В период расцвета демократии у греков усиливается интерес к прошлому Эллады, В исторических сочинениях, так же как и в искусстве, они хотели увековечить идеал гражданина, стремились сохранить память о своей борьбе и победах.
Познакомившись с научными знаниями народов древнего Востока, греческие ученые пытались найти основные закономерности развития природы. Величайшим достижением было учение Демокрита о едином строении природы, состоящей из мельчайших однородных частиц - атомов («атом»- по-гречески «неделимый»). Отдельные отрасли научных знаний были впервые выделены Аристотелем. Он же придумал для них названия (физика, ботаника и др.).
Целесообразно начать урок с изучения нового материала, а в конце его выделить время для: повторения всей темы.
План изучения:
1. Возникновение исторической науки.
2. Рост научных знаний о природе.
3. Значение древнегреческой культуры.
1. Задание: В древней Греции развивались разные науки, но одна наука впервые зародилась в этой стране: это - история. Подумайте, почему историческая наука возникла в Греции. Задание сложно, и учащиеся нуждаются в помощи.
- Вспомните, что изучает история. - Получив ответ, учитель продолжает: «Если историческая наука возникла в Греции, то, по-видимому, у греков был повышенный интерес к прошлому своей родины. Почему? Какими историческими событиями греки особенно гордились? («Победой над Троей», - иногда следует неожиданный для учителя ответ.) Какими победами над персами? Почему гордились?»
Выслушав ответы, учитель подчеркивает, что на греков произвел огромное впечатление разгром непобедимых прежде персидских войск. Весь народ Греции желал, чтобы история греко-персидских войн была записана в назидание детям, внукам и правнукам.
Была и другая причина расцвета исторической науки: греки считали свое государственное устройство лучшим в мире. (Как они называли управление в Афинах?, Почему гордились демократией? Сравните управление в Афинах и в Египте.) Греки стремились к тому, чтобы не было забыто, как демос боролся за свои права и чего добился в этой борьбе. Они гордились также знаменитыми вождями демоса. (При каком правителе в Афинах было положено начало демократии? Кто стоял во главе Афин во время ее расцвета?) Афиняне чтили Солона и Перикла и хотели, чтобы их имена остались в веках.
Крупнейший греческий историк Геродот, впоследствии прозванный «отцом истории», был родом из города Галикарнаса в Малой Азии. Геродот задумал большое сочинение по истории греко-персидских войн. Но в годы Саламинской битвы он был еще ребенком. Поэтому Геродот отправился в путешествие по Персидскому царству, чтобы собрать сведения о войнах, изучить жизнь народов, участвовавших в походе на Грецию.
Геродот посетил самый большой город древности - Вавилон. Он видел и описал огромные стены Вавилона, множество его башен и ворот, «висячие сады», семиступенчатую высокую башню.
Геродот побывал на берегах Нила и видел пирамиды. Он расспрашивал о том, как они были выстроены. Но со времени возведения пирамид до путешествия Геродота прошло более двух тысяч лет: многое было забыто самими египтянами. Геродот интересовался тем, как хоронили фараонов и вельмож, как делали мумии.
Геродот объездил всю Грецию, побывал в колониях и всюду искал участников войн, беседовал с ними, делал записи.
Можно рассказать легенду о том, как знаменитый историк приобрел известность у себя на родине.
- Когда Геродот закончил путешествие, никто в Греции еще » не знал его. Геродот привез с собой несколько свитков папируса-это была написанная им «История». Он решил познакомить с этим сочинением греков, прочитать вслух отдельные главы. Но куда поехать? В каком месте собирались граждане всех греческих государств?
- В Афинах, - часто отвечают учащиеся.
- Геродот мог, конечно, поехать в Афины,- не возражает учитель,- но он выбрал другое место, куда в определенное время съезжались греки даже из далеких колоний. Что это за место? Геродот отправился в Олимпию, где выступил с чтением своего сочинения. Мы не знаем, что именно читал Геродот. Возможно, это был рассказ о том, как персидское войско высадилось на Марафонской равнине, а греки заняли горные проходы, преграждая врагам путь на Афины. Слушатели с волнением внимали Геродоту, потому что тот был замечательным писателем. Они пришли в такой восторг от его книги, что рассказы о ней разнесли по всей Греции. И Геродот сразу стал знаменитым.
«Отец истории» был «для своего времени настоящим ученым, он пытался разобраться в причинах происшедших событий. Конечно, не все объяснения Геродота покажутся нам сейчас правдоподобными.
Задание: Выслушать пересказ отрывка из книги Геродота и ответить на вопрос: «От каких причин, по мнению Геродота, зависела судьба человека?»
Незадолго до начала войн с персами правителем греческого' острова Самос был Поликрат. Он обладал сильным военным флотом.
Поликрат был во всем необыкновенно счастлив: какое бы дело ни предпринимал он, во всяком начинании ждали его успех и удача.
У Поликрата был друг, который однажды сказал: «Меня пугает, Поликрат, что тебе везет во всем. Знай, что боги жестоки и завистливы, они не простят тебе твоего счастья и отомстят за него». «Что же мне делать?» - спросил встревоженный Поликрат. «Если у тебя есть вещь, которой ты очень дорожишь, откажись от нее. Быть может, боги примут твою жертву».
Поликрат приказал немедленно снарядить корабль и выйти в открытое море. Там Поликрат снял с пальца драгоценный перстень, с которым он никогда не расставался, и бросил его в волны. После этого, успокоенный, он вернулся домой.
А пять или шесть дней спустя какой-то рыбак принес на кухню правителя большую рыбу, пойманную им в море. В животе ее повара обнаружили перстень Поликрата.
Боги, по словам Геродота, не приняли жертвы Поликрата, и смерть его была настолько ужасна, что греческий историк не хочет даже рассказывать о ней.
Вопросы: Как Геродот объясняет гибель Поликрата? Согласны ли вы с этим объяснением? Если нет, то почему? Выслушав ответы, учитель говорит, что на самом деле в смерти Поликрата не было ничего таинственного. Сильный правитель греческого острова мог помешать завоеваниям персов на Эгейском море. Они заманили Поликрата в один из городов Малой Азии, где и убили.
2. Вопрос может быть изучен путем объяснительного чтения (§ 39, п. 2-3). Выполняется имеющееся в тексте задание: «Подумайте, чем объяснение происхождения мира греческими учеными отличалось от объяснения того же религией». Учитель помогает учащимся дать развернутый ответ: «Вспомните, как, например, объясняли происхождение мира и людей индийские жрецы-брахманы. Как объясняли то же греческие ученые? Чьи взгляды более правильные? Чем?» (Взгляды греческих ученых с точки зрения современной науки неверны, но для того времени они были передовыми; заслуга ученых Эллады в том, что они пытались объяснить происхождение мира без вмешательства богов.)
После чтения учащиеся могут рассмотреть портреты греческих ученых (рис. 1-2, стр. 161). Чем знаменит каждый из них? Что нового внесли греки в развитие науки? Почему с развитием науки появилось отрицание богов?
3. Помогая учащимся осмыслить материал темы, учитель предлагает им вспомнить важнейшие достижения древнегреческой культуры. Учащиеся обычно указывают на ряд фактов, но не раскрывают их. Поэтому возможны дополнительные вопросы и задания: 1. В чем значение созданного греками алфавита? Проследите историю письма от его возникновения до греческого алфавита. 2. Какой вид искусства возник в Греции? Как было устроено здание театра? Назовите имена поэтов, писавших для театра, и их произведения. 3. В чем значение греческой архитектуры? (Какие постройки находились на афинском акрополе? Опишите их. Как выглядел греческий храм? Как постройки греков воздействовали на зрителей сравнительно с египетскими пирамидами и храмами?) 4, Что нового внесли греки в развитие скульптуры? Назовите имена греческих скульпторов и их произведения. 5. Каков вклад греков в развитие науки?
В ходе повторения целесообразно использовать картины «Греческий театр» и «Афинский акрополь».
Подводя итоги, учитель подчеркивает, что культура древней Греции оказала огромное влияние на культуру и язык народов всего мира. Какие греческие слова вошли в русский язык? Кроме слов, указанных в учебнике (стр. 162), можно назвать следующие: «школа», «тетрадь», «стиль», «трагедия», «комедия», «оркестр», «сцена» и др.
Многие современные имена греческого происхождения. Они означают, например: Александр - защитник мужей, Алексей - защитник, Андрей - мужественный, Василий- царь, Георгий - земледелец, Филипп - любитель лошадей, Евгения - благородная, Зоя - жизнь, Ирина - мир, Кирилл - маленький господин, Леонид - подобный льву, Никита - победивший, Софья - мудрость, Федор - дар бога.
Вопрос о причинах расцвета эллинской культуры в V - IV вв. до н. э. малодоступен пятиклассникам. Учитель указывает на следующие предпосылки культурного подъема в Греции: 1. Рост рабовладения в V в. до н. э. привел к тому, что тяжелый физический труд был возложен на рабов и свободные греки получили возможность заниматься спортом, искусством, науками. Однако наличие свободного времени у населения само по себе не ведет к развитию искусств и науки, к тому же рабы были во всех древних государствах. 2. Главной причиной расцвета греческой культуры была рабовладельческая демократия.
Благодаря демократии свободные люди участвовали не только в управлении государством, но и в создании культуры. Греки были заинтересованы в том, чтобы увековечить подвиги предков в войнах с персами, создать в исторических сочинениях, стихах, картинах и статуях образы граждан, которые служили бы примером для подражания, украсить свои города великолепными постройками и статуями. Поэтому актеры и поэты, художники и архитекторы были окружены поч-етом. Сами граждане обсуждали проекты новых общественных зданий; судьи из граждан определяли, какое из театральных представлений достойно занять первое место. Нередко устраивались соревнования между скульпторами или живописцами, которым предлагалось создать произведение на заданную тему, после чего статуи или картины выставлялись для всеобщего обозрения.
Художественные вкусы демоса оказывали воздействие на творчество поэтов и художников. Большинство свободных греков были не просто грамотными людьми, они разбирались в искусстве, были благодарными зрителями и читателями.
Домашнее задание: § 39. Задание 4 к § 39.
После прохождения данной темы целесообразно выделить урок для part ты с цветным диафильмом «Спартанский шифр» (по. мотивам повести Д. Триза «Фиалковый венец»).
Диафильм позволяет обобщить знания учащихся об управлении в Афинах бооьбе демоса со знатью, театре, школе и т. п. Методические рекомендации по использованию диафильма учитель найдет в предшествующем издании настоящего пособия.
ТЕМА XI. ОБРАЗОВАНИЕ ГРЕКО-МАКЕДОНСКИХ ГОСУДАРСТВ В ВОСТОЧНОМ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ
В теме рассматриваются завоевания Александра Македонского и их последствия. Важнейшим результатом его похода было образование в Восточном Средиземноморье греко-македонских государств. Эти государства просуществовали с конца IV в. до н. э. вплоть до римских завоеваний (последним был подчинен Риму Египет - в 30 г. до н. э.). Благодаря смешению греческого и восточного населения, использованию хозяйственных и людских ресурсов Греции и стран Востока, распространению научных достижений происходит экономический и культурный подъем в большинстве областей Восточного Средиземноморья.
Подробные методические рекомендации по изучению темы содержит предшествующее издание данного пособия.
Рис. 26. Кадр из цветного диафильма «Походы Александра Македонского» (художник И. Сущенко)
Дата: 2019-07-24, просмотров: 257.