Основная мысль урока: «Ни в одной стране древнего мира не было такого огромного числа рабов и такой жестокой их эксплуатации, как в Риме» (стр. 197). Первая особенность была результатом победоносных войн Рима; вторая связана с незаинтересованностью рабов в труде и с их дешевизной.
Варианты начала урока: I. Б 1-2; А 1-2; Б 6. II. Б 1-2; д 1, 3; Б 6. III. А 2; Б 4-6. IV. Б 1-6. Вопросы и задания:
А. 1. Кому вы сочувствовали, знакомясь с третьей Пунической войной? Почему сочувствовали? В чем заключалось основное отличие третьей Пунической войны от двух первых? 2. Показать на карте, как увеличилась территория Римской республики от начала Пунических войн до 74 г. до н. э. Учитель помогает разделить работу на этапы: 1) Рассмотрите условные обозначения карты № 9, Каким цветом обозначена территория Римской республики к 264 г. до н. э., каким - римские завоевания с середины III в. до 74 г. до н. э.? 2) Покажите на настенной карте территорию Римской республики к 264 г. до н. э. и римские завоевания вплоть до 74 г. до н. э. Определите словами местоположение всех указанных территорий. {При выполнении задания по настенной карте разрешается пользоваться картой № 9.) 3) Сделайте вывод, какой была территория Римской республики и какой она стала. (Рим превратился в громадную державу.) 3, Какой вывод о характере войн Рима можно сделать на основе описания триумфа после победы над Македонией? Учитель может разрешить учащимся пользоваться текстом документа (стр. 194) для обоснования высказанных мыслей.
Б. 1. Расскажите о разгроме Сирийского царства. 2. Как римляне завоевали Македонию и Грецию? 3. Как был разрушен Карфаген? 4. Как римляне грабили, завоеванные страны? 5. Объясните слово «провинция». Каким было положение .римских провинций? 6. Объясните слово «триумф». Опишите по картине триумф римского императора.
План изучения:
1. Обилие рабов в Риме; жестокое обращение с ними.
2. Рабы-гладиаторы.
3. Применение труда рабов в производстве.
4. Взгляд на раба как на «говорящее орудие».
(Материал также может быть изучен по плану § 47 учебника.)
1. Задание: В древнем Риме сильных и ловких рабов помещали в особые школы, где обучали владеть оружием. Таких рабов называли гладиаторами. Они должны были сражаться друг с другом на потеху римской публике. В самом Риме и во всех римских городах строили амфитеатры - специальные сооружения для гладиаторских боев. На аренах амфитеатров умирали тысячи рабов. Какие выводы сделаете вы на основании этого факта о римском обществе? В случае необходимости учитель помогает выполнить задание:
- Из задания известно, что рабов заставляли убивать друг друга для развлечения римлян. Сделай вывод из этого факта.
- Римляне были очень жестокими людьми.
- Обоснуйте вашу мысль. - Выслушав ответ, учитель продолжает-«Какой другой вывод можно извлечь из того факта, что в Риме были рабы-гладиаторы?»
- Рабов в Риме было очень много. Они стоили дешево.
Учитель выделяет мысль об обилии рабов в Риме и жестоком обращении с ними. В дальнейшем изложении она обосновывается на конкретном материале.
2. Учащиеся знакомятся с картиной С. Вихарева «Бой гладиаторов в Колизее» или цветн. рис. 19.
Самый большой амфитеатр был выстроен в Риме в I в. н. э. Ое назывался Колизеем и вмещал более 50 тыс. зрителей.
В дни представлений амфитеатр всегда полон. В первых рядах сидят сенаторы, знатные дамы, любившие не меньше мужчин кровавые развлечения. Сюда приводили подростков: считалось, что вид крови, раненых и умирающих людей воспитывает мужество, презрение к опасности и физическим страданиям. Верхние ряды заняты простыми гражданами, а еще выше расположена галерея, где зрители стоят, прижавшись друг к другу, боясь пропустить что-нибудь из происходящего на арене.
Гладиаторы сражались парами или же целыми отрядами. Справа два гладиатора ожидают своего выхода. Возможно, это друзья, но через минуту им придется биться насмерть. Один из них называется «рыбак», у него прочная сеть и острый трезубец. «Рыбак» сражается полуголый. Гладиатор, называемый «рыбой», имеет панцирь и шлем, в руках у него щит и острый меч. Во время боя «рыбак» стремится набросить сеть на «рыбу» и пронзить его трезубцем. Но если гладиатор-«рыба» сумеет разрезать мечом сеть, «рыбак» окажется совершенно беззащитным.
За поединком «рыбака» и «рыбы» с замиранием сердца следили тысячи римлян. Это было жестокое зрелище, кончалось оно ранами, увечьем, а часто и смертью гладиаторов.
В центре картины изображено, как решается судьба поверженного, но еще живого гладиатора: зрители приговорили его к смерти. Если же публика считала, что раненый храбро сражался, она разрешала сохранить ему жизнь. Гладиатора лечили, а затем вновь заставляли сражаться на арене.
Задание: Сравните любимые зрелища греков- и римлян. Сделайте вывод об уровне развития культуры обоих народов в древности. (Увлечение гладиаторскими играми говорит о низменных вкусах и невысоком культурном уровне свободного населения Рима сравнительно с Грецией.)
3. Рабы в Риме, как и в остальных странах древности, использовались на самых тяжелых и вредных работах. Новым в Риме было широкое использование труда рабов в сельском хозяйстве. Учитель обращает внимание на то, что с указанным явлением учащиеся встречаются впервые. (Вспомните, кто обрабатывал землю в Аттике? Кто в древнем Египте?)
В Италии во II в. до н. э. появились крупные имения, в которых применялся труд десятков рабов. В таких имениях все меньше и меньше сеяли хлеб (им Италию снабжали провинции): земли отводились под виноградники и оливковые рощи.
Эти мысли конкретизируются с помощью картины Н. Лапицкого «В имении римского рабовладельца» (или цветн. рис. 18). Укажем два варианта ее использования.
Вариант I. Учитель конспективно, без оценки изображенного, сообщает: на картине показан сбор винограда, сарай, где рабы давят виноград тяжелым прессом, подле сарая управляющий отчитывается перед владельцем имения, рядом рабы просмаливают сосуды для оливкового масла, на заднем плане дворец богатого рабовладельца. Затем учащимся предлагается задание. «Рассмотрите картину и ответьте; «В каких условиях жили и трудились рабы в имении крупного рабовладельца?»
Вариант II. Учитель дает описание картины, используя прием драматизации. По ходу работы он вовлекает класс в беседу.
«Перед вами имение римского рабовладельца, расположенное где-то в Италии недалеко от берега моря. В таком имении работает пятнадцать-двадцать рабов, закованных в кандалы. Кто из вас найдет на картине владельца имения?» После выполнения задания учитель продолжает рассказ: «Одетый в белую тунику и тогу владелец имения, может быть, знатный сенатор. Он редко отлучается из Рима: приближаются консульские выборы, на которых этот рабовладелец рассчитывает одержать победу. Лишь на несколько дней приехал он в свое имение подышать морским воздухом, отдохнуть, а заодно и понаблюдать за хозяйственными работами.
Владелец имения стоит на хозяйственном дворе возле прочного, крытого черепицей сарая. В сарае худые, изможденные люди, обливаясь потом, нажимают на рычаг ручного пресса, выжимая сок из винограда. До чего же это изнурительная и однообразная работа!»
Задание: За трудом рабов наблюдает надсмотрщик. Предположите, что ответит надсмотрщик на вопрос: «Нельзя ли сделать так, чтобы быки, а не люди поднимали тяжелый каменный пресс?» Учащиеся обычно указывают на дешевизну рабского труда. Учитель может дополнить ответы:
- Возможно, надсмотрщик скажет: «Говорят, такое устройство кем-то придумано, но ни в нашем имении да, пожалуй, и нигде в округе его не увидишь. Господин считает, что труд раба обходится дешевле. За быком надо ухаживать, кормить его, пока он не станет сильным, а рабов после каждой победы римских войск можно купить почти даром».
Учитель продолжает:
- Представьте себе, что картина «ожила» и наполнилась звуками. Слышны рыдания стоящего на коленях старика. Решается его судьба. Прислушаемся, о чем говорят между собой управляющий и владелец имения. А надо сказать, что управ-ляющий тоже раб, но живется ему лучше, чем остальным невольникам. Боясь потерять свое место, он угодничает перед хозяином:
- Господин мой, что делать с этим стариком? Пять лет он в твоем имении: Он выполнял самую тяжелую работу, был лучшим рабом на прессе. А теперь он ослаб, стал калекой и никуда больше не годится.
- Он лодырь, - замечает рабовладелец,- накажи его.
- Все уже сделано, господин, его били кнутом, подвешивали на веревках. Это не притворство, он не может больше работать.
- Попробуй продать его, - говорит рабовладелец, - лишний нахлебник нам не нужен.
- Помилуй, господин, да кто же его купит? Его и даром-то никто не возьмет.
- Пожалуй, ты прав. Я велю отвезти его на пустынный остров на Тибре, - отвечает рабовладелец. - Туда свозят старых, никуда не годных рабов, и они подыхают там от голода и болезней.
Так бесцеремонно и безжалостно говорят эти двое о человеке, который им обоим по возрасту годится в отцы.
- А чем заняты у тебя эти рабы? - спрашивает рабовладелец (указкой учитель дотрагивается до двух фигур на переднем плане слева).
- Похвали меня, господин. Сбор оливок начнется только через месяц, а я уже приказал готовить сосуды, для масла. Посмотри: раб поставил на огонь медный котел, в нем кипит смола. Другой раб налил кипящей смолы в сосуд и вращает его палкой. Сосуды надо хорошенько обмазать смолой, иначе масло испортится и станет горчить.
- Не жалей рабов, - говорит рабовладелец, - заставляй их работать и в праздники, когда даже скот отдыхает. Быков жалей - они стоят дорого. А рабов теперь на невольничьих рынках сколько угодно.
Учитель говорит, что каждый из рабов, изображенный на картине, многое мог бы рассказать о тяжелой участи невольника. Для подтверждения этой мысли учитель может придумать историю, например, раба, размешивающего в сосуде кипящую смолу.
- Я родом из Сирии, и имя мое Деметрий. Я защищал свою страну от жестоких завоевателей - римлян. Многие из сирийцев, как и я, попали в плен. Я стал рабом и потерял здесь даже имя. Надсмотрщики называют меня Сириец. В прошлом месяце я бежал в горы вместе с двумя рабами. Легионеры преследовали нас. Мои друзья скрылись, а меня ранили камнем, пущенным из пращи, и связали. По приказу хозяина надсмотрщики исполосовали мне спину... Мы все ненавидим нашего господина и, как можем, вредим ему!
Конкретизируя последнюю мысль, учитель говорит: «В са-мом деле, рабы -в имении портят орудия труда, калечат хозяйский скот. Вот, например, эти двое, - учитель укажет на двух невольников, которых надсмотрщик выводит из жилища, напоминающего тюрьму (на картине-слева), - три дня назад они подпилили ось у телеги. Телегу тряхнуло на ухабе, ось сломалась, и все хозяйское добро оказалось в пыли. Кто-то донес на этих людей управляющему, и теперь их каждый день истязают и ставят на самую тяжелую работу». Учитель описывает жилище рабов:
- Несколько ступенек ведут вниз. Полуподвальное помещение, маленькие оконца под самым потолком закрыты решетками - дотянуться до них невозможно. Сыро и холодно, на земляном полу кое-где лежит солома.
«До каких пор мы будем голодать?! - говорят рабы. - Нам дают похлебку из прогорклой муки, немного упавших с дерева оливок да кружку воды, настоенной на виноградных выжимках. А наша одежда! Приближается зима, но, кроме жалких лохмотьев, у нас нет ничего. Но недолго нам оставаться в этой тюрьме. Ходят слухи, что в Сицилии восстали рабы, они расправились с рабовладельцами и стали свободными. Мы знаем: побег в горы труден, но возможен. А если удастся бежать, кто знает, может быть, доберемся до Сицилии. Лучше быть убитым в бою, сражаясь за свободу, чем умирать здесь медленной смертью».
Так учащиеся знакомятся с использованием труда рабов в сельском хозяйстве Италии во II в. до н. э., с положением рабов в имениях, с формам^ классовой борьбы.
4. Обобщая материал урока, учитель объясняет выражение «раб - говорящее орудие» (§ 47, п. 3). По представлениям римлян, раб был вещью, которой рабовладелец полностью распоряжался, причем такой вещью, которую часто не берегли, потому что стоила она дешево.
Домашнее задание: § 47. Вопросы и задания 1-2, 4 к § 47,
Дата: 2019-07-24, просмотров: 271.