Генетическая формула мифа (По Леви-Строссу)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Глубокие «психологические» формы, элементарные структуры мышления Леви-Стросс исследует, анализируя «дикое» мышление и мифы. При этом он не согласен с другим антропологом Люсьеном Леви-Брюлем, делавшим акцент на эмоциональном элементе «примитивного» менталитета. На самом деле, утверждает Леви-Стросс, первобытное мышление не менее логично, чем мышление цивильного человека, это подтверждают тотемические классификации и более чем рациональная каталогизация природных явлений. Строгую логику обнаруживает философ и в древних мифах, анализ которых дан в четырех томах его «Мифологик» («Твердое и мягкое», 1964; «От меда к пеплу», 1966; «Происхождение хороших застольных манер», 1968; «Обнаженный человек», 1972). Не произвольную фантазию, а логико-формальную структуру увидел Леви-Стросс в мифах, классифицирующих и осмысляющих феномены. Выяснив их синтаксическую организацию и разделив на бинарные группы, конъюнктивные и огтозитивные (герой и жертва, друг и враг, отец и мать, жесткое и мягкое), он группирует мифы, принадлежащие разным обществам и культурам не по содержанию, а согласно системе аксиом и постулатов. Последние составляют «лучший из возможных кодексов, дающий смысл бессознательному, внутренне присущему духу, обществам и культурам, выбранным из тех, что наиболее отдалены друг от друга». Следовательно, логика мифов «имманентна самой мифологии, а мифические схемы дают представление об абсолютных объектах». Мы намереваемся, писал Леви-Стросс, показать «не то, что люди думают о мифах, а то, как мифы думают о людях без их ведома... И, может быть, еще важнее отодвинуться от всего субъективного, чтобы понять, что мифы, в определенном смысле, обмениваются мыслями между собой».

Наиболее емкое представление о концепции бессознательного Леви-Строса дает его генетическая формула мифа, применимая так же и к расширенному воспроизводству отношений родства 3.

В случае воспроизводства родства ее можно прочитать следующим образом. «Так же как мужчины племени a вступают в брак с женщинами племени b, так и мужчины племени b вступают брак с женщинами некоторого третьего племени (не а) включенного в ту же общую цепочку брачных отношений, что и исходное отношение». Согласно данному прочтению расширенное отношение родства предполагает как минимум три элемента, но в то же время достаточно определить отношение двух из них, чтобы задать общий принцип генерации отношений такого рода. Теоретический же смысл данной формулы состоит в том, что она в обобщенной форме выражает условие устойчивой синхронности двух серий модификаций элементов a и b, относительно функций fx, fy, через отношение к произвольному третьему элементу. В данном случае не важен третий элемент сам по себе, но важен тот способ, посредством которого задается отношение к нему. Формула Леви-Строса описывает синхронность изменений a и b таким образом, что это описание принципиально отвлекается от какого либо содержательного истолкования указанной синхронности. Последнее означает, что оно не зависит от совместимости временных масштабов, или шагов модификаций внутри каждой из серий. Согласно данной формуле два процесса модификаций совпадают не на основе установления их изоморфности в диахроническом измерении, но по принципу двойной ошибки, т.е. через чисто формальное совмещение сбоев в обеих сериях. Выражение fa (Y), формально описывает любой объект, фазы временной модификации которого совпадают с фазами модификации а только тогда, когда а несовместимо с b. Иначе говоря, это выражение фиксирует сбой в синхронии а и b, — b оказывается опосредованно связанным с модификациями а в фазе, где а определяется через f(y) , в то время как по исходному положению левой части они синхронны только тогда, когда a определяется через fx. В свою очередь изменение нижнего индекса (fa-1) указывает на сбой в диахроническом ряду модификаций а. Таким образом, в целом выражение fa-1 (Y) отсылает нас к элементу, связь с которым по определению является ошибочной с точки зрения имманентных законов модификации обеих серий. Обобщая сказанное, можно заключить, что объективное бессознательное представляет собой особый способ отношения к изменяющейся реальности или к реальности изменения, суть которого состоит в формализации временности изменения: а именно, с диахроническими сбоями в одной серии изменений сопоставляются синхронические сбои в другой. В результате мы имеем дело с «логическим» временем Лакана, а не с «протекающей длительностью» Гуссерля.

С философской точки зрения важно, что указанная формализация снимает по сути высказанную Гуссерлем проблему имманентного времени сознания. Если длительности двух временных объектов сопоставляются формально, а не как явления протекания длительности, то и природа имманентной сознанию длительности как таковой утрачивает свой проблемный смысл. Значение этого обстоятельства обусловлено тем, что вместе со смыслом имманентной длительности под вопросом оказывается временная идентичность субъекта, лежащая в основе гуссерлианской феноменологии. Описанные Леви-Стросом объекты «третьего вида» бессознательны именно в том отношении, что способ их задания в объективном времени вещей безразличен к учреждению личной идентичности в имманентном времени сознания.



Дата: 2019-07-24, просмотров: 376.