Термин «современная биология» активно начал эксплуатироваться в философии науки и медицины в середине прошлого, ХХ столетия. При этом он связывался с выдающимися открытиями в области физико-химической биологии, или, иначе говоря, - обнаружением «вещества наследственности», т.е. ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты). Именно в это время был расшифрован код наследственной информации и сформулированы два важнейших принципа молекулярной биологии: 1-й принцип - комплементарности и 2-й принцип - передача информации в живой клетке по линии ДНК-РНК-Белок.Особенно важным было возникновение и стремительное внедрение в новую биологию методов кибернетики и теории информации, теории связи и криптографии (греч. kryptos - скрытый и grappho - запись), познающие по-своему проблемы жизни.
Важным событием в развитии современной биологии следует признать возникновение науки с претенциозным названием -социобиология. Она возникла на стыке биологии и социологии в исследовании природы и функций человеческой жизни. Первоначально социобиология отечественными философами и учеными воспринималась как неоправданное увлечение биологизаторским началом в развитии человека. Сегодня же она получила научное и философское обоснование. Биосоциологию, как правило, определяют как систематическое исследование биологической основы всех форм социально-
го поведения у всех организмов, включая человека. Подлинным же научно-теоретическим и философским основанием и стержнем новой интегральной дисциплины - социобиологии стала генетика популяций и концепция естественного отбора. Тем самым причинной основой научного понимания и объяснения всех эволюционных событий любого масштаба стали служить генетические процессы, протекающие в рамках популяций живых организмов. Современную биологию и социологию роднит стремление переосмыслить и объяснить заново суть жизни как таковой в научно-конструктивном понимании природно-социального русла ее саморазвития. История взаимодействия биологической и социальной жизни человека предстает как становление локальных и глобальных сообществ людей. У ученых произошло осознание, что жизнь не может быть свойством неких тел или веществ, а только свойством систем, т.е. чего-то, что возникает в результате взаимодействия различных тел, веществ, структур, сил, полей и т.д. с человеком. С возникновением кибернетики, а затем и синергетики в науке произошло осознание решающей роли информации как важнейшего фактора таких естественных процессов, как саморегулирование и самоуправление жизненными процессами.
В зависимости от ситуации в человеческом сообществе проявляются то агрессивные, то альтруистические черты, что способствует в итоге выживаемости самого вида. Борьба агрессивности и альтруизма, в равной степени имеющих биологические корни, в чисто человеческой среде принимает форму нравственной коррекции, т.е. некоего суда совести. Не подавление врожденных биологических импульсов, а, напротив, следование им, считают социобиологи, способствуетвыживанию самого человечества. Часто биологическая преграда (невозможность уничтожить того, кто принял позу покорности) не дает развиться и распространиться групповой агрессии. А социально-культурные идеалы и нормативы в подобных случаях приказывают убивать. Поэтому понять и особенно оценить биологические предпосылки социальной стабильности, да и логику массового сознания невозможно без понимания биологических основ всех этих процессов.
Помимо чисто социологизаторских и биологизаторских трактовок природы человека существуют и дуалистические взгляды, выражающиеся в стремлении уравновесить роль и влияние социального и биологического. Однако, игнорируя суть диалектического снятия проблемы, т.е. преобразования биологического социальным, сторонники дуализма в лучшем случае ограничиваются толкованием простого
взаимовлияния этих двух факторов. Трудно представить себе что-то более проблемное по характеру, чем вопрос о взаимоотношении биологического и социального начал в различных вариантах (в жизни общества и в природе). Разнообразие мнений на этот счет так велико, что исключается возможность сколько-нибудь целостного взгляда на проблему. Далеко не все из высказывавшихся в последние годы точек зрения заслуживают одобрения; далеко не вся литература полноценна в научном отношении.
Биологическое начало в человеке - это природные законы обмена веществ и энергии, морфофизиологические особенности организма как основа жизни, обеспечивающая индивидуальное приспособление организма к окружающей среде. Под социальным же началом (в плане биосоциальной сущности человека) понимается некая система материальных условий и социально-культурных факторов общественного происхождения, а также совокупность межличностных коммуникативных и психоэмоциональных взаимосвязей и отношений. Именно они оказывают определяющее воздействие на все ключевые моменты жизни человека, его здоровье. Социобиологически каждый человеческий индивид уникален и феноменален. В связи с этим в научном и философском познании давно соперничают разные биологизаторские и социологизаторские концепции человека. Они односторонне характеризуют его, преувеличивая значение той или иной стороны бытия.
Проблема начинается там, где не ясны пути изучения. Что же касается самого факта наличия в человеческой жизни переплетения природных и общественных явлений, то для медицины и многих других наук он совершенно ясен, и делать проблему здесь не из чего. Много споров велось (они до сих пор не завершились) по проблемам, например, эклектического толкования тезиса о «биосоциальной сущности» человека. Видимо, ясность и очевидность природного начала в человеческом существовании послужила некоторым ученым, но прежде всего медикам, некой базой для необоснованного стремления ввести в сущностное определение человека именно биологический аспект. Однако научно объяснить и философски осмыслить развитие и поведение человека преимущественно в терминах и рамках социобиологии в принципе невозможно.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 236.