Проблема происхождения государства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Пристального внимания заслуживает вопрос о происхождении, сущности и функциях государства, так как именно государство является ядром политической системы, самым древним и развитым политическим институтом. Вот почему во всех крупных философских системах, начиная с античности, присутствует учение о государстве. Это теория идеального государства Платона, "Политика" Аристотеля, идеи Т. Гоббса и Дж. Локка об общественном договоре, диалектика гражданского общества и государства Гегеля, классовая концепция государства К. Маркса и В.И. Ленина.

Предметом особых дискуссий является вопрос о происхождении государства. Рассмотрим некоторые точки зрения на эту проблему. Античная философия в лице Платона и Аристотеля рассматривала возникновение государства как проявление естественных потребностей, присущих человеку. Формирование сословий философов, воинов и работников и было проявлением этих потребностей. У Аристотеля государство отождествлялось с обществом, поэтому политическая сфера охватывала все: семью, религию, культуру, искусство. Быть членом общества означало быть членом государства, следовательно, действовать в соответствии с его законами. Философия нового времени выдвигает договорную теорию происхождения государства, представителями которой были Т. Гоббс, Ж. Руссо, А. Радищев. Они полагали, что государство возникло в результате общественного договора, сознательно заключенного людьми. Это сила, служащая всему обществу: и богатым и бедным, оно формируется для обеспечения мира и безопасности граждан. Положительным моментом в этой теории было то, что впервые исследователи подчеркнули земное, человеческое, а не божественное происхождение государства.

Теория насилия, представленная Е. Дюрингом и Л. Гумпловичем, объясняла появление государства в результате войн и политического насилия, которые углубляют социальное неравенство, приводят к образованию классов и эксплуатации.

Существует также психологическая теория, которая рассматривает возникновение государства как результат того, что у одних людей существует потребность подчинять, а у других – подчиняться. Представителем этой точки зрения был, например, А. Шопенгауэр.

С середины XIX в. возникает новая классовая теория происхождения государства, которая получает свое логическое завершение в марксистской теории государства. Согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу государство возникает в результате раскола общества на антагонистические классы. Развивая именно эту, классовую, особенность государственного господства, В.И.Ленин пришел к выводу о том, что государство – это машина для подавления одних классов другими, аппарат насилия, который возникает в силу того, что классовые противоречия объективно не могут быть примирены. Оно появляется, возникает не в силу внешних причин (войны и политическое насилие), хотя и они тоже играют свою роль, но под воздействием внутренних экономических причин.

Решение проблемы происхождения государства определяет и ответ на вопрос о его сущности. Следует подчеркнуть, что в настоящее время постепенно преодолевается свойственный марксизму узкоклассовый подход к сути государства как только органа одного господствующего класса, противостоящего другим, как аппарата насилия, давления на общество. Государство остается институтом, при помощи которого экономически господствующий класс становится господствующим и политически. Но при этом подчеркивается и всеобщность ряда функций государства как органа, управляющего делами всего общества, а также выражающего в той или иной степени интересы и защищающего всех и каждого конкретного человека. Государство, таким образом, представляет систему организованной политической власти, направленной на регулирование как классовых, так и других социально-политических отношений. Оно является формой общественного сосуществования всех членов общества, выражая и охраняя права, обязанности и свободу каждого. Если партии и другие общественные организации представляют интересы отдельных классов и социальных групп в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес. Все это дает право сформулировать следующее его определение: государство есть социальный институт, осуществляющий всю полноту политической власти и управления на определенной территории.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 164.