Понятие динамической устойчивости энергосистемы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Задача динамической устойчивости – анализ характера процесса и расчет всех или части параметров режима при переходе системы от одного режима к другому. К задачам этого вида относится расчет динамического перехода от начального установившегося режима к новому установившемуся режиму, наступающему при случайном отключении части элементов системы (отключение группы генераторов, линии передачи, нагрузки и т. д.) или при отключении их после аварии (обычно короткого замыкания) в одном из этих элементов. Практические расчеты в этом случае обычно ведутся с учетом основных нелинейностей и динамических характеристик. Наиболее распространенным методом количественного исследования является метод численного интегрирования системы дифференциальных уравнений, позволяющий выявить изменение параметров режима во времени и в конечном счете по виду этих зависимостей сделать заключение об устойчивости перехода системы от одного режима к другому, или, как иначе говорят, о динамической устойчивости системы [1, 2]. 

Вернемся к простейшей схеме энергосистемы (рис. 2.7) и рассмотрим на примере отключения одной из цепи ЛЭП передачу электроэнергии от станции Г на шины энергосистемы С бесконечной мощности (Uс = const) (рис. 4.1). 

 

 

Рис. 4.1. Модель энергосистемы при отключении одной из цепей ЛЭП: хΣIэквивалентное сопротивление передачи в нормальном режиме (две цепи ЛЭП работают);
хΣIIэквивалентное сопротивление передачи в послеаварийном режиме (одна цепь ЛЭП выведена из работы)

Мощность, выдаваемая генератором в систему, равна мощности турбины и обозначена P0, угол генератора – δ0. Характеристика мощности, соответствующая нормальному (доаварийному) режиму, определяется по формуле

.

В результате отключения одной цепи ЛЭП меняется сопротивление передачи с хΣI на большую величину хΣII (рис. 4.2), так как сопротивление ЛЭП выросло в 2 раза. Это вызовет уменьшение максимума характеристики мощности послеаварийного режима

.

 

а                                                                             б

 

Рис. 4.2. Динамический переход из нормального режима в послеаварийный: а – вариант сохранения динамической устойчивости; б – выход из синхронизма

 

На рис. 4.2 показаны два варианта развития событий в энергосистеме при отключении одной цепи ЛЭП. В первом случае (рис. 4.2, а) устойчивость системы сохранится, во втором (рис. 4.2, б) – произойдет выход генератора из синхронизма, т. е. устойчивость не сохранится. Рассмотрим первый случай.

После внезапного отключения линии происходит переход с характеристики мощности PmI на характеристику PmII. Из-за инерции ротора угол не может измениться мгновенно, поэтому рабочая точка перемещается из точки а в точку b.

На валу, соединяющем турбину и генератор, возникает избыточный момент, определяемый разностью мощности турбины, которая не изменилась после отключения линии, и новой мощности генератора (ΔР = Р0Р(0)).

Под влиянием этой разности ротор машины начинает ускоряться, двигаясь в сторону больших углов δ. Это движение накладывается на вращение ротора с синхронной скоростью, и результирующая скорость вращения ротора будет ω = ω0 + ∆ω, где ω0 – синхронная скорость вращения; ∆ω – относительная скорость. В результате ускорения ротора рабочая точка начинает движение по характеристике PmII. Мощность генератора возрастает, а избыточный (ускоряющий) момент (пропорциональный разности ΔР = Р0Р(0) – убывает. Относительная скорость ∆ω возрастает до точки с.

В точке с избыточный момент становится равным нулю, а скорость ∆ω – максимальной. Движение ротора со скоростью ω не прекращается в точке с, ротор по инерции проходит эту точку и продолжает движение. Но избыточный момент при этом меняет знак и начинает тормозить ротор. Относительная скорость вращения начинает уменьшаться и в точке d становится равной нулю. Угол δ в этой точке достигает своего максимального значения. Но и в точке d относительное движение ротора не прекращается, так как на валу агрегата действует тормозной избыточный момент, поэтому ротор начинает движение в сторону точки с, относительная скорость при этом становится отрицательной. Точку с ротор проходит по инерции, около точки b угол становится минимальным, и начинается новый цикл относительного движения. Колебания угла δ (t) показаны на рис. 4.2.
Затухание колебаний объясняется потерями энергии при относительном движении ротора.

В тот период движения, когда избыточный момент ускоряет вращение ротора, кинетическая энергия, запасенная ротором в период его ускорения, будет определяться по формуле:

 

,                                  (4.1)

 

где fabc – заштрихованная площадь abc на рис. 4.2.

Изменение кинетической энергии в период торможения вычисляется как

 

.                            (4.2)

 

Площади fabc и fcdf, пропорциональные кинетической энергии ускорения и торможения, называются площадями ускорения и торможения. В период торможения кинетическая энергия ротора переходит в потенциальную энергию, которая возрастает с уменьшением скорости ∆ω. В точке d кинетическая энергия равна нулю, и для определения максимального угла отклонения ротора δm достаточно выполнить условие:

.

Отсюда следует, что при максимальном угле отклонения δm площадь ускорения должна быть равна площади торможения («правило площадей»).

Максимально возможная площадь торможения  определяется
углом
δкр. Если максимальный угол превысит значение δкр, то на валу «турбина – генератор» возникнет ускоряющий избыточный момент
(Р0 > РГ) и генератор выпадет из синхронизма (рис. 4.2, б).

Таким образом, рассчитать динамическую устойчивость – это значит определить условия, при которых она обеспечивается. В частности, для генератора определить предельную мощность, развивая которую в исходном режиме, он сохранит устойчивость при отключении одной из цепей ЛЭП.

 





Дата: 2019-07-24, просмотров: 416.