Понятие и признаки финансов. Исторические предпосылки возникновения финансовых отношений.
Термин finansia возник в XIII-XV вв. в торговых рядах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.
Выделим основные признаки финансов:
- наличие денежных отношений между двумя субъектами, т.е. деньги выступают материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть финансов);
- субъекты обладают разными правами в процессе денежных отношений: один из них (государство) обладает особыми полномочиями:
- в процессе денежных отношений формируется общегосударственный фонд денежных средств - бюджет (можно сказать, что эти отношения носят фондовый характер);
- регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-приоритетного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответственного фискального аппарата.
Можно выделить следующие предпосылки возникновения финансов:
1. В центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана, и самое главное - произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.
2. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.
3. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей
Содержание и задачи финансовой политики государства.
Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.
Финансовая политика прежде всего направлена на формирование максимально возможного объёма финансовых ресурсов, так как они – материальная база любых преобразований.
Цель проведения финансовой политики, а следовательно, управления финансами – финансовая устойчивость, которая проявляется в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, отсутствии государственного долга, твёрдой национальной валюте, в конечном счёте, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.
Главная задача финансовой политики – обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.
Финансовая политика делится на:
- Финансовая стратегия – это долговременный курс финансовой политики. Финансовая стратегия определяет действия государства в области развития финансовой системы и финансов. Стратегические направления определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны.
- Финансовая тактика направлена на решение конкретных задач конкретного этапа развития общества. Это конкретные методы и приёмы достижения поставленной цели в конкретных условиях.
Задачи финансовой политики в различные периоды развития общества.
1. В период эволюционного развития общественной жизни и стабильного государственного устройства: это обеспечение сохранения и упрочения существующей в данном государстве системы общественных отношений.
2. В период революционных изменений политические силы, заинтересованные в изменении сложившейся системы, проводят политику, направленную на разрушение действующей системы и формирование новой системы общественных отношений.
3. На современном этапе перехода от одной системы к другой задача ф.п. состоит не только в том, чтобы обеспечить материально эти преобразования, но и предотвратить социальную напряжённость в обществе и максимально смягчить трудности этого перехода. Напряжённость в обществе зависит от полярности материального положения отдельных групп населения, и чем многочисленнее та часть, которая проигрывает от социальных изменений, тем выше степень непредсказуемости хода и результатов политических и экономических преобразований.
Финансовая политика в её широком понимании включает:
1)Бюджетная политика включает политику бюджетных доходов и расходов, управление государственным долгом и государственными активами, бюджетный федерализм и систему управления государственными финансами. В этой связи на смену централизованной бюджетной системе пришла бюджетная система, основанная на реальной самостоятельности и равноправии бюджетов всех уровней в соответствии с БК РФ. Кардинально изменилась система управления финансами. На смену единому органу управления – Министерству финансов пришла целая система специализированных финансовых и контрольных органов: Гос.налог.служба, Счетная палата, Государственный таможенный комитет и
2)Задачи налоговой политики решаются принятием и введением в действие с 1 января 2001 части 2 Налогового Кодекса РФ. Наиболее существенные меры приняты в направлении стимулирования предприятий к начислению реальной з/п, а не её «уводу в тень»: установлена единая ставка подоходного налога (13%), снижены социальные начисления на ФОТ (введён единый социальный налог-взнос – 35,6% с применением регрессивной шкалы, в настоящее время ставка снижена до 26%). С 1 января
2002 года снижена налоговая ставка на прибыль с 35 до 24% с одновременной ликвидацией почти всех льгот.
3)Таможенную политику можно рассматривать как часть налоговой и ценовой политики, поскольку таможенные сборы оказывают прямое воздействие на цену товаров и услуг. Таможенная политика ограничивает или расширяет доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг и сдерживает или поощряет экспорт товаров и услуг из страны. Выбор направления таможенной политики должен соответствовать экономическому состоянию страны. Если мы сегодня зависим от импорта продовольствия и товаров повседневного спроса, это должно учитываться таможенными ставками. Но если эти ставки будут поощрительными, то отечественный производитель не сможет конкурировать с западными
товарами. (дешёвые «ножки Буша» стали причиной полного разорения Птицепрома).
4)Денежно-кредитная политика формируется Правительством РФ и Центральным банком РФ и ставит в ближайшие годы следующие основные приоритетные задачи: сохранение инфляции на уровне, обеспечивающем экономический рост, включая снижение процентных ставок; продолжение работы по совершенствованию платёжной системы, развитие безналичных расчётов, в том числе за счёт применения современных банковских технологий, сети Интернет и расширения использования платёжных карт; контроль за денежным предложением посредством установления целевых объёмов денежной массы, а также режим плавающего валютного курса.
Содержание финансовой политики определяется:
· соответствующей теоретической базой и разработанной на ее основе концепцией регулирующей роли государства в области финансов;
· разработкой основных направлений и целей для достижения сбалансированности макроэкономических показателей, обеспечивающих пропорциональность роста доходов и расходов государства на текущий период и перспективу;
· осуществлением практических мер по реализации указанных целей с помощью всей совокупности финансовых инструментов и государственных институтов
Формы безналичных расчетов
Существует несколько форм, в которых осуществляются безналичные расчеты:
· расчеты с помощью платежных поручений;
· расчеты посредством аккредитива;
· расчеты посредством инкассовых поручений или инкассо;
· расчеты через чековые книжки;
· расчеты с использованием пластиковых карточек;
· расчеты в виде перевода электронных денег.
Функции Центрального банка
Центробанк – главная (регулирующая) кредитная структура государства. В России функции Центрального банка (ЦБ РФ) заключаются в следующем:
формирование и реализация внутригосударственной кредитной политики;
выпуск в свободное обращение (эмиссия) национальной валюты – бумажных банкнот и металлических монет;
рефинансирование банковских институтов;
управление золотовалютным резервом;
разработка и реализация валютной политики.
Кроме этого, Центробанк играет роль главного расчётного центра банковской системы и всесторонне контролирует деятельность коммерческих организаций.
Коммерческий банк – это кредитная организация, предназначенная для привлечения средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, срочности и платности.
Характерной особенностью коммерческих банков заключается в том, что основной целью их деятельности является получение прибыли (в этом и состоит «коммерческая» основа их существования в условиях рыночной экономики).
Коммерческие банки выполняют все виды банковских операций.
Коммерческий банк считается созданным и приобретает статус юридического лица после регистрации его устава в ЦБР. Для осуществления банковской деятельности коммерческому банку необходимо получить лицензию (отдельно на проведение валютных операций). Плата за выдачу лицензий поступает в доход ЦБР.
Банк России может отозвать лицензию в следующих случаях: установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия; задержки начала осуществления банковских операций установления факторов недостоверности отчетных данных; осуществления банковских операций, не предусмотренных лицензией Банка России; неисполнения требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность и нормативных актов Банка России; неспособности удовлетворить требования кредиторов и т.д.
Свою деятельность коммерческие банки строят по следующим принципам:
· работа в пределах реально имеющихся ресурсов;
· стремление к получению прибыли;
· полная экономическая самостоятельность;
· уклонение от рисков;
· ответственность за результаты своей деятельности своими доходами и своим капиталом;
· предпочтение длительной перспективы краткосрочным результатам;
· взаимоотношения коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения;
· регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными) методами.
Функции коммерческих банков
Частные кредитные организации считаются основным звеном финансово-кредитной системы государства и предоставляют клиентам – вкладчикам и заёмщикам – широкий спектр услуг. Главные функции коммерческих банков – привлечение, плановое накопление и распределение средств, реализуемые в следующих видах операций:
регулирование денежного оборота;
посредничество в кредитовании граждан (в т.ч. предоставление ипотеки) и организаций-юрлиц,
перевод денежной массы между клиентами в форме безналичных расчётов, (посредничество в платежах);
консультирование, предоставление актуальной информации, повышение финансовой грамотности населения.
30. Формирование капитала и баланс коммерческого банка.
Формирование капитала и баланс коммерческого банка.
Баланс банка отражает текущее состояние финансов банка на определенную дату. Он показывает, какими ресурсами банк располагает и во что их вкладывает. Баланс банка сводится ежедневно в целях оперативного управления; в территориальное управление ЦБ баланс банка сдается ежемесячно.
Пассив баланса банка показывает объем и состав собственных и привлеченных средств, т.е. обязательства банка перед его кредиторами, клиентами и перед самим собой за оборот вложенных средств. Актив баланса банка отражает сделанные банком вложения - выданные кредиты, купленные ценные бумаги, приобретенную недвижимость, понесенные расходы.
Пассивные операции - это операции по привлечению денежных средств. Результатом проведения пассивных операций банка является формирование банковских ресурсов, которые отражаются в пассиве баланса банка. Источниками банковских ресурсов могут быть собственные, заемные и привлеченные средства. Основным источником формирования банковских ресурсов являются вклады клиентов (привлеченные средства).
Депозиты клиентов и их виды: бессрочные (до востребования), срочные (обязательства, имеющие определенный срок), условные (средства могут быть изъяты при наступлении заранее оговоренных условий).
Средства, хранящиеся на счетах до востребования, предназначаются для осуществления текущих платежей. По этим счетам банки выплачивают или крайне низкие проценты, или не выплачивают их вообще. Другой вид депозита — срочные вклады, т.е. привлекаемые банком на определенный срок. По этим вкладам выплачиваются более высокие проценты, зависящие от срока вклада, поскольку банки могут более длительное время распоряжаться средствами вкладчика и имеют возможность реинвестировать их. Чаще всего на срочные вклады помещаются средства целевого назначения, например, суммы, предназначенные для покупки оборудования через шесть месяцев.
Промежуточное положение между срочными и бессрочными вкладами занимает сберегательный вклад, открываемый с целью накопления или сохранения денежных сбережений (обычно это операции с населением).
Межбанковский кредит. К пассивным операциям, коммерческого банка относятся кредиты, полученные от других банков, за счет которых образуются заемные кредитные ресурсы коммерческого банка. Объектом межбанковского кредита (МБК) являются свободные кредитные ресурсы устойчивых в финансовом отношении бантов.
Собственные средства банка. Пассивные операции коммерческих банков связаны с формированием и развитием собственного капитала банка. К собственным средствам банков относятся уставный фонд, резервный фонд, другие фонды, образуемые за счет отчислений от прибыли банка, страховые резервы, а также не распределенная в течение года прибыль.
Образование уставного капитала банка происходит по-разному, в зависимости от его организационно-правовой формы. Резервные фонды коммерческих банков предназначены для возмещения убытков от активных операций, Формируется резервный фонд за счет ежегодных отчислений от прибыли в размере от 25 до 100 % величины уставного фонда. Специальные фонды формируются за счет прибыли для производственного и социального развития самого банка. Страховые резервы образуются банком при совершении конкретных операций (например, резервы под обесценение вложений в ценные бумаги).
Активные операции банков. Банковские активы состоят из капитальных и текущих статей. Капитальные статьи активов – земля, здания, принадлежащие банку; текущие – денежная наличность банков, учтенные векселя и другие краткосрочные обязательства, ссуды и инвестиции.
До 80% банковских активов приходится на учетно-ссудные или кредитные операции и операции с ценными бумагами.
Устойчивость банка в целом складывается из таких показателей его работы, как ликвидность, прибыльность и надежность прибыльности и ликвидности.
31. Ресурсы коммерческого банка, их состав, регулирование.
Ресурсы коммерческих банков представляют собой совокупность собственных и привлеченных средств, имеющихся в его распоряжении и используемые для осуществления активных операций. Масштабы деятельности банков зависят от совокупности объема ресурсов, которыми они располагают, особенно от суммы привлеченных ресурсов, формирующихся в результате пассивных операций.
Банки для осуществления своей коммерческой деятельности должны располагать определенной суммой денежных средств. Специфика деятельности банков заключается в том, что они, с одной стороны, привлекают из различных источников временно свободные денежные средства, а с другой — размещают их, удовлетворяя потребности предприятий, организаций, населения, нуждающихся в дополнительных ресурсах на условиях возвратности и платности.
Банковские ресурсы — совокупность средств, находящихся в распоряжении банков и используемых ими для кредитных и других активных операций. Следует различать термин "ресурсы банка" и термин "ресурсы кредитования". Второе понятие намного уже, поскольку определяет лишь ту часть ресурсов банка, которая используется им для кредитных вложений.
Источники банковских ресурсов образуются в результате проведения банками пассивных операций. Выделяют следующие основные группы пассивных операций коммерческих банков:
- первичное размещение долевых и долговых ценных бумаг собственной эмиссии;
- формирование и увеличение фондов банка;
- депозитные операции;
- кредиты и займы, полученные от других юридических лиц;
- другие операции.
При осуществлении коммерческим банком тех или иных пассивных операций у него образуются различные виды ресурсов: собственные и привлеченные.
Собственные средства коммерческого банка состоят из сформированных им фондов и прибыли, полученной банком в результате его деятельности в текущем году и на протяжении прошлых лет. Фонды банка составляют основу собственных средств. Каждый из них имеет определенное целевое назначение. Различаются также порядок и источники их формирования.
Регулирующая функция собственного капитала банка заключается в том, что центральные банки, устанавливая обязательные для всех коммерческих банков экономические нормативы, ряд которых связан с размером собственного капитала, имеют реальную возможность регулировать деятельность банков. Такими нормативами для банков Республики Беларусь являются: достаточность капитала; максимальный размер риска на одного клиента; максимальный размер крупных кредитных рисков; максимальных размер риска по средствам, размещенным в зарубежных странах, не являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития; максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика); максимальный размер собственных вексельных обязательств; норматив участия банка за счет собственных средств в уставном фонде одного юридического лица; максимальный размер привлеченных средств физических лиц и др.
Под структурой банковских ресурсов понимается соотношение долей различного рода ресурсов банка в их совокупном объеме. На структуру ресурсов оказывают влияние различные факторы:
- состояние рынка ссудных капиталов;
- наличие у банка соответствующих лицензий, дающих право осуществлять операции с иностранной валютой и средствами физических лиц;
- продолжительность деятельности банка, от которой зависят объемы собственных и привлеченных ресурсов;
- состав клиентуры, являющейся поставщиком привлеченных средств;
- тип банка (специализированный или универсальный) и др.
Особого внимания заслуживает управление ресурсам и коммерческих банков, которое представляет собой деятельность, связанную с аккумуляцией денежных средств, определением размера и соответствующей структуры источников этих средств в непосредственной увязке с размещением.
Таблица 3.8
Портфель ценных бумаг
Ценные бумаги | Количество ценных бумаг в портфеле, шт. | Начальная рыночная цена одной ценной бумаги, ден. ед. | Сумма инвестиций, ден. ед. |
А | 100 | 40 | 4000 |
В | 200 | 35 | 7000 |
С | 100 | 62 | 6200 |
Начальная стоимость портфеля, ден. ед. | 17200 |
Из приведенного расчета следует, что инвестор, поставивший перед собой цель – максимизацию доходности, – должен, казалось бы, включить в свой портфель только один вид актива, характеризующийся наивысшей эффективностью (в нашем примере – ценные бумаги В). Однако такой экстремальный подход, совершенно игнорирующий аргумент (показатель) риска, вряд ли можно считать практически приемлемым, так как в реальной действительности наблюдается закономерность роста степени рискованности ценных бумаг с возрастанием их доходности (т.е. имеет место прямая зависимость между этими двумя характеристиками ценных бумаг). Поэтому большинство инвесторов стремятся диверсифицировать свой портфель (не складывать яйца в одну корзину), снижая тем самым риск от потери своих средств при осуществлении портфельных инвестиций.
П/п
Наименование
Тем
Содержание
Аудиторные часы
СРС
Формы
Текущего
Контроля
Понятие и признаки финансов. Исторические предпосылки возникновения финансовых отношений.
Термин finansia возник в XIII-XV вв. в торговых рядах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.
Выделим основные признаки финансов:
- наличие денежных отношений между двумя субъектами, т.е. деньги выступают материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть финансов);
- субъекты обладают разными правами в процессе денежных отношений: один из них (государство) обладает особыми полномочиями:
- в процессе денежных отношений формируется общегосударственный фонд денежных средств - бюджет (можно сказать, что эти отношения носят фондовый характер);
- регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-приоритетного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответственного фискального аппарата.
Можно выделить следующие предпосылки возникновения финансов:
1. В центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана, и самое главное - произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств - бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.
2. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.
3. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей
Дата: 2019-07-24, просмотров: 283.