Учащиеся знакомятся с греческим искусством - важнейшим этапом в истории мировой культуры.
Древние эллины строили большое количество разнообразных общественных зданий и сооружений, которые предназначались для использования всеми свободными людьми. Художественное назначение этих построек состояло в том, чтобы украсить город и прославить его.
Знакомя учащихся на двух-трех примерах со скульптурой V в. до н. э., учитель показывает, что в ней отражено представление греков об идеальном гражданине, гармонически развитом, смелом защитнике родины. Греки впервые стали изображать человеческое тело в сложном движении.
Урок целесообразно начать с изучения нового материала. Другие варианты: I. Б 2. II. Б 1-5. Вопросы и задания:
Б. 1. Как возник театр? 2. На какие три части делилось здание театра? Расскажите о назначении каждой. 3. Что вы знаете об актерах и хоре? 4. Расскажите о древних трагедиях и комедиях. 5. Назовите имена авторов трагедий и комедий и их произведения.
План изучения :
1. Архитектура.
2. Скульптура.
3. Живопись.
4. Афины - главный центр развития искусства.
Предложенные ниже варианты изучения различаются между собой средствами наглядности. Вариант I. Работа с рисунками учебника и картиной В. Синанй «Афинский акрополь». «На прошлом уроке рассматривалось театральное искусство,- говорит учитель, - на данном уроке вы познакомились с другими видами искусства: архитектурой, скульптурой и живописью».
1. Задание: Если бы вы побывали в древнегреческом городе, то заметили бы резкое различие между жилыми домами греков и общественными зданиями. Жилые дома даже богатых греков в V в. до н. э. были небольшого размера, в один-два этажа, и скромно обставлены. В то же время театры, храмы и стадионы строились большими и красивыми. Предположите, чем это можно объяснить. Учащиеся способны указать, что свободные греки много времени проводили вне дома - на агоре, в народном собрании, близ храмов, в театре, на спортивных площадках, поэтому они стремились украсить свои города. Дополняя, учитель объясняет, что в тех городах, где у власти стоял демос, считалось недостойным тратить много средств на украшение своего дома, на одежду, быть неумеренным в питье и пище. С детства будущим гражданам внушали, что общественное выше личного. Поэтому народное собрание не жалело средств на строительство общественных сооружений, прославляющих родной город.
Особенностью архитектурного облика греческих городов быг ло обилие портиков. Объяснив слово портик (полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживали колонны), учитель спрашивает: «Подумайте, почему в греческих городах было много портиков. Как это связано с климатом Греции и образом жизни древних греков?»
Наиболее распространенным общественным зданием в Греции был храм. При рассмотрении рис. 1 (стр. 156) вычленяются типичные черты греческого храма. В V в. до н. э. он обычно представлял собой окруженное колоннами прямоугольное каменное здание с двускатной крышей, колонны и стены храма располагались на трехступенчатом основании. Внутри греческий храм не был просторен. Здесь стояла статуя бога, которому храм был посвящен; находились ценные предметы, подаренные храму богатыми людьми; иногда в храме хранилась казна города-государства. Праздники в честь бога проводились не в его «жилище», не внутри храма, а снаружи, на площади. Поэтому архитекторы стремились достичь того, чтобы именно внешний вид храма был наряден и красив (Позже учащиеся узнают, что важной задачей, стоявшей перед строителями христианских храмов, была организация внутреннего пространства: по учению церкви, бог не нуждается в жилище; христианский храм является местом, где верующие собираются для совместных молитв).
Рассмотрите рисунок: сколько портиков имеет храм? Четыре портика, окружавшие здание, давали тень и прохладу в жаркий и душный день. Кроме того, они очень украшали храм. Чем? Учащиеся указывают на красоту колонн, а учитель описывает колонны основных греческих ордеров - дорического и ионического (рис. 2, стр. 156). Он говорит, что храм, окруженный колоннами, греки называли «окрыленным». Архитекторы стремились к тому, чтобы здание, выстроенное из камня, было похоже на живое существо. Решить эту задачу помогла колоннада, окружавшая храм. Колонны отбрасывают тени, по мере движения солнца эти тени бегут, скользят световые блики, и кажется, что храм меняет свои очертания и форму, он как бы живет и дышит.
Благодаря колоннам глаз зрителя не наталкивается на глухую стену, а проникает внутрь здания. Окруженный колоннами, «окрыленный» храм кажется более легким и красивым.
2. Греческая скульптура характеризуется в объеме учебника (§ 38, п. 2). Можно предложить одному ученику читать этот материал вслух, а остальным следить по учебникам. Рассматриваются рис. 1 (стр. 150) и рис. 3-4 (стр. 157).
На рис. 3 (стр. 157) изображен юноша, несущий на плече копье. Скульптор правдиво передает его мускулистое, напряженное тело - упругие сильные ноги, могучие плечи и грудь. Таким представляли себе греки защитника родины, гражданина города-государства.
Можно упомянуть, что произведения скульптуры раскрашивали яркимд красками (например, лицо, волосы, узоры на одежде).
Задание: Укажите на различия между греческой и египетской скульптурой. Дополнительные .вопросы: Кого прославляло искусство в Египте и кого в Греции? Какие различия в изображении людей вы заметили? Дополняя ответы, учитель отмечает, что египетские скульпторы изображали главным образом фараонов, вельмож и жрецов. Властители Египта представлены в торжественных неподвижных позах, соответствующих их положению. Греческие мастера изображали своих сограждан; они стремились подчеркнуть силу, мужество и красоту человека, прославить его доблесть, они показывали людей в движении, в действии. Глядя на прекрасное тело копьеносца, зрители не задумываются над тем, кого увековечил в своей статуе Поликлет: аристократа или бедняка. Мы восхищаемся красотой атлета, любуемся сильным и здоровым человеческим телом. Так же изображали греки и богов - в виде прекрасных людей.
3. В древней Греции была высоко развита живопись. Создавалось множество картин на стенах храмов и портиков, а также на глиняных табличках и деревянных досках. Почти все эти произведения погибли, и до нас дошли лишь описания картин да имена знаменитых художников.
Живописец Полигнот написал картину «Разрушение Трои» на стене здания, предназначенного для отдыха граждан. Художник изобразил страшную сцену разгрома города: убитые воины, объятые ужасом и горем пленные и рядом с ними победители-греки. Особую группу составляли Елена Прекрасная, окруженная рабынями, и горестная Андромаха, вдова Гектора, прижимающая к себе маленького сына. На картине были изображены воины, разрушающие стены Трои, за которыми виднелась голова деревянного коня.
Столь же известна была картина «Битва при Марафоне». Ее написал художник Микон на стене одного из зданий в Афинах. Здесь было изображено, как афиняне смело бросаются в бой; еще трудно сказать, кто победит, но вдали уже бегуг персы, и видно, как они вязнут в болоте (См.: Чубова А. П., Иванова А. П. Античная живопись.. М, 1966, с, 39, 43).
0 творчестве греческих живописцев можно судить по дошедшим до нас рисункам на глиняных вазах. Задание: Рассмотрите цветн. фото XIV. Объясните изображенную на вазе сцену, опишите каждого из ее участников. Какие мысли выражены этим изображением?
4. С афинским акрополем учащиеся знакомятся в форме воображаемой экскурсии (Прием описан в предшествующих изданиях данного пособия), путем объяснительного чтения учебника (стр. 158-159) или же слушая рассказ учителя.
Необходимо добиться того, чтобы учащиеся запомнили и оценили самый замечательный храм древней Греции - Парфенон (Название главного храма Афины происходит от слова «Парфенос» - по-гречески «девушка» (богиню Афину греки представляли в виде молодой девушки)). Он выстроен из великолепного мрамора, необычайного по своим качествам материала. В зависимости от освещения Парфенон меняет цвет на протяжении дня. Особенно красив храм Афины утром: золотистый в неярких лучах восходящего солнца, он четко выделяется на фоне голубого неба.
Греческие строители использовали высокий холм акрополя в качестве основания Парфенона: храм как будто врос в скалу и стал ее частью. Под влиянием времени изменился цвет каменных плит, из которых сложен Парфенон: с южной стороны, где больше солнца, мрамор приятнее для глаз, с северной он более темный и суровый.
Парфенон, как и другие греческие храмы, окружен колоннами. Он не имеет лицевой стороны (фасада), так как был предназначен для осмотра со всех сторон во время праздничных шествий.
Строители Парфенона учли особенности человеческого зрения. Все линии в Парфеноне кажутся нам совершенно прямыми: либо горизонтальными, либр вертикальными. Однако это лишь обман зрения, к которому сознательно стремились архитекторы. Так, они знали, что плоская поверхность издали кажется прогнувшейся в середине. Поэтому поверхность ступеней Парфенона почти незаметно повышается от краев к центру и потому кажется строго горизонтальной.
Строителям было также известно, что ряд вертикальных линий кажется несколько расширяющимся кверху. Поэтому колонны Парфенона слегка наклонены внутрь, но именно оттого зрителю представляется, что они совершенно вертикальные.
Создается впечатление, что колонны Парфенона одинаковой толщины. На самом деле угловые сделаны более толстыми, так как иначе, вырисовываясь на светлом фоне, они казались бы тоньше остальных.
Подобными приемами строители исправляли нежелательный обман зрения, который мог нарушить красоту здания (См.: Соколов Г. И. Акрополь в Афинах. М., 1968, с. 36-38; Брунов. H. И. Памятники афинского акрополя Парфенон и Эрехтейон. М., 1973).
Целесообразно сравнить Парфенон с памятниками египетской архитектуры. «Вспомните,- предлагает учитель,- какое воздействие на человека оказывали египетские пирамиды и храмы?» Выслушав ответ, он отмечает, что рядом с Парфеноном люди не чувствовали себя беспомощными и жалкими: Парфенон создавал у зрителя ощущение собственной значительности, приподнятости и праздничности, вызывал светлые и радостные переживания.
Учащиеся рассматривают современный вид Парфенона (обратная сторона обложки учебника). Знаменитый храм и в развалинах производит сильное впечатление.
В наши дни тысячи людей стремятся побывать на афинском акрополе, чтобы полюбоваться его замечательными памятникам. Современные художники и архитекторы используют в своем творчестве опыт, накопленный мастерами древней Греции.
Вариант II. Работа с диафильмом «Расцвет искусства Греции в V-IV вв. до н. э.» (кадры 24-46). Диафильм содержит задания, часть которых сходна с заданиями варианта I. Ниже поясняются наиболее трудные задания и приводятся главные дополнения учителя к кадрам.
На кадре 24 немощеная улочка в Афинах, пыльная в сухую погоду и грязная в дождливую. Дома не имеют окон, выходящих на улицу, комнаты освещаются и проветриваются через внутренний дворик.
Кадр 28. Учитель предлагает запомнить облик колонн и их названия. Дорическую колонну греки сравнивали с мужской фигурой, ионическую с женской, а самую нарядную - коринфскую - с девичьей. Выполняя задание, учащиеся способны заметить, что дорическая колонна не имеет основания (базы).
Отдельные ученики помнят, что скульптурная группа, изображенная на кадре 30, представлена в учебнике (стр. 107), они способны описать ее. Где троянцы и где греки? Кого изображает фигура в центре? На чьей стороне была Афина? (Афина помогала грекам, ее щит и копье повернуты против троянцев.) Учитель обращает внимание на то, что сражающиеся обнажены: этим условным приемом скульптор подчеркнул красоту человеческого тела (ср. с кадрами 33, 34, 36).
На кадре 31 - статуя Афины Парфенос. Какие другие статуи Фидия вам известны?
Кадр 34. «Дискобол», Греки часто изображали человека в сложном движении (в отличие от египтян, обычно изображавших людей в нескольких строго определенных позах, - пособие, стр. 56).
Кадр 36. «Обнаженная мужская фигура». Учащиеся высказывают разные предположения: «Это участник Олимпийских игр... Геракл... воин...» и т. п. Учитель поясняет, что греки изображали богов в облике прекрасных людей, поэтому трудно определить, чей образ воплощен в статуе (как полагают ученые, Посейдона или Зевса).
Кадр 42. Учащиеся укажут на типичные черты греческого храма, воплощенные в Парфеноне, если эти черты были вычленены при работе с кадром 29.
Другие варианты изучения нового материала: III. Работа с диапозитивами «Искусство древних греков». IV. Работа с кинофильмом «Памятники культуры древней Греции».
Домашнее задание: § 38. Задание 5 к § 38.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 252.