- в ближайшие годы народу Казахстана предстоит решение ряда стратегических задач: реализовать «Стратегию «Казахстан – 2050»; войти в число 30-ти экономически развитых и успешных государств мира; осуществить переход к Обществу Всеобщего Труда; выполнить «План нации – 100 конкретных шагов к современному государству для всех».
Патриотический акт – Мәңгілік Ел.
Нашему поколению выпала высокая честь и ответственность под лидерством Елбасы, Первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева созидать историю нового Казахстана.
Сплотившись вокруг Елбасы, мы прошли великий путь свершений и сегодня с гордостью называем себя гражданами Независимого Казахстана – сильного и успешного государства.
Следуя историческому "Слову о Независимости" Нурсултана Назарбаева, мы, граждане Казахстана, едины в своем стремлении созидать Нацию Единого Будущего – Мәңгілік Ел.
В основе Мәңгілік Ел – простые, понятные и самые ценные для каждого из нас истины: благополучие наших семей, гостеприимство и трудолюбие, стабильность, безопасность и единство, уверенность в завтрашнем дне.
Мы призываем укреплять, хранить и передавать от поколения к поколению Семь незыблемых основ Мәңгілік Ел:
Мәңгілік Ел – это Независимость и Астана.
Мы будем верны великой исторической миссии укрепления Независимости.
Мы будем всегда гордиться Астаной как ярким символом расцвета и силы нашего народа.
Мәңгілік Ел – это Общенациональное единство, мир и согласие.
У нас одна Родина – Независимый Казахстан, у нас Одна страна – Одна судьба.
Народ, который верен великому делу мира и согласия, будет существовать тысячелетиями.
Мәңгілік Ел – это Светское Государство и Высокая Духовность.
Единство гражданских и духовных ценностей позволило нам найти свой собственный путь и гордо заявить о себе всему миру.
Мы и дальше будем всемерно развивать глобальный диалог религий и цивилизаций, определяющих уникальный духовный облик нашей страны.
Мәңгілік Ел – это устойчивый экономический рост на основе инноваций.
Мы будем развивать индустриальную и инновационную мощь государства, бережно относиться к природным ресурсам и окружающей среде, утверждать в обществе культ учености и образования как интеллектуального фундамента нации.
Мәңгілік Ел – это Общество Всеобщего Труда.
Все достижения и успехи страны – результат каждодневного, кропотливого труда всех казахстанцев.
Мы будем укреплять наши ценности трудолюбия и ответственности, уважения к Человеку Труда, создавая условия для реализации созидательного потенциала каждого гражданина страны.
Мәңгілік Ел – это общность Истории, Культуры и Языка.
Мы будем бережно относиться к нашему общему историческому наследию.
Мы будем преумножать культурное многообразие народа Казахстана.
Мы будем следовать принципу развития государственного языка как основы консолидации общества, трехъязычия как главного условия конкурентоспособности нации.
Мы – Большая Страна – Большая Семья.
Мәңгілік Ел – это Национальная безопасность и глобальное участие Казахстана в решении общемировых и региональных проблем.
Мы должны защищать свои достижения.
Укрепление национальной безопасности является священным долгом каждого гражданина, патриота своей страны.
Мы будем укреплять признанный авторитет страны на международной арене, продвигая идеи мира и согласия.
Мы будем следовать священным ценностям Мәңгілік Ел.
Мы будем гордо нести небесный стяг нашей Родины, поднимать его на новых вершинах достижений нашей страны.
Это наш осознанный выбор во имя будущих поколений, благополучия и процветания народа Казахстана!
2015 год – юбилейный для АНК. В этой связи Указом Главы государства он объявлен годом Ассамблеи народа Казахстана.
23 апреля 2015 года во Дворце мира и согласия под председательством Президента Республики Казахстан состоялась XXII сессия АНК. Нурсултан Назарбаев поставил 7 новых задач, в реализации которых Ассамблея должна принимать непосредственное участие. Это развитие всеказахстанской культуры, укрепление единства народа на основе общих духовно-нравственных ценностей, патриотической воспитание молодежи, дальнейшее развитие государственного языка и трехязычного образования, обеспечение общественного контроля в транспарентном государстве, недопущение политизации межэтнических отношений, а также укрепление культурно-гуманитарных связей с партнерами по Евразийскому экономическому союзу.
За 20 лет активной работы АНК прошла длительный путь развития, накопив большой консолидирующий и интеллектуальный потенциал и трансформировавшись в институт народной дипломатии.
Во многом благодаря работе Ассамблеи в нашей стране сформировалась уникальная модель межэтнического и межконфессионального согласия, особая атмосфера доверия, солидарности и взаимопонимания, когда каждый гражданин, независимо от этнической или религиозной принадлежности, обладает и пользуется всей полнотой гражданских прав и свобод, гарантируемых Конституцией.
В республике созданы все необходимые условия для развития культуры, языка, традиций всех этносов нашей республики. Деятельность Ассамблеи способствует росту международного авторитета Казахстана как страны, эффективно решающей вопросы межэтнических отношений.
Основная литература: [3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14-35, 36]; д ополнительная литература: 5, 13, 14, 23, 27, 34, 35, 39, 46, 47, 79, 62-64, 68, 75, 76-89]
Планы семинарских занятий
Вопросы:
1. Предмет, цель и задачи курса истории Казахстана.
2. Периодизация современной истории Казахстана.
3. Историческая преемственность в Посланиях Президента народу Казахстана.
4. Духовная модернизация общевства – ответ на глобальные вызовы
Задание:
1. Изучите электронный каталог КарГУ.
2. Составьте список литературы по дисциплине «Современная история Казахстана» за последние 5 лет.
Основная литература: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 8]; д ополнительная литература: [39, 40, 41, 42, 45, 51, 55, 56, 57, 58]
Советского Казахстана
Вопросы:
1. Национально-освободительное восстание 1916 г.: причины, цели, задачи, ход восстания.
2. Казахстан в период Февральской революции. Казахстан в период Октябрьского переворота.
3. Общественно-политическая деятельность правительства Алаш-Орды.
4. Особенности установления Советской власти в Казахстане. Казахстан в годы гражданской войны (1918-1920 гг.)
Задание: Обозначить на контурных картах: по первому вопросу - основные районы, охваченные восстанием 1916 г. составьте пространственно-хронологическую таблицу.
Основная литература: [1-8]; д ополнительная литература: [28, 32, 39, 40, 41, 42, 45, 51, 55, 56, 57, 58]
Вопросы:
1.НЭП в Казахстане.
2. Индустриалиальное развитие Казахстана в 1926 -1940 гг.
3. Коллективизация сельского хозяйства в Казахстане в 20-30-е гг.
ХХ в. и его последствия. Голод 1931 – 1933 гг.
4.Культурное развитие Казахстана в 20-30-е гг. ХХ в.
5.Политические репрессии и массовые депортации 1920-1930-х гг.
Задание: подготовить сравнительную таблицу о политике
«военного коммунизма» и новой экономической политике.
Основная литература: [1-8]; д ополнительная литература: [39, 40, 41, 42, 45, 46, 47, 50, 51, 55, 56, 57, 58]
Вопросы:
1.Форма правления в Республике Казахстан
2. Президент Республики Казахстан
3. Законодательная власть
4. Исполнительная власть
5. Судебная власть
Задания:
1. Расскажите о государственном устройстве Республики Казахстан.
2. Расматрите признаки, характеризующие суверенитет Республики Казахстан.
3. Составьте схему «Государственное устройство Республики Казахстан»
Основная литература: [1-8; дополнительная литература: 39, 40, 41, 42, 45, 46, 47, 50, 51, 53, 54, 55, 56, 57, 58]
Вопросы:
1. Народонаселение Казахстана до 1917 г.
2. Особенности социально-демографического развития Казахстана в период модернизации (1917-1939 гг.)
3. Демографическое развитие Казахстана в 40-80-е годы ХХ в.
4. Этнодемографические процессы в условиях суверенитета.
Задание:
1. Расскажите, как формировалась многоэтничность Казахстана в Советский период.
3. Охарактеризуйте особенности этнодемографических процессов в Казахстане, используя переписи 1999 и 2009 гг.
Основная литература: [1-8; дополнительная литература: 28, 29,39, 40, 41, 42, 45, 46, 47, 50, 51, 55, 56, 57, 58]
Вопросы:
1. Основные этапы развития общественных движений в Казахстане
2. Становление и развитие многопартийной системы РК
3. Роль партии «Нұр Отан» в улучшении благосостояния народа, в достижении целей Стратегии «Казахстан - 2050»
Задание:
1. Охарактеризуйте основные этапы и периоды в истории становления и развития общественных движений и политических партий.
1. Назовите важнейшие факторы, способствующие возникновению партий современного типа.
Основная литература: [1-8; дополнительная литература: 39, 40, 41, 42, 45, 46, 47, 49, 50, 51, 53, 54, 55, 56, 57, 58]
В ХХ І веке
Вопросы:
1. Исторические основы идеи «Мәңгілік Ел». Роль и значение национальной идеи «Мәңгілік Ел»
2. Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства».
3. Духовные ценности казахского народа: Размышления Н.А. Назарбаева у подножия Улытау
4. Ассамблея народа Казахстана – уникальный институт межнационального согласия
Задание:
1. Раскройте сущность понятий «национальная идея», «национальный идеал», «национальный лидер», «национальная элита»
2. Выделите основные направления стратегии «Казахстанский путь – 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее».
3. Ознакомьтесь с интервью Президента Казахстана Н.А.Назарбаева у подножия Улытау (25.08.2014).
4. Расскажите об истории возникновения и развития Ассамблеи народа Казахстана (АНК). Роль Президента Н.А.Назарбаева в создании АНК.
Основная литература: [1-8, 16-23; д ополнительная литература: 39, 40, 41, 42, 45, 46, 47, 50, 51, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 66]
11. Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя
Тема 1. Введение. Предмет «Современная история Казахстана»
Вопросы:
1. Предмет, цель и задачи курса истории Казахстана.
2. Периодизация современной истории Казахстана.
3. Историческая преемственность в Посланиях Президента народу Казахстана.
Задания: Ответьте на вопросы.
1. Определите хронологические рамки современной истории Казахстана в рамках периодизации истории Казахстана.
2. Проанализируйте формирование и развитие идеи «Мәңгілік ел» в кочевой цивилизации.
3. Проконспектируйте основные вопросы, такие как национальная история, язык, религия, единство, как становление национального самосознания, отмеченные Президентом Н.А. Назарбаевым в интервью у подножия Улытау.
Основная литература: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 8]; д ополнительная литература: [39, 40, 41, 42, 45, 51, 55, 56, 57, 58]
Вопросы:
1.НЭП в Казахстане.
2. Индустриалиальное развитие Казахстана в 1926 -1940 гг.
3. Коллективизация сельского хозяйства в Казахстане в 20-30-е гг.
ХХ в. и его последствия. Голод 1931 – 1933 гг.
4.Культурное развитие Казахстана в 20-30-е гг. ХХ в.
5.Политические репрессии и массовые депортации 1920-1930-х гг.
Задания:
I. Ответьте на вопросы:
1. Кто автор концепции «Малый Октябрь»?
2. В чем заключается суть кампании «Малого Октября»?
II. Назовите вузы, открывшиеся в указанные даты:
29 сентября 1929 г. -
октябрь 1930 г. –
1931 г. –
1932 г. –
15 января 1934 г. -
III. Вставьте правильные ответы в следующих предложениях:
В 1925 г. – … съезд ВКП (б), который взял курс на индустриализацию. Значение Турксиба: соединил … … с …, поднял экономику и культуру востока Казахстана. Накануне войны Казахстан был на … месте в СССР по производству свинца, по добыче нефти и угля – на ... Садвакасов сказал: «… … … …», что подтверждалось отсутствием машиностроения и оборонной промышленности, отставанием энергетики, вывозом из Казахстана ценных металлов, нефти.
1927 г. … съезд Компартии взял курс на коллективизацию. Закончить коллективизацию в Казахстане намечали к весне … г., полное оседание к … г.
Исходя из основных принципов классовой борьбы в 1928 г. принят декрет «...», что привело к ликвидации байских хозяйств. Девиз тургайских перегибщиков: «… … …!».
1933 г. о голоде (масштабах катастрофы коллективизации) в Казахстане Сталину писал …, но политику Голощекина Сталин одобрил.
Основная литература: [1-8; дополнительная литература: 28, 29,39, 40, 41, 42, 45, 46, 47, 50, 51, 55, 56, 57, 58]
Вопросы:
1.Форма правления в Республике Казахстан
2. Президент Республики Казахстан
3. Законодательная власть
4. Исполнительная власть
5. Судебная власть
Задание:
№ | Термин | Определение |
1 | Мажилис | А. Местный законодательный орган власти |
2 | Президент | Б. Глава правительства |
3 | Спикер | В. Верхняя палата Парламента |
4 | Премьер-министр | Г. Глава государства |
5 | Маслихат | Д. Нижняя палата парламента |
6 | Импичмент | Е. Запрет |
7 | Сенат | Ж. Всенародное голосование. |
8 | Вето | З. Решение несогласия, недоверия правительству |
9 | Референдум | И. Отстранение Президента от должности |
10 | Вотум | К. Председатель одной из палат Парламента РК |
Основная литература: [1-8; дополнительная литература: 39, 40, 41, 42, 45, 46, 47, 50, 51, 53, 54, 55, 56, 57, 58]
Вопросы:
1. Народонаселение Казахстана до 1917 г.
2. Особенности социально-демографического развития Казахстана в период модернизации (1917-1939 гг.)
3. Демографическое развитие Казахстана в 40-80-е годы ХХ в.
4.Социально-демографические процессы в условиях суверенитета
Задания:
Основная литература: [2,5-11,17,22,34-36; дополнительная литература:8,12,13-15,16,23,25,26,39,42,49,51,57,60,62-66,68-70,75-79,81-83,86-89]
Вопросы:
1. Основные этапы развития общественных движений и политических организаций в Казахстане
2. Становление и развитие многопартийной системы РК
3. Роль партии «Нұр Отан» в улучшении благосостояния народа, достижении целей Стратегии «Казахстан - 2050»
Задания:
Нур Отан | Абилов Б.М. |
Народная Патриотическая Партия Ауыл | Назарбаев Н.А. |
Демократическая Партия Казахстана Ак Жол | Туякбай Ж.А. |
политическая партия "Бiрлiк | Бектаев А.А. |
Коммунистическая Народная Партия Казахстана (КНПК) | Перуашев А.Т. |
Демократическая Партия Казахстана "Азат" | Ахметбеков Ж.А. |
Общенациональная Социал-Демократическая Партия (ОСДП) | Султангали С.С. |
Основная литература: [2,5-11,17,22,34-36; дополнительная литература:8,12,15,16,21,23,24,26,27,39,42-47,49,61-66]
Вопросы:
1. Республика Казахстан и страны СНГ
2. Республика Казахстан и азиатское направление
3. Республика Казахстан и американское направление
4. Республика Казахстан и европейское направление
Задания:
ООН, СВМДА, ШОС, ОБСЕ, НАТО, ЕС, ОИК.
Основная литература: [4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 15, 17, 34, 35, 36; д ополнительная литература: 5, 13, 14, 23, 27, 34, 35, 39, 46, 47, 79, 62-64, 68, 75, 76, 85]
Тема 15 « Мәңгілік ел » - национальная идея Казахстана в ХХ І веке
Вопросы:
5. Исторические основы идеи «Мәңгілік Ел». Роль и значение национальной идеи «Мәңгілік Ел»
6. Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». Основная цель и задачи стратегии
7. Духовные ценности казахского народа: Размышления Н.А. Назарбаева у подножия Улытау.
Задания:
1.Проанализируйте формирование и развитие идеи «Мәңгілік ел» в кочевой цивилизации.
2.Рассмотрите мнения казахстанских и иностранных учёных по поводу национальной идеи «Мәңгілік ел».
3. Какова роль АНК в реализации национальной идеи «Мәңгілік ел»?
Основная литература: [3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14-35, 36]; д ополнительная литература: 5, 13, 14, 23, 27, 34, 35, 39, 46, 47, 79, 62-64, 68, 75, 76-89]
12. Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов
И нформаци я по оценке
Рейтинговая шкала оценки знаний студентов
Рейтинг | Баллы |
Текущий | 15-30 |
Рубежный | 15-30 |
Итоговый | 20-40 |
Всего: | 50-100 |
Критерии оценки знаний студентов:
«А», «А-» («отлично») - если студент глубоко и прочно усвоил весь программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, не затрудняясь с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с поставленными задачами, показывает знания учебного материала, правильно обосновывает принятые решения, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических работ, обнаруживает умение самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок.
«В+», «В», «В-» («хорошо») - если студент твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применить теоретические положения и владеет необходимыми навыками при выполнении практических задач.
«С+», «С», «С-», «D+», «D» («удовлетворительно») - если студент усвоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий.
«F» («неудовлетворительно») - если студент не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, с большим затруднением выполняет практические работы.
15. Экзаменационные вопросы по курсу
СОДЕРЖАНИЕ
|
Обсуждён на заседании
Кафедры истории Казахстана и АНК
Протокол № 9 от 16 мая 2017 года
УМК одобрен Научно-методическим
советом КарГУ им. Е.А. Букетова
Протокол №5.1 от 23.05.17г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА
для всех специальностей
Караганда 2017
Составители:
Жумашев Р.М. - д.и.н., профессор
Джумабеков Д.А. - к.и.н., доцент
Алимбаев Т.А. - д.и.н., профессор
Козина В.В. - д.и.н., профессор
Елеуханова С.В. - к.и.н., доцент
Карсыбаева Ж.А. - к.и.н., доцент
Кентбек С.К. - к.и.н., доцент
Жуманова А.З. - PHD, доцент
Утебаева А.Д. - м.г.н., ст.преподаватель
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современная история Казахстана» предназначен для обучения студентов 1 курса неисторических специальностей по кредитной технологии, содержит программу, тезисы лекций, планы всех видов занятий с необходимыми методическими рекомендациями и литературой в соответствии с типовой программой курса от 7 июля 2016 года №14-4/1134.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современная история Казахстана» по кредитной системе обучения для студентов 1 курса /Сост. Жумашев Р.М., Джумабеков Д.А., Алимбаев Т.А., Козина В.В., Елеуханова С.В., Карсыбаева Ж.А., Кентбек С.К., Жуманова А.З., Утебаева А.Д.- Караганды: Изд-во КарГУ, 2017. - 103 c.
©Карагандинский государственный университет, 2017
Дата: 2019-07-24, просмотров: 542.