Стадия зеркала» и ее роль в формировании психики.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Известный отечественный философ Вадим Межуев рассказывает, что, когда был студентом, он задал вопрос преподавателю психологу, узнает ли себя животное в отражении воды или зеркала. Из ответа преподавателя получилось, что известные строчки из басни И. А. Крылова: "Мартышка, в зеркале увидев образ свой...", годятся только для басенного жанра. Мартышка мол не узнает собственного изображения. В. М. Межуев по этому поводу пишет: "Способность узнавать себя в зеркале присуща человеку не от рождения. Известна первая реакция ребенка на зеркало: он либо проходит мимо, не реагирует на него, либо заглядывает за зеркало. В детской психологии существует даже термин "зеркальная фаза", обозначающий особый период в формировании детской психики, когда ребенок учится отличать себя от других".

На самом деле некоторые обезьяны узнают свое изображение, однако они не придают ему значения. Стадия зеркала уже не только момент, но и как структура субъективности или парадигма воображаемого. Анри Валлон показал, что с наступлением шестимесячного возраста у детей человека и шимпанзе можно зафиксировать узнавание собственного отражения. Шимпанзе быстро теряют интерес к своему открытию. Зеркало помогает ребенку развить чувство собственной идентичности.

Итак, в основе воображаемых отождествлений оказывается сопоставление с собственным отражением в зеркале. Как назвать эту идентификацию? Разумеется, воображаемой, потому что она в известном смысле убегает от прототипа. Зеркальная видимость творит образ себя. Это может реализоваться как в форме признания наличного изображения, так и в виде отвержения данного образа. Крыловская мартышка, как известно, "удавилась бы с тоски", если бы была похожа на собственное зеркальное отражение. Ей не нравятся ее ужимки и прыжки. Но в этом процессе содержится и возможность сотворения идеального Я, равно как и другого человека.

Одно из неоспоримых открытий Лакана — стадия зеркала. Она примечательна тем, что на ней рождается целостный образ человека. Важнейший этап становления человека, согласно Лакану, именно эта стадия — время между 6 и 18 месяцами жизни. Беспомощный младенец, еще не способный к координации движений, предвосхищает в своем воображении целостное восприятие своего тела и овладения им. Каким образом достигается ощущение целостного образа? Это происходит путем отождествления с образом себе подобного как целостной формой. Конкретный опыт выстраивания единого образа, т.е. восприятие ребенком своего отражения в зеркале, представляет собой матрицу и набросок будущего Я.

До зеркальной стадии ребенок не может переживать свое тело как некую целостность. Оно задается ему в виде аутоэротической автономности частей собственного организма. Но разглядев себя в зеркале, ребенок в отличие от крыловской мартышки испытывает восторг. Он фактически удваивает реальность — себя и свой образ. Начинается медленное продвижение к себе самому, к признанию себя. Это признание приходит извне. Оно и в будущем останется таким же зависимым от окружения. Как еще может человек осознать свою тендерную или возрастную идентичность без сравнения с другими?

В реальности организм младенца воспринимается как фрагментированный, в зеркале же возникает воображаемая целостность. Для каждого человека важно сохранить этот образ. Поэт Осип Мандельштам пишет: "Дано мне тело, что мне делать с ним? Таким единым и таким моим". Может быть, кто-то озадачен, прочтя эти строчки, зачем тут слово "единым", тело ведь не арматура, из которой торчат разрозненные прутья. Однако никто не гарантирует младенцу, что его тело будет восприниматься им как целостность. Без стойкого личностного ядра тело может оказаться в оковах психотического неразграничения внутреннего и внешнего. Тогда нарциссический образ, который скреплял единство тела, утрачивается. Надвигается психотический распад целостности тела. Это так называемое шизофреническое расщепление. В случае же регрессии тело оказывается по ту сторону зеркала, т.е. оно вообще не обретает воображаемого целостного облика.

На зеркальной стадии ребенок свой образ видит как целое, при сохраняющейся неспособности координации движений своего тела, что приводит к восприятию своего тела как фрагментированного. Возникает соперничество с собственным образом, поскольку целостность образа таит в себе угрозу распада. Возрастает агрессивное напряжение между младенцем и его образом. Для разрядки этого напряжения он начинает идентифицировать себя с образом. В этой первичной идентификации с двойником-отражением формируется Я. Однако у младенца может появиться и депрессивное чувство. Он воспринимает целостное тело матери как образец. Рождается идеал Я как обещание будущей целостности.

Стадия зеркала демонстрирует, что Я является продуктом ложного опознавания. Именно на стадии зеркала возникает отчуждение субъекта от самого себя и устанавливается воображаемый порядок. Беспомощный младенец, не способный к координации движений, предвосхищает в своем воображении целостное восприятие своего тела и овладение им. Этот единый образ достигается путем отождествления с образом себе подобного как целостной формой. Мы можем опознавать здесь набросок будущего Я. Ликование, с которым младенец принимает воображаемый образ, оказывается предвестием самотождественности и будущего контроля за ней.

Первичный опыт становится основой воображаемого характера Я, предстающего в качестве Я идеального и начала всех вторичных отождествлений. Субъект несводим к Я — к той воображаемой инстанции, от которой он себя отчуждает. Межличностное отношение, отмеченное воздействием стадии зеркала, это отношение дуальное, воображаемое, представляющее Я как другого, а другого — как alter ego. Расщепленное тело, а затем первичный нарциссизм. У Лакана стадия зеркала ретроспективно порождает фантазм расщепленного тела. Иногда страх по поводу расщепления тела порождается нарциссическим самоотождествлением, а иногда прямо противоположным образом.

Когда ребенку уже полгода, нецелостный образ матери, составленный из зрительных, слуховых, тактильных и обонятельных раздражений, — уже представлен как отдельная инстанция в психике. Мать в это время не выделяется в качестве объекта в полном смысле слова, так как у субъекта еще не сформировано представление о себе и о том, чем он не является. Раздражения от матери и след от них в качестве образа как раз и составляют в это время субъекта. Части собственного тела собираются в одно целое в облике другого.

В 1923 г. Фрейд написал, что человеческое Я возникает в результате отождествления с другими людьми. Собственное Я собирается из черт других. Другой человек оказывается чрезвычайно значимым. Сначала у новорожденного нет ясного образа самого себя, нет, следовательно, и границ идентичости. В процессе психического развития ребенка формируются границы Я, отношение к себе, обозначается Другой и отношение к нему. Значимый Другой ценен для ребенка, поскольку именно он закладывает всю основу дальнейшего его развития: смысл бытия, чувствование себя как творца свой судьбы, создателя или разрушителя жизни; как ошибка или счастливый случай рождения "на свет".

Другой может быть понят как значимый и близкий человек. В своих работах Ж. Лакан разделяет Другого (с большой буквы) и другого (с маленькой буквы). Идея З. Фрейда и Ж. Лакана — бессознательное есть дискурс Другого. Бессознательное говорит. Говорит языком Другого. Изначально Лакан говорит о другом, просто как о другом человеке. Постепенно другой раздваивается. Маленький другой — образ собственного я. Большой Другой — измерение других, которое остается неведомым говорящему, поскольку он обращается к другим в языке. Язык же всегда предшествует этим отношениям. Он принадлежит Другому. Да и обращение к другому всегда еще и обращение за его пределы. Обращение к другому — запрос к Другому. Маленький другой появляется на стадии зеркала как проекция я. Другой (маленькая буква) другим не является, он — отражение себя, он — другой, занимающий место я. Маленький другой как фантазм занимает "свое" "место" в воображаемом порядке. Этот маленький другой/Я стоит на пути к Другому. Большой Другой приписан символическому порядку, с ним имеет дело функция речи. Большой Другой — это и другой субъект, и тот символический порядок, который выступает посредником в отношениях с другим субъектом. Другой — место, в котором конституируется речь.

Обратимся к теоретически положениям, раскрывающим условия ранних объектных отношений, являющихся определяющими в формировании идентичности ребенка. Основным механизмом развития выступает идентификация. Развитие идентичности ребенка происходит в результате его идентификации со значимыми Другими, вследствие процесса развития объектных отношений, где первоначально значимым Другим выступает прежде всего мать либо лицо, ее заменяющее. Второй важной фигурой в жизни ребенка выступает отец — это период эдиповых переживаний, первых разочарований, ревностей, обид и соперничества. Фигура отца определяет формирование полоролевой идентичности ребенка.

Процесс идентификации — это самое раннее проявление эмоциональной связи ребенка с другим лицом. Идентификация — процесс и результат бессознательного отождествления человека с другим значимым человеком (прежде всего родителями), группой, образом или символом, т.е. принятие (часто некритическое) целей и ценностей, поведения и качеств человека (группы или общности), к которому индивидуум относится с уважением и которому хотел бы подражать. За счет идентификации у маленького ребенка происходит формирование поведенческих стереотипов, образующих черты личности, определение ценностных ориентации и поло-ролевой идентичности.

Идентичность является ключевым элементом субъективной реальности и формируется социальными процессами. Идентичность — "саморепрезентация", представление субъекта о своем телесном Я, своих ролевый образах и установки человека по отношению к себе, это результат синтезирующей функции на одной из границ эго, а именно границе с "окружением". Это внутренняя непрерывность и тождественность личности: субъект может ощущать себя, свое бытие как личности неизменным независимо от изменения ситуации, роли, самовосприятия; прошлое, настоящее и будущее переживаются им как единое целое; субъект ощущает связь между собственной непрерывностью и признанием этой непрерывности другими людьми.

В своих работах Лакан развивает мысль, что Я субъекта создается не под влиянием принципа реальности, не как система психологических защит (согласно А. Фрейд), а в результате серии идентификаций — с значимым Другим (здесь раскрывается тема желаний), далее в результате идентификации со своим собственным образом (стадия зеркала) и речи. В появлении себя, своего собственного Я принципиальную роль играют Другой и речь. Основные категории Лакана — желание, слово отца, речь.

Лакан отмечает, что формирование человеческого мира происходит в изначальном соперничестве, в смертельной схватке с другими. Желание обретается как желание другого не потому, что другой владеет ключом к желанному объекту, а потому, что за желанием какого-то объекта, будь то предмет или человек, скрывается желание быть признанным другим. Это желание быть желанным. Желание желания другого. Например, за желанием получить молоко стоит желание получить признание, любовь матери. З. Фрейд отмечает, что упрек в адрес матери заключается прежде всего в том, что она слишком мало отдавала молока, что свидетельствует о недостатке любви.

Желание утверждает нехватку существования. Если Я чего-то желаю, значит у меня нет того, что Я желаю. Значит, это находится за пределами меня. Желание не может быть удовлетворено. Удовлетворить можно не желание, а потребность.

Запечатлеваемый образ себя в дальнейшем действует как жизненно необходимая опора, как протез, без которого Я утрачивается в психотическом неразграничении внутреннего и внешнего. На стадии зеркала создается нарциссический образ, синтезирующий единство собственного тела, образа его. Свидетельством иллюзорности этого единства является тот психотический распад целостности тела, который встречается при шизофрении, при регрессии по ту сторону зеркала.

До стадии зеркала ребенок переживает свое тело не как целостность, а как автоэротическую автономию частей собственного тела. Встреча с зеркальным двойником приводит ребенка в восторг, а опыт "удвоения реальности" призван нейтрализовать угрожающий распад тела. Отождествляя себя с образом, приходящим извне, ребенок делает первый шаг к признанию себя — собственного я. Это признание приходит извне, и оно всегда должно будет приходить. Единство собственного Я будет носить отпечаток воображаемого, иллюзорного единства, поддерживаемого человеком на протяжении всей жизни. Признавая себя в других, человек будет радикально отчужден от себя в этой "объективирующей идентификации". Он будет вынужден соперничать со "своим" "собственным" образом.



Дата: 2019-07-24, просмотров: 233.