ОБОБЩАЮЩЕ-ПОВТОРИТЕЛЬНЫЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ «ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При отборе материала для повторения учитель руководствуется идеями, изложенными во введении к разделу. В любом варианте обобщаются знания учащихся об особенностях древнегреческого общества, об афинской демократии и культурных достижениях древних греков.

Урок пройдет с большим эффектом, если повторение будет проведено с опорой на наглядные образы (в частности, целесообразно использование знакомых учащимся по предшествующим урокам учебных картин).

Варианты проведения урока: I. Б 1; А 1-3; Б 5-6, II. Б 1-2; А 1-3; 5-6. III. Б 1-4; А 2; Б 5-6. Вопросы и задания:

А. 1. В Вавилонии, как и повсюду на древнем Востоке, крестьяне жили соседскими общинами. В древней Греции мелкие землевладельцы-крестьяне не были объединены в общины. Предположите, чем объяснить это различие. Учащиеся способны высказать и развить ту мысль, что на древнем Востоке работы по осушению болот, по строительству и ремонту оросительных сооружений требовали объединения земледельцев в общины; в Греции же названные работы не проводились.

2. Сравните общественный строй (порядок жизни), существовавший в древней Греции и в странах древнего Востока. В чем сходство между ними? Иногда учащиеся путают общест« венный и государственный строй, предполагая, что от^них требуют сравнить государство в Афинах и в Египте. Разъяснив эту или другие ошибки, учитель указывает, в каком направлении следует сравнивать порядок жизни на древнем Востоке и в Греции: 1. Вспомните, какие классы были основными. (Какие отношения сложились между рабами и рабовладельцами? Как рабы боролись с рабовладельцами?) Как называется общественный строй, существовавший в Греции и странах Востока? 2. Как свободные люди теряли свободу и становились рабами? Где использовали труд рабов (в Греции и странах Востока)? В ходе беседы выясняется, что в сравниваемых странах существовало неравенство между людьми, классы эксплуататоров и эксплуатируемых, рабовладельческий строй; основным источником рабства были войны; труд рабов использовался на самых тяжелых работах.

Побуждая учащихся вспомнить характернейшее для всего древнего мира явление, учитель может предложить описать продажу рабов по картине «Продажа рабов в древней Греции». Учитель напоминает о следующих различиях между рабовладением в Греции и на древнем Востоке: отсутствие долгового рабства в передовых греческих государствах, широкое применение труда рабов в ремесле. Для выделения последней мысли можно предложить учащимся описать труд рабов по картине «Гончарная мастерская».

3. Кого вы считаете наиболее выдающимся человеком в истории древней Греции? Учащиеся способны с достаточной подробностью обосновать свой выбор. Они называют разные имена: Солона («В корне изменил весь строй в Афинах, до него правили только аристократы...» и т. д.), Перикла («Происходил из знатной семьи, всю свою жизнь отдал демосу, 15 раз его избирали первым стратегом» и т. д.), Геродота («Великий историк, описавший победы греков над персами...» и т. д.).

Б. 1. Где возникли древнейшие на Земле государства? Покажите эти районы на настенной карте. Покажите Грецию. Определите словами местоположение указанных вами стран. От учащихся требуется показать на карте только районы, где возникли древнейшие государства Востока (например, долину Хуанхэ, а не весь Китай).

2. Сравните природные условия Греции и тех стран древнего Востока, где возникли первые на Земле государства. Как эти условия влияли на развитие земледелия? Учащиеся обычно без затруднений называют определяющие природные факторы древневосточных стран (большие реки, плодородные почвы, обилие тепла) и Греции (горный рельеф, мелководные пересыхающие реки, обилие тепла). Они вспоминают, что на скудных почвах Греции плохо росли зерновые, которые к тому же часто гибли от засухи.

Сравните возможности борьбы с засухой на древнем Востоке и в Греции. Учащиеся способны рассказать об оросительных сооружениях древнего Востока и объяснить, почему эти сооружения не возводились в Греции. Выполняя задания, школьники отмечают, что природа Греции благоприятствовала выращиванию винограда и оливок.

3. Докажите, что природные условия Греции способствовали развитию ремесел. Каких? Завершив изучение раздела, пятиклассники способны вспомнить связи, существовавшие между природными условиями и развитием определенных ремесел (обилие глины - гончарное; запасы железной, медной, серебряной руды - оружейное, кузнечное, ювелирное; горные пастбища - шерстоткацкое, обувное; горные хребты - каменное строительство, в том числе из мрамора).

4. Докажите, что природные условия и особенности хозяйства Греции способствовали развитию мореплавания и морской торговли. Обычно учащиеся легко вспоминают необходимые факторы: морское положение; наличие удобных бухт; обилие островов; горные хребты, затруднявшие связи между областями; необходимость обменивать вино, масло и ремесленные изделия на зерно.

5. Сравните государство в древних Афинах и в Египте. Задание дается повторно, работа с ним описана выше (см. пособие, стр. 243), При выполнении задания учитель может объяснить на примере Афинского и Египетского государств значение слов «республика» и «монархия» (стр. 164, 181). В ходе выполнения задания можно использовать картину «Народное собрание в Афинах».

6. Каковы важнейшие достижения древнегреческой культуры? Конкретизирующие вопросы учитель найдет выше (см. пособие, стр. 261). В своих обобщениях он привлекает материал пособия, таблицу 17. В ходе разбора вопроса учащиеся используют картины «Греческий театр», «Афинский акрополь».

Другие варианты проведения урока:

Вариант IV. Повторение проводится по вопросам и заданиям учебника (стр. 174-175).

Вариант V. В ходе повторения демонстрируется диафильм для повторительно-обобщающих уроков в V классе, ч. 2.

Домашнее задание: стр. 174-175; задание, предшествующее тексту § 43.

Таблица 17. Культурные лостижения древних греков
 
Письменность Алфавит из 24 согласных и гласных букв, на основе которого созданы почти все вокализованно-звуковые системы мира. Изобретение пергамента
Наука Первый труд по всемирной истории (Геродот). Учение Демокрита о едином строении природы, состоящей из атомов. Вычленение отдельных отраслей знания (ботаника и др.). Учение о шарообразности Земли. Гениальная догадка о вращении Земли вокруг Солнца (Аристарх Самосский). Создание Евклидом учебника по геометрии
Искусство Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», Возникновение театра, трагедий и комедий (Эсхил, Софокл, Аристофан). Возведение зданий, предназначенных для украшения городов и для использования их всем свободным населением. Создание формы прямоугольного храма, окруженного колоннами, разных типов колонн. Широкое использование мрамора. Высокое мастерство в изображении человека (обнаженное тело, умение передать сложное движение). Создание образов физически и духовно совершенного человека. Высокое развитие живописи
Спорт Возникновение массовых спортивных состязаний (Олимпийские игры)

 

Раздел IV. ДРЕВНИЙ РИМ

История Римского государства охватывает период более чем в тысячу лет - от легендарной даты основания Рима (753 г. до н. э.) до падения Западной Римской империи (476 г.).

Вначале Рим представлял собой небольшой город-государство в нижнем течении Тибра. В курсе выделяются основные этапы роста территории Римского государства: 1) завоевание Римом Италии, завершившееся в первой половине III в. до н. э.; 2) установление римского господства в Западном Средиземноморье (как следствие разгрома Карфагена во второй Пунической войне); 3) превращение Рима в громадную средиземноморскую державу (середина II в. до н. э.); 4) последние завоевания Римского государства (при императоре Траяне в начале II в.).

Победоносные войны привели к небывалому в истории расцвету рабовладения. Для Рима, особенно во II-I вв. до н. э., характерны дешевизна рабов, широкое использование их труда в земледелии и других важнейших отраслях хозяйства, жесточайшие формы эксплуатации. В Римском государстве рабовладельческий строй достиг своего наивысшего развития.

Развитие рабства обострило социальные противоречия как между рабами и рабовладельцами, так и внутри свободного населения. В школьном курсе изучаются наиболее крупные народные движения - движение крестьян под руководством братьев Гракхов и восстание рабов под предводительством Спартака.

Учащиеся знакомятся с двумя формами Римского государства: 1. С 509 г. до н. э. по 31 г. до н. э. В Риме существовала республика (Так называемый царский период (753-509 тт. до н. э.)в разделе только упоминается). 2. С 31 г. до н. э. Римское государство представляло собой монархию. История Римской монархии делится на два периода: а) от Октавиана Августа до Диоклетиана (конец III в.) - при единовластии императора по демагогическим соображениям сохранялись многие республиканские учреждения; б) со времени Диоклетиана в Риме устанавливается открытая монархия. Эти периоды в науке называются принципатом и доминатом (в школьном курсе названные термины не вводятся).

Раздел дает возможность расширить представление о главных функциях эксплуататорского государства: захват и ограбление чужих территорий, подавление народных движений, удержание в повиновении трудящихся.

Большое значение имеет изучение культуры Рима, развивавшейся под влиянием культуры Эллады. В свою очередь культура Рима оказала значительное влияние на развитие культуры в последующие эпохи (см. пособие, табл. 20).

Особое внимание следует уделить вопросу о христианстве, раскрыть причины его возникновения и распространения и показать, как христианство превратилось из религии, созданной народными массами, в идеологию, защищавшую господствующие классы.

ТЕМА XII. ОБРАЗОВАНИЕ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ЗАВОЕВАНИЕ ЕЮ ИТАЛИИ

Значительное место в теме занимает характеристика Римской республики, которая сопоставляется со знакомыми учащимся древними государствами. Отмечается сходство Рима и Афин: в отличие от древневосточных монархий должностные лица в обеих республиках выбирались на определенный срок и несли ответственность перед гражданским коллективом. Вместе с тем народовластие в Риме сравнительно с демократическими государствами Греции было более ограниченным (см. пособие, табл. 9).

В изложение вводится ряд общественно-политических понятий, возникших в Риме и вошедших в современную речь (республика, патриции и плебеи, народный трибун, форум, право вето).

Римское государство рано приобрело резко выраженный военный характер. Римляне вели длительные войны с народами, населявшими Апеннинский полуостров, за обладание плодородными землями. В результате этих войн территория Римской республики постоянно расширялась, и в середине III в. до н. э. под властью Рима находилась вся Италия (кроме долины реки По).

Подробные рекомендации по проведению 1-го урока темы содержит предшествующее издание данного пособия.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 142.