Обновленческие (или пятидесятнические и харизматические)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1988–1992 Williams, 3:397–413

Соответствующие разделы в авторитетных римско–католических богословиях

1. Традиционные богословия 1955 Ott, 488–492

2. Написанные после II Ватиканского собора 1980 McBrien, 2:1147–1150

Другие работы

Caffin, Richard В., Jr. Resurrection and Redemption: A Study in Paul's Soteriology. Ранее — The Centrality of the Resurrection: A Study in Paul's Soteriology. Phillipsburg, N. J.: Presbyterian and Reformed, 1978.

Grider, J. K. "Glorification". In EDT, pp. 442, 443.

Gundry, Robert N. Soma in Biblical Theology. Cambridge: Cambridge University Press, 1975.

Harris, Murray J. From Grave to Glory: Resurrection in the New Testament, Including a Response to Norman E Geisler. Grand Rapids: Zondervan, 1990, pp. 185—287.

Harris, Murray J. Raised Immortal: Resurrection and Immortality in the New Testament. Grand Rapids: Eedrmans, 1983.

Harris, Murray J. "Resurrection, General". In NDT, pp. 581, 582.

Hoekema, Anthony A. "The Resurrection of the Body". In The Bible and the Future. Grand Rapids: Eerdmans, 1979, pp. 239–252.

Murray, John. "Glorification". In Redemption Accomplished and Applied. Grand Rapids: Eerdmans, 1955, pp. 174—181.

Schep, J. A. The Nature of the Resurrection Body. Grand Rapids: Eerdmans, 1964.

White, R. E. O. "Resurrection of the Dead". In EDT, pp. 941–944.

Отрывок для запоминания

1 Кор. 15:42–44:

Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.

ГЛАВА 42. Единение с Христом

Что значит быть «во Христе» или «воссоединиться со Христом»?

Объяснение и обоснование в Писании[878]

Хотя мы уже завершили анализ этапов применения к нам спасения, но есть еще одна тема, которая так часто упоминается в Писании и так многогранна в применении к нашей жизни, что заслуживает отдельного рассмотрения. Речь идет о воссоединении с Христом. Как мы увидим, каждый аспект отношения Бога к верующим в определенном смысле связан с нашими взаимоотношениями с Христом. От намерений Бога в вечности (еще до того, как был сотворен мир) до нашего общения с Богом в будущей вечности — все происходило в единении с Христом. Таким образом, все аспекты применения к нам спасения должны входить в эту тему. Тем не менее в этой главе мы можем просто вкратце подытожить то, что нам известно о невероятном богатстве учения Писания о единении с Христом. Джон Мюррей говорит:

Единение с Христом имеет своим истоком избрание, свершенное Богом–Отцом прежде основания мира, а своим плодом — прославление сынов Божьих. История народа Божьего не является узкой, она обширна и длительна. Она не ограничена ни пространством, ни временем; она простирается в вечности. Ее сфера имеет две точки: избирающая любовь Бога–Отца, проявившаяся в решениях, принятых в вечности, и прославление с Христом в проявлении Его славы. В первом нет начала, а во втором нет конца… Почему верующий воспринимает мысль о неизменных решениях Божьих с такой радостью? Почему он столь терпелив среди трудностей и противоречий настоящего? Почему он столь уверен в будущем и радуется в надежде на славу Божью? Потому что он не может мыслить о прошлом, настоящем и будущем вне единения с Христом[879].

Понятие «единение с Христом» можно определить следующим образом: это выражение, которое употребляется для обозначения многочисленных видов взаимоотношений, существующих между верующими и Христом, через которые христиане получают все преимущества спасения. Эти взаимоотношения включают в себя тот факт, что мы — во Христе, Христос — в нас, мы подобны Христу и мы — с Христом.

Как показывает это определение, библейский материал позволяет выделить четыре разных аспекта нашего единения с Христом. Мы рассмотрим их все по очереди в подразделах:

A. Мы — во Христе.

Б. Христос — в нас.

B. Мы подобны Христу

Г. Мы — с Христом[880].

А. Мы — во Христе

Выражение «во Христе» выражает не одно, а целый ряд понятий, которые характеризуют взаимоотношения с Христом.

1. В вечном плане Божьем. В Εф. 1:4 говорится, что Бог избрал нас во Христе «прежде создания мира». Именно «во Христе» мы были «предназначены… послужить к похвале славы Его» (1:11,12). Позднее Он спас нас и призвал «по Своему произволению и благодати», которая дана нам «во Христе Иисусе прежде вековых времен» (2 Тим. 1:9, курсив мой. — У. Г.).

Поскольку до сотворения мира мы не существовали, эти стихи означают, что Бог, видя будущее и зная о том, что мы будем существовать, мыслил о нас как о состоящих в особых взаимоотношениях с Христом. Не было так, что Он сначала избрал нас, а затем решил соединить с Христом. Избирая нас, Он одновременно считал нас особым образом принадлежащими Христу, сущими «во Христе». Следовательно, он мыслил о нас как о тех, кто впоследствии будет иметь право разделить благословения труда Христа.

2. Во время жизни Христа на земле. В течение всей жизни Христа на земле, со времени Его рождения идо времени Его вознесения на небеса, Бог думал о нас как о сущих «во Христе». То есть все то, что Христос совершал как наш представитель, Бог принимал как нечто свершенное также и нами. Конечно, верующие не присутствовали во Христе осознанно, поскольку большинство верующих даже не существовали в то время, когда Христос был на земле. Не присутствовали верующие в Нем и каким–либо мистическим, духовным образом (как если бы, напр., души тысяч верующих каким–либо образом присутствовали в теле Христа во время Его земной жизни). Верующие были во Христе лишь в мыслях Бога. Бог мыслил о нас таким образом, словно мы проходили через все то, через что прошел Христос, поскольку Он был нашим представителем.

Иисус был совершенно послушен Богу в течение всей Своей жизни, и Бог мыслил о нас как о тех, кто таким же образом был послушен Ему. «Послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим. 5:19). Таким образом, Христос — источник нашей праведности (1 Кор. 1:30; Флп. 3:9).

Поскольку Бог мыслил о нас как о сущих «во» Христе, Он мог мыслить также и о наших грехах, как о грехах, принадлежащих Христу: «Ибо незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех» (2 Кор. 5:21), «Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53:6). Это были те грехи, которые мы еще не совершили, однако Бог знал о них заранее и мыслил о них как о грехах, которые принадлежали Христу. Таким образом, справедливо, что Христос должен был умереть за наши грехи. «Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо» (1 Пет. 2:24; см. также: Рим. 4:25; 1 Кор. 15:3; Кол. 2:14; Евр. 9:28).

Однако Бог мыслил не только о наших грехах как о принадлежащих Христу: Он мыслил так о нас самих. Когда Христос умер, Бог мыслил о нас как об умерших. Наше прежнее «я», наш ветхий человек был «распят с Ним» (Рим. 6:6, курсив мой. — У. Г.). «Я сораспялся Христу» (Гал 2:19). «Если один умер за всех, то все умерли» (2 Кор. 5:14; см. также: Рим. 6:4,5,8; 7:4; Кол. 1:22; 2:12,20; 3:3; 2 Тим. 2:11).

Таким же образом Бог мыслил о нас как о похороненных с Христом, воскресших с Ним и взятых на небеса вместе с Ним в славе. «И нас… воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2:6; см. также: 1 Кор. 15:22; Кол. 2:12,13, курсив мой. — У Г.).

Когда Христос вернулся на небеса, все благословения спасения были заслужены для нас. Бог мыслил об этих благословениях как о принадлежащих нам по праву, словно бы мы заслужили их сами. Тем не менее они хранятся на небесах для нас — в сознании Бога и во Христе, нашем представителе, — в ожидании того времени, когда будут отнесены к нам лично (1 Пет. 1:3—5; Кол. 3:3,4; Еф. 1:3).

3. Теперь, во время нашей жизни. Как только мы родились и начали существовать как реальные люди в этом мире, наше единение с Христом больше не может быть чем–то, существующим лишь в сознании Бога. Мы также должны быть приведены к действительным взаимоотношениям с Христом, через которые преимущества спасения могут быть примененными к нашей жизни силой Святого Духа. Богатство нашей нынейшней жизни во Христе можно рассматривать с четырех немного различных точек зрения:

1. Мы умерли и воскресли с Христом.

2. Мы обладаем новой жизнью во Христе.

3. Все наши поступки могут быть совершены во Христе.

4. Все христиане вместе — единое тело Христово.

1) Смерть и воскресение с Христом. Смерть, погребение и воскресение Иисуса оказывает теперь реальное воздействие на наши жизни. «Бывши погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» (Кол. 2:12, курсив мой. — У. Г.). Здесь Павел говорит о крещении и вере, и это означает, что наша смерть и воскресение с Христом происходят в нашей нынешней жизни, в то время когда мы становимся христианами.

Павел рассматривает эту нынешнюю смерть и воскресение с Христом как способ описания и разъяснения того изменения, которое Святой Дух производит в нашей личности, когда мы становимся христианами. Все происходит таким образом, словно Святой Дух воспроизводит смерть и воскресение Христа в нашей жизни именно тогда, когда мы обретаем веру в Христа. Мы перестаем поддаваться искушениям нашего прежнего греховного образа жизни; Павел говорит даже, что мы становимся «мертвы» для этого влияния, поскольку умерли с Христом (Рим. 7:6; Гал. 2:20; 5:24; 6:14; Кол. 2:20). С другой стороны, мы вдруг обнаруживаем, что хотим послужить Богу гораздо больше и что мы способны служить Ему с большей силой и успехом, Павел даже говорит, что мы «живы» для Бога, поскольку воскресли с Христом: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:4, курсив мой. — У. Г.). «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе» (Рим. 6:11, курсив мой. — У. Г.; см. также: 1 Пет. 1:3; 2:24). Поскольку мы умерли и воскресли с Христом, то начинаем приобретать все большую силу к преодолению личного греха (Рим. 6:12—14,19); мы приходим к «полноте жизни» во Христе (Кол. 2:10—13); мы по сути становимся «новой тварью» в Нем (2 Кор. 5:17,14,15), а потому должны устремлять наши мысли к вышнему, туда, где пребывает Христос.

2) Новая жизнь во Христе. Эти последние стихи предполагают второй аспект нашего бытия «во Христе». Мы можем рассуждать не только о прошлом труде Христа ради нашего искупления, но также и о Его нынешней жизни на небесах и о тех духовных средствах, которыми Он продолжает обладать и в которых мы нуждаемся для того, чтобы вести христианскую жизнь. Поскольку каждое духовное благословение было заслужено Им и принадлежит Ему, Новый Завет утверждает, что эти благословения пребывают «в Нем». Таким образом, они доступны лишь тем, кто также пребывает «во Христе», и если мы — во Христе, то мы можем обладать этими благословениями.

Иоанн пишет: «Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его» (1 Ин. 5:11, курсив мой. — У. Г.), а Павел говорит об «обетовании жизни во Христе Иисусе» (2 Тим. 1:1, курсив мой. — У. Г.). Мы читаем о том, что «во Христе» — «вера и любовь» (1 Тим. 1:14; 2 Тим. 1:13), «благодать» (2 Тим. 2:1), «спасение» (2 Тим. 2:10), «все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2:3), «богатство» и «слава» Божьи (Флп. 4:19). Павел говорит, что это благодаря действию Божьему христиане пребывают «во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. 1:30). «Благословен Бог… благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах» (Еф. 1:3, курсив мой. — У. Г.).

Практически, дело обстоит таким образом, что каждая стадия применения к нам спасения даруется нам именно потому, что мы — «во Христе». «Во Христе» мы призываемся к спасению (1 Кор. 7:22), перерождаемся (Еф. 1:3; 2:10) и оправдываемся (Рим. 8:1; 2 Кор. 5:21; Гал. 2:17; Еф. 1:7; Флп. 3:9; Кол. 1:14). «Во Христе» мы умираем (1 Фес. 4:16; Отк. 14:13) и «в Нем» наши тела будут воскрешены вновь (1 Кор. 15:22). (Во всех приведенных отрывках курсив мой. — У. Г.) Здесь предполагается, что поскольку наши жизни неразрывно связаны с Христом, то Святой Дух дарует нам все те благословения, которые Христос заслужил.

3) Все наши поступки могут быть совершены во Христе. Эти предшествующие изменения в нашей индивидуальной жизни сопровождаются драматическими изменениями в сфере нашей нынешней жизни. Стать христианином означает войти в свидетельство будущего века и в определенной степени испытать новую силу Царства Божьего, которая затрагивает все стороны нашей жизни. Быть «во Христе» означает быть в новой сфере бытия, которая подчинена Христу.

Это означает, что все наши дела и поступки мы можем совершать «во Христе», если это делается в силе его Царства и таким образом, что приносит Ему славу. Павел говорит истину «во Христе» (Рим. 9:1; 2 Кор. 2:17; 12:19), гордится своими трудами «во Христе» (Рим. 15:17; 1 Кор. 15:31), напоминает коринфянам о своих путях «во Христе» (1 Кор. 4:17), о надеждах «в Господе Иисусе» (Флп. 2:19), он радуется «в Господе» (Флп. 4:10), «в Господе» он также умоляет, увещавает и убеждает других христиан (1 Фес. 4:1; 2 Фес. 3:12; Флм. 8). Он говорит: «Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе» (Флп. 4:13).

Павел также пишет верующим об их поступках «во Христе». Он напоминает коринфянам: «Труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15:58,курсив мой. — У. Г.). «В Господе» дети должны повиноваться своим родителям (Еф. 6:1), жены — подчиняться своим мужьям (Кол. 3:18) и все верующие должны укрепляться (Еф. 6:10), находить утешение (Флп. 2:1), радоваться (Флп. 1:18; 4:4), твердо стоять (Флп. 4:1; 1 Фес. 3:8), жить благочестиво (2 Тим. 3:12) и иметь доброе житие (1 Пет. 3:16). «В Господе» верующие трудятся (Рим. 16:12), обо–дряются(Флп. 1:14) и испытываются (Рим. 16:10). Павел надеется на то, что христиане живут во Христе: «Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем» (Кол. 2:6,7). Цель Павла — «представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе» (Кол. 1:28, курсив мой. — У. Г.). Иоанн также призывает верующих: «Пребывайте в Нем» (1 Ин. 2:28; 3:6,24), повторяя слова Иисуса: «Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» (Ин. 15:5).

4) Единое тело во Христе. Мы пребываем во Христе не как отдельные личности. Поскольку Христос — глава тела, которое есть Церковь (Еф. 5:23), все, кто пребывает в единении с Христом, состоят также во взаимоотношениях друг с другом в Его теле. Это воссоединяет нас в «одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12:5; 1 Кор. 10:17:12:12—27). Таким образом, «страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12:26). Узы братства столь тесны, что Христиане могут вступать в брак только «в Господе» (1 Кор. 7:39). В этом теле Христа прежняя вражда пропадает, греховные разделения людей рушатся, мирские социальные критерии не имеют значения, поскольку «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28; ср.: Еф. 2:13—22).

Поскольку мы — единое тело во Христе, целые церкви могут быть «во Христе» (Гал. 1:22; 1 Фес. 2:14). А Вселенская церковь, состоящая из всех истинных верующих, коллективно воссоединена с Христом так, как жена соединяется со своим мужем (Еф. 5:31,32; 1 Кор. 6:17). Цель Христа — очистить Церковь и сделать ее совершенной, чтобы она могла более совершенно отражать Его образ и тем самым славить Его (Еф. 5:25—27).

В 1 Пет. 2:4,5 употреблена другая метафора, где верующие, приходящие к Христу, уподоблены живым камням, составляющим собою духовный дом (см. также: Еф. 2:20—22). Таким образом они воссоединены и навсегда зависят друг от друга, как камни, составляющие здание, едины и зависят друг от друга.

Однако самая смелая аналогия проведена Самим Иисусом, Который молится о верующих: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21, курсив мой. — У. Г.). Здесь Иисус молится о том, чтобы наше единство было столь же совершенным, как и единство Отца и Сына в Святой Троице. Это для нас — напоминание о том, что наше единство должно быть вечным и совершенно гармоничным (так же как единство Бога).

Однако эта аналогия с членами Святой Троицы важна и подругой причине: она предостерегает нас, чтобы мы не считали, будто единство с Христом уничтожит нашу индивидуальность. Хотя Отец, Сын и Святой Дух состоят в отношениях полного и совершенного единства, тем не менее Они остаются отдельными личностями. Таким же образом, даже если однажды мы достигнем совершенного единства с другими верующими и с Христом, мы тем не менее вечно будем отдельными личностями, с нашими индивидуальными дарами, способностями, интересами, ответственностью, кругом общения, предпочтениями и желаниями.

Б. Христосв нас

Иисус говорил о втором типе взаимоотношений: «Кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» (Ин. 15:5). Верно не только то, что мы — во Христе, Он также пребывает в нас, чтобы придать нам сил жить христианской жизнью. Павел говорит: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20, курсив мой. — У. Г.). Мы можем определить, христианин тот или иной человек или нет, по тому, пребывает в нем Христос или нет (Рим. 8:10; 2 Кор. 13:5; Отк. 3:20). Мудрый план Бога, на целые поколения остававшийся тайной, заключался в спасении язычников, так же как и иудеев. Поэтому Павел и говорит своим читателям–язычникам: «Христос в вас, упование славы» (Кол. 1:27).

На основании этих стихов следует подчеркнуть, что речь идет о реальном, личном пребывании Христа в каждом из нас. И это не означает, что мы просто согласны с Христом или что Его идеи пребывают в нас. Он пребывает в нас, и остается в нас благодаря нашей вере (Еф. 3:17; 2 Кор. 13:5)[881]. Не обратить внимания на эту истину — значит пренебречь величайшим источником духовной силы, который кроется в нас самих (1 Ин. 4:4). Осознание этого факта разрушает нашу гордыню, придает нам чувство глубокой зависимости от Христа и дает нам великую уверенность не в нас самих, а в Христе, Который действует в нас (Гал. 2:20; Рим. 15:18; Флп. 4:13).

Это пребывание в нас Христа влияет на нашу отзывчивость к нуждающимся. Что бы мы ни делали для нашего нуждающегося брата или сестры, мы делаем это во Христе (Мф. 25:40). Если мы следуем заповедям Христа, это говорит о том, что Он пребывает в нас; также и Святой Дух свидетельствует нам, что в нас пребывает Христос (1 Ин. 3:24).

В. Мы подобны Христу

Третий аспект нашего единения с Христом — это наше подражание Ему. «Будьте подражателями мне, как я Христу», — пишет Павел (1 Кор. 11:1). Иоанн напоминает нам: «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Ин. 2:6). Итак, единение с Христом подразумевает, что мы будем подражать Христу. Следовательно, наши жизни должны отражать Его жизнь, чтобы мы славили Его во всем, что мы делаем (Флп. 1:20).

Новый Завет представляет христианскую жизнь как страстное желание подражать Христу во всех поступках. «Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас» (Рим. 15:7). «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь» (Еф. 5:25). «Как Христос простил вас, так и вы» (Кол. 3:13; во всех приведенных отрывках курсив мой. — У. Г.). «Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Ин. 3:16). Мы должны жить, «взирая на начальника и совершителя веры» (Евр. 12:2; см. также: Еф. 5:2; Флп. 2:5—11; 1Фес. 1:6; 1 Ин. 3:7; 4:17). Непослушание Христу означает, напротив, неуважительное к Нему отношение (Евр. 6:6).

Наше подражание Христу особенно явно проявляется в страдании. Христиане призваны страдать терпеливо, «потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Пет. 2:21; курсив мой. — У. Г.). Цель Павла — «участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его» (Флп. 3:10; курсив мой. — У. Г.; см. также: 2 Кор. 1:5; 4:8—11; Евр. 12:3; 1 Пет. 4:13).

Кроме того, благодаря нашим страданиям мы впоследствии разделим славу с Христом при Его возвращении: «С Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8:17). Страдания и слава связаны, вероятно, потому, что именно через трудности и страдания Бог уподобляет Христу и побуждает нас возрастать в христианской зрелости (Иак. 1:2—4; Евр. 5:8,9). Нужно сказать также, что поскольку Христос совершенно повиновался Своему Отцу даже перед лицом величайшего страдания, то наше послушание, вера и долготерпение в страдании более полно отражают те качества, которыми обладает Христос, и таким образом прославляют Его еще больше. Понимая, что мы испытываем л ишь то, что Он уже испытал, мы находим великое утешение для себя, ведь Он понимает, через что мы проходим, и с состраданием внимает нашим молитвам (Евр. 2:18; 4:15,16; 12:11). Итогом жизни, проведенной в послушании, является разделение славы с Христом: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцем Моим на престоле Его» (Отк. 3:21).

Тем не менее не следует думать, что подражание Христу — это просто повторение Его поступков. Нет, здесь заключен более глубокий смысл — мы становимся все более и более Ему подобны: когда мы действуем, как Христос, мы становимся такими, как Христос. Мы возрастаем в зрелости во Христе (Еф. 4:13,15), поскольку «преображаемся в тот же образ от славы в славу» (2 Кор. 3:18). Окончательным результатом станет то, что мы в совершенстве уподобимся Христу, ибо Бог предопределил нас «(быть) подобными образу Сына Своего» (Рим. 8:29; 1 Кор. 15:49), «когда откроется, будем подобны Ему» (1 Ин. 3:2; курсив мой. — У. Г.). Когда это произойдет, Христос будет полностью прославлен в нас (2 Фес. 1:10,12; Ин. 17:10).

Но при этом мы все же никогда не потеряем нашей индивидуальности. Мы станем совершенно подобными Христу, но мы не станем Христом, мы не будем поглощены Христом или уничтожены как личности. Именно мы, как подлинные личности, познаем, подобно тому, как мы познаны (1 Кор. 13:12); именно мы узрим Его Таким, Каков Он есть (1 Ин. 3:2); именно мы будем служить Ему, и видеть Его лик, и имя Его будет написано на нашем челе; и именно мы будем править с ним во веки веков (Отк. 22:3—5).

Отец, Сын и Дух Святой совершенно сходны по сути (Ин. 14:7,9), но тем не менее остаются отдельными личностями, так и мы можем становиться все более подобными Христу и все же оставаться самостоятельными личностями с различными способностями и с различным предназначением (Еф. 4:15,16; 1 Кор. 12:4—27). Ведь чем больше мы уподобляемся Христу, тем в большей степени мы становимся самими собой (Мф. 10:39; Ин. 10:3; Отк. 2:17; Пс. 36:4). Если мы забудем об этом, то начнем пренебрегать учением о разнообразии даров в церкви и захотим всех сделать подобными нам самим. Мы также можем прийти к недооценке самих себя как индивидуальностей. Правильное библейское понимание позволяет верующему не только сказать: «Мы, христиане, важны для Христа», но также: «Я важен для Христа: Он знает мое имя, Он зовет меня по имени, Он дает мне новое имя, которое принадлежит только мне» (Ин. 10:3; Отк. 2:17).

Г. Мы — с Христом

1. Личное общение с Христом. Другой аспект нашего единения с Христом касается наших личных с Ним отношений. И не важно, говорим ли мы о том, что пребываем во Христе, или о том, что Христос пребывает в нас, поскольку оба эти выражения представляют одну и ту же истину. Христос дал нам обетование: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20) и «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20; курсив мой. — У. Г.). Поскольку человеческое тело Иисуса вознеслось на небеса (Ин. 16:7; 17:11; Деян. 1:9—11), то в этих стихах говорится о присутствии Его божественной природы среди нас. И тем не менее это очень личное присутствие, в котором мы трудимся вместе с Христом (2 Кор. 6:1; в синодальном переводе — «как споспешники». — Примеч. пер.), познаем Его (Флп. 3:8,10), утешаемся Им (2 Фес. 2:16,17), научаемся от Него (Мф. 11:29), всю нашу жизнь живем в Его присутствии (2 Кор. 2:10; в синодальном переводе — «простил для вас от лица Христова». — Примеч. пер.); 1 Тим. 5:21; 6:13–14; 2Тим. 4:1). Стать христианином означает быть призванным «в общение Сына Его [Бога] Иисуса Христа, Господа нашего» (1 Кор. 1:9). Тем не менее это общение может иметь разную степень интенсивности, поскольку благословение Павла коринфянам — «Господь со всеми вами!» (2 Фес. 3:16; ср.: 2 Тим. 4:22) — может только выражать надежду на еще более близкое общение с Христом и более глубокое осознание Его присутствия.

Кроме того, в каком–то, недоступном нашему восприятию, смысле, приступая к богослужению, мы восходим на небеса, к «тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу» (Евр. 12:22—24). Апостольский символ веры называет такое небесное поклонение «общением святых», а известный гимн называет его «мистическим, чудным общением с теми, кто обрел покой»[882]. В Евр. 12 не подразумевается, что мы осознаем наше присутствие на небесном соборе. Однако это, возможно, означает, что те, кто живет на небесах, являются свидетелями нашего поклонения и радуются ему, и здесь, безусловно, подразумевается, что мы можем с радостью осознавать, что наша хвала услышана в храме Божьем на небесах.

Во всех наших молитвах мы общаемся с Иисусом, и Он слышит нас (1 Ин. 1:3), наш великий Первосвященник, вошедший «в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр. 9:24; 4:16). Наше общение с Ним станет более полным, когда мы умрем (2 Кор. 5:8; Флп. 1:23; 1 Фес. 5:10), и еще большим, когда Иисус возвратится (1 Фес. 4:17; 1 Ин. 3:1). Мы испытываем великую радость, зная, что Иисус хочет, чтобы мы были с Ним (Ин. 17:24).

Наше общение с Христом приводит нас также и к общению друг с другом. Иоанн пишет: «О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами; а наше общение — с Отцем и Сыном Его Иисусом Христом» (1 Ин. 1:3; курсив мой. — У. Г.).

2. Единение с Отцом и со Святым Духом. Последний стих подразумевает еще один, заключительный, аспект единения с Христом. Поскольку мы пребываем в единении с Христом через многочисленные виды взаимоотношений, мы также воссоединяемся с Отцом и со Святым Духом. Мы — в Отце (Ин. 17:21; 1 Фес. 1:1; 2 Фес. 1:1; 1 Ин. 2:24; 4:15,16; 5:20) и во Святом Духе (Рим. 8:9; 1 Кор. 3:16; 6:19; 2 Тим. 1:14). Отец — в нас (Ин. 14:23), также и Святой Дух — в нас (Рим. 8:9,11). Мы подобны Отцу (Мф. 5:44,45,48; Еф. 4:32; Кол. 3:10; 1 Пет. 1:15,16) и подобны Святому Духу (Рим. 8:4–6; Гал. 5:22,23; Ин. 16:13). Мы имеем общение с Отцом (I Ин. 1:3; Мф. 6:9; 2 Кор. 6:16—18) и со Святым Духом (Рим. 8:16; Деян. 15:28; 2 Кор. 13:14; Еф. 4:30).

Однако эти дополнительные виды взаимоотношений не смешаны в сумбурном мистическом экстазе. Как сейчас, так и в вечности, мы относимся к Отцу в Его отграниченной роли Отца нашего небесного, к Сыну — в Его отграниченной роли нашего Спасителя и Господа, а к Святому Духу — в Его отграниченной роли Духа, Который усиливает нас и постоянно применяет к нам преимущества нашего спасения.

Вопросы для самостоятельной работы

1. До того, как вы прочитали эту главу, считали вы, что пребываете в единении с Христом с того момента, как Бог избрал вас прежде основания мира, и до того времени, как вы отправитесь к Нему на небеса навечно? Каким образом эта мысль изменила ваше отношение к себе и к вашей жизни? Каким образом она повлияла на ваше отношение к тем трудностям, которые вам приходится испытывать в настоящее время? Каким образом мысль о том, что вы умерли с Христом и воскресли вместе с Ним, поддерживает вас в ваших усилиях по преодолению греха, который остается в вашей жизни?

2. Раньше вы осознавали, что все ваши ежедневные дела вы делаете «во Христе» (см.: Флп. 4:13)? Если бы вы осознавали, что и сейчас вы читаете «во Христе», то каким образом это изменило бы ваше отношение к прочитанному и ваш настрой в целом? Что изменилось бы, если бы люди мыслили обо всем, что они делают, как о совершаемом «во Христе»? В частности, как бы это повлияло на беседы с друзьями и членами семьи? На еду, и даже на сон?

3. Каким образом мысль о единении с Христом могла бы усилить вашу любовь к другим христианам и ваше общение с ними как в вашей собственной церкви, так и в других церквах?

4. Осознаете ли вы в вашей повседневной жизни, что в вас живет Христос (Гал. 2:20)? Каким образом изменилась бы ваша жизнь, если бы вы более ясно осознавали в течение всего дня, что Христос живет в вас?

5. В течение одного или двух дней попробуйте читать Евангелие и молиться о том, чтобы вам открылось, каким образом совершенствоваться в подражании Христу в своей собственной жизни. Каким образом мысль о следовании за Христом (1 Пет. 2:21) и о том, что мы должны поступать так, как Он поступал (1 Ин. 2:6), влияет на вашу жизнь?

6. Вы можете назвать какие–либо периоды в вашей жизни или случаи, когда вы имели особенно близкое личное общение с Христом? Расскажите об этом подробнее. Как вы полагаете, что может привести человека к такому близкому общению с Христом? Что мы можем сделать для того, чтобы наше ежедневное общение с Христом стало интенсивнее?

7. Связан ли ваш личный опыт с различием в ваших отношениях с Богом–Отцом, с Иисусом Христом и со Святым Духом? Вы можете описать эти различия, если вы их действительно ощущаете?

Специальные термины

воскресение с Христом

во Христе

единение с Христом

мистический союз

общение святых

одно тело во Христе

смерть с Христом

Библиография

Примечание. Во многих систематических богословиях эта тема напрямую не рассматривается, однако вопросы, которые были затронуты в этой главе, рассматривались в связи с другими темами.

Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях

Дата: 2019-07-24, просмотров: 195.