Предмет философии права
Понятие философии права было введено в научный оборот Густавом Гуго в конце 18-го в. Он писал, что юриспруденция состоит из 3х частей: догма права, философия позитивного права и история права
В Российских университетах тогда читалось два курса: Философия права и Энциклопедия права. В конце 19-го века читался курс теории права.
Право это совокупность правил поведения, определяющих границы свободы, равенства людей в реализации и защите их интересов, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их отношениях друг с другом, закрепленных в законе или ином официальном акте, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства.
Филосо́фия пра́ва— раздел философии и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места,его роли в жизни человека, общества и государства.
О предмете философии права нет единства в подходе. Так С. С. Алексеев: философия права представляет собой науку о праве в жизни людей, т.е. ее надо рассматривать через призму человека.
Тихонравов Ю. В. считает, что философия права – это учение о смысле права.
В. С. Нерсесянс считает, что цель разума заключается в поисках истины. Приближение к истине – задача любой науки. С точки зрения позитивного права вся истина кроется в самом законе. Нерсесянц предлагает в качестве предмета философии права рассматривать соотношение и различение права и закона.
Основными составляющими предмета философии права является:
1. диалектика, которая выступает как объект процесса развития правового бытия, и также как наука о законах, категориях, развитии права.
2. логика - использование логических средств и форм познания
гносеология - раздел философии, который изучает взаимоотношения субъекта и объекта познания бытия.
3. Методология философии права
Методология философии права – комплекс методов, помогающих проводить исследования в различных областях права и юриспруденции с философской точки зрения.
Что касается методологии философии права, то здесь прослеживаются такие значения:
· Теоретические основания познавательных процессов, обеспечивающие отражение познания с помощью общих форм, выяснение логических связей между компонентами любого исследования. Получается, что такая методология абсолютно самостоятельна и не определяется спецификой предмета, выступая в качестве единого метода. Благодаря ей выражается все, что сопровождает непосредственное постижение предмета или явления. В сущности, это логика познавательного процесса.
· Система специальных механизмов познания, благодаря которым постигается определенный предмет, исходя из его специфики и целей осуществляемого познания. Речь же идет не об общей методологии, а о каком-то конкретном методе.
Получается, что в методологии содержится достаточно методов, обеспечивающих познание, а также организационное познание. В качестве методологического предмета выступают особенные сферы теоретического познания, занятые выполнением методологических функций.
Методологические элементы
Следует уделить особенное внимание следующему блоку методологических элементов:
· Логическим.
· Концептуальных теорий, а также идей.
· Познавательных методик и принципов (которые раскрывают и отражают в теории контент изучаемого предмета).
Методика познания в данном случае способствует раскрытию и последующей систематизации контента изучаемого предмета. Как правило, сама методология рассматривается в качестве системы нескольких методов, которые используются, чтобы исследовать определенную реальность. В этом случае метод выступает в роли пути достижения поставленных целей и обретения новых знаний об изучаемой реальности.
Нормативистская аксиология
В рамках нормативизма, отождествляющего право и закон, отрицающего объективную сущность права и вместе с тем критерий отличия права от произвола, в принципе невозможно предметно говорить о собственно правовой оценке и правовой ценности закона.
В силу отрицания объективных, независимых от законодателя и закона, свойств и характеристик права нормативизм отвергает по существу собственно правовые ценности и признает лишь ценность закона (позитивного права). Причем признаваемая нормативистами "ценность" закона (позитивного права) на самом деле лишена собственно правового ценностного смысла. "Ценность" закона (позитивного права) – это его официальная общеобязательность, властная императивность, а не его общезначимость по какому-либо объективному (не властно-приказному) правовому основанию.
Показателен в этом отношении радикальный подход Г. Кельзена, согласно которому право ценно только как приказание, как норма. В таком смысле (как приказ, как норма) право характеризуется им как форма долженствования. При этом "норма" у Кельзена – это чистое долженствование-приказание, но не норма равенства, не норма свободы, не норма справедливости. Она ничего из формально-правовых характеристик права в себе не содержит. Кельзеновская норма (и вместе с тем форма права) - это "чистая" и пустая форма долженствования, пригодная для придания императивно-приказного статуса и характера любому произвольному позитивно-правовому содержанию.
Нормативистская гносеология
В основе нормативистской гносеологии лежит принцип признания (и знания) в качестве права лишь того, что является приказанием, принудительно-обязательным установлением официальной власти.
В силу такой ориентированности норматвистская гносеология по преимуществу занята:
1) выявлением, классификацией и систематизацией самих видов этих приказаний официальной власти, т.н. “формальных источников действующего права” (позитивного права, закона);
2) выяснением позиции законодателя, т.е. нормативно-регулятивного содержания соотв-ющих приказаний власти, выраженных в тексте официального акта.
Истина о праве, согласно нормативистской гносеологии, дана в законе, выражающем волю, позицию, мнение законодателя (суверена, гос-ва). Поэтому искомое истинное знание о праве носит здесь характер официально-властного мнения. По логике такого правопонимания, одна только власть, создающая право, действительно знает, что такое право и чем оно отличается от неправа. Наука же в лучшем случае может адекватно постигнуть и выразить это воплощенное в законе властно-приказное мнение.
Позитивистская гносеология тем самым по существу отвергает теорию права и признает лишь учение о законе, предметом ктрго является позитивное право, а целью и ориентиром – догма права, т.е. совокупность непреложных основных положений (устоявшихся авторитетных мнений, позиций, подходов) о действующем (позитивном) праве, о способах, правилах и приемах его изучения, толкования, классификации, систематизации, комментирования и т.д.
Конечно, изучение, комментирование, классификация и иерархизация источников позитивного права, выявление их нормативного содержания, систематизация этих норм и т.д., т.е. все то, что традиционно именуется юр. догматикой (догмой права) и относится к особой сфере проф. компетентности юриста, представляет собой важную составную часть познания права и знания о действующем праве. Но позитивистское ограничение теории права разработкой догмы права по существу означает подмену собственно научного исследования права его профессионально-техническим описательством, сведением правоведения к законоведению.
Позитивистская гносеология закона ориентирована не на познание сущности закона, не на получение какого-то нового знания о действующем праве, а на его адекватное в юридико-догматическом смысле описание. Всё знание о праве, согласно такому правопониманию, уже официально дано в самом позитивном праве, в его тексте, и основная проблема позитивистского учения о праве состоит в правильном уяснении и толковании текста закона и надлежащем изложении имеющегося в этом тексте официально-правового знания, мнения и позиции законодателя. При этом проблематика гносеологии права во многом сводится к вопросу о правильном лингвистическом анализе текста официального акта.
Предмет философии права
Понятие философии права было введено в научный оборот Густавом Гуго в конце 18-го в. Он писал, что юриспруденция состоит из 3х частей: догма права, философия позитивного права и история права
В Российских университетах тогда читалось два курса: Философия права и Энциклопедия права. В конце 19-го века читался курс теории права.
Право это совокупность правил поведения, определяющих границы свободы, равенства людей в реализации и защите их интересов, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их отношениях друг с другом, закрепленных в законе или ином официальном акте, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства.
Филосо́фия пра́ва— раздел философии и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места,его роли в жизни человека, общества и государства.
О предмете философии права нет единства в подходе. Так С. С. Алексеев: философия права представляет собой науку о праве в жизни людей, т.е. ее надо рассматривать через призму человека.
Тихонравов Ю. В. считает, что философия права – это учение о смысле права.
В. С. Нерсесянс считает, что цель разума заключается в поисках истины. Приближение к истине – задача любой науки. С точки зрения позитивного права вся истина кроется в самом законе. Нерсесянц предлагает в качестве предмета философии права рассматривать соотношение и различение права и закона.
Основными составляющими предмета философии права является:
1. диалектика, которая выступает как объект процесса развития правового бытия, и также как наука о законах, категориях, развитии права.
2. логика - использование логических средств и форм познания
гносеология - раздел философии, который изучает взаимоотношения субъекта и объекта познания бытия.
3. Методология философии права
Методология философии права – комплекс методов, помогающих проводить исследования в различных областях права и юриспруденции с философской точки зрения.
Что касается методологии философии права, то здесь прослеживаются такие значения:
· Теоретические основания познавательных процессов, обеспечивающие отражение познания с помощью общих форм, выяснение логических связей между компонентами любого исследования. Получается, что такая методология абсолютно самостоятельна и не определяется спецификой предмета, выступая в качестве единого метода. Благодаря ей выражается все, что сопровождает непосредственное постижение предмета или явления. В сущности, это логика познавательного процесса.
· Система специальных механизмов познания, благодаря которым постигается определенный предмет, исходя из его специфики и целей осуществляемого познания. Речь же идет не об общей методологии, а о каком-то конкретном методе.
Получается, что в методологии содержится достаточно методов, обеспечивающих познание, а также организационное познание. В качестве методологического предмета выступают особенные сферы теоретического познания, занятые выполнением методологических функций.
Методологические элементы
Следует уделить особенное внимание следующему блоку методологических элементов:
· Логическим.
· Концептуальных теорий, а также идей.
· Познавательных методик и принципов (которые раскрывают и отражают в теории контент изучаемого предмета).
Методика познания в данном случае способствует раскрытию и последующей систематизации контента изучаемого предмета. Как правило, сама методология рассматривается в качестве системы нескольких методов, которые используются, чтобы исследовать определенную реальность. В этом случае метод выступает в роли пути достижения поставленных целей и обретения новых знаний об изучаемой реальности.
Подходы, определяющие специфику методологии философии права
Для того чтобы больше понимать специфику методологии философии права, можно обратиться к определенным подходам, позволяющим интерпретировать представленное явление. Прежде всего, нельзя не сказать о научном подходе. Здесь к праву применяется сразу несколько методов, включая социологические, системные и так далее.
Однако у представленного подхода существует и определенный недостаток, связанный с отсутствием адекватного представления о синтетическом значении права, объединяющим правоведение с другими частными науками (а ведь взаимосвязи существуют, безусловно!).
Другим подходом может быть философский, подразумевающий философский взгляд на правовые определения и понятия. Здесь нельзя не упомянуть о диалектических и гносеологических категориях.
Наконец, самым рациональным может быть признан подход, который называется философско-правовым и, соответственно, определяет синтез философской науки и правоведения в качестве самостоятельной научной дисциплины, ответственной за проведение гносеологического анализа правового познания и понимания.
Третий подход предпочтительнее именно благодаря синтезу знаний и методов. Методология становится руководящей идеей, целым комплексом принципов мировоззрения, проявляющих себя при постижении права и правового обоснования. В сущности, методом может стать любое обобщенное знание, которое изначально направлено на получение новых знаний.
Вот почему всякая теория правоведения обладает методологическим значением, если рассматривать ее отношение к другим конкретным теоретическим или практическим системам. Актуальным также остается представление о том, что методологические знания должны быть синтетичными. Та же правовая методология является, прежде всего, сочетанием различных познавательных методик и принципов, которые вырабатывались ни одной общественной наукой, включая юридические дисциплины.
4. Функции философии права
Основными функциями философии права являются:
1. Мировоззренческая - наиболее общая функция права, она позволяет увидеть правовую сферу как подсистему более общей системы - социальной. Включение права в эту социальную систему помогает провести оценку права с точки зрения эффективности по отношению к обществу.
Субъектами мировоззрения являются отдельные личности, социальные группы, слои, классы. Философско-правовое мировоззрение представляет собой основу формирования правовой личности.
2. Методологическая функция. Эта функция, как считает Керимов, определяет место философии права. Он считает, что философия права должна разработать методологию всех юридических процессов. Философия права, таким образом, выступает в качестве методологической базы по отношению к другим юридическим наукам.
3. Гносеологическая функция. Предметная сфера гносеологии - познание права. Основная задача ее состоит в изучении предпосылок, условий истинности познания права. Гносеология, как функция ФП вкл. в себя принципы познания. В частности, это восхождение от конкретного к абстрактному и наоборот.
4. Аксиологическая функция. Аксиология – учение о ценностях. Здесь речь идет о ценностной ориентации философии права. Конечный результат - познание и разработка общего идеала. Исходя из современной конкуренции права, выступают такие ценности как равенство, свобода, справедливость.
В.С. Нерсесянц вводит метод, который меняет подход к понятию, что такое право – вводит принцип формального равенства (это правовая категория, являющаяся показателем правоотношений и подверженная деформациям на фоне смены политических режимов, экономических кризисов, религиозных потрясений, и т.д.). Это основной метод философии права, который импонирует Журавлеву.
5. Место философии права в системе наук
Первоначально термин "ФП" появляется в юр. науке. Так, немецкий юрист Г. Гуго пользовался этим термином для более краткого обозначения "философии позитивного права".
Философия права, согласно Гегелю, это философская дисциплина, а не юридическая, как у Гуго. "Наука о праве, - утверждал он, - есть часть философии. Предмет ФП Гегель формулирует след. образом: " Философская наука о праве имеет своим предметом идею права - понятие права и его осуществление".
Задача ФП, по Гегелю, состоит в том, чтобы постигнуть мысли, лежащие в основе права. А это возможно лишь с помощью правильного мышления, философского познания права.
Восходящие соответственно к Гуго и к Гегелю два подхода к вопросу об определении дисциплинарного характера философии права в качестве юридической или философской науки получили свое дальнейшее развитие в философско-правовых исследованиях 19-20 вв.
Но в целом со второй половины 19 в. и в 20 в. ФП по преимуществу разрабатывается как юр. дисциплина и преподается в основном на юр. факультетах, хотя ее развитие всегда было и остается тесно связанным с философской мыслью.
Поэтому было бы логично говорить, что мы имеем дело с междисциплинарной наукой, объединяющей те или иные начала как минимум 2х дисциплин – юр. науки и философии.
В ФП как особой философской дисциплине познавательный интерес и исследовательское внимание сосредоточены в основном на философской стороне дела, на демонстрации познавательных возможностей и эвристического потенциала определенной философской концепции в особой сфере права.
В концепциях же ФП, разработанных с позиций юриспруденции, при всех их различиях, как правило, доминируют правовые мотивы, направления и ориентиры исследования.
ФП призвана выполнять ряд сущ-ных общенаучных функций, как в плане междисциплинарных связей юриспруденции с философией и рядом других гуманитарных наук, так и в самой системе юр. наук.
Философия права – междисциплинарная наука. Если сопоставить ФП с социальной философией – предмет социальной философии шире, ФП и СП как частное и общее. ФП и социология права – две равноценные науки, ФП использует данные конкретные исследования социологии права, а социология права получает методологическое подкрепление от ФП. ФП и ТГП – у каждой есть свой собственный предмет и они трудно сопоставимы, хотя и близки.
6. Причины множества понятий и определений права и трудности в выработке единого универсального
Проблемы определения понятия права традиционно относились и
относятся к числу наиболее важных в отечественной и зарубежной
юридической науке проблем. В исследованиях государства и права им
всегда придавалось огромное значение.
К настоящему времени в отечественной и зарубежной научной литературе выработано множество различных определений права. И все они (не считая субъективных, умозрительных построений) в той или иной степени адекватно отражают реальную правовую действительность. Однако трудность выработки устойчивого, а тем более «все общего» понятия, охватывающего все стороны правового бытия, заключается прежде всего в сложности, многоуровневой и сильной подвижности во времени (различные эпохи) и пространстве (различные страны и правовые культуры) правовой материи.
Следует отметить, что право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается одним каким-либо смыслом. Право, писал один из них (Павел), употребляется по меньшей мере в двух смыслах. Во-первых, право означает то, что «всегда является справедливым и добрым», т.е. естественное право. Во-вторых, право-это то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право».
По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий, суждений. Однако изначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой отрасли права, как гражданское (цивильное), хотя и в модернизированном виде, но сохранились. В первую очередь это касается таких правовых институтов, как собственность, наследование, купля-продажа, и многих других.
Как в предыдущие годы и столетия, так и в настоящее время в полной мере сохранили свою значимость и актуальность, например, положения, сформулированные древнеримскими и древнегреческими юристами о неразрывной связи права и справедливости, права и добра.
Не утратили своего значения для современной юридической теории и практики, особенно для глубокого и всестороннего понимания сущности и содержания права, а также его определения положения, касающиеся естественного права.
Идеи и основные положения естественного права нашли свое отражение в конституционном и текущем законодательстве многих современных государств. Например, в Конституции Российской Федерации предусмотрено, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ч. 2 ст. 17). Это означает, что они не даруются и не устанавливаются «свыше», каким бы то ни было государственным или иным органом, а возникают и существуют в силу естественных, ни от кого не зависящих причин.
Несмотря на то что многие положения естественного права признаются и закрепляются в конституциях ряда стран, попытки определения общего понятия права с опорой и ссылкой на естественное право в его сочетании с позитивным правом в отечественной и зарубежной литературе воспринимаются не однозначно.
В практическом плане отсутствие единого «общемирового понимания и определения права» затруднит, вне всякого сомнения, использование права как регулятивного средства расширения и упорядочения межгосударственных и межрегиональных отношений.
Для решения вопроса о разработке общего определения понятия права, в равной мере охватывающего и отражающего как различные — позитивистские и естественно-правовые — взгляды и представления о праве, так и его национальные и региональные видения, необходимо, очевидно, одновременно идти, с одной стороны, по пути выявления и раскрытия его общеродовых с другими однопорядковыми явлениями (такими, как политика, мораль и др.) черт, а с другой — по пути установления и раскрытия его «специфических видовых признаков».
Кроме того, весьма важно, как справедливо отмечается в литературе, учитывать, что право — это не только весьма сложное, многостороннее, но одновременно и многослойное, многоуровневое явление1.
Будучи регулятором общественных отношений, право, независимо от того, как оно понимается и как определяется, всегда структурируется как минимум на трех уровнях или средах — нормы, идеи и отношения. С учетом данного обстоятельства в течение многих столетий формировалось и формируется нормативистское определение понятия права. Даже тогда, когда право определялось не только в объективном, но и в субъективном смысле, оно неизменно сводилось к норме. Право, следует рассматривать: «1) как совокупность норм, предоставляющих, но вместе с тем ограничивающих свободу лица, и 2) как свобода, предоставленная и ограниченная нормами»[1]. Под правом в объективном смысле, нужно разуметь совокупность всех юридических норм», а под правом в субъективном смысле «следует разуметь ту сферу внешней свободы, которая предоставляется человеческой личности нормами объективного права»[2].
Говоря об определении общего понятия права, а вместе с тем о формировании представления о его сущности и содержании, нельзя не обратить внимания наряду с отмеченными также на другие факторы, играющие важную роль в данном процессе. В частности, на те из них, которые связаны со служебной ролью и социальным назначением права в жизни общества и государства. Общепризнан тот факт, что в социальном плане право никогда не бывает абстрактным. Оно всегда выражает и закрепляет прежде всего полю и интересы стоящих у власти социальных классов, слоев, групп, прослоек. Нет права «вообще». Оно всегда конкретно и реально.
Несомненно, писал по этому поводу Е.Н. Трубецкой, что любое право «выражает собою правило поведения». В каком бы смысле мы ни употребляли слово «право», подмечал ученый, «мы всегда подразумеваем под ним что-то такое, против чего не следует посягать, чего не должно нарушать». С этим словом «в нашем уме всегда связывается то или другое поведение, предписание каких-либо положительных действий или воздержания от действий»[4].
Дата: 2019-07-24, просмотров: 409.