Развитие общей моторики (см. занятие 40).
Развитие мелкой моторики (см. занятие 40).
Массаж лица (см. занятие 40).
5.Развитие мимических мышц (см. занятие 40).
6.Развитие артикуляционной моторики.
Упражнения:
—для челюсти: «обезьянки» (движения челюстью право- влево);
—для губ: «рупор»; «улыбка»;
—для языка: «почистим» нижние зубки; «чашечка».
Работа по развитию дыхания и голоса.
— «Шар».
Мы в магазин ходили,
И шарик там купили.
Будем шарик надувать,
Будем шариком играть.
Раздувайся, наш шар,
Раздувайся, большой.
И не лопайся.
А он лопнул.
Воздух выходит: Ш-Ш-Ш-Ш.
— Голосовые упражнения: произнесение предложения «На дороге шумит машина» с изменением силы голоса.
///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
Объявление темы.
Как шумит лес? (Ш-ш-ш-ш.) Как работает насос? (С-с-с-с.)
Эти два звука мы будем учиться сегодня различать.
Акустико-артикуляционный образ звуков.
Сравнительная характеристика звуков С, Ш.
Звук Ш — губы вытянуты вперед, рупором; кончик языка поднят за верхние зубы; боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам;
язык принимает форму чашечки; по середине языка идет теплая, широкая, плавная струя воздуха.
Звук С — губы в улыбке; кончик языка упирается в нижние передние зубы; боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам;
по середине языка идет сильная холодная струя воздуха (если струя воздуха не кажется холодной, для сравнения произносим звук X).
Звук Ш — согласный, всегда твердый, глухой , шипящий.
Звук С — согласный, твердый, глухой, свистящий.
3. Развитие фонематического слуха.
На звук Ш — хлопаем.
На звук С — топаем.
Связь звуков и букв.
На что похожа буква Ш? А буква С? Дети печатают буквы в тетрадях без демонстрации образцов.
5. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
—Игра «Скажи наоборот».
Ша — со са — ша
Шо — со со — шо
Шу — су су — шу
Ши — сы сы — ши
—Детям предлагаются карточки, разделенные посередине горизонтальной чертой. Верхняя половина карточки заполняется картинками, названии которых есть звук С, а нижняя — в названии которых есть звук Ш.
—Звуковой анализ слов: санки, шапка, с выкладыванием графической схемы. Печатанье слов
в тетрадях.
—Деление слов на слоги: игра «Слоговой магазин».
—Составление предложения со словами машина, автобус по схеме:
Игра «Слово заблудилось».
В поле землю я ...пасу,
На лугах коров... пашу!
Сладко спит в берлоге ... миска,
На столе с салатом... мишка!
IV. Физкультминутка. «Самолет».
Самолет построим сами, | Движения руками, имитирующие работу молотком. |
Понесемся над лесами, Понесемся над лесами, | Руки в стороны, бегут один круг. |
А потом вернемся к маме. (А. Барто) | Садятся на свои места. |
V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Игра «Кто чем управляет?»
На доске картинки с изображением различных видов транспорта. Логопед показывает картинку и задает вопрос: «Кто управляет автобусом?» (самолетом и т.д.)
Автобусом управляет водитель.
Грузовиком управляет шофер.
Поездом управляет машинист.
Вертолетом управляет вертолетчик.
Самолетом управляет летчик.
Кораблем — капитан.
Мотоциклом — мотоциклист.
Велосипедом — велосипедист.
Ракетой — космонавт.
VI. Итог занятия и опенка деятельности детей.
Дайте характеристику звукам Ш, С. Выделите их отличительные особенности.
О людях каких профессий мы сегодня говорили?
VII. Домашнее задание. К занятию 42 (альбом 2, с. 31—32).
VII/. Материал для закрепления вне занятий (тетрадь 2, с. 22; февраль, 4 неделя).
Фонетические игры.
- Демонстрируются картинки: змея (звук Ш) и вода, вытекающая из крана (звук С). Дети должны подбирать слова с соответствующими звуками на попеременно демонстрируемые картинки.
- Игра «Скажи наоборот». Логопед произносит слоги различной структуры и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч и бросает его обратно, заменяя звук в слоге: со — ша, аса —
аша, ас -аш и т.д.
- Звуковой анализ слов типа сани, шуба. Составление их схем.
- Игра «Слоговой магазин». Слова со звуками С иШ.
- Работа в тетрадях.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 163.