Типология исторических форм права и государства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. В государствах древнего мира индивид является свободным человеком и вместе с тем субъектом государства и права по этническому критерию. Так, афинскими гражданами и субъектами афинского права м.б. лишь члены афинских демов (родов), а членами римской гражданской общины, римскими гражданами и субъектами римского права - исконные римляне. По своему типу право и государство древности являются этническим.

Этот исходный тип права и государства выступает в качестве необходимой формы признания и закрепления факта деления людей на свободных и несвободных (по этническому основанию), причем отличие свободных от несвободных получает свое выражение и закрепление именно в том, что свободные - это субъекты права и государства, а несвободные (рабы) - это, соответственно, объекты права и государства.

2. Преодоление рабства ведет к становлению в средние века права и государства сословного типа. Прогресс свободы людей здесь состоит в том, что этнический критерий свободы (т.е. свобода одних и несвобода других) уступает место сословному критерию свободы. На этой ступени развития (исторический пример - европейский феодализм) рабов уже нет, в этом смысле все свободны, но мера этой свободы различна у представителей разных сословий. Свобода здесь носит характер сословных ограничений и привилегий. При таком сословном типе права и гос-ва каждый является S права и S гос-ва именно в качестве члена определенного сословия.

3. С преодолением феодализма на смену сословному строю приходит индивидуалистический (индивидуально-политический) тип права и государства. При этом типе государства и права человек является Sом права и государства как самостоятельный политический индивид (как отдельный гражданин), а не как член определенного этноса или сословия. Такая индивидуализация оснований членства в правовом и политическом сообществе в качестве субъектов права и государства происходит в результате постепенного обособления сфер частной и публично-политической жизни.

4. Современный (реально-исторический) тип права и государства – это смешанный тип, сочетающий в себе два различных компонента: естественноправовой и позитивно-правовой. Этот современный тип права и правового государства условно можно назвать естественнопозитивным, т.к. он представляет собой результат политического согласования и сосуществования в виде определенного государственно-правового целого (в форме единой системы права, закрепленной и действующей в одном государстве) двух традиционно противоположных начал - естественноправового и позитивно-правового подходов к праву и государству.

Естественноправовой компонент состоит в том, что здесь впервые в гос. порядке закрепляются определенные естественные права и свободы человека, им придается юр. (государственно-принудительная) сила и признается их приоритет перед всеми другими источниками единого действующего позитивного права. В рамках данного типа конституционно закрепленные естественные права и свободы человека обязательны для государства. Кроме того, здесь имеются различия прав человека от прав гражданина, которые означают, что человек - это лишь частное лицо: человек является Sом только естественных прав, но не прав гражданина. А гражданин как публично-политическое лицо - это и субъект естественных прав человека, и субъект особых публично-политических прав члена данного государства.

Права человека-гражданина в их соотношении с правами человека-негражданина (иностранца, лица без гражданства) представляют здесь государственно-правовые привилегии.

В целом современный естественнопозитивный тип права и государства представляет собой определенный компромисс между естественным и позитивным правом. Внутренняя противоречивость данного типа (отсюда и различие прав человека и прав гражданина) обусловлена тем, что последовательное (не ограниченное официальной властью и официальным правом) естественное право предполагает и естественное государство (такого гос-ва, гражданами которого являются все люди, каждый человек).

Вывод: отмеченные типы права и государства - этнический, сословный, индивидуально-политический и естественнопозитивный представляют собой исторически сменяющие друг друга формы и ступени роста в развитии человеческой свободы от древности до современности.

 

38.Общая характеристика множественности философско-правовых теорий: неогегельянство, неокантианство, экзистенционализм, феноменологизм и др.

_________________________________

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 256.